- урок по экологии для 7 класса методическая разработка (биология, 7 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Видеоматериалы. Занятие №9 «Способы добывания пищи»
- Конспект урока-исследования по экологии «Способы добывания пищи» план-конспект урока по экологии (7 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по экологии для 7 класса
методическая разработка (биология, 7 класс) по теме
разработка урока по экологии с презентацией для 7 класса по теме :Способы добывания пищи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-po-ekologii.rar | 1.71 МБ |
Предварительный просмотр:
КУРС: «ЭКОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ»
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО
ЭКОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ
Тема урока: «Способы добывания пищи»
Разработан учителем биологии и экологии
МБОУ СОШ №1 р.п. Лысые Горы Саратовской области
Тема урока: Способы добывания пищи.
обучающая : формирование знаний у учащихся о способах добывания пищи
воспитательная :: воспитывать интерес к предмету, к природе
развивающая : умение работать в группах.
Задачи : продолжить формирование умений работать с учебником, научить выделять главное в тексте, отбирать нужный материал;
готовить сообщения по нескольким источникам;
дать представление об элементарной рассудочной деятельности (инсайте) у животных
Тип урока : урок усвоения нового материала
Формы организации урока: познавательный рассказ с элементами беседы.
Методы урока : использование иллюстраций, самостоятельная работа с книгой, использование ТСО, беседа, игры.
Оборудование : презентация, фотографии животных с разным способом добывания пищи.
I. Организационный этап
II. Активизация познавательной деятельности. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. 2 слайд
Ребята, посмотрите на экран. Я предлагаю вам поиграть в игру «Третий лишний», необходимо из каждого столбика убрать лишнее слово.
— Объясните, по какому принципу вы отбирали.
( Учащиеся говорят о том, что этих животных объединяет питание сходной пищей)
III. Изучение нового материала
Итак, темой сегодняшнего урока будет изучение способов питания животных.
I). Работа по схеме на доске
Способы питания животных
Активное питание Пассивное питание Паразитическое питание
2) Работа в группах: Класс разбивается на 3 группы .Каждая группа знакомится с текстом параграфа и устно отвечает на вопросы.
1 группа «Рысь»- активное питание
2 группа «Актиния» — пассивное питание
3 группа «Минога» — паразиты
Ответить на вопросы: 3 слайд
1 Представители данной группы.
2 Где обитают животные?
3 Потребность в пище.
4 Приспособления к данному способу питания.
3) Обобщение результатов работы в группах по вопросам
4) Беседа о формах активного питания у животных: пасьба, поиск, подкарауливание,
ловля, собирательство. 4 слайд
— Назовите пастбищных животных, которые таким способом добывают пищу.
— Как они влияют на растительный покров Земли?
— К чему приводит перевыпас на определённой территории домашних животных?
Вывод: не допускать перевыпаса животных, так как это приводит к исчезновению растительного покрова.
— Какие животные ищут свою жертву?
— Какую роль они играют в природе?
— Кто становится жертвой хищников?
Вывод: хищники регулируют численность и являются санитарами.
— Какие животные подкарауливают свою добычу?
— Какие особенности внешнего облика и поведения им помогают?
Вывод: маскировка и особенности поведения играют большую роль для успешной охоты.
— Какие животные могут использовать такую форму активного питания?
Учитель: существует элементарная рассудочная деятельность у животных «инсайт» в конкретных ситуациях, в том числе и при добывании пищи.5-9 слайд
Просмотр слайдов презентации.
IV. Закрепление новых знаний.
Слайд с изображением нескольких животных. 10 слайд
— У каких животных какой способ питания?
Дети называют изображённых животных и их способ питания.
VВыводы к уроку: 11 слайд
1. Животный мир очень разнообразен.
2. Существует много различных способов добывания пищи.
3. Животные имеет приспособление к разным способам добывания пищи.
4. При благоприятных условиях все животные находят се6е пищу.
5. Этот многообразный животный мир необходимо сохранить.
VI Д/з п .9, подготовить сообщение по темам: «Вода как среда обитания»
«Обитатели морей и океанов»
«Обитатели пресных водоёмов»
«Жизнь в условиях дефицита воды».
Акимушкин И. Проблемы этологии Издательство «Молодая гвардия», 1985г.
Источник
Видеоматериалы. Занятие №9 «Способы добывания пищи»
Животный мир является одним из самых главных компонентов природной среды. Без него невозможно существование нашей планеты
Изучаемые вопросы, потребуют для ответа сведений, не только полученных на данном занятии, но и материал уроков ботаники и зоологии. Материал можно использовать для изучения «Окружающего мир» в начальной школе.
Каждое животное обитает только в строго определенных условиях. Эти условия — среда обитания животного, обеспечивающая животным существование.
Тип учебного занятия: изучения и первичного закрепления новых знаний,
применение их на практике.
