Способы деятельности при историческом анализе

Исторический (ретроспективный) анализ в курсовых и дипломных, научных работах: описание, основные методики, базирующиеся на сравнении, алгоритм проведения, как оформить?

Написание студенческих и научно-исследовательских работает требует колоссального, а порой оригинального подхода. Чтобы всесторонне рассмотреть проблему, полноценно раскрыть тему, автору следует погрузиться в вопрос, если, не начиная от его истоков, то хотя бы углубиться в его модификации: в какие периоды и как он возникал, проявлялся, как изменялся и пр. Для этого целесообразно использоваться так называемый исторический (ретроспективный) анализ.

Написание студенческих и научно-исследовательских работает требует колоссального, а порой оригинального подхода. Чтобы всесторонне рассмотреть проблему, полноценно раскрыть тему, автору следует погрузиться в вопрос, если, не начиная от его истоков, то хотя бы углубиться в его модификации: в какие периоды и как он возникал, проявлялся, как изменялся и пр. Для этого целесообразно использоваться так называемый исторический (ретроспективный) анализ.

Что это такое?

Ретроспективный (исторический) анализ применим практически во всех отраслях и областях наук. Его специфика проявляется в том, что автор изучает вопрос или проблему в динамике, сравнивая текущее положение с предшествующим или более ранним состоянием. Такой подход позволяет не только проследить изменения в рамках конкретной дисциплины, темы, но и определить, какие меры предпринимались для решения проблемы предшественниками.

Что такое ретроспективный (исторический) анализ?

Чаще всего исторический анализ применяют в гуманитарных направлениях, но это не значит, что в технической или иной средах он вовсе не используется. В частности, экономисты проводят анализ данных за определённый период времени, сравнивая данные между собой (в динамике). Специалисты технической среды могут анализировать разработки минувших лет, выявлять их недостатки и совершенствовать и т.д. также данной методикой успешно пользуются философы, историки, менеджеры, лингвисты и пр. Притом он активен как в повседневной жизни, так и научной деятельности.

Последовательность проведения ретроспективного анализа

Независимо от того, в какой области наук Вы намерены проводить исследование, если Вам подходит данная методика, то для ее реализации достаточно следовать следующему алгоритму:

  • Сбор и обработка информации в рамках выбранной темы. Здесь важно изначально определить, на протяжении какого периода времени автор планирует изучать проблему (например, за последние 3-5 лет или более ранний период);
  • Выборка наиболее важных данных для подтверждения или опровержения гипотезы. На этой стадии исследователю предстоит колоссальная работа: изучить все найденные материалы, выделить наиболее важные и подходящие моменты, тщательно перепроверить первоисточники (чтобы убедиться в их достоверности и обоснованности, надежности), распределить материалы по эпохам (датам) для дальнейшего сравнения.

Алгоритм действий для автора работы

  • Анализ данных. Здесь важно распределить информацию по смысловым и временным блокам, сопоставить данные для получения картины относительно изучаемого вопроса: что и когда происходило, как это повлияло на объект исследования, как развивалась проблема, какие пути решения выдвигались и опробовались, результаты (последствия) и пр.
  • Разработка рекомендаций по решению проблемы современными способами с учетом опыта прошлых лет.

Реализация исторического метода при выполнении курсовых, дипломных и научных работ сводится к нескольким простым действиям:

  • Выбор темы и конкретизация проблемы, цели и задач, предмета и объекта;
  • Сбор информации об изучаемом явлении на современном и более раннем этапах;
  • Систематизация данных по времени и смыслу;
  • Сравнение материалов, определение сходств/отличий, достоинств/недостатков, пути решений;
  • Разработка кардинально новых или модернизация старых мер для устранения или смягчения проблемы.

Роль исторического (ретроспективного) анализа при выполнении студенческих и научно-исследовательских работ

Обращение к прошлому позволяет автору студенческих или научно-исследовательских изысканий извлечь определенную пользу. В частности, использование данного метода при написании курсовых и дипломных работ способствует более глубокому изучению темы, при необходимости дополнению материалов новыми сведениями, проведению анализа течения «темы» во времени и пр.

