Способы дифференциации содержания учебных заданий

Способы организации дифференцированной работы на уроках математики в начальной школе

Способы дифференциации, которые могут быть использованы на уроке математики:

1. Дифференциация содержания учебных заданий:

— по уровню творчества,

2. Использование разных способов организации деятельности детей :

а) по степени самостоятельности учащихся;

б) по характеру помощи учащимся;

в) по форме учебных действий.

Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться ученикам на выбор.

1. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).

Дифференцированная работа организуется различным образом. Чаще всего учащимся с низким уровнем обучаемости (1-я группа) предлагаются репродуктивные задания, а ученикам со средним (2-я группа) и высоким (3-я группа) уровнем обучаемости — творческие задания. Можно предложить продуктивные задания всем ученикам. Но при этом детям с низким уровнем обучаемости даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в измененной ситуации, а остальным — творческие задания на применение знаний в новой ситуации.

Примеры дифференцированных работ с использованием типов продуктивных заданий.

81 — 29 + 27 400 + 200 + 300 — 100
72 :9 — 3 400 + 200 + 30 — 100
8:6-7:8 27:3-2:6-9
84-9-8 54 + 6 * 3 — 72 : 8

Задание для 1-й группы. Вспомните правила о порядке выполнения действий в выражениях и выполните вычисления.

Задание для 2-й группы. Разбейте выражения на три группы. Найдите значения выражений.

Задание для 3-й группы. Выполните задание для 2-й группы. Подумайте, по какому признаку можно разбить выражения на две группы.

Дана задача: “В вазе лежало 5 желтых яблок и 2 зеленых яблока. 3 яблока съели. Сколько яблок осталось?”

Задание для 1-й группы. Решите задачу. Подумайте, можно ли ее решить другим способом.

Задание для 2-й группы. Решите задачу двумя способами.

Задание для 3-й группы. Измените задачу так, чтобы ее можно было решить тремя способами. Решите полученную задачу тремя способами.

2. Дифференциация учебных заданий по уровню трудности.

Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:

  • усложнение математического материала (например, в задании для 1-й и 2-й групп используются однозначные числа, а для 3-й группы — двузначные);
  • увеличение количества действий в выражении или в решении задачи (например, 1-й и 2-й группам дается задача в 3 действия, а 3-й группе — в 4 действия);
  • выполнение операции сравнения в дополнение к основному заданию (например, 3-й группе дается задание: запишите выражения в порядке увеличения их значений и вычислите);
  • использование обратного задания вместо прямого (например, 1-й и 2-й группам дается задание на замену крупных мер мелкими, а 3-й группе — более трудное задание на замену мелких мер крупными);
  • использование условных символов (“сказочных цифр”, букв и т.п.) вместо чисел или отдельных цифр (например, 3-й группе предлагается задача не с числовыми, а с буквенными данными).

Примеры дифференцированных работ.

Пример 1. Найдите значения выражений.

28:2 + 3 28:2 + 56:8 28:2 + (50 + 6):8
45 – 7 – 3 5– 9– 7– 3 (35 – 30) – 9 – 7 – 3

Усложнение заданий в данном случае заключается не только в увеличении количества действий, но и в изменении ситуации применения правил о порядке выполнения арифметических действий.

3. Дифференциация заданий по объему учебного материала.

Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 2-й и 3-й групп выполняют кроме основного еще и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.

В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основным, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек, перфокарт, подобрав упражнения из альтернативных учебников или тетрадей на печатной основе.

Примеры дифференцированных заданий.

Пример 1. Основное задание: “Найдите значения выражений”.

15-7 12-6
13-8 16-9
14-9 11-8

Дополнительное задание: “Найдите сумму ответов в каждом столбике”.

Основное задание: “Найдите площадь листа бумаги”.

Дополнительное задание: “От данного листа бумаги отрезали часть

  • найдите площадь отрезанной части.
  • найдите площадь оставшегося листа бумаги”.

4. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.

При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.

Читайте также:  Способы минимизации негативных последствий стресса

Степень самостоятельности учащихся различна. Для 3-й группы предусмотрена самостоятельная работа, для 2-й — полусамостоятельная, для 3-й — фронтальная работа под руководством учителя. Школьники сами определяют, на каком этапе им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством учителя.

Например, как организуется работа над составной арифметической задачей.

