Способы для украшения мелодии

Мелизмы в музыке: основные виды украшений

Пришло время рассказать и свести в один урок теоретический материал о таком понятии в исполнительской практике музыкантов, как мелизмы.

Они представляют собой отдельные группы небольших мелодических оборотов, которые украшают собой основную мелодию музыкальной пьесы.

Следует отметить, что встречаются эти украшения не только в мелодии, но зачастую и в басах, и в других сопровождающих основную мелодическую линию голосах.

Возникнув в вокальной музыке (греческое melos – песни, мелодия), мелизмы с XVII века получили широкое распространение и в инструментальных композициях. Закоренившиеся в музыкальной практике устойчивые “формулы” мелизмов дают возможность изображать их в нотном письме условными знаками.

Ю. Булучевский, В. Фомин. “Краткий музыкальный словарь для учащихся”, Ленинград, “Музыка”, 1988 г.

Вот эти группы мелизмов, которые сохраняют своё значение до сих пор в музыкальной литературе:

  • форшлаги
  • группетто
  • мордент
  • трели

Опишу кратко эти группы и приведу нотные примеры.

Форшлаги

Наиболее распространённая группа мелодических украшений, используемая в гитарном исполнительстве. Состоит из одного или нескольких звуков, которые играются перед основной нотой, причём, в основном, за счёт её длительности. Название произошло от немецкого vorschlag (предудар).

Различают два типа форшлага.

  • Короткий форшлаг, исполняемый в классической музыке за счёт последующей (основной) ноты; записывается перечёркнутыми нотами мелкого начертания. Например, одиночный форшлаг:

Рис. 87-1. Короткий форшлаг

А так выглядят форшлаг из двух звуков:

Рис. 87-2. Короткий форшлаг двойной

В случае примера, приведённого на рис. 87-2, все звуки играются приёмом легато, начиная с первого форшлага. И наоборот, форшлаг и основной звук примера рис. 87-1 извлекаются пальцами правой руки раздельно.

В более поздней или современной музыке, в зависимости от характера пьесы, стиля и традиций исполнения подобных произведений, короткий форшлаг может исполняться как за счёт последующей, так и предыдущей основной ноты. Например, такой пример:

Рис. 87-3. Короткий форшлаг за счёт длительности предыдущей ноты

Как видим из приведённых примеров, длительность этого типа форшлагов очень короткая, поэтому и название их – “короткие форшлаги“.

  • Другой тип форшлагов отличается от первого, разобранного нами только что выше, тем, что они исполняются только за счёт основной ноты, забирая примерно половину от их длительности. Отсюда название этого типа – “долгие форшлаги“. Например:

Рис. 87-4. Долгий форшлаг

Еще такие мелодические украшения называют “неперечёркнутыми форшлагами”, в отличие от коротких (“перечёркнутых форшлагов”). Такие названия возникли от способа их изображения в нотном тексте: короткие форшлаги перечеркиваются, как мы видели в примерах рис. 87-1 и 87-2, а долгие – нет (пример рис. 87-4).

На рис. 87-3 форшлаг также следовало бы перечеркнуть, но иногда можно встретить и такое написание. Опять же – музыкант может сам разобраться, кокой форшлаг ему сыграть.

Группетто

Этот вид мелизмов происходит от итальянского gruppetto (маленькая группа), а состоят эти мелодические украшения из нескольких звуков в группе, включая основной и два вспомогательных (ближайшие верхний и нижний от основного). Количество звуков в группетто – 4 или 5. Обозначается группетто таким знаком:

  • Вот нотный пример использования знака:

Из примера становится понятно, что группетто – не что иное, как обыгрывание основного звука (в данном случае звука “До“).

Обыгрывать основную ноту можно или начиная с верхнего ближайшего звука, как в данном примере – с “Ре“, или же с нижнего (с ноты “Си“).

В последнем случае в нотном тексте знак группетто будет перечёркнут, что означает обыгрывание основного звука с нижней ноты.

В нотной литературе часто можно встретить знак группетто, стоящий не строго над нотой, как в выше приведённом примере, а между двумя соседними на одну ступень нотами. В этом случае нужно квинтолью обыграть оба звука, между которыми стоит знак группетто, начиная с ноты, стоящей перед знаком. Вот как на следующем рисунке:

  1. Если бы в этом случае между нотами стоял перечёркнутый знак группетто, то обыгрывание начиналось бы точно с такой же ноты (в данном примере с “До“), но следующим звуком следовало бы брать нижнюю ноту “Си“, а потом двигаться вверх к ноте “Ре” (через “До“) и закончить группу опять же нотой “До“.
  2. Нужно запомнить: перечёркнутое группетто – это обыгрывание с участием в первую очередь нижней вспомогательной ноты!

Иногда группетто располагается между звуками одной и той же высоты. Тогда данный мелизм нужно играть из четырёх звуков, но первым из них является основная нота!

