Способы достижения экономических интересов

Экономическая теория. Шпаргалка

В данном издании содержатся примерные ответы на экзаменационные вопросы подисциплине «Экономическая теория». Книга написана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и предназначена для студентов экономических специальностей.

Оглавление

  • 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
  • 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
  • 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АГЕНТЫ
  • 4. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА
  • 5. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
  • 6. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
  • 7. СОБСТВЕННОСТЬ И ХОЗЯЙСТВОВАНИЕ
  • 8. СОБСТВЕННОСТЬ О КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
  • 9. ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ
  • 10. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ, ЦЕЛИ И СРЕДСТВА

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономическая теория. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

10. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ, ЦЕЛИ И СРЕДСТВА

Экономический интерес представляет собой целенаправленное отражение отношений каждого отдельного человека, возникающих в процессе хозяйственной деятельности и проявляющихся только внешне.

Любые экономические действия людей определяются поставленной целью реализации их собственных потребностей, которые служат основой их интереса. С появлением экономического интереса отдельная личность учитывает все итоговые результаты намеченных им действий, основываясь на полезности приобретенного блага, необходимости собственной потребности в нем, а также масштаба затрат времени и различных ресурсов, которые нужны для приобретения данного блага. На основании двух факторов экономический интерес субъекта заключается в получении максимальной полезности или минимальных затрат для приобретения определенного комплекта благ, т. е. у людей имеется свобода выбора собственных методов поведения. Отсюда следует, что способы поведения

Конец ознакомительного фрагмента.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономическая теория. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Смотрите также

Общая теория занятости, процента и денег. Избранное

Джон Мейнард Кейнс

Экономическая теория: учебник

Вера Амосова, 2011

Эпоха потрясений. Проблемы и перспективы мировой финансовой системы

Алан Гринспен, 2007

Анализ финансово-хозяйственной деятельности

Мировая экономика. Шпаргалки

Группа авторов, 2009

Макроэкономика: конспект лекций

Григорий Вечканов, 2008

Общая теория статистики

Л. В. Щербина, 2008

Общая теория статистики: конспект лекции

Нина Владимировна Коник

Международные экономические отношения: конспект лекций

Национальная экономика: конспект лекций

Бюджетная система РФ: конспект лекций

Финансовый менеджмент в отрасли образования

Источник

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ, ЦЕЛИ И СРЕДСТВА ИХ ДОСТИЖЕНИЯ

Экономическая теория исходит из предпосылок о рациональном поведении экономических субъектов. Это означает, что их интересом, целью являются получение максимального результата при данных затратах либо минимизация затрат при заданном результате. Экономические интересы – это объективные побудительные мотивы экономической деятельности, связанные со стремлением людей к удовлетворению возрастающих материальных и духовных потребностей. Они выступают главной движущей силой прогресса в экономике и лежат в основе системы экономического стимулирования производства.

Экономические интересы принято делить на: личные, связанные с индивидуальными потребностями домашних хозяйств; коллективные, выражающие необходимость удовлетворения потребностей групп населения, предприятий, организаций, всех тех, кто объединен этим общим интересом; общественные, представляющие потребности общества в целом, всего государства.

Политика стран с социально-рыночной экономикой строится таким образом, чтобы гармонизировать все виды интересов. Однако это не исключает противоречий между личными, коллективными и общественными интересами. Их разрешение предполагает вмешательство государства в экономическую и социальную жизнь общества.

Мощным побудительным средством деятельности людей являются экономические стимулы. Экономические стимулы – это факторы, усиливающие материальную выгоду, повышающие интерес. Конкретными факторами проявления стимулов являются уровень денежного дохода, положение в обществе, условия труда и т.д. Интересы и стимулы способствуют возникновению материальной заинтересованности в ведении дел всеми субъектами экономики.

Читайте также:  Монтаж осуществляется подрядным способом

Однако средства, которыми располагает человек, коллектив или государство для удовлетворения своих потребностей, ограничены. Ограниченность средств удовлетворения потребностей предполагает конкуренцию в борьбе за пользование редкими благами. Отсюда проблема выбора направлений и способов использования благ, удовлетворения потребностей людей. Экономическое поведение людей при ограниченности ресурсов и безграничности потребностей формирует понятие рационального поведения человека, образ человека экономического (Homo economicus), т.е. такого человека, в котором заложено стремление получить максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов.

Человек экономический обладает двумя характеристиками: рациональностью и эгоизмом (следование только своим интересам).

Экономическая теория рассматривает два различных способа координации: спонтанный (стихийный) и иерархический (централизованный).

