Способы достижения поставленных целей маркетинга

Содержание
  1. Устанавливаем цели маркетинга «с нуля»
  2. Вводная информация
  3. Первый уровень: бизнес-цели
  4. Пример стратегических бизнес-целей предприятия:
  5. Второй уровень: маркетинговые цели
  6. Пример основных стратегических маркетинговых целей организации:
  7. Третий уровень: коммуникационные цели
  8. Пример коммуникационных целей маркетинговой деятельности:
  9. Четвёртый уровень: медиа-цели
  10. Пример медиа-целей:
  11. Результат постановки целей
  12. Маркетинговые цели: правильная постановка (с примерами)
  13. Как создавать правильные маркетинговые цели
  14. Как выбирать маркетинговые цели
  15. 8 примеров маркетинговых целей и как их измерить
  16. 1. Обеспечить избыточную долю голоса
  17. Как измерить
  18. 2. Повысить узнаваемость бренда
  19. Как измерить
  20. 3. Повысить спрос на продукт
  21. Как измерить
  22. 4. Увеличить объемы продаж
  23. Как измерить
  24. 5. Привлечь больше пользователей и клиентов
  25. Как измерить
  26. 6. Повысить качество и количество лидов
  27. Как измерить
  28. 7. Повысить пожизненную ценность клиентов
  29. Как измерить
  30. 8. Оптимизировать маркетинговую воронку
  31. Как измерить
  32. Заключение

Устанавливаем цели маркетинга «с нуля»

Без правильно установленных маркетинговых целей сложно написать эффективную маркетинговую стратегию, утвердить работающую маркетинговую политику и реализовывать маркетинговый план продвижения продукта. Стратегические цели в маркетинге являются основой любого бизнеса, имеют свою классификацию и четкий порядок формирования.

В статье мы расскажем о мировой практике разработки маркетинговых целей предприятия, опишем подробно каждый элемент дерева стратегических целей, разберем основные правила постановки долгосрочных и краткосрочных целей в маркетинге. А чтобы вы смогли использовать полученные знания на практике, в конце статьи приведен готовый пример формирования маркетинговых целей «с нуля».

Вводная информация

Стратегические маркетинговые цели любого бизнеса формируются в строгой последовательности, которая носит название «дерево- целей» (или «карта стратегических целей») и выглядит следующим образом:

Дерево целей представляет собой единую взаимосвязанную систему долгосрочных и краткосрочных целей организации. Основой такого комплекса целей являются глобальные, долгосрочные цели бизнеса в отрасли. А для достижения глобальных целей уже определяются оперативные и тактические задачи, которые выступают в роли краткосрочных целей.

Кратко остановимся на описанной выше классификации целей стратегического маркетинга и рассмотрим каждый вид маркетинговых целей подробнее:

При формировании целей помните, что удобнее работать и анализировать достижение целей, установленных по методике SMART.

Первый уровень: бизнес-цели

Бизнес цели являются отправной точкой для разработки целей маркетингового плана. Они становятся основой для постановки маркетинговых целей более низкого уровня и определяют долгосрочный вектор развития компании на рынке. Напрямую связаны с миссией предприятия.

Основная цель любого бизнеса — это рост прибыли, поэтому бизнес-цели должны устанавливать четкие задачи компании в трех направлениях: положение компании в сегменте или место на рынке; уровень продаж; уровень прибыли и норма рентабельности продаж. Бизнес цели являются главными финансовыми целями предприятия.

Пример стратегических бизнес-целей предприятия:

  • Удержать лидерство на рынке
  • Стать №3 в сегменте моющих средств
  • Достичь роста продаж, опережающего рост рынка
  • Рост прибыли и продаж на 20%
  • Удержать рентабельность на уровне 65%

Второй уровень: маркетинговые цели

Стратегические маркетинговые цели отвечают на вопрос: «Как должна измениться целевая аудитория и поведение целевой аудитории, чтобы достичь поставленных бизнес-целей организации». Другими словами, правильные цели маркетинговой деятельности выражаются в терминах: улучшения или изменения потребительской базы, направления роста аудитории компании; изменения привычек покупки и использования товара; повышения лояльности к продукту компании; привлечения новой аудитории.