  • Бывают случаи, когда знак группетто располагается между двумя нотами, находящимися друг от друга в большем интервале, чем одна ступень. Само собой разумеется, что обыграть оба звука не представляется возможным именно такой нотной фактурой (с участием ближайших вспомогательных нот), поэтому в таком случае расшифровать нотную запись следует как то же самое группетто с участием четырех звуков, начинающееся со вспомогательного звука, но исполняется оно во второй половине длительности первой ноты:
  • И напоследок: как альтернатива перечёркнутому группетто, встречается перевёрнутый знак группетто, обозначающий, что обыгрывание основного звука нужно начинать с нижнего вспомогательного звука. Вот эти знаки в равной по смыслу паре:
  • Да! Чуть не забыл: если нужно альтерировать (бемоль-диез) какие-то звуки из вспомогательных, то над знаком группетто ставят соответствующий знак альтерации, если нужно изменить верхний вспомогательный звук, а под группетто – для нижнего вспомогательного звука:

Информации по группетто много и как-то запутанно на первый взгляд, не правда ли? Это не страшно, так как для гитары такой мелизм – редкость в нотной записи, но знать нужно.

Мордент

Знаки этого мелизма также, как и знаки всех остальных групп мелодических украшений, бывают перечёркнутыми и неперечёркнутыми. Например:

Мордент (итал. mordente — кусающий, острый) – это мелодический оборот из трех звуков: основного, вспомогательного и основного.

Мордент исполняется всегда только за счет длительности основного звука, причем меньшая часть начала длительности приходится на первый и второй звуки, большая часть (не менее половины длительности) — на третий звук.

Приведённые примеры полностью подтверждают такое утверждение.

  1. Знак альтерации над мордентом указывает на изменение вспомогательного звука.
  2. Различают ещё двойной мордент. В отличие от выше описанных одинарных (или простых) мордентов он состоит из 5 звуков:
  3. Двойной мордент также, как можно догадаться, бывает перечеркнутый, в котором в качестве дополнительного звука играется нижняя вспомогательная нота.
  4. По сравнению с группетто, мордент встречается в гитарных партиях достаточно часто, особенно в классических пьесах.

Трели

Наряду с мордентом частым мелизмом в гитарных классических произведениях присутствует трель.

Трель представляет собой быстрое чередование основного и верхнего вспомогательного звука. Трель обозначается обычно начальными буквами tr отитальянскогослова trillare (дребезжать, колебать). Обозначения ставятся всегда над нотой. Указанная в нотном тексте длительность основного звука как раз и определяет продолжительность звучания трели:

Часто уместно в конце трели вставить противоположный от основного звука вспомогательную ноту (в примере ниже – вместо ноты “До” – нижний вспомогательный звук “Ля” (основной звук в примере “Си“). Этот оборот носит название нахшлаг и являлся чуть ли не обязательным в музыке вплоть до XVII века. Правда, он никак в нотах не обозначался, но предполагался в игре трели:

Нахшлаг придаёт трели более завершённое действие.

Имеются примеры, когда трель нужно начинать не с основной, а со вспомогательной ноты. В таких случаях рядом с основной нотой подписывается дополнительная нота меньшего масштаба (типа форшлага).

  • Если в трель вводится альтерированный вспомогательный звук, то это указывается в нотном тексте рядом с обозначением трели, например так: tr# или #tr.
  • При написании урока частично использовался материал с сайта “Теория музыки“.

Мелизмы для гитары | Гитаршкола

Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола. Мы с Вами уже ни раз касались различных расширенных техник игры на гитаре и способов извлечения. Сегодня я расскажу о технических приемах — мелизмах, которые зачастую применяются при игре на гитаре профессиональными гитаристами, да и не только.

Мелизмы (орнаменты или форшлаги) — это, как следует из самого их названия, разнообразные украшения, добавляемые в музыкальное произведение композитором или исполнителем и соответствующие определенному стилю, историческому периоду и/или традициям.

Большинство орнаментов, возникших в эпоху барокко, продолжали развиваться и широко использоваться в классический и романтический периоды. Наиболее распространенными мелизмами являются: аччакатура, мордент (верхний и нижний), апподжатура, поворот и трель.

Аччакатура (форшлаг) — мелизм для гитары

Иногда таких нот может быть две или больше, и тогда они составляют двойную или тройную аччакатуру. Эти ноты играются как можно быстрее, чтобы основная нота зазвучала точно в момент, соответствующий ее положению на нотном стане. Если нота аччакатуры находится на одной струне с основной нотой, переход между ними должен быть осуществлен очень плавно.

Читайте также:  Способы выражения критического отношения культура академической дискуссии

Мордент — гитарный мелизм

Этот мелизм, название которого происходит от итальянского слова, означающего «кусать, жалить», представляет собой дополнительную ноту, расположенную выше (верхний мордент) или ниже (нижний мордент) основной ноты для ее усиления, придания ей дополнительной остроты.

Играется мордент как легато из трех нот. Оба типа мордента обозначаются особым зигзагообразным символом (изначально представлявшим собой стилизованную букву М), стоящим над нотой, которая должна исполняться таким образом; символ нижнего мордента отличается перечеркивающей его маленькой вертикальной линией.

