Способы диагностики потребностей у детей

.Подбор диагностических методик по выявлению мотивов и потребностей младших школьников

Потребностно-мотивационная сфера младшего школьника

Название методики, автор, источник

Краткое описание процедуры диагностики

Обработка результатов (уровни, шкалы)

1. «Лесенка побуждений» (А.И. Божович, И.К. Маркова)

Определение преобладающих мотивов у младших школьников.

Социальные и познавательные мотивы

Учащиеся смотрят на лесенку, которая называется «Зачем я учусь». Читают, что написано на карточках (написано, зачем школьники учатся в школе).

Школьникам предлагается выбрать карточку, где написано самое главное. Это будет первая ступенька. Из оставшихся карточек выбирают ту, где написано самое главное, — это вторая ступенька Учащиеся продолжают строить самостоятельно.

Посмотреть, какие мотивы занимают первые 4 места в иерархии. Если 2 социальных и 2 познавательных, то делаем вывод о гармоничном сочетании. Если эти места занимают 3 или 4 мотива одного типа, то делается вывод о доминировании данного типа мотивов учения.

2. Проективная методика изучения школьной мотивации.

Дорохова А.Е

Позволяетвыявитьотношениеученикакпонятиям«плохой»и «хороший» и определить, как соотносит ученик определение с собственными достижениями.

Мотивации учения (1 — вид личностно значимые деятельности учащегося (учение, игра, труд и т.д.); 2 — личностно значимые для ученика субъекты (учитель, одноклассники, родите­ли, влияющие на отношение учащегося к учению);

3 — знак отношения учащего­ся к учению (положительное, отрицательное, нейтральное), соотношение соци­альных и познавательных мотивов учения в иерархии;

4 — отношение учащегося к конкретным учебным предметам и их содержанию).

Сейчас я буду зачитывать тебе начало предложе­ния, а ты как можно быстрее придумай к нему продолжение.

1. Я думаю, что хороший ученик — это тот, кто.

2. Я думаю, что плохой ученик — это тот, кто.

3. Больше всего я люблю, когда учитель.

4. Больше всего я не люблю, когда учитель.

5. Больше всего мне школа нравится зато, что.

6. Я не люблю школу зато, что.

7. Мне радостно, когда в школе.

8. Я боюсь, когда в школе.

9. Я хотел бы, чтобы в школе.

10. Я не хотел бы, чтобы в школе.

11. Когда я был маленьким, я думал, что в школе.

12. Если я невнимателен на уроке, я.

Каждое окончание предло­жения оценивается с точки зрения выражения школьником положительного или отрицательного отношения к одному из четырех показателей мотивации учения (1 — вид личностно значимые деятельности учащегося (учение, игра, труд и т.д.); 2 — личностно значимые для ученика субъекты (учитель, одноклассники, родите­ли, влияющие на отношение учащегося к учению); 3 — знак отношения учащего­ся к учению (положительное, отрицательное, нейтральное), соотношение соци­альных и познавательных мотивов учения в иерархии; 4 — отношение учащегося к конкретным учебным предметам и их содержанию). Если окончание предло­жения не содержит выраженного эмоционального отношения к показателям мо­тивации учения, то оно не учитывается при анализе. Далее подсчитывается сум­ма положительных и сумма отрицательных оценок данного показателя мотива­ции учения. Они сравниваются между собой, и делается окончательный вывод поданному показателю.

3. Методика диагностики направленности учебной мотивации

URL:https://lektsia.com/1x2bdc.html

Выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности при изучении ими конкретных предметов.

Направленность уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности.

Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом.

Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы (верно; пожалуй, верно), а «Нет» — отрицательные (пожалуй, неверно; неверно).

Анализ результатов. Полученный в процессе обработки ответов

§ 0 – 5 баллов – низкий уровень внутренней мотивации;

§ 6 – 14 баллов – средний уровень внутренней мотивации;

§ 15 – 20 баллов – высокий уровень внутренней мотивации.

4. «Игра-путешествие по морю любимых занятий» (составлена доцентом Лицей №20 г. Псков)

Определение интересов и потребностей младших школьников.

