Способы диагностики познавательных способностей

Способы диагностики познавательных способностей

Методика изучения линейного глазомера
Методика изучения зрительного восприятия («Шкалы приборов»)
Глазомер на углы (восприятие угловых величин)
Восприятие пространственных признаков. Методика «компаса»
Методика «часы»
Методика изучения плоскостного и объемного глазомера
Тест «Разрезные картинки»
Тест «Коробочка форм»
Тест «Найди квадрат»
Тест «Найди одинаковые фигуры»
Тесты цветоразличения
Тест «Овощи и фрукты»
Тест «Дорисуй фигуры»
Тест А. Рея «Многозначные рисунки»
Тесты зрительно-моторной координации
Тест «Копирование группы точек» (тест Керна-Йирасека)
Тест «Кодирование»
Тест «Линеограммы» (методика Мира-Лопеца)
Тест «Описание игрушки»
Тест на изучение наблюдательности
Методика диагностики способностей зрительного восприятия (методика С.В. Филиной)

Методика Сегена
Методика «Эталоны»
Методика исследования зрительного и осязательного восприятия

Тест «Шумы»
Слуховые ввсприятия
Тест «Начальные согласные»
Методика изучения восприятия речи
Восприятие времени

Опросник предпочтения стиля изучения английского языка (Perceptual Learning-Style Preference Questionnaire)

Корректурная проба (буквенный вариант)-1
Корректурная проба (буквенный вариант)-2
Корректурная проба с кольцами
Отыскивание чисел пи таблицам Шульте
Методика «Красно-черная таблица»
Тест «Перепутанные линии»
Методика Мюнстерберга
Методика для определения объема внимания
Методика «Расстановка чисел»
Тест отыскания чисел
Метод сложения чисел с переключением (К.К. Платонов)
Тест переплетенных линии (для детей 6-7 лет)
Цифровая таблица Шульте (для детей 6-7 лет)
Тест «Круги» (для детей 6-7 лет)
Корректурная проба (для детей 6-7 лет)
Тест Кюсси (для детей 6-7 лет)
Тест Мюнстерберга (для детей 6-7 лет)
Тест Торндайка (для детей 6-7 лет)
S-тест (для детей 6-7 лет)
Поиск образцов (для детей 6-7 лет)
Методика Пьерона–Рузера (для детей 7-8 лет)
Счет по Крепелину (клиническая методика)
Втсчитывание (клиническая методика)
Поочередное вычитание (клиническая метидика)
Сложение с поочередно меняющимися слагаемыми (клиническая методика)
Корректурная проба с переключением (клиническая методика)
Методика М.С. Лебединского (клиническая проба на переключение)
Чередование антонимов и синонимов (клиническая методика)

Опосредованное запоминание (по Леонтьеву)
Пиктограмма
Воспроизведение рассказов
Память на тексты (смысловая память)
Методика изучения вербальной памяти
Метидика изучения непроизвольной памяти (П.Б. Невельский, 1965)
Методика изучения непроизвольной памяти (запоминание фигур)
Тест семантического кодирования
Метод попарного воспроизведения. Метод парных ассоциаций. (А. Иост, 1897; Мюллер, 1900; П. Раншбург, 1905)
Метод парных мыслей (К. Бюлер, 1907) :
Метод дополнения
Заучивание десяти слов
Исследование кратковременной памяти
Проба «Тройки»
Продуктивность памяти
Методика изучения объема кратковременной памяти
Методика изучения зрительной памяти
Методика изучения зрительной оперативной памяти на фигуры
Методика изучения зрительной образной памяти. Воспроизведение
Методика изучения произвольной образной памяти
Методика изучения пространственной зрительной памяти
Проба на зрительную память
Зрительная оперативная и непроизвольная память
Методика изучения кратковременной зрительной вербальной памяти
Методика диагностики оперативной памяти
Методика изучения оперативной памяти «Счет с наращиванием»
Метод счета «вперед и обратно»
Тест простых поручений по прямоугольникам (В.Л. Марищук, Г.Н. Хилова)
Метод заучивания (Метод времени заучивания)
Метод сбережения
Метод напряжения памяти
Метод удержания членов
Метод подсказывания
Метод постоянного числа предъявлений
Тест общей мнемической одаренности
Метод развертывания мнемической деятельности

