Способы диагностики состояния компании

Внутренняя диагностика компании: определение сильных и слабых сторон

Вы будете перенаправлены на Автор24

Диагностика и виды диагностических мероприятий

Диагностика предприятия – это процесс распознавания проблемы и обозначения проблемной области, а также поиск оптимальных путей для решения противоречивой ситуации.

Объектом диагностики является система в целом и ее отдельные элементы. Компания создается с целью извлечь определенную прибыль, но чтобы результат был положительным, необходимо решить несколько задач: во-первых, завоевать свою нишу на рынке. Во-вторых, позаботиться о укреплении позиций и обогнать конкурентов. Отсюда вытекает и задача диагностики — достигнуть вышеперечисленных целей и решить задачи, формирующиеся на пути к цели.

Диагностика компании ориентирована на определение выживаемости системы компании в условиях нестабильности и кризиса. Также эксперты ставят задачу выяснить, соответствует ли текущая деятельность компании изменениям, происходящим на рынке. Результаты диагностики позволяют провести оптимизацию системы управления и процессов, бизнеса в целом. В диагностике эксперты определяют:

  1. сильные стороны компании;
  2. слабые стороны организации.

Под сильными и слабыми сторонами следует понимать составляющие деятельности компании, которые способствуют либо препятствуют достижению поставленных перед ней целей.

Элементы компании влияют на благополучие и развитие производственных процессов и явлений. Чем больше сильных сторон, и чем грамотнее справляются со своими обязанностями сотрудники, тем успешнее действует компания на рынке. Оценка сильных и слабых сторон по отношению к возможностям и угрозам внешней среды определяет наличие у компании стратегических перспектив и возможностей реализации перспектив.

В научно-исследовательской литературе нет четкого понятия «виды диагностики компании». Но все же большинство исследователей используют классификацию, выделяющую следующие виды диагностики:

  • стратегическую,
  • оперативную,
  • финансово-хозяйственную.

Стратегическая диагностика направлена на исследование внутреннего состояния и внешней среды компании. В основе данного вида диагностики лежит стратегия, которой следует организация и достигает определенных результатов. Задача стратегической диагностики сводится к определению узких и сильных сторон в работе компании и установление количественных и качественных целей, удовлетворяющих внешним и внутренним условиям.

Готовые работы на аналогичную тему

Оперативная диагностика направлена на изучение краткосрочных целей компании. Экономическая эффективность и стабильность компании является значимой задачей руководства и топ-менеджеров. Соответственно, исследователи непрерывно изучают уровень эффективности деятельности систему, а краткосрочные результаты лежат в основе более общих и обширных целей и мероприятий. Обеспечение прибыльности также выступает задачей следующего вида диагностики — финансово-хозяйственной.

Диагностика финансово-хозяйственного состояния обусловлена тем, что ни одна организация не может функционировать без вращения капитала внутри, без сопоставления доходов и расходов, без своевременного принятия мер для стабилизации финансового состояния компании.

Экспресс-диагностика как еще одна разновидность внутренней диагностики, используется экспертами для того, чтобы проанализировать первоначальные данные о компании, определить план действий и решить ряд вопросов, которые появляются при изменении внутренних и внешних условий. Экспресс-диагностика за основу берет анализ финансовой и хозяйственной деятельности компании, а также интервьюирование сотрудников, занимающих руководящие должности. Этот вид диагностики производится за 3 дня и позволяет определить первоначальные проблемы и задачи.

Противоположность экспресс-диагностики — комплексная диагностика. В ее рамках осуществляют аудит финансовой и хозяйственной видов деятельности, целей и задач деятельности, бизнес-процессов, организационной структуры, юридической чистоты и финансовой структуры предприятия. Диагностика в комплексе сложна, поэтому исследователи осуществляют ее в 6 этапов:

  1. диагностика хозяйственной стороны предприятия;
  2. анализ финансового состояния;
  3. рассмотрение целей и задач предприятия;
  4. диагностика бизнес-процессов и формулирование идей по их усовершенствованию;
  5. диагностика управленческого учета и отчетности;
  6. анализ продаж.
Читайте также:  Соление огурцов быстрого приготовления холодным способом

