- Способы декорирования керамики ручной работы
- Рельефный декор
- Гладкое или красочное декорирование
- Художественная живопись
- Глазурование
- Подглазурная роспись
- Надглазурная роспись
- Травление
- Печать
- Прямая печать
- Непрямая или трансферная печать
- Шелкография
- Как сделать декорирование керамики ручной работы
- Керамика ручной работы – методы декорирования
- Лощение
- Нанесение фактуры
- Декорирование керамической посуды рельефами
- Техника процарапывания
- Подглазурная роспись
- Ангобирование
- Покрытие глазурью
- Кракелюр
- Надглазурное декорирование
- В заключение
Способы декорирования керамики ручной работы
Расписные керамические поделки и посуда радуют глаз, поднимают настроение своим многоцветьем. Наполняют дом красотой, добавляют неповторимость и уникальность жилью. Фарфоровая посуда может выглядеть удивительно красивой за счёт тонкой, изящной росписи или объемных лепных деталей. Декорирование керамики производится разными способами и ниже рассмотрим какие именно.
Рельефный декор
Рельефный (скульптурный): посуда отливается с готовыми деталями или они формируются отдельно и лепятся на стенки изделий, а также прорезаются линии, бороздки, ямки. Различаются несколько видов узоров на керамике:
Орнамент: волнистый, выемчатый, гребенчатый и т. д. Нанесение прямых, волнистых линий, выемок происходит на еще влажную заготовку с помощью острого или круглого предмета, гребня. Выемки заполняются белой глиной для создания интересных сочетаний и переходов тёмного к светлому оттенку и наоборот.
Граффити—на поверхности просто процарапываются надписи, различной формы фигурки.
Гравировка, практически такое же декорирование посуды, только прочерчиваются очень длинные линии на свежей заготовке, находящейся на гончарном круге.
Каннелюры или орнамент с широкими желобками.
Тиснение, выполняется на только что слепленных изделиях из глины, ещё не подвергнутых обжигу. Используются предметы разнообразных форм для получения причудливых углублений, потом керамика отправляется на обжиг.
Налепные узоры: раскатываются жгуты, катыши и другой формы детали руками на гладкой доске. Когда глина подсохнет до кожетвёрдого состояния, на её поверхность, смоченную водой или жидкой глиной, выкладываются узоры из этих деталей. Только потом следует обжиг в печи.
Гладкое или красочное декорирование
заключается в нанесении рисунка вручную или с помощью распыления. Ручная роспись изделий из керамики производится красками, эмалями с помощью кисти и ангобами, жидкими белыми или цветными глинами. Смешивание разных цветов природных глин приводит к созданию красивых и причудливых оттенков. Наносятся жидкие глины на заготовки с сырой поверхностью (до 20% влажности), иначе осыплются при дальнейшем обжиге.
Пастилаж или декорирование керамики ангобами происходит таким образом: набирается жидкая глина в пластмассовый флакон и проводятся тонкие или жирные линии в зависимости от нажима. Если текстура керамики пористая, поверхность нужно полностью покрыть ангобом, она станет матовой, а затем расписать её красками. Потом покрыть бесцветным лаком.
Техники и способы красочного декорирования керамики
- Покрытие сплошное, керамическое изделие полностью покрывается краской.
- Частичное покрытие—наносится только полоска краски от 20 мм и больше.
- Покрытие с прочисткой: в сплошном слое счищается краска, образуются не прокрашенные пятна.
Художественная живопись
Наносится кистью или пером. При этом используются краски, жидкое золото, люстры (покрытие с металлическим отливом). Ручная роспись часто обрамляется тонкой полоской, не больше 1 мм—усиком или отводкой, шириной 3мм., лентой—до 10 мм и больше.
Глазурование
После обжига материала его покрывают плотным прозрачным слоем глазури, придающим блеск и гладкость изделию, также добавляя прочности, защищая яркие рисунки.
Подглазурная роспись
происходит с помощью кисти: наносится рисунок на поверхность керамики перед обжигом, краска при этом используется особая, устойчивая к высокой (до 1400 градусов) температуре. Сначала накладываются темные, затем более светлые тона. Затем изделие покрывается прозрачным слоем глазури и снова обжигается. В результате создается эффект прозрачности красок, нанесенных в несколько слоёв. Эта нежная роспись по керамике придаёт изделию очарование и неповторимость.
Надглазурная роспись
тоже наносится кистью, но уже после обжига и на поверхность покрытую глазурью. Способ проще, отличается многообразием расцветок, потому что второй обжиг происходит при меньших температурах. Немного страдает износостойкость, прочность красок ниже, чем у подглазурного способа украшения.