Читайте также:  Нанесение золота гальваническим способом

Ретроспективный анализ материалов

Ретроспективный анализ материалов позволяет решить следующие задачи:

  • Установить причины и обстоятельства, при которых зароилась та или иная проблема;
  • Определить факторы, воздействовавшие на нее и провоцировавшие изменения, усугубление или улучшение ситуации;
  • Конкретизировать динамику и перемены, симптоматику проблемы, последствия ее воздействия;
  • Тщательно исследовать меры, нацеленные на ее решение или смягчение;
  • Сопоставить современное состояние дел с более ранним периодом, найти сходства и отличия, определить ошибки, пришедшие из прошлого, определённые закономерности и пр.;
  • Наметить новый путь развития событий: мероприятия, перспективы, возможности, угрозы и пр.

Помимо этого, исторический анализ позволяет авторам добиться большего успеха. Исследуя труды своих предшественников, они узнают ранее предпринятые попытки по его устранению. В этом случае они будут уведомлены о том, что и как действовало, какие меры уже предпринимались, снижая тем самым уровень «ненамеренного» плагиата.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Более того, применение в исследованиях ртроспективного анализа упрощает поиск новых решений. Автору не обязательно создавать инновационный или кардинально новый механизм. Для получения положительного результата, большей эффективности достаточно усовершенствовать ранее действовавшие правила, грамотно скомпоновать стандартные приемы и пр. Также, проанализировав попытки из прошлого можно сразу же понять, что и как делать далее в текущих условиях, какие методы допустимы и эффективны, а каких следует избегать и остерегаться.

Плюсы и минусы исторического анализа при написании курсовых работ и ВКР, диссертаций

Исторический анализ имеет ряд специфических черт. Он конкретизируется на определённой проблеме и объекте исследования, проводится в четких временных рамках, базируется на определении динамики и оценке последствий.

«Глубина погружения» в тематику полностью зависит от желания и возможностей исследователя. В частности, при выполнении курсовых и дипломных работ не стоит сильно глубоко погружаться в историю, здесь важно дать объективную оценку современному состоянию. В диссертации или монографии можно более детально изучить проблему, подчеркнуть основные тенденции во времени.

Особенности ретроспективного анализа

Среди очевидных достоинств исторического метода исследования можно отметить:

  • Использование данного приема позволяет создать новый аппарат, способ воздействия на проблему, избегая ошибок предшественников;
  • Может быть использован в любом исследовании, независимо от науки. В частности, при выполнении теоретической главы автор в 99% случаев базируется на этом приеме, отмечая течение проблемы и ее актуальность.
  • Способствует всестороннему анализу объекта, проблемы и объективной оценке ситуации;
  • Формирует общие представления по теме, расширяет кругозор;
  • Способствует пополнению доказательной базы;
  • Позволяет сформировать гипотезу, достойную внимания и доказательства;
  • Помогает избежать ошибки прошлых лет, минимизировать погрешности, недочеты при выработке решения, выделить факторы риска;
  • Позволяет сформулировать объективные, обширные выводы, обосновать рекомендации;
  • И пр.

Среди недостатков исторического анализа при выполнении научно-исследовательских изысканий можно выделить:

  • Работа в слишком огромном информационном поле: автору предстоит изучить колоссально большой объем информации перепроверить ее, выделит наиболее подходящие фрагменты и корректно вписать их в структуру и содержание исследования;
  • На сбор и обработку данных может потребоваться слишком много времени, а также не помешает наличие таких навыков, как скорочтение, анализ, сортировка данных и пр.;
  • Некоторые материалы (более ранних периодов) найти будет крайне трудно. Автору придется обращаться в архивы, приобретать различные платные подписки для получения доступа к закрытым базам данных и пр.

Как оформить результаты исторического анализа в студенческих и научных проектах?

Реализация этого приема возможно как в текстовой, так и иной формах. При использовании текстовой формата автору следует кратко описать прошлый опыт и текущее положение дел. Также уместно использование таблиц, где будут выделенные наиболее важные моменты для сравнения.

В прикладных и точных науках реализация «ретроспективного анализа целесообразно проводить в табличной или графической форме, чтобы наглядно показать изменения: что, когда, сколько, результат и пр.

Оформление каждого элемента должно учитывать общие и специфические требования: ГОСТы, методические рекомендации, стандарты с учетом исследуе6мой области наук и темы, проблематики.

Проводить исторический анализ проблем можно с учетом современных технологий. В частности, в технических науках авторы могут моделировать детали или ситуацию в специальных программах, сравнивать материалы и пр. Аналогичная тенденция отмечается и в иных сферах деятельности: экономике, менеджменте, гуманитарии и пр.