Способы диагностики состояния компании

Чтобы провести диагностику состояния компании, следует использовать ряд методик и способов осуществления анализа. Выбор их зависит от сферы, в которой осуществляется диагностика, от специфики производства и проблемы, с которой сталкивается компания в процессе функционирования и производства товаров и услуги. Чаще всего используют:

  • Финансовый анализ. Финансовой состояние компании зависит от ряда факторов. Делят их на внешние и внутренние факторы. Внешние не зависят от деятельности предприятия, и компания не способна повлиять на внешние воздействия. Внутренние факторы формируются на основании деятельности предприятия, поэтому сотрудники компании оказывают на внутренние факторы прямое воздействие, а факторы влияют на их личную мотивацию, уровень исполнения обязательств. Анализ финансового состояния выстраивается на основании оценки нескольких критериев: финансового плана, скорости оборачиваемости средств.
  • Анализ производственно-хозяйственной деятельности компании. Особенность анализа состоит в том, что конкретный результат выражается в натуральных измерителях. Эксперты измеряют результат в штуках, метрах и тоннах, в зависимости от того, какие товары и услуги предлагает компания. Получив результат, эксперты выявляют причины расхождения ожидаемых и полученных данных и предлагают ряд диагностических и профилактических мероприятий для разрешения противоречивых ситуаций.
  • Анализ трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы — это население, находящееся в трудоспособном и экономически активном возрасте. Трудовые ресурсы лежат в основе деятельности предприятия, поэтому экспертам требуется осуществлять регулярную диагностику, определять уровень квалификации сотрудников. Таким образом, если человек и уровень его квалификации в процессе диагностики показали недостаточные результаты, то у руководителя появляется повод уволить сотрудника или отправить на переподготовку.

Источник

Диагностика состояния предприятия

Для получения правильного прогноза уровня доходности компании, определения путей и возможностей достижения более высоких результатов проводится комплекс системных мероприятий по изучению состояния капитала. Данный метод называется диагностикой финансового состояния предприятия. В ходе него определяются способность успешного функционирования фирмы и пути достижения сбалансированной эффективности ее деятельности.

Подобный мониторинг позволяет получить оперативную информацию о направлениях дальнейшего развития, грамотно использовать имеющиеся товарно-материальные запасы и способы сохранения равновесия активов относительно пассивов, а также успешно ориентироваться в регулярно изменяющейся предпринимательской среде. Полученные при осуществлении анализа финансового состояния выводы предоставят достоверные сведения относительно собственной платежеспособности, помогут наладить гарантированные управление и контроль за финансами фирмы.

В качестве практической технологии диагностика финансового состояния предприятия имеет основные функции и задачи.

ФУНКЦИИ ДИАГНОСТИКИ

  1. Определение причин состояния на текущий момент, а также факторов, приведших к данной ситуации.
  2. Своевременная аналитика финансового состояния фирмы и объективная оценка с выявлением “слабых звеньев”, причин их возникновения и путей устранения.
  3. Составление плана действий с обоснованием управленческих решений, принимаемых относительно финансов.
  4. Поиск внутренних резервов и концентрация их на наиболее острых направлениях с целью повышения эффективности хозяйствования.

ЗАДАЧИ ДИАГНОСТИКИ

У диагностики финансового состояния предприятия огромное количество задач, которые определяются целями проведения исследований. Но среди прочих выделяют:

  • установление факторов, определяющих текущее финансовое состояние;
  • отслеживание изменений значений базисных финансовых показателей;
  • объективная и комплексная оценка товарно-материальных запасов и их качества, а также мониторинг нематериальной ликвидности предприятия, анализ эффективности использования имеющихся средств и реализации предыдущих решений;
  • уточнение сведений относительно состояния капитала на текущий момент функционирования компании, определение внутренних резервов и разработка программы по их внедрению в функционал фирмы;
  • прогнозирование тенденций изменения финансового положения фирмы, оценка потенциала самой организации и ее коллектива на всех управленческих уровнях.

Это универсальный список задач диагностики, решение которых реализуется в ходе мониторинга.

МОНИТОРИНГ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

С целью финансового анализа состояния компании проводится комплексный мониторинг, предоставляющий оперативные сведения в области финансов. Эти данные необходимы для получения своевременных сигналов о текущих изменениях и появлении негативных факторов в финансово-хозяйственной деятельности организации. Контроль полагается на основные финансовые показатели, каждый из которых в отдельности должен быть высокоинформативным. Следовательно, этих показателей не допускается много, чтобы не усложнить анализ и не создать препятствий принятию адекватных оперативных управленческих решений.