  • I этап. Учащиеся знакомятся с текстом задачи. После этого часть детей приступает к ее самостоятельному решению. Им может быть дано дополнительное задание, например придумать аналогичную задачу.
  • II этап. Анализ текста задачи под руководством учителя: выделение данных, искомого, установление связей между ними, выполнение наглядной интерпретации, например краткой записи или схемы. После этого еще часть детей приступает к самостоятельной работе.
  • III этап. Поиск решения под руководством учителя: выделение системы простых задач синтетическим (от данных к искомому) или аналитическим (от искомого к данным) способом. Составление плана решения задачи. После этого часть детей самостоятельно записывает решение и ответ задачи, а остальные делают это под руководством учителя.
  • IV этап. Проверка решения задачи организуется для тех детей, которые работали самостоятельно.

5. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.

Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.

На карточках могут использоваться различные виды помощи:

  • образец выполнения задания: показ способа решения, образца рассуждения (например, в виде подробной записи решения примера) и оформления;
  • справочные материалы: теоретическая справка в виде правила, формулы; таблицы единиц длины, массы и т.п.;
  • алгоритмы, памятки, планы, инструкции (например, алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное в виде памятки);
  • наглядные опоры, иллюстрации, модели (например, краткая запись задачи, графическая схема, таблица и др.);
  • дополнительная конкретизация задания (например, разъяснение отдельныхслов в задаче; указание на какую-нибудь деталь, существенную для решения задачи);
  • вспомогательные (наводящие) вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению задания;
  • план решения задачи;
  • начало решения или частично выполненное решение.

Различные виды помощи при выполнении учеником одного задания часто сочетаются друг с другом.

Пример самостоятельной работы над задачей с лишними данными с использованием дозированной, постепенно увеличивающейся помощи.

Задача. “Дядя Федор поехал с папой в Простоквашино на 5 дней. Дядя Федор привез в подарок Матроскину 15 бутербродов, а папа 13 бутербродов. Сколько бутербродов съел Матроскин, если через 2 дня у него осталось 9 бутербродов?”

Прочитай задачу внимательно. Она не совсем обычная. Подумай, что в задаче известно и что нужно узнать. Реши задачу.

Подумай, все ли числа нужно использовать при решении задачи.

В задаче есть лишние данные. Подумай, какие числа не нужны для решения задачи.

Источник

Выступление по теме «Дифференциация содержания учебных заданий по математике»
учебно-методический материал

Выступление по теме «Дифференциация содержания учебных заданий по математике»

Скачать:

Вложение Размер
doklad.docx 39.78 КБ

Предварительный просмотр:

содержания учебных заданий по математике

К каждому ребёнку следует применять

его собственное мерило, побуждать каждого

к его собственной обязанности и награждать

его собственной заслуженной похвалой”.

Потребность в дифференцированном обучении становится всё более острой, так как обучение в школе на современном этапе должно дать возможность каждому ребенку получить общеобразовательный минимум на уровне его способностей, возможностей и желания.

Дифференциация обучения – это учет индивидуально-типологических особенностей личности в форме группирования учащихся и различного построения процесса обучения в выделенных группах.

Создать благоприятные педагогические условия для развития личности ученика, его самоопределения и самореализации помогла технология уровневой дифференциации, которую мы широко применяем на своих уроках.

Обобщим способы дифференциации:

1. Дифференциация содержания учебных заданий:

  • по уровню творчества;
  • по уровню трудности;
  • по объёму.

2. Использование разных приёмов организации деятельности детей на уроке, при этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется:

  • по степени самостоятельности учащихся;
  • по степени и характеру помощи учащимся;
  • по характеру учебных действий.
  • Дифференциация учебных заданий по уровню творчества предполагает различия в характере познавательной деятельности которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).

К репродуктивным заданиям относятся, например, решение арифметических задач знакомых видов, нахождение значения выражений на основе изученных вычислительных приемов и т. п.

От учащихся требуется при этом воспроизведение знаний и их применение в привычной ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений.

К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. Ученикам приходится применять знания в измененной или новой, незнакомой ситуации, осуществлять более сложные мыслительные действия (например, поисковые, преобразующие), создавать новый продукт (составлять задачи, равенства или неравенства и т.п.).

В процессе выполнения творческих заданий школьники приобретают опыт творческой деятельности.

