- Пути повышения конкурентоспособности предприятия
- Необходимость оценки конкурентоспособности предприятия
- Основные пути повышения конкурентоспособности предприятия
- Управление конкурентоспособностью предприятия
- Система обеспечения конкурентоспособности предприятия
- Раздел 4. Экономический механизм управления предприятием
- Оглавление
- 4.1. Понятие качества и его значение для предприятия
- 4.2. Показатели качества
- 4.3. Методы управления качеством
- 4.4. Влияние качества на конкурентоспособность
Пути повышения конкурентоспособности предприятия
Управление и повышение уровня конкурентоспособности предприятия
В настоящее время проблема повышения конкурентоспособности предприятий становится все острее и актуальнее, поскольку в рыночных условиях просто невозможно достичь успеха, если не планировать эффективное развитие и не повышать его конкурентоспособность, причем повышение должно осуществляться на всех уровнях: продукция, предприятие, регион, отрасль, страна и т.д.
Конкурентоспособность предприятия – это конкурентное преимущество предприятия по сравнению с основными конкурентами, другими словами предприятиями, осуществляющими деятельность в той же отрасли, как внутри страны, так и за ее пределами.
Необходимость оценки конкурентоспособности предприятия
Кроме того было отмечено, что проведение оценки конкурентоспособности необходимо для:
– разработки мероприятий, направленных на ее повышение;
– определения контрагентов для осуществления совместной деятельности;
– разработки программ выхода предприятия на новые для него рынки сбыта;
– осуществления инвестиционной деятельности.
Основные пути повышения конкурентоспособности предприятия
На сегодняшний день выделяют следующие основные пути повышения конкурентоспособности предприятия:
– постоянное использование новых идей и разработок;
– осуществление поиска более усовершенствованных форм и модификаций товаров;
– выпуск товаров, соответствующих требованиям государственных и мировых стандартов;
– поиск выхода и осуществление сбыта на рынках, где к товарам предъявляются более высокие требования к качеству и сервису;
– применение в технологии производства товаров сырья и материалов только высокого качества;
– систематическое повышение квалификации персонала, а также его переподготовка;
– повышение материальной заинтересованности сотрудников, улучшение условий труда сотрудников;
– проведение маркетинговых исследований рынка для установления запросов и потребностей покупателей;
– осуществление анализа конкурентной среды;
– выявление сильных и слабых сторон у предприятий-конкурентов;
– поддержание контактов с научно-исследовательскими организациями;
– инвестирование научных разработок, направленных на повышение качества продукции;
– применение в маркетинговой деятельности только эффективных средств рекламы и рекламных мероприятий;
– регистрация своего товарного знака и использование фирменных марочных изделий.
– повышение объемов продаж товаров;
Рассмотрим некоторые из них:
Рост объема продаж – это одно из эффективных направлений повышения конкурентоспособности, однако необходимо учитывать, что само по себе увеличение объемов продаж желаемого результата не принесет, поскольку будут не учтены расходы предприятия и прибыль. В данном случае наиболее важно определить такой объем продаж, при котором будет обеспечиваться безубыточная деятельность предприятия.
Улучшение качественных характеристик товаров – данное направление может ускорить процесс НТП, освоить новые рынки, увеличить экспорт, процветание. При этом повышение качества товаров поднимет имидж предприятия у покупателей, станет залогом выхода на внешний рынок, а также будет являться основой для получения максимальной прибыли.
Уменьшение расходов – данное направление является традиционным и наиболее исследованным из всех методов повышения конкурентных преимуществ. В данном случае в наиболее лучшем положении будет то предприятие, которое после проведения соответствующего спектра мер, сможет снизить уровень своих расходов больше, чем предприятия-конкуренты. Однако в настоящих экономических условиях удержать данный эффект довольно сложно, поскольку реализация данного направления требует четкой, скоординированной работы сотрудников по совершенствованию технологий производства, логистики и НИОКР, менеджмента персонала и организационной культуры.
