Способы держать ручку при письме

Как держать ручку правильно (+история переучивания)

В прошлом половину года мы c Яной занимались исправлением захвата. После того, как я прониклась всей сложностью процесса, настоятельно всем рекомендую идти в первый класс со сформированным захватом, или вооружится специальными ручками/насадками.

Как держать ручку правильно

Распространенные ошибки захвата:

  • Указательный палец напряжен, сильно согнут и держится с большим на одном уровне ручки. При правильном захвате он расслаблен и располагается чуть ближе к кончику ручки, чем большой.
  • Ручку нельзя класть в ямку между большим и указательным пальцем. Ее нужно держать.

Надо ли учить правильно держать карандаш в раннем возрасте

В норме формирование захвата происходит в 3-4,5 года. Если в среднем дошкольном возрасте этого не произошло, то лучше начать использовать насадку, чтобы к школе правильный захват уже был сформирован. Иначе в первом классе помимо обучения почерка, придется формировать правильный захват.

НАСАДКА ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ (AliExpress) В 3-4,5 рекомендуется держатель формы, как на картинке. Он фиксирует пальчики снаружи. В случае со школьниками ее используют для детей с выраженными трудностями. Также такая насадка подходит для двуручного письма.

Альтернативная точка зрения

Лет 5 назад я прочла информацию о важности свободы для гармоничного развития ребенка. Там говорилось, что все должно происходить физиологично и в плане формирования захвата, в том числе. Тогда для меня это был сильный аргумент.

Зачем исправлять захват у малыша, у которого еще не сформированы мышцы пальцев для верного захвата? Развивайте разнообразными занятиями мелкую моторику, мышцы «прокачаются» и захват сформируется.

Это красиво звучит, но по факту в большом количестве случаев пальцы запоминают и автоматизируют тот самый первый захват, с неравномерно развитыми мышцами пальчиков. Скорей всего физиологичное формирование захвата происходит у малышей с крепкими пальчиками. То есть на момент своего первого рисования для верного физиологичного захвата мышцы пальцев уже должны быть сформированы.

История переучивания захвата в первом классе

Если в первоклассник имеет неверный захват ручки это надо срочно исправлять. Перейдя на большие объемы письма, скорее всего нагрузка на пальцы будет распределяться неравномерно и появится дискомфорт. Сейчас время трендов всевозможных свобод. Многие отмахиваются от правильного захвата ручки, говоря, что не обязательно держать ручку по “ГОСТам”. Ни тут то было! Вы же понимаете, что даже для приседаний есть своя техника. Если приседания с весом будут осуществляться без соблюдения техники — «привет коленям». Так же и с большими объемами письма, нужна правильная техника захвата, иначе чрезмерная нагрузка пальцев. В течении первого класса постепенно будет увеличиваться объем письменных заданий. И если первую четверть ребенок с неверным захватом может чувствовать себя в норме, то на больших объемах ему придется сложно. В озможен большой дискомфорт, плохой почерк, нежелание писать.

В этом году Яна идет во второй класс. В прошлом году мы занимались исправлением захвата. Прошлым летом я, предлагая различные мелкомоторные задания, наивно надеялась на естественное исправление захвата. По факту, когда в раннем детстве ребенок начинает рисовать и писать, он привыкает к тому захвату, который ему позволяют мышцы пальцев на момент старта.

Переучивать без использования различных держателей и специализированных ручек очень сложно. Т.е., если правильного захвата нет к школе, то в школе он сам по себе, навряд ли, появится. Если к первому классу захват не верный, не автоматизируйте его еще дальше.

Stabilo EASY START (my-shop). К концу первой четверти первого класса я поняла, что захват сам по себе не исправится. Тогда я узнала о насадках, и ручках. Мне показалось, что насадка что-то ненадежное, поэтому заказала Яне ручку европейского бренда Stabilo EASY START. Дорогая р екламная компания уверяет, что эту ручку невозможно держать неправильно. На практике, оказалось еще, как возможно. Я заказала ее после множества попыток договорится с Яной держать обычную ручку правильно, поэтому в первые же дни использования ручкой я подразочаровалась. показать скрытый текст

Читайте также:  Первоначальные способы приобретения права собственности юридическим лицом

РЫБКА (РУЧКА-САМОУЧКА) УНИК-УМ (my-shop). Уже после завершения первого класса, в рамках подготовки публикации про почерк, мне довелось пообщаться с Мазиной Вероникой Дмитриевной (логопед, нейропсихолог). Всем родителям будущих первоклашек рекомендую посмотреть ее видео на YouTube о почерке. Вероника Дмитриевна специализируется на исправлении почерка, и других проблем при обучении детей. У нее в этом большой опыт. Для исправления захвата она считает очень удачной разработку — рыбку-держатель (по-другому ручку-самоучку) от Уник-Ум. показать скрытый текст