В стихийных порядках информация, необходимая производителям и потребителям, передается путем ценовых сигналов. Повышение или понижение цены ресурсов и произведенных с их помощью благ подсказывают хозяйствующим субъектам, в каком направлении нужно действовать, т.е. что, как и для кого производить. В любой экономической системе производитель должен осуществлять расчет своих затрат и полученных выгод. Но рассчитать соотношение выгод и затрат можно только с помощью механизма цен. Этот механизм и координирует экономический выбор людей. Такой механизм или порядок называется спонтанным (самопроизвольным). Спонтанный порядок возник естественным путем, в ходе развития человеческой цивилизации. Рынок – это и есть спонтанной порядок.

Имеется и другой способ получения информации о том, что, как и для кого производить. Это система приказов и поручений, идущая сверху вниз, от некоего центра к непосредственному производителю. Такая система называется иерархией. Примером иерархии является первобытная община, где вождь определяет все и вся. Иерархия – это и командно-административная система (государство в лице Госплана).

В форме иерархии осуществляет свою деятельность и предприятие. Иерархия основана не на ценовых сигналах, а на власти руководителя или центрального государственного органа.

В реальной действительности наблюдается сосуществование стихийных порядков и иерархий.

Источник

Экономические интересы, цели и средства их достижения

Экономические агенты (рыночные и нерыночные).

Субъекты и объекты экономического развития

В хозяйственной деятельности участвуют хозяйствующие субъекты, называемые в экономической теории экономическими агентами.

К экономическим агентам относят домашние хозяйства (отдельных лиц и семей), предприятия (фирмы) и государство (органы государственного управления, государственные учреждения), а также некоммерческие организации. Это самое общее, несколько условное деление.

Отличительная черта экономических агентов – принятие и реализация самостоятельных решений в сфере хозяйственной деятельности.

Положение и роль каждого экономического агента определяется его отношением к факторам производства, которыми он владеет. Одни располагают капиталом и обладают экономической властью, определяют формы хозяйствования, участвуют в управлении, занимаются предпринимательской деятельностью. Другие распоряжаются лишь собственной рабочей силой, их возможности влияния на организацию производства, распределение доходов, участие в управлении ограниченны.

Домохозяйства – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая:

а) самостоятельно принимает решения;

б) является владельцем какого-либо фактора производства;

в) стремится к максимизации прибыли.

Предполагается, что все экономические ресурсы, в конечном счете, принадлежат домашним хозяйствам. Они получают доходы, предоставляя экономические факторы – рабочую силу, капитал, землю и др., которыми они располагают, иначе говоря, путем оказания факторных услуг.

Читайте также:  Имеется три типа снаряжения сколькими способами можно оснастить 5 спасателей

Полученные доходы используются ими на приобретение необходимых товаров, а также для создания сбережений. Как потребители домашние хозяйства независимы, т.е. они вправе принимать решения самостоятельно, но эта независимость ограничивается размерами доходов и системой регламентации, существующей в обществе.

Предприятия – экономическая единица, которая:

а) использует факторы производства для изготовления продукции ее продажи;

б) самостоятельно принимает решения;

в) стремится к максимизации прибыли.

Предприятия (фирмы) в отличие от домашних хозяйств, выполняющих преимущественно функцию потребления, в основном осуществляют производственную деятельность, а также инвестирование. Предприятия различаются по формам собственности (частные кооперативные, государственные), размерам и масштабам производства, видам производственной деятельности и т.д. В экономической статистике предприятия (фирмы) часто делят на два вида агентов: нефинансовые и финансовые.

Предприятия (фирмы) занимаются предпринимательской, коммерческой деятельностью, цель которой – извлечение прибыли. Несколько специфические функции выполняют в обществе некоммерческие организации, например благотворительные фонды, профсоюзные организации, спортивные общества, ассоциации предпринимателей. Их основная задача – непосредственное удовлетворение потребностей людей, а не получение прибыли. Так, цель некоммерческих организаций в области спорта – физическое развитие личности и подготовка спортсменов.

Хотя основные функции государства состоят в обеспечении общественных потребностей и безопасности, оно всегда играло важную роль в экономической жизни общества. Государство активно вмешивается в экономику, используя различные формы и методы. Существуют различные показатели и критерии экономической активности государства, среди них – доля государственных расходов в ВВП; доля налогов в ВВП; размеры государственной собственности и продукции, производимой государственными предприятиями.

Банк – финансово-кредитное учреждение, регулирующее движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования рынка.

