Способы для борьбы с бедностью

Методы борьбы с бедностью

Вы будете перенаправлены на Автор24

Борьба с бедностью в зарубежных странах

Итак, для начала следует разобраться, какими механизмами пользуются правительства других стран, чтобы избавиться от такой актуальной проблемы, как нищета и бедность.

Очень многие страны в 21 веке ведут успешную борьбу с этими явлениями. Особо следует отметить скандинавские страны. Например, если бедность касается молодого населения, то для него она временная: молодому человеку предоставляются гранты со стороны государства, которые уходят на их дальнейшее обучение. Также пособиями обеспечиваются дети, которые рождаются в молодых семьях. Для старших возрастов государство гарантирует пенсионные выплаты, доплаты к ним.

Отметим, что доплаты к пенсионным выплатам производятся тогда, когда сама пенсия может обеспечить лишь самый низкий уровень благосостояния.

Любое правительство, чья деятельность исходит из программы своего развития, должно выбирать между масштабами программы по перераспределению доходов для борьбы с нищетой и теми программами, которые стимулируют трудовую деятельность. Таким образом, встает проблема: или обеспечивать человека выплатами до конца жизни, и при этом не стимулировать его к выполнению трудовой деятельности, или мотивировать его пойти работать для того, чтобы он самостоятельно обеспечивал свою жизнь. При этом государство все же вносит свой вклад, и человеку заранее обеспечивается свободное рабочее место, которое будет предназначено лишь для него.

Так, для того, чтобы искоренить нищету и бедность, а также уменьшить масштабы этих пагубных явлений, международным сообществом были предложены следующие меры:

  1. Разработка комплексных стратегий для борьбы с нищетой и проявлениями бедности;
  2. Обеспечение для бедных общин доступности к производственным ресурсам и инфраструктуре наравне с остальными категориями населения;
  3. Удовлетворение основных потребностей человека во всех социальных категориях, не только бедных или богатых. Так, каждый имеет право получить доступное образование, обеспечение в области медицины;
  4. Укрепление и последующее расширение законодательства. Эта мера необходима для усиления сферы социальной защиты и, как следствие, для уменьшения уязвимости определенных категорий граждан.

Готовые работы на аналогичную тему

Борьба с бедностью в России

Все вышеперечисленные меры в такой же степени относятся и к стратегическому курсу, которые был установлен российским правительством. Международное сообщество декларировало острую необходимость в создании государства, чья экономика будет носить социально-ориентированный характер.

Российская экономика на данный момент – переходная, что позволяет вносить в нее изменения как раз для создания той самой «новой России».

Центром в такой стране становится человек, и решение его проблем – это наиболее актуальная задача. Она требует решения нехватки средств для роста уровня жизни, улучшения ее качества. Также следует соблюдать права и свободы человека, причем независимо от того, в каком положении он находится (инвалид, безработный, сирота, пенсионер). Достижение целей социального развития уходит на второй план в сравнении с целями экономического развития.

Борьба с бедностью происходит не только на общегосударственном уровне. Современная социальная сфера в России – это достаточно тугой узел острых социальных проблем. и истоки этих проблем заложены вовсе не в экономической сфере, а в мировоззрении и менталитете людей, в их массовой сознании и психологическом настроении. Это значит, что положительные сдвиги в сфере социального обслуживания и защиты возможны лишь в долговременной перспективе, ведь перенастроить человека и то, что закладывалось в нем долгие годы – процесс очень кропотливый и долгосрочный.

Сегодня государство оказывает заметную поддержку малообеспеченным и многодетным семьям. Одно из направлений помощи – бесплатное школьное питание, дополнительные курсы по различным школьным направлениям. Что касается помощи безработным, то от государства поступают денежные выплаты в случае потери работы (например, профессиональное заболевание или травма, что вынудили человека оставить место работы). Происходит выплата денежных средств в связи с временной нетрудоспособностью, сюда же входят материнский капитал, детские пособия, пенсионные выплаты по старости, по ситуации с потерей кормильца, инвалидности. Пенсионные выплаты имеют и военнослужащие, сюда же следует отнести и иные социальные пособия (льготы, субсидии, гранты).