Читайте также:  Способы обеспечения уплаты таможенных платежей эссе

По своей сути мониторинг призван способствовать своевременному обнаружению кризисных моментов в хозяйственной деятельности компании, позволяя таким образом на начальном этапе купировать их с помощью наиболее правильных в текущей ситуации средств и методов.

5 ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОНИТОРИНГА И ФОРМУЛЫ ИХ РАСЧЕТА

Список показателей диагностики финансового состояния предприятия, как и задач аналитики, изменяется в зависимости от целей исследования. В базовую конфигурацию, которая является универсальной для любой методики, входят следующие финансовые параметры.

1. ТЕНДЕНЦИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ВЫРУЧКИ

Этот показатель экономического состояния – индикатор благополучия компании, сигнализирующий об изменении коэффициента выручки в негативную сторону.

Выручка за данный период – выручка за предыдущий период / выручка за предыдущий период=?

Обнаружение негативных тенденций – сигнал о скорой утрате ликвидности и доходности.

Схема означает, что при достижении выручкой планки ниже запланированных значений возрастает риск непогашения операционных издержек. Это негативно отражается на платежеспособности компании. Получив в ходе анализа финансового состояния оперативную сводку изменений, менеджмент предприятия должен оперативно принять корректирующее решение, не дожидаясь окончательных итогов хозяйственной деятельности по результатам года. Например, следует внести дополнения и даже изменения в маркетинговую стратегию. Крайне важно динамично отслеживать данный показатель, т. к. рыночная среда в современных реалиях не имеет статичной конфигурации.

В большинстве случаев переломить ситуацию и направить ее в более эффективное русло позволяют:

  • разработка более адекватной маркетинговой политики и применение активных маркетинговых подходов;
  • отказ от использования малоэффективных средств продажи;
  • улучшение качества реализуемого товара/услуг;
  • грамотное ценообразование;
  • внесение изменений в установленный клиентский сервис;
  • отказ от невостребованных типов товаров/видов услуг;
  • активная позиция в конкурентной борьбе.

Нередко эффективными инструментами являются наращивание своего участия в рекламных акциях и кампаниях, введение системы материальных поощрений, поиск новых каналов сбыта и расширение географии доставки продукции, профессиональная переподготовка персонала. Нельзя исключать и технологии прямого воздействия на потенциальных потребителей.

2. ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ

Это второй по важности показатель, основное предназначение которого давать динамичную характеристику бизнеса относительно себестоимости производимой продукции или услуг.

Валовый доход / выручка от реализации=?

Важно! Если есть необходимость уточнить маркетинговые и административные траты, то в качестве делимого используется относительная операционная прибыль. Однако подобный расчет востребован по итогам года, т.к. в каждом месяце издержки на проведение маркетинговых и административных операций могут изменяться.

В формуле расчета показателя относительной валовой прибыли можно использовать результаты в целом по предприятию, а также отдельно по виду выпускаемой продукции для получения объективной оценки прибыльности каждого пункта производственного списка компании. Такая конкретизация позволяет в ходе диагностики финансового состояния предприятия оперативно отслеживать негативные тренды по одному виду, что даст более подробную картину происходящего.

Средства противодействия в данном случае:

  • снижение объемов отходов и непроизводственных потерь;
  • поиск иных источников энергоресурсов и сырья;
  • повышение качества приобретаемого сырья/продукции;
  • гибкая политика отношений с поставщиками.

Нередко в качестве инструмента повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности может быть использована и более продуманная внутрифирменная логистика.

Необходимо подчеркнуть, что данный показатель важно отслеживать в более короткие периоды, в частности за отчетный месяц, т. к. не исключаются ошибки при внесении изменений в маркетинговую кампанию.

3. ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПОГАШЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Эффективные продажи с получением в перспективе хорошей прибыли не всегда способствуют доходности предприятия, если выручка остается в виде дебиторской задолженности. Поэтому крайне важно вести строгий учет погашения подобных неплатежей. И делать это следует также в короткой перспективе, не дожидаясь годовых отчетов экономической деятельности компании.

Читайте также:  Мазь календулы способ применения

Средний параметр дебиторской задолженности Х 90 дней / выручка за тот же период =?

