Способы действия по образцу педагога

УСВОЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ ПО ОБРАЗЦУ

К важным способам усвоения общественного опыта относят
действия по образцу, но они принципиально отличаются от дей-
ствий по подражанию, так как производить действия по образцу
ребенку гораздо труднее. Образец создается взрослым, при этом
ребенок не видит самого процесса выполнения предмета или дейст-
вия, а воспринимает уже готовый результат. Например, если взрос-
лый перед ребенком поднимает руку вверх, то малыш видит, как
с;низу вверх движется рука, и может повторить движения. Если
взрослый появляется перед ребенком с уже поднятой рукой, то
ребенку труднее выполнить задание. Такие же сложности возни-
кают у детей при действии с предметами по образцу. Он должен
вначале произвести анализ представленного образца, т. е. раз-
ложить мысленно целое на части (например, построить дом, состоя-
щий из двух частей: кубика и треугольной призмы), определить,
какая из деталей строительного материала находится внизу, наверху,
догадаться, как это сделать. Поэтому на первых этапах действий
по образцу ребенок должен делать только то, что выполнял по
подражанию. В случае, если малыш не может выполнить задание
по образцу, нужно вновь перейти к подражанию.

Действия по образцу не следует путать с выбором по образцу,
который связан с определенным уровнем развития восприятия. В
данном разделе не приводятся игры на выполнение действий с
предметами по типу «Дай такой», «Покажи такой» и т. п.

Цель. Учить выполнять движения по образцу.

Ход игры. Педагог ставит детей полукругом около ширмы, сам
встает за ширму. Приняв определенное положение рук (например,
поднимает одну вверх, а другую в сторону), выходит из-за ширмы
и говорит: «Зеркало, зеркало, сделай так, как я». Дети выпол-
няют задание. Педагог хвалит тех, кто сделал правильно, а тем,
кто не сумел, показывает движение и просит выполнить по подра-
жанию.

Игра повторяется, но педагог за ширмой принимает другое по-
ложение рук (например, одну ставит на пояс, другую вытягивает
вперед и т. д.).

Обезьянка

Цел ь.Та же.

Ход игры. Проводится так же, как и поподражанию, только
смена положения рук производитсяза ширмой.

Домики для матрешек

Цель. Учить анализировать элементарный образец издвух ча-
стей, действовать по
образцу.

Оборудование. Строительныйматериал — кубы и треуголь-

ные призмы двух размеров (большие и маленькие) по количеству
детей, по две матрешки на ребенка (большая и маленькая), экран.
Ход игры. В гости к детям приходят матрешки. Малыши иг-
рают с ними, водят их гулять. Педагог говорит: «Ой, скоро пой-
дет дождь — надо построить домики, чтобы матрешки могли спря-
таться». Раздает детям строительный материал, и они по подра-
жанию строят большие домики. Затем взрослый строит маленький
домик, закрывая экраном процесс выполнения, потом показывает
постройку и предлагает построить такие же домики для маленьких
матрешек. Тем, кто затрудняется в выполнении задания, помогает
проанализировать образец, жестом показывая на разные части
постройки, или предлагает действовать по подражанию.

Сделай целое(занятие)

Оборудование. Глина, клеенки, тарелки по числу детей,
экран.

Ход занятия. Педагог раздает детям глину. Показывает свой
комок и говорит: «У меня большой целый кусок глины и у вас
такие же». Закрывается экраном, отщипывает мелкие кусочки,
показывает детям и предлагает сделать такие же. Дети выполняют
задание. Тем, кто затрудняется, педагог показывает, побуждая
подражать. Затем за экраном взрослый соединяет кусочки глины
и показывает большой комок: «У меня целый кусок глины. Сде-
лайте такой же». Дети выполняют действие по образцу. При необ-
ходимости применяется показ.

Ловкий мишка

Оборудование. Мишки по количеству детей, экран.

Ход игры. Педагог раздает детям мишек и говорит: «Посмот-
рим, чей мишка самый ловкий. Мой будет показывать, а ваши долж-
ны сделать так же». За экраном сажает мишку на стол, снимает
экран, и дети видят сидящую игрушку. «Чей мишка ловкий?» —
спрашивает педагог и предлагает так же посадить своих мишек. За
экраном меняет позу игрушки (кладет его, ставит, поднимает ему
лапы) и вновь просит детей сделать по образцу нужное действие с иг-
рушкой. В случае необходимости помогает детям, прибегает к показу.

Сделай гриб(занятие)

Цель. Продолжать учить детей воспроизводить образец из
двух частей.

Оборудование. Заготовки из картона (отдельно шляпки и
ножки) по числу детей.