Читайте также:  Способ применения пыльцы взрослым

Интересы и потребности МШ

Учитель сообщает детям, что они отправляются в путешествие по морю любимых занятий, и каждый выберет себе там дело, которое ему понравится. Выбирать надо такое занятие или дело, которое ребенок захочет и сможет потом выполнить самостоятельно или вместе с одноклассниками. Выбирается вид транспорта, капитан, и дети «путешествуют с одного острова на другой». К доске прикрепляется карта, на которой изображено море. Постепенно на море появляются острова. Форма островов одинаковая: все острова имеют по пять бухт, в каждой из них можно заниматься каким-нибудь делом. Надо выбирать любимое.

Остров труда, остров красоты, остров игр, остров знаний. Ответы записываются каждым учеником индивидуально на своем листочке. После выполнения этого задания детям предлагается записать тот остров, к которому они в следую­щий раз поплывут в первую очередь.

Обработка полученных результатов. Педагог составляет таблицу, в которой по вертикали перечисляются фамилии и имена учащихся, а по горизонтали – бухты островов. В прямоугольники, образовавшиеся при пересечении вертикальных и горизонтальных линий, заносятся результаты выбора каждого ребенка. Подсчет количества сделанных всеми учащимися выборов той или иной бухты помогает выявить наиболее желаемые (популярные) занятия детей этого классного сообщества. Анализ результатов выбора конкретного ребенка позволяет судить о его интересах. Особое внимание при определении его индивидуальных увлечений и интересов следует обратить на итоги выполненного им последнего задания игры.

5. Изучение мотивов поведения в ситуации выбора. И.Р. Зарипова «Экспериментальная психология и психодиагностика»

На выявление у ребенка преобладания личной

или общественной направленности.

Мотивы личной или общественной направленности

Исследование состоит из двух серий. Перед первой серией необходимо

подобрать несколько игрушек, интересных для младшего школьного возраста, и

продумать малоинтересную для ребенка, но нужную для других людей

деятельность (например, разложить по коробочкам полоски бумаги разной

Для второй серии необходимо приготовить мел, нарисовать на бумаге

два круга диаметром не менее 50 см с расстоянием между ними 20 см; над

первым кругом нарисовать одного человека, над вторым – трех.

Первая серия. Испытуемых ставят в конфликтную ситуацию – они

должны сделать выбор: заняться малопривлекательным делом или поиграть с

интересными игрушками. Эксперимент проводится индивидуально, с

каждым ребенком отдельно.

Вторая серия. Участвуют те же дети, объединенные в две группы

(с учетом желания детей). Проводится соревнование на точность попадания

мячом в цель. Дается инструкция: «Каждый член команды может бросить

мяч 5 раз. Если он бросит мяч в левый круг (над которым нарисован один

человек), то очки идут в его пользу, если в правый – в пользу команды; если

мяч не попадает в цель, можно, по желанию, вычитать очки или из личных,

или из командных». Перед каждым броском экспериментатор спрашивает

ребенка, в какой круг он бросит мяч.

Подсчитывается, сколько детей в первой и второй сериях проявляли

личную мотивацию, сколько общественную. Результаты сводятся в таблицу.

Определяется, насколько эти виды мотивации устойчивы, в какой степени

общественная мотивация зависит от характера экспериментальной ситуации.

При этом учитывается, что в первой серии ребенок делает выбор

индивидуально, а во второй – в присутствии сверстников.

Если ребенок сделает выбор в пользу малопривлекательного дела или

будет бросать мяч в «командный» круг, значит, у него уже имеется

преобладание общественной направленности мотивации. В противном случае

следует говорить о преобладании личной направленности мотивации.

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Самореализация детей,

Методика анализа индивидуальных потребностей детей 5-11 классов, находящихся в трудной жизненной ситуации: характеристика подходов к оценке индивидуальных потребностей личности

В современной психологии существуют различные методики диагностики и анализа индивидуальных потребностей человека. Основоположником исследования мотивационно-потребностной сферы личности во всем мире признан А. Маслоу. Согласно его теории, потребности служат пусковым механизмом для развития личности. Уровневая модель потребностей Маслоу, от физиологических потребностей, потребности в безопасности и социальной потребности до потребности в самоутверждении и самоактуализации, позволяет формировать целостное представление о дефицитарных зонах, а также об их избыточности в части базовых потребностей, что может блокировать процесс развития и саморазвития человека. Так, согласно теории Маслоу, основными блокаторами развития являются неблагоприятные социальные условия, незнание собственного потенциала и способностей, гипертрофированная потребность в безопасности (на уровне высокой степени тревожности). Эти три группы факторов тормозят естественное стремление человека к развитию и самосовершенствованию.

