Способы денежных расчетов с покупателем
V. Расчеты с покупателями
35. Денежные расчеты с населением за товары осуществляются с обязательным применением контрольно-кассовых машин, за исключением случаев, предусмотренных «Перечнем отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин», утвержденным Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745.
Контрольно-кассовые машины должны быть зарегистрированы в налоговых органах по месту нахождения предприятий торговли в установленном порядке.
36. Деньги за товары получают кассиры контрольно-кассовых машин, в предприятиях самообслуживания — контролеры — кассиры.
37. Расчеты с покупателями производятся в следующем порядке:
кассир, контролер — кассир четко называет сумму полученных денег и кладет их отдельно на виду у покупателя;
печатает чек на контрольно-кассовой машине;
объявляет покупателю общую стоимость покупок;
называет сумму причитающейся покупателю сдачи и выдает ее вместе с чеком;
после окончательного расчета кладет полученные от покупателя деньги в кассовый ящик.
38. Запрещается предлагать покупателю вместо сдачи денег какие-либо товары или требовать от него самому разменивать деньги.
39. Расчет за все товары, приобретаемые в продовольственных предприятиях самообслуживания, производится только в едином узле расчета.
В зале самообслуживания рекомендуется устанавливать специальные кассы для расчеты за покупки, состоящие из одного — двух предметов.
В непродовольственных предприятиях самообслуживания расчеты производятся в едином узле расчета или кассах, установленных в местах выхода покупателей.
40. При поступлении от покупателя претензии по расчетам кассир, контролер — кассир обязан сообщить об этом администрации предприятия.
Возврат из кассы денег покупателям производится в установленном порядке по разрешению администрации.
Источник
Расчеты с покупателями и заказчиками
Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками — это формирование документированной информации об операциях с контрагентами, которое происходит с использованием счета 62.
Важной частью работы любой бухгалтерии являются расчеты с покупателями и заказчиками. Проводки в этой сфере зависят от многих факторов: условий договоров, сроков расчетов и даже вида деятельности.
Каждая организация в процессе своей деятельности взаимодействует с другими компаниями и индивидуальными предпринимателями. Всех их вместе называют контрагентами юрлица. У одних продукцию или услуги компания приобретает, и это поставщики, а другим, напротив, реализует свою продукцию или услуги. Это заказчики или покупатели. Все условия работы обычно прописывают в договорах, а затем и в первичных документах по каждой сделке.
В задачу бухгалтера входит систематизировать эту информацию, учесть все операции и вывести их финансовый результат. По сути, бухгалтерский учет расчетов с контрагентами показывает эффективность деятельности организации в целом. Ведь экономический смысл работы заключается в получении прибыли. А финансовое положение и стабильность компании напрямую зависят от ее дебиторских и кредиторских обязательств. Поэтому организация бухучета расчетов с покупателями и заказчиками является важной частью основных управленческих задач.
Рассмотрим внимательнее, как правильно организовать учет в этой области? Какие счета задействовать и какие проводки выполнить? Ведь все это должно соответствовать требованиям Федерального закона о бухучете и целого ряда ПБУ, в частности ПБУ 5/01.
Основные правила расчета с покупателями и заказчиками
Для того чтобы все расчеты с клиентами фирмы были в порядке, бухгалтеры используют счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» из утвержденного Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010). Важно помнить, что проводки будут отличаться в зависимости от вида деятельности и ее направления:
- выполнение работ;
- реализация услуг;
- оптовая реализация товаров;
- розничная реализация товаров.
В случае опта можно вести учет в общем порядке, а в рознице необходимо применение контрольно-кассовой техники и подключение других счетов. Сам счет 62 является активно-пассивным, сальдо по нему может быть одновременно по дебету и кредиту. Аналитику необходимо вести в разрезе каждого контрагента. Обычно для этого заводят отдельные карточки или ведомости, в которых отражаются все договоры и сделки.
По каждому контрагенту необходимо классифицировать форму оплаты, поставки, сроки платежей, просроченные обязательства. Сальдо необходимо выводить отдельно по каждому поставщику или заказчику. Дебиторская задолженность — это актив, а кредиторская — пассив. Например, в бухгалтерском балансе сумма дебеторской задолженности по сч. 62 отражается в разд. II «Оборотные активы» по строке 1230 «Дебиторская задолженность».