Форма проведения: Лекция, видеоматериал
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Пассивное питание. Паразитическое питание.
Активное питание. Животные-фильтраторы.
Внешние и внутренние паразиты.
Формы активного питания
Вопросы для изучения
1.Что такое активное и пассивное питание?
2.Какие формы активного питания вам известны?
3.Какие особенности свойственны животным с пассивным питанием?
Способов добывания пищи животными очень много. В целом все разнообразие способов питания и добывания животными пищи можно объединить
в три основные группы: пассивное питание (фильтрация), паразитическое пита-
ние, активное питание.
Пассивное питание свойственно животным, которые живут в воде и ведут сидячий или малоподвижный образ жизни. Например, так питается ланцетник. Шевеля щупальцами, он взмучивает грунт дна и затягивает эту массу внутрь пищеварительной системы. Сходным образом питаются и иглокожие, некоторые виды червей, малоподвижные ракообразные.
Животные с таким типом питания, как правило, имеют низкий уровень обмена веществ и испытывают небольшую потребность в пище. Пища увлекается в пищеварительную систему мерцательным эпителием глотки, задерживается мелкоячеистыми сетями фильтра.
Чтобы уловить пищевые объекты, животные пропускают через себя огромную массу воды. Например, личинки малярийных комаров профильтровывают воду, количество которой в сотни раз превышает объем их тела; двустворчатый моллюск мидия отфильтровывает за час около одного литра воды. Очень важно знать, что такие животные-фильтраторы создают движение воды в водоеме и улучшают ее очистку (рис.1).
Паразитическое питание сложнее пассивного, так как животное должно проникнуть в организм хозяина и, зацепившись, удержаться в его органах и тканях Так живут многочисленные паразитические черви, например бычий цепень. Этот паразит получает пищу, поселившись в пищеварительной системе копытного. Свой собственный пищеварительный тракт ленточный червь утратил. Вещества тела хозяина усваиваются всем телом поселившегося в нем паразита.
Рис. 1. Фильтраторы: I — усатый кит; 2- беззубка; 3 — ланцетник
Живущая в реках минога тоже паразит. Она выделяет пищеварительный сок на тело жертвы, а затем всасывает переварившиеся таким образом ткани. Ее пищеварение называют внекишечным.
Как правило, животные с паразитическим типом питания очень плодовиты: так они восполняют значительную утрату своего потомства, потому что много их яиц и личинок погибает, не дожив до взрослого состояния. Паразиты могут поселяться на растениях, внутри тела животных или на его поверхности, поэтому их разделяют на внешних и внутренних.
Активное питание требует определенных усилий со стороны животного при поисках и добывании корма и соответствующих приспособлений — и в строении органов пищеварения, и в особенностях поведения. Например, птицы кулики выклевывают мелких беспозвоночных животных из мягкого грунта в прибрежной части водоема: дятлы, извлекая личинок насекомых, долбят кору деревьев; стрижи и ласточки ловят насекомых в воздухе. Каждому способу питания у птиц соответствует свой тип клюва. По форме клюва специалист-орнитолог безошибочно может определить, какой корм предпочитает та или иная птица.
Активное питание свойственно животным, обитающим и в воде, и в почве, и на суше. Оно проявляется в таких формах, как пастьба, поиск, подкарауливание, ловля, собирательство.
Пастьба хорошо всем знакома. Эта форма питания характерна для растительноядных животных, например копытных. Они стадами кочуют по обширным территориям пастбищ. Съев часть травы в одном месте, переходят в другое, затем при подрастании трав возвращаются обратно. Так кочуют стада северных оленей, степных сайгаков. В поисках пищи кочуют стайки дроздов, синиц, воробьев и других птиц, кочует саранча, в океане кочуют киты, стаи сельдей.
Бывают случаи значительного выедания запасов пищи. Животные страдают от ее недостатка, гибнут. Многие птицы, заботясь о питании в гнездовой период, чтобы не остаться на территории с ограниченным запасом корма, активно изгоняют со своей территории соседей того же вида. Гак ведут себя зяблики, скворцы, трясогузки и многие другие воробьиные.
Рис. 2. Лев, преследующий антилопу
Поиск и преследование добычи свойственны многим птицам и млекопитающим. Например, вслед за пасущимися в Африке стадами антилоп, зебр движутся львы, леопарды, гиены, гиеновые собаки. Будучи сытыми, львы длительное время могут обходиться без пищи и не составляют угрозы для копытных. Однако, если хищники испытывают чувство голода, они начинают активно преследовать свою жертву и нападают на ослабленных, больных или очень молодых животных (рис. 2). В воде преследуют добычу акулы, судаки, окуни, лососи, личинки стрекоз.