Читайте также:  Способы борьбы с забастовками

Методика анализа

В целом, исследование потребностной сферы личности позволяет оценить степень удовлетворенности человека условиями его персонального развития и состояния его ресурсов, необходимых для саморазвития и самореализации, в том числе в профессиональной деятельности.

В настоящее время среди наиболее распространенных методик изучения индивидуальных потребностей человека используются «Список личностных предпочтений» А. Эдвардса (EPPS) – опросник из 225 пар сравнений, образующих 15 шкал на основе классификации основных социогенных потребностей Г. Мюррея[1], «Форма по изучению личности» (немецкая версия) Д. Джексона (PRF)[2], методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей по А. Маслоу[3].

В отечественной психологии представлена развернутая диагностическая модель потребностей Л. М. Фридмана, И. Ю. Кулагиной[4], опирающаяся на две переменные: виды потребностей, иерархизированные по А. Маслоу, и виды деятельности согласно теоретическим основаниям С.Л. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева. Согласно данного подхода потребности сгруппированы по принципу «от базовых к высшим через психофизиологические и социальные», где на каждом уровне в рамках четырех основных видов деятельности (труд, общение, познание, рекреация как деятельность по восстановлению сил и ресурсов) формируются индивидуальные потребности:

  • Уровень «базовые потребности» представлен потребностью в безопасности, в эмоциональном контакте, ориентировочной потребностью и потребностью в двигательной активности;
  • Уровень «психофизиологические потребности» составляют гедонистическая потребность, потребность в эмоциональном насыщении, потребность в свободе, потребность в восстановлении энергии;
  • Уровень «социальные потребности» включает потребность в достижении, признании, потребность в общении, в познании и подготовленности;
  • Уровень «высшие потребности» аккумулирует потребность быть личностью, нравственно-эстетические потребности, потребность в смысле жизни, самовыражении и творчестве.

Подход Л. М. Фридмана, И. Ю. Кулагиной позволяет наиболее полно подойти к решению проблемы исследования потребностей личности.

Для диагностики подростков, по мнению А.М. Прихожан, применение одной методики может быть недостаточно. Наиболее эффективно использовать комплексные методики (батареи тестов), включающих в себя несколько диагностических методик[5]. Такой подход позволяет получить результаты по значимым критериям и детально проанализировать каждую позицию.

Однако, следует отметить, что подобные комплексные методики в отношении диагностики индивидуальных потребностей детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в настоящее время в научных исследованиях не представлены. Опыт настоящего исследования представляет авторский подход, направленный на диагностику и анализ индивидуальных потребностей детей подросткового возраста (5-11 классов), находящихся в трудной жизненной ситуации.

Настоящая методика разработана как батарея тестов для каждой возрастной группы подростков на основании учета их особенностей восприятия и переработки информации. В основе методологии настоящей разработки лежит совокупность подходов, принципов методов и приёмов, современной психодиагностики подросткового периода развития личности с учетом специфики постановки задачи: оценка индивидуальных потребностей детей 5-11 классов, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Критерии и показатели оценки

Критерии и показатели оценки индивидуальных потребностей детей 5-11 классов, находящихся в трудной жизненной ситуации

Учитывая существующие подходы к осуществлению диагностики подростков, а также опираясь на анализ психологических особенностей детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, целесообразно ориентироваться на оценку состояния дефицитарных аспектов личностного развития представителей данной целевой аудитории. Таким образом, при работе с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации, в процессе изучения их индивидуальных потребностей наиболее значимыми критериями оценки являются:

  • эмоциональное состояние;
  • ресурсы личности, в том числе смысложизненные ориентации;
  • удовлетворение основных потребностей;
  • индивидуальные интересы и способности;
  • склонность к саморазвитию и профессиональные предпочтения.

Критерий «эмоциональное состояние» – ориентирован на оценку определенных актуальных, доминирующих и желаемых переживаний. Согласно теории эмоциональной направленности Б.И. Додонова, эмоциональное состояние человека тесно связано с его потребностями и является одним из наиболее значимых факторов развития личности. В процессе диагностики эмоционального состояния подростков необходимо учитывать преобладание возбуждения над торможением, связанного с нервной активацией, что необходимо учитывать при анализе полученных результатов в процессе прохождения всей батареи тестов.

