Дифференцированный подход при составлении домашних заданий для учеников
Как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика? Как дать любому ученику (и сильному, и слабому) почувствовать себя успешным? Ответить на эти вопросы позволяет дифференцированный подход в обучении, позволяющий более активно использовать потенциальные возможности учащихся, в том числе на этапе подготовки домашнего задания.
Уровневая дифференциация предполагает такие формы обучения, которые позволяют создать условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей.
Разноуровневая дифференциация широко применяется на разных этапах урока, но, в данной статье особое внимание хотелось бы уделить именно этапу подготовки домашнего задания.
Объем домашнего задания
Вопрос о домашнем задании занимает одно из главных мест в процессе обучения и воспитания учащихся. Всем известно, что объем домашней письменной работы не должен превышать третьей части работы, выполненной в классе.
Что дают дифференцированные домашние задания?
Дифференциация домашних заданий способствует, с одной стороны, устранению перегрузки учащихся домашней работой, с другой, помогает проявить те или иные способности каждому учащемуся.
Интерсные и посильные домашние задания дети делают с удовольствием
Учитель одновременно дает домашнее задание трех уровней.
- Первый уровень — обязательный минимум, который должен быть понятен и по силам любому ученику.
- Второй уровень — тренировочный. Его выполняют ученики, которые без особой трудности осваивают программу и хорошо знают предмет.
- Третий уровень используется учителем в зависимости от темы урока и уровня подготовленности учеников. Чаще всего, это творческое задание, которое стимулируется высокой оценкой.
Например, для учащихся второй группы в 5 классе предлагается составить опорную таблицу по данной теме, и лучший вариант — распечатать ее на всех учеников. Или же выписать примеры изучаемой орфрограммы или пунктограммы в произведении, которое в данный момент изучается в классе. Также для второй группы можно предложить задание составить грамматическую сказку о возникновении изучаемой орфограммы или пунктограммы, а лучшие варианты опубликовать в школьном сборнике (или в классном уголке). На последующих уроках учащиеся могут отвечать теорию с помощью собственных сказок.
Ну а третий уровень — лингвистический, становится доступным только тем, кто, успешно овладев первыми двумя уровнями, имеют потребность в саморазвитии и к самостоятельному изучению языка. Задания могут носить следующий характер:
- сопоставить грамматические особенности слова в русском и других изучаемых языках;
- рассказать об истории происхождения или словообразования того или иного слова, фразеологизма.
Это значительно обогащает словарь учащихся, делает употребление лексики более осмысленным и является составной частью подготовки к ГИА и к ЕГЭ.
Ученикам старших классов на третьем уровне можно предложить:
- написать сочинение, используя как можно больше слов изучаемой части речи или слов с изучаемой орфограммой;
- составить тест по пройденной теме для одноклассников;
- составить памятки, необходимые при выполнении домашнего задания по изучаемым правилам.
Дети с большим интересом выполняют такие задания.
Таким образом, дифференцированный подход создает благоприятные условия для развития личности ребенка. Главная цель дифференцированного обучения — организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных способностей личности, увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие, реализовать свой личностный потенциал. Именно данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.
Литература:
1. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий в 2-х т. М: НИИ школьных технологий, 2006 г. — 816 стр.
2. Юнина Е.А. Новые педагогические технологии : учебно-методическое пособие. — Пермь: ПРИПИТ, 2008. — 148 стр.
Читайте также:
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.
Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта
Источник
Организация домашней работы учащихся. Дифференцированные домашние задания в начальной школе.
Автор: Ореховская Ирина Ивановна
Организация домашней работы учащихся.
Дифференцированные домашние задания в начальной школе.
Домашняя работа — это особый вид самостоятельной работы, он происходит без непосредственного руководства учи теля, поэтому нуждается в создании необходимых условий для успешного его выполнения.
На домашнюю работу учащихся возлагаются важные функции обучения, воспитания и развития.
