- Способы общения
- Понятие способов общения
- Правила организации общения
- Готовые работы на аналогичную тему
- Классификация способов общения
- Общение в Интернет- пространстве
- Методы воздействия на собеседника для достижения своих целей
- Метод подражания
- Методы влияния при общении
- Влияние общения на поведение людей сообщение. Какая польза общения
- Общение в младшем школьном возрасте
- Выбрасывание низкого мяча
- Заражение это в психологии. Заражение
- Влияние общения на поведение людей. Психология общения: 6 правил влияния на людей.
- Влияние индивидуальных особенностей человека на общение. Влияние личностных качеств на общение.
- Влияние общения на поведение людей в психологии. Понятие влияния
- Убеждение в психологии. Анализ определений понятия убеждения в психологии
- Влияние общения на человека. Принуждение, наказание, критика
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ. ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЩЕНИЯ
- Эмоциональное заражение в психологии. Эмоциональное заражение
Способы общения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие способов общения
Существует два основных варианта организации общения: вербальная и невербальная коммуникация. Также, современное общество развило еще один вариант общения – взаимодействие в Интернет пространстве.
Вербальная коммуникация – это процесс установления контактов между людьми на основе применения речевых навыков, слов и символов языка. Невербальная коммуникации – это процесс организации коммуникативного взаимодействия, исключающий использование речи, т. е. общение в этом случаепроисходит за счет мимических жестов, системы знаков.
Правила организации общения
Коммуникативное взаимодействие людей играет важное значение в организации успешной жизнедеятельности любого человека. Чтобы оно имело успех, приносило должный эффект требуется его грамотное построение. Общение должно приносить положительные эмоции, быть комфортным всем его участникам.
Действенность общения достигается путем соблюдения следующих правил его организации:
- При общение, отношение его субъектов должно быть таким, чтобы они могли чувствовать свою интеллектуальную значимость, притягательность, очарование и заинтересованность в построение коммуникативных связей с ними;
- Беседа должна проходить в акцентировании внимания на партнере. Недопустимо отвлекаться на что-то постороннее. Это может развить чувство ненужности, неважности у партнера по общению. Значимым средством общения является мимика и изменение интонации;
- Перед ответом на вопрос собеседника необходимо выдержать несколько секундную паузу;
- Выражать реальные, искренние чувства во время общения. улыбка обязательно должна быть настоящей, иначе такое общение моментально приведет к потере расположения партнера;
- Общение должно опираться на уверенность в себе его участников. Какой человек захочет общаться с замкнутым и неуверенным в себе человеком?;
- Обеспечить собеседнику чувство непринужденности при общении. Это возможно при не акцентировании внимания на оговорках, неверных словах, речевых конструкциях, фразах;
- Речь должна быть придержана определенного ритма и темпа, монологов должно быть оптимальное количество.
Готовые работы на аналогичную тему
Классификация способов общения
На рисунке 1 приведена классификация средств общения. Кратко охарактеризуем каждое из них.
Вербальная коммуникация. Такой способ общения основан на применении речи и ее структур. Общение реализуется на практике посредством применения систем знаков. Эту систему составляет язык, характеризующий способности человека выражать свои мысли и чувства, эмоции и желания. Язык находит свое практическое воплощение в речи. Она имеет два значения:
- Специфическая деятельность каждого индивида, реализуемая посредством устного или письменного применения системы знаков и символов;
- Речь – это итоги деятельности в контексте условий и целевого назначения общения.
Речь и язык являются, хоть и на первый взгляд очень похожими, но они имеют различное значение. Вот основные отличия между языком и речью:
- Речь обладает исключительностью и своеобразием. Ее можно реализовать в пространственно-временном континууме;
- Речь является более активным и динамичным процессом;
- Речь относится к слабо регламентируемым процесса и определяется контекстом конкретной ситуации.
Невербальная коммуникация. Такое общение реализуется посредством знаковой системы, которая в данном случае представляется мимическими жестами. Невербальное общение представлено разнообразными типами. К ним относятся следующие:
- Кинесические: выразительные движения тела (жесты, мимика и пантомимика, поза, походка), визуальный контакт (направление, длина паузы, частота контакта);
- Просодические и экстралингвистические. Голос и речь: интонация, громкость, тембр, темп речи, ритм, дикция, модуляция, высота, тональность, паузы, вздох, смех, плач, кашель, зевание и др.;
- Такесические. Динамические прикосновения: рукопожатие, поцелуй, похлопывание и др.;
- Проксемические: пространственная структура общения (ориентация и угол общения партнеров, дистанция); время (опоздания, ранний приход, соотношение времени и статуса, культура времени).
Рисунок 1. Средства общения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Общение в Интернет- пространстве
Формирование информационного общества и развитие научно-технического прогресса привели к оформлению новых средств общения. Оно связано со взаимодействием посредством применения разнообразных электронных аппаратов или в Интернет-пространстве.