Обратите внимание, есть варианты для правшей и левшей! Путать нельзя! Ссылка на рыбки в Лабиринте:

Наша история исправления захвата у Яны завершилась удачно. К концу первого класса мы получили симпатичный почерк. Кстати, при переучивании Яны, я обнаружила у себя ошибки захвата 🙈. Вот она причина моего отвратительного почерка. Сейчас пытаюсь писать правильно. При наличии времени получается симпатично, а если надо что-то быстро заполнить, просыпается захват, используемый десятилетиями… Всем желаю правильно захвата и красивого почерка! Уверена, у ваших первоклашек все получится. Сам факт, что вы дочитали эту публикацию😁, говорит о том, что вы работаете над этим моментом, а значит обязательно все получится!

Материалы, которые могут вас заинтересовать:

Запись опубликована 15.07.2021 автором Мама зануда 1

Как держать ручку правильно (+история переучивания) : 1 комментарий

Спасибо, актуально. Удивительно, но в 3 года у дочки был идеальный захват, но в какой-то момент стала держать неправильно ручку, хотя уже 7 и в сентябре в школу

Источник

Как научить ребёнка правильно держать ручку? 6 основных способов и несколько дополнительных советов

Почему возникают ошибки?

Ситуация, когда ребенок неправильно держит ручку, карандашики, фломастеры во время письменных работ, достаточно распространена. Откуда же берётся подобная проблема? Эта привычка формируется в самом раннем возрасте, ещё задолго до поступления в школу.


Всё может начаться с того периода, когда ребёнок заинтересуется погремушкой, удерживая её в ручке. Потом наступает очередь кисточек, мягких карандашей, которыми кроха изображает каракули на альбомных листочках.

Кроме того, навык удерживания письменных принадлежностей формируется за счёт работы с пластилином или специальным тестом.

Правильные щипки и лепка совершаются правой рукой, при этому используются большой, указательный и средний пальчики.

С 4-летнего возраста необходимо наблюдать за тем, как ребёнок рисует. Одни малыши удерживают карандаш в кулачке. Другие же с чрезмерной силой сдавливают письменную принадлежность.

Нельзя пускать процесс формирования захвата на самотёк. Если ребёнок будет держать фломастеры так, как ему хочется, то в школе его придётся переучивать. Чем раньше будет сформирован правильный захват, тем легче первоклассник сможет адаптироваться к школе.

На 6 году жизни дети уже должны уметь пользоваться карандашом, даже если это просто рисование узоров в прописях или вычерчивание печатных букв. Причём родителям нужно постоянно следить за правильностью письма, чтобы предупредить переучивание.



Упражнения для развития мелкой динамики внутри ладони

  1. Монетки. Дать ребенку в руку 3-4 монеты. Он должен, удерживая все монеты в ладони, выкладывать на стол ПО ОДНОЙ. При неразвитых манипуляциях монеты будут падать, так как ему будет сложно двигать одними пальцами, сжимая другие, и перекладывать монеты внутри ладони, не помогая другой рукой, телом и т.д.
  2. Фасоль — берется маленькая бутылка из-под колы. В нее набирается фасоль слоями — коричневая-белая. Получается очень красиво. Ребенок берет в руку по 3-4 фасолины, постепенно опускает их по одной в бутылку. Можно добавлять и третий слой — я добавила зерна хумуса (в России называется, по-моему, иранский горох или турецкий горох). Можно и просто горох, но лучше крупный. Ребенка поощрять опускать по одной, и чтобы фасоль не просыпалась.
  3. «Прогулки» по карандашу. Ребенок берет в руку карандаш (желательно длинный), берет его обычно, но за самый кончик, и старается одной рукой без помощи другой и, не кладя карандаш на стол, «дойти» до противоположного конца и обратно.

В общем, с любыми мелкими предметами можно играть по этому же принципу — несколько предметов на столе, ребенок собирает их по одному в ладонь, потом по одному же раскладывает. Начинать стоит с 3, иногда даже 2 предметов. Больше шести уже давать не стоит. Подойдут монеты, пуговицы, крупная фасоль, бусинки (не мелкий бисер).

Мы с дочкой занимаемся этим уже с месяц. Ежедневно по 5 минут по каждой «теме». Результаты уже есть — почерк заметно выправляется, в классе стала писать быстрее, больше успевает.

Читайте также:  Все способы бега лошади



Чем чревато неправильное держание карандаша?

Как уже было отмечено, неверный захват письменной принадлежности может привести к проблемам со здоровьем у ребёнка. Самые опасные нежелательные последствия – ухудшение зрения, искривление позвоночного столба из-за неправильного сидения за столом.