Если украшенная мордентом нота должна исполняться с диезом или бемолем, отсутствующим при ключе, тогда вспомогательный соответствующий значок ставится над или под символом мордента (в зависимости от того, верхний это или нижний мордент).

Апподжатура — мелизм для гитары

Следующий мелизм для гитары — апподжатура. Еще один итальянский термин, означающий на этот раз «прислоненную» ноту, которая изображается крошечным нотным значком на стане перед основной нотой.

В отличие от более мимолетной аччакатуры, апподжатура забирает ровно половину длительности основной ноты (к которой она «прислоняется») или две трети длительности, если основную ноту сопровождает точка.

Как и все остальные мелизмы, апподжатура должна играться легато, если при этом не происходит смены струн.

Если апподжатура стоит при ноте с лигой, то она целиком забирает на себя длительность звучания первой из связанных нот. Когда апподжатура стоит перед аккордом, она влияет лишь на его верхнюю ноту, звуча вместе с аккордом, а затем заглушаясь его исходной верхней нотой.

Поворот (группето) — гитарный мелизм

Следующий мелизм для гитары, про который хотелось бы рассказать, это группетто — короткий пассаж из четырех нот, применяемый для создания витиеватого перехода от одной ноты к другой. Порядок исполнения нот при повороте следующий: нота выше первой основной ноты, сама основная нота, нота ниже первой основной ноты и опять сама основная нота.

Похожий на завиток символ, обозначающий группетто, может стоять в одном из двух мест: если он записан над первой нотой, поворот выполняется на этот счет; если же он записан после ноты, поворот играется между двумя нотами.

«Перевернутый поворот» (значок которого перечеркнут вертикальной линией) исполняется точно так же, но с одним исключением: начинается он с ноты, расположенной ниже основной.

Трель — следующий мелизм для гитары

Трель представляет собой относительно продолжительное чередование основной (записанной) ноты и ноты выше нее; обозначается она символом tr, часто сопровождаемым волнистой линией (которая обычно указывает длительность звучания трели). Исполняется трель левой рукой как длинные и непрерывные легато.

В музыкальных произведениях классического периода и предшествующих ему (например, Гайдн и Моцарт) трель начинается с верхней ноты. В музыке более поздних эпох трель традиционно начинается с нижней ноты. В большинстве современных произведений (начиная с XX столетия) обозначение трели сопровождает маленькая нота, подобная аччакатуре, указывающая, с какой ноты начинать трель.

Как и у мордента, если верхнюю ноту требуется исполнять с диезом или бемолем, на это указывает соответствующий вспомогательный значок, стоящий над символом трели. Иногда трель может заканчиваться поворотом — во избежание путаницы это обычно специально указывается на нотном стане.

Один из способов исполнения трели на гитаре состоит в том, чтобы играть две ноты на соседних струнах. В этом случае они могут играться пальцами m и р или а, m, i и р, когда а и i играют на верхней струне, а m и р — на нижней.

Надеюсь, материал доступно выложен. У кого остались вопросы или есть чем дополнить список мелизмов для гитары, пишите в комментарии ниже.

Уроки мелизматики от Натали Вайс (Natalie Weiss)

  • idencial → R&B (Rhythm & Blues) → Неизвестные таланты: Luke Edgemon Я уже давно замечал, что талантливые люди из одной области обязательно как-то связаны или пересекаются, часто даже дружат и делают что-то совместное. А если это еще музыкальная молодежь, то тут вообще могут образоваться «квартирники» (домашние концерты), в которых можно открыть для себя много… 19 января 2013, 01:21 | 1 комментарий
  • idencial → Музыкальные конкурсы → Luke Edgemon участвует в 4 сезоне проекта The Voice (USA) Некоторое время назад я писал об одном одаренном парне по имени Luke Edgemon , причем даже запись я свою обозначил как «Неизвестные таланты». И вот в подтверждение моих слов, Люк пожаловал на слепые прослушивания в 4 сезон конкурса The Voice (USA). Почему подтверждение? Да потому что известный… 17 апреля 2013, 23:53 | 2
  • idencial → R&B (Rhythm & Blues) → Неизвестные таланты: Natalie Weiss (Натали Вайс). Я вчера писал про интересного певца по имени Luke Edgemon , а также о творческой молодежи в США и о том, как они связаны между собой. Так вот, через те же The Spaulding Sessions (домашние концерты участников Glee, The Sing Off и American Idol) я от Люка вышел на интересную певицу Natalie Weiss… 20 января 2013, 01:50 | 4
  • admin → С музыкой по жизни → Талантливый и неутомимый Тодрик Холл (Todrick Hall) Некоторое время назад уже была запись об необычном парне, который устраивает флешмобы в МакДональдсе . Сегодня хотелось бы продолжить эту тему, т.к этот парень по имени Тодрик Холл (Todrick Hall) очень талантлив и неутомим. Основная идея всех его флешмобов была ес-но в собственной раскрутке и… 5 июля 2013, 12:32 | 1 комментарий
  • admin → R&B (Rhythm & Blues) → Человек-мелизм по имени Avery Wilson В свое время я увидел выступление парня по имени Avery Wilson на The Voice USA. Выступил он хорошо, однако не было ощущения чего-то совсем необычного и уникального. Однако недавно, в рамках серии видео » Breaking Down The Riffs «, которую снимает Natalie Weis s, я снова увидел его… 1 февраля 2017, 14:38 | 0 комментариев

Мелизмы в музыке: основные виды украшений, Музыкальный класс

Мелизмы в музыке – это так называемые украшения. Знаки мелизмов относятся к знакам сокращённого нотного письма, а задачей употребления этих самых украшений является расцвечивание основного рисунка исполняемой мелодии.

