- Урок 4. Изучение алфавита
- Алфавит для детей 3 лет
- Алфавит для детей 4 лет
- Алфавит для детей 5 лет
- Алфавит для детей 6 лет
- Классический метод
- Игровой метод
- Метод Елены Бахтиной
- Проверьте свои знания
- Семь интересных способов выучить с ребёнком буквы. Рекомендации для родителей
- Вырезание букв.
- Выкладывание букв из различного материала
- Раскраски
- Лепка
- Аппликация
- Конструирование букв
- Стихи про буквы
- Правила и рекомендации
- Прикреплённые файлы:
Урок 4. Изучение алфавита
Одной из основ чтения во все времена было знание алфавита. Как и следует полагать, для изучения многообразия букв русского языка существует немало методик, но эффективны далеко не все. К тому же при обучении ребенка всегда необходимо ориентироваться на психологические и физиологические особенности. Особую важность в вопросе освоения алфавита имеет возрастной аспект.
Мы уже упоминали, что особенности малышей в 99% случаев таковы, что сосредотачиваться им достаточно сложно. По этой причине целенаправленно изучать алфавит в возрасте 1-2 лет не имеет никакого смысла (имеется в виду именно такое изучение, которое пригодится в будущем, но подготавливать к чтению, конечно же, можно), и педагоги советуют приступать к этому с трехлетнего возраста. Хотя всегда и везде следует опираться на индивидуальные особенности конкретного ребенка, и не пытаться отыскать какие-то возрастные рамки. Далее мы поговорим об изучении алфавита детьми разных возрастов.
Основными показателями готовности к изучению алфавита можно назвать:
- Способность сосредотачиваться во время начальных занятий
- Показатели хорошей зрительной памяти
- Интерес к чтению и книгам
Существенную помощь родителям в их затее освоить со своим чадом алфавит окажут два замечательных пособия:
- Букварь – книга, где зачастую есть не только изображения букв, но и представлены различные методики обучения чтению, всевозможные рекомендации по работе с букварем и освоению букв, а также примеры занятий
- Азбука – целый комплекс пособий, в котором представлены буквы алфавита во всех вариантах. Сюда относятся кубики (например, кубики Зайцева), карточки (например, карточки Домана), наклейки, раскраски, паззлы, лото, буквы на магнитах и т.п.
Кстати, очень хорошо зарекомендовали себя стихотворные азбуки, где буквы и их звучания и изображения обыгрываются в шуточных стихах (можете поискать специальные сборники А. Усачева и С. Маршака).
Помимо всего прочего, запомните и несколько правил, способствующих более эффективному изучению алфавита ребенком:
- Ребенок должен сам выбрать интересную ему книгу (читать ее будете вы, а он пусть перелистывает страницы)
- Если в книге есть картинки, внимательно разглядывайте и обсуждайте их вместе с малышом
- После прочтения обсуждайте, что узнал ребенок, и просите его коротко пересказывать вам суть
- Начинайте изучение букв с самых простых и наиболее употребляемых, постепенно усложняя материал
- Подсказывайте малышу, на что похожа буква; читайте и сочиняйте про буквы стишки и песенки
- Помните, что пары букв в день вполне хватит, и не перегружайте детскую головку информацией
- Закрепляйте материал при помощи карточек с буквами, букв из бумаги, ткани или пластилина (даже когда малыш кушает, можно повторять алфавит, если на столе, например, печенье в форме букв или суп с маленькими макаронами-буквами)
- Каждое новое занятие начинайте с небольшого повторения пройденного материала
- Занимайтесь регулярно
- Никогда не ругайте малыша
Что же касается методов обучения алфавиту, то они должны привлекать внимание ребенка, т.к. это будет способствовать интересу и лучшему усвоению материала. Ниже мы предлагаем вам несколько методик, рассчитанных на разные возрастные группы.
Содержание:
Алфавит для детей 3 лет
Как мы уже сказали, первым шагом в обучении ребенка алфавиту должен стать вызов у него интереса к нему. В большинстве случаев любопытство начинает проявляться в процессе самого чтения. Ваша задача – культивировать и поддерживать эту заинтересованность. К трем годам у детей уже часто начинают появляться излюбленные стишки и сказки (если, конечно, их им читали), а значит, есть и мотивация к освоению алфавита, ведь в перспективе малыш сможет читать сам.
