- Урок математики в 3 классе «Деление двузначного числа на двузначное» презентация к уроку по математике (3 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Алгоритмы устных способов деления двузначных и трёхзначных чисел консультация по математике (3 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Математика. 3 класс
- Как доступно объяснить ребёнку суть деления чисел
- Как объяснить деление дошкольнику
- Делим поровну
- Деление с остатком
- Видео: как освоить деление за 5–10 минут
- Что нужно для освоения деления в младшем школьном возрасте
- Эффективные способы объяснения деления школьникам
- Деление на основе знания таблицы умножения
- Деление двузначных чисел на однозначные
- Деление способом группирования
- Как объяснить деление в столбик
- Деление без остатка
- Деление с остатком
- Видео: как научиться делить в столбик
- Деление на двузначные числа
- Видео: тренажёр быстрого деления в уме для школьников
Урок математики в 3 классе «Деление двузначного числа на двузначное»
презентация к уроку по математике (3 класс)
Материал состоит из презентации и разработки самого урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_v_3_klasse_anzhela.pptx | 2.06 МБ |
matematika_3_klass.docx | 19.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок математики в 3 классе. Деление двузначного числа на двузначное число.
Все услышали звонок. Поспешили на урок. Добрый день и добрый час Математики урок Начинается сейчас.
Вычисли и расшифруй слово. 9х8 21:3 6х7 6х4 64:8 72 7 42 24 8 А Р Ф М Е 42 7 24 72 8 Ф Е Р М А
Устный счёт . 8, 42, 5, 7, 9, 72, 6, 20, 4. 48 : 3 = * * : 7 = 9 36 18
Найди лишнюю фигуру. 1 2 3
Задачи. Трём кроликам хозяин раздал 21 морковку поровну каждому. Накормить остальных кроликов поручил сыну. Задумался сын. Сколько кроликов он накормит так же, если отец ему выдал 35 морковок?
Длина грядки 6м, ширина 4м. Узнайте пло — щадь грядки.
На третьей части грядки выросла морковь. А на остальной капуста. Сколько квадратных метров занято капустой?
Выполните вычисления. 56 : 7 = 46 : 2 = 84 : 2 = 69 : 3 = 87 : 29 =
Тема урока: Деление двузначного числа на двузначное число.
Деление 87 : 29 Делимое Делитель Частное Чтобы найти Чтобы найти делимое, надо… делитель, надо…
1 2 3 4 5 6 7 8 9 87 : 29 = 2 29 х 2 = 58 58 Государственное бюджетное образовательное учреждение « Школа Новокосино» г. Москва
Конспект урока математики в 3 классе
“Деление двузначного числа на двузначное”
(включает демонстрационный и раздаточный материал)
Составила: учитель начальных классов
Шевелёва Анжела Александровна
Урок математики в 3 классе “Деление двузначного числа на однозначное”.
Цель урока: Закрепить вычислительные навыки табличного умножения и деления, и внетабличного умножения и деления, умение решать составные задачи; учить делить двузначное число на двузначное методом подбора; учиться использовать приём при решении задач.
Способствовать развитию навыков решения проблемных ситуаций, самостоятельного планирования и организации деятельности.
Развивать логическое мышление, речь.
Воспитывать сдержанность, умение слушать и учитывать мнение других, аккуратность при письме, взаимодействие в парной работе.
Формировать УУД:
Увидеть проблемную ситуацию и сформулировать тему урока.
Исследовать проблемную ситуацию, найти способ решения случаев 87:29 (метод подбора).
Составить пошагово алгоритм решения.
Установить закономерность подбора частного и проверки для случаев деления 87:29.
Читать равенства, используя математическую терминологию.
Метапредметные навыки: использовать знания математики при решении задач в различных жизненных ситуациях. (связь с предметом «Окружающий мир»)
Ход урока:
Ι. Организационный момент.
Эмоциональный настрой. Проверка организации рабочего места.
Слайд №2.
— Открыли тетради и записали дату.
— Сегодня на уроке мы побываем за городом, а где именно вы узнаете, когда расшифруете слово.
— Итак, мы побываем на ферме. Что вы знаете о фермерстве, чем занимаются труженики села, что разводят? (ответы детей) Как называется отрасль разведения животных, выращивания растений? (животноводство и растениеводство).