Задавание на дом уроков — палка о двух концах, и если оно методически не продумано, то может приводить как раз к обратным результатам: научить халтурить, недобросовестно относиться к выполнению своих обязанностей, приобретать отрицательные навыки, мешающие учёбе, обманывать. Оно может чрезмерно нагружать ребят без всякой надобности.
Н.К.Крупская
Основные требования, предъявляемые к домашнему заданию.
· Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись учащимися на уроке самостоятельно. Домашнее задание должно быть посильным для большинства учащихся класса.
· По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или несколько легче тех, что выполнялись на уроке.
· Содержание задания должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны знать, что и как делать.
· Сохраняя основное содержание домашнего задания, можно частично индивидуализировать его цель, объем, способ выполнения.
· Домашнее задание может быть фронтальным, дифференцированным и индивидуальным.
Непременным условием успешного усвоения учащимися программного материала является подготовка школьников к выполнению домашней работы, руководство ею со стороны учителя.
Подготовка к выполнению домашней работы
· Время сообщения домашнего задания не обязательно относить к окончанию урока. Лучше всего домашнее задание давать детям до окончания урока, когда их внимание не так рассеяно и силы не на пределе. Задание нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык.
· Сообщение домашнего задания должно сопровождаться необходимым для младшего школьника инструктажем: внимание может быть сосредоточено либо на анализе его содержания, либо на анализе способа выполнения или на его оформлении.
· Работу по формированию умений выполнять задания, включенные в домашнюю работу, необходимо проводить на уроке.
· В помощь учащимся учитель предлагает памятки по выполнению определенных видов домашней работы (как правильно решать задачу; как учить наизусть стихотворение; как подготовить план пересказа; как выполнять работу над ошибками и др.).
· Учитель обязан ознакомить родителей с нормативами времени, которое отводится на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель разъясняет родителям, как правильно оказывать учащимся разумную помощь в выполнении домашних заданий.
Организация проверки домашнего задания
При проверке домашней работы учащихся задача учителя заключается в том, чтобы взять под контроль не только систематичность выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степень самостоятельности ученика при его выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе домашней работы.
Возможные формы проверки:
· взаимоконтроль учащихся при работе в парах;
Задания учащимся для проверки домашней работы:
· выделить главное в теории и выполненных упражнениях (заданиях);
· сжать (концентрированно подать за максимально короткое время) материал;
· дать рецензию на ответ, дополнить, обобщить, сделать выводы, высказать свое отношение к излагаемому материалу;
· нацелить постановкой вопросов на упущенное, но существенное в ответах соучеников;
· выделить вопросы и проблемы, разрешить которые мы не можем на данном уровне знаний (подведение к новой теме);
· продолжить ответ одного ученика ответом другого (логически или в виде плана);
· выполнить самостоятельно задания с измененными условиями;
· взаимопроверка в парах; самооценка выполненных заданий;
· повторное выполнение заданий без изменения условий;
· повторно возвратиться к информации (заданиям), в которой учащиеся допускали ошибки (в конце урока или на следующем);
· составить вопросы к теме, изучаемой дома.
Домашнее задание по каждому предмету должно быть строго регламентировано по объему и согласовано с заданиями по другим предметам.
Перегрузку учащихся могут вызвать:
· чрезмерно большое домашнее задание;
· чрезмерно трудное домашнее задание;
· несформированность у учащихся умений, необходимых для выполнения определенного вида задания;
· неумение учащихся правильно оформить выполненное задание.
Известный русский педагог К.Д. Ушинский справедливо говорил, что у ребенка, который длительно занят приготовлением уроков, ослабевают память и внимание, снижается успеваемость.
Домашние задания учащимся начальных классов даются с учетом возможности их выполнения в следующих пределах:
в 1-м классе (со второго полугодия) — до 1 часа;
во 2-3х — до 1,5 часов ;
в 4-м — до 2-х часов.
