Способы до судебного взыскания

Эффективные способы взыскания долгов

Если в вашей компании взыскание дебиторской задолженности происходит «на авось», эта статья поможет вам структурировать процесс. Мы расскажем о разных стратегиях взыскания задолженности, отметим факторы, которые в большей степени определяют вероятность получения денег от задолжавшего контрагента.

4 подхода к взысканию долга

Инвестиционный
Здесь долг рассматривается как способ влиять на должника. Кредитор не заинтересован в погашении долга. Этот подход часто используют рейдеры для захвата компании-должника.

Коллекторский
Для коллекторов дебиторка — бизнес. Они стандартизируют процедуру взыскания и минимизируют расходы на эту деятельность.

Принципиальный
Первостепенная цель — наказать должника. Прибыль отходит на второй план.

Кредитный
Самый распространенный подход. Здесь основная цель взыскания — получение прибыли. При этом кредитор настроен на дальнейшее сотрудничество с должником. Наша статья посвящена кредитному подходу.

Этапы работы с дебиторкой


Когда вы понимаете, что образовалась проблемная дебиторка, вы собираете и анализируете информацию. Выясняете причины, по которым контрагент не может или не хочет возвращать деньги в договорном порядке.

Следующий этап — напоминание. Вы методично напоминаете должнику о задолженности. Чем чаще вы это делаете, тем чаще должник вспоминает о долге.

Информирование нужно для создания позитивно-негативного контекста. Позитивный контекст — желание клиента продолжать сотрудничества. Негативный — вашему сотрудничеству мешает образовавшийся долг. Вы не угрожаете, а спокойно информируете должника о своем желании получить деньги. Чтобы понять разницу между угрозой и информированием, сравните два выражения.
Чем позже заплатите, тем хуже — угроза
Чем раньше заплатите, тем лучше — информирование.

Вы создали информационное пространство, подготовили должника к нужному решению, теперь выходите на переговоры с сильной позиции. В переговорах вы четко обозначаете проблему и требуете ее разрешения.

Приглашаете агента, чтобы сделать из него «плохого полицейского». Вы не хотите портить отношения с должником, поэтому отводите роль злодея агенту. Агент использует весь переговорный арсенал: давление, угрозы и даже шантаж.

Если переговоры и помощь агента не принесли результатов, остается суд. Судебное разбирательство — признак слабости. Вы не смогли взыскать долг сами и теперь ищите заступника в лице государства.

Последний этап — принудительное взыскание. Оно проходит по одному из трех сценариев:
• Исполнительное производство — инструмент защиты заемщика.
• Банкротство — инструмент защиты должника. Он вам ничего не должен, потому что ему нечем платить.
• Уголовное преследование. Здесь государство преследует не ваши интересы и не интересы должника, а свои — наказать виновного.


Статистика работы судебных приставов с 2007 по 2016 годы

Статистика наглядно показывает, что уповать на судебных приставов не стоит. Мало того, что невысокий процент взысканий, так еще и взыскание может затянуться на годы.

Факторы влияющие на погашение долга
33% вероятность выплаты, если вы разобьете долг на части.
30% если дадите возможность отсрочить платеж
25% принудительная процедура взыскания
9% вернуть долг по договору, без дополнительных активностей
4% наличие судебного акта. Проблема в том, что суд требует моментального
погашения, но у должника, как правило, нет такой возможности.
3% долг по расписке

Посчитаем эффективность досудебных способов взыскания: срок 30% + сумма долга 33% + долг по договору 9% + долг по расписке 3% = 75%

Судебный акт и процедура взыскания дают нам только 29%.

Вывод: на текущий момент досудебные способы взыскания показывают большую эффективность в сравнении с судебными.