Государство – правительственное учреждение, которое обладает юридической и политической властью для контроля над хозяйственными субъектами и рынком в целом.

Модель взаимодействия субъектов рыночного хозяйства.

Рис. 6 Модель взаимодействия субъектов рыночного хозяйства

Один и тот же человек может присутствовать в составе всех субъектов рыночного хозяйства, например, будучи государственным служащим – представлять государство, владея акцией – бизнес, а, расходуя свой доход на товары и услуги – являться членом домашнего хозяйства.

Интересы экономических агентов обусловливаются их положением в экономической системе, выполняемыми ими функциями. Домашние хозяйства стремятся максимизировать полезность благ, приобретаемых на доходы; они ранжируют свои потребности и осуществляют расходы в пределах имеющихся у них бюджетов. Решения, принимаемые предприятиями (фирмами), неоднозначны: они определяются не только стремлением максимизировать прибыль, но и другими мотивами, например, захват и удержание доли на рынке, расширение масштабов производства, утверждение экономической власти.

Выполняя функции, которые не может реализовать рынок, государство призвано обеспечивать общенациональный интерес, способствовать росту богатства нации. Исключительная роль общенационального интереса, особенно в переходные эпохи, далеко не всегда осознается членами общества. Но именно этот интерес, направляемый на решение коренных задач нации, страны в соответствии с ее положением в мире, наличием ресурсов, особенностями общественного устройства, историей и традициями, является ведущим и определяющим.

В свое время еще Т. Веблен с известной долей иронии замечал, что не следует представлять «экономического человека» в виде механического шарика, своего рода «генерального калькулятора удовольствий и тягот», который руководствуется исключительно денежными мотивами. «Экономический человек» – одно из наиболее общих понятий, своего рода модель человека с точки зрения его целей, средств достижения и знаний (информации), которыми он руководствуется. Поведение человека как потребителя и как участника производства весьма неоднозначно. Экономические интересы – одна из составляющих его интересов, представляющих достаточно сложную и противоречивую систему. Следует иметь в виду, что помимо чисто личных интересов люди руководствуются интересами коллектива, села или города, региона, в котором они живут. В решениях и поступках людей присутствуют и более широкие интересы – национальные, общества в целом.

Читайте также:  Способы формирования государственной собственности

Экономические стимулы – это факторы, усиливающие желание получать материальную выгоду, становятся мощным побудительным условием деятельности людей. Конкретными формами проявления стимулов являются уровень денежного дохода, заработная плата, положение в обществе и т.п. Интересы и стимулы способствуют возникновению материальной заинтересованности в ведении дел субъектами экономики.

Ограниченность средств удовлетворения потребностей предполагает конкуренцию в борьбе за их использование. Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров и услуг.

Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция, как и ее противоположность – монополия, может существовать только при определенном состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определенных параметров (показателей) состояния рынка. Основными параметрами являются:

– количество фирм, поставляющих товары на рынок;

– свобода вхождения на рынок и выхода из него;

– дифференциация товаров (придание определенному виду товаров одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей — по фабричной марке, качеству, цвету и др.);

– участие фирм в контроле над рыночной ценой.

Экономисты различают четыре довольно несхожих рыночных ситуации или формы конкуренции: совершенную (чистую) конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию.

Сравнительные черты видов конкуренции.

Признаки Внутриотраслевая конкуренция Межотраслевая конкуренция
Субъекты Предприятия 1-ой отрасли Предприятия различных отраслей
Объекты Лучшие условия производства и сбыта Сферы наиболее прибыльного вложения капитала
Предпосылки Различные стоимости однотипных товаров Различные прибыли в различных отраслях
Результат Рыночная стоимость и рыночная цена на однородные товары Средняя прибыль и цена производства

На практике конкуренция осуществляется в целях получения дополнительной прибыли путем достижения лучших условий доступа к факторам производства и реализации товаров. В зависимости от способа поведения фирм на рынке, проявляется в виде двух основных методов конкурентной борьбы:

ценовая – соперничество предприятий за получение дополнительной прибыли за счет снижения цен или путем сокращения издержек производства и реализации продукции (услуг) без изменения ассортимента и качества, или использования демпинговых цен;

неценовая – соперничество предприятий за получение дополнительной прибыли за счет изменения свойств продукции (услуг), повышения ее качества, создания новой продукции.

В период преобладания совершенной конкуренции в рыночной экономике господствовали методы ценовой конкуренции, а в современных условиях – методы неценовой конкуренции, что объясняется приоритетом покупателей.

Источник

Оцените статью
Разные способы