Такое общение имеет свои особенности, поскольку оно, в некоторых случаях, исключает наличие визуального контакта с собеседником, а иногда и устную речь, если происходит переписка в чате. Это приводит к недополучению какой-то части информации, которую возможно было бы получить при взгляде на собеседника, его мимике, жестов или из его речи, ведь она была более расширенной и подробной, нежели сообщение в чате.
При общении в интернет-пространстве все пользователи имеют возможность сохранять свою анонимность. Если, вы не знаете человека в реальной жизни, то те факты, которые он сообщает о себе в интернете не всегда могут быть правдивыми. Собеседник может оказаться выдуманным персонажем, если захочет таким предстать. Виртуальное общение иногда очень интересно именно этим, а иногда и опасно. Все зависит от собеседника, который попался вам. Анонимность в виртуальном общении подкрепляется применением псевдонимов пользователями, которые носят название «ники».
Если вы общаетесь путем использования электронных средств и информационных ресурсов, то необходимо соблюдать некоторые правила организации продуктивности такого общения. Они состоят в выполнении простых действий:
- Обязательное редактирование написанного;
- Соблюдение правил грамматики, пунктуации и синтаксического построения речи;
- В письмах должны быть сформулированы те же положения, что и были присланы вам пользователем, поскольку он не может помнить каждое свое послание и его суть;
- Если пользователь применяет нестандартные формулировки и выражения, то с ними необходимо ознакомиться и повторить в ответном послании, возможно перефразировав их;
- Чтобы сообщение было воспринято пользователем как нужно т.е. он прочувствовал его эмоциональный настрой, необходимо учесть тот факт, что невербальные жесты тут неприменимы. Поэтому, сообщение должно содержать выразительные обороты, прилагательные и смайлики;
- Старайтесь сохранить суть и смысловое назначение послания. Для этого следует избегать сокращений, которые могут оказаться непонятными для собеседника;
- Мысли должны быть изложены ясно;
- Электронное общение, по своей сути, не является тайным. Оно может быть сохранено на нескольких площадках, проходя путь до собеседника. В этой связи, секретную информацию лучше не передавать в Интернет-пространстве. Возможно, конечно, зашифровать послание, но это тоже не самый надежный способ.
Источник
Методы воздействия на собеседника для достижения своих целей
Личность человека развивается под непрерывным вмешательством внешней среды, общению в котором отводится одно из главенствующих мест. Общение помогает людям решать множество задач: обмениваться информацией и опытом, организовывать совместную деятельность, познавать друг друга и мир, оказывать воздействие, выражать мысли, эмоции, идеи, удовлетворять потребности и прочее. Общение решает как практические задачи, так и оказывает влияние на внутреннее состояние личности, ее настроение и эмоции. В отдельных ситуациях влияние от общения наблюдается в аффектах, как негативных (злость), так и позитивных (радость).
Влияние общения на формирование личности человека огромно. В нем можно обнаружить некоторые закономерности. Если родители со своим ребенком рассуждают взвешено и спокойно, то и ребенок у них вырастет спокойным и рассудительным. Если родителям сложно говорить спокойно, речь наполнена истерическими нотками, то и их чадо вырастет неуравновешенным. Связывают это с тем, что у малыша перевозбужденные инстинкты и в каждой ситуации он распознает что-то эмоционально для себя важное. Эту черту относят к эмоциональной лабильности. Она зачастую приводит к износу нервной системы. Эмоциональную лабильность считают расстройством, характеризующимся неустойчивым настроением. Тем, кому свойственна эта черта, эмоционально отреагируют на всякие события, даже не подразумевающие такой явной реакции.
Негативное влияние от общения отражается на психике личности, оставляя там глубокие «следы». Общение влияет на личностные качества человека и принимаемые им решения. Сказанное слово способно принести пользу, а может оказать непоправимый урон (психологическую травму), поэтому важно уметь не просто коммуницировать, а делать это правильно.
Метод подражания
Есть еще один способ — подражание. Уловив характерные черты поведения партнера и в точности их воспроизводя, вы как бы «присоединяетесь» к нему. Однако высшего пилотажа вы достигнете только тогда, когда сами заставите партнера подсознательно следовать вашим образцам поведения.
Принято думать, что нами движет разум, но, как утверждают психологи, чаще человек принимает то или иное решение, руководствуясь только собственными эмоциями. Следовательно, для того чтобы наилучшим образом повлиять на собеседника, нужно научиться управлять его эмоциями.
Наверняка вы встречали людей, которые умеют расположить к себе, завоевать доверие окружающих, вызвать у них чувство симпатии. Они давно поняли, что убедить в чем-то проще того, кто искренне относится к вам хорошо.
Методы влияния при общении
Нередко человек попадает в ситуацию, когда собеседник своим поведением выводит из себя, и приходится «изводить нервы», пытаясь как-то повлиять на него, изменив его отношение или поступки.
Зачастую сталкиваясь с глухой стеной отпора, человека настигает отчаяние от неосуществимости воздействовать на происходящее. Психологи рекомендуют расслабиться. Выход прост и он не там, где ищет его человек.
Совет 1.
Следует перестать делать то, что не дает нужный результат. Безусловно, никто не предлагает смириться с ситуацией, но настаивая на бессмысленных попытках убеждения, 100 % ухудшатся отношения.