Предприятия, которые выбрали путь увеличения конкурентных затрат, постоянно их анализируют на всех стадиях проектирования, выпуска и реализации продукта, при этом здесь важнейшую роль играют маркетологи, которые осуществляют анализ рынка, проводят функционально-стоимостной анализ, отслеживают новейшие технологии, а также расходы предприятий-конкурентов.
Бенчмаркинг – это постоянный, непрерывный поиск и исследование опыта конкурентов, сравнение желаемых результатов и изменений бизнеса с разработанной эталонной моделью. На базе полученных данных обеспечивают поддержку системы постоянных улучшений результативности деятельности предприятия.
Управление конкурентоспособностью предприятия
Управление конкурентоспособностью представляет с собой управление процессом формирования, поддержания конкурентных преимуществ и преодоление конкурентных слабостей.
Принятие решений, направленных на повышение конкурентоспособности предприятия может происходить в совершенно различных условиях. Это может быть разная степень ответственности лица, которое принимает данные решения, его влиянием на ресурсы, а также полномочиями на корректировку целей предприятия.
Так или иначе, процесс управления конкурентоспособностью предприятия основывается на следующих принципах:
1. Проведение анализа хозяйственного механизма функционирования предприятия в целом для выяснения узких мест в его деятельности.
2. Проведение анализа и оценки целей предприятия, возможностей их сохранения, необходимости их корректировки.
3. В рамках рассматриваемых вариантов целей предприятия производится причинно-следственный анализ возможностей разрешения проблем предприятия при установленных ограничениях на имеющиеся ресурсы.
4. На основе выбранной для предприятия цели формируются задачи для различных направлений хозяйственной деятельности.
5. Подразделения управления предприятия и производственные подразделения разрабатывают комплекс мероприятий для решения поставленных для них задач, определяют возможности наиболее эффективного использования оборудования, производственного персонала, выделенных ресурсов.
6. С учетом поставленных руководством предприятия целей, задач служб и подразделений предприятия разрабатывается план предприятия на рассматриваемый период или проводится корректировка разработанного плана, организуется выполнение утвержденного плана.
7. Организуется систематический контроль за ходом выполнения плана, определение возникающих отклонений от плановых показателей, оценка причин и возможностей устранения этих отклонений [30].
На базе указанных принципов можно сформировать основные требования, которые предъявляются в системе управления конкурентоспособностью предприятия:
– достоверность и полнота информации об управлении предприятием;
– своевременность и оперативность принятия управленческих решений;
– анализ эффективности различных видов деятельности предприятия;
Управленческое решение – это результат аналитической деятельности (прогноз, обоснование результатов и выбора альтернатив), основной его целью является формирование стратегии развития предприятия для достижения высокого уровня конкурентоспособности.
Схема обоснования управленческих решений по повышению конкурентоспособности предприятия представлена на рисунке.
Система обеспечения конкурентоспособности предприятия
Система обеспечения конкурентоспособности предприятия представлена на рисунке.
Формирование и функционирование системы обеспечения конкурентоспособности различных объектов предполагает:
1) установление целевой ориентации системы и рамок ее функционирования;
2) определение конкретных целей, объектов, критериев функционирования системы;
3) разработку совокупности базовых показателей ее функционирования;
4) формирование состава задач системы;
5) установление регламентов принятия управленческих решений при изменении показателей деятельности системы;
6) определение порядка развития и совершенствование системы.
В фокусе основных интересов любого предприятия, предоставляющего на внешний рынок, как продукцию, так и услуги, лежит исследование концепции продукта и всех сопутствующих параметров его продвижения и реализации. Данный вывод подтверждает практика бизнеса зарубежных компаний, осуществляющих деятельность на российском рынке.
В качестве удачного примера использования стратегии повышения конкурентоспособности, связанной с выводом на внешний рынок своего продукта, можно привести деятельность компании «Туи» (TUI – Touristic Union International), имеющей статус лидера мировой туриндустрии.