Даже если подобные неприятные осложнения и не возникнут у ребёнка, он просто станет скорее утомляться при письменных работах, штриховании или черчении. А это сможет негативно отразиться на школьной успеваемости и психологической адаптации.

Такие неприятности можно предупредить, если вовремя обнаружить неправильное положение руки и неверный захват пишущей принадлежности. Распознать будущую школьную проблему можно по следующим признакам:

  • малыш держит большой пальчик при работе несколько ниже указательного;
  • карандашик придерживает указательный или безымянный пальчики, а не средний;
  • фломастер берётся щёпотью;
  • пальчики располагаются либо чрезмерно низко, либо чрезмерно высоко;
  • ребёнок, рисуя картинку, вращает не карандаш, а сам альбомный листок;
  • верхнее окончание карандаша направлено не к плечу, а к шее;
  • малыш нажимает на бумагу или с излишней силой, или чрезмерно слабо.

Если вы обнаружили один или несколько признаков ошибочного захватывания карандаша, необходимо незамедлительно переходить к исправлению привычки. Иначе после поступления в школу у ребёнка могут возникнуть проблемы с учёбой.

Подготовка руки к письму содержит несколько этапов:

  • научение труду руками (различного рода поделки, лепка, живопись и рисунок). Это означает: развитие моторики, глазомера, пространственной ориентации, внимания, умение работать аккуратно, заканчивать любое дело, а не бросать его на полпути.
  • формирования чувства ритма – научение согласованию движения и слова с соблюдением определенного ритма;
  • научение рисовально-графическим работам – раскрашивание, рисование по клеточкам, штриховка и др.
  • формирование правильной ориентации в пространстве — ориентировка на рабочей поверхности (например, на бумажном листе).

Как держать ручку при письме?

Главный нюанс – это расположение пальцев. Праворукий человек берёт письменный предмет следующим образом: ручка кладётся на верхний отдел среднего пальчика, а указательный удерживает пишущую принадлежность сверху. Большой пальчик располагается слева.

У леворуких людей захват зеркальный: ручка располагается на верхней части среднего пальчика левой руки, указательный удерживает предмет сверху, а большой – с правой стороны.

Проверить правильность захвата можно, если поднять указательный палец. Письменная принадлежность осталась на месте и даже не шелохнулась? Значит, ребёнок держит ручку верно.

К остальным пальчикам особых требований не предъявляется. Безымянный и мизинчик можно располагать любым удобным для маленького писца образом. Обычно их прижимают к ладошке.

Чтобы ребёнок окончательно понял, как правильно держать карандаш при письме и рисовании, специалисты рекомендуют напоминать малышу о следующих правилах:

  • пишущий предмет кладётся ровно на подушку конечного отдела среднего пальчика;
  • все три пальчика, который участвуют в удержании предмета, как будто закругляются;
  • два других пальчика сгибаются и прижимаются к ладошке;
  • вся кисть руки полностью расслаблена;
  • идеальная позиция – пальчики располагаются выше полутора сантиметров от кончика ручки или карандаша;
  • в процессе написания букв или рисования мизинчик может прикасаться к поверхности стола.

Регулярное повторение этих правил позволит поставить правильный захват письменной принадлежности уже к старшему дошкольному возрасту, что позволит не тратить время и нервы на переучивание.

Мои любимые упражнения

  1. Пластилин — очень хорош. Для начала полезно просто помять пластилин в руках, раскатать по-разному, раскатать, например, колбаску по столу или скатать шар двумя руками.

Ребенок со слабоватым тонусом в руках и плечевом поясе очень быстро начнет пользоваться весом тела для размятия пластилина — будет наваливаться всем телом. Так до сих пор делает моя дочь. Раскатывая шарик между ладонями, она тоже любит зафиксировать локти на столе, иначе быстро устает. В таком случае лучше не делать эти упражнения за столом, а посадить ребенка на табурет перед собой и показывать ему упражнение — катать шарик между ладоней, сделать это перед собой, над головой, сдавить этот шарик между ладонями, скатать между ладоней колбаску и т.д.

Проблема в этом случае такова, что ребенок перестает воспринимать это как игру, он начинает видеть в этом «упражнение». Надо найти пути «обставить» это как игру.

Из пластилина делается длинная колбаска. Кладется на стол или лист бумаги. Ребенок идет по длине «змеи» и сдавливает ее двумя пальцами — большим и указательным. При соединении этих двух пальцев они должны образовывать кольцо.

  1. Дождик. От куска пластилина отщипываются маленькие кусочки, наклеиваются на лист цветного картона в виде «капель дождя». Сверху рисуется тучка, рисунок готов!
Читайте также:  Способы уберечь себя от мошенников

Это особенно хорошо для более младших детей с низким уровнем самооценки в отношении рисования и ручного труда. Это те дети, которые не любят рисовать, клеить, делать поделки, и т.д. Результат выходит наглядный, простой.

