Обеспечение личностных результатов в ходе образовательного процесса. Способы, методы, приемы.
материал по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на МО
Обеспечение личностных результатов в ходе образовательного процесса. Способы, методы, приемы.
Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. И в решении этой задачи главное место занимает формирование системы универсальных учебных действий (УУД). УУД — это совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. В составе основных видов универсальных учебных действий, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение ;
- смыслообразование , т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение, и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
- нравственно-этическая ориентация , в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
В сфере личностных УУД будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Они позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Приведем пример, как формируются некоторые личностные результаты средствами разных учебных предметов в УМК «Школа России».
В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание системы учебников «Школа России» направлены на достижение следующих личностных результатов освоения основной образовательной программы:
1) Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценности многонационального российского общества, гуманистические и демократические ценностные ориентации.
2) Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3) Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Для достижения указанных личностных результатов в систему учебников «Школа России» с 1 по 4 класс введены соответствующие разделы и темы, разнообразные по форме и содержанию тексты, упражнения, задания, задачи.
В курсе «Окружающий мир» — это темы «Природа России», «Страницы истории Отечества», «Родной край — часть большой страны», «Современная Россия», «Жизнь города и села», «Что такое Родина?», «Что мы знаем о народах России?», «Что мы знаем о Москве?», «Россия на карте».
В 1 классе дети знакомятся с государственными символами России (гербом и флагом), а во 2 классе на уроках разучивают Гимн России, и продолжают знакомство с государственной символикой государства.
Учащиеся выполняют учебные проекты «Родной город», «Города России», «Кто нас защищает» (знакомство с Вооруженными Силами России, Государственной службой пожарной охраны, МЧС России) и др.
В курсе «Литературное чтение» — это разделы: «Устное народное творчество», «Летописи, былины, жития», «Родина», «Люблю природу русскую», «Поэтическая тетрадь», «Природа и мы», «Из русской классической литературы», «Литература зарубежных стран» и др., а также тексты и задания о нашей многонациональной стране, о традициях и обычаях ее народов и народов мира, о многообразии природы и необходимости бережного к ней отношения. Система таких заданий позволяет учащимся осознавать себя гражданами страны, формировать общечеловеческую идентичность. Предмет литературное чтение особенно благоприятен для создания возможности человека быть самим собой» и способствует формированию умений «принимать самостоятельные решения в самых разных ситуациях», задумываться над актуальными для каждого человека вопросами: «Кто я в этом мире?», «Зачем пришёл на эту Землю?», «Каково моё предназначение в жизни?» Литературное чтение в начальной школе будет способствовать как личностному, так и жизненному самоопределению школьника. Поэтому на уроках литературного чтения нужно регулярно практиковать нравственно-этическое оценивание поступков литературных героев, т.к. именно оценка, и в особенности рефлексивная оценка поступка героя (с примеркой на себя), формирует систему ценностей младшего школьника, под влиянием которых ученик в дальнейшем выбирает индивидуальный жизненный путь.
В курсе «Русский язык» представлены разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания о Родине, о защитниках российской Земли, о сохранении мира в своей стране и во всём мире. Через тексты дети знакомятся с национальными ценностями нашего отечества, памятниками старины и их создателями, русскими умельцами, узнают о великом достоянии нашего народа — русском языке. В учебнике даны тексты И.Д. Тургенева, А.И. Куприна, А.Н.Толстого, Д.С.Лихачёва, М.М. Пришвина, И. С. Соколова-Микитова, К.Г. Паустовского и др., поэтические строки А.С.Пушкина, И.А. Бунина, М.Ю. Лермонтова, Н.М. Рубцова, Н.И. Сладкова, С.Я.Маршака, убеждающие учащихся в красоте, образности, богатстве родного языка. На уроках «Русского языка» Ученики составляют тексты, рассказы о своей малой родине — крае, городе, селе, об их достопримечательностях, природных и культурно-исторических особенностях. Для формирования ЛУУД мною используются следующие виды заданий: работа над проектами; творческие задания: свободные диктанты, обучающие изложения и сочинения, их анализ и редактирование, написание поздравлений, открыток, писем; подведение итогов урока; самооценка результатов своих работ.