В нашем случае утверждение «вода камень точит» работает в другом направлении. И партнер по коммуникации будет избегать контактов, не меняя свое поведение.
Поэтому будет эффективнее делать что-нибудь иное, чего человек не делал ранее. Его поведение должно стать неожиданностью, кардинально противоположным привычным ранее действиям, чтобы воздействовать на собеседника так, как ему нужно.
Это необходимо сделать потому, что человек зачастую каждый день делает повторяющиеся действия, которые не приносят результата. Двигаться на автопилоте куда более приятно, поскольку привычные реакции и экономичное поведение нуждается в минимальных затратах.
Психологами установлено, что любой человек в конкретном месте или в определенное время суток в присутствии некоторых людей может больше быть подвержен конфликтам, чем в другом месте, компании или времени суток. Из этого следует, что есть факторы запускающие механизм шаблонного поведения. И у собеседника, которого хочется изменить, также отмечаются подобные стимул-реакции модели поведения. И продолжая быть настойчивым на нерезультативных способах влияния в общении, только закрепляется негативная реакция у собеседника. Следует это помнить, и если человек заинтересован разорвать порочный круг, требуется сказать или сделать то, чего ранее никогда он не делал. Любое изменение в действиях, времени, обстановке, свидетелях разговора или, наоборот, их отсутствии, способно привнести значимый сдвиг в отношениях.
Совет 2.
Разворот на 180 градусов.
Нередко, большинство людей отрицательно воспринимают, когда их учат, такое они могут стерпеть только от начальника, но совсем не означает, что так и сделают. Наставления и поучения провоцируют сопротивление и внутренний протест. Поэтому следует поступить кардинально противоположно тому, как обычно поступает человек: одобрить, согласиться, подбодрить. Главное не перегнуть палку, чтобы не подумали на издёвку, сохраняя интонацию и серьезность выражения лица.
Совет 3.
Проблемы во взаимоотношениях довольно-таки часто возникают из-за того, что люди воображают, что способны предвидеть будущее. Прогнозируя отрицательные последствия, человек ведет себя так, что провоцирует собеседника отреагировать на сказанные слова определенным образом. Еле уловимые, посылаемые сигналы приводят к тем результатам, которых личность зачастую опасается.
Совет 4.
Лучше сделать, чем сказать. Эта стратегия предусматривает отказ от слов, в пользу конкретных действий. Нужно представить, что слова закончились и послать собеседнику сообщение через действие. Пока человек говорит – его слова это пустой звук, поэтому стоит перейти к активному воздействию через поведение. Необходимо подумать, как донести свою позицию без слов.
Совет 5.
Отношения близки к «качелям», особенно это обнаруживается в отношениях мужчины и женщины, например, когда больше активен один, то больше пассивен другой в действиях. Если есть желание, чтобы партнер делал что-либо больше, то следует меньше уделять этому внимание. Своим не вмешательством, человек передает активное начало в руки партнера и дает возможность другому действовать. Таким образом, отойдя в сторону можно добиться результата. Партнеру приходится поразмыслить над сложившейся ситуацией, взять инициативу и искать выход.
Совет 6.
Люди воспринимают информацию ушами, глазами, через движения и прикосновения. Пользоваться одними способами в донесении информации недостаточно, требуется сменить средства передачи, проявив творчество. Можно оставить записку на видном месте, сообщение на телефоне или отправить сообщение по почте.
Влияние общения проявляется не только, с глазу на глаз, словесно. Вероятно, что удастся достучаться до собеседника непредвиденным, необычным способом. Поэтому важно наблюдать ответную реакцию собеседника на свои действия. Если тактика какое-то время не дает эффекта, нужно вернуться к совету 1.
Умение оказывать влияние во время общения приходит в процессе опыта, только практикуясь, можно осознать правильность своего поведения в любой ситуации.
Влияние общения на поведение людей сообщение. Какая польза общения
Благоприятное влияние общения на здоровье человека доказано давно. При разговоре в организме человека вырабатываются особые гормоны, которые помогают справляться с гипертонией, различными вирусами, положительно влияют на работу сердца и кровеносной системы. Хорошие социальные навыки – отличная профилактика инсультов и онкопатологий. Связь довольна проста. Неумение общаться или отсутствие собеседников приводит к одиночеству, которое, в свою очередь, является причиной стресса. Как известно, стресс негативно влияет на здоровье и часто является причиной многих серьезных болезней. Чтобы избежать негативных последствий, медики рекомендуют не замыкаться в себе и постараться найти как можно больше друзей и знакомых, с которыми можно поговорить на различные темы, поделиться проблемами, а также обсудить волнующие вопросы.
Общение в младшем школьном возрасте
В этот период (7-12 лет) для ребенка становится ведущей учебная деятельность, обучение в школе [2]. Теперь общение является главным инструментом для познания мира и себя. Основным «собеседником» становится учитель, помогающий школьнику расширить картину мира, поменять отношение к нему и себе.
