«Организация учебной деятельности учителя математики»
статья
Современная жизнь, в постоянно изменяющихся условиях, требует умения решать возникающие новые задачи, выдвигает повышенные требования к коммуникационному взаимодействию. На первый план работы выходит умение учителя не столько передать свои знания обучающимся, но создать условия для развития творческого потенциала и самостоятельного решения каждого ребёнка, независимо от уровня его подготовки, мотивации и личностных характеристик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_uchitelya_matematiki_v_usloviyah_realizatsii_fgos.docx | 20.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль учителя математики в условиях реализации ФГОС
Современная жизнь, в постоянно изменяющихся условиях, требует умения решать возникающие новые задачи, выдвигает повышенные требования к коммуникационному взаимодействию. На первый план работы выходит умение учителя не столько передать свои знания обучающимся, но создать условия для развития творческого потенциала и самостоятельного решения каждого ребёнка, независимо от уровня его подготовки, мотивации и личностных характеристик. Доступность, качество, эффективность-должны стать основой каждого урока. Урок, на котором взаимодействие учителя и ученика приносят ожидаемые результаты, где учитель проявляет своё творческое начало, требования соотнесены с учётом возрастных особенностей ребёнка, уважение к личностным качествам обучаемого, сотрудничество и атмосфера заинтересованности и увлечённости, при строгом следовании нормативно-правовых требований, ожидаемо принесёт положительный конечный результат-умение ученика учиться, желание самосовершенствоваться
Учителю математики больше, чем любому работнику образовательного процесса приходится сталкиваться к изменениям в содержании, целях, системе оценивания, методологических особенностях преподавания своего предмета,т.к. предмет «Математика» направлен в первую очередь, на развитие познавательных универсальных учебных действий для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценке их количественных и пространственных отношений», «овладению основами логического и алгоритмического мышления». Математика развивает навыки и умения формулировать и сопоставлять данные, находить наиболее подходящий вариант, представлять новые задачи с поиском вариантов их решения, вырабатывает систематичность и усидчивость в выполнении, методически правильно поставленной учителем, задачи. Новый подход в обучении состоит в грамотном симбиозе хорошо зарекомендовавших себя традиционных технологий и современных требованиях к планируемым результатам через актуальные педагогические технологии, которые должны включать в себя изучение, разработку целей, содержания и методов обучения
Ориентируясь на результаты образовательного процесса, необходимо подчеркнуть личностные, метапредметные и предметные цели, формируя УУД по предмету, учащиеся получают возможность успешного усвоения нового, используя собственные силы и знания, что поможет им дальше использовать навыки самостоятельной работы, более высоко оценивать свои знания, развивать желание к познавательной деятельности и более активного и широкого интереса к предмету, новые технологии должны включать в себя изучение, разработку целей, содержания и методов обучения. Математика помогает формировать такие УУД как моделирование, в которое входят знаково-символические действия (кодирование, декодирование, замещение, перенос).
Основой предмета является его содержание, включающее систему базовых понятий математики. На уровне учебных действий реализуется система деятельностного подхода при обучении, где термины наблюдать, давать гипотезы, предлагать варианты и т.д., наиболее точно объясняют цель деятельностного подхода. Оценочная система планирует уровневый подход: «Учащийся научится» -базовый и «Учащийся получит возможность научиться» -повышенный. Индивидуальные возможности при этом оцениваются как при достижении базового уровня, так и при его превышении. Поднятые проблемы оценивания при разно уровневом обучении, решаются при использовании новых форм оценивания с учётом начального уровня обученности и дальнейшего прогресса учащихся. Без большого внимания к диагностике-невозможно добиться желаемого результата.
Эти инновации, в которых достаточно большая роль отводится внеурочной деятельности, особенно на начальных этапах обучения, требуют новых форм работы по предмету в классе: проектная и исследовательская деятельность, развитие творческих способностей учащихся, межшкольный факультатив по решению задач повышенного уровня сложности, и т. д. Внеклассная работа по математике дополняет обязательную учебную работу по предмету. Формы внеурочной работы должны иметь систематический характер и развивать логическое мышление, исследовательские навыки, смекалки, привитию вкуса к чтению математической литературы, для сообщения учащимся полезных сведений из истории математики. Математические вечера, олимпиады, КВН и др. способствуют более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой. Учитель может на внеурочных занятиях значительно повысить интерес школьников к математике.