Также среди мер по преодолению бедности в России можно выделить следующие:

  1. Ввод прожиточного минимума отдельно для различных категорий населения (для городского, сельского населения, а также города-миллионника). Это позволит разработать более конкретные программы, которые будут направлены на поддержку конкретных социальных категорий населения;
  2. Ужесточение уголовной ответственности за выплату заработной платы, которая не соответствует установленному прожиточному минимуму;
  3. Ведение достаточно жесткой ценовой политики со стороны государства. Так, очень важно фиксирование цен на те продукты, которые входят в продовольственную корзину жителя страны и нужны ему для поддержки жизнедеятельности;
  4. Увеличение пенсионных выплат до размера прожиточного минимума (при этом льготы не учитываются);
  5. Увеличение стипендиальных выплат как минимум до размера стоимости продуктовой корзины, чтобы студент мог проживать и не бояться, что останется ни с чем в случае отсутствия поддержки от родителей или родственников.
Читайте также:  Индукционный нагрев способ нагрева

Также очень важно создать общероссийскую программу, чья цель – борьба с безработицей. Данная программа должна включать в себя создание совершенно новых рабочих мест в перспективных профессиональных областях, помощь в поиске работы. Только так, при содействии всех структур власти возможен выход из имеющегося кризиса и создание наиболее благоприятных условий для процветания населения, а не его вымирания из-а отсутствия средств к существованию.

Источник

Лучший способ борьбы с бедностью, который не хотят использовать в России

Проблема бедности населения является одной из тех, которые в выступлениях по телевидению поднимаются представителями власти особенно часто. Но, несмотря на то что каждый из них заявляет о необходимости решительных и безотлагательных действий для исправления ситуации, острые углы в данной теме искусно обходятся.

Обходят их, как кажется многим гражданам, не потому, что не могут осуществить, а потому, что не хотят использовать такие способы, стараясь подменить их на сомнительные эксперименты, которые якобы могут сократить число бедных.

Какие же эффективные способы борьбы с бедностью населения применяются другими государствами, и почему их не используют в России?

Основные способы борьбы с бедностью

  • Социальные пособия
  • Помощь в натуральной форме
  • Минимальная заработная плата
  • Отрицательный подоходный налог

Рассмотрим из более подробно.

Социальные пособия

Обеспечение денежными средствами нуждающиеся слои населения. Чем сильнее экономика страны, тем больше суммы социальных выплат и длиннее списки тех, кто может за ними обратиться (ведь прожиточный минимум растет).

Понятно, что российская экономика в современном своем состоянии неспособна обеспечить большие социальные пособия всем нуждающимся. Но зачастую средства из бюджета распределяются в ущерб данному направлению на совсем другие цели, среди которых есть откровенно бесперспективные и не являющиеся необходимыми. Так что система пособий в России существует, но ей уделяется очень мало внимания..

Помощь в натуральной форме

Социальная помощь в натуральной форме также оказывается, и подтверждением тому является статья 12 Федерального закона № 178-ФЗ от 17.07.1999 года «О государственной социальной помощи», но, как и в первом случае, внимания ей уделяется не так много, как необходимо.

Да, при определенных обстоятельствах гражданин может получить помощь от государства медикаментами, одеждой, топливом, продуктами и так далее, но добиться ее бывает очень проблематично, и полагается она лишь в исключительных случаях.

Если же взять пример из других стран — на всей территории США расположены две сотни банков еды, в которых каждый нуждающийся может бесплатно взять необходимые продукты — без заявлений, справок о доходах и бюрократических проволочек.

Минимальная заработная плата

Далеко не везде МРОТ установлен на уровне физического выживания — во многих государствах на минимальную заработную плату можно неплохо жить и при необходимости позволять себе дорогостоящие покупки. В нашей же стране проблема не только в маленьком размере МРОТ, но и в плохом контроле за соблюдением трудовых прав граждан — далеко не всегда работник может защитить свои права, даже если обратится в контролирующие органы.

Отрицательный подоходный налог

Эта мера борьбы с бедностью является самой эффективной. Если все перечисленные до этого способы так или иначе применяются в России, то эта отсутствует у нас в стране вовсе. И разговоров именно о ней стараются избегать граждане, находящиеся у власти.

Вводится прогрессивная шкала — процент налога зависит от доходов: чем больше гражданин зарабатывает, тем больший процент он должен перечислить государству. Те, кто зарабатывает меньше определенного порога, вовсе освобождаются от уплаты налога.

Почему не используется самая эффективная мера?

Несмотря на то что правительство не любит разговоров о данной системе, в Государственную Думу РФ регулярно вносятся законопроекты о введении данной системы. Но их сразу же отклоняют.

А если увезти деньги в менее развитую страну, в которой, тем не менее, можно обеспечить себе хорошую жизнь? Тоже не получится. Например, в Аргентине, Турции, Мексике, Вьетнаме и Индии граждане с высоким доходом отдают государству 35%.

Читайте также:  Способ обеспечения не предусмотренный для банковской гарантии

Так стоит ли бояться, что при введении прогрессивной системы налогообложения граждане с самыми большими доходами уедут в другие страны? Расскажите о своем мнении в комментариях.