Методика «Выучи слова»
Методика «Запомни рисунки»
Методика «Определение объема кратковременной зрительной памяти»
Методика диагностики ассоциативной памяти (для детей 3-6 лет)
Методика диагностики двигательной памяти (для детей 3-6 лет)
Методика исследования долговременней памяти
Рисование по памяти (диагностика кратковременной памяти)
Срисовывание картинки (диагностика кратковременной памяти)
Составление картинки по памяти из кусочков (диагностика кратковременной памяти)
Методика «Долговременная память»
Методика «Запомни пару»
Методика «Оперативная память»

Метод музыкально-образной графики
Диагностика чувства формы
Диагностике чувстве стиля
Комплекс творческих диагностических заданий
Методика «Фантастический образ»
Метод художественной абстракции
Психодиагностический комплекс художественно-графических тестов
Тест «Картина мира» (образ мира)
Автопортрет
Эскиз памятника герою художественного произведения
Приемы диагностики способностей воображения
Методика изучения воображения дошкольников при понимании сказочных образов
Методика изучения построения дошкольниками образов сказочных персонажей
Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей 4-5 лет
Диагностика способности к ассоциированию в структуре воображения и творческого мышления
Тест «Свобода ассоциаций»
Тест «Словесная ассоциация» (Д. Гилфорд)
Методика «Определение понятий
Толкование пословиц
Диагностика дивергентного мышления
Тест творческого мышления Е.П. Торранса
Модификации теста Е.П.Торранса
Экспреес-метод Д. Джонсона
Эстетическая шкала
Диагностика невербальной креативности
Диагностика вербальной креативности
Шкалы для рейтинга поведенческих характеристик одаренных
Тест на диагностику креативности Туника
Анкета для определения творческих наклонностей у школьников
Тест на воображение
Необычное использованне. Вербальный тест творческого мышления
Тест на способность к воображению

Опросник живости зрительных образов

Методика исследования быстроты мышления
Методика исследования активности мышления
Батарея тестов для изучения творческого мышления
Методика исследования гибкости мышления
Методика «Интеллектуальная лабильность»

Методика понимания рассказов: содержания, смысла, морали
Игра «Составление предложений»
Исследование влияния прошлого опыта на способ решения задач (методика Лачинса)
Методика «Выявление общих понятий»
Тест «Логичность умозаключений»
Тест «Нарисуй человека»
Тест «Установление закономерностей»
Тест Липпмана «Логические закономерности»
Методика определения стиля информационного усвоения
Изучение словесной ассоциативной способности

Методика «Времена года»
Методика «Что здесь лишнее?»
Методика «Кому чего недостает?»
Методика «Раздели на группы»

Методика «Обведи контур»
Методика «Воспроизведи рисунки»
Методика «Вырежь фигуры»

«Сложная аналогия»
Опросник креативности

Источник

Сборник диагностических методик познавательного развития детей дошкольного возраста
материал

Материал предназначен для воспитателей и специалистов ДОУ

Скачать:

Вложение Размер
sbornik_diagnosticheskih_metodik_poznavatelnogo_razvitiya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx 27.23 КБ

Предварительный просмотр:

Сборник диагностических методик познавательного развития детей дошкольного возраста

Раздел 1 Диагностические методики изучения познавательной мотивации дошкольника .

1.1 Методика «Вопрошайка» (Методика М. Б. Шумаковой.)

Цель: Изучение познавательной активности ребенка-дошкольника, умения задавать вопросы.

Диагностические показатели: любознательность, интересы, познавательная потребность , познавательный интерес .

Возрастной диапазон: старший дошкольный возраст.

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: Подготовка и проведение исследования. Подберите две картинки. Одна должна быть близка детям по содержанию (это могут быть играющие дети, зимние развлечения и т.п., на другой должны быть изображены незнакомые для него объекты). Предложите ребенку поиграть в игру «Вопрошайка» . Скажите, что он может спрашивать обо всем, что ему хочется узнать о предметах, изображенных на картинках. В протоколах зафиксируйте имена, пол, возраст и вопросы каждого ребенка.