Ход занятия. Педагог рассаживает детей вокруг малень-
кого стола, на нем зеленый лист бумаги. «Тут лужайка, на ней
сейчас вырастет много грибов»,— говорит воспитатель и раздает
детям заготовки. За экраном складывает из своих заготовок гриб,
помещает его на лужайке и предлагает детям сделать такие же.

Стул для матрешки

Читайте также:  Миндальное масло для ресниц способ применения

Оборудование. Маленькие матрешки, из строительного на-
бора кубики и кирпичики одного цвета по количеству детей.

Ход игры. К детям приходят маленькие матрешки, по подра-
жанию действиям педагога гуляют, пляшут, прыгают. Потом взрос-
лый говорит: «Матрешки устали, хотят посидеть. Им нужны стуль-
чики». За экраном из строительного материала составляет стул
для своей матрешки, снимает экран и показывает детям, предлагая
сделать такие же. Затем дети усаживают матрешек на стулья.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
НА РАЗВИТИЕ РУЧНОЙ МОТОРИКИ

В процессе действий с предметами у детей уже с младенче-
ского возраста начинается развитие ручной моторики. Оно тесно
связано с физиологическим и психическим развитием ребенка.

Первыми появляются хватательные движения. Ребенок хватает
подвешенные над кроваткой предметы и постепенно учится дейст-
вовать целенаправленно, правильно определять место предмета в
пространстве (направление и расстояние), учитывать в своих дей-
ствиях форму, величину предметов. Таким образом у него проис-
ходит развитие восприятия и зрительно-двигательной координации.
Одновременно с этим развивается ручная умелость, отрабатывается
согласованность действий обеих рук (маленькие предметы ребенок
хватает одной рукой, большие — двумя руками), тип хватания —
кулаком, щепотью (тремя пальцами), указательным и большим
пальйами вместе (указательный тип хватания). Дифференцируется
движение пальцев (ребенок учится хорошо расставлять пальцы,
сжимать вместе, выделять один, два пальца). При нормальном
развитии к концу первого — начале второго года жизни ребенок
овладевает всеми перечисленными движениями.

В развитии ручной моторики у детей раннего возраста боль-
шую роль играют соотносящие действия, т. е. такие действия,
когда нужно совместить два предмета или две части предмета. Прин-
цип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих
дидактических игрушек (башенки, матрешки, пирамидки и т.д.).
Играя с ними, у ребенка совершенствуется ловкость рук, глазомер,
согласованность действий рук.

У умственно отсталых детей хватание без специального воз-
действия взрослого не возникает, что в сочетании с физиологи-
ческой незрелостью ведет к несформированности ручных умений.
Поэтому с умственно отсталыми дошкольниками необходима дли-
тельная систематическая коррекционная работа по развитию зри-
тельно-двигательной координации рук, чтобы подготовить детей к
обучению в школе (к письму), выполнению трудовых заданий, а в
будущем получить доступную профессиональную подготовку. Ди-
дактические игры могут внести большой вклад в развитие ручной
моторики.

РАЗВИТИЕ ХВАТАНИЯ

Поймай мяч

Цель. Учить хватать большие предметы двумя руками, рас-
пределяя пальцы на предмете; правильно устанавливать расстоя-
ние от себя до мяча, направление в пространстве (справа, слева,

прямо); развивать зрительно-двигательную координацию, действуя
обеими руками.

Оборудование. Надувной мяч яркой расцветки, веревка,
леска для подвешивания мяча.

Ход игры. Ребенок сидит на стуле, над ним опускают мяч,
привязанный к веревке, конец которой держит взрослый. Веревка
перекинута через леску. Мяч постепенно опускают и просят малы-
ша поймать его, не вставая со стула. Если он пытается поймать
мяч одной рукой, взрослый показывает, как это делать, при не-
обходимости сам распределяет пальцы его рук. Мяч появляется
слева и справа на таком расстоянии, чтобы ребенок мог схватить
его двумя руками.

Попляшем с погремушками

Цель. Учить хватать маленькие предметы одной рукой, учиты-
вая их величину и форму; определять расстояние от себя и игрушки,
направление движения в пространстве; учить прочно захватывать
погремушку во время пляски, длительно удерживая ее в руке, под-
ражать действиям педагога.

Оборудование. Погремушки, разные по величине и форме,
по числу детей.

Ход игры. Дети сидят полукругом за столами на таком рас-
стоянии, чтобы можно было рукой достать погремушку. Взрослый
поочередно передвигает погремушки по леске и просит того или
иного ребенка поймать ее. Когда все дети получат погремушки,
их ставят в круг и показывают, как держать погремушку за рукоят-
ку, поднять ее вверх. Затем дети по подражанию действиям педа-
гога пляшут с погремушками.

Переложи игрушки

Цель. Учить брать мелкие предметы щепотью, развивать ко-
ординационные действия обеих рук.

