Орден Иезуитов
Краткая история ордена иезуитов — одного из самых загадочных орденов Католической церкви.
Периодически, когда люди видят какую-то подлость или хитрость, они называют это «иезуитством». У иезуитов дурная слава по всему миру. В частности, некоторые христиане доходят до того, что называют их «наемными убийцами католической церкви», людьми, которые всегда преследовали только свои корыстные цели. Также иезуиты являются неотъемлемыми действующими лицами крупных конспирологических теорий.
Сегодня мне бы хотелось рассказать вам историю становления и деятельности ордена иезуитов в Европе и в России. Чтобы дать вам пищу для размышлений: в чем была ошибка или успех их методов, и можем ли мы чему-то от них научится (а, может, и учиться нечему)?
Цель оправдывает средства
Начнем издалека. В конце 15 – начале 16 века в Италии жил известный философ, писатель и мыслитель Николо Макиавелли. Ему приписывается известная фраза: «Цель оправдывает средства». То есть, если у человека имеется некая светлая и прекрасная идея, задумка или мечта, то он может оправдать любые способы её достижения.
В наше время эта фраза, к сожалению, актуальна как никогда. Многие современные деятели для достижения своих, как они считают, достойных целей, готовы на всё. Порой они буквально шагают по людским судьбам, жертвуя здоровьем людей и их близких, настоящим и будущим тех, кого ведут к этим светлым ориентирам.
Интересно, что эта крылатая фраза, по некоторым источникам, принадлежала не Макиавелли, а другому человеку – Игнатию де Лойоле, основателю ордена иезуитов и прославленному святому католической церкви. Лично я не удивлен этому. Эта мыль красной нитью проходит через всю историю созданного Лойолой ордена иезуитов: цель оправдывает средства.
Основание ордена иезуитов
Как появился орден иезуитов? Основан он был 15 августа 1534 г. в Париже доном Игнасио Лопес де Рикардо Лойолой. Он родился 23 октября 1491 года в Испании. По происхождению – обычный знатный дворянин, хоть семья его и не была особо богатой. Он был у родителей тринадцатым ребенком, потому они отдали его на воспитание своему другу – отставному королевскому казначею. Тот еще сохранил связи при дворе, так что через некоторое время устроил молодого человека в свиту короля Фердинанда III.
Таким образом, Игнатия ждала праздная юность поклонника рыцарских романов, вина, женщин и военной славы. Уже много позже сам Игнатий напишет в своей «Автобиографии» о себе такие строки:
«До двадцати шести лет он был человеком, предавшимся тщеславию света. Наибольшее наслаждение доставляло ему владение оружием, сопровождавшееся великим и суетным желанием снискать себе славу»[1].
В одном из военных походов Игнатий получает серьезную травму обеих ног. Вернувшись домой, он через некоторое время обнаружил, что одна кость срастается криво, что поставило бы крест на его военной карьере. Чтобы это исправить, Игнатий соглашается на две очень болезненные и мучительные операции. В итоге на всю жизнь одна нога у него оказалась короче другой. Этот эпизод показывает, на какие серьезные жертвы готов был идти человек для достижения своих целей.
Получив такую тяжелую травму, Игнатий начинает переосмысливать свою жизнь. Может случайно, а может благодаря заботливой матери, к нему в руки попадает Евангелие. Биографы-иезуиты считают, что, возможно, по причине особой склонности Игнасио к рыцарским романам, ему после прочтения Евангелия приходит мысль об особом пути, сверхъестественном избрании, призвании стать спасителем Церкви. Крепко обдумав такое свое новое положение, он в 1522 году тайком покидает родительский дом. Игнасио оставляет свое оружие, военный мундир, одевает лохмотья и поселяется в пещере близ города Манреса.
Именно там он и пишет свою первую книгу «Духовные упражнения», которая, в последствии, станет настольной книгой всех иезуитов. Через год Игнатий, наполнив свое сердце желанием поклониться Гробу Господню и обратить в христианство всех мусульман-сарацинов, покидает Манресу.
Игнатий Лойола
Прибыв в том же году в Иерусалим, он столкнулся с весьма пренебрежительным приемом от своих братьев-католиков ордена францисканцев. Они поднимают его на смех из-за проповедей, наполненных рассказами о сверхъестественных явлениях и видениях. Возможно, причиной тому является зависть к уже тогда талантливой и красноречивой натуре Игнатия. Так или иначе, в расстроенных чувствах он покидает Иерусалим.