Компания искала оптимальный вариант вхождения на рынок России и в 2009 г. начала применять европейские технологии. Реализуемая компанией стратегия вывода продукта на рынок позволила выявить особенности и специфику запросов различных групп российских потребителей и разработать эксклюзивный ассортимент предложений для каждой из этих групп по наиболее привлекательным ценам.
Стратегия повышения конкурентоспособности может быть осуществлена и по отдельным функциональным компонентам, когда компании, уже имеющей в своем арсенале конкурентоспособную концепцию продукта, требуется найти способы эффектно ее преподнести потребителям.
Так, начиная с 2009 года, британский холдинг «Арима» (Arima Holding Corporation), владеющий брендом «Скарлет» (Scarlett), под которым производится бытовая техника, приступил к реализации стратегии повышения конкурентоспособности с целью разработки и построения коммуникационной политики бренда на российском рынке с четким противопоставлением политике конкурентов за счет принципиальных особенностей подачи продукта.
В ходе проведенного анализа рынка и оценки положения бренда «Скарлет» на нем была выявлена приоритетная целевая группа потребителей для коммуникации – современные хозяйственные и практичные женщины, ценящие семейный уют и уделяющие много времени домашним заботам.
Также можно привести пример американского оператора ресторанов быстрого питания «Вендис» (Wendy’s Group), обладающего третьей в мире по размеру сетью закусочных. В период кризиса 2008-2009 гг. глобальные операторы фастфуда начали стремительно осваивать быстрорастущий российский рынок на фоне замедления продаж на внутреннем рынке.
Но пока компания «МакДоналдс» (McDonald’s) остается крупнейшим оператором фастфуда в России с долей около 70 % на ресторанном рынке, а второе место принадлежит американской сети «Кей-Эф-Си» (KFC).
Именно комплексная оценка внешней среды, в частности конкурентного окружения, послужила отправной точкой в формировании распределительной политики компании «Вендис», направленной на обретение конкурентных преимуществ на российском рынке.
В итоге было принято решение открыть всего 10 закусочных «Вендис» в Москве и Санкт-Петербурге.
При этом наибольшие ресурсы были вложены в развитие сети в регионах, что позволило открыть около 160 закусочных в городах с населением до 500 тыс. чел., где нет прямых конкурентов.
Закусочные «Вендис» и в последующем предполагается размещать на трассах, заправочных станциях и железнодорожных вокзалах.
Компания «Вендис» прогнозирует увеличение продаж, как минимум, на 20% именно за счет экспансии в регионы России, что соответствует стратегии развития рынка.
Таким образом, повышение конкурентоспособности предприятия достигается путем ориентации предприятия на потребительскую сферу, повышение качества выпускаемой продукции, постоянная ориентация на появление новых технологий и видов сырья, эффективную реализацию товаров и услуг.
Благодаря этому увеличивается показатель конкурентоспособности предприятия, его умение максимально использовать свой трудовой, научно-технический, производственный и финансовый потенциал.
В конечном результате необходимо нацелить предприятия, во-первых, на постоянное внедрение в производство новых, более совершенных изделий; во-вторых, на неуклонное сокращение всех видов затрат на производство продукции; в-третьих, на повышение качественных и потребительских характеристик при снижении цен на выпускаемые изделия, что и должно в итоге создать условия для победы в конкурентной борьбе.
Источник
Раздел 4. Экономический механизм управления предприятием
Цель, задачи: Понятие «качество продукции» относится к числу наиболее важных характеристик деятельности предприятия. С ним тесно связаны конкурентоспособность продукции, позиции предприятия на рынке. В теме приводится характеристика качества продукции, способы количественной оценки его и методы управления этим важным параметром деятельности предприятия.
