«Способы достижения предметных и метапредметных результатов в процессе обучения иностранному языку в условиях реализации ФГОС»
статья
Выступление на Педагогическом совете гимназии 31.10.2019г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 26.24 КБ |
Предварительный просмотр:
«Способы достижения предметных и метапредметных результатов в процессе обучения иностранному языку в условиях реализации ФГОС»
Главной целью современного образования является развитие и воспитание интеллектуальной, свободной, мобильной, нравственной и творческой личности. В свете международных критериев измерения качества системы образования, на одно из первых мест выходит проблема формирования мобильности, умения работать с информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях.
Такой подход нашел отражение в основных нормативных документах образовательной сферы, в частности во ФГОС .
Как известно, ФГОС требует метапредметного подхода к обучению, в результате которого должны быть достигнуты метапредметные результаты.
Формирование метапредметных результатов — одно из основных требований, которые, согласно Федеральным государственным образовательным стандартам, должны освоить обучающиеся.
Под метапредметными результатами понимаются освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
В соответствии с примерной программой основного общего образования изучение иностранного языка предполагает достижение следующих метапредметных результатов:
- развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
- развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией; поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
- развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
- осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Английский язык дает хорошую базу для развития метапредметного мышления, кроме того, учебный предмет «английский язык» метапредметен изначально. Именно на уроках английского языка учащиеся осваивают лексику, относящуюся практически ко всем сферам жизни, изучают грамматику английского языка, используя понятия и знания из уроков русского языка, выполняют математические операции на английском языке, знакомятся с культурой, историей и традициями стран изучаемого языка, что связано с уроками истории, географии, искусством; читают художественные тексты на английском языке, что позволяет ученикам расширить свои знания по литературе.
Рассмотрим примеры тем на уроках английского языка в рамках метапредметного подхода.
Английский и русский языки: заимствования. Сравнительная лингвистика: сходства и различия языков.
Английский язык и литература: британский и русский фольклор.
Английский язык и математика: числительные (порядковые и количественные). Счет.
Английский язык и окружающий мир: Погода. Времена года. Природные явления.
Английский язык и искусство: Цвета. Фигуры. Художники. Описание картин.
Английский язык и информатика: Написание электронного письма, поиск в интернете необходимой информации для урока или проекта.
Английский язык и биология: Животные. Тело человека.
Английский язык и география: Англоговорящие страны
Английский язык и музыка: Музыкальные жанры. Композиторы
Английский язык, история и обществознание: Политические системы англоговорящих стран и России
Известны ли способы достижения метапредметных результатов? Конечно да! У каждого учителя это свои способы.
Можно сказать, что достижение учащимися метапредметных результатов – это своего рода цель деятельности учителя, а различные формы организации учебно-познавательной деятельности и подбор учебных заданий – это инструменты деятельности учителя для достижения этой цели.
Остановимся на формах организации учебно-познавательной деятельности.
(часы, карточки: соотнести слово с картинкой, собрать слово или предложение и найти таким образом пару или группу для совместной работы ).
Речевая разминка в форме одновременного диалога
Обратимся к подбору учебных заданий.
Одной из технологий метапредметного подхода является технология критического мышления – способа исследования и обработки информации с использованием критериев для оценки и саму оценку для выявления необходимой важной информации.
А с помощью технологии критического мышления учащиеся учатся не запоминать информацию, а анализировать прочитанное, выбрать полезное для себя.
На своих уроках я иногда использую один из способов критического мышления fishbone. Это модель постановки и решения проблемы, которая позволяет описать и попытаться решить целый круг проблем. При овладении данной стратегией учащиеся приобретают такие метапредметные компетенции как:
— взаимодействие в группах;
— планирование или осуществление исследовательской деятельности;
— истолкование прочитанного и формулирование своей позиции, адекватное понимание текста;
— осознанное чтение текстов с извлечением необходимой информации.
Так на уроке обобщения и систематизации знаний по теме «Конфликт», учащимися актуализируется проблема семейных конфликтов. Она обозначается в голове скелета, на верхних косточках учащиеся записывают причины, на нижних – пути решения.
Урок по теме «Экология», можно провести в форме пресс-конференции, где учащиеся решают задачи, связанные с проблемами исчезновения некоторых видов животных. Основываясь на фактах, полученных при самостоятельном исследовании проблем данной территории, они не только должны найти пути их решения, но и активизировать знания специфической лексики в ситуации, приближенной к жизни.
При формировании умений планировать своё речевое и неречевое поведение можно предложить учащимся следующие задания:
1.Составь план рассказа о себе, используя ключевые слова.
2.Составь план прочитанного произведения.
3.Расставь пункты плана в логической последовательности.
Другим метапредметным результатом является развитие коммуникативных способностей школьников, умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей школьника. Для отработки этого умения на уроках английского языка используются инсценировки и имитации различных речевых ситуаций, включающих монологическую и диалогическую речь.
Примеры заданий на формирование монологической речи:
Расскажи о себе и своей семье.
Расскажи о твоем друге.
Опиши своё домашнее животное.
Примеры заданий на формирования диалогической речи:
Познакомься с новым учеником в твоем классе.
Прими участие в телефонной беседе.
Обсудите свои планы на каникулы.