Травление
Сверху на изделие переводится картинка, нарисованная асфальтовым лаком. После погружения материала в кислоту, участки без рисунка делаются матовыми. Удаляется лак, керамическое изделие покрывается жидким золотом, обжигается. Получается разная цветовая гамма, интересное сочетание глянцевых и матовых участков.
Печать
В этом случае используется только один цвет краски, поэтому этот способ декора лучше сочетать с дополнительным раскрашиванием. Делится на два вида:
Прямая печать
Применяется на поверхности без сложных изгибов с помощью трафарета. Шаблон из фольги крепится к изделию, краска наносится вручную или распыляется. Можно использовать последовательно несколько трафаретов. У готового изделия получаются четко очерченные края, отсутствуют мелкие детали в рисунке.
Непрямая или трансферная печать
производится немного по-другому: сначала рисунок создается на бумаге, затем переносится на готовое изделие. Обычно это связано со сложной поверхностью исходного материала. Тоже подразделяется на виды:
Тампопечать—изображение находится на клише из силикона, который легко отдаёт краску керамике при соприкосновении. Благодаря своей эластичности, тампон переносит красочный рисунок на сложные (изогнутые) и труднодоступные места
Декалькомания, изображение передаётся по принципу переводных картинок. Специальными красками рисуется картинка, покрывается сверху лаком и погружается в воду. Лак отстает от бумаги, это пятно осторожно помещают на керамику и отправляют в печь. Краска запекается на поверхности, лаковый фон выгорает. Процесс переноса рисунка возможен только вручную, это влияет на себестоимость изделия, получается трудоемкая и дорогая работа. Зато декорировать можно посуду с самой сложной формой, изображения получаются надёжные, ярких и сочных цветов
Сублимационная, сверху материал покрывается полимерной пленкой, к которой плотно прижимается картинка, выполненная сублимационными чернилами. При нагревании они проникают в поверхность, прочно закрепляясь в ней. Рисунок оказывается надежно защищенным от любого механического воздействия
Шелкография
Трафаретами служат тканевые сетки из шёлка. Краска продавливается через сетку роликом. Толщина слоя краски зависит от толщины нити. Изображения получаются рельефными. Для получения многоцветного рисунка также нужно несколько трафаретов, каждый слой необходимо подсушивать или применять термопластичные краски, ускоряющие процесс сушки. Краски почти сразу застывают, соприкоснувшись с прохладной керамикой.
Для декорирования керамики созданы необычные текстуры:
- Пестрение—использование контрастных красок в разных сочетаниях
- Создание текстуры мрамора, дерева для керамики: если использовать скалку из плотного бука, то на сыром изделии хорошо отпечатываются все мелкие линии, возникнет еще один необычный рисунок
- Золочение—роспись жидким золотом
- Арабеска—повторение одного и тоже узора несколько раз
Для украшения посуды и другой керамики часто сочетаются разные способы, дополняющие друг друга, повышающие прочность и яркость рисунков, позволяющие создавать уникальные и повторяющиеся творения. А если хотите попробовать больше способов декорирования и лепки предлагаем посетить гончарную школу Колокол .
Источник
Как сделать декорирование керамики ручной работы
Чтобы научиться декорировать посуду из керамики, понадобиться терпение и знания основных методов нанесения рисунка на глиняную поверхность. Многие начинающие гончары и керамисты знают только самые распространенные способы украшения посуды. Рассмотрим, какими техниками пользуются опытные мастера, для придания своим изделиям неповторимого вида.
Керамика ручной работы – методы декорирования
Керамические изделия ручной работы можно задекорировать несколькими способами, которые условно делятся на цветовое покрытие и рельефное (скульптурное). Первый способ это – ангобами, солями, покрытие глазурью, роспись по керамике подглазурная и надглазурная. Второй – это всевозможные фактуры, пальцевой орнамент, штампы, нанесение рельефа, процарапывание.
Лощение
Это старинный способ отделки гончарных изделий, применяемый для красной гончарной глины. Его принято применять для любой керамической посуды выполненной из красной глины, в которой отсутствуют дополнительные выступающие детали и углубления.
- поверхность готового, но еще сырого изделия обрабатывают губкой смоченной в воде;
- керамика немного подсушивается;
- далее начинают натирать изделие гладким предметом – это может быть камень-голец, ложка или стеклянная палочка, до появления характерного глянцевого блеска
Существует два вида керамики:
- краснолощеная – изделия естественного оттенка гончарной глины;
- чернолощеная – полученная с применением коптящего пламени в бескислородной камере. В результате получается слегка задымленная поверхность.
