Технологии достижения метапредметных результатов на уроках и во внеурочной деятельности
статья
В этой статье я делюсь опытом работы: какие формы и методы можно использовать на уроках, чтобы развивать в ученике универсальные учебные действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metapredmetnye_tehnologii.docx | 19.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологии достижения метапредметных результатов
на уроках и во внеурочной деятельности
Однажды я спросила у старшеклассников, нужен ли сейчас учитель, ведь в современном мире доступна практически любая информация, которую они могут получить буквально в любом месте и в любом количестве.
Ответы были разные… Но, мне кажется, я услышала главное. Да, учитель нужен. Во-первых, учитель — «фарватер», который показывает нужное направление для достижения поставленной цели в бесконечном океане информации. Во-вторых, учитель – один из тех, кто побуждает их учиться. В-третьих, учитель помогает им правильно строить общение (не на бытовом уровне, а на более высоком — интеллектуальном). То есть ребята озвучили то, о чём мы с вами говорим сегодня: благодаря учителю у учащихся формируются универсальные учебные действия.
По словам Александра Григорьевича Асмолова, заведующего кафедрой психологии МГУ и профессора ВШЭ, «метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться».
Сегодня понятия «метапредметность», «метапредметное обучение», «метапредметные технологии» приобретают особую популярность. Метапредметность — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. И, как говорит доктор педагогических наук Андрей Викторович Хуторской, «метапредметное содержание – это то, что предшествует учебному предмету, как бы находится над ним».
На уроках и во внеурочной деятельности должны формироваться умения, которые будут полезны в жизни вообще. Метапредметные технологии устанавливают взаимосвязи знаний каждой из дисциплин.
Какие технологии можно выделить, которые обеспечивают метапредметные результаты?
Например, проектная деятельность. В процессе проектной деятельности формируется умение действовать не только по образцу, но и самостоятельно работать с несколькими источниками, умение анализировать полученную информацию, делать выводы… С 5 по 9 класс ученики нашей школы под руководством учителя-предметника готовят и защищают проекты. Это своеобразная итоговая работа, оценка за которую выставляется в личное дело. С 6 класса проекты становятся индивидуальными. Например, популярны и любимы проекты, когда можно создать виртуальные экскурсии, по местам пребывания знаменитых поэтов и писателей. Работа с Интернет-источниками формирует у учащегося информационную культуру вообще.
Создание сборников с собственными или чужими стихами – тоже одно из популярных направлений для проектной деятельности. Например, сборник «Созвучье слов живых…», в который вошли стихи и сказки самих пятиклассников, создан по всем правилам публикации небольшой книги для детей среднего возраста. Работа над такими проектами развивает, прежде всего, творческие способности. Сборник можно увидеть на сайте «Социальная сеть работников образования. Алые паруса»
Можно также выделить такие технологии, позволяющие достигнуть метапредметных результатов, как интерактивные. Слово “интерактив” образовано от слов “inter” — взаимный, “act” — действовать. Следовательно, «интерактивность» — это способность взаимодействовать. Интерактивное обучение – обучение, погружённое в общение. Его ещё называют диалоговым. Интерактивное обучение – это обучение через опыт. Создавая на уроке атмосферу сотрудничества и творчества, мы обеспечиваем ценностно-смысловые компетенции обучающихся.
Использование интерактивных методов носит в моей практике системный характер. Они применяются на уроках русского языка и литературы, классных часах с 5 по 11 классы. Только с взрослением учащихся усложняются и формы работы. Так, в 5-6 классах ребята приучаются работать в парах и малых группах, с 7-8 класса частыми становятся обучающие игры (ролевые и образовательные), к 9-11 классу они уже приучаются к ситуативному моделированию и обсуждению сложных дискуссионных вопросов. При интерактивном обучении диалог строится на линиях «ученик—ученик» (работа в парах), «ученик — группа» (работа в группах), «ученик – класс» или «группа учеников — класс» (презентация работы в группах) и т.д.
C пятого класса мои ученики приучаются к ведению интерактивной беседы . Надо сказать, что такой принцип общения им хорошо знаком, поскольку многие из них с развитием телекоммуникаций являются пользователями социальных сетей, мобильных приложений по обмену текстовых сообщений. Итак, вовремя проверки домашнего задания, закреплении и обобщении нового материала я прошу задавать друг другу вопросы. Ребята подключаются к обсуждению, соглашаются или не соглашаются с ответами. Важно, что в такой работе происходит формирование познавательных и коммуникативных умений, потому что учащиеся приучаются слушать и слышать, быть вежливыми собеседниками.
Интерактив можно использовать при закреплении пройденного. Путешествие по станциям или решение квестов очень часто встречается во внеурочной деятельности. Это можно использовать и на уроках повторения и обобщения. Так, класс делится на 4-5 групп, которые проходят по «станциям», где ребята должны выполнить задания. На каждой такой «станции» есть ответственный, который кратко объясняет тему, отвечает на вопросы, помогает при выполнении задания.