Изначально мелизмы возникли в пении. В европейской культуре некогда существовал, а в некоторых восточных культурах и до сих пор сохранился мелизматический стиль пения – пения с большим числом распевов отдельных слогов текста.

Мелизмы играли большую роль в старинной оперной музыке, в той области к ним относились различные виды вокальной орнаментики: например, рулады и колоратуры, которые певцы и певицы с большим удовольствием втавляли в свои виртуозные арии. Примерно с того же времени, то есть с XVII века украшения достаточно широко начали использоваться и в инструментальной музыке.

Данные мелодические фигуры обычно исполняются за счёт времени звучания предыдущих нот, или за счёт непосредственно тех нот, которые украшаются мелизмом. Именно поэтому длительность такого оборота обычно не учитывается в длительности такта.

Основные виды мелизмов это: трель; группетто; долгий и короткий форшлаг; мордент.

Каждый из видов мелизмов в музыке имеет свои установленные и заранее известные правила для исполнения, и собственный знак в системе нотных символов.

Трель представляет собой быстрое повторяющееся чередование двух мелких по длительности звуков. Один из звуков трели, обычно нижний, назначается основным, а второй – вспомогательным. Знак, обозначающий трель, как правило, с небольшим продолжением в виде волнистой линии, ставится над основным звуком.

Длительность исполнения трели всегда равна длительности ноты, избранной основным звуком мелизма. Если трель необходимо начать со вспомогательного звука, то его обозначают маленькой нотой, идущей перед основным.

Относительно трелей сущесвует красивое поэтическое сравнение их с пением стиц, кое, впрочем, возможно отнести и к остальным мелизмам. но только при соблюдении соответствующей образности — например, в музыкальных произведениях о природе. Просто есть и другие трели — дъявольские, злые, например.

Украшение «группетто» заключается в достаточно быстром исполнении последовательности нот, которая представляет собой опевание основного звука верхним и нижним вспомогательным. Расстояние, между основным и вспомогательными звуками обычно равняется секундному интервалу (то есть это соседние звуки или соседние клавиши).

Группетто обычно обозначается завитком, напоминающим знак математической бесконечности. Этих завитков два вида: начинающийся сверху и начинающийся снизу. В первом случае музыкант должен начинать исполнение с верхнего вспомогательного звука, а во втором (когда завиток начинается внизу) – с нижнего.

Кроме того, длительность звучания мелизма также зависит от места расположения знака, который его обозначает. Если он расположен над нотой, то мелизм должен исполняться все время его длительности, однако если он стоит между нотами, то его длительность равна второй половине звучания указанной ноты.

Этот мелизм – один или несколько звуков, которые стоят непосредственно перед украшаемым звуком. Форшлаг бывает как «коротким», так и «длинным» (нередко его также называют «долгий»).

Короткий форшлаг порой (и даже чаще всего бывает именно так) может состоять из всего-то лишь одного звука, который в этом случае обозначается маленькой восьмой нотой с перечеркнутым штилем. В случае наличия в коротком форшлаге нескольких нот, их обозначают меленькими шестнадцатыми и ничего не перечеркивают.

Длинный или долгий форшлаг всегда образуется при помощи одного звука и входит в длительность основного звука (как бы разделяет с ним одно время на двоих). Обычно обозначается маленькой нотой длительностью вдвое меньшей, чем основная нота, и с неперечеркнутым штилем.

Мордент образуется от интересного дробления какой-нибудь ноты, в результате которого нота как бы рассыпается на три звука. Ими являются два основных и один вспомогательный (тот, который вклинивается и, собственно, дробит) звуки.

Читайте также:  Предпринимательский капитал способы его формирования

Вспомогательный звук — это верхний или нижний соседний звук, какой положен по гамме, иногда для большей остроты расстояние между основным и вспомогательным звуком с помощью дополнительных диезов и бемолей сжимают до полутона.

Какой играть вспомогательный звук – верхний или нижний – можно понять по тому, как изображён символ мордента. Если он не перечёркнут, то вспомогательный звук должен быть на секунду выше, а если, наоборот, перечёркнут, то ниже.

Мелизмы в музыке являются отличным способом придать мелодии лёгкость, своеобразную прихотливость характера, стилевую окрашенность под старинную музыку, не используя изменения ритмического рисунка (по крайней мере, в нотной записи).

