Способы действия союза спасения
Первое тайное общество будущих декабристов — «Союз спасения» — возникло в Петербурге в 1816 г. Почему члены тайной организации приняли для него такое своеобразное название? Кого надо было спасать? Вероятнее всего предположить, что Комитет общественного спасения в годы Великой Французской революции конца XVIII в. подал им эту идею. Молодые дворянские конспиратор считали, что надо спасать Россию — она стояла на краю гибели. Крепостное право в России — вот основное зло, подлежащее уничтожению. «Союз спасения» первое время ставил перед собой одну цель — добиться освобождения крестьян от крепостной зависимости. Но скоро к ней присоединилась и другая, тесно связанная с первой,— уничтожить самодержавие, главную силу, защищавшую крепостное право.
Члены тайного общества выработали программу и устав — и то, и другое вместе носило название «статута». Текст его до нас не дошел. Однако о статуте «Союза спасения» имеется много показаний на следствии. На их основе можно довольно точно восстановить его содержание. В этом документе организация носила еще одно название: «Общество истинных и верных сынов Отечества». Еще А. Н. Радищев, предшественник декабристов, в своей «Беседе о том, что есть сын отечества», употреблял для патриотов-революционеров название «истинных сынов отечества». Может быть, во втором наименовании своей тайной организации декабристы вспомнили и применили радищевские слова.
Шестеро молодых офицеров были инициаторами первого тайного политического революционного общества в России. Во главе их стоял 24-летний полковник гвардейского Генерального штаба Александр Николаевич Муравьев. Участник славных битв 1812 г. и заграничных походов, он привлек к организации общества своего фронтового друга и сослуживца — князя Сергея Петровича Трубецкого, 27-летнего офицера, человека широких взглядов и разностороннего образования. Трубецкой слушал лекции в Московском университете и сначала, по собственному свидетельству на следствии, «более прилежал к математике», но после Отечественной войны старался «усовершенствоваться в познании истории, законодательства и вообще политического состояния европейских государств». Он занимался также естественными науками, «особенно химией», слушал специальные курсы лекций по политической экономии и российской статистике.
Третий основатель общества — Никита Муравьев, подпоручик гвардейского Генерального штаба, друг Александра Муравьева и Сергея Трубецкого еще по боевым делам 1812 г. Он вырос в богатой, культурной дворянской семье, также был студентом Московского университета, получил тщательное домашнее образование, глубоко интересовался историей и литературой, владел пятью иностранными языками, не считая двух древних — греческого и латинского. Охваченный патриотическим порывом, Никита Муравьев в 1812 г. тайно бежал из дома на фронт вопреки воле матери и добился поступления на военную службу. Как и Трубецкой, он принял участие в загранпчных. походах, побывал в Париже, познакомился с зарубежными общественными деятелями и вернулся на родину полный преобразовательных стремлений. «Беспокойный Никита»,— сказал о нем А. С. Пушкин в незаконченной X главе «Евгения Онегина». В шестерку основателей входили молодые офицеры братья Му-равьевы-Апостолы: старший Матвей и младший Сергей — дети русского посланника в Испании, воспитанные в Париже. Мать скрывала от сыновей, что в России существует крепостное право, и оба подростка были потрясены, узнав о нем по приезде в Россию. Оба — участники войны 1812 г. и заграничных походов. Шестерку инициаторов замыкает Иван Дмитриевич Якушкин, родом из разорившихся смоленских дворян, также воспитанник Московского университета и затем — участник войны 1812 г. и заграничных походов.
Статут «Союза спасения»
Статут «Союза спасения» требовал борьбы за конституционную монархию — царское правительство надо было «принудить» дать стране конституцию. Удобнее всего это сделать при смене императоров на престоле. Члены общества поклялись не присягать новому императору, пока он не подпишет предложенную ему конституцию. Статут обязывал их «елико возможно умножать число членов общества» и добиваться, чтобы его члены поскорее заняли ответственные места в государстве как по военной, так и по гражданской службе. Это должно было обеспечить быстроту и безболезненность предстоящего государственного переворота — ведь на всех важнейших местах будут находиться свои люди. В представлении декабристов все, что они предпринимали, делалось для блага народа. Но включение самого народа в борьбу в качестве активного участника казалось дворянам-революционерам крайне опасным. Их пугали «ужасы народной революции». Боязнь народа была характерной чертой декабристов.
