- Актуальность проекта
- Способы доказательства актуальности проекта
- Учимся показывать и доказывать актуальность исследования
- Что это такое?
- Ключевые признаки актуальности темы исследования
- Как сформулировать и обосновать тему исследования?
- Подчеркиваем актуальность в проекте: что, где, когда и как?
- Актуализация проблемы как залог успеха при проведении исследования
- Какие ошибки допускают авторы при формулировании актуальности исследования?
Актуальность проекта
АКТУАЛЬНОСТЬ ( от позднелатинского actualis — фактически существующий , настоящий , современный ), важность , значительность чего — либо для настоящего момента , современность , злободневность .
Актуальность исследовательской темы характеризует ее востребованность и важность для решения определенной проблемы (задачи, вопроса), возникшей перед автором работы.
Актуальность исследования представляет собой описание основной проблемы, которую исследователь будет решать в данном проекте и которую поставил еще до начала работы над проектом.
План написания актуальности проекта может быть следующим:
- что не так
- почему не так и
- и что будет, если сделать как надо.
- должно быть конкретно указано на то, что в практической деятельности не соответствует идеальной ситуации, описанной в теории;
- в формулировке проблемы должно быть указано на то, почему практическая деятельность не соответствует теории.
Пример неправильной проблемы: «Как мотивировать учащихся вести здоровый образ жизни?»
- подмена проблемы задачей:
Пример неправильной проблемы: «Рассмотреть влияние компьютера на здоровье школьника».
- подмена формулировки проблемы на область существования проблемы:
Пример неправильной проблемы: «Существует проблема общения в сети Интернет».
Исправляем ошибки при формулировке проблемы:
«Низкая мотивация учащихся вести здоровый образ жизни»
«Снижение здоровья современных школьников»
«С увеличением интенсивности виртуального общения снижается интенсивность реального общения, теряются навыки «живого» общения»
«Виртуальное общение привело с оскуднению и деградации языковых форм»
Источник
Способы доказательства актуальности проекта
Все дело в том, что локализация проблемы определяет целеполагание, всю дальнейшую декомпозицию проекта на задачи и выбор технологических решений. То есть, если нет проблемы, то и решение как бы не имеет смысла. Поэтому, если проблемное состояние социальной системы не доказано, то очень трудно потом показать эксперту, что вы можете создать какие-либо позитивные изменения и обосновать их необходимость.
Стоит помнить, что первой формулой для оценки является «социальный эффект от решения проблемы» поделенный на «стоимость проекта». Если проблема не определена четко, то и произвести указанный расчет адекватно представляется практически невозможным.
Все останется на субъективном мнении эксперта, который далеко не всегда может быть лоялен к тем, кто не четко не понимает, с какой проблематикой он работает.
Наверное, самой распространенной ошибкой при обосновании проблемы является попытка соискателей все валить « в одну кучу». Авторы, пытаясь придать своей заявке еще большей значимости, начинают приписывать своему проекту просто чудодейственные свойства. Представляется, что он будет успешно работать с проблематиками, с которыми не может справится, например, целая государственная система просвещения и высшего образования. В некоторых же случаях заявляется решение проблем, например, нравственности, духовного просвещения и воспитания, с которой не может до конца справится вся Русская Православная Церковь.
Конечно же, не надо так.
Важно определить для своего проекта не только верную проблематику, но и ту, которая адекватна возможностям вашей организации: опыту команды, ресурсам, проникновению в целевую аудиторию, позицией на территории и так далее.
Для качественной декомпозиции проблемного поля мы используем специальную авторскую технику «проблемный круг», которую подробно разбираем на интенсиве. Она помогает проектировщикам не только четче понять свою зону работы, но и сфокусироваться при адекватном выборе проблемы для решения.
Есть еще одна распространенная проблема в социальном проектировании — актуальность проекта для его целевой аудитории. Большинство заявок на самом деле выглядят как большое желание заявителей осуществить представляемый проект, а не как способ создать позитивные изменения для ЦА. Исходя из собственного представления о том, как «должно быть», авторы начинают действовать по своим «эмпирическим ощущениям», делая зачастую неверное допущение, что потенциальным клиентам их продукт или услуга будут действительно важны.
Любой проект (продукт или услуга), который не востребован своей ЦА, обречен на провал. Точка и три восклицательного знака.
Объяснение тут очень простое. Социальные изменения — это изменения жизни конкретных людей. Человека можно или заставить что-то поменять, либо удовлетворить его потребность в изменениях. Иного не дано. Но так как принуждать к изменениям может только власть (на то она и власть), то никакая НКО не сможет воспользоваться этим инструментом. Ей остается только путь удовлетворения потребностей. И никакого другого.