Обработка и интерпретация данных: полученные материалы обрабатываются по следующим критериям:

– широта охвата предметов, изображенных на картинках;

– количество вопросов, задаваемых одним ребенком;

1-й тип. Устанавливающие вопросы – это вопросы, направленные на выделение и идентификацию объекта исследования ( «Кто это?» , «На чем стоят книги?» ).

2-й тип. Определительные вопросы – связанные с выделением всевозможных признаков и свойств объектов, определением временных и пространственных характеристик ( «Верблюд любит хлеб?» , «А из чего сделана шапка?» , «А вода холодная?» ).

3-й тип. Причинные вопросы – относящиеся к познанию взаимосвязи объектов, выявлению причин, закономерностей, сущности явлений ( «Почему мальчик хмурый?» , «Зачем девочке нужна сумка?» , «А что ли они замерзли?» ).

4-й тип. Вопросы-гипотезы, выражающие предположения ( «Мальчик не идет в школу, потому что он не сделал уроки?» , «Девочка плачет, потому что она потерялась?» ).

10 баллов – ребенок задал 4 вопроса и более всех типов; 8-9 баллов ребенок задал 3 – 4 вопроса всех типов; 4 – 7 баллов ребенок задает от 2 до 3 вопросов; 2 – 3 балла ребенок задает 1 вопрос; 0 – 1 балл ребенок не смог задать ни одного вопроса.

Перевод баллов в уровень:

10 баллов – очень высокий уровень; 8 – 9 баллов – высокий уровень; 4 – 7 баллов – средний уровень; 2 – 3 балла – низкий уровень; 0 – 1 балл – очень низкий уровень.

Делают вывод об уровне познавательной активности отдельных детей , об умении задавать вопросы. Детям, не умеющим задавать вопросы, в дальнейшем уделяется особое внимание. Игру «Вопрошайка» можно использовать для обучения детей умению задавать вопросы.

1.2 Методика «Выбор сюжетно-тематических картинок» (Н. В. Пророк) .

Цель: Выявление направленности интересов детей.

Диагностические показатели: любознательность, интересы, познавательная потребность , познавательный интерес .

Возрастной диапазон: старший дошкольный возраст.

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: набор из 28 сюжетно-тематических картинок — 7 серий по четырем разнообразным сюжетам, относящимся к 4 видам деятельности: игровой, учебной, творческой, трудовой. Для мальчиков и девочек готовятся отдельные комплекты с персонажами соответствующего пола. Ход проведения: предлагается выбрать несколько карточек (не меньше 7) из разложенных на столе. После выбора ребенка спрашивают, почему он выбрал эти картинки.

Обработка данных: оценка направленности интересов проводится на основании 2 параметров: предпочтительные виды деятельности; обоснование выбора. Если ребенок осуществляет 4 и более выборов на одну тему, считается, что у него доминируют мотивы этой деятельности.

Раздел 2. Диагностические методики изучения познавательных действий дошкольников .

2.1 Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Немов Р. С.)

Цель: диагностика познавательных способностей .

Диагностические показатели : познавательные действия.

Возрастной диапазон : старший дошкольный возраст.

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунки и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3. Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

Примечание: Если проводящий диагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14.

10 баллов – ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются а всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.

8 – 9 баллов – ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.

6 – 7 баллов – ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.

4 – 5 баллов – ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.

2 – 3 балла – ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.

0 – 1 балл – за время, больше чем 60 сек., ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.

Вывод об уровне развития:

10 баллов – очень высокий уровень, 8 – 9 баллов – высокий уровень, 4 – 7 баллов – средний уровень, 2 – 3 балла – низкий, 0 – 1 балл – очень низкий.

2.2. Методика «Выучи слова» (Немов Р. С.)

Цель: Диагностика восприятия у дошкольников .

Диагностические показатели : Познавательные действия.

Возрастной диапазон : старший дошкольный возраст.

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга. Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.

Результаты заучивания ряда слов представляются на графике, где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали — количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.

10 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток. 8-9 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов. 6-7 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов. 4-5 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов. 2-3 балла — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов. 0-1 балл — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.