Исполнение украшений (мелизмов) в произведениях старинных композиторов XVII – I половины XVIII века

  • Об исполнении украшений (мелизмов) в произведениях старинных композиторов

Сложнейший вопрос об исполнении старинной орнаментики не может быть разрешен «правильно» или «неправильно». Среди музыкантов- исполнителей и педагогов встречаются и теперь две противоположные точки зрения по вопросу исполнения украшений у старинных авторов.

Одни исходят из убеждения, что орнаментика в музыке 17-18 столетий была искусством импровизационным, а потому не была стеснена никакими рамками правил; следовательно, единственным критерием при исполнении украшений должен служить личный вкус артиста.

Вторая точка зрения, насчитывающая большее количество приверженцев (особенно среди педагогов), провозглашает как догму «ту» или «иную» систему исполнения мелизмов.

Нельзя согласиться с теми музыкантами, которые считают, что расшифровка мелизмов в печатных изданиях обречена на «художественную неудачу» каким бы талантливым и эрудированным ни был сам редактор.

Эти музыканты, совершенно правильно подчеркивающие, как сложна задача тонкого исполнения старинной орнаментики и важна свобода художественной инициативы, без которой невозможна вдохновенная интерпретация.

Ведь редакции произведений старинных композиторов создавались не для артистов и законченных художников, а для молодых исполнителей и педагогов, которые должны знать, чему учить юных пианистов.

Свобода исполнения — качество, которое приобретается долгим и нелегким трудом. Еще Ф.Э.Бах говорил: «Необходима свобода исполнения, исключающая все рабское и механическое. С душой надо играть, а не как дрессированная птица».

Словесные и нотные обозначения не могут зафиксировать неповторимую свободу исполнения, свойственную художнику динамическую палитру и метро- ритмическую импровизационную манеру.

Столь же невозможно графическими средствами полностью отразить еле заметные метрические и динамические колебания, которые допускает хороший исполнитель при игре различных украшений в старинных произведениях.

Но так же, как мы миримся с несовершенством нотной записи, без которой не можем обойтись, нам не следует отвергать и расшифровки старинных мелизмов, сделанные редакторами, если редактор достаточно эрудирован и обладает собственным хорошим музыкальным вкусом.

В современных изданиях сочинений композиторов 17-18столетий редактор стремиться расшифровать встречающиеся мелизмы, особенно те виды украшений, которые не употребляются теперь на практике и незнакомы глазу пианиста XXI столетия. Многие редакторы помещают в тексте авторское написание мелизма, а расшифровку дают в примечаниях (отдать предпочтение).

Исполнению мелизмов авторы старинных трактатов 17-18 столетия уделяли не только большое, но нередко и исключительное внимание. Многие старинные композиторы (Куперен, Рамо, Тартини, Бах) помещали в предисловии к своим сочинениям таблицы расшифровки украшений, служащие руководством к их исполнению.

Все советы авторов старинных трактатов, касающиеся исполнения мелизмов, указания самих композиторов должны восприниматься, как основополагающая схема с пояснительными примерами.

Только хорошо зная эти первичные установки и привычные для музыкантов- исполнителей 17-18 столетия схемы, можно в дальнейшем на основе вкуса, традиций воспринятых в годы учения, и наконец художественной интуиции найти свою убедительную манеру исполнения старинной орнаментики.

Слово «мелизм» происходит от греческого melos- пение, мелодия. В старину певец или инструменталист, исполняя какую- либо мелодию, украшал ее различными мелизмами по своему вкусу и желанию. Примерно с 16 столетия композиторы начали обозначать эти украшения различными условными знаками и тем самым указывать исполнителю места, где следует исполнять мелизмы.

Это было началом борьбы композиторов за сохранение не только основного текста, но и орнаментального наряда своих произведений. В литературе и в высказываниях самих композиторов 17-18 веков отсутствует единство мнений на исполнение мелизмов.

Это проявилось в различном ответе на вопрос: как следует исполнять украшения- за счет главной ноты, над которой написан мелизм, или за счет предшествующего звука?

Старо-французская манера (имевшая распространение в конце 17 и в I половине 18 столетия) начала постепенно уступать место ломбардской или итальянской манере. Для старо-франц. манеры было характерно так называемое антицижирование украшений, то есть исполнение за счет стоимости предшествующей ноты.

Новая «ломбардская манера» провозгласила субстрагирование мелизмов, т.е. исполнение их за счет стоимости главного звука, к которому они относятся. Такая манера принята и в наше время.

Этот второй способ исполнения стал почти всеобщим в европейских странах, в том числе и во Франции, к началу 18 века. В 18 столетии на позициях субстракции украшений стоит и Куперен, и И.С.Бах, и наиболее догматический из всех авторов Ф.Э.Бах.

Он категорически декларирует: «Все обозначенные мелкими нотами мелизмы относятся к последующей (т.е. главной).

Из многочисленных «Таблиц расшифровки мелизмов» рассмотрим таблицу И.С.Баха. Он оставил единственный документ, несколько раскрывающий его взгляды на исполнение мелизмов. Мы обязаны существованием этой таблицы старшему сыну И.С.