При общении с учителем для школьника сначала важен стиль обучения, использование игровых элементов для объяснения изучаемых предметов, манера речи, ее экспрессивность. В дальнейшем же, ребенку уже важнее суть передаваемой учителем информации. Он старается понять смысл вещей, о которых ему рассказывают, пробует применить полученные знания на практике.
Характерной особенностью этого возраста еще является то, что завершается интериоризация речи и она становится инструментом мышления, т.е. развивается словесно-логическое мышление [3]. Причем мышление, активно использующее речь, становится главной психической функцией, которую человек будет продолжать развивать в следующих возрастных периодах.
В этот период важно правильно организовать учебный процесс как в школе, так и дома. Если в стенах школы созданы условия, в которых ребенку интересно изучать предметы, тогда он развивается любознательным, активным, инициативным, уверенным. Особый акцент он будет делать на те предметы, в которых получает хорошие оценки, которые доставляют больше всего удовольствия. Возможно именно с этими областями будет связана его будущая профессиональная деятельность.
Дома также должны быть созданы благоприятные условия. Должно быть всё необходимое для выполнения домашних заданий, самостоятельного изучения предметов. Но куда важнее, чтобы именно дома и на улице он мог применять на практике те знание, которые получил в школе. В этом должны активно помогать взрослые, особенно родители. Это позволит ему понять суть вещей, о которых ему говорит учитель, осознать, насколько важно внимательно его слушать и изучать школьные предметы. В будущем он будет склонен к саморазвитию и самообразованию, будет стремиться получить хорошее образование по более значимой, высокооплачиваемой профессии.
А когда ребенок находится и в школе, и дома, исключительно под критическим наблюдением, испытывает жесткое давление со стороны учителя и взрослых, что он просто обязан хорошо учиться без объяснения, зачем это нужно в первую очередь именно ему, тогда ребенок будет более замкнут, неуверен, пассивен, будет получать плохие оценки и по-минимуму выполнять домашние задания. В дальнейшем это может вылиться в получение минимального профессионального образования и выполнение простейшей, низкооплачиваемой работы. А там и до алкоголизма и асоциального поведения не далеко.
Таким образом, именно от взрослых зависит, какое отношение к учебе и развитию сформируется у ребенка в этом возрасте.
Выбрасывание низкого мяча
Помимо описанного выше приёма, можно попробовать и другой.
Вы начинаете с небольшого запроса, на который вам отвечают согласием, а затем увеличиваете размер этого запроса.
Эту технику под названием «выбрасывание низкого мяча» часто используют менеджеры по продажам. Возможно, вы и сами становились жертвой этой тактики, например в автосалоне, где её часто применяют.
Вы только что договорились с продавцом о хороших условиях покупки нового автомобиля, и он уходит на своё рабочее место, чтобы оформить бумаги, а вы радуетесь фантастически удачной сделке. На самом деле менеджер, вероятно, ничего не оформляет, а просто выжидает несколько минут, чтобы дать вам помечтать о новой машине.
Когда эти несколько минут проходят, он возвращается к вам с неприятным известием: директор не одобрил сделку и цена автомобиля будет выше на 500 долларов. Но к тому моменту вы уже загорелись и дали первоначальное согласие, и теперь вы испытываете внутреннее давление, которое заставляет вас согласиться на новые, менее выгодные условия.
Вы уже представили, как едете в новой машине, и позволили себе по-настоящему захотеть её. Как кукловод, управляющий марионеткой, продавец потянул за ниточки когнитивного диссонанса и практически вынудил вас принять невыгодные условия.
Заражение это в психологии. Заражение
В энциклопедии социологии дано следующее определение психического заражения. Заражение психическое — собирательное наименование ряда явлений и феноменов индивидуально-психического и социально-психологического порядка в поведении людей, предпосылками которых являются механизмы суггестии и подражания. Определяющим для психического заражения выступает явная доминация эмоциональной компоненты ее осуществления и проявления. Психическое заражение тесно связано с таким феноменом, как «мода», а также с прецедентами таких явлений, как коллективные фобии (страхи) различного вида. Первую попытку собственно социологического объяснения феноменов психического заражения осуществил Г. Лебон в своем проекте реконструкции поведения человеческих «толп» Социология: Энциклопедия /Сост. А.А.Грицанов, В.Л.Абушенко, Г.М.Евелькин, Г.Н.Соколова, О.В.Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003..
Согласно Андреевой, заражение с давних пор исследовалось как особый способ воздействия, определенным образом интегрирующий большие массы людей, особенно в связи с возникновением таких явлений, как религиозные экстазы, массовые психозы и т.д. Феномен заражения был известен, по-видимому, на самых ранних этапах человеческой истории и имел многообразные проявления: массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуаций паники и пр.
Заражение можно определить как бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Она проявляется не через более или менее осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя» Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Наука, 1971, с. 10.. Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему. Многие исследователи констатируют наличие особой «реакции заражения», возникающей особенно в больших открытых аудиториях, когда эмоциональное состояние усиливается путем многократного отражения по моделям обычной цепной реакции. Эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности, чаще всего в толпе, выступающей своеобразным ускорителем, который «разгоняет» определенное эмоциональное состояние Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Издательство МГУ, 1988, с. 165..