К формам интерактивного обучения относят ролевую игру и дискуссию. Они помогают формировать активную жизненную позицию, помогают учиться понимать мир и самого себя. Так, в старших классах я использую в качестве обобщающих уроков ролевые игры — «литературный суд» или «судебный процесс».
Использование интерактивных методов позволяет сделать учащегося активным участником обучающего процесса. Ребята учатся самостоятельно принимать решения, справляться со своей тревожностью, выражать свою позицию, задавать вопросы.
В заключение хочется сказать: что бы ни делал учитель, цель у него одна – участвовать в формировании «образованной, творческой, физически и духовно здоровой» личности. Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знаний. При этом он открывает новые перспективы развития для такой образовательной формы, как учебный предмет и учебное занятие.
Источник
Статья «Возможности внеурочной деятельности в достижении метапредметных результатов»
Автор : Попкова Мария Михайловна, учитель начальных классов МБОУ Соленоозерная СШ № 12.
Тема: «Возможности внеурочной деятельности в достижении метапредметных результатов».
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
в жизни он всегда будет только подражать, копировать,
как мало таких, которые бы, научившись копировать,
умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Внеурочная деятельность — это целенаправленная образовательная деятельность, организуемая в свободное от уроков время для социализации детей определенной возрастной группы, формирования у них потребности к участию в социально- значимых практиках и самоуправлении, создания условий для развития значимых позитивных качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности в различных видах деятельности. В условиях введения ФГОС нового поколения особое внимание в организации внеурочной деятельности акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов.
Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, личностных результатов удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные). Самый большой спектр для использования метапредметных связей мы имеем именно во внеурочной деятельности, в любых ее проявлениях (проектно-исследовательская работа, предметные игры, конкурсы, соревнования и т.д.).
Основные задачи организации внеурочной деятельности детей: выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности; создание условий для индивидуального развития каждого ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности; формирование системы знаний, умений, навыков у обучающихся в избранном направлении деятельности; развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей; создание условий для реализации учащимися приобретенных знаний, умений и навыков; развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества обучающихся; расширение рамок общения школьников с социумом.
Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка. Для младших школьников – это способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя.
Достижению метапредметных и личностных результатов способствует эффективная организация внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении. Небольшая наполняемость объединений (10-15 человек), разнообразные приемы, методы и формы работы, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Ученики начальной школы – это самые благодарные слушатели и участники учебного процесса. Они с энтузиазмом включаются в активную внеурочную деятельность. Получение ребенком такой возможности означает не только и не столько включение в занятия по интересам, сколько иной способ существования – безоценочный, но обеспечивающий достижение успеха в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным предметам. По сути дела, внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.
Большинство занятий должны проходить в виде сказок с игровым действием. Дети большие фантазеры. Они отождествляют себя с объектами живого мира, легко переходят грань реальности. Педагогическая ценность игровых приемов в том, что они развивают умственную активность и познавательные интересы детей, способствуют обеспечению восприятия учебного материала, постоянства действий в одном направлении, развивают самостоятельность. Предусмотрены и другие формы учебных занятий: КВН, музыкальная и литературная гостиная, творческая мастерская, устные журналы, практические работы, кинолектории.
Разнообразные формы организации внеурочной деятельности значительно повышают активность и работоспособность детей, способствуют психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения и достижению метапредметных и личностных результатов.
Структура каждого отдельного занятия построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их увлечениями, необходимостью регулярной работы с наблюдаемыми объектами, разрядки и восстановления сил после школьного дня.
Эффективным методом работы по формированию личностных и метапредметных результатов является метод проектов, который гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков. Основное отличие проектной деятельности от других видов деятельности – это направленность на достижение конкретных целей, оригинальный конечный результат. Это создает предпосылки и условия, прежде всего для достижения регулятивных метапредметных результатов:
– определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера;
– работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом;
– понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.
Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений:
– организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
– при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами.
Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов. Например, выбор темы проектов, связанной с историей и культурой своей страны, позволяет формировать самоопределение учащихся как граждан России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.
Использование в образовательном процессе жизненных задач, реализует принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации. Традиционный для такого рода задач дефицит одной информации и её общая избыточность способствуют формированию познавательных универсальных учебных действий.
Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется по итогам участия ребенка в конкурсных мероприятиях, фестивалях, соревнованиях, выполнение им исследовательских и творческих работ.
В работу во внеурочной деятельности привлекаю родителей. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций – основные задачи в социальном направлении, решаемые во внеурочной деятельности.
Таким образом, стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника начальной школы:
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
В ходе внеурочной деятельности учащиеся учатся анализировать, обобщать, подводить итоги, проектировать, моделировать, сотрудничать, самостоятельно принимать решения, действовать. Ребенок гармонично развивается, раскрывается его творческий потенциал, возрастает познавательная активность, успешно достигаются метапредметные и личностные результаты.
Источник