Баха Вильгельму Фридеману, в нотную тетрадь которого (мальчику было тогда 9 лет), отец вписал ряд примеров расшифровки наиболее распространенных мелизмов. Баховская таблица относится к 1720 году. Для составления этого маленького справочного пособия И.С.

Бах воспользовался «Таблицей расшифровки украшений», опубликованной в 1689 году в тетради клавесинных пьес французского композитора Д*Англебера.

Из сопоставления таблиц ясно, что у Д*Англебера и Баха были общие взгляды на исполнение мелизмов, что несомненно объединяло французскую и немецкую музыкальные школы в конце17 нале 18 века.

В свою таблицу И.С.Бах включил 13 видов мелизмов. Все мелизмы, кроме перечеркнутого мордента и украшений, имеющие специальные обозначения, начинаются с верхней вспомогательной ноты . И.С.Бах предпочитал исполнять мелизмы на ступенях диатонической гаммы ладотональности данного эпизода. Таблица И.С.

Баха много раз воспроизводилась в различных изданиях, тем не менее, она еще совершенно недостаточно известна в широких музыкально педагогических кругах. Таблица была напечатана кризандером в предисловии к его редакции Французских сюит. Ее можно найти в известной книге Швейцера, в работе Ванды Ландовской.

В современное время таблица опубликована в предисловии к Хроматической фантазии и фуге И.С. Баха, в первом полном издании Нотной тетради А.М.Бах.

И.С.Бах произвел своеобразную революцию в области записи орнаментальных украшений: вместо того, чтобы согласно традиции, обозначать различные украшения условными значками (мелизмами) он иногда вписывал их полными стоимостями (длительностями) в тексте своих произведений.

Композитора очевидно начинал раздражать произвол исполнителей, слишком вольно трактующих тот или иной мелизм. И.С.Бах хотел быть уверенным, что данное место будет исполнено именно так, как он этого желал.

Поэтому он был вынужден прибегнуть к расшифровки некоторых мелизмов в нотном тексте. Тщательное отношение к характеру расшифровки мелизмов и желание оградить свою музыку от неточных и произвольных толкований свидетельствуют о том значении, которое И.С.

Бах придавал орнаментики, как одному из выразительнейших средств в исполнении искусств своего времени.

Ф.Куперен. Интересны взгляды на исполнение украшений крупнейшего музыканта интересующей нас эпохи Франсуа Куперена. Он не только оставил свою «Таблицу мелизмов», но и присоединил к ней комментарии. Например: он пишет, что в каждой значительной трели должны заключаться три элемента, составляющие в совокупности единство:

  • * задержка на верхней ноте по отношению к главной
  • * определенная частота биения трели
  • * остановка в конце трели

Бывают столь короткие трели, что они не имеют ни задержки на 1 звуке, ни остановки в конце.

В связи с частотой биения автор таблицы замечает так же; «хотя трели в «Таблице мелизмов» выписаны равномерными длительностями, их нужно все же начинать медленнее, чем заканчивать, но это ускорение должно быть незаметно. Ф.

Куперен настаивает в своих указаниях на исполнение форшлагов, состоящих из одной или нескольких нот, трелей, двойных и простых мордентов, за счет главного звука, к которому они относятся.

Декламированные такими музыкантами, как Куперен, требования в отношении исполнения орнаментальных фигур, несомненно, являются фиксацией устоявшихся и распространенных способов расшифровки мелизмов и относятся, поэтому не только к произведениям Куперена. а распространяются на музыку его современников.

Некоторые виды мелизмов

И.С.Бах называл этот мелизм – акцент. В современной нотации обычно обозначается в виде маленькой ноты. В старину форшлаги изображались в виде маленьких лиг перед главной нотой или между двумя нотами. В баховское время было еще неизвестно четкое разграничение форшлагов на короткие и долгие.

Длительность форшлагов была различна, но в I половине 18 столетия еще не существовало, ставшего позднее широко- известного правила: «Форшлаг отнимает у главной ноты половину ее длительности, если она имеет равные части; у нот же, имеющих нечетное число частей, форшлаг отнимает 2/3 длительности основной ноты».

Длительность форшлагов у Баха следует определять в каждом конкретном случае отдельно: при решении этого вопроса надо исходить из характере, темпа и фактуры произведения, в котором встречается форшлаг. Большей частью И.С.Бах обозначал мелкую ноту форшлага длительностью в одну восьмую.

При этом, однако, данная запись не обязательно соответствовала действительной длительности форшлага. Исполнение форшлагов за счет главной ноты было не всеобщим. Против этого возражал Д* Сен- Англебер в своем труде «Принципы игры на клавесине».

Были теоретики, которые утверждали, что форшлаг иногда должен исполняться за счет предшествующей ноты, а иногда за счет главной. Д* Англебер в уже упоминавшемся трактате рекомендовал исполнять форшлаги за счет длительности главной ноты. Бах придерживался близких Д* Англеберу взглядов. Просмотр сочинений И.С.Баха и Г.Ф.