Пример основных стратегических маркетинговых целей организации:

  • привлечь новую аудиторию (подробное описание новой ЦА) к потреблению бренда
  • увеличить частоту потребления и использования товара с 1 раза в неделю до ежедневного использования
  • привлечь к потреблению продукта всех членов семьи
  • повысить лояльность к продукту среди потребителей 35+ высокий доход
  • увеличить частоту пробных покупок среди молодой аудитории

Третий уровень: коммуникационные цели

Коммуникационные цели являются важным этапом маркетингового планирования и отвечают на вопрос: «Какое действие должен совершить потребитель после контакта с рекламным сообщением?». Из коммуникационных целей формируются цели для основных рекламных кампаний и отдельных маркетинговых коммуникаций. От коммуникативных целей зависит выбор креативной (что и каким способом сказать потребителю), выбор каналов коммуникаций (где показать рекламное сообщение) и частоты контакта с рекламным сообщением.

Выделяют четыре базовых коммуникативных цели для рекламной кампании товара: формирование потребности в категории, повышение узнаваемости товара, формирование определенного отношения к товару, стимулирование приобретения товара.

Читать подробнее о принципах определения и постановки коммуникационных целей в маркетинге в нашей статье: «4 коммуникационные цели маркетинговой деятельности компании».

Читайте также:  Перечислите основные способы оптимизации цепей поставок сокращение всех видов потерь

Пример коммуникационных целей маркетинговой деятельности:

  • Повысить культуру ухода за волосами: каждый раз после использования шампуня использовать ополаскиватель для блеска и гладкости волос.
  • 50% целевой аудитории после рекламной кампании должны узнать бренд визуально (находясь у полки магазина)
  • Укрепить имиджевые характеристики товара: серьезный, профессиональный, эффективный, поможет всегда, уверенный, целеустремленный.
  • Каждый пятый представитель целевой аудитории после контакта с рекламным сообщением должен подумать о покупке продукта

Четвёртый уровень: медиа-цели

Медиа цели выражаются в формате ключевых медиа-показателей, каналов коммуникации и прочих параметров, которые должны учитываться в процессе медиапланирования. Часто к таким целям относится размер рекламного бюджета.

Пример медиа-целей:

  • обеспечить охват 90% всей целевой аудитории бренда
  • задействовать каналы коммуникации с высокой вовлеченностью
  • достичь лидерства по доли голоса в медиа-канале «пресса»
  • обеспечить 90% покрытие ключевых регионов продаж

Результат постановки целей

В результате при разработке маркетингового плана, перед началом рекламной кампании у Вас должна быть следующая краткая форма целей:

Не забывайте: выполнение любой цели необходимо отслеживать. А причины перевыполнения или невыполнения целей анализировать, чтобы в дальнейшей маркетинговой деятельности учесть накопленный опыт.

Готовые решения

В разделе «Готовые шаблоны по маркетингу» вы можете скачать шаблон для управления маркетинговыми целями в компании и презентацию дерева целей.

Источник

Маркетинговые цели: правильная постановка (с примерами)

Статистика статьи

Показывает, сколько различных веб-сайтов ссылаются на этот контент. Как правило, чем больше сайтов ссылаются на вас, тем выше вы ранжируетесь в Google.

Показывает ежемесячный рассчетный поисковый трафик на эту статью по данным Ahrefs. Фактический поисковый трафик (по данным Google Analytics) обычно в 3–5 раз больше.

Количество ретвитов этой статьи в Twitter.

Поделиться этой статьей

Любой бизнес требует постановки маркетинговых целей, ведь благодаря им вы можете сосредоточиться на действительно важных вещах. Например, увеличение фолловинга в Instagram кажется неплохой идеей, однако она может не соответствовать вашим бизнес-целям.

Из этой статьи вы узнаете:

Как создавать правильные маркетинговые цели

Рассмотрим два примера:

Цель 1

Повысить продажи на 30 %.