Что нужно знать о должнике, чтобы повысить шансы взыскать долг

1) Найдите ЛДПРа — лицо действительно принимающее решение. Это не всегда генеральный директор. Иногда ЛДПР — коммерческий директор, бухгалтер, руководитель отдела закупок, учредитель т.д.
2) Найдите все доступные каналы связи. Чем больше, тем лучше. Вплоть до того, где должник обедает. Если должник не отвечает на звонки или игнорирует email-письма, подойдите к нему на обеде и пожелайте приятного аппетите.
3) Изучите бизнес должника, чтобы узнать, куда он тратит деньги. Если «нащупаете» мошенничесткие схемы, можете его шантажировать.
4) Изучите доходы, в том числе «теневые». Тогда вы сможете придумать альтернативные способы взыскания задолженности.
5) Изучите активы на случай, если должник их начнет выводить до исполнительного производства.

Читайте также:  Вакцинация единственный способ победить коронавирус

Стратегия истребования долга

Договорные отношения
Если вы заключили договор-ультиматум (будешь делать так и никак иначе), выбирайте стратегию жесткого взыскания — угрозу или ультиматум.
При заключении договора-соглашения (на равных), взыскивайте долг мягко и тактично — просьба, предложение, информирование.

Кредитная политика
Если вы даете отсрочку всем желающим, то придется взыскивать жестко.
Если у вас жесткие требования для предоставления отсрочки, используйте «мягкое» взыскание.

«Сильный кредитор» в сравнении с другими кредиторами
При одновременной задолженности у нескольких кредиторов — жесткое взыскание. Нужно успеть вырвать свои деньги, пока этого не сделали другие.
Если контрагент должен только вам, предложите мягкие условия, вплоть до реструктуризации.

Регламентация взыскания

Хочет, но не может
Обычно сдерживающий фактор — время. Переговоры жесткие, но без угроз. Планомерно и четко.

Может, но не хочет
Это VIP-клиенты, вы в сравнении с ними находитесь в слабой позиции. Если вам не удалось привлечь на свою сторону сильного союзника, сразу обращайтесь в суд.

Не хочет и не может
Приравнивайте таких должников к банкротам. Тут единственная возможность вернуть долг — взыскать долг с помощью приставов. Сразу идите в суд.

Плохо, когда в договоре нет времени погашения задолженности, конкретных действий (как гасить) и ответственности. Не поможет даже формулировка «в случае неуплаты контрагент должен заплатить неустойку». Никто платить не обязан, так как нет сроков и нет ответственного.

Как эффективно взыскать долг:

1) Приложите максимум усилий, чтобы взыскать долг до суда. Соберите информацию о долге, напоминайте, информируйте, создайте информационное пространство, пригласите агента. Если не поможет, тогда обращайтесь в суд.
2) По статистике самые эффективные рычаги влияния на должника — время и сумма. Увеличьте срок погашения и/или разбейте долг на комфортные платежи. Тогда вероятность получения денег достигнет 63%.
3) Узнайте о должнике все, что сможете: каналы связи, источники дохода, бизнес, активы и т.д. Это поможет взыскать долг.
4) Для разных типов должников подбирайте разные стратегии и регламенты взыскания.

Как обезопасить компанию от должников

Эффективный способ избежать сотрудничества с потенциальным должником — проверить кредитную историю. Этот документ покажет, как компания или ИП обращались с заемными деньгами и насколько исправно отдавали долги. Кредитная история покажет просрочки в прошлом и настоящем. Текущие просрочки — самый очевидный стоп-фактор. Если контрагент не платит банку, то вам он точно платить не будет.

Статья подготовлена по презентации Александра Владимировича Матвеева, президента НП «Общество защиты прав кредиторов и взыскателей». Сайт: www.enabling.ru

Начните проверку сейчас

Это не займет много времени. Отчет придет уже через 1 секунду.

Источник

20 правил досудебного порядка от Пленума ВС

Новые разъяснения – первые в своем роде. Раньше Пленум ВС не разъяснял правила досудебного порядка. Проект поддержали в Генпрокуратуре и Минюсте, но Вячеслав Лебедев решил создать редакционную комиссию, которая доработает документ. Обычно ко «второму чтению» Пленум вносит лишь незначительные поправки в первоначальную версию.