Читайте также:  Способ сохранения свежего молока

При оценке эмоционального состояния подростка, относящегося к категории «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», значимыми показателями выраженности критерия «эмоциональное состояние» могут быть:

  • актуальное состояние на момент обследования (эмоциональное состояние «здесь и теперь»);
  • преобладающее эмоциональное состояние (постоянно или наиболее часто присутствующее);
  • ожидаемое (желаемое) эмоциональное состояние.

Такой выбор позволяет оценить степень гармоничности эмоционального состояния подростка на момент обследования: «гармоничное состояние» – все три показателя отражают одно эмоциональное состояние; «разбалансированное состояние» – совпадают два из трех показателей; «эмоциональный стресс» – не совпадают все три показателя.

Критерий «ресурсы личности» – направлен на оценку ряда личностных ресурсов, позволяющих подростку справляться в различных жизненных ситуациях. Среди наиболее значимых показателей в оценке данного критерия могут выступать:

  • «Самооценка» – показатель, фиксирующий отношение обследуемого к самому себе и своей роли в реальной жизни;
  • «Стратегия поведения при столкновении с проблемой» – показатель, демонстрирующий доминирующий характер реагирования на проблему на стадии ее разрешения (оценивается выбор копинг-стратегии поведения: поиск социальной поддержки, избегание, активное включение в решение проблемы);
  • «Смысложизненные ориентации» – показатель, отражающий систему ценностных ориентаций подростка, обеспечивающий потребностно-мотивационные предпочтения.

Критерий «удовлетворение основных потребностей» – направлен на оценку преобладающих потребностей как дефицитарных факторов, оказывающих влияние на особенности развития подростка. С точки зрения Е.В. Емельяновой, к таковым могут относиться «потребность во внимании и принятии без оценок и осуждения, в теплоте, заботе», «потребность в конкретных правилах и границах, помогающих избегать рискового поведения», «потребность в активном развитии и обучении через приобретение жизненного опыта», «потребность в интересных событиях», «потребность в удовольствии», «потребность в признании и уважении», «потребность в общении и признании сверстниками», «потребность смело отстаивать свое мнение», «потребность в самореализации и самовыражении», «потребность в умении ставить и достигать цели».

В качестве показателей оценки данного критерия выделяются три показателя: в полной мере удовлетворенные потребности, дефицитарные потребности и общее состояние потребностной сферы подростка по всем группам потребностей (степень удовлетворенности — «высокая», «средняя», «низкая»).

Критерий «индивидуальные интересы и способности» – позволяет определить субъективную ориентацию личности на определенную сферу деятельности, где способности можно рассматривать как синтез свойств человеческой личности, отвечающих требованиям конкретной деятельности и обеспечивающих высокие достижения в ней (К.К. Платонов). Способности относятся к категории возможностей достижения успеха в той или иной сфере деятельности и позволяют говорить о возможной динамике формирования определенных компетенций. В условиях скрининговой диагностики данный критерий может оцениваться посредством двух показателей: «выраженность интереса к определенной деятельности» и «наиболее общая сформированность профессионального интереса» (степень сформированности — «высокая», «средняя», «низкая»).

Критерий «профессиональные предпочтения и склонность к саморазвитию» – позволяет оценить динамичность и направленность личности в части профессионального выбора. Оценка данного критерия относится к профориентационной диагностике и свидетельствует о сформированности представлений подростка о своем будущем в профессии, а также его готовности совершенствования в ней. Согласно позиции Е.А. Климова, оценка данного критерия отвечает задаче изучения потребности в решении проблемы самоопределения и профессионального самосознания. Показателями оценки данного критерия могут выступать «уровень склонности к саморазвитию» и «сфера профессиональных предпочтений».

Представленные пять критериев направлены на оценку состояния участников обследования на комплексной основе и позволяют педагогам быть убедительными в разработке персональных образовательных траекторий в сфере дополнительного образования, обеспечивающих социальную самореализацию и профессиональное самоопределение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В качестве дополнительного критерия оценки, отражающего уровень достижения метапредметных и личностных компетенций, может выступать сформированность коммуникативных навыков, в том числе оценка стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Оценка по данному критерию позволит дополнить представление и полученные результаты по критерию «ресурсы личности» и позволит свидетельствовать о сформированности коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действиях.

Система критериев и показателей оценки индивидуальных потребностей детей 5-11 классов, находящихся в трудной жизненной ситуации

Источник

Оцените статью
Разные способы