Расчеты с покупателями: проводки и субсчета
Все проводки по дебету сч. 62 осуществляются в корреспонденции со счетами 90, 91 на суммы выручки. Они показывают факт перехода права собственности к контрагенту и фактически формируют дебиторские оборот и задолженность. Кредит сч. 62 означает оплату или иное списание обязательств покупателя или заказчика. Он корреспондируется со счетами 50, 51, 52, 55, 60. Обратите внимание, что сумма НДС на этом счете не выделяется и все поставки и обязательства, а после и оплата, отражаются вместе с ним, если компания является плательщиком этого налога.
Рассмотрим основные проводки по сч. 62 в таблице.
Признана выручка от реализации товаров, работ, услуг
Учтен НДС, предъявленный покупателю
Покупателем погашена задолженность
Проводка | Наименование операции |
---|---|
Дт 62.1 Кт 90.1. | Отгружены товары покупателю |
Дт 51 Кт 62.2 | Поступил аванс за товары на расчетный счет |
Дт 52 Кт 62.22 | Поступила на валютный счет оплата за экспортную отгрузку |
Дт 62 Кт 91.1. | Произведена реализация собственного имущества |
Дт 62.2 Кт 62.1. | Зачтена полученная ранее предоплата |
Дт 60 Кт 62 | Зачет встречных требований по договору |
Дт 62.2 Кт 51. | Возврат аванса покупателю или заказчику |
Дт 63 Кт 62 | Погашен долг контрагента в счет созданного резерва по сомнительным долгам |
Для счета 62 бухгалтер (на основании утвержденной учетной политики) может использовать такие субсчета:
- 62.1 — для расчетов в общем порядке;
- 62.2 — для расчетов по авансам;
- 62.3 — для учета векселей контрагентов;
- 62.21-62.22, 62.31-62.32 — валютные операции (число субсчетов зависит от числа иностранных валют, в которых фирма ведет расчеты);
- 62.Р (или 62.5) — розница;
- 62.О (или 62.6) — опт.
Если этих субсчетов не хватает, организация может использовать другие, в зависимости от специфики своей деятельности.
Первичные и учетные документы
Оформлять все операции с покупателями и заказчиками необходимо исключительно на основе первичных документов. В частности, факт заключенной сделки нужно подтверждать договором, также можно приложить деловую переписку, в которой идет речь об условиях поставки и оплаты, и гарантийные письма. Отгрузку нужно подтверждать актами выполненных работ (услуг), накладными, счетами-фактурами. Оплата подтверждается любыми расчетными документами: выписками из банков, платежными требованиями, кассовыми ордерами или чеками. Кроме того, активно применяются акты сверки, акты взаимозачета, векселя.
Важно помнить, что в аналитике необходимо разделять в учете операции:
- срок исполнения которых еще не наступил;
- текущие;
- срок исполнения которых просрочен;
- полученные предоплаты;
- вексельные операции.
Источник
Презентация по теме «Способы расчета с покупателями» по профессии «Контролер- кассир»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Мастер п/о Френкель В.А.
Введение 1. Способы расчетов с покупателями 2. Пластиковые карточки. Виды, классификация пластиковых карточек 3. Преимущества и недостатки пластиковых карт Заключение Список использованной литературы
Важное место в процессе продажи товаров занимает организация расчетов с покупателями. Правильная организация расчетных операций позволяет сократить время, затраченное покупателями, обеспечивает точность, быстроту и наглядность расчетов, улучшает санитарно-гигиенические условия при реализации продовольственных товаров, исключает хищения и злоупотребления денежными средствами. Идеальная модель расчетов предполагает, что, получив деньги от своих покупателей, предприятие направляет часть из них на оплату приобретенного сырья и материалов. В современном магазине самообслуживания покупатель, как правило, контактирует с обслуживающим персоналом лишь непосредственно перед уходом, в расчетно-кассовой зоне. Поэтому очень важно, чтобы его встретил достойный уровень сервиса. Цель выпускной квалификационной работы — изучение правил расчетов с покупателями. Поставленная цель достигается путем решения следующих взаимосвязанных задач: — изучить способы расчетов с покупателями; — дать понятие пластиковая банковская карточка; — рассмотреть виды и классификацию банковских карточек; — выявить преимущества и недостатки пластиковых карточек.