Влияние общения на поведение людей. Психология общения: 6 правил влияния на людей.
Правило первое: искренне интересуйтесь другими людьми.
Человек, который не интересуется своими собратьями, испытывает самые большие трудности в жизни и причиняет самый большой вред окружающим. Прежде, чем приступать к обсуждению интересующих вас проблем, бывает полезно поговорить о тех предметах, которые волнуют вашего собеседника. Он станет расположен к вам и скорее решит ваши вопросы
. Эту мысль удачно выразил римский поэт Публий сир: «Мы Интересуемся Другими Людьми Тогда, Когда они Интересуются Нами».
Правило второе: улыбайтесь!
Этой мудростью владели древние китайцы. Они говорили: «Человек без Улыбки на Лице не Должен Открывать Магазин». Американцы полагают, что умение улыбаться тесно связано с умением управлять собственным настроением. Усилием воли человек может управлять своими действиями, что отражается на его настроении. «Вы Должны Испытывать Радость, Общаясь с Людьми, Если Хотите, Чтобы Люди Испытывали Радость от Общения с Вами».
Правило третье: помните, что на любом языке имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук!
Люди придают поразительно большое значение собственному имени. Каждого человека больше интересует его собственное имя, чем любые другие имена во всем мире, вместе взятые. Запомнив это имя и непринужденно употребляя его, вы делаете человеку тонкий и весьма эффективный комплимент. Лишь в том случае, если вы забудете имя человека, неправильно его произнесете или напишете, то поставите себя в весьма невыгодное положение.
Внушить человеку сознание собственной значимости — это верный способ завоевать его расположение. Один из первых уроков, который усваивает каждый политический деятель США, заключается в следующем: «вспомнить имя избирателя — это государственная мудрость. Забыть его — значит обречь себя на забвение». При деловых контактах способность запомнить имена имеет такое же значение.
Правило четвертое: будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о себе.
Проявляя искреннюю заинтересованность к высказываниям, проблемам делового партнера, можно пробудить его симпатию к вам. Такое проявление внимания — один из величайших комплиментов для любого человека. Немногие люди могут устоять перед скрытой лестью восторженного внимания. Многим собеседникам не удается произвести благоприятное впечатление потому, что они не умеют внимательно слушать. Они настолько озабочены тем, что собираются сами сказать, что ни к чему не прислушиваются. Хорошим ораторам большинство людей предпочитают хороших слушателей, но умение слушать, видимо, встречается гораздо реже, чем любое другое качество. Дружелюбный, сочувственно настроенный слушатель вызывает симпатии любого собеседника. В том случае, если человек говорит только о себе, то он только о себе и думает. Такой человек не интересен другим. Умение задавать вопросы, на которые вашему деловому партнеру будет интересно отвечать, можно считать большим и полезным искусством. Поощряя собеседника к рассказу о себе, о своих достижениях можно завоевать его расположение.
Правило пятое: говорите о том, что интересует вашего собеседника.
К каждой деловой встрече необходимо основательно готовиться. Читая деловую прессу, расспрашивая общих знакомых, необходимо определить те вопросы, которые больше всего интересуют вашего будущего собеседника. Затем необходимо пополнить собственные знания по этим вопросам. Самый верный путь к сердцу человека — это беседа с ним о том, что он ценит превыше всего. Такой подход непременно налаживание деловых контактов облегчит.
Правило шестое: внушайте собеседнику сознание его значимости и делайте это искренне!
Д. карнеги возводит шестое правило в важнейший закон человеческого поведения. Следуя ему, человек ограждает себя от многих бед, приобретает множество друзей и чувство морального удовлетворения. Как только этот закон нарушается, человек встречается с трудностями. Глубочайшим свойством людей можно считать страстное стремление быть оцененными по достоинству. В библии сказано: «Во Всем, как Хотите, Чтобы с Вами Поступали Люди, так Поступайте и вы с Ними». Человеку не нужна дешевая, неискренняя лесть, но он страстно желает реальной оценки своих достоинств. Важно следовать этому золотому правилу и давать другим то, что мы хотели бы получить от них.
Влияние индивидуальных особенностей человека на общение. Влияние личностных качеств на общение.
Личность обладает индивидуальными чертами и качествами — интеллектуальными, нравственными, эмоциональными, волевыми, формирующимися под воздействием общества в целом, а также в процессе семейной, трудовой, общественной, культурной жизнедеятельности человека. В общении важное значение приобретает знание и учет наиболее типичных черт поведения людей, свойств их характера и моральных качеств. Деловое общение должно строиться на основе таких моральных качеств личности и категорий этики, как честность, правдивость, скромность, великодушие, долг, совесть, достоинство, честь, придающих деловым отношениям нравственный характер. На характер общения оказывает влияние темперамент его участников. Традиционно выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический. Сангвиник жизнерадостен, энергичен, инициативен, восприимчив к новому, быстро сходится с людьми. Легко контролирует свои эмоции и переключается с одного вида деятельности на другой. Флегматик уравновешен, медлителен, тяжело приспосабливается к новым видам деятельности и новой обстановке. Долго обдумывает новое дело, но, начав его выполнение, обычно доводит до конца. Настроение, как правило, ровное, спокойное.
