- Должностная инструкция менеджера по персоналу
- Образец должностной инструкции менеджера по персоналу
- 1. Основной раздел
- 2. Функции
- 3. Ответственность
- 4. Права
- Для чего нужна инструкция?
- Основы составления должностной инструкции
- Общий раздел
- Функции
- Ответственность
- Права
- Красноярского края
- Профессиограмма
- Менеджер по персоналу
Должностная инструкция менеджера по персоналу
Должностная инструкция менеджера по персоналу составляется для определения круга обязанностей обозначенного специалиста, применительно к нуждам конкретного предприятия. Для этого в инструкции описываются основные требования к квалификации менеджера, какими навыка он должен владеть и прочие моменты, важные для выстраивания рабочего процесса. Несмотря на то, что необходимость должностной инструкции не закреплена законодательно, на практике почти во всех компаниях этот документ включается в перечень рабочей документации.
Образец должностной инструкции менеджера по персоналу
1. Основной раздел
- Менеджер по персоналу отвечает за поиск кадров для требуемых руководством предприятия позиций.
- Менеджер по персоналу назначается и освобождается от должности директором предприятия, по представлению начальника кадрового отдела.
- Менеджер по персоналу состоит в подчинении у начальника кадрового отдела.
- На время отсутствия менеджера по персоналу его функции передаются другому работнику отдела.
Кандидат на эту должность обязан отвечать следующим квалификационным требованиям:
- законченное среднее или высшее образование;
- опыт работы на профильных должностях от 0,5 года.
Менеджер по персоналу должен разбираться в:
- актуальном трудовом законодательстве;
- принятых на предприятии нормах документооборота;
- составлении документов по работникам для государственных органов;
- основных методах поиска специалистов;
- способах проверки информации, представленной соискателями;
- методах проведения профессионального тестирования кандидатов;
- приемах собеседования с кандидатами;
- стандартах вознаграждения сотрудников, принятых на предприятии;
- принципах работы своего предприятия;
- управленческой структуре предприятия;
- текущем состоянии персонала предприятия;
- планах по привлечению нового персонала на предприятие;
- текущем состоянии рынка труда и его перспективах в требуемых регионах и отраслях;
- передовых практиках в кадровом деле;
- внесении информации о сотрудниках в соответствующую базу данных предприятия;
- актуальных профессиональных стандартах по востребованным позициям;
- способах расчета эффективности деятельности сотрудников;
- нормативах премирования и поощрения сотрудников;
- пользовании компьютерами, требуемыми программами и оргтехникой.
Менеджер по персоналу руководствуется:
- нормативами трудового законодательства;
- соответствующими документами предприятия;
- пунктами инструкции.
2. Функции
За менеджером по персоналу закрепляются следующие обязанности:
- Подбор кандидатур для требуемых предприятию должностных позиций.
- Взаимодействие с менеджерами предприятия по вопросам кадров.
- Сотрудничество с кадровыми агентствами в вопросах поиска и отбора кандидатур.
- Участие в мероприятиях по аттестации сотрудников предприятия.
- Подготовка обзоров и отчетов по рынку труда.
- Участие в составлении планов по кадровому развитию предприятия.
- Взаимодействие с сотрудниками предприятия по проблемным моментам работы.
- Проведение тестов и собеседований с соискателями, а также проверка сообщенных ими сведений.
- Отслеживание новаций в сфере кадрового законотворчества.
- Участие в работе по поощрению работников предприятия.
- Объяснение соискателям и новым сотрудникам основных рабочих моментов на предприятии.
- Сотрудничество с коллегами по вопросам кадровой деятельности.
- Участие в подготовке программ по переподготовке и повышению квалификации сотрудников.
- Участие в разрешении трудовых споров между сотрудниками.
3. Ответственность
Менеджер по персоналу может привлекаться к ответственности в следующих случаях:
- За ущерб, который был причинён предприятию из-за его некомпетентности, — в соответствии с правилами трудового законодательства.
- За передачу внутренней информации третьим лицам — в пределах, прописанных в законодательстве.
- За совершенные в ходе выполнения своих обязанностей правонарушения — в соответствии с действующими законодательными нормами.
4. Права
За менеджером по персоналу закреплен следующий объём прав:
- Передавать руководству предложения по улучшению ситуации в зоне своей ответственности.
- Принимать участие в совещаниях своего отдела по вопросам развития.
- Требовать от работников предприятия данных, которые необходимы для выполнения своих обязанностей.
- Взаимодействовать со службой безопасности по вопросам оперативной проверки данных, представленных соискателями.
- Требовать от начальника отдела создания оптимальных условий для ведения своей деятельности.
Для чего нужна инструкция?
Любая компания сталкивается с необходимостью упорядочивания кадровых вопросов. Мало просто назначить сотрудника в отдел — он должен знать порядок взаимодействия с коллегами, объем требуемой работы, свои права и другие моменты, без которых невозможно продуктивное выполнение своих функций. Заполнению этих пробелов и служит должностная инструкция. Её основные функции:
- формализация рабочего процесса;
- информирование сотрудника по основным аспектам его деятельности;
- предотвращение возможных рабочих конфликтов;
- урегулирование трудовых и судебных споров.