Расчетные операции с покупателями играют важную роль в торгово-технологическом процессе магазина. От правильной их организации зависят затраты покупателями времени на приобретение товаров. Эффективность работы кассового узла зависит от таких факторов как профессионализм кассира, эргономика его рабочего места; возможности оборудования, надежность и простота обслуживания программного обеспечения. В процессе обращения товаров возникают денежные отношения с поставщиками и покупателями за покупку и продажу товаров. Расчеты могут осуществляться путем уплаты наличных денег или путем безналичных расчетов. Расчеты — это денежные взаимоотношения между субъектами, которые можно разделить на две группы: — первая группа — платежи по товарным операциям, связанные с движением товара (расчеты с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками); — вторая группа — расчеты по нетоварным операциям, не обусловленные движением товара и связанные лишь с движением денежных средств (расчеты с бюджетом, внебюджетными фондами, учредителями, акционерами, кредитными организациями).
Расчеты с покупателями могут осуществляться путем приема денег непосредственно продавцом, кассиром или контролером-кассиром и одновременного учета поступившей суммы с помощью кассовой машины. Контрольно-кассовые машины обеспечивают наглядность, простоту и правильность расчета, контроль за ведением расчетно-кассовых операций, точность учета денежных поступлений. При этом значительно ускоряется процесс расчетов с покупателями.
В настоящее время в торговле существуют следующие способы расчетов с покупателями. Деньги за проданный товар получает: — кассир – операционист; — продавец — кассир; — контролер – кассир; — автомат.
Способ 1. Работа кассира — операциониста используется при традиционном методе продажи товаров (через прилавок), когда товар отпускается по кассовым чекам. Кассир — операционист регистрирует покупки через кассовый аппарат, выдает покупателям кассовый чек, по этому чеку покупатель получает у продавца товар. При этом способе расчета материальная ответственность ложится на разных лиц: продавец несет ответственность за товар в отделе, кассир — операционист — за деньги в кассе.
Способ 2. При расчете покупателя с продавцом-кассиром кассовый аппарат находится в отделе. Продавец отбирает, взвешивает, упаковывает отобранный покупателем товар, регистрирует его стоимость на кассовом аппарате, выдает чек покупателю вместе с товаром и получает деньги. В этом случае работник несет материальную ответственность за товар, находящийся в отделе, и за денежные средства, находящиеся в кассе.
Способ 3. Труд контролера-кассира используется, если расчет производится на узле расчета, который расположен при выходе из магазина самообслуживания. Покупатель отбирает товары в торговом зале, затем предъявляет их контролеру-кассиру на узле расчета, расплачивается и получает чек, который должен сохранить до выхода из магазина. В этом случае контролер-кассир несет материальную ответственность за товар в торговом зале и за денежные средства в кассе.
Способ 4. При этом способе товар отпускается из автоматов по продаже сигарет, плиток шоколада, напитков и другое. Этот способ продажи ограничен ассортиментом, При способах 1 — 3 информация о состоянии контрольно-кассовой машины, ошибках кассира и другая служебная информация высвечивается на индикаторе кассира в виде надписей, что значительно упрощает его работу.
Кассир осуществляющий прием наличных денежных средств, должен производить расчеты с покупателем в следующем порядке: • четко назвать сумму денег, полученную от покупателя, и положить эти деньги отдельно на видное для покупателя место (не в ящик для денег, т. е. в так называемую кассу — купюра к купюре, а так, чтобы покупатель видели свои деньги): 1) выбить чек; 2) назвать покупателю выдаваемую сумму сдачи и вручить ее вместе с чеком: • потом поместить полученные от покупателя деньги в ящик для денег в кассовом аппарате или иное место аналогичного назначения.
БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ Кроме расчетов наличными денежными средствами в торговых предприятиях существуют и безналичные расчеты. Безналичные расчеты — это платежи, осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях и зачетов взаимных требований.
Банковская пластиковая карточка – универсальный платежный инструмент, являющийся ключом доступа к управлению банковским счетом и позволяющий своему владельцу оплачивать товары и услуги в различных торговых и сервисных предприятиях, принимающих карточки, получать наличные деньги, а также пользоваться иными дополнительными услугами и определёнными преимуществами. Сегодня банковские карточки выступают ключевым элементом электронных банковских систем, более активно вытесняя привычные чековые книжки и наличные деньги.