Цель 2

Повысить продажи продукта XYZ в корпоративном сегменте США с 1 млн долл. США до 1,3 млн долл. США к концу 2021 года.

Вторая цель задает ограничение.

Первый же вариант, хоть и звучит разумно, однако является не лучшим примером маркетинговой цели, поскольку не соответствует SMART-критериям.

В менеджменте это понятие расшифровывается так:

Конкретность — четкое определение желаемого результата, отвечает на вопрос «кто, что, когда, сколько и т. д.».

Измеримость — вы должны иметь возможность отслеживать прогресс посредством ключевых показателей эффективности (KPI).

Достижимость — при постановке целей проявляйте смелость и в то же время будьте реалистом; в качестве критерия оценки используйте текущий рост.

Релевантность — соответствует ли цель общей маркетинговой и бизнес-стратегии?

Своевременность — задайте временные рамки для достижения цели.

Ваши цели должны соответствовать всем этим критериям.

Маркетинговая цель Ahrefs на 2021 год в соответствии со SMART-критериями можно сформулировать следующим образом:

Нарастить глобальную базу пользователей, верифицированных в сервисе Ahrefs Webmaster Tools, с 100 000 до 500 000 к концу 2021 года.

Впрочем, необязательно создавать всего одну маркетинговую цель. Определите несколько важных маркетинговых целей, понятных любому, а не только вашему отделу маркетинга.

Как выбирать маркетинговые цели

Конечно, вы можете создать множество маркетинговых целей, но это не обязательно. Майкл Портер сказал бы, что стратегия заключается в том, чтобы решить, что не делать.

Ниже перечислены несколько золотых правил выбора маркетинговых целей:

  1. Чем меньше, тем лучше. Чем меньше целей определено для маркетинговой кампании, тем более эффективной она будет. Так, лучше всего задать одну-две стратегических цели. Мы говорим это, основываясь на анализе кампаний, поданных на конкурс Effie Awards — аналог премии Оскар в сфере маркетинга.
  2. Сосредоточьтесь на краткосрочных и долгосрочных KPI. С достижением маркетинговых целей должны повыситься и краткосрочные и долгосрочные показатели эффективности в сфере маркетинга. Иными словами, выбирайте цели, непосредственно означающие большую прибыль, а также цели, способствующие продвижению бренда.

Как правило, идеальное соотношение между маркетинговыми расходами на рост продаж и продвижение бренда составляет примерно 40 к 60. Это один из важнейших принципов маркетинга.

Этому принципу посвящена отдельная публикация, основная мысль которой состоит в том, что продвижение бренда признано основным фактором долгосрочного развития и успеха.

Читайте также:  Лучшие способы начать диалог с девушкой

Приведем пример маркетинговой цели, связанной с KPI по продвижению бренда:

Повысить узнаваемость бренда среди веб-мастеров в США с 25 % до 40 % к концу 2021 года.

Если вам интересны логика и способы оценки маркетинговых целей, продолжайте чтение.

8 примеров маркетинговых целей и как их измерить

Рассмотрим примеры маркетинговых целей:

Итак, начнем разговор о целях, связанных с продвижением бренда.

1. Обеспечить избыточную долю голоса

Долю голоса (SOV) традиционно определяют как показатель рекламной активности в сравнении с конкурентами. Впрочем, учитывая то, что большинство брендов борются за видимость в органических каналах, таких как соцсети и поисковые системы, в это определение можно включить степень видимости бренда на рынке.

Это отличная маркетинговая цель, ввиду сильной зависимости между SOV и долей рынка. Если доля голоса превышает долю рынка, создается избыточная доля голоса (англ. excess share of voice, eSOV). В долгосрочной перспективе доля рынка также должна расти.

Естественно, этот показатель сложно отследить по всем каналам. Для решения этой проблемы следует разбить цель с учетом наиболее важных каналов.

Вот несколько примеров:

Повысить видимость при органическом поиске в США с 6 до 8 % к концу 2021 года.

