- Внимание, его диагностика и развитие
- Свойства внимания
- Объем внимания
- Концентрация внимания
- Распределение внимания
- Устойчивость внимания
- Отвлекаемость внимания
- Переключаемость внимания
- Виды внимания
- Непроизвольное внимание
- Произвольное внимание
- Послепроизвольное внимание
- Диагностика внимания
- Тест Риссу
- Переключаемость внимания (Ф. Горбов)
- Методы изучения внимания
- «Корректурная проба»
- «Таблицы Шульте»
- Методика Мюнстерберга
- РАЗДЕЛ II. Психология познания
- Глава 3. Внимание
- Методы исследования внимания
Внимание, его диагностика и развитие
Внимание обусловливает избирательность, сознательный или полусознательный отбор информации, поступающей через органы чувств. В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов.
Характеризуя внимание как сложное психическое явление, выделяют функции внимания. Сущность внимания проявляется прежде всего в отборе значимых, соответствующих потребностям воздействий и игнорировании других — несущественных, побочных воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания данной деятельности (сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель.
Свойства внимания
Объем внимания
Концентрация внимания
Концентрация, направленность внимания могут успешно развиваться под влиянием специально организованной работы по развитию данных качеств.
Распределение внимания
Устойчивость внимания
Отвлекаемость внимания
Отвлекаемость выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодические ослабления внимания к конкретному объекту ил деятельности.
Переключаемость внимания
Виды внимания
Непроизвольное внимание
Произвольное внимание
Послепроизвольное внимание
Диагностика внимания
Тест Риссу
Инструкция: «На бланке Вы видите ряд линий, перепутанных между собой. Ваша задача — проследить каждую линию слева направо и у правого конца поставить тот номер, который стоит на бланке у ее левого конца. Вы должны начать с первой линии, потом перейти ко второй и т.д. Следить за линиями только глазами, помогать пальцами, карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок.»
При анализе учитывается:
— что преобладает: установка на скорость или точность работы,
— трудно ли сосредоточить внимание на прослеживании линий, появляется ли желании помочь себе каким-нибудь путем или выполняет задание без труда,
— при опросе необходимо установить: что в данном задании было трудным, боялся ли сделать ошибки, как он относится к своим ошибках.
При определении количественных показателей учитывается время, затраченное испытуемым на нахождение линий. Можно фиксировать время , за которое исследуемый находит окончания пяти линий по порядку /с 1 по 5, с 6 по 10 и т.д./ это дает возможность судить о влиянии упражняемости или утомляемости на выполнение задания.
Ошибки в нумеровании линий и медленное выполнение задания свидетельствуют о низкой способности к устойчивой концентрации внимания при прослеживании линий. Об устойчивости /истощаемости/ концентрированного внимания можно судить по снижению темпа выполнения задания от начала к его концу.
Время, затрачиваемое на выполнение задания:
3мин. 30 сек. — отличный результат,
6-7 мин. — средний результат,
от 13 мин. и выше — плохой результат.
В норме количество ошибок колеблется от 0 до 7.
Ниже приводятся результаты в процентилях при выполнении теста Рея
5 6 7 8 9 10 11 12 Взрослые, студенты
10 32 24 14 12 10 8 6 8 6
25 24 16 12 10 8 8 6 6 6
50 16 12 10 8 8 6 6 6 4
75 14 10 8 6 6 6 4 4 4
90 10 8 6 6 6 4 4 4 4
Количество ошибок в 16 кривых
10 13 9 8 5 3 3 2 2 2
25 10 7 4 3 2 2 1 1 0
50 5 5 2 2 1 1 1 1 0
75 4 2 1 0 0 0 0 0 0
90 1 0 0 0 0 0 0 0 0
Переключаемость внимания (Ф. Горбов)
1 серия. . Испытуемый находит, показывает и называет черные числа в возрастающем порядке (от 1 до 25).
2 серия. Испытуемый находит, называет и показыват красные числа в убывающем порядке (от 24 до 1).
3 серия. Испытуемый находит, называет и показыват черные числа в возрастающем, а красные числа в убывающем порядкае. Например, 1 — черная, 24 — красная, 2 — черная, 23 — красная и т.д.