Итак, как обучить трехлетнего ребенка буквам:
- Используйте кубики, на которых изображены буквы, плакаты, постеры и буквы на магнитах
- Рисуйте со своим чадом буквы на бумаге, асфальте, снегу, специальной доске
- Складывайте буквы из разных предметов, что есть под рукой (палочки, спички, пуговицы); такое упражнение также способствует развитию мелкой моторики
Взаимодействуя с буквами, начинайте понемногу объяснять малышу их смысл, звук, значение. Но помните, что изучать нужно по одной букве.
Алфавит для детей 4 лет
С детьми четырехлетнего возраста занятия проводятся примерно так же, как и в предыдущем случае. Основной уклон делается на игры. Рекомендуется продолжать составлять буквы из подручных предметов. Обязательно дополняйте процесс новыми играми. Вот парочка таких:
- Игра «Найди картинку». Сделайте набор картинок, на которых изображены объекты с названиями на все буквы. Выкладывайте картинки перед малышом, называйте букву и пусть он ищет предмет, название которого на нее начинается.
- Игра «Мешочек букв». Вырежьте буквы из картона (или используйте специальные буквы-игрушки) и сложите их в небольшой мешочек. Дайте ребенку задание засунуть в мешочек ручку и постараться определить ее на ощупь. После этого букву можно достать, чтобы проверить, правильно ли выполнено задание.
Алфавит для детей 5 лет
По достижению пятилетнего возраста дети, как правило, уже начинают проявлять осознанный интерес к чтению. Они уже понимают, что буквы составляют слова, а слова – предложения. Поэтому в 5 лет ребенок уже в состоянии без посторонней помощи составлять буквы, рисовать их, лепить и т.д.
Лишь с этого возраста можно давать ребенку в руки электронные буквари – подобные предметы очень увлекают детей. Но подбирать такой букварь нужно грамотно – чтобы при нажатии на кнопки из динамика звучал именно звук буквы, а не ее название. Также можно начинать использовать специальные рабочие тетради (часто они так и называются «Изучаем буквы»), заниматься с которыми ребенок может сам либо с родителями.
Крайне важно, чтобы в 5 лет ребенок говорил связно и внятно. Исходя из этого, нужно как можно чаще просить его что-то рассказывать, к примеру, какую-то сказку или чем он сегодня был занят и т.п.
Алфавит для детей 6 лет
Шестилетний возраст считается самым лучшим для идеального запоминания алфавита и достижения удовлетворительного уровня чтения. Причем, если выучить буквы в 3 года малышу не удалось, в 6 лет он сделает это 100%, и намного быстрее.
В качестве средств для занятий также можно применять азбуки, буквари и магниты. Рекомендуется начинать пользоваться прописями и просматривать мультфильмы, которые обучают буквам и особенностям построения слогов и слов. Некоторые также используют смартфоны и планшеты с тематическими приложениями, но этот момент – исключительно на ваше усмотрение. Мы все-таки советуем приобщать детей к книгам.
И еще кое-что: не поленитесь и сделайте со своим малышом авторский букварь. Делается это очень просто: на бумаге рисуется буква и картинка с соответствующим ей предметом. Затем все это вырезается и вставляется в фотоальбом или вклеивается в обычный альбом и регулярно просматривается. Если же параллельно приобретать для ребенка простенькие книги, он быстрее освоит навык чтения.
Теперь же мы отступим от привязки к возрасту и познакомим вас с тремя проверенными методами, направленными на помощь ребенку в освоении алфавита.
Классический метод
Классический метод построен на соблюдении ряда рекомендаций и выполнении несложных действий:
- Изготовьте карточки с изображением всех букв русского языка. Карточки должны быть красочными и яркими, но без посторонних рисунков или изображений. Желательно, чтобы буквы были на белом фоне. После этого закрепите карточки в том месте, где любит играть ваш малыш, чтобы буквы всегда находились в поле его зрения.
- Самое простое для ребенка – учить гласные буквы. Каждый день напевайте малышу мелодии, используя для каждой буквы свою мелодию. Кстати, это простейшее действие существенно облегчит малышу понимание составления слогов.
- Еще раз напоминаем: учите с ребенком конкретно произношение букв, а не их названия
- Переходя к согласным, начинайте с легких, таких как Д, Т, Б, П, М, Н, К, Г, затем переходите к шипящим: Ч, Ш, Щ, а Ъ и Ь оставьте напоследок.
- Если какие-либо буквы запоминаются с трудом, делайте паузы, а потом возвращайтесь к ним снова, пока ребенок не освоит их должным образом.
- Занимайтесь с малышом везде: дома, на улице, в магазине, в транспорте – в любых местах, где есть буквы. Одновременно с изучением букв, ваш детеныш будет приходить к осознанию того, что уметь читать очень важно и нужно.