Оборудование. Мелкие предметы (фишки, пуговицы, мо-
заика), подносики, высокий сосуд, желательно прозрачный.

Ход игры. Дети сидят за столами, перед каждым сосуд, спра-
ва от него на небольшом подносе лежат мелкие предметы. Такие
же предметы на столе у педагога.

Он показывает пальцы рук, сложенные щепотью, берет мелкие
предметы и бросает их в сосуд, обращая внимание детей, что
второй рукой он держит сосуд. Потом просит их делать так
же.

При необходимости индивидуально показывает, как сложить
пальцы и брать предметы. После того как дети соберут предметы
правой рукой, их высыпают на поднос и переставляют его к левой
руке. Теперь ребенок должен бросать предметы левой рукой, а дер-
жать сосуд правой.

Читайте также:  Clip временная пломба способ применения

Прокати шарики

Цель. Развивать зрительно-двигательную координацию, закреп-
лять хватание щепотью, развивать соотносящие действия.

Оборудование. Желоб для скатывания, цветные шарики в
коробке, корзина.

Ход игры. Педагог показывает, как брать шарики щепотью и
класть их на верхний конец желоба. Обращает внимание, что
шарик катится по желобу в корзину. Затем по подражанию дети
по одному повторяют действия педагога. Остальные следят, как
катится шарик. Каждый ребенок прокатывает 2—3 шарика.

Источник

Описание методов и приемов воспитания и обучения

Надежда Ивановна Василискина
Описание методов и приемов воспитания и обучения

Описание методов и приемов

Воспитатель: Василискина Н. И.

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:

а) словесные методы — источником знания является устное или печатное слово: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой;

б) наглядные методы — источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия: показ детям иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр. ;

в) игровые методы — позволяют заинтересовать дошкольников предстоящей деятельностью, облегчают определение замысла будущей работы, активизируют обыгрывание результатов и переход продуктивной деятельности в игру.

г) практические методы – дети получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия: упражнения, эксперименты и практические работы.

1. Игры и упражнения, направленные на развитие творческих и эстетических способностей: «Недорисованные картинки», «Превратим предметы в героев сказок», «На что похоже?»

2. Использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности — составление рассказа по картине, придумывание истории, загадки, разыгрывание сюжета, подбор музыкального сопровождения, звуков к образу («озвучивание картины»).

3. Метод акцентирования на деталях– усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь. Суть данного приёма заключена в том, что всё изображенное на картине закрывается листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части.

4. Метод музыкального сопровождения – звучит музыка, настроение которой созвучно настроению картины, т. е. происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы. Музыка может предварять восприятие портрета. тогда педагог спрашивает, догадались ли дети, кто изображён на портрете, который мы посмотрим сегодня. Также музыка может быт фоном для рассказа воспитателя.

5. Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов.

6. Метод пояснения – широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о портрете

7. Метод сравнения – повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение.

8. Метод вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в которых у детей было такое же настроение.

9. Найди «живое существо». Ребенку предлагается внимательно рассмотреть репродукцию и найти на ней изображение живого существа. Данный прием можно использовать как на групповых занятиях, так и в индивидуальной работе с детьми старшего дошкольного возраста;

10. Настольно-печатные игры для развития умений различать, сравнивать узоры, элементы, формы («Народные промыслы», «Найди формы», «Подбери цвета», разнообразные пазлы.

11. Подбери музыку (подумай какая, из предложенной педагогом, музыка подойдет). В данном приеме можно использовать не только целое музыкальное произведение, но и фрагмент. Также возможна реализация различных целей, при сочетании музыкальных и изобразительных произведений. (Усилить воздействие искусства на эмоции детей. Усилить воздействие разных видов искусств через сравнение. Показать гармонию музыки и живописи. Включение контрастных произведений разных видов искусства)

12. Приём «вхождении» в картину – детям предлагается представить себя на месте изображённого человека, воссоздать предшествующее и последующее содержание событий на картине. Для того чтобы сформировать у детей эмоционально-личностное отношение к картине, которое характеризовалось бы развёрнутостью. эмоциональными ассоциациями необходимо использовать рассказ-образец личностного отношения педагога к картине «Хотим ли мы (хочу ли я) оказаться в этой картине?».

13. Прием «узнавания» по описанию. Суть данного приема заключается в описании. При этом педагог лишь описывает репродукцию, не говоря ее название.

14. Прием визуального сравнения. Суть данного приема состоит в сравнении картин по цвету, настроению (портреты, материалу, расположению объектов и пр.

15. Приём композиционных вариантов – педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине. Например: а) «Что изменилось на картине между людьми (предметами?» (педагог закрывает часть картины листом); б) «О чём бы рассказала картина, если бы художник расположил людей не по кругу, а отдельными группами?»; в) «Объясни, почему художник изобразил образ человека (предмета) именно такой величины?»; г) «Какой была-бы картина, если (убрать, добавить)».