Читайте также:  Термическая обработка продуктов что это питания способы

Генделя показывает, что оба композитора расшифровывали форшлаг за счет длительности основного звука (пример: Прелюдия №21 Es- dur из II тома ХТК стр.94).

Мелизмы

Классическая трактовка.

Мелизмы – (первое значение) – мелодические отрывки (колоратуры, рулады, пассажи и другие вокальные украшения) и целые мелодии, исполняемые на один слог текста (отсюда выражение «мелизматическое пение»).

Мелизмы – (второе значение) – Мелодические украшения в вокальной и инструментальной музыке. К мелизмам относятся форшлаг, мордент, группетто, трель. В нотном письме мелизмы обозначаются при помощи специальных знаков или выписываются мелкими нотами.

Стереотипное заблуждение.

Особенные вокальные украшения мелодии в стилях госпел, соул, фанк, r&b, а также в поп-вокале и «эстраде» (российском аналоге поп-вокала), в некоторых песнях, которые можно отнести к народным песням, особенно в афро-американской традиции, к стилям рок, инди, и пр. стилям современной вокальной музыки по аналогии с классическим определением называются мелизмами.

Дополнение наше.

Мелизмы – понятие строго классическое. Гармоническое и, как следствие, мелодическое строение европейской классической музыки определяет мелодию мелизмов. Каким бы коротким ни был мелизм, его по-нотный разбор однозначно показывает строгое следование классическим канонам европейской музыкальной гармонии, вне взаимосвязи с которой мелизмы не поются.

Мелодические вокальные украшения, используемые в большинстве стилей современного вокала (см. выше «Стереотипное заблуждение») имеют в своей основе совершенно другие гармонические «корни». Эти корни – пентатоника, основа большинства народных ладов.

Данное обстоятельство вызывает у вокалистов немало трудностей, поскольку, привыкнув к европейской гармонической «сетке», им сложно быстро перестроить свое «музыкальное сознание» в другое измерение.

Кроме того, стилевые мелодические украшения в современном вокале часто не имеют однозначно выраженной мелодики, не могут быть точно положены на нотную запись. Произойдя из устной традиции афро-американского вокала, такие украшения продолжают оставаться во многом импровизационными, каждый раз одним и тем же вокалистом поющимися по-разному.

  • При использовании таких украшений вокалист очень часто применяет разные вокальности, «играет» ими, что делает исполнение непредсказуемым (подобно импровизации в инструментальном джазе).
  • Поэтому неправильно называть мелизмами те мелодические украшения и обороты, которые получили свои собственные названия в рамках неклассического вокала – runs (пробежки, разбежки), riffs (рифы), loops (петли, витки) и др.
  • Данные мелодические обороты и украшения хорошо представлены в вокале таких известных звезд мировой сцены, как Stevie Wonder, Mariah Carey, Christina Aguilera и подавляющего большинства других певцов и певиц, поющих в современных стилях.

Приемы орнаментики

Орнамемнтика (от лат. ornamentum — украшение) — способы украшения мелодии в музыке. Так же называется и учение о способах украшения мелодий при помощи специальных музыкальных приёмов. Само украшение мелодии дополнительными мелодическими фигурами называется орнаментированием. орнаментика мелодия мелизматический аранжировка

Данный способ аранжировки музыкального произведения позволяет исполнителю импровизировать при помощи некоторых мелодических фигур, передавая свои чувства, эмоции и технику, не отходя от основной партитуры. Орнаментика применяется и в вокальных, и в инструментальных мелодиях. К ней относится широкий круг приёмов: от мелодических формул определённой структуры до кратких украшений.

Одним из примеров использования орнаментики в музыке является Европа XVI—XVIII веков.

Для этого времени характерна импровизационная орнаментика, то есть первоначально орнаментирование осуществлялось исполнителем по собственному усмотрению в виде импровизации.

Постепенно в музыке сложились устойчивые типы мелодических украшений, которые получили специальное обозначение, их добавлял (выписывал полностью) в нотную запись сам композитор.

Большое развитие орнаментика получила во французской клавесинной музыке и церковных хорах. Из-за устройства инструмента звуки, издаваемые им, быстро затухали. Но некоторые техники украшения помогали продлить звучание. В церквях использование таких приёмов придавало дополнительную красоту песнопениям.

Так же вокальную орнаментику развивала итальянская опера.

В основном в классической музыке использовались небольшие мелодические украшения — мелизмы. Основные виды мелизмов: форшлаг, группетто, мордент, трель. Данные приёмы или вписываются мелкими нотами в текст партитуры, или обозначаются около нужных нот при помощи музыкальных аббревиатур — специальных символов, которые используются для сокращения нотного письма.