Поэтому, разработчикам важно показать, что предлагаемый проект действительно востребован или будет востребован самой ЦА. При этом стоит понимать, что если предлагаемые в рамках проекта продукты и услуги пока еще не осознанны аудиторией как необходимость, то в технологическом решении в обязательном порядке должны быть предусмотрены меры по проблематизации (то есть — актуализации).
Успех любого проекта в необходимости его существования у целевой аудитории. Без этого трудно будет доказать его актуальность.
Источник
Учимся показывать и доказывать актуальность исследования
Выбирая тему любого проекта (будь то студенческого или научного), важно грамотно оценивать основные параметры: собственные возможности и способности, а также актуальность вопроса и проблемы.
Выбирая тему любого проекта (будь то студенческого или научного), важно грамотно оценивать основные параметры: собственные возможности и способности, а также актуальность вопроса и проблемы.
Анализ возможностей и способностей предполагает определение таких параметров, как:
- Интересна ли тема автору?
- Имеет ли он по ней какие-либо представления, знания?
- Готов ли он искать материал (основной или вспомогательный)?
- Способен и он разобраться во всех нюансах?
Давайте разбираться с понятием «актуальность исследования».
Что это такое?
В самом простом смысле «актуальность исследования» проявляется в наличии определенного противоречия или проблемы, которая не нашла своего решения вплоть до настоящего времени. Поставленный автором вопрос должен быть открытым и требовать действий, способных улучшить ситуацию или воздействие на объект.
Понятие актуальности исследования
В формальном значении «актуальность исследования» является его структурным компонентом, которое четко прописывается во введении, а затем подтверждается на протяжении всего проекта. Этот критерий подчеркивает наличие проблемы, ее значимость и необходимость новых методов ее решения.
Актуальность исследования призвана обосновать выбор темы, необходимость перемен в конкретной отрасли или направлении.
Ключевые признаки актуальности темы исследования
Если студент или исследователь не может с первого взгляда оценить актуальна ли тема или нет, то ему следует проанализировать следующие критерии:
- На сколько вопрос интересен другим ученым и исследователям? Здесь достаточно посмотреть последние научные разработки по теме, частоту выхода в свет исследований в рамках данной и смежной тем, наличие текущих дискуссий и пр.;
Как понять актуально ли проводимое исследование?
- Оценить потребности общества, науки или отрасли в решении намеченного вопроса: насколько он важен, на чем отражается;
- Эффективность стандартных вариантов решения проблемы, частоту их использования;
- Доступность и количество материалов по теме, определение степени изученности вопроса (малоизучен, достаточно исследован, избыток информации);
- И пр.
Фактически актуальность будет появляться в ответах на указанные вопросы. Исследователь определит «уровень сложности» проекта и темы примерное направление следования (что требует решения или совершенствования) и пр.
Как сформулировать и обосновать тему исследования?
Чтобы грамотно и аргументированно сформулировать и показать актуальность выбранной темы, автору достаточно изучить труды своих предшественников и ответить на следующие вопросы:
- Степень изученности проблемы и объекта исследования.
Здесь она будет проявляться в низкой степени изученности конкретного объекта, проблему на данный момент, в настоящее время. Если ранее уже были какие-либо разработки и рекомендации для объекта, которые способствовали улучшению ситуации, а сейчас трудно что-то усовершенствовать или разработать кардинально новое, то лучше не браться за такой проект. Доказать его актуальность в этом случае будет крайне трудно.
- Наличие новых методов и способов решения проблемы.
Притом важно почеркнуть что «старые правила и схемы» уже перестали действовать или приносить былую эффективность. Важно проследить, какие меры предпринимались ранее. Чтобы избежать плагиата и усовершенствовать «старые» приемы, создать новый алгоритм «успеха». С течением времени всегда меняются факторы, результаты, появляются новые условия и требования, провоцирующие необходимость перемен и подтверждающие актуальность вопроса.
Проявление актуальности в научной работе
- Оцениваем, что может дать его проект по сравнению с аналогичными работами.
Актуальность исследования проявляется не только в наличии конкретной проблемы, но и ее решении, предложениях исследователя. Поэтому здесь важно понять, сможет ли исследователь предложить что-то новое и полезное, эффективное, которое ранее не упоминалось в других подобных материалах.
Новшество может также проявляться в ракурсе проблемы, каждый видит ее по-своему, со своей стороны, определённой части и пр. Если возможно проявить хоть каплю новизну, то работа уже получится полезной и уникальной, значимой и актуальной.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
- Подчеркиваем личное отношение к проблеме.
Научно-исследовательская работа предполагает проведение не просто анализ текущей ситуации, но и выражение собственной позиции в рамках изучаемого вопроса, выдвижение гипотезы и ее обоснование. Для этого достаточно грамотно поставить цель, определить задачи научной работы, показать недостатки в ранее действовавших правилах и пр.