Читайте также:  Струйный способ введения препарата что это означает

Таким образом, применение ретроспективного анализа при выполнении курсовых и дипломных работ, диссертаций способствует пополнению информационной и доказательной базы, более глубокому изучению проблемы и способов ее решения, выработке кардинально нового и эффективного плана по ее смягчению или ликвидации с учетом современных возможностей.

Трудности с учебой?

Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Источник

Методы исторического исследования — принципы, виды и структура

Общенаучные методы

Научный поиск базируется на традиционных принципах, подразумевающих работу с информацией, связанную с классификацией данных, установлением причинно-следственных связей и логических цепочек, выявлением различных признаков и характеристик объекта изучения, разложением све́дений на составляющие части, обобщением и описанием (анализ и синтез).

В отечественной методологии выделяют три уровня изучения объекта:

  1. Всеобщий. Можно использовать все познавательные процедуры, давать целостные характеристики и объяснять явления в их широком значении.
  2. Общий. Здесь акцент делается на осмыслении ключевых, отдельных сторон процесса или фактов.
  3. Частный. Внимание направляется на непосредственную связь с конкретным предметом, отражая его специфику.

В рамках любой науки можно по-разному классифицировать подходы к решению поставленных проблем, но в целом принято выделять две группы методов:

Таким образом, классификацию по характеру обобщения можно представить как простую структуру.

Общенаучные методы исторического исследования:

Тип Вид
Общие Анализ и синтез информации. Индукция (от частного — к общему). Дедукция (от целого — к конкретике). Эксперимент. Наблюдение. Гипотеза и аналогия. Моделирование. Описательный и повествовательный (общеисторический).
Базовые Сравнительный. Генетический. Системный. Типологический. Динамический и хронологический. Ретроспективный.
Прикладные Статистический. Математический. Идеографический. Биографический. Реконструктивный.

В процессе изучения исторической реальности все методы взаимосвязаны, они дополняют друг друга и образуют единый механизм научной работы — методику, позволяющую придать фактам и знаниям конкретно понятную форму, устранить всевозможные противоречия, а также всесторонне раскрыть отдельные аспекты предмета исследования. Главная цель — наиболее объективно показать закономерности, связи и логику событий прошлого.

Специальная методология

Перед историком всегда стоит трудная задача выявления сущности, структуры, направленности и достоверного описания процессов минувших лет. Эта работа всегда начинается с накопления информации об объекте и фиксации первичных све́дений — так называемый эмпирический этап, за ним следует анализ фактов и источников, на котором основаны все специальные подходы к изучению действительности прошлого.

Можно выделить и соотнести название и содержание исторических методов исследования, решающих основные задачи:

  • Хронологический. Подразумевается рассмотрение явлений, движений и изменений событий поэтапно во времени.
  • Историко-сравнительный. С помощью аналогий осуществляется выявление сходств и различий по определенным признакам.
  • Синхронизация. Изучение процессов, происходивших одновременно в разных местах мира.
  • Историко-генетический. Раскрытие и описание свойств и функций объектов рассматриваемого периода.
  • Типологический. Систематизация материала по классам и типам на основе одинаковых характеристик и отношений.
  • Ретроспективный. Воссоздание картины прошлого по отдельным элементам, сохранившимся до наших дней.
  • Историко-системный. Анализ источников и событий как целостного механизма с собственной иерархией.
  • Статистический. Количественные измерения и вычисления при работе с многочисленными артефактами и проблемами социально-экономической области знания.
  • Диахронный. Использование четкой периодизации и наблюдение за изменениями, происходящими на разных этапах.
  • Актуализация. Синтез похожих признаков объектов и прогнозирование возможного развития ситуаций. Применение исторического опыта в настоящем времени.
  • Идеографический (нарративный). Биографический и психологический анализ конкретных людей. Описание их внешности, достижений, болезней, жизненного пути и мировоззрения. Отличительная черта — субъективность оценок сквозь призму собственного восприятия.

Все эти методы позволяют создавать уникальные концепции, придерживаясь главных условий: историзма, объективности и системности.

Прикладные способы

Обычно приемы, находящиеся на стыке наук, относят к прикладным. Среди таких подходов, реализуемых в рамках исторического исследования, можно отметить:

  • Контент-анализ.
  • Антропологический.
  • Палеонтологический.

Контент-анализ представляет собой сбор всевозможных количественных данных об объекте исследования. В качестве примера можно привести собрания законов, соборных уложений или сводов правил. Особенность, которая дает историкам огромные возможности для интерпретаций, заключается в разрешении считать документом любую коммуникацию, то есть не только официальные источники, но и объявления, аудиозаписи разговоров или речей, газеты, этикетки, рисунки и так далее.

