Пути достижения метапредметных результатов в начальной школе.
Просмотр содержимого документа
«Пути достижения метапредметных результатов в начальной школе.»
«Пути достижения метапредметных результатов в начальной школе через организацию проектной и исследовательской деятельности»
Понятие метапредметности вошло в Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Метапредметные образовательные результаты учеников теперь предлагается обеспечивать, проверять и оценивать каждому учителю, начиная с начальной школы. Но как это делать, стандарты не сообщают. Что такое метапредметные образовательные результаты и как они связаны с учебными предметами, из текста стандартов также неясно. Как учителю сформировать метапредметные результаты в начальной школе? Попробуем в этом разобраться…
В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.
Пока на этапе окончания обязательного образования большинство наших учащихся показывают слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень (ниже низкого) умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации.
Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Значимость и актуальность обозначенной проблемы определили выбор данной темы.
Целью работы является изучение особенностей системы достижения метапредметных результатов на ступени начального школьного образования.
Для реализации поставленной цели следует решить ряд задач:
-рассмотреть цели, задачи и направления развития начального образования
— изучить психолого-педагогические и теоретико-методологические основы метапредметных результатов;
— изучить характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, метапредметных результатов;
-рассмотреть пути достижения метапредметных ууд в урочной и внеурочной деятельности.
Метапредметы – это предметы отличные от предметов традиционного цикла, это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных предметов. Ученик на данных уроках учится учиться.
Принцип метапредметности заключается в акцентировании обучаемых на способах представления и обработки информации при изучении большого количества учебных дисциплин на основе обобщенных методов, приемов и способов. Уже сегодня мы можем готовить наших учеников и самих себя к данной новой системе работы, применяя на уроках элементы метапредметного подхода.
Достижение метапредметных УУД через организацию проектной работы в урочной и внеурочной деятельности
Проектная деятельность в начальных классах – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности.
В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из большого числа источников, умеющий ее анализировать, строить модели, экспериментировать и делать выводы.
Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных метапредметных результатов:
– определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера,
– работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом (Проект по изостудии «Наша экономика», связанная с окружающим миром и затрагивающая даже экологию, проект по математике «Сказки. Значение математики в жизни» (связь с литературным чтением, вспоминали структуры сказок бытовых и волшебных)
– понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.
В подходе к работе над проектами в начальной школе в качестве обязательного этапа проводится сбор информации по одному из направлений темы в соответствии с интересами учащегося. Это позволяет осваивать познавательные универсальные учебные действия:
– предполагать, какая информация нужна, сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (Например мы делали проект по окружающему миру «Красная книга». Дети сами выбирали, о чем писать.
Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений:
– организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.) По русскому языку мы сочиняли в начале года сказку на повторение, работали по группам (мягкость-твердость, слоги, предложение), дети представляли как свои групповые проекты.
– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,
– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций,
– при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.
Применение метода проектов имеет большие преимущества.
Во-первых, выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой.
Во-вторых, развиваются творческие способности обучающихся.
В-третьих, обучающиеся осваивают технологию проведения исследования.
В-четвертых, выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности.
Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.
Достижение метапредметных результатов через организацию исследовательской деятельности
Необходимо учитывать, что ситуация, специально созданная, позволяет достичь той или иной дидактической цели: познакомить с понятием, установить его связь с другими понятиями. Кроме того, исследовательская ситуация создаёт условия для сотрудничества.
Создание исследовательских ситуаций, в которых ученик включается в решение реальных заданий:
— необходимость сжать информацию, чтобы отправить телеграмму;
-создать рекламу и т.д. (например реклама здорового образа жизни, раздельного сбора мусора)
Понятие «исследовательская ситуация» на уроке – это соотношение значимой информации, содержащей в себе новое знание. На уроках рекомендуется создавать исследовательские ситуации, которые позволяют детям осваивать способы действий, необходимые в жизни.
Выделяются следующие исследовательские ситуации учебные ситуации:
— установление ассоциативных связей
1. Столкновение с проблемой.
3. Построение собственного объяснения.
4. Анализ и рефлексия собственной деятельности
— установление ассоциативных связей:
1. Определение проблемы.
2. Анализ проблемы.
3. Составление плана.
4. Собственное решение проблемы.
5. Анализ собственной деятельности
— групповое решение задач
1. Формулирование проблемы в общем виде.
2. Анализ проблемы.