Повысить число показов рекламы при поиске с 47 % до 65 % среди покупателей сервиса Site Audit в США к концу 2021 года.

Повысить ежемесячный охват аудитории маркетинговых подкастов с 300 до 500 тысяч человек к концу 2021 года.

Как измерить

Способ измерения SOV зависит от выбранного канала. Так, при органическом поиске проще всего отследить главные ключевые фразы в Rank Tracker, добавить домены конкурентов и проверить показатель «Видимость» во вкладке Competitors overview (Обзор конкурентов).

Для показателя «Видимость» отображается процент переходов на ваш или конкурирующий веб-сайт по отслеживаемым ключевым фразам.

2. Повысить узнаваемость бренда

Узнаваемость бренда обозначает уровень знакомства целевой аудитории с вашим брендом. Например, когда вы вспоминаете бренды электромобилей, то скорее всего в первую очередь в голову вам приходит Tesla, а не Rivian. Дело в том, что Tesla отличается более высоким уровнем узнаваемости бренда среди потребителей.

Об узнаваемости бренда можно узнать две вещи:

  1. Значимость. Приходит ли ваш бренд на ум потребителям в вашей нише? Иными словами, какой процент потребителей на вашем рынке знает о вас?
  2. Позиционирование. Находит ли позиционирование вашего бренда отклик у потребителей? Создает ли ваша маркетинговая коммуникация правильные ассоциации с вашим брендом?

Как измерить

Измерение узнаваемости бренда выполняется посредством исследования рынка, ведь получить ответы можно на основе репрезентативной выборки рынка. Получить исчерпывающие данные помогут только компании по исследованию рынка, специализирующиеся в этой области.

3. Повысить спрос на продукт

То, что потребителям знаком ваш продукт, еще не означает, что они захотят его приобрести. Вы наверняка видели новые смартфоны со складным экраном, но вряд ли в ближайшее время захотите приобрести себе такой.

Повышение спроса – отличная маркетинговая цель, если вам кажется, что движение от узнаваемости вашего продукта среди потребителей до желания его приобрести застопорилось.

Как измерить

Быстрый, хоть и ненаучный способ измерить эту цель – изучить тренды органического трафика по брендовым продуктам в сервисе Google Search Console. Чем больше поисковых запросов по вашему бренду поступает в Google, тем больше людей хочет узнать о вашей компании и продуктах.

Я рекомендую изучить данные за последние три месяца в годовом сравнении, включив только поисковые запросы, содержащие наименование вашего бренда.

Впрочем, вы получите лишь количественные данные. Чтобы получить более точные результаты, придется провести старое доброе исследование с помощью специализированной организации.

4. Увеличить объемы продаж

Увеличение объемов продаж – первая краткосрочная маркетинговая цель в вашем списке, непосредственно связанная с доходом. Необходимо знать, какие финансовые показатели наиболее целесообразны для измерения на основе модели и планирования вашего бизнеса.

Кроме того, рост продаж может быть связан с определенным продуктом или услугой. Таким образом, при определении целей, связанных с увеличением объемов продаж, варианты практически безграничны.

Как измерить

Показатели продаж должны быть точными и легко поддаваться измерению. В противном случае можно получить нагоняй от бухгалтера. Система управления клиентской базой (CRM), расчетный узел и прочие инструменты финансового управления должны содержать точные цифры.

Читайте также:  Способ распространения плодов клубники

Здесь нужно отметить один момент. Используйте функцию отслеживания Enhanced Ecommerce в Google Analytics только для целей анализа сбыта. В Google Analytics данные по умолчанию искажены, что может привести к ошибкам отслеживания.

5. Привлечь больше пользователей и клиентов

Увеличение объема базы пользователей не обязательно означает повышение прибыли, однако его потенциальные последствия далеко не исчерпываются финансовыми показателями.

Например, в сентябре 2020 мы выпустили бесплатную версию нашего набора инструментов для SEO Ahrefs Webmaster Tools. Так мы стали больше на слуху у потребителей, расширили базу пользователей и представили наш продукт большей аудитории. Все это способствует долгосрочному росту.