— Хозяин фермы пригласил к себе. У него есть сын Егор – второклассник, который считает, что математика в ведении хозяйства фермы не так уж и важна. Поможем ему в этом разобраться? Разомнёмся. Устный счёт.
А) — Из данных чисел выберите тройки таких чисел, чтобы произведение двух из них равнялось третьему числу. (дети выписывают на доску 8х9=72 6х7=42 5х4=20)
— Делимое 48, делитель 3. Найди частное. Делитель 7, частное 9.Найди делимое.
— На сколько уменьшили 36, если получили18? Во сколько раз уменьшили 36, если получили18?
Б) – Геометрические задания. Найди лишнюю фигуру, поясни. Обратите внимание на площадь фигур.
В) – Решим задачу. Поможем Егору? Составим план решения.
— Отец попросил Егора узнать площадь грядки, на которой выросли морковь и капуста. Мальчик смог только измерить её длину и ширину. Вот что у него получилось. Решим. Теперь решим ещё одну задачу об этой грядке.
— Егор задумался. Он понял, что ему не хватает знаний за 2 класс.
— Егор решил проверить сам наши знания и придумал такие примеры. Решим? Запишите ответы в тетрадь через запятую. Что вызвало затруднение? Почему? Слайд №9.
— Догадались, чем будем заниматься, как называется тема урока? Запишем тему в тетрадь кратко: «Случаи вида 87 : 29» Слайд №10.
IV. Работа по теме урока. Слайд №11.
— Вспомним название компонентов при делении и взаимосвязь между ними. Мы обозначили проблему. Какое число :однозначное или двузначное у нас должно получиться при делении 87 на 29? Как проверим, объясните.
— Каким методом воспользуемся, если такой таблицы умножения с числом 29 не существует? ( подбором) Пробуем в частном 2. Проверяем… Сравниваем…Мало… Пробуем 3…..Подходит.
— Составим алгоритм деления. Кто попробует? Слайд №13-14.
V. Первичное закрепление.
— Закрепим полученные знания и выполним на стр.18 №1 у доски.
VI. Физкультминутка. Слайд №15.
VII. Закрепление полученных знаний. Слайд №16.
А) — Каких животных выращивают на ферме? Какую пользу приносят нам коровы, козы? Какие продукты можно получить из молока? Решим задачу №4. ( на доске 1 уч-к записывает краткое условие) Какую величину ищем? Что нужно знать, чтобы ответить на главный вопрос задачи. Составим план. Решаем самостоятельно. Проверяем… Каким приёмом воспользовались при решении? (подбором)
Б) – Собранный урожай нужно сохранить. Что делают ваши мамы для этого, как запасают впрок овощи. Решим задачу стр.18 №6. Краткую запись оформим в виде таблице на слайде. Что такое 2 кг, 3 кг, 15 кг? В какой столбик и какую строчку поместим? Что знаем об огурцах, помидорах? Решаем самостоятельно, 1 ученик на откидной доске. Сверяем 2 решения: ваше и на доске.
VIII. Рефлексия. Слайд №18.
А)- Самостоятельная работа стр.18 №3 уравнения. Какой компонент неизвестен?
Б) – Работа в парах: тетрадь на печатной основе стр.29 №72. Проверьте своего соседа. У кого эти случаи вызвали затруднения?
— Как вы думаете, юный фермер Егор понял, что знать математику – это важно? Почему? Вспомните урок русского языка «Тайна моего имени» и что обозначает имя Егор. (земледелец) Зная это, мы можем предположить, почему фермер дал сыну такое имя?
IХ. Подведение итогов. Слайд №19.
— С какими случаями деления познакомились? Каким способом их решали? Вспомним алгоритм. Что повторяли? Кому нужна помощь? Молодцы!
Источник
Алгоритмы устных способов деления двузначных и трёхзначных чисел
консультация по математике (3 класс) на тему
Для успешного овладения учащимися 3-4 классов устным счётом я составила свои алгоритмы для некоторых случаев деления двузначных и трёхзначных чисел методом подбора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritmy.docx | 14.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Для успешного овладения учащимися 3-4 классов устным счётом я составила свои алгоритмы для некоторых случаев деления двузначных и трёхзначных чисел методом подбора.
Алгоритмы устных способов деления двузначных и трёхзначных чисел
Алгоритм вычисления вида 48 : 2
Для того чтобы вычислить выражение вида 48 : 2, надо:
1) разделить единицы на делитель;
2) разделить десятки на делитель;
3) сложить полученные частные;
4) оформить результат вычисления.