Интересные разъяснения содержатся уже в первом пункте проектируемого постановления. Пленум предусмотрел, что досудебное урегулирование спора – это не только формальное направление претензии ответчику. Это еще и переговоры, медиация, обращение к финомбудсмену и в государственные органы.

Читайте также:  При выплате заработной платы работникам ндфл удерживается способом декларационным

Светлана Загайнова, судья АС Свердловской области, считает, что медиацию нужно сделать обязательной для некоторых случаев. Например, когда стороны договорились об этом в своем соглашении.

Верховный суд подробно объяснил, по каким спорам досудебный порядок нужно соблюдать обязательно:

✔ О заключении договора в обязательном порядке;
✔ Об изменении и расторжении договора;
✔ О заключении договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд;
✔ О расторжении договора постоянной и пожизненной ренты;
✔ О прекращении договора пожизненного содержания с иждивением;
✔ О расторжении договора аренды;
✔ О расторжении договора перевозки груза или пассажира;
✔ По спорам об ОСАГО;

Полный перечень споров с обязательным досудебным порядком доступен в п. 3 проектируемого постановления.

Пленум посвятил целый раздел постановления обязательному досудебному порядку в арбитражных спорах. Подать иск без претензии можно по этим категориям экономических споров:

✔ По спорам об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
✔ По делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок;
✔ По делам о банкротстве;
✔ По корпоративным спорам;
✔ По делам о защите прав и законных интересов группы лиц;
✔ По спорам в порядке приказного производства;
✔ По делам, связанным с выполнением арбитражными судами функций содействия и контроля в отношении третейских судов;
✔ По спорам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.
✔ По искам об обращении взыскания на заложенное имущество;
✔ По искам к субсидиарному должнику при отсутствии договорных отношений;
✔ По делам возмещении убытков, возникших вследствие причинения вреда;
✔ По искам с регрессными требованиями о возмещении вреда;
✔ По требованиям об установлении сервитута (если сторонами не достигнуто соглашение о сервитуте или его условиях);
✔ По спорам об обращении взыскания на земельный участок;
✔ По спорам о признании сделки недействительной.

«Направление заинтересованным лицом сообщения, имеющего информационный характер и являющегося основанием для возникновения требования, не является досудебным порядком урегулирования спора», – указал Пленум.

К таким сообщениям проект постановления относит, например, решение органа местного самоуправления о сносе самовольной постройки. А еще – требование вознаграждения, поступившее от нашедшего вещь, извещение участников долевой собственности о намерении продать свою долю постороннему и требование «дольщиков» о выделе своей доли.

В постановлении указано, что прокурор, который хочет обратиться с иском в суд, не должен соблюдать обязательный претензионный порядок. Это положение относится также и к госорганам и органам местного самоуправления, если они обращаются за защитой публичных интересов, прав и законных интересов организаций и граждан.

В случае, если требования нескольких истцов могут быть рассмотрены самостоятельно, каждый из них должен подать свою претензию – даже если в суд они планируют обратиться вместе.

Если требование предъявляется к нескольким ответчикам, то претензию нужно направить каждому из них.

Если правопредшественник уже подал претензию, то новый обладатель права требования может не соблюдать обязательный досудебный порядок.

Например, если первоначальный кредитор направил претензию до уведомления должника о состоявшейся уступке права, цессионарию не нужно подавать повторную претензию.

Претензию можно вручить адресату лично, направить ему посредством почтовой связи или иных служб доставки. При этом отправитель может выбрать как заказное письмо, так и письмо с описью вложения. Но стороны в соглашении могут предусмотреть, что юридически значимые сообщения должны передаваться только с описью.

Верховный суд допускает и направление претензии через электронную почту, соцсети и мессенджеры. Но только в случае, если стороны договорились об этом в своем соглашении, либо если такой способ общения является обычной деловой практикой для сторон по спору.

Доказать доставку претензии в таком случае можно в том числе с помощью нотариально заверенных распечаток скриншотов с указанием адреса интернет-страницы, с которой сделана распечатка, а также точного времени ее получения.