Источник

Четыре варианта борьбы с бедностью

Для россиян, которые зарабатывают больше прожиточного минимума, борьба с бедностью может обернуться ростом НДФЛ. The Bell разбирает варианты решения проблемы, которые обсуждаются в правительстве.

Что случилось

Главной мерой по борьбе с бедностью чиновники пока видят отмену НДФЛ для малоимущих. В прошлом году об этом много говорили глава ВТБ Андрей Костин и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, а к концу года заговорил и министр экономики Максим Орешкин. В декабре несколько федеральных чиновников рассказали «Ведомостям», что отмена НДФЛ для бедных активно обсуждается в правительстве и администрации президента — но сделать это не так просто.

Что важно знать

Вариант № 1

Выпадающие доходы регионов (НДФЛ идет в их бюджеты) при реализации этой схемы составят 1–1,5 трлн рублей, пояснила The Bell директор института «Центр развития» ВШЭ Наталья Акиндинова. Сами регионы не смогут компенсировать такие потери, а федеральному бюджету увеличить трансферты на такую сумму тоже будет проблематично. При таком подходе едва ли не единственный вариант компенсировать потери — увеличить ставку НДФЛ для всех до 15–16%, говорит Акиндинова. «Но в условиях, когда доходы граждан не растут в течение пяти лет, всерьез рассматривать возможность увеличения налогов — странно», — отмечает экономист.

Вариант № 2

Этот вариант кажется Акиндиновой более перспективным. Бедным это решение позволит сэкономить около 1500 рублей в месяц, подсчитала она. Обнуление налога также выведет их из-под внимания налоговых органов — это важно с учетом того, что у людей с низкими доходами часто бывают нерегулярные и случайные небольшие заработки, отмечает экономист. Людей с доходом свыше 1 млн рублей в месяц, для которых налоги вырастут, в стране не больше одного-двух десятков тысяч, оценивает она.

Если предположить, что все доходы малоимущих будут по-прежнему уходить в основном на потребление, такое решение, по оценке ВШЭ, может увеличить рост товарооборота на 0,5 п.п. в год, а доходы населения — на 0,2–0,3 п.п.

Вариант № 3

Вариант № 4

Правительство за последние годы несколько раз обещало не увеличивать налоговую нагрузку (это, впрочем, не помешало ему принять решение о росте НДС), но доходы россиян действительно падают или почти не растут — об этом Владимир Путин упоминает в каждом своем большом выступлении. Повышение НДФЛ будет мало способствовать борьбе с бедностью, единодушны эксперты, и больнее всего ударит по среднему классу, но за последние десять лет Россия и так потеряла почти пятую его часть, подсчитывали экономисты Альфа-банка.

Источник:The Bell

Источник

Новый контракт: как снизить уровень бедности в России

Долгосрочные экономические и социальные последствия пандемии могут быть очень серьезными. Во всем мире резко сократились доходы населения. По оценкам Всемирного банка, в 2020 году из-за пандемии от 88 до 115 млн человек оказались в условиях крайней нищеты (то есть вынуждены были жить не более чем на $1,9 в день). В 2021 году их число может вырасти до 150 млн.

Глубина и скорость падения реальных доходов столь велики, что даже в развитых странах существующие меры социальной поддержки не справляются с новыми задачами.

Ошибки исключения

Тревожная тенденция не обошла и Россию. Сообщения СМИ, опросы и исследования говорят о росте уровня бедности. Если ситуация продолжит ухудшаться, правительству будет трудно достичь национальной цели развития — к 2030 году снизить долю бедного населения вдвое по сравнению с 2017 годом. Уже и президент России обратил внимание на сложившуюся ситуацию, когда людям порой не хватает даже на еду.

В 2000-2013 годах снижению бедности в России способствовал экономический рост и поэтапное увеличение пенсий. Начавшийся в 2014 году кризис приостановил эту тенденцию. Еще в 2018 году на федеральном уровне признали необходимость дополнительных механизмов по борьбе с бедностью, поскольку существующие исчерпали себя. Пандемия только усилила актуальность этой задачи.

Сейчас в России те или иные виды социальной поддержки получает около 65% населения, при этом около 16% бедных не охвачены социальными программами вообще. На региональном уровне эти «ошибки исключения» могут быть еще заметнее. Так, по данным выборочного обследования в Республике Коми, 25% бедного населения было исключено из системы социальной помощи. Проблема вызвана историческими особенностями развития системы, а также несовершенством применяемых механизмов проверки нуждаемости. Сейчас граждане должны заранее знать о тех или иных видах помощи, чтобы обратиться за их получением. Между тем возможности информационных технологий уже позволяют органам соцзащиты самим определить, что семья нуждается в поддержке, и помочь ей в оформлении положенных льгот и выплат. Всемирный банк, например, имеет опыт построения таких систем прямого реагирования на основе big data, с помощью математических моделей, которые вычисляют уровень уязвимости домохозяйства.

