- Методики диагностики учебной мотивации школьников статья на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Диагностический комплекс методик для определения школьной мотивации подростков
- 1 . Анкета для изучения мотивации
- 2. Диагностика уровня школьной мотивации (по Н.Г. Лускановой)
- 3. Изучение мотивационной сферы учащихся (по М.В. Матюхиной)
- Назначение теста
- Методика М.В.Матюхиной позволяет выявить ведущие, доминирующие мотивы в мотивационной сфере учащихся. Все мотивы, обозначенные в данной методике, можно разделить на:
- ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
Методики диагностики учебной мотивации школьников
статья на тему
В данной статье можно найти анкеты для диагностики учебной мотивации школьников и ключи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_p1.3.2_metodiki_diagnostiki_motivatsii.docx | 27.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика диагностики направленности мотивации изучения предмета
Цель — выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.
Общая характеристика методики: методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться в работе со всеми категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с 9-10-летнего возраста.
Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения:
Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов.
Благодарим за участие в опросе!
Вопросы для опроса:
- Изучение данного предмета даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.
- Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.
- В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.
- Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель).
- Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня еще более увлекательным.
- При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.
- Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.
- Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.
- На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».
- Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя (преподавателя).
- Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).
- Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.
- По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.
- Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.
- Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.
- Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.
- Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.
- Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.
- Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.
- Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).
Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы («верно»; «пожалуй, верно»), а «Нет» — отрицательные («пожалуй, неверно»; «неверно»).
«Да» — 1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19
«Нет» — 3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.
Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается следующим образом:
0—10 баллов — внешняя мотивация;
11—20 баллов — внутренняя мотивация.
Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы следующие нормативные границы:
0—5 баллов — низкий уровень внутренней мотивации;
6—14 баллов — средний уровень внутренней мотивации;
15—20 баллов — высокий уровень внутренней мотивации.
Опросник «Учебная мотивация школьников» (для обучающихся 7-11 лет)
(модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой)
Цель: выявить уровень мотивации и определить особенности отношения детей к школе, учебному процессу на основе эмоционального реагирования на школьную ситуацию.
Вопросы зачитываются ответственным за опрос вслух, предлагаются варианты ответов, а школьники должны записать те ответы, которые им подходят, или указать буквенное обозначение ответа.
Инструкция: «Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и запишите буквенное обозначение этого варианта рядом с номером соответствующего вопроса».
Вопросы для опроса:
- Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
а) чаще хочется остаться дома
б) бывает по-разному
в) иду с радостью
- Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
б) остался бы дома
в) пошел бы в школу
- Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
б) бывает по-разному
- Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- Ты часто рассказываешь о школе родителям?
в) не рассказываю
- Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
а) точно не знаю
- У тебя в классе много друзей?
- Тебе нравятся твои одноклассники?
В протоколе отмечается количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.
Источник
Диагностический комплекс методик для определения школьной мотивации подростков
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МЕТОДИК
ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ
ГБУСОН РО «СРЦ г. Ростова-на-Дону»
Формирование учебной мотивации у учащихся можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, то важность названного критерия становится очевидной. Учебная деятельность имеет для разных школьников различный смысл. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении педагогом мер педагогического воздействия.
Учебная мотивация у различных возрастных групп школьников проявляется по-разному. Чтобы понять специфику мотивов у школьников разных возрастов, необходимо соотнести их с особенностями каждого возраста в целом.
Принято выделять три периода:
— Младший школьный возраст (7-10 лет, учащиеся начальных классов),
— Средний школьный возраст, или подростковый (10-15 лет, учащиеся 5-9 классов),
— Старший школьный возраст, или возраст ранней юности (15-17 лет, учащиеся 10-11 классов).
Методик, диагностирующих школьную мотивацию, крайне мало, и практически все они предназначены для учащихся начальной школы. Однако вопрос мотивации при переходе в среднее и старшее звено не теряет своей актуальности. Даже наоборот, учитывая возрастное снижение учебной мотивации в подростковом возрасте, крайне важным становится определить, а что же все-таки способно мотивировать учащихся, как могут воздействовать на них учителя и как строить программу обучения, чтобы преодолеть традиционное снижение успеваемости в 6–8-х классах.
Здесь собраны методики диагностики основных составляющих мотивации к обучению подростков: уровня школьной мотивации, типа, структуры, доминирующей мотивации, ее направленности.
1 . Анкета для изучения мотивации
Инструкция . Почему ты вообще учишься? Поставь самый важный для тебя мотив на первое место, менее важный – на второе, и так проранжируй все предложенные высказывания. Можешь дописать свой, какой ты хочешь, и присвоить ему определенный ранг. Ранги не должны повторяться (т.е. не должно быть два одинаковых места).