Подкарауливание — еще одна форма активного питания. Причем у разных животных выработались свои способы затаивания и внезапного нападения на жертву. Стремительно бросается за рыбой из укрытия щука. Обратите внимание ее окраска соответствует окружающей среде, она незаметна среди водной растительности. А вот хищная рыба сом (рис.3) для подманивания добычи шевелит усами, а затем, когда добыча приблизилась, раскрывает широкую пасть и делает стремительный рывок. Лягушки ловят движущуюся добычу, выбрасывая клейкий язык. Тропическая рыбка брызгун сбивает насекомых с прибрежных растений струей воды (рис.3).
Рис.3. 1 — рыбка брызгун; 2 — сом
Вывод. В целом отношения, которые складываются между животными и потребляемой ими пищей, чрезвычайно многообразны и сложны. Они в значительной мере определяют особенности жизни сообществ животных и растений на планете
Источники информации: Экология животных. Пособие для учащихся7класс общеобразовательной школы В.Г. Бабенко; Д.В. Богомолов; и др. 2002.-128с.ил.
Источник
Конспект урока-исследования по экологии «Способы добывания пищи»
план-конспект урока по экологии (7 класс) на тему
Цель урока: создание условий для формирования знаний у учащихся о способах добывания пищи через применение методов исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока — исследования по экологии | 16.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока-исследования по экологии учителя биологии МОУ «СОШ №21» Новак Галины Петровны по теме: «Способы добывания пищи».
Цель урока: создать условия для формирования знаний у учащихся о способах добывания пищи через применение методов исследования.
- Личностные: развитие интереса к предмету, бережного отношения к природе; приобщение к экологической культуре.
- Предметные: формирование знаний у учащихся о способах добывания пищи.
- Метапредметные:
- познавательные (поиск информации, её отбор, анализ, обобщение, доказательства, выводы);
- регулятивные (умение планировать и организовать работу в группах, корректировать ответы, оценивать, умение применять полученные знания);
- коммуникативные (умение выстраивать диалог и монологическую речь, умение сотрудничать).
- Мотивация. Активизация познавательной деятельности. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
-Ребята, посмотрите на экран. Я предлагаю вам сгруппировать животных по какому-либо признаку.
(Учащиеся говорят о том, что этих животных объединяет питание сходной пищей)
- группа: волк, орел, лиса, медведь, кошка.
- группа: лось, лошадь, толстолобик, дождевые червь.
- Актуализация. Создание проблемной ситуации.
— Скажите, ребята, животным 1 или 2 группы легче добыть пищу?
Почему? Зависит ли от вида пищи её способ добывания? Вспомните, какую пищу употребляют следующие животные, и попробуйте определить способ добычи?
Учащиеся в ходе беседы определяют, что у этих животных разные способы добычи пищи.
- Определение темы, целеполагание.
– Какова тема нашего урока?
-Какова цель нашего урока?
- Работа в группах по теме урока.
Учащиеся делятся на группы по выбранному способу питания и работают по заданному алгоритму, используя при этом информационный стол, учебник.
- Представители данной группы.
- Где обитают животные?
- Потребность в пище.
- Приспособления к данному способу питания.
1 группа «Рысь»- активное питание
2 группа «Актиния» — пассивное питание
- группа «Минога» — паразитическое питание
- Систематизация. Учитель предлагает выполнить задание по методу «Системный лифт» Отправная точка «пища» «способ добычи» «выживание» « эволюция».
- Контроль. Тест. Итоги.
- Рефлексия. Синквейн.
- Домашнее задание. Подготовить сообщение по темам: «Вода как среда обитания», «Обитатели морей и океанов», «Обитатели пресных водоёмов», «Жизнь в условиях дефицита воды».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока-исследования Влияние русской народной музыки на состояние здоровья человека
Человек всегда хотел быть здоровым, физически сильным, психически устойчивым, творчески активным.Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья у.
Конспект урока-исследования по теме «Обломов и Штольц» в 10 классе
материал пригодится при изучении романа И.А. Гончарова «Обломов» в 10 классе. кроме этого в папке представлены таблицы-сравнительные характеристики Обломова и Штольца.
Конспект урока «Исследование функции с помощью производной»
Технология учебных циклов.
Конспект урока-исследования по литературе в 6 классе по сказу Н.С. Лескова «Левша». Тема урока: «Загадка русской души»
кеонспект открытого урока.
Конспект урока-исследования «Женские образы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Урок-исследование по литературе для 10 класса на тему «Женские образы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Исследование зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от его длины»
Данный материал поможет провести урок физики в 9 классе по теме «Математический маятник» с использованием ЭОРов. Тип урока — комбинированный. Формы работы учащихся: индивидуальная, группо.
Конспект урока- исследования «Экономический цикл и его фазы»
Учитель экономики МАОУ «СОШ № 16» г. СыктывкараТутринова Татьяна Гарриевна Урок экономики по теме: «Экономический цикл и его фазы» Первый урок в разделе «Экономический цикл, занят.
Источник