Таким образом, первая декабристская организация — «Союз спасения» или «Общество истинных и верных сынов Отечества» — имела свои программу и устав (статут), вербовала новых членов, оживленно обсуждала способы предстоящего революционного преобразования России. Всего в ней насчитывалось к концу ее существования не менее 30 участников. В числе особо выдающихся деятелей этой организации надо назвать 23-летне-го поручика Кавалергардского полка Павла Ивановича Пестеля, будущего автора наиболее яркого и радикального конституционного проекта декабристов — «Русской Правды». Вошел в «Союз спасения» и смелый Михаил Лунин, несгибаемый борец против самодержания.
Почти все участники «Союза спасения» были молодыми офи-церами-дворянами, прошедшими через славные битвы двенадцатого года гг заграничные походы, много размышлявшие над судьбой родины, угнетенной крепостничеством и самодержавием. Требование уничтожить крепостное состояние и царское самодержавие было написано на их знамени.
Но как это сделать? Вот тут-то и не было ясности. 30 офицеров, хотя бы самых пылких и образованных, были бессильны осуществить задуманное. Надо было углубить и уяснить программу, найти правильные «способы действия». Перерабатывается программа, меняются организационные формы общества, в нем идет внутренняя борьба, оно часто преобразовывается.
В 1818 г. «Союз спасения» отверг старый статут, принял новую программу, выработал новые организационные формы. Возникла вторая крупная декабристская организация — «Союз благоденствия».
Источник
Движение декабристов: Союз спасения и Союз благоденствия
В начале 19 века в России стали возникать тайные общества и оппозиционные движения, несогласные с существующей властью. Участники этих обществ впоследствии получили названия декабристы ( по месяцу восстания — декабрь 1825 года)
Одними из таких обществ были Союз спасения и Союз благоденствия.
Союз спасения: цели и характер организации
Союз спасения – первое общество декабристов, которое возникло в Петербурге в феврале 1816 года.
Инициатором создания данного общества был А.Н. Муравьев. В Союз спасения вошли молодые офицеры С. П. Трубецкой, два брата М. И. и С. И. Муравьевы-Апостолы, И. Д. Якушкин и другие.
Когда в Союз спасения вступил П.И. Пестель, он составил устав общества, и с тех пор оно стало называться «Общество истинных и верных сынов Отечества».
Отбор в общество осуществлялся очень строго, принимались только офицеры Генерального штаба или гвардейских полков. Изначально это была группа, малочисленная по своему составу, она насчитывала около 12 человек, затем количество человек увеличилось до 30.
Союз спасения преследовал две цели:
- Введение Конституции;
- Отмена крепостного права.
Однако средства достижения этих целей были не ясными, не было четкой политической программы. Так же было договорено не присягать новому царю, если он откажется от провозглашения конституционной монархии.
Члены общества надеялись, что царь сам сможет подарить Конституцию, в таком случае они решили его поддержать.
В августе 1817 г. царь со своей гвардией осуществил поездку в Москву в честь пятилетия победы в войне 1812 года. В гвардию входили все члены декабристской организации. Их штабом была квартира А.Н. Муравьева.
В этот период произошли события, которые вызвали возмущения у декабристов:
- Кровавая расправа над крестьянами в Новгородской губернии за то, что они сопротивлялись переводу их в разряд военных поселян;
- По известиям Трубецкого, Александр намеревался присоединить к Польше некоторые русские губернии, тем самым восстановить ее независимость.
Из-за этих событий у декабристов возник план убить царя. На это вызвался И.Д. Якушкин. По его плану он должен быть пройти с двумя пистолетами в Кремль и во время выхода царя из Успенского собора выстрелить в него, а из второго пистолета – выстрелить в себя, что должно было придать акту цареубийства характер дворянской дуэли.