Игровой метод
Игровой метод по праву считается одним из наиболее распространенных. Суть его сводится к следующему: дайте ребенку задание выучить конкретную букву, а восприятие и запоминание закрепляйте, демонстрируя предметы, которые на эту букву начинаются: А – арбуз, Б – банан, В – веревка, Г – груша, Д – дом и т.д. и т.п.
Однако здесь есть один очень важный нюанс: иногда родители жалуются, что их чадо запомнило зрительную связь, а не произношение буквы. Другими словами, Б у ребенка – не Б, а банан. Так, если потом попросить малыша показать букву Б, он покажет на банан, а если спросить, что это за буква, он тоже ответит, что это банан.
Таким образом, с представленным игровым методом лучше не усердствовать, да и применять его в самый раз только для детей 2-3 лет в качестве способа заинтересовать алфавитом.
Метод Елены Бахтиной
Вкратце о методе Елены Бахтиной мы уже говорили, но для изучения алфавита он подходит очень хорошо. Кстати, именно ее метод, как и составленный ей букварь, сегодня очень популярен среди педагогов и родителей.
Елена Бахтина советует изучать с ребенком алфавит так: за каждой буквой закрепляется конкретный образ или ассоциация, возникающая у малыша при его первом знакомстве с этой буквой. К примеру, буква А может вызывать звуковую ассоциацию – малыш может произносить какой-то звук, когда видит букву А, и т.д. Затем родитель помогает ребенку вспомнить, что это за буква, используя его же ассоциации.
Также педагог предлагает использовать то, что написание большинства букв подкрепляется аналогиями со знакомыми малышу предметами. Например, Б – бегемотик с большим животиком, У – улитка с домиком на спине, Е – буква с закрытыми глазками, а Ё – с открытыми.
Изучать алфавит по этой методике очень просто. Единственное условие – это развитое у ребенка ассоциативное мышление, что встречается, к сожалению, далеко не всегда. Несмотря на это, метод очень распространен. При подробном изучении он оказывается очень последовательным, а разобраться в нем способен любой родитель.
По сути, в том, чтобы помочь ребенку выучить алфавит, нет совершенно ничего сложного. Нужно лишь запастись терпением, взять во внимание предложенные нами советы и рекомендации и начать применять на практике уже известные вам приемы и методики. Поначалу лучше пробовать все подряд, чтобы установить наиболее эффективные и действенные способы, а со временем, когда вы будете знать все особенности своего дитя, – использовать только то, что работает.
В любом случае не нужно требовать от малыша больше, чем он способен сделать. Всегда давайте ему право на ошибку, будьте чуткими к его настроению и самочувствию, изучайте его индивидуальные особенности. В тех же ситуациях, когда замечаете, что ребенку не хочется или совсем не интересно играть с буквами, попробуйте некоторое время подождать, ведь вполне вероятно, что час начала занятий еще не пробил.
В шестом уроке мы подробно остановимся на обучении детей чтению по слогам и представим практические рекомендации на эту тему, а также несколько домашних уроков для развития внимания, зоркости, поля зрения и других полезных способностей и навыков.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Источник
Семь интересных способов выучить с ребёнком буквы. Рекомендации для родителей
Юлия Федосеева
Семь интересных способов выучить с ребёнком буквы. Рекомендации для родителей
Цель этой публикации — привлечь ваше внимание коллеги, и внимание родителей к интересным и необычным способам изучения букв, построенных в форме игры. В результате таких «уроков», у ребенка выработается умение сосредоточиваться на каком-нибудь определенном занятии, и тогда начиная с 4-5 лет (не стоит слишком рано обучать малыша буквам) можно обучать чтению. Не забывайте только, что обучение чтению, а особенно раннее, должно проходить без принуждения, в игре, на фоне положительных эмоций. Самое главное пробудить у ребёнка интерес к изучению букв и последующему освоению чтения. Для этого подойдут необычные и увлекательные игры для запоминания и последующее закрепление знаний о буквах, которые я предлагаю вашему вниманию.
Вырезание букв.
Вырежьте с ребенком буквы. Это занятие очень понравится вашему малышу. Готовые буквы можно дополнить различными деталями, например: приклеить глазки, кепочку, кеды, руки, нарисовать губки. Проявите фантазию, и у вас получится очаровательные буквы – игрушки.
Выкладывание букв из различного материала
Это может быть любой подручный материал. Например: Находясь на прогулке можно выложить буквы из камушков, травинок, листиков, палочек, веточек. Даже находясь на отдыхе у моря можно поиграть в увлекательную игру в буквы используя морские камешки.