Так же в орнаментике используются более развитые мелодические формулы, такие как

  • * фигурации
  • * фиоритуры (иначе колоратуры),
  • * пассажи,
  • * glosa, division, diminutio,
  • * арпеджио, тираты (итал.; франц. tirade), быстрый гаммовый пассаж, особенно в пении

Мелизмы в музыке — это так называемые украшения. Знаки мелизмов относятся к знакам сокращённого нотного письма, а задачей употребления этих самых украшений является расцвечивание основного рисунка исполняемой мелодии. Изначально мелизмы возникли в пении.

В европейской культуре некогда существовал, а в некоторых восточных культурах и до сих пор сохранился мелизматический стиль пения — пения с большим числом распевов отдельных слогов текста.

Мелизмы играли большую роль в старинной оперной музыке, в той области к ним относились различные виды вокальной орнаментики: например, рулады и колоратуры, которые певцы и певицы с большим удовольствием втавляли в свои виртуозные арии.

Примерно с того же времени, то есть с XVII века украшения достаточно широко начали использоваться и в инструментальной музыке.

КАКИЕ ЕСТЬ ВИДЫ МЕЛИЗМОВ? Данные мелодические фигуры обычно исполняются за счёт времени звучания предыдущих нот, или за счёт непосредственно тех нот, которые украшаются мелизмом. Именно поэтому длительность такого оборота обычно не учитывается в длительности такта.

Основные виды мелизмов это: трель; группетто; долгий и короткий форшлаг;мордент.

Каждый из видов мелизмов в музыке имеет свои установленные и заранее известные правила для исполнения, и собственный знак в системе нотных символов.

ЧТО ТАКОЕ ТРЕЛЬ? Трель представляет собой быстрое повторяющееся чередование двух мелких по длительности звуков. Один из звуков трели, обычно нижний, назначается основным, а второй — вспомогательным.

Знак, обозначающий трель, как правило, с небольшим продолжением в виде волнистой линии, ставится над основным звуком. Длительность исполнения трели всегда равна длительности ноты, избранной основным звуком мелизма.

Если трель необходимо начать со вспомогательного звука, то его обозначают маленькой нотой, идущей перед основным. Дьявольские трели… Относительно трелей сущесвует красивое поэтическое сравнение их с пением стиц, кое, впрочем, возможно отнести и к остальным мелизмам.

но только при соблюдении соответствующей образности — например, в музыкальных произведениях о природе. Просто есть и другие трели — дъявольские, злые, например.

КАК ИСПОЛНЯТЬ ГРУППЕТТО? Украшение «группетто» заключается в достаточно быстром исполнении последовательности нот, которая представляет собой опевание основного звука верхним и нижним вспомогательным.

Расстояние, между основным и вспомогательными звуками обычно равняется секундному интервалу (то есть это соседние звуки или соседние клавиши). Группетто обычно обозначается завитком, напоминающим знак математической бесконечности. Этих завитков два вида: начинающийся сверху и начинающийся снизу.

В первом случае музыкант должен начинать исполнение с верхнего вспомогательного звука, а во втором (когда завиток начинается внизу) — с нижнего. Кроме того, длительность звучания мелизма также зависит от места расположения знака, который его обозначает.

Если он расположен над нотой, то мелизм должен исполняться все время его длительности, однако если он стоит между нотами, то его длительность равна второй половине звучания указанной ноты.

КОРОТКИЙ И ДЛИННЫЙ ФОРШЛАГ. Этот мелизм — один или несколько звуков, которые стоят непосредственно перед украшаемым звуком. Форшлаг бывает как «коротким», так и «длинным» (нередко его также называют «долгий»).

Короткий форшлаг порой (и даже чаще всего бывает именно так) может состоять из всего-то лишь одного звука, который в этом случае обозначается маленькой восьмой нотой с перечеркнутым штилем. В случае наличия в коротком форшлаге нескольких нот, их обозначают меленькими шестнадцатыми и ничего не перечеркивают.

Длинный или долгий форшлаг всегда образуется при помощи одного звука и входит в длительность основного звука (как бы разделяет с ним одно время на двоих). Обычно обозначается маленькой нотой длительностью вдвое меньшей, чем основная нота, и с неперечеркнутым штилем.

МОРДЕНТ ПЕРЕЧЁРКНУТЫЙ И НЕПЕРЕЧЁРКНУТЫЙ. Мордент образуется от интересного дробления какой-нибудь ноты, в результате которого нота как бы рассыпается на три звука. Ими являются два основных и один вспомогательный (тот, который вклинивается и, собственно, дробит) звуки.

Вспомогательный звук — это верхний или нижний соседний звук, какой положен по гамме, иногда для большей остроты расстояние между основным и вспомогательным звуком с помощью дополнительных диезов и бемолей сжимают до полутона.

Какой играть вспомогательный звук — верхний или нижний — можно понять по тому, как изображён символ мордента. Если он не перечёркнут, то вспомогательный звук должен быть на секунду выше, а если, наоборот, перечёркнут, то ниже.

Мелизмы в музыке являются отличным способом придать мелодии лёгкость, своеобразную прихотливость характера, стилевую окрашенность под старинную музыку, не используя изменения ритмического рисунка (по крайней мере, в нотной записи).

Источник

Оцените статью
Разные способы