Влияние общения на поведение людей в психологии. Понятие влияния
Психологическое влияние – понятие, которое часто используется в психологии и социологии. Оно означает процесс, в результате которого происходит изменение поведения, установок, намерений, желаний и представлений постороннего человека.
Механизмы психологического влияния помогают в реализации потенциала внутригруппового или массового взаимодействия. Понятие подразумевает применение способов дезинтеграции или групповой дифференциации.
Особенности психологического влияния:
- носит спонтанный, неосознанный характер;
- не подлежит социальному контролю;
- используется с определенными целями (позитивными или негативными);
- является промежуточным состоянием человека.
Тема психологического влияния особенно интересна предпринимателям, рекламистам, маркетологам и бизнесменам. С помощью механизмов воздействия они могут реализовать свой товар. От умения пользоваться инструментами психологического влияния зависят результаты деятельности представителей этих профессий.
Понятие психологически конструктивного влияния подразумевает, что воздействие не должно негативно сказываться на личности. Обязательные требования — психологическая грамотность и корректность.
Воздействие на человека часто применяется людьми в повседневной жизни. Обычно с корыстными намерениями или с целью получения выгоды. Зная особенности своего собеседника, добиться желаемого результата несложно.
Убеждение в психологии. Анализ определений понятия убеждения в психологии
Понятию убеждение в социальной психологии дают следующие определения:
1. Убеждение — это система мировоззренческих знаний человека, прошедших через его ум, чувство и волю .
2. Убеждение — это совокупность разносторонних влияний на личность с целью воспитания у нее общественно необходимых качеств .
3. Убеждение — это побуждение человека к определенной деятельности . Убеждать — это значит побуждать людей словом, делом, своим примером и целенаправленном организацией социальной сферы .
4. Убеждение — личностное образование, представляющее отношение человека к действительности и характеризующееся единством когнитивного и потребностно-личностного компонентов . Качества убеждения зависят от способа усвоения определённых знаний, мнений оценок.
5. Убеждение — это воздействие на сознание, чувства, волю людей посредством сообщения, разъяснения и доказательства важности того или иного положения, взгляда, поступка либо их недопустимости с целью заставить слушающего изменить существующие взгляды, установки, позиции, отношения и оценки либо разделить мысли или представления говорящего .
Убеждение — основной, наиболее универсальный метод руководства и воспитания . Механизм убеждения основан на активизации умственной деятельности человека, на обращении к рациональной стороне сознания. Предполагается, что убеждаемый должен осуществить сознательный выбор путей и средств достижения цели, т.е. чтобы убедить, надо привлечь внимание объекта воздействия, изложить и разъяснить новую информацию, привести впечатляющие аргументы.
Убедить кого-либо в чем-либо — значит добиться такого состояния, когда убеждаемый, вследствие логических рассуждений и умозаключений, согласится с определенной точкой зрения и будет готов защищать ее или действовать в соответствии с ней .
Основными средствами убеждения выступают графический знак, образ, тембр речи, жест, мимика, эмоционально-волевые состояния, ритм речи и действий, свет и цвет наглядного средства, результаты труда, статус и авторитет убеждающего. Следует добавить, что не все люди в равной степени обладают готовностью принять точку зрения воздействующего лица. Чаще всего воспринимается лишь та информация, которая согласуется с имеющимися установками .
В данном случае понятие, которое мы будем рассматривать в данной работе наиболее полно отражено в пятом определении, его дополняют третье и четвёртое определение. При этом понимаем, конечно, диалектическую взаимосвязь и единство всех названных сторон убеждения.
Влияние общения на человека. Принуждение, наказание, критика
Порой, чтобы справиться с ситуацией, единственный верный путь — принуждение. Оно используется в определенных случаях, когда другие методы психологии влияния не действуют на оппонента и конфликтную ситуацию необходимо быстро прекратить. Принуждение происходит на фоне активного несогласия и протеста со стороны объекта воздействия.
Чаще общение людей происходит в контексте дисциплинарных способов влияния. Способы: предупреждение, выговор, наказание, угроза. На таком методе психологического влияния, как запугивание, хотелось бы остановиться поподробнее. Индивид, подвергшийся угрозам, находится в состоянии страха. А когда человек боится, им легко манипулировать, критичность мышления снижается, и он становится управляемым. На этой особенности человеческой психики играют умелые манипуляторы. Людей можно условно поделить на оказывающих влияние и поддающихся ему.
Еще в древности жрецы пугали людей небесными карами, если они не будут выполнять определенные действия и жить по заданным правилам. Сегодня действует та же схема. С экранов телевизоров транслируются пугающие вести, львиная доля новостей носит негативный оттенок. Ничего не изменилось, происходит та же борьба за власть над умами.