Благодаря такому многообразию функций, сейчас инструкция считается стандартным документом для любой специальности.
Основы составления должностной инструкции
В российском законодательстве нет указаний о формате должностной инструкции. Как результат — работодатель может переделывать типовые образцы под свои нужды. Но имеются и определенные стандарты написания ДИ. Так, в её состав включают 4 базовых раздела, которые конкретизируют основные аспекты деятельности сотрудника:
- Основной раздел.
- Обязанности.
- Ответственность.
- Права.
Эти разделы берутся из образцов инструкций, а затем дорабатываются, исходя из нужд конкретного работодателя. Данные разделы могут быть дополнены несколькими пунктами, конкретизирующими, например, условия работы, должностные связи или оценку качества труда.
Общий раздел
В данной части инструкции прописываются разнообразные основы взаимодействия работника и его нанимателя. Дается описание процедуры его замены, требуемая от него квалификация, владение определенными рабочими навыками и другие моменты. В основном, все здесь прописывается стандартно. Исключением является список требуемых навыков, составляемый под нужды конкретного нанимателя. В части компаний от менеджера по персоналу, кроме подбора кадров, ожидается владение и другими навыками: проверка данных, тестирование соискателей на детекторе лжи, урегулирование деловых конфликтов и прочее.
Требуемые от менеджера навыки должны соответствовать требуемым от него обязанностям, представленным в следующем пункте ДИ.
Функции
Из всех разделов — наиболее индивидуализированный. Ведь у любого работодателя может быть свое представление, чем должен заниматься его менеджер по персоналу. В разный компаниях, отличающихся по размеру, отраслям и организационной форме, данные специалисты, несмотря на одинаковое название, могут выполнять разные обязанности.
Рекомендуется не перегружать сотрудника второстепенными функциями, создающими помехи его основной деятельности.
Ответственность
В данном разделе разобраны основные нарушения, за которые менеджера по персоналу можно будет привлечь к ответственности. Для ряда позиций, в том числе и менеджера по персоналу, имеет смысл отдельно выделить пункт об ответственности за разглашение внутренней информации.
Сама ответственность упоминается в общей форме, с минимумом конкретизации. Это объясняется тем, что конкретная ответственность может быть определена лишь в ходе соответствующих разбирательств.
Права
Раздел посвящен описанию прав, имеющихся у специалиста. Они довольно стандартны, но могут разнообразиться в зависимости от особенностей работодателя. Так, если в компании присутствует служба безопасности, то менеджеру следует дать право на получение от её сотрудников информации по соискателям и сведениям, которые они предоставили.
После окончания процессов составления и согласования инструкции, она распечатывается на корпоративном бланке. Руководитель предприятия и нанимаемый работник своими подписями подтверждают, что согласны с её содержанием. Дополнительно могут потребоваться подписи лиц, с которыми согласовывалось назначение. Печать предприятия ставить в инструкции не обязательно.
Источник
Красноярского края
Профессиограмма
Менеджер по персоналу
Презентация профессии
Менеджер по персоналу или HR-менеджер (от англ. human resources — человеческие ресурсы), — профессия сравнительно новая для России. Часть функций, которые выполняет «эйчар» (сленговое название HR-менеджера), перешла к нему от его советских предшественников — инспекторов по кадрам. Последние, как правило, вели кадровое делопроизводство и следили за соблюдением норм КЗоТа. В круг обязанностей менеджера по персоналу входит то же самое, но это только малая часть его задач. Главная цель его деятельности — совмещение имеющихся человеческих ресурсов, квалификации и трудового потенциала со стратегией развития бизнеса, стратегией управления и кадровой стратегии с целями организации.
Следует отметить, что специальность «Управление персоналом» появилась в перечне специальностей высшего профессионального образования недавно, только в 2000 году и в настоящее время пользуется огромным спросом.
Преимущества профессии: востребованность на рынке, простор для творческого подхода к делу, возможность реализовать собственные амбиции, социальная значимость (личное влияние на экономические показатели эффективности, прибыль организации).
Ограничения профессии: интенсивный умственный труд, ненормированный рабочий день, психоэмоциональные нагрузки, высокий уровень ответственности.
Тип и класс профессии
Профессия менеджера по персоналу относится к типу «Человек – Человек», она ориентирована на общение и взаимодействие с людьми. Для этого требуются умения устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей и разбираться в человеческих взаимоотношениях, обладать развитыми лексическими способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью и лидерскими наклонностями. Дополнительный тип профессии «Человек – Знак», поскольку она связана с работой со знаковой информацией: текстами, цифрами, формулами, таблицами, схемами, моделями.. Для этого требуются логические способности, умение сосредотачиваться, интерес к работе с информацией, развитое внимание и усидчивость, умение оперировать числами, пространственное мышление.
Профессия менеджера относится к классу эвристических, т.к. она связана с различными направлениями деятельности в сфере управления другими людьми, с организацией, планированием, координацией, мотивацией и контролем. Эта профессия требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.