Например: 48 : 2 = (8+40) : 2 = 8 : 2 + 40 : 2 = 4+20 = 24.
Алгоритм вычисления вида 57 : 3
Для того чтобы вычислить выражение вида 57 : 3, надо:
1) разделить единицы на делитель;
2) число 7 на 3 не делится, занимаем десяток;
3) число 17 на 3 не делится, занимаем ещё десяток;
4) число 27 на 3 делится, ответ 9;
5) разделить десятки на делитель, два занимали, осталось три десятка; 30 на 3 делится, ответ 10;
6) сложить полученные частные;
7) оформить результат вычисления.
Например: 57 : 3 = (27+30) : 3 = 27 : 3 + 30 : 3 = 9+10 = 19.
Алгоритм деления двузначного числа на двузначное число вида 72 : 18
Для того, чтобы разделить двузначное число на двузначное методом подбора, надо:
1) определить количество цифр в частном, при делении десятков на десятки получаются единицы, значит, в частном будет одна цифра;
2) делим единицы на единицы;
3) число 2 на 8 не делится, занимаем десяток;
4) число 12 на 8 не делится, занимаем ещё десяток;
5) число 22 на 8 не делится, занимаем ещё десяток;
6) число 32 на 8 делится, ответ 4;
5) делим десятки на десятки, 3 занимали, осталось 4 десятка; 4 на 1 делится, ответ тоже 4;
6) сравниваем полученные ответы, они совпадают, следовательно частное определено верно;
7) делаем проверку.
Алгоритм деления двузначного числа на двузначное число вида 75 : 25
Для того, чтобы разделить двузначное число на двузначное методом подбора, надо:
1) определить количество цифр в частном, при делении десятков на десятки получаются единицы, значит в частном будет одна цифра;
2) делим единицы на единицы;
3) число 5 на 5 делится, ответ 1;
4) делим десятки на десятки, 7 на 2 не делится без остатка, значит ответ 1 не верный;
5) занимаем десяток, число 15 на 5 делится, ответ 3;
6) делим десятки на десятки, один занимали, осталось 6 десятков, 6 на 2 делится, ответ 3;
7) сравниваем полученные ответы, они совпадают, следовательно частное определено верно;
8) делаем проверку.
Алгоритм деления трёхзначного числа на двузначное число вида 196 : 28
Для того, чтобы разделить трёхзначное число на двузначное методом подбора, надо:
1) определить количество цифр в частном, в частном будет одна цифра;
2) делим единицы на единицы, число 6 на 8 не делится, занимаем десяток;
3) число 16 на 8 делится, ответ 2;
4) делим десятки на десятки, один занимали, осталось 18 десятков, 18 на 2 делится, ответ 9;
5) сравниваем полученные ответы, они не совпадают, следовательно, частное определено не верно;
6) делим единицы на единицы, число 6 на 8 не делится, занимаем десятки;
7) 56 на 8 делится, ответ 7;
8) делим десятки на десятки, пять занимали, осталось 14, 14 на 2 делится, ответ 7.
9) сравниваем полученные ответы, они совпадают, следовательно частное определено верно;
Источник
Математика. 3 класс
Конспект урока
Математика, 3 класс
Урок № 43. Приём деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1. Как разделить двузначное число на двузначное?
2. Как выполнить деление вида 87 : 29, 66 : 22?
3. Как проверить правильность результата деления?
Глоссарий по теме:
Деление – это обратное действие умножению
Умножение – это сложение одинаковых слагаемых.
Метод подбора – это способ деления двузначного числа на двузначное, при котором частное подбираем последовательно и проверяем умножением.
Обязательная и дополнительная литература:
1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017, C-18.
2. Петерсон Л. Г. Математика 3 класс. Часть 2. – М.: Ювента, 2013– 96 C., С-86.
3. Марченко И.С. Справочник школьника по математике: 1 – 4 классы. – М.: Эксмо, 2014. С. 160, (Светлячок) С. 50.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим решение задачи.
Высота дома тридцать два метра, а высота дерева – шестнадцать метров. Во сколько раз дом выше дерева?