Вернувшись в Барселону, Игнатий понимает, что ему необходимо улучшить свое образование. Он берется за изучение латыни и разных наук того времени, ведет аскетический образ жизни, обличая грешников поучениями и проповедями, вербует сторонников. Из-за нетрадиционных духовных практик, на него даже обратила внимание инквизиция. Но обнаружив в Игнатии только фанатизм, слепую преданность папе, тщеславие и неумело написанные сочинения, его отпустили.
Не найдя возможности раскрыть потенциал своих чаяний относительно Церкви, Игнатий в конце концов оказывается в Париже, где понимает истинное положение католической Церкви. Это было время серьезных реформационных антифеодальных событий. Печатались произведения против протестантов. Те, в свою очередь, выпускали труды против католиков. Один богословский диспут перетекал в другой.
Именно в тот момент Игнатию приходит идея нового ордена, который стал бы надежной опорой папства в борьбе с «противниками» католической веры. В течении нескольких лет он собирает сторонников и копит деньги для начала своей деятельности.
15 августа 1534 года Игнатий вместе с несколькими адептами собираются в одной из церквей Парижа и дают монашеские обеты, прибавляя к ним обет беспрекословного повиновения папе. Это, по сути, «день рождения» иезуитов. Официально орден был зарегистрирован в сентябре 1540 г.
По задумке Игнатия, братия ордена должны были стать кем-то вроде верных папских янычар для помощи своему повелителю в борьбе с ересями и теми клириками, которые жаждут ограничит власть папы.
Через некоторое время вырисовался особый характер нового ордена: это было объединение людей, живущих миссионерством, политической деятельностью, образованием и воспитанием верующих ради защиты Римо-Католической церкви. Методы, которые использовал новый орден, были необычными. Дело в том, что для достижения своих целей адепты ордена использовали любые средства, среди которых – нарушение действующих церковных канонов, откровенная пропаганда и шантаж. Уже позже Иезуиты пришли к выводу, что даже лишение человека жизни допустимо, если это может пойти на благо ордену и могуществу церкви.
К примеру, профессор парижской коллегии, о. Герро, в 1641 году утверждал своим ученикам следующее:
«будучи оклеветан перед государем, судом, или другим влиятельным лицом, и не имея возможности восстановить свою репутацию иначе, как убийством клеветника, я вправе убить его. Я вправе даже сделать это и в том случае, если поступок, в котором он обвиняет меня, действительно совершен мною, но так тайно, что судебному следствию трудно открыть его»[2].
Причем смерти могли подлежать все люди, даже правители. К примеру, в 1670 году, иезуитами было совершено покушение на Императора Леопольда I – его хотели отравить с помощью мышьяка[3].
Необычность и странность была не только в поведении иезуитов. Дело в том, что, в отличие от старых орденов, у нового не было своих монастырей. Иезуиты могли не носить рясу, а ходить в светской одежде, если это было в интересах церкви. Да, старые ордена также пытались закрепить пошатнувшуюся папскую власть. Но строгость их уставов и грубость ряс не справлялись с падением престижа церковной иерархии католической церкви.
Деятельность ордена была весьма плодовитой. К 1626 году «число иезуитских коллегий достигло 444, к этому времени в ведение иезуитов было передано 56 духовных семинарий»[4]. Кроме того, с 1571 года, адепты ордена преподавали в крупнейших городах Европы. Более того, создав собственную систему образовательных учреждений, они активно пытались проникнуть в уже действующие университеты, подчинив их своему влиянию[5].
Кроме всего прочего, причиной такого успеха можно назвать то, что иезуиты создавали свою систему образования не только для клириков, но и для мирян, чтобы она была доступной для выходцев из разных слоев общества. Также стоит отметить и то, какие дисциплины служили успешной пропагандой для молодежи того времени. Иезуиты стремились использовать в своей системе образования все новшества культуры и науки. К примеру, в программу обучения входило театральное искусство; поощрялось проведение праздничных пышных шествий, постановка различных мистерий и сцен из житий святых и истории церкви[6].
Запрет ордена иезуитов
Примерно к середине 16 века орден крайне широко распространяется в Европе. Кроме участия в образовательной и религиозной сфере жизни общества, иезуиты получили влияние в торговле и предпринимательстве, накопив обширные богатства в тех странах, где активно действовала их миссия.
Но методы, которыми они добивались своих целей, вели к постоянным конфликтам – как с иноверными и просто светскими правителями, так и с членами других католических орденов, иерархами и даже римскими папами. В итоге, двуличность в поведении иезуитов, постоянные конфликты, подозрения их в разных заговорах (часто не беспочвенные), привели к тому, что на них буквально начались гонения.
К примеру, в 1757 году орден был изгнан из Португалии, все его имущество было конфисковано. Произошло это в том числе из-за подозрения в совершении орденом покушения на короля[7].