В курсе «Математика» написано, что к личностным результатам обучения относятся: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть успешно решены; познавательный интерес к математической науке.
Для того чтобы ученики были готовы использовать знания для исследования математической сущности объекта (предмета или явления) при изучении математических понятий и способов действий (алгоритмов), необходимо усиливать прикладную направленность материала, иллюстрировать связь математики с жизнью. Приведу примеры.
Пример 1. При введении уравнения желательно опираться на анализ жизненных ситуаций и умение записывать на математическом языке результаты такого анализа. С этой целью можно обсудить ситуации вида: «В вазе было несколько яблок. 2 яблока съели, осталось 7 яблок. Сколько яблок было в вазе?», «На стоянке было 12 машин. После того как несколько машин уехало, осталось 7 машин. Сколько машин уехало?», «На ветке сидели 4 птицы, прилетело еще несколько птиц. Стало 10 птиц. Сколько птиц прилетело?» и составить по ним соответствующие равенства:
□ — 2 =7, 12 — □ =7, 4 + □ =10.
Далее следует обратить внимание на их общее свойство — наличие неизвестного компонента арифметического действия, заметив, что неизвестный компонент в математике принято обозначать строчной буквой латинского алфавита. Затем можно ввести термин «уравнение». При таком подходе уравнение воспринимается учениками не как отвлеченное равенство особого вида, а как модель (знаковая) реальной ситуации.
В курсе «Изобразительное искусство» достижение указанных результатов осуществляется благодаря содержанию конкретных заданий и сквозному принципу построения обучающего материала, в основе которого идея «от родного порога — в мир большой культуры».
В курсе «Технология» для 1−4 класса учащиеся знакомятся со старинными, традиционными для России промыслами и ремеслами, материалами, инструментами, профессиями мастеров, работающих в этих отраслях.
Уже в младшем возрасте мы готовим детей к восприятию жизни через познание самого себя. Каждый ребёнок должен найти своё место в социуме и мы, учителя, должны помочь ему в этом. С самых первых дней пребывания ребенка в школе стремлюсь проявить внимание к каждому ребенку, в каждом ученике увидеть положительное. Предупреждаю детей, что в каждой работе, в каждом ответе необходимо отметить положительные моменты, а затем дать рекомендации по устранению недостатков. Часто использую коллективное оценивание урока в целом при помощи светофора. На уроке, выполняя письменные задания, часто прошу детей оценить свою работу при помощи значков ! + — . Дети часто верно оценивают себя и своих товарищей по парте, работая в паре. Мы учителя начальных классов при объяснении новых тем опираются на личный опыт учащихся. Он у детей не большой, но очень яркий, эмоциональный. Общаясь на уроках со сверстниками, обращая внимание на литературных героев, дети учатся сопереживать, давать оценку своим знаниям и знаниям своих товарищей. Ведь именно так «рождается» интерес к самопознанию, умению вовремя прийти на помощь товарищу. Так мы воспитываем чувство необходимости учения, адекватное представление о школе.
Источник
Формирование личностных результатов обучающихся в учебной деятельности (урочной и внеурочной)
С.В. Панягина Учитель русского языка и литературы; Ю.Г. Яковлева Учитель русского языка и литературы;
АНО СОШ «Ломоносовская школа-пансион»,
Город Раменское, Московская область, Российская Федерация
Summary. The Federal State Educational Standard of basic and general secondary education is aimed at the modern society and person. The high-priority trend of this standard is a pupil’s personal results and achievements training. The authors of this article share their practices and experience in creating the system of universal means of training personal results, the teaching methodology of controlling such results and methods of evaluation and development of modern assessment techniques.
Key words: standard, personal results, methods of training, assessment.
Школа, как один из институтов государства, должна всегда идти в ногу со временем, отвечать запросам общества и государства. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) [3] как раз и ориентирован на современное общество и современного человека. Новый Стандарт побуждает педагога пересмотреть методику преподавания, выделить в ней положительное, отбросить устаревшее и построить процесс обучения в соответствии с новыми требованиями.