Экспериментатор фиксирует время работы в каждой серии и следит за правильностью ответов. если замечает ошибку, он называет правильный ответ испытуемому, но не показывает его на таблице, и работа продолжается без остановки. ошибкой считается неправильно показанное число и цвет. Ошибки исправляются по ходу работы. Исправления, исправленные самим испытуемым, в процессе работы, как ошибки не рассматриваются.
Инструкция для 1-й серии: «Перед вами таблица, на которой в случайном порядке расположены черные и красные числа. Вы должны находить называть, и показывать черные числа в возрастающем порядке. Работать нужно как можно быстрее и стараться без ошибок».
Инструкция для 2-й серии: «А теперь вы должны находить, показывать и называть красные числа, но в убывающем порядке».
Инструкция для 3-й серии: «Сейчас вы должны будете выполнять оба задания сразу, т.е. находить, показывать и называть черные числа в возрастающем, а красные — в убывающем порядке попеременно.Например, 1 — черная, 24 — красная, 2 — черная, 23 — красная и так до конца — 1 — красная, 25 — черная. Если вы ошибетесь, я вас поправлю, и вы должны, не останавливаясь, продолжать работу».
Для слежения за правильностью ответов испытуемого экспериментатором заранее заготавливается «КОНТРОЛЬНАЯ ТАБЛИЦА», в которой число, названное испытуемым, вычеркивается, а ошибки обводятся. Время работы и количество ошибок полсчитывается по кажждой серии и заносится в таблицу результатов.
Объем внимания определяется по формуле:
где О — объем внимания,
t’ — время в первой серии,
t» — время во второй серии.
Показатель распределения внимания равен времени работы в третьей серии:
Пререключение внимания вычисляется по формуле:
П = t»’ — ( t’ + t ») : 2
ТАБЛИЦА ПЕРЕВОДА ПЕРВИЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В БАЛЛЫ
оценки в баллах 1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов
низкий ниже ср. средний выше ср. высокий
объем внимания 61 и > 51-60 38-50 30-37 229 и 261-320 171-260 131-170 130 и 161-200 91-160 51-90 50 и
Источник
Методы изучения внимания
«Корректурная проба»
Цель: диагностика концентрации и устойчивости как характеристик внимания.
Оборудование: специальные бланки (лист А4, на котором в хаотичном порядке расположены буквы (могут быть также фигуры или цифры), а также вместо бланков допускается использование листа газеты.
Инструкция к проведению: участник теста должен вычеркнуть на бланке с фигурками все квадраты по мере порядкового просмотра (определенной цифры, например, 5 , или буквы, например У ). С интервалом в минуту нужно проводить вертикальную черту для отсчета уже просмотренных рядов.
Варианты проведения: участнику методики предлагается вычеркнуть буквосочетание (например, «ПО») или одну букву подчеркивать, а другую наоборот — вычеркивать.
Анализ результатов: результаты выполнения методики следует оценивать исходя из количества знаков, которые участник пропустил, а также количества знаков, которые он успел просмотреть и время выполнения (рис.1). Кроме того, стоит обратить внимание на качество и темп выполнения задания (учитывается число строк, которые были проработаны, и сколько ошибок было допущено за каждую минуту работы).
Рисунок 1. Бланк подсчета результатов
Как правило, расчет концентрации внимания выполняется по формуле:
K = C · C , где С обозначает число строк в таблице, которые участник просмотрел, п означает количество допущенных ошибок (пропущенных знаков, или, наоборот, лишние зачеркнутые знаки. Как пропуск букв, которые нужно было подчеркнуть, так и неправильное зачеркивание является ошибкой.
Данный метод изучения внимания предполагает оценивание устойчивости внимания по вычислению скорости просмотра в ходе выполнения всего задания. Итог необходимо подсчитывать для каждой минуты отдельно. Для этого нужно использовать формулу: A = S t , где А обозначает темп выполнения, 5 — итоговое количество букв в просмотренной части таблицы, £ — продолжительность выполнения.
Исходя из результатов выполнения методики за каждый отдельный интервал, можно построить «кривую истощаемости», которая будет отражать динамику устойчивости внимания и работоспособности.
Для вычисления показателя переключаемости используется формула C = S a : S · 100 , в которой 5 Ц обозначает количество строк, которые были проработаны с ошибкой, 5 — общее количество строк, которые участник смог обработать за отведенное время.