Выводы об уровне развития:10 баллов — очень высокий; 8-9 баллов — высокий; 4-7 баллов —средний; 2-3 балла —низкий; 0-1 балл —очень низкий.

2.3 Методика » Что здесь лишнее ?»

Цель: эта методика предназначена для детей, исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.

Диагностические показатели : диагностика познавательных действий.

Возрастной диапазон: 4 – 5 лет

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: в методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.

10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.

8-9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин. до 1,5 мин.

6-7 баллов — ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин

4-5 баллов — ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.

2-3 балла — ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.

0-1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием.

Выводы об уровне развития:

10 баллов — очень высокий. 8-9 баллов — высокий. 4-7 баллов — средний. 2-3 балла — низкий. 0-1 балл — очень низкий.

2.4 Методика «Разрезные картинки» (С. Забрамная)

Цель: выявить уровень развития наглядно-действенного мышления.

Диагностические показатели : диагностика познавательных действий .

Возрастной диапазон: 3 – 4 года

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: ребенку предлагается ряд картинок разделенных на несколько частей. Ребенку предлагается составить картинки.

3 балла: ребёнок справился с заданием самостоятельно, выполнил его без ошибок.

2 балла: ребёнок выполнил задание с незначительными ошибками, с небольшой помощью педагога.

1 балл: ребёнок испытывал значительные затруднения при выполнении задания, ему понадобилась помощь педагога.

2.5 Методика «Треугольники-2» (Е. Додонова)

Цель: выявление уровня развития произвольного внимания, произвольной памяти.

Диагностические показатели : познавательные действия

Возрастной диапазон: 5 – 6 лет

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная, групповая

Описание: ребенку предлагают нарисовать в ряд определенное количество треугольников, некоторые из них необходимо заштриховать цветом, указанным взрослым. Повторять задание категорически запрещается. Если ребенок не запомнил, пусть делает по-своему.

Оборудование: коробка с цветными карандашами, лист бумаги, протокол для фиксации полученных результатов.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Будь внимателен. Я объясню задание только один раз. Нарисуй в ряд десять треугольников. Заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники».

Фиксируемые параметры: количество ошибок при выполнении задания.

Нормативы: высокий уровень — задание выполнено правильно; средний уровень — рисует заданное количество фигур в ряд, но штрихует не в требуемом по инструкции порядке; низкий уровень — количество фигур и порядок штриховки не соответствует инструкции.

Раздел 3. Диагностические методики изучения воображения и творческой активности дошкольников .

3.1 Методика «Придумай рассказ» (Немов Р. С.)

Цель: Определить уровень воображения испытуемого.

Диагностические показатели: Воображение, творческая активность

Возрастной диапазон: 5 – 6 лет.

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

3.2 Методика «Нелепицы» (Немов Р. С.)

Цель: При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Диагностические показатели: Осведомленность

Возрастной диапазон: 3 – 4 года.

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: Вначале ребенку показывают картинку. В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находятся на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

10 баллов – такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время 3 мин. Он заметил все семь имеющихся на картине нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

8 – 9 баллов – ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

6 – 7 баллов – ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три – четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

4 – 5 баллов – ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5 – 7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

2 – 3 балла – за отведенное время ребенок не успел заметить 1 – 4 из 7 имеющихся нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

0 – 1 балл – за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше 4 из 7 имеющихся нелепиц.

Замечание: 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т. е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.

Вывод об уровне развития:

10 баллов – очень высокий, 8 – 9 баллов – высокий, 4 – 7 баллов – средний, 2 – 3 балла – низкий, 0 – 1 балл – очень низкий.

3.3 Методика «Нарисуй что-нибудь» (Немов Р. С.)

Цель: Определить уровень воображения испытуемого.

Диагностические показатели: Воображение, творческая активность

Возрастной диапазон: 5 – 6 лет

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров и предлагается придумать и нарисовать что – либо необычное. На выполнение задания отводится 4 минуты. Далее оценивается качество рисунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делается вывод об особенностях воображения ребенка.

Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям:

10 баллов — ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

8-9 баллов — ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.

5-7 баллов — ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.

3-4 балла — ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.

0-2 балла — за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

Выводы об уровне развития:

10 баллов — очень высокий, 8-9 баллов — высокий, 5-7 баллов — средний.