Чтобы узнать во сколько раз дом выше, надо тридцать два разделить на шестнадцать. Получится два, в два раза. Выполнить такое деление можно
используя взаимосвязь умножения и деления. Это поможет научиться делить двузначное число на двузначное методом подбора частного.
Рассмотрим пример 48 : 12
Пробуем в частном два и проверяем. Двенадцать умножить на два получится двадцать четыре — не подходит. Пробуем- три. Двенадцать умножить на три равно тридцать шесть, тоже не подходит. Пробуем четыре. Двенадцать умножаем на четыре, получается сорок восемь, подходит. Значит, сорок восемь разделить на двенадцать получится четыре.
12 ∙ 2 = 24 не подходит
12 ∙ 3 = 36 не подходит
12 ∙ 4 = 48 подходит
В случае деления числа шестьдесят шесть на двадцать два, подбираем число, на которое надо умножить двадцать два, чтобы получилось шестьдесят шесть. Это число три.
66 : 22 = 3, так как 22 ∙ 3 = 66
Умножение нужно использовать для проверки правильности вычислений.
88 : 11 = 8, так как 11 ∙ 8 = 88
Чтобы делать меньше проб при подборе частного, нужно обратить внимание на последнюю цифру в делимом и делителе. В делимом цифра один , в делителе — цифра семь. В таблице умножения на семь находим число двадцать один (ведь один последняя цифра в делимом). Чтобы получить двадцать один, нужно семь умножить на три. Три – пробное число. Выполняем проверку.
Делимое 81 — последняя цифра 1
Делитель 27 — последняя цифра 7
7 ∙ 3 = 21 Проверка: 27 ∙ 3 = 81
Частное найдено, верно.
Выполним тренировочные задания
Вставьте пропущенные числа:
54 : 27 = ____ , так как 27 ∙ ___ = 54;
Ответ: 54 : 27 = 2 , так как 27∙ 2 = 54.
Зачеркните пример с ошибкой:
Ошибка в примере 42 : 14 = 2 и 64 : 16 = 3
Расшифруйте, расставляя ответы в порядке возрастания, название одного из самых высоких деревьев в мире:
Источник
Как доступно объяснить ребёнку суть деления чисел
Освоение арифметических действий порой даётся детям нелегко. Но если родители дошкольников, непонимающих умножение, деление, относительно спокойны: ещё есть пару лет до школы, а там — будет видно, то мамы и папы младших школьников иногда приходят в исступление от бессилия растолковать своему чаду, что значит деление чисел. На самом деле, ничего сложного для ребёнка и методически непостижимого для взрослого в этом нет.
Как объяснить деление дошкольнику
Малыши-дошколята вовлекаются в процесс деления с самого раннего возраста, например, когда угощают конфетами друзей, делятся игрушками в песочнице. Поэтому задача родителей заключается в том, чтобы обобщить этот детский опыт для освоения азов арифметики, дать понимание принципа деления, то есть разделения предметов на равные доли. При этом базовыми знаниями, необходимыми для освоения деления в дошкольном возрасте, является понимание, что такое целое, больше/меньше. Если с этими понятиями ребёнок знаком, то можно вооружаться играми и на их основе поэтапно объяснять деление.
Делим поровну
Для начала нужно показать малышу на доступном для его понимания уровне, что такое деление, используя наглядность. В этом поможет игра «Тебе и мне поровну».
Материалы для тренировки арифметических действий должны быть вкусными
- Малыш получает 6 конфет.
- Взрослый просит поделить конфеты на двоих так, чтобы у каждого было одинаковое количество.
- Ребёнок раскладывает конфеты по одной, пересчитывая их в обеих кучках.
- После того, как конфеты поделены, юный математик ещё раз пересчитывает их в каждой кучке, а затем считает, сколько сладостей всего.
- Количество «делителей» можно увеличивать, но «делимое» всегда должно делиться без остатка. Так у ребёнка формируется представление о том, что такое поровну.
Деление с остатком
Освоив деление без остатка, можно переходить к следующему этапу — игре «Всем поровну и «хвостик».
Оставшееся яблоко можно отдать взрослому или игрушке, а потому сравнить, у кого больше/меньше
- Ребёнок получает 4 яблока.
- Взрослый просит разделить их поровну между тремя членами семьи.
- Оставшееся яблоко является остатком, который получается тогда, когда поровну поделить нельзя.