Примерный объем домашних заданий
для учащихся 2-4-х классов
Задача или 2 столбика примеров
Задача или 3 столбика примеров, но всего не более 16
Задача и 2 выражения, или 2 задачи, или задача и 4 примера
15-17 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного грамматического задания
25-28 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного грамматического задания
35-37 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного грамматического задания
Не более 1-1,5 страниц
Не более 2-2,5 страниц
Не более 3-3,5 страниц
Не более 1-1,5 страниц
Не более 2-2,5 страниц
Не более 2,5-3 страниц
Объем и степень сложности домашних заданий должны строго соответствовать СанПиНу по каждому классу (устные и письменные задания, включая иностранный язык). Объём домашних заданий по всем предметам в совокупности даётся учащимся с учётом возможностей их выполнения, но не должен превышать 50% объема аудиторской нагрузки и по содержанию не должен быть сложнее классно-урочного материала.
Необходимо учесть, что в максимальные нормы входят все задания устного и письменного характера. Также данные нормы рассчитаны на всех учащихся с различным потенциалом. Отсюда следует, что нормы домашних заданий предполагают дифференцированный подход к каждому школьнику (объем, характер и степень сложности домашних заданий, включая иностранный язык).
Дифференцированные домашние задания
Домашняя работа — это особый вид самостоятельной работы, он происходит без непосредственного руководства учи теля, поэтому нуждается в создании необходимых условий для успешного его выполнения.
На домашнюю работу учащихся возлагаются важные функции обучения, воспитания и развития.
В расчете на какого ученика давать домашнее задание – на сильного, среднего или слабого? Чаще мы даем домашнее задание с учетом на среднего ученика.
Установлена закономерность 1 : 6,
что означает, что если ориентироваться на слабого или среднего, то сильный ученик выполнит домашнее задание в 6 раз быстрее. Если ориентироваться на сильного ученика, то слабый ученик потратит время в 6 раз больше, что, безусловно, будет сказываться на занятости ученика и на его самочувствии.
Одно и то же задание для сильных может быть легким, для слабых — трудным. Первые не трени руют себя на трудном для них материале, вторые теряют уверенность в своих силах. И в результате ни у тех, ни у других не вырабатывается ответственного отношения к тому, что задается на дом. Домашняя работа эффективна только тогда, когда все дети готовы к самостоятельному ее выполнению.
Одна из главных задач воспитания подрастающего поколения — формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности. Разным ученикам требуется разное время, разный объем, разные виды и формы работы, чтобы овладеть программным учебным материалом. Основным путем осуществления данной задачи является дифференци рованный подход, который состоит в том, чтобы учитывать тем или иным образом эту разницу. Он необходим на всех этапах обучения: как на уроке, так и в домашних условиях при выполнении домашних работ. Любое домашнее задание должно выводить школьника на более высокий уровень его интеллектуального развития и самостоятельности решений.
Дифференцированный подход к объему и содержанию домашних заданий осуществляется с учетом познавательных возможностей и особенностей учащихся.
При этом происходит закрепление знаний, умений и навыков, развитие логического мышления, формирование само стоятельности, самоконтроля ответственного отношения к учебе.
Предлагая дифференцированные домашние задания необходимо учитывать:
• способность ребенка к учебной деятельности (быстрое освоение учебного материала, глубину его осмысления);
• умение выражать свои мысли;
• познавательную активность (проявление интереса к знаниям);
• организованность в работе (умение доводить начатое дело до конца).
Исходя из индивидуальных особенностей детей, задания подбираются так, что при подчинении единой познаватель ной цели и одной теме они отличаются разной степенью трудности.
Три группы (уровня) сложности: (учащиеся сами выбирают вариант, или каждый вариант учитель заранее предназначает определенной группе учеников):
1. Выполнение домашних заданий, требующих усвоения правил в пределах образовательного стандарта изучаемых тем и получение оценки — 3-4;
2. Выполнение домашних заданий, требующих выхода за пределы объема, требующих усвоения правил, выходящих за пределы образовательного стандарта и стимулирующих более высокую оценку — 4-5;
3. Выполнение домашних заданий, требующих самостоятельных решений, находок, идей, творческого подхода и стимулирующих высокую оценку – 5.