Читайте также:  Способ обнаружения источников электромагнитных излучений

16. Приём мысленного создания картины по названию, данному художником. Вначале дети затрудняются последовательно и развёрнуто излагать свои мысли. Поэтому на первых порах воспитатель использует точные установки. – Расскажи, о чём будет картина, что в ней ты выделишь главное? – Что будет написано вокруг главного, какими красками, на каком фоне?

– Что будет особенно красивым? – Почему ты задумал в своей картине выделить именно это как самое красивое?

17. Приём сравнения вводится в процесс восприятия живописи постепенно. Вначале даются для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но с контрастным настроением, а затем картины одного художника, но разного колористического решения.

Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак.

18. Прием точных установок и композиционных изменений. Иногда необходимо использовать приём точных установок, который учит логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа. Например: «Прежде чем ответить на вопрос, о чём картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чём картина».

19. Применение игровых элементов, стимулирующих желание ребёнка рассказать (поговорить) о понравившейся картине: «Кто расскажет лучше, интереснее?», Вспоминаем сказочных героев, «Фантазия или нет?», «Найди на что похоже», Сочини историю (сценку, придумай диалог, «Что главное на картине?», «Есть ли лишние предметы на картине?», Сочини историю, сказку, короткое стихотворение, сюжет которых был бы созвучен теме картины.

20. Рассказ, используемый в различных ситуациях.

21. Рассматривание, обсуждение, обыгрывание разнообразных эстетически привлекательных предметов (предметы народных промыслов, интересные фотографии, заготовки, например деревянные ложки, одноразовые тарелочки для росписи, элементов росписи (альбомы, листы, а также «проектирование» с их помощью фрагментов среды (кукольного уголка).

22. Создание ситуации упражняемости, для чего в уголке творчества следует предусмотреть варианты раскрасок, заготовки (листы с нанесенным рисунком или его частью, детские журналы с творческими заданиями; размещение на видном месте «полуготовых материалов» (листов разной формы и цвета для рисования и аппликации, заготовок с нанесенными фигурами, «незавершенных композиций» — художественный материал для индивидуальной и коллективной работы); использование так называемых пооперационных карт (карт или схем сложения) в процессе лепки, аппликации, конструирования.

23. Сравни настроение картин (море). Очень интересен этот прием при работе с детьми дошкольного возраста в рассмотрении картин маринистов (И. К. Айвазовский, А. П. Боголюбов). Изображенный объект на 2 и более картинах (репродукциях) не только рассматривается, но и сравнивается. При этом применяются вопросы к детям: «Сравните по настроению, используемым цветам (и др.)», «Сравни, как автор по разному изобразил…».

24. Тактильно-чувственный метод. Цель данного метода – вызвать чувства детей, пережить адекватное состояние изображённого образа. Он действует на эмоциональное состояние детей, вызывает ответные реакции, особенно у застенчивых детей.

25. Упражнения и игры, способствующие обогащению сенсорного опыта, развитию обследовательских действий, аналитических умений, освоению сенсорных эталонов, что является важным в данной возрастной группе. В уголке творчества необходимо расположить «сенсорные наборы» (коллекции лоскута или картона разных цветов и оттенков, формы, фактуры, модели с изображением разнообразных форм, фигур, линий, модель «Радуга» (или ее вариант, наборы образных и интересных игрушек разного размера, материала для обследования, рассматривания и обыгрывания.

26. Чтобы цвет в живописи стал «говорящим» применяется приём колористических вариантов – изменение колорита картины путём словесного описания или наложения цветной плёнки на цвет художника. Например: – Что изменилось бы в настроении изображённых людей, если бы художник написал картину в холодных тонах? Подбери палитру (найди цвета);

27. Экспериментирование с изобразительными материалами («Во что можно превратить отпечаток ладошки?», «Можно ли рисовать вишневым соком (помадой?», «Какого цвета небо?», «Какие бывают линии?», использование сочетаний уже освоенных детьми техник и материалов (дорисовать гуашевый рисунок цветными фломастерами, к рисунку добавить элементы аппликации, «рисовать» пластилином). Использование разных нетрадиционных техник в аппликации (ватные шарики, кусочки смятой бумаги, соль, песок, конфетти, в рисовании (отпечатки ладони, предметов, картофельных штампов, в лепке (цветное тесто, влажная вата)

Принципы планирования занятий по изобразительной деятельности Любая программа воспитания в детском саду ставит перед воспитателем задачу всестороннего развития личности ребенка. Решить эту задачу можно.

Нетрадиционные техники рисования с детьми 2–3 лет Известно,немало важную роль в развитии психических процесоов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данно возрасте является.

Источник

Оцените статью
Разные способы