Современная организация учебной деятельности требует того, чтобы теоретические обобщения, учащиеся делали на основе результатов собственной деятельности. Необходимо особенно тщательно работать с содержанием учебника, при составлении плана урока, включать разнообразные задания на точное понимание содержания задач и примеров, опираться на предварительно выполненную домашнюю работу, использование таблиц, схем, предложение ситуативных заданий в поисках выверенных алгоритмов нахождения правильного решения предложенных задач и примеров, использование индуктивного умозаключения, при подготовке к уроку учитель должен строго следовать требованиям цели и задачи урока, научности содержательного компонента, использовать современные средства обучения, учитывать соционаправленность урока и его интеграцию в систему обучения,при соблюдении организации учебной деятельности с учётом сохранения и укрепления социального и физиологического здоровья школьников.
Естественно, что системно-деятельностный подход –это условие и механизм получения знаний по предмету. Любая тема по алгебре и геометрии-это некая сложная система, базирующаяся на старых темах и помогающая решению более сложных задач на следующем этапе. Каждая новая тема-это винтик одной системы, имеющий свои специфические качества, обучение проходит через личностно-значимые жизненные задачи. Для уроков математики является частой проблемная ситуация «с затруднением», в которой учитель создаёт проблемную ситуацию, учащиеся формулируют проблему, выдвигают гипотезы и делают выводы, подводят к озвучиванию темы урока. Ученик должен научиться универсальным действиям, которые включают умение учиться, познавать мир, ставить и решать задачи, чтобы решать поставленные задачи системно. Коммуникативная компетентность получает развитие в групповой работе, проектной деятельности, в возможности публично представить итог выполненной самостоятельно работы, ученик вовлечен в активный творческий процесс получения новых знаний .
Формы обучения готовой информации, без активного участия обучаемых, не помогают развитию их творческого потенциала, самостоятельных действий при работе над заданиями в период обучения в школе и в дальнейшей профессиональной деятельности. Задачей учителя является проектировать и организовывать работу учеников при решении практических задач, где знания выступают только как средство обучения. УУД –это способ достижения, поставленной цели и задачи на каждом уроке, используя взаимные связи между ними. Сформированность оценочного действия-показывает фактическое участие ребенка в учебном процессе, воспитание активной личности, руководящего и отвечающего за свои поступки-одна из главных целей деятельностного подхода.
Подводя итоги ,нужно отметить, что задача учителя сегодня – помочь ученику принять и выполнить принятое им решение, помочь сделать верный выбор, определиться во всем многообразии своих познавательных интересов, помочь составить или откорректировать программу самообразования, подобрать нужные источники, поставить познавательную задачу, адекватную интересам и возможностям ученика, вовремя его проконсультировать и осуществить контроль, вовремя обеспечить достижение каждым учащимся обязательного уровня общеобразовательной подготовки. Только разнообразие, творческий характер и перспективность деятельности могут формировать устойчивые интересы.
1. Асмолов А.Г. и др. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011.
2. Лукичева Е.Ю. ФГОС: обновление содержания и технологий обучения математике. 2-е изд., доп. и испр. СПб.: СПб АППО, 2013.3. Галилей Г. Диалог о двух главнейших системах мира птоломеевской и коперниковой. – М.-Л., 1948.
3. Стандарты второго поколения: планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.
4. Громенюк А.В. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ООО,2017
Источник
Деятельность учителя математики на уроке в контексте ФГОС ООО
статья на тему
В материале проанализирована собственная педагогическая деятельность на уроках математики в контексте новых Федеральных государственных стандартов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyat.uchit_.matem_.fgos_.docx | 22.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Деятельность учителя математики на уроке
в контексте ФГОС ООО
Переход на новые образовательные стандарты предъявляет к учителю и новые требования. В нашей школе, как и в большинстве школ, на новые ФГОС – ы перешли пока только учителя начальных классов. Но, исходя из всего услышанного на курсах, изученного самостоятельно по ФГОС, я понимаю, что некоторые элементы, относящиеся к требованиям новых стандартов, и сейчас присутствуют в деятельности большинства учителей средней и старшей школы. Остановлюсь на нескольких моментах.
- На уроках необходимо создавать проблемные ситуации, находя выход из которых, учащиеся лучше усваивают новые знания и способы действий. Решение учебной проблемы способствует формированию универсальных учебных действий, таких как познавательные, коммуникативные, рефлексивные.