Все банковские карты могут классифицироваться по тому, кем используется карта: — корпоративные, — индивидуальные, — семейные.
В ходе развития пластиковых карт возникли разные виды пластиковых карточек, различающихся назначением, функциональными и техническими характеристиками. 1. Банковские кредитные карточки предназначены для покупки товаров с использованием банковского кредита, а так же для получения авансов в денежно-кредитной форме. Главная особенность этой карточки — открытие банком кредитной линии, которая используется автоматически каждый раз, когда производится покупка товара или берется кредит в денежной форме. Кредитная линия используется в пределах установленного банком лимита. Ответственность перед банком по корпоративному счету несет организация, а не индивидуальные владельцы карточек.
2. Карточки туризма развлечений и отдыха. Это «платежные» карточки. Они выпускаются компаниями, специализирующимися на обслуживании указанной сферы. Карточки принимаются сотнями тысяч торговых и сервисных предприятий во всем мире для оплаты товаров или услуг, а также предоставляют владельцам карт различные льготы при бронировании авиабилетов, номеров в гостиницах, получению скидках с цены товара, страхованию жизни и т.д. Главные отличия этого вида карточек от банковских кредитных карточек заключается во-первых, в отсутствии разового лимита на покупки и, во-вторых, обязанности владельца карточки погасить задолженность в течение месяца без права пролонгировать кредит.
3. Частные платежные карточки предприятий торговли и услуг. Применение этих карточек ограничено определенной замкнутой сетью торговых учреждений, например цепью универмагов, системой заправочных станций определенной компании. Кредит предоставляет сама компания, Она же получает процент по ссудам.
4. Карточки для банковских автоматов. Это разновидность дебетовых карточек, которые дают возможность владельцу счета в банке получать наличные деньги в пределах остатка средств на счете через автоматические устройства, установленные в банках, торговых залах и т.д. При наличии карточки деньги можно получать в любое время суток и по праздничным, выходным дням. Некоторые типы автоматов выполняют более широкий круг операций помимо простого снятия денег со счета; они позволяют вносить деньги на вклад, делать взнос на погашение ссуды, получить выписку о состоянии банковского счета, переводить деньги с одного счета на другой и т.д.
Преимущества и недостатки пластиковых карт Преимущества пластиковых карт — это быстрота платежей. В любой стране мира можно будет снять наличные деньги или оплатить покупку товаров и услуг. Также благодаря пластиковой карте обеспечивается безопасность средств, в случае её потери. В таком случае можно всегда заблокировать карту в течение нескольких минут. Для этого потребуется позвонить на горячую линию банка и сообщить о её утрате. После этого сразу же произойдет блокировка. Касательно недостатков пластиковой карты следует сказать, что особых минусов у неё и нет. При правильном использовании ей ничего страшного не грозит.
Заключение В современных условиях рыночной экономики ни одно предприятие не сможет существовать без покупателей, т.к. они являются источником прибыли и благополучия организации. Деятельность торговых предприятий связана с удовлетворением потребностей каждого человека, подвержена влиянию множества факторов и охватывает широкий спектр вопросов организационно-технологического, и финансового характера, требующих повседневного решения. Правильная организация учета расчетов с покупателями и заказчиками, несомненно, играет одну из важных ролей в каждой организации. Ведь прибыль предприятия складывается из оплаты клиентами проданных товаров, выполненных работ или оказанных услуг.
Список использованной литературы 1. Арустамов Э.А., Вахрин П.И., Памбухчиянц В.К. Торгово-технологическое оборудование: Учебник. М.. Экономика, 2011. 2. Арустамов Э.А., Косолапова Н.В. Торгово-измерительное оборудование: Пособ. для студентов. М.: ЦУМК Моск. ун-та потреб. кооп., 2010. 3. Арустамов Э.А., Леваков В.А. Организация и техника применения пластиковых карт. Лекция. М.: ЦУМК Моск. ун-та потреб. кооп., 2009. 4. Бланк И. А. Управление финансовой безопасностью предприятия: — М.: Финпресс, 2012.-с.784
Источник