Чтобы оценить показатель переключаемости внимания, участника просят зачеркивать разные буквы в четных и нечетных рядах предоставленной таблицы.
«Таблицы Шульте»
Цель: определить динамику работоспособности и уровень устойчивости внимания.
Оборудование: секундомер, 5 таблиц (на таблицах изображены числа от 1 до 25 в хаотичном порядке).
Анализ результатов: основными показателями являются время выполнения и количество допущенных ошибок по каждой отдельно взятой таблице. По результатам работы с каждой таблицей необходимо построить кривую утомляемости (истощаемости), которая в полной мере будет отражать уровень устойчивости внимания, а также работоспособность в динамике (см. рис. 2 ).
Данный тест также дает возможность вычисления эффективности в работе (ЭР), степени врабатываемости (ВР), а также психической устойчивости (ПУ) (автор А.Ю.Козырева).
Рисунок 2. Форма для построения кривой истощаемости
Оценку ЭР (мера измерения — секунды) выполняют, учитывая возраст участника методики по формуле Э Р = T 1 + T 2 + T 3 + T 4 + T 5 5 , где Т , Т 2 , Т 3 , Т 4 , Т 5 обозначают время работы с первой, второй, третьей, четвертой и пятой таблицей соответственно.
Результат меньше 1 , 0 указывает на хорошую психическую устойчивость, и соответственно получается, что чем выше этот показатель, тем ниже психическая устойчивость участника к выполнению условий задания
Методика Мюнстерберга
Цель: исследовать уровень избирательности и концентрации внимания, и помехоустойчивости.
Оборудование: секундомер, бланки со стимульным материалом.
Инструкция к проведению: в предоставленном наборе букв спрятаны слова. Задача участника методики исследования внимания — максимально быстро изучить текст и подчеркнуть все найденные слова за две минуты.
Стимульный материал:
Трактовка результатов теста:
- Если за указанное время участник обнаружил менее 15 слов, ему следует больше времени посвящать развитию внимания. Ему рекомендуется больше читать, интересные мысли и фразы переписывать в свою записную книжку, и периодически ее перечитывать.
- Если участник обнаружил более 15 слов, но менее 20 — его внимание и помехоустойчивость находятся в пределах нижней границы нормы.
- Если участнику удалось обнаружить 21-25 слов — его внимание в абсолютном порядке. Это дает ему возможность лучше учиться, более продуктивно работать, а также запоминать необходимую информацию и воспроизводить ее по мере необходимости.
Источник
РАЗДЕЛ II. Психология познания
Глава 3. Внимание
Методы исследования внимания
Психологические исследования внимания, как правило, ставят своей задачей исследование произвольного внимания — его объема, устойчивости и распределения. Исследование наиболее сложных форм внимания представляет больший интерес, чем изучение непроизвольного внимания, которое в значительной степени выявляется с помощью описанных выше приемов изучения ориентировочного рефлекса и которое может существенно нарушаться только при массивных поражениях мозга, приводящих к общему снижению активности.
Исследование объема внимания обычно производится путем анализа числа одновременно предъявляемых элементов, которые могут быть с ясностью восприняты субъектом. Для этих целей используется прибор, позволяющий предъявлять определенное число раздражителей за такое короткое время, за которое испытуемый не может перевести глаза с одного объекта на другой, исключая движение глаз, а также измерить число единиц, доступных для одновременного (симультанного) восприятия.
Прибор, применяемый для этой цели, называется тахистоскопом (от греч. тахисто — быстрый, скопио — смотрю). Он состоит обычно из окошечка, отделенного от рассматриваемого объекта падающим экраном, прорезь которого может произвольно изменяться, так что рассматриваемый объект появляется на очень короткий промежуток времени от 10 до 50–100 мсек.
Иногда для быстрой экспозиции объекта применяется вспышка, дающая возможность рассматривать объект в течение очень краткого времени (1–5 мсек).
Число ясно воспринятых предметов и является показателем объема внимания. Если предъявляемые фигуры достаточно просты и разбросаны по демонстрируемому полю в беспорядке, объем внимания обычно не превышает 5–7 одновременно ясно воспринимаемых объектов.
Для того чтобы избежать влияния последовательного образа, краткую экспозицию предъявляемых объектов обычно сопровождают «стирающим образом», для чего на темном экране, который остается видимым, испытуемому рисуется беспорядочный набор линий, без изменения сохраняющихся после всех предъявлений и как бы «стирающих» последовательный образ предъявляемых объектов.