В 1761 же году, уже во Франции, устав ордена был признан незаконным. Было закрыто 80 иезуитских коллегий, а в 1764 году их деятельность была прекращена в этой стране. В 1767 году практически такое же решение было принято и испанским кролем Карлом III[8].
В итоге, в 1773 году, папой Климентом XIV было издано постановление, упраздняющее Общество Иисуса «навсегда» ради «пользы Церкви и спокойствия народов»[9].
Орден иезуитов в Российской империи
Но в некоторых местах орден все-таки продолжил свое существование. К примеру, в России, не смотря на то, что она была, формально, православной. При этом, настроение Восточных Православных Церквей к Католической Церкви не поменялось. Раскол только усиливался. Однако, орден иезуитов закрепился в России сразу после присоединения к ней части Польши в 1772 году. Можно сказать, что «начало деятельности» ордена в России оказалось весьма успешным, так как зародилось оно с примерно двухсот членов ордена, 6 коллегий и около 20 миллионов злотых[10].
Правда позже, в начале XX века, среди историков возникнет мнение, что появление ордена было в интересах Екатерины II, которая хотела использовать иезуитов в собственных политических целях. Кстати, она даже отказалась публиковать буллу Климента XIV, ответив, что «императрица не привыкла кому бы то ни было отдавать отчет в распоряжениях своих в пределах империи»[11].
Иезуиты в Российской Империи, как и в других странах Европы, стали заниматься просвещением и образованием, что довольно скоро начало приносить свои плоды. К примеру здесь, в России, в 1800 году Павел I доверил ордену вести просветительскую деятельность в западных губерниях империи, отдав ему в руководство Виленскую Академию. Также в Санкт-Петербурге иезуитам была передана Церковь Св. Екатерины, учрежден «Петербургский коллегиум Святого Павла». Позднее обучение там представителей знатных дворянских семей вошло в традицию.
В начале 1803 года при столичной коллегии иезуитов был открыт Благородный пансион для воспитания там подрастающих аристократов, в 1906 году преобразованный в Дворянскую коллегию.
В июне 1812 года на базе Полоцкой коллегии была открыта «Академия Общества Иисуса». Сохранилась даже грамота имп. Александра I, согласно которой Академия возводилась в ранг университета, получая различные привилегии и руководство над всеми учебными заведениями иезуитов в Белоруссии.
император Александр I
Конечно, не стоит думать, что орден изменил свои методы и способы достижения целей после того, как попал под запрет в крупнейших странах Европы. Это порождало многочисленные конфликты, причинами которых, среди прочего, были и частые случаи перехода людей в католичество. Особенно масла в огонь подливала такая ситуация с членами дворянских семей.
Отношение к ордену иезуитов в России резко изменила и прошедшая Отечественная война 1812 года. Многие стали считать адептов ордена агентами иностранного вмешательства.
В итоге, в декабре 1815 года был издан указ, повелевающий выслать всех иезуитов из столицы. А в 1820 году, после смерти генерала ордена и доклада министра духовных дел и народного просвещения князя Голицына, Александр I принимает решение об окончательном изгнании ордена из России, их учебные заведения упразднялись, а имущество передавалось в казну[12].
До начала XX века деятельность иезуитов была тайной, чаще всего направленной на обращение лишь некоторых дворян в католичество.
Орден иезуитов в СССР
В начале прошлого века, еще до 1917 года, иезуиты предпринимали попытки закрепится в России, даже тайно создавали христианскую католическую общину византийского обряда, но у них так ничего и не получилось.
После революции у католического престола была идея вернуть прежнее католическое влияние в России. С этой целью, 10 марта 1926 г. папа Римский Пий XI назначил ректора Восточного папского института, иезуитского пресвитера Мишель д’Эрбиньи ответственным за эту миссию. Для этого д’Эрбиньи даже повышают до епископа. Находясь в СССР, он совершает тайные рукоположения 4 епископов, посещая Москву, Одессу, Харьков, Могилев, Киев и Ленинград. В 1926 году епископу даже удается встретится с председателем партии по вопросам культа, но, когда властям стало известно о тайных рукоположениях, д’Эрбиньи был выслан из страны[13].
Тем не менее, иезуиты не оставляли надежд освоиться на территории теперь уже Советского Союза. С этой целью в 1930 году даже была создана комиссия «Pro Russia», первым президентом которой стал д’Эрбиньи. Еще ранее, в 1924 году, была создана так называемая «Восточная миссия» (Missio Orientalis). Она занималась пропагандой «неоунии» и созданием католических общин византийско-славянского обряда в Восточной Европе (преимущественно в Польше). Также была создана коллегия «Russicum», для подготовки клириков этим общинам. С целью прозелитизма издавалась и печатная продукция[14]. Также проводились различные униатские конференции, с участием как представителей католического и нео-униатского духовенства, так и различных русских эмигрантов[15]. Период времени вплоть до окончания Второй Мировой войны вести активную деятельность в СССР ордену, конечно же, не удалось: попытки заканчивались лагерным сроком.