3-4 балла — низкий, 0-2 балла — очень низкий.

3.4 «Древо желаний» (B.C. Юркевич) .

Цель: Изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации) .

Диагностические показатели: Воображение, творческая активность

Возрастной диапазон: 5 – 6 лет

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Раздел 4. Диагностические методики: формирование первичных представлений о себе и объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

4.1 Методика «Времена года» . (Немов Р. С.)

Цель: Осведомленность о себе и мире.

Диагностический показатель: формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Возрастной диапазон: 3 – 4 года.

Источник информации: дети.

Форма и условия проведения: индивидуальная.

Инструкция: Эта методика предназначена для детей от 3 до 4 лет. Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное, на выполнение этого задания, время – 2 мин., ребенок должен будет, не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т. е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое – либо иное время года.

10 баллов — за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам) .

8-9 баллов — ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.

6-7 баллов — ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.

4-5 баллов — ребёнок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.

0-3 балла — ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).

Выводы об уровне развития: 10 баллов – очень высокий, 8-9 баллов – высокий, 6-7 баллов – средний, 4-5 баллов – низкий, 0-3 балла – очень низкий.

4.2 Методика беседа «Расскажи о себе» (А. М. Щетинина)

Цель: изучение уровня и характера оценки, сформированности образа «Я», степени осознания своих особенностей.

Диагностические показатели: формирование первичных представлений о себе.

Возрастной диапазон: 5 – 6 лет.

Форма и условия проведения: индивидуальная.

4.3 Методика «Назови слова» . (Немов Р. С.)

Цель: Методика определяет запас слов, которые находятся в активной памяти ребенка.

Диагностический показатель: формирование первичных представлений о объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Возрастной диапазон: 5 – 6 лет.

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная.

4.4 Методика «Кто что ест?» (4-5 лет)

Цель: выявить уровень развития наглядно-образного мышления, выявить запас и точность представлений.

Диагностические показатели: Воображение, творческая активность

Возрастной диапазон: 4-5 лет

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная.

Инструкция: перед ребенком кладут картинки, на которых изображены животные и употребляемая ими пища. Ребенок должен назвать животное и сказать, что это животное употребляет в пищу, подобрать соответствующие картинки.

3 балла: такая оценка ставиться в том случае, если ребенок выполнил задание без ошибок. Самостоятельно назвал всех животных и употребляемую ими пищу.

2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание, помощь воспитателя незначительна.

1 балл: ребенок раскладывает карточки наугад.

4.5 Методика «Подбери пару»( 5-6 лет)

Цель: выявить запас и точность представлений, выявить умение устанавливать связи между предметами.

Диагностические показатели: Воображение, творческая активность

Возрастной диапазон: 5 – 6 лет

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная.

Инструкция: ребенку прилагается два ряда картинок с изображением предметов. Попросите ребенка к предметам, изображенным в левом ряду подобрать подходящие в правом ряду, объяснить свой выбор.

3 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание без ошибок, смог обосновать свой выбор.

2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание, совершив 1-2 ошибки, в 1-2 случаях не смог объяснить свой выбор

1 балл: ребенок выполнил задание с помощью воспитателя.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обзор диагностических методик ( Диагностика развития детей раннего возраста в отечественной и зарубежной литературе).

Педагогическая диагностика – совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся , а также совершенствования образователь.

Методика физического развития детей дошкольного возраста.

Одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста является игра. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные дви.

Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)

Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста).

«Особенности проведения и организации диагностического исследования умственного развития детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС»

Одной из важнейших задач, связанных с реализацией основной общеобразовательной программы дошкольного образования является изучение педагогом возможностей и успешного освоени.

Сборник диагностических методик познавательного развития детей дошкольников.

Диагностические методики познавательной сферы ребенка дошкольного возраста

В материале содержится список методик, используемых для диагностики познавательной сферы дошкольников, с указанием автора и цели методики.

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» (практическая часть).

На сегодняшний день ФГОС требует от нас, педагогов, искать наиболее эффективные способы для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.Уважа.

Источник

Читайте также:  Общение как способ взаимодействия между людьми
Оцените статью
Разные способы