Для успешной реализации этого подхода требуется значительная работа с огромными массивами информации.

Антропологический метод часто используется в учебных трудах — реферате или курсовой, где кратко, опираясь на данные об эволюции человека, можно делать обобщения относительно развития среды. Такие методы исследования в истории, как правило, применяются в рамках цивилизационного подхода, когда нужно создать представления о повседневности, социуме и культуре. Родоначальниками считаются Л. Февр и М. Блок, открывшие значение участия отдельной личности в массовых проявлениях, а также важность психологии свидетелей исторического процесса.

Читайте также:  Классификация дичи по способу добычи

Проблемами определения древности и датирования занимается палеонтология. Речь идет об изучении окаменелых останков и осадочных толщ, позволяющих делать выводы о возрасте и практическом применении артефактов, а также об условиях существования в конкретные физико-географические эпохи. Палеонтологические методы включают в себя:

  1. Стратиграфический анализ. Сопоставление возраста культурных слоев.
  2. Петрографический прием. Изучение состава каменных, рудных и магматических пород в соседних разрезах.

Геологические технологии историки используют с учетом свойств местности, где проводились археологические раскопки.

Благодаря установлению возраста источника, часто можно сделать объективные выводы о произошедших событиях.

Альтернативные подходы

Постижением прошлого с помощью воссоздания детальной обстановки, духовной атмосферы и материальной культуры занимается реконструкция. Этот метод можно отнести к числу новейших, поскольку обращаться к нему стали относительно недавно. Главное направление — когнитивное. Историк пытается на ментальном и психологическом уровне понять условия и проработать жизненные сценарии минувших эпох.

Другим альтернативным методом по праву можно считать семиотику, занимающуюся вопросами механизмов формирования исторической реальности и осмыслением процессов прошлого с точки зрения современности. Таким образом, устраняется линейность в оценке событий и больше места отводится абстрактным представлениям, рассуждениям и интерпретациям. Семиотика предполагает, что каждый век сам создает о себе рассказ не в фактических картинах, а в символическом выражении. Задача специалиста — разгадать и разъяснить эту систему знаков.

Лингвистический анализ очень часто полезен при работе с текстовыми источниками как дополнительный инструмент воссоздания образа исторической действительности. Методы текстологии применяются, чтобы выявить явные противоречия в документе, возникшие из-за неточного перевода или ошибочной языковой трактовки. Классическим примером источников, при изучении которых нельзя обойтись без лингвистического анализа, являются летописи, памятники житийной литературы, библия и международные договоры. Идеологом этого подхода в историографии был Х. Уайт.

А. Д. Бочаров представил новую классификацию методов исторического исследования, основанную на теории научного поиска. А также он предложил развивать перспективную дисциплину — историческую информатику.

Выбор метода

При необходимости определить метод для исследования той или иной проблемы стоит помнить, что история по своей сути является документированным рассказом о различных фактах прошедших лет, поэтому прежде всего нужно обращать внимание на нарративные способы работы с материалом, в которых уже заложена последовательная логика изложения событий.

Очевидно, что описательно-повествовательные методы недостаточны для создания объективной, полной и адекватной картины прошлого, поскольку используются для первичного анализа. Не удивительно, что историко-генетический метод был настоящим прорывом и интеллектуальным переворотом в деле восстановления и трактовки фактов прошлого. Стало возможным изучение процессов в динамике, а также использование связанных с ним специальных эвристических и логических методов.

Сравнительный анализ уже давно стал обязательным для каждого труда. Используются как индивидуализированные сравнения, так и вариативные. В первом случае автор должен обращаться к большому количеству источников и штудировать десятки историографических текстов.

А во втором — давать детальную характеристику конкретному происшествию с учетом различных стратегий.

Внимания заслуживают и современные методы моделирования исторической действительности, когда создается принципиальная теоретическая схема, способствующая развернутому объяснению и глубокому пониманию важнейших процессов, происходивших в обществе в определенное время. Для глобальных обобщений и качественного сравнения чаще всего применяются синхронистические способы работы с материалом, нацеленные на выявление взаимосвязей общемировых событий.

Таким образом, современная методология предоставляет историкам качественные, разнообразные способы исследования: от классических, утвердившихся в научной традиции, — до новейших, альтернативных подходов.

Источник

Оцените статью
Разные способы