Разобравшись с делением поровну и с остатком, можно переходить к освоению абстрактного деления, то есть вычислениям с использованием цифр, а не конфет-яблок-игрушек. Для этого нужно сказать, что первое число — это то, что мы делим: конфеты, игрушки, яблоки, а второе — участники этого деления, то есть члены семьи, друзья. Но главное здесь, сколько предметов в итоге будет у участников.
Видео: как освоить деление за 5–10 минут
Что нужно для освоения деления в младшем школьном возрасте
Деление — это не первое арифметическое действие, которое осваивают дети. Поэтому, прежде чем браться за «делимое-делитель-частное», нужно обязательно выяснить, знает ли ребёнок разряды чисел и понимает ли принципы:
По аналогии с таблицей умножения, существует таблица деления, которую также можно заучить. Однако методисты склоняются к тому, что гораздо важнее понимание ребёнком механизмов выпонения арифметического действия, чем механическое заучивание.
Таблицей деления дети могут проверять решения примеров
Эффективные способы объяснения деления школьникам
Все способы объяснения можно условно поделить на академичные и образные. Первые опираются на цифры, то есть записываются в виде арифметических примеров, вторые — на конкретные предметы: конфеты, мячи и т. д., которые умозрительно делятся между людьми, игрушками.
В работе с учениками начальной школы эффективным будет синтетический способ, совмещающий опору на образы и цифры одновременно.
Деление на основе знания таблицы умножения
Для понимания сути деления стоит обратиться к вычислениям с опорой на таблицу умножения.
- Записываем пример: 2 х 5 = 10.
- Берём 10 монет и просим поделить их на двоих — получается две стопки по 5 монет.
- Далее 10 монет делим на пятерых — получается 5 стопок по 2 монеты.
- Вывод — при делении мы выясняем, сколько раз каждый множитель помещается в произведении.
На этом приёме разъясняем понятийную базу: то число, которое делится, называется делимое, то число, на которое делится — делителем, а результат — частным.
Поскольку деление обратно умножению, то второе может проверить результат первого.
Первое время для закрепления навыка можно зарисовывать схему перестановки значений при делении и при проверки умножением
- Делимое делим на делитель, то есть 10 : 2.
- Получаем частное — 5.
- Проверяем умножением, то есть частное умножаем на делитель — 5 х 2.
- Получаем 10, что в исходном примере является делимым.
Деление двузначных чисел на однозначные
Чтобы разделить двузначное число, не являющееся произведением таблицы умножения, на однозначное, нужно каждую цифру делимого разделить на делитель и записать первое частное десятками, а второе — единицами. Например, 86 : 2.
- Делим 8 на 2. Получаем 4.
- Делим 6 на 2. Получаем 3.
- Ответ — 43.
- Проверяем — 43 х 2 = 86.
Деление способом группирования
Суть этого способа деления заключается в подсчёте количества групп равных делителю, которые помещаются в делимое. Результат будет частным.
- Задача состоит в распределении мячей между командами. Решаем пример — 30 : 3.
Группирование предполагает использование наглядных материалов
Как объяснить деление в столбик
Поскольку деление может быть без остатка, а может быть с остатком, рассмотрим два варианта объяснение такого арифметического действия.
Деление без остатка
- Решим пример 396 : 3.
Выполняя деление в столбик, ребёнок должен правильно оформить запись, чтобы значения «не съехали» с нужных позиций
Деление с остатком
- Решим пример 90 : 4.
Важно обратить внимание ребёнка на то, что перед добавлением нуля к остатку в столбике, нужно поставить десятичную запятую в частном
Видео: как научиться делить в столбик
Деление на двузначные числа
Если в делителе есть десятки, сотни, то для облегчения решения делитель можно упростить, разбив на единицы (десятки).
Для деления на десятки нужно воспользоваться правилом упрощения
- Решим пример — 405 : 15.
- Разобьём 15 на единицы, на 5 и 3 — их произведение равно 15.
- Теперь решаем два примера. Сначала 405 : 5. Частное 81.
- Затем 81 : 3. Частное 27.
- Результат — 405 : 15 = 27.
Видео: тренажёр быстрого деления в уме для школьников
Объяснить деление можно не только школьнику, но и дошкольнику. Причём не только в условиях детского сада, школы, но и дома. Для этого нужно убедиться, что ребёнок имеет опорные знания, и у родителя есть запас времени, терпения для регулярных занятий со своим чадом.
Источник