Находясь на кухне, для игры в буквы можно использовать ложки или
Магниты на холодильнике, которые вы привезли из поездок по городам и странам.
В гостях у бабушки для игры можно использовать её старую коллекцию пуговиц.
Играть в такую игру можно практически везде.
Раскраски
Раскрасок для изучения букв существует множество. Для разных возрастов и с разнообразными заданиями для изучения, закрепления и повторения алфавита: найди на картинке все буквы, раскрась картинку и найдёшь спрятанную букву, буква и картинка (название которой начинается на эту букву, соединение по точкам (подойдут для детей постарше и помогут запомнить очередность букв в алфавите).
Лепка
Лепить можно из пластилина, соленого теста, глины.
Здесь будет работать двигательная память, а также развивается мелкая моторика и воображение. Для начала лепить можно глядя на образец с буквой, затем усложнить. Пусть ребенок слепит заданную вами букву по памяти. Буквы можно украсить бисером, бусами или раскрасить красками, в этом вам поможет ваша фантазия.
Аппликация
Заранее подготовьте вырезанную из картона большую букву. Предложить ребенку украсить ее. Украшать можно чем угодно: методом обрывной аппликации, использовать самые разные материалы –бумагу, кожу, ткани, бусинки, салфетки, пластилин.
Конструирование букв
Из лего, металлического, деревянного, пластмассового конструкторов.
С помощью конструирования ребенок выучит не только буквы, но и разовьет моторику рук, воображение, мышление, внимание.
Стихи про буквы
Правила и рекомендации
-не заставляйте, возможно ребенок еще не готов, а принуждением можно отбить желание и в дальнейшем интерес к изучению букв может не возникнуть совсем;
— всегда придерживайтесь принципа «от простого к сложному»;
— постепенно, не надо торопить ребенка, не допускайте механического запоминания;
— примерно по 15 минут в день, и стараться ежедневно;
— занятия должны проходить в игровой форме;
— желательно чтобы буквы были на виду у ребенка, для этого помогут: специальный плакат и еще лучше, если он будет «говорящим», магнитный алфавит на холодильнике и др.
-когда вы учите ребенка буквам, необходимо сразу обучать и их написанию;
— из выученных букв пробуйте складывать короткие слова.
Удачи Вам в воспитании и развитии детей!
Прикреплённые файлы:
stihi_6rvjn.pptx | 3313,64 Кб |
Консультация для родителей «100 интересных фактов про Рождество» Одним из самых больших христианских праздников считается Рождество. К этому празднику готовятся заранее. Готовят лучшие блюда, а также подарки.
Консультация для родителей «50 самых интересных фактов о лебедях» Лебедь — самый крупный представитель семейства утиных и отряда пластинчатоклювых. Эта птица по своей красоте, осанке и изяществу затмевает.
Консультация для родителей «100 самых интересных фактов про Новый год» История Нового года так обширна и богата, что у людей появилась возможность проследить за ней, отметить все необычное и забавное, сделать.
Консультация для родителей и воспитателей «30 интересных фактов о Крещение Господне» 1. Крещение — один из наиболее значимых для христиан праздников, наряду с Воскресением Христовым и Днем Святой Троицы. 2. Первое упоминание.
Консультация для родителей «Как правильно вести себя с ребёнком» Хотелось бы напомнить родителям основные правила, которые нельзя нарушать при общении с ребёнком, если для них важнее не собственные.
Консультация для родителей «Как выучить с ребёнком цвета» Часто многие родители беспокоятся, что ребёнок в 3 года не может запомнить цвета. Дело в том, что способность ориентироваться и правильно.
Консультация для родителей «Как же выучить с ребенком названия частей суток, дней недели, времен и месяцев года?» Консультация для родителей «Как же выучить с ребенком названия частей суток, дней недели, времен и месяцев года?» Мы часто задаемся вопросом:.
Консультация для родителей «Отдыхаем вместе с ребёнком» «Зажигает лето солнца свет, Ласково всех приглашает! Здравствуй, лето! Солнышко, привет! Как же летом сладостно раздолье. Обласкает нежно.
Рекомендации родителям «Как правильно играть с ребёнком?» Игра — основной вид деятельности дошкольников. Игра помогает детям в период дошкольного детства всесторонне развиваться: способствует их.
Занятие по ФЭМП для родителей с ребёнком 6–7 лет в условиях самоизоляции Уважаемые родители! Предлагаю Вашему вниманию занятие по формированию элементарных математических представлений в условиях самоизоляции.
Источник