3. Генерирование идей для решения проблемы.
4. «Перенос идей» к первоначальной проблеме.
5. Представление исходной проблемы «в новом виде»
Если ученик самостоятельно не может решить проблему, то ему должен помочь учитель или другой ученик. Включение совокупности проблем и работы над каждой из них в обучение обеспечивает достижение познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД, развитие младших школьников становится управляемым процессом.
Можно сделать главные выводы о достижении метапредметных результатов в системе современного образования:
1. Универсальные учебные действия представляют целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий.
2. В основе формирования метапредметных результатов лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности и выступает фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций.
В урочной и внеурочной деятельности используются развивающие методики и методы: проблемно-поисковый, исследовательский, методы решения творческих задач, метод коллективного взаимодействия, методы самоорганизации деятельности.
Изучение любого предмета может быть продолжено во внеклассной работе. Должна существовать связь между деятельностью, проводимой на уроке, и ситуациями, в которых младшие школьники могут использовать свои умения вне урока.
Включение проектной деятельности в образовательный процесс, в его урочную и внеурочную части, является главным для привития интереса школьников к предмету и для раскрытия их творческого потенциала в процессе его изучения.
Несмотря на признание в педагогической науке и практике значения метапредметных (общеучебных) действий и умений для успешности обучения, вплоть до настоящего времени серьезной широкомасштабной систематической работы по их внедрению в школьное обучение не производилось. Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в разбросе успеваемости, низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, росте отклоняющегося поведения.
Работая с материалами курса, убедились, что появление стандарта нового поколения обусловлено требованиями времени, новыми целями, которые общество ставит перед образованием. Можно с уверенностью сказать, что мы готовы работать в соответствии с задачами стандарта и планируем в дальнейшем совершенствовать свою деятельность с учетом особенностей ФГОС.
Источник
Доклад «Способы достижения метапредметных результатов обучающимися начальных классов»
МАОУ «СОШ №9» г.Нурлат РТ
обучающимися начальных классов»
учитель начальных классов
В современных условиях школа должна : «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
Профессионалы 21 века – это специалисты широкого профиля, те, для кого не существует преград между смежными и совершенно несмежными областями знаний, те, кто понимают разные профессиональные языки, кто при решении сложных комплексных проблем могут вступать в полипрофессиональное взаимодействие, кто может без труда профессионально двигаться в разных полях практики.
Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные результаты.
Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний, как в учебной, так и во внеучебной жизни.
Другими словами основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться.
Под метапредметными результатами понимают:
— развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
— развитие коммуникативной компетенции;
— умение четко определять области знаемого и незнаемого;
— умение ставить перед собой цели и определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей,;
— развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией;
— развитие смыслового чтения;
— осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет УМК («Планета Знаний», «Перспектива», «Школа России» «Школа -2100»), т.е. всех учебных предметов базисного плана.
Но при этом возникает вопрос: «Какие же способы или технологии способствуют достижению метапредметных результатов обучающимися начальных классов?
На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а другая хуже, или для достижения результатов нужно использовать только эту технологию. На мой взгляд, выбор того или иного способа зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д.
В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:
Технология развития критического мышления
Технология развивающего обучения
Технология проблемного обучения
Технология интегрированного обучения
Применение любой технологии должно быть ориентировано на:
— неформальное признание ученика субъектом собственного образования;
— отказ от авторитарной позиции учителя в обучении;
— готовность к скрытому руководству деятельностью учащихся;
— толерантность, готовность к принятию различных точек зрения субъектов образования;
— оптимистичный взгляд на перспективы развития образования.
В практике своей работы я пользуюсь многими технологиями такими как: технология сотрудничества, развитие критического мышления через чтение и письмо . Но хотелось бы остановиться на технологиях, которые, на мой взгляд, наиболее эффективны для достижения метапредметных результатов — это игровые, проектные, кейс-технологии, информационно-коммуникативные технологии и здоровьесберегающие технологии.
Одним из эффективных приёмов стимулирования интереса учащихся — это применение игровых технологий как на уроках, так и во внеурочной деятельности, особенно у младших школьников. Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Правильно подобранные и хорошо организованные игры приближают речевую деятельность к естественным нормам, способствуют развитию умственных способностей учащихся, совершенствованию и тренировке памяти, развитию мышления, помогают лучшему усвоению и закреплению знаний, пробуждению живого интереса к изучаемому предмету.