На уроке математики используются различные виды продуктивных заданий, например:

  • поиск закономерностей;
  • классификация математических объектов (выражений, геометрических фигур);
  • преобразование математических объектов в новый вид (например, преобразование простой арифметической задачи в составную);
  • задания с недостающими или лишними данными;
  • выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;
  • самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений и др.
  • нестандартные и исследовательские задания.

В процессе выполнения творческих заданий школьники приобретают опыт творческой деятельности.

Дифференцированная работа организуется различным образом.

Чаще всего учащимся с низким уровнем обучаемости (1 группа) предлагаются репродуктивные задания, а ученикам со средним (2-я группа) и высоким (3-я группа) уровнем обучаемости даются творческие задания.

Можно предложить продуктивные задания всем ученикам. Но при этом детям с низким уровнем обучаемости даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в измененной ситуации, а остальным – творческие задания на применение знаний в новой ситуации.

Приведем примеры дифференцированных работ с использованием типов продуктивных заданий .

Пример №1. Даны выражения:

81 – 29 + 27 400 + 200 + 300 — 100

72 : 9 — 3 400 + 200 + 30 — 100

18 : 6 х 7 : 3 27 : 3 + 12 : 6 х 9

84 – 9 х 8 54 + 6 х 3 — 72 : 8

Задание для 1-й группы. Вспомните правила о порядке выполнения действий в выражениях и выполните вычисления.

Задание для 2-й группы. Разбейте выражения на три группы. Найдите значения выражений.

Задание для 3-й группы. Выполните задание для 2-й группы. Подумайте, по какому признаку можно разбить выражения на две группы.

Пример №2. Дана задача: «В вазе лежало 5 желтых яблок и 2 зеленых яблока. 3 яблока съели. Сколько яблок осталось?»

Задание для 1-й группы. Решите задачу. Подумайте, можно ли ее решить другим способом.

Задание для 2-й группы. Решите двумя способами.

Задание для 3-й группы. Измените задачу так, чтобы ее можно было решить тремя способами. Решите полученную задачу тремя способами.

Задание для 1-й группы. Решите задачу: «Для новогодних подарков привезли 48 кг конфет. В пакетах было 12 кг конфет, в коробках в 3 раза меньше, чем в пакетах, а остальные конфеты были в ящиках. Сколько конфет было в ящиках?»

Задание для 2-й группы. Найдите в задаче лишние данные: «Для новогодних подарков привезли 48 кг конфет в двух коробках, трех пакетах и восьми ящиках. В пакетах было 12 кг конфет, в коробках в 3 раза меньше, чем в пакетах, а остальные конфеты были в ящиках. Сколько конфет было в ящиках?» Измените условие и решите задачу.

Задание для 3-й группы. Измените вопрос и условие задачи ) см. задание для 2 — й группы) так, чтобы общее количество конфет стало лишним данным. Запишите новую задачу и решите ее.

  • Дифференциация учебных заданий по уровню трудности.

Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:

  • для 1 группы это: выполнение заданий по отработанному алгоритму
  • для 2 и 3 групп: к базовому заданию добавляются дополнительные – группировка слов, подбор своих примеров, задания творческого характера.

Пример №1. Найдите значение выражений.

1-я группа 2-я группа 3 группа

28 : 2 + 3 28 : 2 + 56 : 8 28 : 2 + (50 + 6) : 8

45 – 7 х 3 5 х 9 – 7 х 3 (35 — 30) х 9 – 7 х 3

Усложнение заданий в данном случае заключается не только в увеличении количества действий, но и в изменении ситуации применения правил о порядке выполнения арифметических действий.

1-я и 2-я группы. Сравните числа:

3-я группа. Сравните числа, в которых вместо некоторых цифр использованы буквы:

Задание для 3 – й группы требует от учеников умений выйти на обобщение способа поразрядного сравнения чисел.

  • Дифференциация учебных заданий по объему учебного материала.

Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 2 – й и 3 – й групп выполняют кроме основного еще и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.

Необходимость дифференциации заданий по объему обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту ее фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников.

Как правило, дифференциация по объему сочетается с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основным, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточект, подобрав упражнения из альтернативных учебников или тетрадей на печатной основе.

Приведем примеры дифференцированных заданий

Пример 1. Основное задание: «Найдите значения выражений».

Дополнительное задание: «Найдите сумму ответов в каждом столбике».

Пример 2. Основное задание: «Найдите площадь листа бумаги».

Дополнительное задание: «От данного листа бумаги отрезали часть:

  1. найдите площадь отрезанной части.
  2. найдите площадь оставшегося листа бумаги».