Особое внимание в стандартах уделено результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. Разработчики выделяют три направления оценки результатов: личностные, метапредметные и предметные. Причём, на первом месте стоят личностные результаты, так как вопросу развития личности уделяется особое внимание. Однако в прежних государственных образовательных стандартах внимание личности тоже было уделено немалое, и нельзя сказать, что учитель раньше не формировал личностные качества ребёнка — это касалось воспитательных и развивающих задач урока. А вот обязанность по отслеживанию и фиксированию результатов лежала на классном руководителе и сводилась к итоговой характеристике каждого учащегося в конце обучения в школе. Новшеством ФГОС является не только формирование, отслеживание, но и оценивание личностных результатов с последующей коррекцией.
Что же такое личностные результаты? Согласно ФГОС, личностные результаты — сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам [3, с. 24]. Подчеркнем, что на первом месте стоит система ценностных отношений учащегося к себе. Ребёнку в первую очередь необходимо осознать, кто он, что он может, что он хочет, и лишь потом у него сложится отношение к другим участникам образовательного процесса, к самому процессу, и, самое главное, он будет заинтересован в результатах учебы.
Принято подразделять личностные результаты на три группы: самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация (см. табл. 1).
Таблица 1
Группы личностных результатов образования школьников
Самоопределение | ||
|
|
|
Как в школе происходит процесс формирования личностных результатов? Учителя различных дисциплин по-разному организуют этот процесс. Для предметов гуманитарной направленности предоставляются огромныевозможности для формирования личностных результатов, преподавателям естественнонаучного цикла это сделать труднее. Школа, работающая по Стандарту, представляет собой единое образовательное, воспитательное и развивающее пространство, а значит, учителя всех предметов должны работать в едином ключе. Как можно этого добиться? Использованием единых средств формирования личностных результатов. Мы выделили основные: образ учителя (внешний вид, манера речи, культура поведения и др.), содержание учебного предмета (подбор текстов, задач, фактов биографий и т. п. в соответствии с воспитательной задачей урока), формы организации работы детей (индивидуальная, групповая, фронтальная), методы обучения (лекция, упражнение, практическая работа и др.), средства обучения (ТСО, учебники, пособия, приборы, карты, макеты, видеофильмы, аудиофайлы, диаграммы, графики и т. д.), стили взаимодействия с детьми (попустительство, сотрудничество, наставничество, диктат и др.). Остановимся на каждом из средств формирования отдельно.
Образ учителя. Учитель в школе несет детям знания, однако, согласно Стандарту, задача учителя не столько давать знания, сколько развивать учащихся, воспитывать их. Как известно, лучший путь воспитания не назидание, а личный пример. Поэтому современный учитель должен быть образцом для подражания учащихся. Речь идет в первую очередь о нравственном облике учителя, его интеллектуальном развитии, кругозоре, духовности и душевности, умении излагать и использовать невербальные средства. Немаловажную роль также играет и внешний облик педагога: элегантность, ухоженность, позитивизм и др.
Содержание учебного предмета — средство формирования личностных результатов, основанное на целенаправленном отборе текстов, задач, фактов биографии и т. д. в соответствии с воспитательными и развивающими задачами урока. Данный отбор можно вести двумя путями: во-первых, тематически объединить весь урок (от вступительного слова учителя, текстов упражнений, задач, видеофрагментов, аудиозаписей, до выводов и обобщений по уроку); во-вторых, тематически обозначить элементы урока (тексты задач, упражнений, элементы биографии, культурно-исторический аспект художественных произведений и т. д.).
Средства обучения – это средство формирования личностных результатов, основанное на использовании учителем комплекса материалов для осуществления учебного процесса. Выделяют средства обучения материальные (учебники, текстовый материал, средства наглядности, технические средства обучения, лабораторное оборудование) и идеальные (язык, письмо, система условных обозначений различных дисциплин — нотная грамота, математический аппарат, достижения культуры или произведения искусства, организующе-координирующая деятельность учителя, уровень его квалификации и внутренней культуры, методы и формы организации учебной деятельности) [1, с. 78]. Все используемые учителем средства обучения должны представлять собой образец, на который будут равняться учащиеся. Пособия должны выглядеть эстетично, чтобы учащиеся привыкали к хорошему и учились бережно относиться к труду тех, кто данные пособия, оборудование изготовлял.