Для 3 уровня можно использовать такие задания, как :
• задания на выявление закономерностей;
• задания на развитие логики;
• рассмотрение задач с лишними или недостающими данными;
• составление обратных задач, подобных заданий;
• разгадывание ребусов, головоломок, кроссвордов;
• составление предложений и текстов;
• составление схем предложений;
• составление вопросов к тексту;
• составление плана текста;
• выполнение заданий, требующих энциклопедических знаний;
Примеры дифференцированных заданий:
1 группа учащихся — задания вида ЗВ_НОК, СТ_РОНА, ЦВ_ТОК, СН_ ЖИНКА вставить пропущенную согласную букву. (Это домашнее задание связано с повторением и закреплением правила, оценивается на «3» или «4», в зависимости от выполнения и индивидуальности ребёнка)
2 группа учащихся — предложено вставить пропущенную букву и найти проверочное слово. (Это задание направлено на больший объем и умение правильно и самостоятельно подобрать проверочное слово, оценивается на «4» или «5», в зависимости от выполнения)
3 группа учащихся — должны не только выполнить предыдущее задания, но и подойти к нему творчески. Необходимо придумать несколько слов на это правило и составить с ними предложения на определённую тему. (Оценивается на «5»)
1 группа учащихся — задания вида: начертить ломаную линию как в учебнике, узнать её длину. (Это домашнее задание связано с повторением и закреплением правила, оценивается на «3» или «4», в зависимости от выполнения и индивидуальности ребёнка)
2 группа учащихся — предложено начертить ломаную, узнать её длину и выразить её в миллиметрах и если можно в дециметрах. (Это задание направлено на больший объем и умение правильно и самостоятельно подобрать проверочное слово, оценивается на «4» или «5», в зависимости от выполнения)
3 группа учащихся — должны не только выполнить предыдущее задания, но и подойти к нему творчески. Необходимо начертить ломаную такой же длины, но с большим количеством звеньев. (Оценивается на «5»)
1 группа учащихся – Прочитать выразительно стихотворение К.Чуковского «Радость». (Это домашнее задание связано с повторением и закреплением правила, оценивается на «3» или «4», в зависимости от выполнения и индивидуальности ребёнка)
2 группа учащихся — Прочитать выразительно стихотворение К.Чуковского «Радость», подобрать рифму к словам:
(Это задание направлено на больший объем и умение правильно и самостоятельно подобрать проверочное слово, оценивается на «4» или «5», в зависимости от выполнения)
3 группа учащихся — должны не только выполнить предыдущее задания, но и подойти к нему творчески: придумать к словам рифму и сочинить с одной из рифм короткое стихотворение (двустишие). (Оценивается на «5»)
Эти задания способствуют развитию способностей детей, углублению знаний . Выполняя такие задания, учащиеся становятся субъектом познавательной деятельности, которая воспитывает инициативность (в данном случае выбор уровня), самостоятельность в усвоении знаний, умений и навыков, в развитии мышления, памяти и творческого воображения .
Дифференцированные домашние задания удовлетворяют потребность учащихся в тренировке, позволяют восполнить пробелы в знаниях, дают возможность неуверенным ученикам укрепиться в своих возможностях, сильным – развить свои интересы до глубокой увлеченности, тех и других учат самостоятельному познанию.
Когда же и как давать дифференцированное домашнее задание?
Лучше всего домашнее задание давать детям до окончания урока, когда внимание детей не так рассеяно и силы не на пределе. Задание должно сопровождаться чётким инструктажем учителя: внимание может быть сосредоточено либо на анализе его содержания, либо на анализе способа выполнения или на его оформлении. Ученики делают выбор и записывают задание в дневники.
Задача учителя активно наблюдать за обучающимися, чтобы они не привыкали выполнять тот вариант домашних заданий, которые не требуют интеллектуальных затрат, а всё время стимулировать их мотивацию на успех, преодоление трудностей.
1. Гершунский Б.С., Полат Е.С. Личностно-ориентированный подход в образовании. «Философия образования», М: 1998
2. Якиманская И.С. Дифференцированное обучение: внешние и внутренние формы. Журнал «Директор школы», 1995, №3, с. 39-45.
Источник