В обыденной жизни люди используют психологическое влияние в виде шантажа. Он может выражаться в мелочах: намеки на осведомленность о чужих тайнах, секретах, «скелетах в шкафу». Распространение слухов является не чем иным, как психологией влияния на людей. Это делается для того, чтобы породить недоверие, сомнение, повлиять на индивидуальное или общественное мнение, изменить текущую ситуацию.
Критику также можно считать психологией влияния на личность. Она вызывает у человека много неприятных чувств: вины, неполноценности. В попытках реабилитироваться особа с большой вероятностью пойдет на уступки и подчинится чужой воле.
Встречается также влияние путем самовосхваления, когда для укрепления авторитета человек прибегает к саморекламе. Здесь важна уместность и мера. Иногда такого рода метод воздействия вызывает раздражение и приводит к обратному результату. Есть еще понятие самоназидательности.
Личность преподносит себя и опыт как истину в последней инстанции, вызывая в собеседнике ощущение ничтожности и чувство вины. Управлять человеком, испытывающим вину, не составляет никакого труда. Данные приемы психологического влияния очень неоднозначны.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ. ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЩЕНИЯ
Изучение разнообразных аспектов процесса общения свидетельствует о том, что каждый из них предполагает определенные способы воздействия индивидов друг на друга. В результате этого изменяются поведение и деятельность партнера по общению в соответствии с целями совместной деятельности.
К основным психологическим способам воздействия в процессе общения относят убеждение, внушение, психическое заражение, подражание.
Под убеждением понимают способ воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Убеждающее воздействие произойдет тем успешнее, чем больше высказанное мнение отвечает потребностям и мотивам данного человека, и будет стойким, если окружающая действительность подтверждает содержание воспринятой информации. При этом, если высказываемая мысль расходится с уже сформировавшимися установками убеждаемого человека, желательно, чтобы он убедился в негативности последних.
Таким образом, процесс убеждения состоит из двух этапов. На первом этапе, апеллируя к логической сфере собеседника, доказывается объективная и субъективная несостоятельность его точки зрения, т. е. что его установки не отвечают интересам общества (референтной группы или иной общности людей), а также личным интересам.
На втором этапе аналогично доказывается объективная и субъективная значимость высказанной точки зрения, являющейся новой для собеседника.
Противоположным убеждению по своему механизму является внушение — процесс психического влияния на человека при ослабленном контроле его сознания и некритической оценке содержания воспринимаемых сообщений. Эффективность внушения определяется:
— свойствами внушающего (социальным статусом, обаянием, волевым, интеллектуальным и характерологическим превосходством);
— особенностями человека, подвергающегося внушению (степенью внушаемости, неуверенностью в себе, низкой самооценкой, чувством собственной неполноценности);
— взаимоотношениями партнеров по общению (доверием, зависимостью и т. п.).
Степень внушения повышается с увеличением количества людей в группе, а также с уменьшением их возраста.
Психическое заражение основано на неосознаваемой, непроизвольной склонности индивида к определенным психическим состояниям. В результате наблюдается эффект многоразового взаимного усиления эмоционального влияния партнеров по общению по модели обычной цепной реакции. Это явление сопровождает массовые акции, публичное восприятие ораторских выступлений, произведений искусства. При этом его эффект будет тем больше, чем больше величина аудитории и степень эмоционального напряжения человека, влияющего на аудиторию. Важную роль в процессе заражения играет также общность оценок и установок людей (например, подобный настрой людей, пришедших на концерт любимого артиста или “поболеть” на стадионе за любимую команду).
Подверженность психическому заражению зависит и от общего уровня развития личности, и прежде всего от самосознания людей, составляющих аудиторию.
Особой ситуацией, усиливающей влияние через заражение, является паника, возникающая вследствие потрясения и восприятия ситуации как кризисной. Причинами возникновения паники могут быть явления, ведущие к физическому ослаблению людей (утомление, депрессия, голод, опьянение и т.
п.), а также сильное удивление, осознание бессилия перед опасностью, дефицит или избыток информации.
В определенной степени формой внушения, сопровождаемого явлением психического заражения, являются слухи — ничем не подтвержденные сообщения о якобы происшедших событиях. Возникают они, как правило, в условиях дефицита важной информации. Не зная источника слухов, люди часто склонны верить тому, что сообщение идет из надежного источника.
Подражание направлено на воспроизведение индивидом определенных внешних черт и образцов поведения, манер, действий, поступков. Под его влиянием формируются не только простейшие привычки деятельности, но и духовные ценности, идеи, вкусы, манеры поведения. Особенно большое значение подражание имеет на ранних этапах становления и развития человека.
В какой-то мере проявлением подражания является мода (от лат. modus — норма, правило, мера) — форма стандартизированного массового поведения людей, которое возникает стихийно, под влиянием настроения, вкусов, увлечений, преобладающих в обществе.
Подражание моде приводит к определенной стандартизации поведения, делает человека похожим на других. Вместе с тем разумное подражание моде освобождает человека от необходимости тратить энергию в сфере быта, тем самым сберегая силы для реализации других дел, творческой активности.