Формы организации работы детей – средство формирования личностных результатов, характеризующее внешнюю сторону организации учебного процесса (индивидуальная, групповая, фронтальная; урок, учебная экскурсия, консультация, конференция и др.). Учитель должен осознанно подходить к выбору формы организации процесса обучения: используя групповые формы работы, учитель развивает навык работы в коллективе, чувство товарищества, ответственность; индивидуальная работа развивает самостоятельность, умение преодолеть себя во время выступления, формирует ответственность при принятии решений; фронтальная работа развивает выдержку, прививает уважение к чужому мнению, учит планировать, структурировать ответ.
Метод обучения – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. В дидактике различают словесные, наглядные, практические методы обучения. Словесные методы воспитывают в ребёнке культуру общения, прививают чувство красоты речи, умение слушать собеседника и строить своё высказывание. Наглядные — развивают эстетический вкус, помогают рационально оформить мысли и структурировать полученную информацию. Практические — прививают любовь и уважение к труду, позволяют применить полученные знания на практике.
Стили взаимодействия с детьми – способ формирования личностных результатов, основанный на выстраивании линии поведения с учащимися. Различают следующие стили взаимодействия с детьми: попустительство, сотрудничество, наставничество и диктат. Два полярных стиля – попустительство и диктат – одинаково разрушительны для личности ребёнка.
Таким образом, весь арсенал средств, методов, содержательных возможностей предмета, личного опыта, внешнего вида педагога учитель использует для формирования личностных результатов обучающихся.
Но как можно, и можно ли, оценить уровень гражданской идентичности, способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем и т. д.? Наш ответ: можно и нужно. Для этого необходимо организовать и систематически вести наблюдение за формированием личностных результатов. Педагогическое наблюдение позволит выявить, а потом отрегулировать и компенсировать то или иное, слабо развивающееся, личностное качество.
Наиболее эффективный способ выявления личностных качеств обучающихся – создание ситуации выбора. Глубинное основание выбора — это ценности, которые разделяет ребёнок. Как поведет себя ребенок, увидев брошенную на газон бумажку: будет возмущен и уберет ее или бросит тоже. В этом проявится одно из личностных качеств – отношение к природе и человеческому труду. Подобные ситуации учителю необходимо моделировать как в урочной, так и внеурочной деятельности. Возможны следующие варианты: ситуация конфликта (поведение ребёнка в конфликтной ситуации: идет на компромисс, проявляет агрессию и т. п.), ситуация столкновения мнений (поведение во время дискуссии: умение слушать, отстаивать свое мнение и т. п.), ситуация соотнесения (поведение в соревнованиях и конкурсах: самонадеянность, недооценивание своих сил и т. п.), ситуация новичка (как принимают вновь прибывшего ученика: приветливо, настороженно и т. п.), ситуация успеха (как принимает свой и чужой успех: с высокомерием, с завистью, с радостью и т. п.), ситуация игры (роль в игре, поведение и т. п.). Моделирование подобных ситуаций позволяет учителю определить, какими личностными качествами обладает тот или иной ребёнок, и в соответствии с результатами наблюдения организовать дальнейшую работу.
Результаты наблюдений учителю необходимо не только отслеживать, но и фиксировать. Взяв за основу Карту педагогических наблюдений, предложенную Е. Н. Степановым [2], мы разработали свой вариант дневника педнаблюдений, в который учитель сможет вносить текущие наблюдения и окончательные выводы. В нем обозначена область наблюдения, даны опорные вопросы, которые помогут сделать выводы по уровню сформированности того или иного личностного качества, внесена графа, где учитель в произвольной форме может делать текущие заметки, и есть колонка для фиксирования выводов. Продолжительность педагогического наблюдения составляет два года, так как это оптимальный период для формирования личностных качеств и получения результатов. Периодичность внесения оценки уровня сформированности личностного качества такова: начало периода, промежуточный контроль, итоговый контроль. Как пример приводим две области педнаблюдений: «Ребёнок наедине с собой» и «Ребёнок и семья» (см. табл. 2).
Таблица 2
Две области педагогического наблюдения за личностными результатами школьников
Область наблюдения |