Среди декабристов были противники цареубийства, из-за чего начались продолжительные споры, что привело к расхождениям взглядов внутри общества. Это привело к ликвидации Союза спасения и созданию более широкой организации – Союза благоденствия.
Союз благоденствия: устав и цели общества
Союз благоденствия — тайная революционная организация декабристов, действовавшая в 1818-1821 годах.
Данное общество просуществовало три года и сделало огромный шаг в разработке программных положений декабризма.
Можно выделить следующие отличия Союза благоденствия от Союза спасения:
- Союз благоденствия имел более многочисленный состав (до 200 человек);
- У Союза благоденствия был детально разработанный устав, который назывался «Зеленой книгой».
Устав имел две части. Первая часть была взята составителями из устава тайного прусского общества — Союза добродетели (1808 г.), которое было создано для патриотического воспитания народа.
Первая часть обозначала следующие цели общества:
- распространение просвещения;
- занятие гражданских должностей членами тайного общества.
Первая часть была знакома всем членам общества, а вот вторая часть обозначала «тайную цель общества» и была доступна не для всех. Так, целью Союза благоденствия, согласно второй части, были следующие мероприятия:
- введение Конституции;
- утверждение законного и свободного правления;
- уничтожение рабства и отмена крепостного права;
- введение гласности в судопроизводстве;
- утверждение равенства всех граждан перед законом;
- уничтожение военных поселений и рекрутчины.
Данная часть «Зеленой книги» не сохранилась, о ней знают лишь из показаний самих декабристов.
Важно отметить, что Союз благоденствия в первую очередь ставил целью формирование общественного мнения, используя взгляды французских просветителей XVIII века, которые были распространены в европейском освободительном движении конца XVIII — начала XIX вв. Важно значение общественному мнению придавал М.М. Сперанский, обозначая это в проектах государственного преобразования.
Декабристы считали, что политический переворот может возникнуть тогда, когда будут созданы необходимые условия с помощью общественного мнения. На создание этих условий, по их мнению, следует отвести около 20 лет. Именно поэтому они создавали различные просветительские и литературные общества, которые носили как легальный, так и нелегальный характер. Такие общества, по утверждениям декабристов, способствовали распространению общественного мнения в стране.
Союз благоденствия выступал в защиту развития науки, выпускал различные журналы и альманахи, участвовал в защите несправедливо осужденных, выкупал талантливых крепостных самоучек, создавал школы в армейских частях, оказывал помощь голодающим крестьянам. Многие члены общества вели открытую борьбу против крепостного права и прямую антиправительственную пропаганду в армии.
По воспоминаниям И.Д. Якушина « мы обсуждали главные язвы отечества: закоснелость народа, крепостное состояние, жестокое обращение с солдатами, для которых служба в течение 25 лет была каторгой, повсеместное лихоимство, грабительство и, наконец, явное неуважение к человеку вообще».
У членов Союза благоденствия были различные взгляды на политические преобразования в стране. Одни декабристы придерживались либеральных взглядов, другие — оппозиционных, треть – радикальных. Лидирующее положение занимали те, кто придерживался радикальных взглядов, их было больше всего и они требовали «решительных мер» вплоть до введения республики. На собраниях общества зачастую происходили споры, сталкивались противоположные мнения из-за разнородного состава членов Союза благоденствия. В 1820-1822 году начался переломный момент декабрьского движения.
В январе 1820 г. в Петербурге, на квартире Ф. Н. Глинки, было проведено собрание из 14 членов Коренной управы — руководящего состава Союза. На собрании Пестель предложил республиканскую форму правления в результате проведения революционного переворота. После обсуждения, споров по данному вопросу, все члены общества высказались за республику. Н. Муравьеву и Пестелю было предложено разработать документы тайного общества.
В 1820 г. кризис между радикальными и умеренно настроенными членами общества обострился, необходимо было искать новые пути борьбы. Так, в январе 1821 года в Москве собрался съезд «управы» Союза благоденствия. На съезде было принято решение о формальном самороспуске тайной организации для того, чтобы «избавиться» от ненадежных членов общества и уйти от подозрения правительства.