Важно! В данной формуле рассматривается квартальный период, т. к. он является средним сроком погашения дебиторских неплатежей. В некоторых случаях изменения в период могут внести сезонность бизнеса, особенности кредитной политики поставщика.

Очевидно, что снижение средних сроков превращения задолженности в «живые» деньги свидетельствует о более высокой экономической эффективности, к которой и надо стремиться в перспективе. Но важно также правильно оценивать качество этого процесса, не выпуская из-под контроля управление дебиторской задолженностью. Получение в расчетах очень высоких показателей – сигнал о возникновении проблем с партнерами и их расчетами за поставленную продукцию.

  • снижение кредитных рисков путем применения “быстрых продаж”;
  • качественный отбор потенциальной клиентской аудитории;
  • внедрение новых инструментов расчетных схем с предоставлением скидок и бонусных программ;
  • разработка мероприятий, предоставляющих страховку от негативных трендов. Также можно воспользоваться предложениями соответствующих компаний, которые оказывают факторинговые услуги по приобретению дебиторской задолженности.

Важно разработать и конкретную систему мотивации покупателей в погашении задолженности (в частности, предлагать неполный комплект поставок продукции с пролонгацией операций при получении очередного транша). В некоторых ситуациях допускается и списание безнадежных неплатежей, отягощающих баланс предприятия без какой-либо перспективы.

4. ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ КАПИТАЛОВ

Показатель оборачиваемости капиталов или товарно-материальных запасов указывает на умение распоряжаться данными средствами. Ошибочная стратегия в этом направлении может привести к замораживанию денег в краткосрочной перспективе.

Себестоимость реализованной продукции за год / средний показатель запасов =?

Важно! Расчет можно вести по различному временному периоду, начиная от квартала, с учетом сезонности выпускаемой продукции. При ухудшении показателя оборачиваемости на 5 % следует ожидать критичных последствий.

  • обновление ассортимента выпускаемой продукции;
  • сокращение списка товарно-материальных запасов (реализация по сниженным ценам или списание) и концентрация на более востребованных типах;
  • снижение запасов сырья и энергоресурсов;
  • создание эффективной системы мониторинга запасов;
  • разработка АВС-системы для целевых уровней выпуска продукции различных групп.

Наиболее радикальным инструментом считается внедрение многоуровневой системы контроля и управления производством (MRP).

5. КОЭФФИЦИЕНТ БЫСТРОЙ ЛИКВИДНОСТИ

Данный параметр является добавочным для двух предыдущих и выступает противовесом оборачиваемости. Он способствует сбалансированности экономической деятельности, т. к. резкое улучшение предыдущих показателей может привести к снижению ликвидности предприятия, а значит, и к ухудшению кредитной репутации.

Текущие активы (денежные средства + счета на получение + ценные бумаги) / текущие обязательства =?

В расчетах нельзя брать во внимание дебиторскую задолженность, особенно просроченные неплатежи.

Снижение ликвидности может привести к банкротству компании, потере доступа к банковским кредитам, особенно по овердрафтовому кредитованию.

  • стратегия увеличения денежной массы предприятия за счет реализации складских излишков, а также невостребованных активов;
  • изменение кредитной политики в отношении потенциальных покупателей;
  • иные подходы в области закупочных контрактов.

Главная задача при разработке совершенно другого маркетинга — соблюсти баланс между всеми показателями, т. к. улучшая ликвидность без меры, можно вызвать негативные тенденции оборачиваемости капитала. Достижение компромисса — цель номер один для любого финансового менеджера, достичь которой можно по-разному (с учетом имеющейся конъюнктуры). Также необходимо брать во внимание и тот факт, что в некоторых ситуациях высокая оборачиваемость может позволить отказаться от сторонних займов, в результате чего показатель ликвидности становится менее актуальным для хозяйственной деятельности компании.

Как показывает практика, выдать объективную оценку в ходе проведения диагностики изнутри предприятия достаточно сложно. Поэтому более квалифицированный анализ даст независимая экспертная диагностика, проводимая на всех уровнях управления компанией.

Сторонняя компания проведет организационный аудит с предоставлением максимально полной картины возникновения негативных трендов, предложит оптимальные пути их устранения и недопущения в дальнейшей деятельности.

Источник

Оцените статью
Разные способы