Читайте также:  Шифтинг способы для начинающих гарри поттер

Антикризисное пособие

Общим же решением проблемы, на наш взгляд, может стать внедрение программы минимального дохода, которая объединит денежные выплаты получателям с другими инструментами, прежде всего обеспечивающими мотивацию к труду. Состояние крайней бедности часто становится ловушкой, поскольку не позволяет трудоспособным членам семьи поддерживать и тем более повышать свои профессиональные навыки. Поэтому нужно помочь бедной семье в составлении плана достижения самообеспечения. При этом ежемесячные выплаты должны обеспечивать прожиточный минимум каждому члену семьи.

Такую программу, основанную на оценке нуждаемости по доходам и активам семьи, можно достаточно быстро развернуть в национальном масштабе. Положительный опыт есть как в странах Западной Европы, так и в крупных растущих экономиках, таких как Китай. Например, Испания отреагировала на падение уровня жизни из-за пандемии внедрением программы минимального дохода, охватившей 5% наименее обеспеченного населения. В Китае после кризиса 2008 года минимальным гарантированным доходом были дополнительно охвачены 62 млн человек. Стоимость такой программы может меняться в зависимости от ее дизайна или стадии экономического цикла.

Внедрение подобного механизма снизит риск того, что российские граждане окажутся уязвимыми во время экономического кризиса. Кроме того, как показывают исследования экономистов, расходы по таким программам имеют высокий мультипликативный эффект (на уровне или даже выше расходов на инфраструктуру), что позволяет рассматривать минимальный доход как антикризисную меру, способствующую восстановлению экономического роста.

Например, после глобального кризиса 2008-2009 годов стало ясно, что поддержка бедных семей и их возвращение на рынок труда могут эффективно стимулировать внутреннее потребление. Большая часть полученных домохозяйствами социальных выплат остается в местной экономике, создавая дополнительные рабочие места и доходы и уменьшая уровень безработицы. Понятно, что бедные семьи тратят полученные выплаты на продукцию местного производства. Причем социальные выплаты автоматически повышаются в наиболее пострадавших регионах, что ускоряет восстановление экономики. Исследования показали, что, например, в Мексике $1 адресных социальных выплат генерировал $2,7 доходов для экономики депрессивных штатов, тогда как в США схожие социальные выплаты давали дополнительно $1,61-$1,74. Эффект от вложений в инфраструктуру оказался менее впечатляющим ($1,57 дополнительно).

Исследования не подтвердили опасений, что гарантированный доход снизит мотивацию к труду и стимулирует иждивенческие настроения. Особенно если не отменять выплаты сразу после восстановления доходов семьи, как это делают во Франции в рамках программы Revenu de Solidarité Active (rSa) (программа выплаты тем, чей заработок не достигает прожиточного минимума. — Forbes). На каждый дополнительный евро, заработанный получающим помощь домохозяйством, выплаты в рамках программы снижаются только на 38 евроцентов.

Гибкая помощь

В России ввести механизм минимального дохода можно на основе уже существующей программы социального контракта. Она также подразумевает поддержку граждан в их попытках вернуться на рынок труда. Однако ключевое отличие социального контракта в том, что он не обеспечивает гражданам выплаты в размере прожиточного минимума и, таким образом, не гарантирует сохранения минимальных стандартов уровня жизни. Для этого нужны единые федеральные стандарты, гарантирующие базовый набор услуг вне зависимости от региона проживания. В свою очередь, программа минимального дохода могла бы адресно реагировать на экономический шок, минимизируя его влияние на уязвимые группы населения, а в периоды экономического роста и повышения благосостояния граждан социальные расходы автоматически сокращались бы. Согласно результатам экономического моделирования, проведенного Всемирным банком на основе данных Росстата, стоимость внедрения подобной программы составляет около 250 млрд рублей (0,3% от ВВП), что в будущем позволит сократить масштаб бедности примерно на 60%.

Сейчас Россия расходует порядка 3,2% ВВП на социальные пособия по сравнению с 2,2% в странах Восточной Европы и Центральной Азии, и достижения в снижении бедности не так велики, как могли бы быть, из-за меньшей адресности таких расходов. Внедрение современной программы социальной поддержки могло бы повысить эффективность государственных расходов на эти цели.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

Источник

Оцените статью
Разные способы