Содержание деятельности
Менеджер по персоналу осуществляет весь цикл работ с персоналом: от изучения рынка труда и найма персонала до ухода специалиста на пенсию или увольнения. Он разрабатывает стратегию управления персоналом, кадровую политику и планирование кадровой работы; обеспечивает предприятие кадрами необходимой квалификации; анализирует кадровый потенциал, прогнозирует и определяет потребность в специалистах; проводит маркетинг персонала; поддерживает деловые связи со службами занятости; планирует организацию и контроль подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и руководителей; комплектует руководящими, рабочими кадрами и специалистами организацию с учетом перспектив ее развития.
Менеджер по персоналу создает и поддерживает корпоративную культуру. Одной из самых важных обязанностей менеджера по персоналу является обучение кадров, организация тренингов, обучающих семинаров, предоставление консультативных услуг в области управления человеческими ресурсами руководителям всех рангов, подготовка отчетов по соответствующим вопросам. Работа менеджера по персоналу жестко регламентирована инструкциями и нормами законодательства.
Требования к знаниям и умениям специалиста
Для успешного освоения профессии менеджера по персоналу необходимы базовые знания по математике, русскому языку, обществоведению. Желательно знание иностранных языков.
Менеджер по персоналу должен знать:
- директивные и нормативные документы, регламентирующие деятельность по управлению персоналом;
- основы экономики, предпринимательства и ведения бизнеса;
- основы маркетинга;
- современные концепции управления персоналом;
- основы трудового законодательства;
- основы трудовой мотивации и системы оценки персонала;
- формы и методы обучения и повышения квалификации кадров;
- порядок разработки трудовых договоров;
- организационную структуру управления и ее кадровый состав;
- стандарты делопроизводства (классификацию документов, порядок оформления, регистрации, прохождения, хранения);
- методы сбора, обработки и анализа информации с применением современных технических средств коммуникаций и связи, компьютера, интернета, электронной почты;
- теорию межличностного общения, конфликтологию.
Менеджер по персоналу должен уметь:
- организовывать работу с персоналом в соответствии с общими целями развития организации и конкретными направлениями кадровой политики для достижения его эффективного использования и профессионального совершенствования;
- комплектовать организацию работниками необходимых профессий, специальностей и квалификации;
- определять потребность в персонале, изучать рынок труда с целью обеспечения своего предприятия необходимыми кадрами;
- осуществлять подбор, отбор и найм персонала;
- организовывать обучение персонала, координировать работу по повышению квалификации и развитию деловой карьеры сотрудников;
- доводить информацию по кадровым вопросам и важнейшим кадровым решениям до всех работников;
- проводить оценку результатов трудовой деятельности работников, аттестации, конкурсы на замещение вакантных должностей;
- совместно с руководителями структурных подразделений принимать решения по вопросам найма, перевода, продвижения по службе, понижения в должности, наложения административных взысканий и увольнения работников;
- разрабатывать систему оценки деловых и личностных качеств, мотивации должностного роста работников;
- консультировать руководителей разных уровней по вопросам организации управления персоналом;
- принимает участие в планировании социального развития коллектива, разрешении трудовых споров и конфликтов;
- составлять и оформлять трудовые договоры и контракты, вести личные дела работников;
- руководить своими подчиненными.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной деятельности в качестве менеджера по персоналу необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:
- высокий уровень коммуникабельности;
- высокий уровень самоконтроля;
- способность к психологическому влиянию;
- позитивное мышление;
- креативность;
- развитое внимание;
- способность концентрироваться на задаче и быстро переключаться с одной задачи на другую;
- развитые лексические и логические (аналитические) способности;
- выраженная склонность к управленческой работе;
- высокая эмоциональная устойчивость.
Условия труда
Менеджер по персоналу работает в условиях интенсивного высокоинтеллектуального умственного труда, обычно в офисном помещении.
Медицинские противопоказания
Медицинские ограничения для менеджера по персоналу:
- некорректируемые нарушения зрения и слуха;
- вирусоносительство (туберкулез и т.п.);
- выраженные дефекты речи;
- серьезные заболевания сердечно — сосудистой системы;
- нервно-психические заболевания.
Базовое образование
Профессия менеджера по персоналу требует получения высшего образования или дополнительной курсовой подготовки на базе высшего или профессионального образования.
Пути получения профессии
- ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»;
- ФГБОУ ВО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева» — опорный университет;
- ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет»;
- ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева»;
- Красноярский институт железнодорожного транспорта — филиал ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения».
Менеджеры по персоналу требуются в каждой современной организации (торговых компаниях, строительных компаниях, здравоохранении, государственных и негосударственных фондах, кадровых и рекрутинговых агентствах, консалтинговых и аудиторских организациях, туристических компаниях, рекламных агентствах и многих др.)
Перспективы карьерного роста
Карьерный путь менеджера по персоналу предполагает повышение в должности до директора по персоналу или руководителя различных направлений деятельности системы управления персоналом.
Данный карьерный путь предполагает, что, достигнув определенного профессионального опыта, менеджер может открыть свой бизнес. При выборе данного направления карьеры рекомендуется реалистично оценивать свои сильные стороны и зоны риска.
Источник