Представьте, что вы в магазине.
Ещё одним метапредметным результатом является использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов.
На уроках английского языка при изучении различных грамматических явлений часто используются условные обозначения, в которых различные члены предложения, части речи, словообразовательные элементы изображаются в виде знаков и символов.
С помощью предмета «Иностранный язык» учащиеся развивают и шлифуют навыки и умения учебной и мыслительной деятельности, постепенно формирующиеся в процессе изучения всех школьных предметов. Это умение работать с информацией, осуществлять ее поиск, анализ, обобщение, выделять главное. Всему этому на уроке иностранного языка учит постоянная работа с текстом устным и письменным. При работе с письменным текстом отрабатываются специальные навыки прогнозирования его содержания, выстраивания логической последовательности, умение выделять главное и опустить второстепенное и т. п. Планируя свою монологическую и диалогическую речь, школьники учатся планировать свое речевое поведение в целом и применительно к различным жизненным ситуациям . Они учатся общаться, примеряя на себя различные социальные роли, и сотрудничать, работая в парах и небольших группах. В этом смысле потенциал предмета «Иностранный язык» особенно велик. Английский язык, как и многие другие предметы школьной программы, способен постепенно научить школьника осуществлять самонаблюдение, самоконтроль и самооценку, а также оценку других участников коммуникации.
В заключении добавлю. Мы часто сталкиваемся с отсутствием мотивации изучения английского языка. А мотивы определяются внутренними побуждениями человека. Поиск условий по формированию внутренней мотивации учащихся в изучении английского языка приводит к осознанию необходимости использования разнообразных инструментов деятельности учителя, введения новых интересных форм обучения и разработки оригинальных заданий.
Источник
Статья на тему «Способы достижения метапредметных образовательных результатов на уроках при реализации ФГОС НОО»
МБОУ «Новогригорьевская СОШДС»
« Способы достижения метапредметных образовательных результатов на уроках при реализации ФГОС НОО»
Выполнила: Биляк Лариса Михайловна
« Способы достижения метапредметных образовательных результатов на уроках при реализации ФГОС НОО»
Почему сегодня уделяется такое большое значение формированию метапредметных результатов? Что изменится, если у наших выпускников будет не только высокий уровень знаний, но и высокий уровень сформированности метапредметных результатов? Как практически совместить формирование предметных результатов и формирование метапредметных результатов за то же время, с той же программой?
В современных условиях школа должна : «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
Профессионалы 21 века – это специалисты широкого профиля, те, для кого не существует преград между смежными и совершенно несмежными областями знаний, те, кто понимают разные профессиональные языки, кто при решении сложных комплексных проблем могут вступать в полипрофессиональное взаимодействие, кто может без труда профессионально двигаться в разных полях практики.
Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий (УУД) – качественно новая задача, поставленная перед школой.
Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний, как в учебной, так и во внеучебной жизни.
Другими словами основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться, которое — предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции), то есть совокупность способов действий, обеспечивающих способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений).
Работая в начальной школе, приходится сталкиваться с рядом проблем, прежде всего, снижением мотивации учащихся к изучению предметов, что наиболее проявляется при переходе учащихся начальной школы на среднюю ступень обучения. Одной из причин снижения мотивации служит неумение учащегося работать с постоянно возрастающим объемом информации, выделением главного, систематизацией и представлением информации. Отсюда непонимание как сохранить в памяти весь учебный материал по предметам, для чего это необходимо. В результате возникает состояние психологического дискомфорта и желание отгородиться от факторов, его вызывающих. Как результат – невыполнение заданий, снижение качества знаний по предмету.
Учителя сталкиваются с ситуацией, когда учащиеся знают, но сформулировать четкий ответ не могут, испытывают трудности при самостоятельной постановке целей, учебных задач, а главное – в анализе результатов своей деятельности, что получилось, что нет, почему не получилось, что необходимо сделать, чтобы в следующий раз избежать неудач. Таким образом, для повышения качества знаний по предметам необходимо повышение мотивации учащихся к учению, создание психологически комфортной атмосферы, что предполагает овладение учащимися универсальными учебными действиями (УУД), необходимо показать возможное применение полученных знаний и умений в изучении других предметов, в каких-либо жизненных ситуациях.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет УМК («Планета Знаний», «Перспектива», «Школа России» «Школа -2100»), т.е. всех учебных предметов базисного плана.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся ряда регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.
К регулятивным универсальным учебным действиям относится:
— умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации(1уровень);
— умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характеристики ошибок (2 уровень);
— навыки саморегуляции (3 уровень).
К коммуникативным УУД:
— умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем;
— умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
— умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; владение монологической и диалогической формами речи; умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.
К познавательным УУД:
— способность обучающихся принимать и сохранять учебную цель и задачи (1 уровень);
— самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
— умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников (2 уровень);
— проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач (3 уровень) .
Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:
— решение задач творческого и поискового характера;
— учебное проектирование;
— итоговые проверочные работы;
— комплексные работы на межпредметной основе;
— мониторинг сформированности основных учебных умений.
Методы оценочной деятельности:
Может оцениваться сформированность умения работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д.
Формы оценки:
— индивидуальные, групповые, фронтальные;
— устный и письменный опрос.
Источник