Например. В 6 классе при изучении темы «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» сначала можно выполнить несколько заданий на приведение дробей к новому знаменателю. Затем вспомнить, как складываются и вычитаются дроби с одинаковыми знаменателями, а после этого записать пример с дробями с разными знаменателями. Для решения этого примера учащихся разбить на пары или группы по 3-4 человека. В ходе обсуждения и поиска ответа, учащиеся должны будут вспомнить, какие дроби они умеют складывать, можно ли сделать так, чтобы данные дроби имели одинаковый знаменатель, как привести дроби к общему знаменателю, сколько общих знаменателей у этих дробей, и какой удобнее для вычислений. В слабом классе можно направлять деятельность детей наводящими вопросами.
Таким образом, ребята самостоятельно могут подойти к формулировке правила сложения и вычитания дробей с разными знаменателями, повторив и обобщив при этом уже изученный материал и получив новые знания. В ходе обсуждения ребятам придется выслушивать друг друга, предлагать свои идеи, оценивать результат своей деятельности: получили они универсальное правило или нет.
- Необходимо уделять большое внимание на формирование у учащихся умения осуществлять взаимооценку и самоооценку результатов своей деятельности.
Я практикую такую вполне известную всем форму работы: проверяя домашнее задание, ребята меняются тетрадями друг с другом в парах. По очереди они проговаривают вслух решения заданий, вычисления и ответы. Если есть необходимость, то учащиеся, справившиеся с тем или иным заданием, объясняют его решение на доске. Затем по критериям, составленным учителем или самими ребятами, каждый выставляет соседу оценку.
В ходе такой работы, ребятам приходится много общаться в парах: они начинают разъяснять друг другу непонятные задания, обсуждают и консультируются с учителем, как лучше записать то или иное решение или ответ, выясняют, какую формулировку считать верной, а какую – нет. Они задают вопросы учителю, соседу, стараются объяснить, почему допустили ту или иную ошибку, учатся анализировать свои результаты и результаты одноклассников.
Такой вид проверки иногда занимает много времен на уроке, ведь нужно ответить на все возникшие вопросы, и поначалу многим нужен совет по выставлению оценки. Но на мой взгляд, такая работа дает свои результаты.
Всё это формирует не только регулятивные и коммуникативные учебные действия, но и познавательные.
Также для развития навыка самооценки можно организовать один из этапов урока следующим образом. Например, учащимся 6 класса после изучения всех типов задач на части предлагается задача: «Лоси составляют от общего числа косуль и лосей, живущих в заповеднике. Сколько косуль живёт в заповеднике, если число лосей на 210 меньше числа косуль ?» С помощью наводящих вопросов обсуждается план решения (- Какой главный вопрос в задаче? Можно ли сразу ответить на этот вопрос? Какими способами можно решить задачу? Что принять за х? Что мы можем узнать вначале? Что потом?)
Затем два человека выполняют решение на закрытых досках (один решает арифметическим способом, а другой алгебраическим). После этого доски открываются и осуществляется проверка работы учащихся у доски, и одновременно ребята сверяют свое решение с представленным. Учитель организует обсуждение полученных решений и того, какие трудности возникали у ребят в ходе решения и почему.
В результате учащиеся не только решают задачу, но и проговаривают свои проблемы вслух, анализируют свою деятельность: что получилось, что – нет, как можно оценить свою деятельность и деятельность одноклассников.
- Ещё один важный момент, это рефлексия на уроке. Этап рефлексии способствует формированию умения анализировать свою деятельность на уроке, деятельность одноклассника, класса. В конце урока учащиеся отвечают на вопросы: какую задачу ставили на уроке? Удалось ли решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? Где можно применить новые знания? Что на уроке у вас хорошо получилось, а над чем еще надо поработать?
4. Хочу остановиться и на домашнем задании. Оно должно быть дифференцировано. Учащиеся должны иметь возможность выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей.
Например, в 6 классе при закреплении темы «Нахождение дроби от числа» я задаю на выбор: решить 2-3 указанные задачи из учебника или составить самим 2-3 задачи на нахождение части от числа.
При изучении темы «Система координат» на выбор: отметить в системе координат заданные точки и получить рисунок или придумать свой рисунок и записать координаты всех точек в нужной последовательности.
В старших классах я практикую задания на два уровня. I уровень соответствует обязательным или базовым знаниям, а II уровень – это повышенный уровень сложности. При этом сразу даются критерии оценивания каждого уровня. Ученик сам выбирает подходящие для себя задания из предложенных.
Таким образом, используя возможности традиционного урока, мы можем формировать у учащихся предметные и метапредметные результаты, то есть освоенные обучающимися универсальные учебные действия.
Источник