Нанесение фактуры
Самый популярный вид декора поверхности посуды из глины, выполненной своими руками, который применим для изделий из любого вида данного материала.
Работа с мокрой глиной позволяет применить различные виды декора на гончарной поверхности:
- роспись изделий из керамики;
- нанесение фактурного рисунка с применением тесьмы, холста, рогожки, кружева, марли и так далее;
- создание рельефа.
Поиск и подбор фактур – увлекательное и интересное занятие, которое позволяет сделать керамическую посуду необычной, выразительной и привлекательной.
Декорирование керамической посуды рельефами
Достаточно простой способ создания красивого узора на гончарном изделии. Применяют различные элементы, такие как:
- жгуты;
- медальоны;
- скатанные шарики;
- лепестки;
- геометрические фигурки;
- штампы, при помощи которых можно создать текстуру дерева для керамики.
Они выполняются из того же материала, что и само керамическое изделие. Все элементы наклеиваются при помощи шликера на еще недосушенную глину. Затем готовое изделие подвергают обжигу и глазуированию.
Техника процарапывания
Этот способ декорирования керамики – сграффито, применяется с незапамятных времен. Принцип обработки следующий:
- изделие из красной глины немного подсушивают;
- покрывают небольшим слоем светлого шликера или ангоба;
- затем по свежему покрытию при помощи стеклянной палочки до основы выцарапывают требуемый рисунок.
Нанести таким образом можно любое художественное изображение.
Подглазурная роспись
Этот вид декорирования керамики в основном выполняется по обожженной посуде, которую впоследствии покрывают тонким слоем прозрачной глазури.
Важно! Для выполнения росписи по керамическим изделиям применяются краски, которые выдерживают высокие температуры.
Ангобирование
Ангоб – глина консистенции густой сметаны, колорированная различными цветовыми оттенками. Этим материалом производят роспись на керамических изделиях различного назначения:
Есть два способа получения разноцветной керамики декорированой ангобами:
- Подобрать природную глину, которая приобретает различные оттенки при обжиге. Натуральные материалы имеют теплые приглушенные цвета, для получения нужного тона можно просто смешать ангобы между собой. Но найти такое разнообразие оттенков очень сложно, да и холодные оттенки полностью отсутствуют.
- Окрашивать белый материал в нужные оттенки различными солями металлов. Именно этот способ колорирования применяют все гончары.
Покрытие глазурью
Глазуируют только готовую керамику, подверженную утильному обжигу. Глазурь – это стеклообразный силикат, который расплавляется на гончарной посуде и прикрывает пористую глину, плотным, глянцевым слоем. Благодаря применению этой техники, изделия получают:
- стойкость к механическим повреждениям;
- прочность;
- эстетичный внешний вид;
- влагостойкость;
- повышенную устойчивость к химическим воздействиям.
Кроме этого глазуирование позволяет надежно защитить рисунок, который нанесен под покрытие.
Кракелюр
Эффект состаренной поверхности глазури, с множеством мельчайших трещин называется кракелюр. Для достижения подобного результата гончарное изделие вынимают из печи еще горячим, от перепада температур покрытие дает множество трещин, которые покрывают специальной краской, а изделие повторно подвергают обжигу.
Надглазурное декорирование
Для работы по глазурованной поверхности применяют специальные красители или люстры:
- составы, которые придают готовой продукции блеск металла;
- керамическое золото;
- мраморообразователи.
Суть метода состоит в применении трафарета, с которого переводят рисунок на изделие и покрывают выбранными красителями. Переводные картинки для декорирования керамической посуды, выполнены на гумированной бумаге с использованием термостойких красителей.
К рассмотренным выше техникам декорирования керамики можно добавить следующие приемы:
- арабеска – орнамент, который выполняется по верхнему краю изделия вручную с применением тонкой кисти золотом или краской;
- дорисовка – на основном рисунке кистью добавляются отдельные элементы;
- разделка – от руки производится прорисовка контуров. При обведении уже готового рисунка;
- рельеф золотом;
- пестрение – когда отдельные детали рельефа покрываются контрастной краской, с целью обратить на них внимание.
Но, перечисленные в этом списке приемы редко применяются для декорирования простой гончарной посуды, они приемлемы для высокохудожественных изделий.
В заключение
Если есть желание создать необычную и привлекательную вещь из керамики, можно применить не одну технику декора, профессиональные керамисты часто гармонично смешивают несколько видов оформления, получая на выходе настоящие произведения искусств. А приобрести дизайнерские гончарные круги можно в магазине Колокол Мануфактура.
Источник