Я провожу с ребятами грамматические, лексические, фонетические игры, игры, направленные на развитие речевых умений игры со зрительной опорой. Использование игровых технологий повышает мотивацию ребёнка, позволяет увеличить темп урока, т.к. дети ждут, что после выполненного объёма заданий они будут играть. И я играю вместе с ними, что им нравится ещё больше.
Сюда же можно отнести нестандартные формы уроков: «КВН», «Урок-путешествие», «Урок-конференция» и многие другие.
Проектные технологии использую как при изучении обязательной учебной программы, так и во внеурочной и воспитательной работе. Главное в этой деятельности – создание конкретным ребёнком полезного продукта. Проектный метод позволяет учителю вовлечь учеников в интересную интеллектуальную деятельность. Современный проект обучающегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития творческих способностей и одновременно формирования определенных личностных качеств.
Работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.
Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия, прежде всего для достижения регулятивных мета-предметных результатов:
– определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера,
– работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом,
– понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.
В подходе к работе над проектами в начальной школе в качестве обязательного этапа проводится сбор информации по одному из направлений общей темы в соответствии с интересами учащегося и по его выбору. Это позволяет осваивать познаватель-ные универсальные учебные действия:
– предполагать, какая информация нужна,
– отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,
– сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений:
– организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),
– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,
– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,
– при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.
В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.
Применение проектной и творческой деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.
Групповые технологии обучения
Здесь применяем такие формы как диспут, групповой проект, решение проблемно-познавательной задачи и т.д.
Для успешной работы для себя выделяем, по крайней мере, три группы учащихся:
1-я группа – ученики с высокими учебными способностями.
(Дети ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применить знания в независимой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач)
2-я группа – учащиеся со средними способностями.
(Эта группа выполняет задания первой группы, но с помощью учителя или опорных схем, или после разъяснения сильными учащимися.)
3-я группа – учащиеся с низкими учебными способностями.
(Эта группа учащихся требует точного ограничения учебных заданий, большого количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового материала на уроке).
Данная технология позволяет обучать как сильных, так и слабых учеников, в основе подхода к ребенку лежит сотрудничество. Она обеспечивает активность учебного процесса и достижение высокого уровня усвоения содержания, оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка, развивает самоуверенность.
Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики.
Кейс – технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Кейс – технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.
Данные технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества как, социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.
Использование на уроках ИКТ, позволяет разнообразить процесс обучения, представить учебный материал более наглядным и доступным для восприятия учащимися. Любая схема, грамматическая таблица, иллюстрация, анимация, звукозапись, видеозапись, используемые при организации учебного процесса, становятся не просто украшением урока, а делают его более содержательным.
Так же хочется отметить и здоровьесберегающие технологии . Смена видов деятельности, построение урока с учетом работоспособности учащихся, благоприятный психологический климат, соблюдение санитарно-гигиенических требований , проведение физкультминуток помогают сохранить и укрепить здоровье школьников, предупреждают утомляемость на уроке, снижает уровень тревожности, что в свою очередь способствует более эффективному достижению метапредметных результатов формирования УУД.
Проблемное обучение на уроке осуществляем через решение проблемных задач, логических заданий, в которых сочетаются систематическая, групповая и самостоятельная поисковая деятельность учащихся.
Технология управленческой деятельности на основе планирования образовательного результата и мониторинга учебной деятельности. Методика диагностики учебных достижений, анализ учебной деятельности позволяют своевременно получать информацию и вносить коррективы в учебный процесс, планировать и реализовывать более высокие результаты.
Обязательным может стать и портфолио , которое уже является обязательной формой накопления результатов обучения в начальной школе, в том числе и накопления работ по достижению метапредметных результатов.
Овладевая метапредметными УУД, обучающийся не только решает учебно-познавательные и учебно-практические задачи, но и осознаёт способы действия, которые он применил. Это даёт ему возможность подбирать наиболее рациональные и точные способы действия для решения разных учебных задач и достижения разных образовательных целей.
Метапредметный подход позволяет формировать целостное мировоззрение, взаимосвязь нескольких предметов. Поскольку именно человек является основным субъектом своего образования, то и смысл образования состоит в выявлении и реализации внутреннего потенциала человека по отношению к себе и внешнему миру. Связь внутреннего и внешнего в человеке обеспечивается через деятельность. В этих основаниях и заключена метапредметная суть образования.
Источник