Источник
Союз спасения
Союз спасения («Общество истинных и верных сынов Отечества») — тайное политическое общество, первая декабристская организация, возникшая в Российской империи 9 февраля 1816 года на базе двух преддекабристских организаций — «Священной артели» и «Семёновской артели». Учредителями и организаторами общества были гвардейские офицеры А. Н. Муравьёв, М. Муравьёв-Апостол и С. Муравьёв-Апостол, князь Сергей Трубецкой. Помимо членов Семёновской и Священной артелей, в состав общества вошли также Н. М. Муравьёв, Павел Пестель, майор М. С. Лунин, полковник Ф. Н. Глинка.
Содержание
История создания
С 1814 года началось создание первых тайных организаций, получивших название преддекабристских. Всего насчитывалось 4 организации: «Орден русских рыцарей» (граф М. А. Дмитриев-Мамонов, генерал М. Ф. Орлов), «Священная артель» (Н. Н. Муравьёв и А. Н. Муравьёв), Семёновская артель (С. П. Трубецкой, С. И. Муравьёв-Апостол, И. Д. Якушкин, всего около 15—20 человек), а также кружок В. Ф. Раевского. По приказу Александра I в 1815 году Семёновская артель, самая многочисленная из всех преддекабристских организаций, была запрещена. Все эти организации существовали на легальном или полулегальном положении.
9 февраля 1816 года члены Священной и Семёновской артелей объединились в первую декабристскую организацию, получившую название «Союз спасения». Учредителями и организаторами общества были гвардейские офицеры А. Н. Муравьёв, М. Муравьёв-Апостол и С. Муравьёв-Апостол, князь Сергей Трубецкой. Помимо членов Семёновской и Священной артелей, в состав общества вошли также Н. М. Муравьёв, Павел Пестель, майор М. С. Лунин, полковник Ф. Н. Глинка.
Программа
В 1817 году Общество приняло устав («Статут»), составленный Павлом Пестелем. Согласно уставу, Союз спасения был переименован в «Общество истинных и верных сынов Отечества». Целями общества были провозглашены уничтожение крепостного права и замена самодержавия на конституционную монархию. Большинство предполагало добиваться этих целей мирным путём, посредством давления на общественное мнение. Сами члены общества обязывались вести себя и поступать во всех отношениях так, чтобы не заслужить ни малейшей укоризны. Члены общества стремились к обличению социального зла и пороков, в частности, невежества народа, казнокрадства, взяточничества чиновников, жестокого обращения с солдатами, неуважения к человеческому достоинству, несоблюдения прав личности. Меньшая часть общества предполагала действовать более решительными мерами. Декабрист М. С. Лунин первым предложил план по убийству царя. Это предложение отвергал Пестель, предлагавший устройство тайного общества, разработки конституции и более четкой организации. Разногласия в путях осуществления своей программы привели в конечном итоге к кризису и роспуску организации.
Организация
Во главе «Союза спасения» стоял Верховный собор из «бояр» (учредителей). Остальные участники делились на «мужей» и «братьев», которых предполагалось сгруппировать по «округам» и «управам». Однако этому помешала малочисленность общества, насчитывавшего не более тридцати членов. Была принята глубокая конспирация, беспрекословное подчинение нижестоящих членов вышестоящим. Принятие новых членов и переход членов из одной ступени в другую осуществлялся при согласии «бояр».
История
Разногласия по поводу путей осуществления своих целей привели к ожесточённым спорам внутри общества. В сентябре 1817 года состоялось совещание членов Общества (т. н. «Московский заговор»). Предметом обсуждения было предложение И. Д. Якушкина осуществить цареубийство во время пребывания императорского двора в Москве. Большинство членов общества отвергло это предложение. В итоге ввиду «скудости средств у достижению цели» цареубийство было запрещено. Передовые члены решили в конце концов распустить организацию, создав на её основе новую, более организованную, широкую и сплочённую. В качестве переходной организации было создано «Военное общество» в октябре 1817 года, в котором состояли большая часть членов Союза спасения. «Военное общество» было распущено в январе 1818 года, на его базе был сформирован Союз благоденствия.
Источник