Оглавление
4.1. Понятие качества и его значение для предприятия
Понятие «качество продукции» является комплексным. В нем находит свое отражение вся совокупность хозяйственных процессов.
- Качество отражает объективные характеристики продукта (услуги).
- С позиций покупателя качество отражает степень удовлетворения определенных потребностей.
- С позиций производственного процесса качество – выражение состояния техники и технологии производства, а также степени соблюдения технологической дисциплины.
- С позиций ценообразования качество выражает определенное соотношение затрат и цен.
Таким образом, качество продукции – это не только определенный критерий для покупателя, это показатель состояния техники и технологии производственного процесса, уровня организации производства, это коммуникация между производителем и потенциальным потребителем продукции (услуги).
Понятие «качество продукции» закреплено в государственном стандарте России в ГОСТ 15467 – 79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения». В этом нормативном документе качество определяется как «совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением». В Международном стандарте ISO 8402-94 качество определяется как «совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности». Из этих толкований сущности качества следует, что основная роль в оценке качества товара отводится потребителю. А стандарты, законы, правила закрепляют и регламентируют прогресс в технике и технологии производства.
4.2. Показатели качества
Показатели качества представляют количественную характеристику свойств продукции, входящих в состав ее качества, раскрывающих ее качественную определенность. Все показатели качества продукции можно объединить в несколько групп.
Прежде всего, можно выделить единичные и комплексные показатели качества . Единичные показатели характеризуют одно свойство товара (услуги), а комплексные – либо совокупность свойств, либо интегральные, выражающие соотношение суммарного полезного эффекта и суммарных затрат, либо индексные, отражающие соотношение качества разнородной продукции.
Различают абсолютные и относительные показатели качества. Абсолютные показатели характеризуют свойства товара в абсолютных и стоимостных единицах, а относительные – в сравнении с базовыми, эталонными или конкурирующими образцами.
С точки зрения характеризуемых свойств различают следующие показатели качества:
- показатели назначения. Они характеризуют величину полезного эффекта от эксплуатации изделия.
- показатели надежности. Характеристика безотказности, ремонтопригодности изделия и т. п.
- показатели безопасности. Отражают степень опасности для человека в процессе использования данного изделия.
- показатели технологичности. Отражают степень рациональности использования материалов, средств труда в технологическом процессе.
- показатели транспортабельности. Характеризуют возможности транспортировки изделия различны транспортом без потери основных свойств изделия.
- показатели стандартизации и унификации. Отражают степень использования стандартных узлов, деталей и т. д. по сравнению с другими изделиями.
- эргономические показатели. Показывают степень учета места и роли человека в использовании или эксплуатации данного изделия.
- показатели эстетичности. Характеризуют степень композиционного решения содержания изделия.
- экологические показатели. Отражают степень нагрузки изделия в процессе использования на окружающую среду.
- экономические показатели. Дают характеристику эксплуатационных характеристик изделия.
По элементам бизнес-процесса показатели качества можно разделить на следующие виды:
- информационные;
- материальные;
- технико-технологические;
- трудовые;
- организационные.
4.3. Методы управления качеством
Управление качеством представляет собой процесс, включающий планирование, осуществление его, контроль, управляющее воздействие как обратная связь в управленческом процессе. Управление качеством должно осуществляться системно. Это означает, что на предприятии формируется система, все элементы которой нацелены на достижение более высокого качества. Отсюда система качества – совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для управления качеством продукции.
Такой подход к управлению качеством обусловил формирование модели взаимосвязанных видов деятельности, которые в единстве образуют «петлю качества». В этой модели система качества выступает объектом управления на всех стадиях производственного процесса. «Петля качества» охватывает:
- маркетинг, обеспечивающий управление производством с позиций покупателя;
- проектирование и разработку требований к продукции;
- управление материально-техническим снабжением;
- подготовку и разработку производственных процессов;
- собственно производство товара (услуги);
- контроль и испытание товара;
- упаковку и хранение;
- реализацию и распределение продукции;
- монтаж и эксплуатацию;
- техническую помощь в обслуживании;
- утилизацию после использования изделия.