Второй ватиканский собор стал рубежом в деятельности иезуитов в России, после которого активней стали развиваться тенденции не прозелитизма, а диалога, в том числе научного. Стало активно изучаться Православие в целом и Русская Православная Церковь в частности, ее опыт и история, считавшиеся «феноменом русской духовности». В 1971 году Москву, по приглашению РПЦ, даже посещает генерал ордена Педро Аррупе-и-Гондра[16].
В 1985 году делегация византийского обряда была упразднена, ее заменила делегация «pro rebus russicis» (по рус. делам), в свою очередь аннулированная в 1992 году, после распада СССР. Вместо неё был создан Независимый российский регион иезуитов, с центрами в Москве и Новосибирске. Также в Новосибирске был открыт Центр духовного развития «Иньиго». В Москве с 1997 года Колледжем (а с 2005 года – Институтом) философии, теологии и истории св. Фомы также руководит Общество Иисуса. Им издаются 2 журнала – «Точки» и «Символ», а также выпускаются книги по истории и теологии, серии «Bibliotheca Ignatiana».
Личный вывод
Что можно сказать в итоге? Конечно, мы не можем, как православные христиане, поддерживать идею ордена иезуитов о переходе в католичество. Также стоит подвергать критике крайние проявления их деятельности – имеются ввиду различные заговоры, тайные операции, сопряжённые порой с убийствами несогласных, как это было в те времена, когда у ордена были власть и могущество.
С другой стороны, мы должны осознавать, что успех деятельности иезуитов был вызван во многом потому, что они очень большой упор делали именно на образование, вкладывая в него огромные силы и средства, продумывая все до мелочей.
Также нам, православным, стоит осознавать, что крах, который потерпели в конце концов иезуиты, был вызван, во-многом, их скрытностью, отчужденностью от общего числа верующих, созданием ореола таинственности и всемогущества своей организации, чрезмерной погруженностью в политические, денежно-финансовые вопросы и неразборчивостью методов борьбы. Уверен, что мы, внимательно взглянув на историю ордена иезуитов, можем сделать выводы и для себя чтобы не повторять их ошибок.
[1] Игнатий Лойола, св [http://catholic.ru]. – URL: http://catholic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=3174 (дата обращения: 05.07.2020)
[2] Теодор Гризингер. Иезуиты. Полная история их явных и тайных деяний от основания ордена до настоящего времени. Т. 2 / Перевод со второго немецкого издания, Спб, 1869. С. 38.
[4] Православная Энциклопедия. Т. 21. М., 2009. C. 218
[6] Православная Энциклопедия. Т. 21. М., 2009. C. 218.
[7] Андреев А.Р. История ордена иезуитов. Иезуиты в Российской империи. XVI — начало XIX века. М, 1998. С 83.
[8] Православная Энциклопедия. Т. 21. М., 2009. C. 218.
[10] Андреев А.Р. История ордена иезуитов. Иезуиты в Российской империи. XVI — начало XIX века. М, 1998. С 91-92.
[12] Православная Энциклопедия. Т. 21. М., 2009. C. 243.
[13] Православная Энциклопедия. Т. 21. М., 2009. C. 243.
[15] Неоуния во второй речи посполитой [http://gomel-deanery.cerkov.ru]. – URL: http://gomel-deanery.cerkov.ru/2019/04/19/neouniya-vo-vtoroj-rechi-pospolitoj/ (дата обращения: 12.10.2020).
[16] Православная Энциклопедия. Т. 21. М., 2009. C. 244.
Источники:
1. Игнатий Лойола, св [http://catholic.ru]. – URL:http://catholic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=3174 (дата обращения: 05.07.2020)
2. Православная Энциклопедия. В 48 т. Т. 21 / Под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — М.: ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 2009 г. — 752 с
3. Андреев А.Р. История ордена иезуитов. Иезуиты в Российской империи. XVI — начало XIX века / А.Р. Андреев — М.: «Русская панорама». 1998, — 256 с.
4. Теодор Гризингер. Иезуиты. Полная история их явных и тайных деяний от основания ордена до настоящего времени. В 2 т. Т. 2 / Гризингер Теодор. Перевод со второго немецкого издания — Спб: Издание Маврикия Осиповича Вольфа, 1869. — 307 с.
Источник