Как измерить

Используйте данные из системы CRM. Естественно, эта маркетинговая цель не годится для производителей, чьи вещественные товары продаются в супермаркете.

6. Повысить качество и количество лидов

Ваш бизнес основывается на подписке? Тогда эта цель может быть для вас оптимальной.

Цель состоит в оптимизации работы с потенциальными клиентами, которые с большей долей вероятности приобретут ваш продукт.

Как измерить

Количество лидов легко определить: эти данные содержатся в вашей системе CRM. А вот для отслеживания качества лидов потребуется больше усилий и планирования.

Я советую применять систему лид-скоринга. Разработайте автоматизированную систему для скоринга (оценки) всех лидов на основе предоставленных ими данных.

Для оценки стоит использовать следующие виды данных:

  • Прогнозная покупательная способность компании.
  • Тенденции пользовательского поведения и действий в приложении или на веб-сайте.
  • Бесплатный режим и установка.
  • Все сказанное пользователем вашему клиенту или продавцам.
  • Прочие данные, собранные при регистрации пользователя.

Рекомендую посоветоваться со специалистом по аналитике. Некоторые CRM-платформы, например Hubspot, имеют встроенную функцию лид-скоринга, но не факт, что это решение подойдет для вашей модели.

7. Повысить пожизненную ценность клиентов

Пожизненная ценность клиентов (англ. customer lifetime value, CLV) – это показатель, при помощи которого можно определить, сколько средств отдельный клиент потратит на ваши продукты или услуги. Повысив ценность рядового клиента, вы не только улучшите свои финансовые показатели, но и сможете вкладывать больше средств в привлечение новых клиентов.

Как измерить

Вот основная формула для расчета CLV:

Сред. стоимость заказа х Среднегод. частота покупок х Сред. срок жизни клиента

Если средняя стоимость заказа – 100 долл. США, клиенты покупают продукт четыре раза в год и являются постоянными клиентами в среднем в течение трех лет, то показатель CLV будет равен 100*4*3 = 1200 долл. США.

При определении целей, связанных с CLV, используется три разных показателя. Повысьте любой из них – и значение CLV также вырастет.

8. Оптимизировать маркетинговую воронку

Допустим, вы продаете кухонную утварь. Большинство покупателей вы привлекаете следующим образом:

  1. Человек видит ваши рекламные посты в соцсетях.
  2. Затем переходит по ссылке.
  3. Подписывается на рассылку для получения скидки за первую покупку.
  4. Приобретает ваш хит продаж.
  5. Становится постоянным покупателем.

Эта модель носит название маркетинговой воронки, поскольку на каждом из вышеперечисленных этапов люди отсеиваются. Не все перейдут по вашей ссылке в Facebook. Не все перешедшие по ссылке подпишутся на вашу рассылку. Не все подписавшиеся на рассылку приобретут… В общем, идея ясна.

Вам нужно определить, на каком этапе отсеивается больше всего людей, и предпринять меры, чтобы исправить ситуацию.

Например, многие люди просматривают вашу рекламу, но не подписываются или не покупают ваш продукт. Именно это слабое звено нужно исправить.

Как измерить

Все зависит от ограничивающего фактора. Вот несколько показателей, которые можно отслеживать на разных этапах воронки:

Узнаваемость — SOV, узнаваемость бренда, объем трафика.

Интерес — подписчики по электронной почте, постоянные посетители.

Принятие решения — качество трафика.

Конверсия — показатели эффективности рекламы, объем продаж, средняя стоимость заказов.

Удержание — индекс NPS, коэффициент оттока, срок жизни клиентов.

Что и как измерять вы поймете, определив ограничивающий фактор.

Заключение

Маркетинговые цели определяются не единожды. Оценивать свой успех следует ежегодно, и если требуется, корректировать различные моменты, чтобы обеспечить достижение своих бизнес-целей.

На то, чтобы сократить список до наиболее значимых целей, уйдет некоторое время, но это того стоит.

Есть вопросы? Свяжитесь со мной через Twitter.

Источник

Оцените статью
Разные способы