Личное мнение исследователя целесообразно приводить в конце работы, когда он уже сумел доказать свою профессиональную состоятельность, предложил ряд рекомендаций и может достойно аргументировать свою позицию (гипотезу).
Подчеркиваем актуальность в проекте: что, где, когда и как?
В самой прямой и точной форме актуальность описывается во введении. Здесь выделяется целый абзац для этих целей. Притом подпункт может быть проименован «актуальность». Здесь автору предстоит в нескольких предложениях подчеркнуть нерешенность проблемы и степень ее изученности, новизну.
Пример актуальности исследования в научной работе
Затем актуальность будет постепенно раскрываться в основной части, на протяжении всего исследования. В теоретическом разделе автор исследует «научные аспекты», подчеркивая течение проблемы (динамику, перемены, изменения), ранее предлагаемые мероприятия по ее решению и пр. Здесь достаточно подчеркнуть, что старые правила исчерпали себя и не приносят ожидаемого и желаемого эффекта.
В аналитической главе автор фактически оценивает текущую ситуацию на конкретном примере (объект). Здесь он выявляет современную симптоматику проблемы исследования, может сравнить ее с более ранними состояниями, определить основные тенденции и закономерности, возможности и пр.
Работа над основной частью исследования
Рекомендательная часть исследования фактически подчеркивает позицию автора, верность его суждений и выдвинутой гипотезы, а также актуальность. Она будет проявляться в создании более совершенного и эффективного способа решения с учетом опыта предшественников, возможностей объекта исследования и творческого подхода создателя.
Таким образом конкретизация актуальности исследования отмечается во введении, а ее раскрытие и подтверждение – на протяжении всего исследования. В заключении автор лишь подчеркивает данный критерий и собственную позицию с помощью полушечных результатов и прогнозов.
Актуализация проблемы как залог успеха при проведении исследования
Любую проблему можно сделать актуальной и продолжить исследовать, решать. Главное, чтобы был «простор для научной мысли» и действий, подходящий ракурс, база и стремление к цели.
В самом простом виде диагностика и подтверждение актуальности позволяет решить следующие задачи:
- Объективно оценить текущую ситуацию и диагностировать реальную проблему (в науке или на практике);
- Восполнить пробел, провоцирующий действие проблемы;
- Определить новые направления действий и потенциальные проблемы, перспективы;
- Обобщить полученные знания и опыт.
Актуализировать проблему можно разными способами. Чаще всего к такому приему авторы прибегают, чтобы сформулировать или выбрать ту тему, которая им интересна. В таком случае для «подтверждения реальности и современности», существования определённого противоречия достаточно сравнить старые и новые правила, получаемые эффекты в динамике и пр.
Какие ошибки допускают авторы при формулировании актуальности исследования?
Грамотная постановка и формулировка актуальности исследования предопределяет успех автора и подогревает интерес читателей, экзаменаторов. Поэтому важно кратко и емко ее отметить во введении, а затем полноценно раскрыты в своей работе.
Проблемы научного исследования
Самыми распространенными ошибками при конкретизации актуальности исследования являются:
- Нерациональное описание. Этот критерий чаще всего встречается при отражении параметра во введении, где на это выделяется буквально 2-5 предложений. Если студент уделяет актуальности больше внимания, объема, то это может быть засчитано за ошибку.
- Плагиат. Нередко написание введения и актуальности становится самым сложным этапом в подготовке проекта. Поэтому студенты зачастую предпочитают «заимствовать» подобные моменты из других работ, что негативно сказывается на уникальности текста. Во избежание подобных проблем старайтесь самостоятельно формулировать этот постулат или тщательно «перерабатывать» заимствованные фрагменты.
- Отсутствие весомых доказательств. Актуальность – это не просто отражение проблемы. Автору важно обосновать ее наличие, приведя ряд доказательств: определенные факты, результаты анализа ситуации, мнение авторитетных ученых и пр.
- Несовпадение с темой. Нередко авторы отмечают актуальность, которая не имеет прямого отношения к изучаемому вопросу ил проблематике, науке. Также данная ошибка встречается, если при написании автор неоднократно корректировал тему, но не учел это при отражении актуальности и иных параметров.
Команда образовательного центра готова помочь студентам и ученым в грамотном и объективном отражении актуальности исследования. У нас трудятся опытные и высококвалифицированные специалисты с многолетним стажем работы в педагогической среде, практикующие эксперты, «мастера пера» и пр. Мы гарантируем высокое качество услуг, уникальность проекта и безопасность сделки. Убедитесь в этом лично, оформив заявку на нашем сайте.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Источник