Дифференционные задания необходимо использовать на протяжении всего процесса обучения.

Например, на этапе обучения грамоте возможно использовать такие задания:

-Подчеркни верные ответы на вопросы, пользуясь этим рядом букв.

-Какая буква не обозначает звука?

— Какая буква не имеет пары по глухости-звонкости?

— Подчеркни букву, которая обозначает гласный звук?

а) Напиши буквы- парные согласные по глухости- звонкости.

б) Напиши гласные буквы, которые пишутся после мягких согласных.

в) Напиши парные согласные буквы, которые не парные по мягкости- твёрдости.

г) Напиши буквы, которые не обозначают звука.

Заполни пропуски, чтобы высказывания были верными.

а) Если после звука [Д] слышится звук [А], то пишу слог……

б) В слове … два мягких согласных и один гласный звук.

в) В слове … больше звуков, чем букв.

г) В слове “ ЯБЛОКО “ первый звук [ ]

При работе по теме «Правописание парных согласных в корне слова» можно использовать такие задания:

Подчеркни правильные проверочные слова. Вставь пропущенную букву.

а) ТРО.КА-ТРОПОЧКА, ТРОПКИ, ТРОПИНКА.

б) ГОРО.СКОЙ-ГОРОД, ГОРОДА, ГОРОДИТЬ.

в) ПОСА.КА-САДИТЬ, САД, ПЕРЕСАДКА.

К каким словам можно подобрать эти проверочные слова.

а) СНЕЖНЫЙ, СНЕЖИНКА, ПОД СНЕГОМ.

б) ДРУЖИТ, ДРУЖНО, ДРУЖЕСКИЙ.

в) МОРОЗИТ, МОРОЗНЫЙ, ЗАМОРОЗОК.

Выпиши слова в которых нет ошибок. В остальных словах исправь ошибки.

а) В зимний холот всякий молот.

б) Кошке игрушки да мышке слёски.

в) Каков рыбаг, такова и рыпка.

г) Готофь летом сани , зимой телегу.

При работе по развитию речи полезно использовать такие упражнения:

Подчеркни главные члены предложения. Озаглавь текст.

Я сижу у окна. Идёт дождь.

На стекле застыли капельки. Под дождём мокнут коза Машка и козлик Яшка. Около сарая пробилась травка .Она манит коз. Дождь стих. На небе засияла радуга.

Восстанови деформированные предложения и подчеркни главные члены предложения.

Луна в тихо прошла сад

на её крыльцо упал свет

собака спала крыльце на.

б) Предложение- это….

В) Главные члены предложения-……..

г) Составь из предложений текст. Озаглавь. Подчеркни главные члены предложения.

Дымилась первая зелень на ивах. Скоро сев. Илья с дедом шли по полю. В небе льдинками плывут облака. Тепло. Берёзки усыпаны густыми почками. По пашне важно шагали грачи. Ушли вьюги и метели.

Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовывать творческие возможности всех учеников. При этом работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объема изучаемого материала, а по пути разнообразия заданий. Дети, испытывающие трудности в обучении, наоборот, получают посильные задания.

Таким образом, не испытывая стресса, они достигают базового уровня обученности, используя ранее полученные знания для приобретения новых, могут подойти к самостоятельным выводам и формулировкам правил и определений.

Активизация работы учащихся достигалась путем использования заданий творческого характера.

Так, на уроках русского языка можно использовать такие виды заданий, как свободные тексты:

-акростих и акротекст, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, являющиеся одновременно и таким видом работы, который можно использовать как настрой на урок, повышающий интерес к предмету.

3 Здравствуй, зимушка-зима!

И Иней на деревьях.

М Мы по улице идем,

А Ах, как интересно!

Наилучшим стимулом является такая организация жизни учеников, которая создает потребности и возможности для детского творчества. Этому способствует свободная атмосфера в классе, доверие и уважение со стороны учителя, представление ученикам самостоятельности, внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, разностороннему развитию.

Дифференцированный подход в обучении помогает формировать учебную деятельность детей, способствует повышению уровня мотивации.

Овладев этой деятельностью, обучающиеся сами начинают её совершенствовать, что приводит к развитию их интеллектуальных способностей, повышению активности и самостоятельности на уроках.

Источник

Читайте также:  Способы толкования права исторический примеры
Оцените статью
Разные способы