____ Это мой долг.
____ Хочу быть грамотным.
____ Хочу быть полезным гражданином.
____ Не хочу подводить свой класс.
____ Хочу быть умным и эрудированным.
____ Хочу добиться полных и глубоких знаний.
____ Хочу научиться самостоятельно работать.
____ Все учатся, и я тоже учусь.
____ Родители заставляют.
____ Нравится получать хорошие оценки.
____ Чтобы похвалил учитель.
____ Чтобы товарищи со мной дружили.
____ Для расширения умственного кругозора.
____ Классный руководитель заставляет.
____ Хочу учиться.
____ Что-то другое ________________________________________
2. Диагностика уровня школьной мотивации (по Н.Г. Лускановой)
Способ оценки уровня школьной мотивации учащихся утвержден техническим советом ВНИИ гигиены детей и подростков в качестве рационализаторского предложения (Н.Г.Лусканова, рацпредложение № 138 от 07.06.1985 г.).
Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:
Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны написать те ответы, которые им подходят.
Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы.
Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы, но такой способ затруднен в первом классе, так как дети еще плохо читают.
Анкета допускает повторные вопросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня мотивации может служить критерием школьной дезадаптация ребенка, а ее повышение – положительной динамики в обучении и развитии.
Тебе нравится в школе?
Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
чаще хочется остаться дома
Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
остался бы дома
пошел бы в школу
Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
Ты часто рассказываешь о школе родителям?
Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
У тебя в классе много друзей?
Тебе нравятся твои одноклассники?
Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.
оценка за 1-й ответ
оценка за 2-й ответ
оценка за 3-й ответ
Первый уровень . 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
Второй уровень . 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью . В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень . 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем . Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени , и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Четвертый уровень . 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Пятый уровень . Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка .
3. Изучение мотивационной сферы учащихся (по М.В. Матюхиной)
Шкалы: мотивы долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования, благополучия, мотивация престижа, мотивация избегания неприятностей, мотивация содержания учения, социальные мотивы учебной деятельности.
Назначение теста
Методика М.В.Матюхиной позволяет выявить ведущие, доминирующие мотивы в мотивационной сфере учащихся. Все мотивы, обозначенные в данной методике, можно разделить на:
• широкие социальные (мотивы долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования),
•узколичностные (благополучия и престижа),
• учебно-познавательные (связанные с содержанием и процессом учения),
• мотивы избегания неприятностей.
Эта методика так же является развивающей и помогает школьникам осознать собственные мотивы в учебе.
Инструкция к тесту
Проводится три серии испытаний.
Первая серия
Испытуемым дают карточки, на каждой из которых написано одно из суждений. Предлагается разложить карточки на пять групп:
• в одну отложить все карточки с мотивами, которые имеют очень большое значение для учения,
• во вторую – просто имеют значение,
• в третью – имеют небольшое значение,
• в четвертую – имеют очень малое значение,
• в пятую – совсем не имеют значения.
Вторая серия
Из тех же карточек надо отобрать только 7 карточек, на которых написаны, по мнению испытуемого, особенно важные суждения.
Третья серия
Из тех же карточек надо отобрать только 3 карточки, на которых написаны особенно важные для испытуемого суждения.
Первая серия дает испытуемому большой простор для выбора.
Вторая серия ставит испытуемого перед необходимостью более строгого отбора, поэтому он вынужден ограничить выбор. Это заставляет его лучше осознать свои побуждения и мотивы.
Третья серия требует еще более глубокого осознания своего отношения к учению.
Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.
2. Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.
3. Понимаю свою ответственность за учение перед классом.
4. Хочу окончить школу и учиться дальше
5. Понимаю, что знания мне нужны для будущего.
6. Хочу быть культурным и развитым человеком.
7. Хочу получать хорошие отметки.
8. Хочу получать одобрение учителей и родителей.
9. Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.
10. Хочу быть лучшим учеником в классе.
11. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.
12. Хочу занять достойное место среди товарищей.
13. Хочу, чтобы товарищи по классу не осуждали меня за плохую учебу.
14. Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.
15. Не хочу получать плохие отметки.
16. Нравится узнавать на уроке о слове и числе.
17. Люблю узнавать новое.
18. Нравится, когда учитель рассказывает что-нибудь интересное.
19. Люблю решать задачи разными способами.
20. Люблю думать, рассуждать на уроке.
21. Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
Ключ к тесту
• Мотивы долга и ответственности: 1 – 3 суждения;
• Самоопределения и самосовершенствования: 4 – 6;
• Благополучия: 7 – 9;
• Мотивация престижа: 10 – 12;
• Мотивация избегания неприятностей: 13 – 15;
• Мотивация содержания учения: 19 – 20;
• Социальные мотивы, заложенные в учебной деятельности: 1 – 15.
Обработка результатов теста
При обработке результатов учитываются только случаи совпадения, когда в двух или трех сериях у испытуемого наблюдались одинаковые ответы. Например, если испытуемый в двух сериях (первой и второй, или второй и третьей, или первой и третьей) в качестве наиболее значимого мотива выбирает карточку, на которой написано: «Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности», то это рассматривается как указание на выбор, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается.
4. Методика диагностики типа школьной мотивации
Текст опросника:
Уважаемый старшеклассник! Этот опросник касается твоей учебы в школе. На каждый вопрос нужно ответить «да» или «нет» и поставить свой ответ в специальном бланке. Пожалуйста, будь предельно искренен, твои ответы помогут сделать обучение в нашей школе более эффективным:
1) мне кажется, лидером в классе достоин стать только ученик, который имеет хорошие результаты в учебе
2) родители всегда поощряют меня за хорошие отметки в школе
3) я очень люблю узнавать что-то новое
4) мне нравится брать сложные задания, преодолевать трудности в их выполнении
5) я хочу, чтоб одноклассники считали меня хорошим учеником
6) я стремлюсь к тому, чтоб учитель похвалил меня, если я правильно выполнил задание
7) я всегда рассказываю об успехах в учебе своим родителям
8) меня пугает возможность остаться на второй год или быть отчисленным из школы за плохую успеваемость
9) я часто скрываю свои плохие отметки от родителей, чтобы избежать наказания
10) я учусь, прежде всего, потому, что знания пригодятся мне в будущем найти хорошую работу
11) школа для меня, прежде всего,- место общения с друзьями
12) мне нравится участвовать в различных школьных мероприятиях, и было бы здорово не тратить в школе столько времени на уроки
13) учеба для меня сейчас– одна из основных сфер, в которой я могу проявить себя
14) ребята в нашем классе не будут достаточно хорошо относиться к человеку, если он плохо учится, несмотря на другие его заслуги
15) мое образование часто становится темой разговоров в нашей семье
16) мне нравится проводить самостоятельные исследования, делать какие-то открытия
17) мне важно доказать самому себе, что я способен хорошо учиться
18) когда я получаю хорошую отметку, я стремлюсь, чтобы об этом знали мои одноклассники
19) я расстраиваюсь, когда получаю тетрадь и вижу, что учитель никак не отметил мою работу
20) я начинаю стараться на уроках, если знаю, что родители как-то поощрят мои старания
21) я начинаю учиться старательнее, если знаю, что мою успеваемость будут разбирать на педсовете, на школьной линейке
22) я прилагаю больше усилий к учебе, если знаю, что дома буду наказан за плохую успеваемость
23) мне важно вырасти культурным образованным человеком
24) мне нравятся те уроки, где есть возможность работать в группе, обсуждать с одноклассниками учебный материал
25) можно сказать, что в школе я больше заинтересован играми и другими интересными делами, чем уроками
26) я люблю участвовать в различных олимпиадах и викторинах в школе, потому что для меня это способ заявить о себе.
27) ребята в нашем классе всегда интересуются результатами контрольных работ друг друга
28) для моих родителей очень важно, чтобы я был успешен в учебе
29) мне нравится придумывать новые способы решения задач
30) мне хотелось бы быть лучшим учеником в классе
31) я хочу выглядеть в хорошем свете перед одноклассниками, поэтому стараюсь хорошо учиться.
32) мне нравится, когда учителя в конце урока перечисляют учеников, чья работа на уроке была самой лучшей
33) мне очень важно, чтоб родители считали меня способным учеником
34) я расстраиваюсь из-за плохих отметок, потому что понимаю, что это значит, что учителя теперь считают меня неспособным учеником
35) я очень переживаю, если родители называют меня неспособным, неуспешным учеником
36) я уже сейчас задумываюсь о том, в какой ВУЗ я буду поступать, и какие знания мне для этого понадобятся
37) я всегда очень радуюсь, когда отменяют урок и можно пообщаться с одноклассниками
38) я бы хотел, чтобы в школе остались одни перемены
39) я люблю высказывать на уроке свою точку зрения и отстаивать ее
Источник