Когда ребенок отщипывает пластилин — тоже стоит смотреть, что он делает это указательным и большим пальцем, и вместе они образуют кольцо.

  1. Пинцет — можно давать ребенку переносить небольшие предметы с помощью пинцета. Например, маленькие шарики из искусственного меха или небольшие бусинки.

Я люблю делать различные картинки с детьми, на лист цветной бумаги намазывается клей, ребенок берет шарики пинцетом и наклеивает их на лист картона. Пинцет берется тоже двумя пальцами — указательным и большим.

  1. Бусы — если манипуляции с пластилином и пинцетом еще сложноваты (требуется усилие), и ребенок не в состоянии выполнять их правильно (пальцы кольцом) — стоит спуститься на более низкий уровень и попытаться добиться правильного положения пальцев (то самое «кольцо») в нанизывании бусинок на проволоку, игр со спичками (скажем, складывать картинки из спичек и клеить на бумагу, это, кстати, можно делать и пинцетом). У меня удачно идет фасоль — мы делаем картинки из наклеенной на цветной картон фасоли — белой и коричневой, получается очень красиво и оригинально.

Упражнения на развитие мелких манипуляций внутри ладони. Есть два способа держания карандаша при рисовании и письме — динамичный и статичный.

Статичный — при рисовании и письме ребенок держит карандаш, фаланги пальцев неподвижны, основное движение происходит от запястья.

Динамичный — при письме/рисовании запястье неподвижно, двигаются фаланги пальцев. В идеальном варианте двигаются все фаланги, включая самые дальние (ближние к кончикам пальцев). Динамичный способ более «взрослый», должен появиться годам к пяти — пяти с половиной. Лет в шесть он уже желателен. В семь — необходим.

Насадка на карандаш в качестве обучающей методики

Проблема обучения письму тревожит также и изготовителей пишущих аксессуаров. В канцелярских отделах родители могут приобрести особые насадки, которые выполнены в виде зверюшек.


В этих устройствах имеются особые небольшие выемки и углубления. Если резинка-насадка надета на ручку, то ребёнок попросту не сможет захватить пишущую принадлежность неправильно.

В сети можно найти много положительных отзывов о такой принадлежности, как ручка-тренажёр для обучения правильному захвату. Выглядит аксессуар как рыбка со специальными углублениями. Производители и родители заявляют, что подобный тренажёр способен даже исправить почерк у ребёнка.

Ещё один вариант обучающих пишущих устройств – ручки из серии Stаbilо LеftRight. Эти устройства были разработаны при участии медиков, учителей и специалистов по эргономике. На трёхгранных ручках уже имеются особые насадки с углублениями, которые помогают «писцу» взять предмет правильно.

Кроме того, пишущие принадлежности выполнены из лёгкого мягкого материала, а их окраска дарит детям хорошее настроение, что также немаловажно при решении вопроса, как научить ребёнка правильно держать карандаш.

Как выбрать идеальную ручку?

В раннем возрасте начинать знакомство с пишущими предметами лучше всего с карандаша, поскольку его легче захватить и удерживать в правильном положении. Затем следует переходить на ручку.

Чтобы будущая школьная принадлежность понравилась ребёнку и соответствовала всем требованиям, необходимо учитывать несколько важных характеристик:

  • наличие резиновой вставки, которая исключит проскальзывание;
  • безопасность материала, поскольку ребёнок обязательно потянет ручку в рот;
  • трёхгранная форма корпуса;
  • длина изделия менее 13 сантиметров, а толщина не превышает 8 миллиметров.

Лучшей ручкой для выведения букв в прописи является шариковая. Следует отдать предпочтение тёмно-синим или фиолетовым чернилам, поскольку они оставляют отчётливый след. Голубой стержень пишет менее отчётливо, поэтому первоклассник станет давить на ручку.

Правильная поза за столом

Чтобы ребёнок смог верно держать ручку во время письменной работы, ему необходимо занять оптимальное положение за столом. Издавна школьников учили соблюдать принцип трёх прямых углов.


Идеальная посадка – это когда прямой угол будет образован согнутыми коленками, бёдрами и спинкой, согнутыми локотками.

А ещё следует напоминать ребёнку, чтобы он:

  • держал ножки рядом;
  • опускал целиком стопы на пол;
  • укладывал руки при письме на парту;
  • соблюдал 2-сантиметровый зазор между столешницей и туловищем;
  • укладывал пропись под 30-градусным углом к туловищу;
  • склонял голову чуть-чуть к столу.

Постановка детской руки для письма невозможна без правильного удержания ручки. Чтобы ребёнок не уставал, необходимо соблюдать определённое расстояние от кончика стержня до указательного пальчика – в 1,5 сантиметра.

Источник

Оцените статью
Разные способы