В последнее время были сделаны попытки выразить объем внимания в числах, принятых в теории связи для измерения «пропускной способности каналов» путем использования теории информации, однако эти попытки измерения объема внимания в «битах» (единицах теории информации) имеют ограниченное значение и применимы лишь в тех случаях, когда испытуемый имеет дело с хорошо известным ему конечным числом возможных фигур, из них лишь некоторые предъявляются ему на короткий срок.
Понятие «объем внимания» очень близко к понятию «объем восприятия», и широко применяемые в литературе понятия «поле ясного внимания» и «поле неясного внимания» очень близки к понятиям «центр» и «периферия» зрительного восприятия, в отношении которого они были подробно разработаны.
Наряду с исследованием объема внимания большое значение имеет исследование устойчивости внимания, оно ставит перед собой задачу установить:
• насколько прочно и устойчиво сохраняется внимание к определенной задаче в течение длительного времени;
• отмечаются ли при этом известные колебания в устойчивости внимания;
• когда возникают явления утомления, при которых внимание субъекта начинает отвлекаться побочными раздражителями.
Для измерения устойчивости внимания обычно используются таблицы Бурдона, состоящие из беспорядочного чередования отдельных букв, причем каждая буква повторяется в каждой строке одно и то же число раз. Испытуемому предлагается в течение длительного времени (3, 5, 10 мин) вычеркивать заданные буквы (в простых случаях одну или две буквы, в сложных — заданную букву лишь в том случае, если она стоит перед другой, например гласной буквой). Экспериментатор отмечает число букв, вычеркнутых в течение каждой минуты, и число обнаруженных пропусков. Колебания внимания выражаются в уменьшении продуктивности работы и в увеличении числа пропусков.
Аналогичное значение имеют таблицы Е. Крепелина, состоящие из столбиков цифр, которые испытуемый должен складывать в течение длительного времени. Продуктивность работы и число допускаемых ошибок могут служить показателем колебаний внимания.
Для того чтобы повысить требования к произвольной организации внимания, проведение описанных проб осложняется выделением отвлекающих факторов. Так, испытуемому дается задание вычеркивать определенные буквы не в бессмысленном наборе букв, даваемом в таблицах Бурдона, а в интересном по содержанию тексте. В этом случае отвлекающее влияние интересного текста может привести к повышению числа пропусков и снижению продуктивности работы, и наоборот, устойчивость произвольного внимания выражается в том, что выполнение требуемой задачи остается неизменным даже в условиях введения отвлекающих внимание влияний.
Большое значение имеет исследование распределения внимания. Еще ранними экспериментами В. Вундта было доказано, что человек не может сосредоточить внимание на двух одновременно предъявляемых раздражителях и что так называемое «распределение внимания» между двумя раздражителями фактически является сменой внимания, быстро переходящего от одного раздражителя к другому. Это было показано с помощью так называемого компликационного аппарата, который давал возможность предъявлять зрительный раздражитель (например, стрелку в положении «1») одновременно со звуковым раздражителем — звонком.
Опыты показали, что, если испытуемые обращают внимание на движущуюся стрелку, им кажется, что звонок, сопровождающий ее прохождение мимо соответствующей отметки, запаздывает и появляется на несколько делений позже; если же они обращали внимание на звонок, то восприятие движущейся стрелки запаздывало, и испытуемый относил появление звонка к более раннему моменту.
Большое практическое значение имеет исследование распределения внимания в длительной работе; для этой цели используются так называемые «таблицы Шульте». На этих таблицах дается два ряда беспорядочно разбросанных красных и черных цифр. Испытуемый должен в последовательном порядке указывать на серию цифр, чередуя каждый раз красную и черную цифру, или при осложненных условиях указывать на красные цифры в прямом, а черные в обратном порядке.
Возможность длительно распределять свое внимание выражается в кривой, отмечающей время, затрачиваемое на нахождение каждой из цифр, входящих в оба ряда.
Как показали исследования, столь же отчетливо выступают индивидуальные различия у отдельных испытуемых; эти различия могут надежно отражать некоторые реакции в силе и подвижности нервных процессов и могут с успехом быть использованы в диагностических целях.
Источник