Читайте также:  Традиционные способы анализа экономической информации

Если в обращении истца содержится указание на конкретный материально-правовой спор, связанный с нарушением прав истца, то несовпадение сумм основного долга, неустойки, процентов, указанных в обращении и в исковом заявлении, «само по себе не свидетельствует о несоблюдении обязательного досудебного порядка», разъяснил Пленум.

При этом истец может заявить только требование по основному долгу. Это не помешает взыскать неустойку.

Досудебный порядок в виде примирительной процедуры – например, переговоров или медиации – считается соблюденным при предъявлении документов, подтверждающих использование соответствующей процедуры. К таким документам Пленум относит протокол разногласий, соглашение сторон о прекращении процедуры медиации без достижения согласия и заявление об отказе от продолжения процедуры медиации.

Если потенциальный истец направил другой стороне предложение о переговорах или медиации, но не получил ответа в 30-дневный срок, то досудебный порядок будет считаться соблюденным.

Пленум уточняет, что при предъявлении встречного иска соблюдение досудебного порядка не требуется.

«Наконец-то ставится точка в этом многолетнем вопросе», – заявила на заседании Пленума заведующая кафедрой гражданского права Воронежского юридического университета Елена Носырева. Но юрист считает важным в таком случае акцентировать внимание на возможности использования примирительных процедур в рамках процесса.

Обязательный досудебный порядок может быть заменен сторонами на любую другую примирительную процедуру, даже если до этого такая процедура не согласовывалась. «Происходит расширение права сторон на выбор того или иного способа защиты права. Кому как не сторонам знать, какая процедура может быть более эффективной», – отметила Носырева.

Пленум подчеркивает: третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, освобождены от обязанности соблюдения досудебного порядка.

Ответчик может ходатайствовать перед судом о нерассмотрении иска из-за несоблюдения обязательного досудебного порядка. Но заявить такое ходатайство нужно «не позднее дня представления ответчиком первого заявления по существу спора».

Если ответчик своевременно не заявил такое ходатайство, то его довод о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора не станет основанием для отмены решения в вышестоящих инстанциях.

Пленум уделил внимание и ситуациям, возникающим по конкретным договорам.

Так, при одностороннем отказе от исполнения договора при обращении в суд с иском о признании договора расторгнутым, соблюдение досудебного порядка урегулирования спора не требуется. Ведь такой иск является иском о признании, а не иском о расторжении договора.

Пользователь услуг почтовой связи должен соблюдать досудебный порядок вне зависимости от того, является ли он отправителем или получателем, отметил ВС.

Прописанное в договоре условие о соблюдении досудебного порядка урегулирования потребительского спора, если такой порядок не установлен законом, является ничтожным.

Требование о соразмерном уменьшении покупной цены, об устранении недостатков товара, о замене товара ненадлежащего качества – это не досудебный порядок. Но если потребитель хочет, чтобы суд присудил ему штраф, то такое требование нужно заявить до суда.

В спорах с финансовыми организациями потребитель должен сначала обратиться к финомбудсмену, если его требования не превышают 500 000 руб. Сюда относятся споры с банками и со страховыми компаниями.

Обратиться в суд можно только после того, как финансовый уполномоченный закончит рассмотрение спора, либо в случае несогласия с принятым им решением.

«Требования потребителей, вытекающие из нарушения страховщиком права на получение страхового возмещения по ОСАГО, рассматриваются финансовым уполномоченным вне зависимости от их размера», – подчеркивает Пленум.

Обращение к омбудсмену необходимо также по требованиям об оплате восстановительного ремонта по добровольному автострахованию (КАСКО) стоимостью до 500 000 руб.

Потребитель вправе заявить в суд требования к финансовой организации только по предмету, содержавшемуся в обращении к финансовому уполномоченному.

В отличие от общего правила, требования о взыскании основного долга, неустойки, штрафов и процентов могут быть предъявлены в суд только при условии соблюдения обязательного досудебного порядка в отношении каждого из таких требований.

Источник

Оцените статью
Разные способы