Таким образом, основным признаком общения в случае внушения, заражения и подражания является то, что личность воспринимает информацию с малой степенью осознания. Особенно сильно эти воздействия регулируют поведение личности в стихийных группах.
Любому человеку важно не только знать сущность и механизмы процесса общения, но и владеть практическими приемами повышения его эффективности.
К таким приемам относят, в частности, формирование аттракции (от лат. attrahere—привлекать, притягивать) — возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого.
Известно, что способность сознания человека не позволяет ему воспринимать и перерабатывать всю информацию, воспринимаемую органами чувств. Часть сигналов, поступающих из окружающего мира, в частности от собеседника, человеком не осознается. Если при этом сигналы удовлетворяют неосознаваемые на данный момент потребности партнера по общению (в безопасности, престиже и т. д.), возникают положительные эмоции и, как следствие, более положительное отношение к собеседнику.
В общении представляется возможным осознанно посылать сигналы, значимые для неосознаваемых потребностей партнера по общению, и, таким образом, осознанно формировать соответствующее эмоциональное отношение к себе. К приемам формирования аттракции относят:
— “имя собственное” (при обращении к собеседнику называть его имя или имя-отчество), в основе которого лежит удовлетворение неосознаваемой потребности в престиже (в силу нераздельности имени и личности человека);
— “зеркало отношений” (при общении с собеседником сохранять на лице доброе, приятное выражение, легкую улыбку), основанный на удовлетворении потребности в безопасности в силу установки: “Лицо — зеркало души”;
— “золотые слова” (небольшое преувеличение каких-либо положительных сторон человека, комплимент), основанный на удовлетворении неосознаваемых потребностей в безопасности, престиже и самоактуализации;
— “личная жизнь” (вести разговор в русле интересов собеседника), в основе которого лежит удовлетворение неосознаваемой потребности в престиже;
— “терпеливый слушатель” (выслушивание проблем собеседника, не прерывая его), основанный на том же механизме, что и предыдущий прием.
Использование этих приемов, как правило, независимо от воли человека формирует чувство симпатии, притяжения (аттракции) к партнеру по общению.
Эмоциональное заражение в психологии. Эмоциональное заражение
Уважаемые участники, да здравствует суббота! (и воскресенье)
«На каждый чих не наздравствуешься» (с)
Эмоциональное заражение это когда один человек испытывает эмоции, полученные от другого человека или группы людей. Это, разумеется, эмпатия. Именно о эмоциональном заражении обычно говорят когда речь идет о сильных эмоциях и особенно — в группе. Воздействие группы на человека больше, чем одного партнера. Люди в группе зачастую характеризуются резонансным эффектом — эмоции их синхронизируются и взаимно усиливаются. Для эмоционального заражения в группе характерно, что непосредственные причины, породившие изначальные эмоции, становятся не важны. Эмоциональное состояние группы начинает развиваться вне зависимости от внешней фактологии а определяется характеристиками, ассоциациями и коллективным бессознательным самой группы. Для явления эмоционального заражения характерно, что человек, попадающий в него, реагирует уже не на события реальности и их собственную оценку а на эмоции, существующие в группе по этому поводу. Можно сказать, что человек частично теряет при этом свою индивидуальность. Эмоциональное заражение не просто пассивный процесс, захватывающий человека снаружи. Это состояние притягательное. Кроме собственно эмоций, являющихся предметом заражения, люди при этом испытывают ощущение единства, сопричастности — и это приятное ощущение. Именно на этом ощущении основывается притягательность многих зрелищ и публичных собраний. Им объясняются такие вещи, как группы фанов или команды болельщиков — участив в которых составляет значительную часть удовольствия от спортивных матчей. По своим задачам явление эмоционального заражения предназначено для сплочения группы в действиях в общих а не только личных интересах. Что, в общем случае, ведет к повышению благополучия для всех. В практическом плане, однако, результат может быть как положительным, так и отрицательным и для каждого отдельного человека и для группы в целом. Классические примеры проблемного эмоционального заражения — паника и давка при различных катастрофах и пожарах, когда, как известно, зачастую в результате паники гибнет намного больше людей, чем в результате самой катастрофы, ее вызывавшей. Знаменитый артефакт эмоционального заражения — хорошо известный массовый энтузиазм во всех странах пи вступлении в первую мировую войну. Способы избегать эмоционального заражения — общий контроль и осознание своего эмоционального состояния, любые способы личного контроля эмоционального состояния (скажем — медитация или хороший обед), прямое обращение к фактологии событий и ее сознательная личная оценка. Важный фактор в преодолении эмоционального заражения — стойкая самооценка и уверенность в себе, навык анализа, позволяющая опереться на собственные силы в оценках ситуации а не только эмоциям других людей. Важный фактор также наличие собственной социальной сети — группы людей, оценкам которых можно доверять и на эмоциональную поддержку которых можно опереться при преодолении неблагоприятного внешнего влияния. А теперь 2 вопроса: 1. Какие случаи эмоционального заражения можете припомнить в своей жизни и каков был результат?
Источник