Однако усиление конкурентной борьбы потребовало дополнительных усилий предприятий по управлению качеством продукции. Так появилась система ИСО 9000 (Международная организация по стандартизации, International Organisation for Standartization, ISO). В ИСО 9000 устанавливаются единые международные стандарты на систему управления качеством в любой хозяйственной деятельности. Эта система управления качеством включает 20 элементов, охватывающих все стороны хозяйственной деятельности предприятия.
Наконец, под влиянием конкуренции сформировалась система всеобщего управления качеством (total quality management, TQM). Содержание этой системы состоит в долгосрочном интегрированном подходе к руководству организацией, гарантирующем минимальные затраты и повышение качества выпускаемой продукции на всех стадиях производственного цикла. Система TQM регулирует отношения между поставщиками и потребителями и включает «жесткие» и «мягкие» составляющие. К «жестким» составляющим относятся персонал, системность (насколько всесторонне управление качеством охватывает все стороны производственного процесса), инструментарий. К «мягким» составляющим относятся вовлеченность персонала предприятия, организационная культура, коммуникации.
Важную роль в формировании качества и регулировании его играет система стандартов качества как нормативно-правовой базы организации. Система стандартов законодательно защищает интересы потребителя и государства в вопросах качества продукции, охраны окружающей среды, безопасности жизни и здоровья населения. Стандарты гарантируют систему единства в разработке, производстве и эксплуатации продукции. Стандарты являются средством повышения конкурентоспособности продукции.
4.4. Влияние качества на конкурентоспособность
В рыночной экономике одной из важных характеристик предприятия выступает конкурентоспособность. Одним из факторов, формирующих конкурентоспособность предприятия, является конкурентоспособность продукции.
Конкурентоспособность продукции определяется комплексом потребительских и стоимостных характеристик, позволяющих выдержать конкуренцию с однородной продукцией и удовлетворить рыночной спрос. Конкурентоспособная продукция реализуется на рынке по наименее затратным каналам сбыта. Это обусловлено тем, что не требуется дополнительных усилий по продвижению товара к конечному потребителю. В основе этого процесса лежит более высокое качество товара.
Конкурентоспособность товара в отличие от качества определяется той совокупностью свойств, которые представляют интерес для покупателей и обеспечивают удовлетворение конкретной потребности. При этом прочие характеристики и свойства товара в расчет не принимаются. Возможна ситуация, когда товар более высокого качества будет менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно возросла в связи с затратами для придания более высоких характеристик товару. Товар может быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен на внешнем. Отсюда ясно, что существует объективная связь между качеством и конкурентоспособностью, но она не линейная и зависит от многих обстоятельств внешней и внутренней среды предприятия.
Количественная оценка конкурентоспособности товара осуществляется путем сопоставления параметров продукции с параметрами базового образца. Так рассчитывается параметрический показатель конкурентоспособности по определенному параметру. Если просуммировать все единичные параметрические показатели данного товара, то получим комплексный показатель конкурентоспособности по определенным параметрам.
Оценка конкурентоспособности продукции может осуществляться по экономическим параметрам. В этом случае сопоставляются полные затраты потребителя по сравниваемой продукции и образцу (эталону).
Однако показатель конкурентоспособности продукции важен не только для свойств с позиции потребителя, но и для управления проектированием и конструированием новых свойств у продукта. В этом случае используется балльный метод оценки конкурентоспособности. Каждому качественному параметру продукта выставляется балл с учетом значимости этого параметра для изделия в целом. Затем определяется средний балл изделия.
Важно иметь в виду, что конкурентоспособность диктуемая особенностями функций рынка, выдвигает на передний план процесс планирования и управления качеством продукции, выбором более экономичного варианта осуществления производственного процесса.
Источник