Способы декорирования керамических изделий это

Как сделать декорирование керамики ручной работы

Чтобы научиться декорировать посуду из керамики, понадобиться терпение и знания основных методов нанесения рисунка на глиняную поверхность. Многие начинающие гончары и керамисты знают только самые распространенные способы украшения посуды. Рассмотрим, какими техниками пользуются опытные мастера, для придания своим изделиям неповторимого вида.

Керамика ручной работы – методы декорирования

Керамические изделия ручной работы можно задекорировать несколькими способами, которые условно делятся на цветовое покрытие и рельефное (скульптурное). Первый способ это – ангобами, солями, покрытие глазурью, роспись по керамике подглазурная и надглазурная. Второй – это всевозможные фактуры, пальцевой орнамент, штампы, нанесение рельефа, процарапывание.

Лощение

Это старинный способ отделки гончарных изделий, применяемый для красной гончарной глины. Его принято применять для любой керамической посуды выполненной из красной глины, в которой отсутствуют дополнительные выступающие детали и углубления.

  • поверхность готового, но еще сырого изделия обрабатывают губкой смоченной в воде;
  • керамика немного подсушивается;
  • далее начинают натирать изделие гладким предметом – это может быть камень-голец, ложка или стеклянная палочка, до появления характерного глянцевого блеска

Существует два вида керамики:

  • краснолощеная – изделия естественного оттенка гончарной глины;
  • чернолощеная – полученная с применением коптящего пламени в бескислородной камере. В результате получается слегка задымленная поверхность.

Нанесение фактуры

Самый популярный вид декора поверхности посуды из глины, выполненной своими руками, который применим для изделий из любого вида данного материала.

Работа с мокрой глиной позволяет применить различные виды декора на гончарной поверхности:

  • роспись изделий из керамики;
  • нанесение фактурного рисунка с применением тесьмы, холста, рогожки, кружева, марли и так далее;
  • создание рельефа.

Поиск и подбор фактур – увлекательное и интересное занятие, которое позволяет сделать керамическую посуду необычной, выразительной и привлекательной.

Декорирование керамической посуды рельефами

Достаточно простой способ создания красивого узора на гончарном изделии. Применяют различные элементы, такие как:

  • жгуты;
  • медальоны;
  • скатанные шарики;
  • лепестки;
  • геометрические фигурки;
  • штампы, при помощи которых можно создать текстуру дерева для керамики.

Они выполняются из того же материала, что и само керамическое изделие. Все элементы наклеиваются при помощи шликера на еще недосушенную глину. Затем готовое изделие подвергают обжигу и глазуированию.

Техника процарапывания

Этот способ декорирования керамики – сграффито, применяется с незапамятных времен. Принцип обработки следующий:

  • изделие из красной глины немного подсушивают;
  • покрывают небольшим слоем светлого шликера или ангоба;
  • затем по свежему покрытию при помощи стеклянной палочки до основы выцарапывают требуемый рисунок.

Нанести таким образом можно любое художественное изображение.

Подглазурная роспись

Этот вид декорирования керамики в основном выполняется по обожженной посуде, которую впоследствии покрывают тонким слоем прозрачной глазури.

Важно! Для выполнения росписи по керамическим изделиям применяются краски, которые выдерживают высокие температуры.

Ангобирование

Ангоб – глина консистенции густой сметаны, колорированная различными цветовыми оттенками. Этим материалом производят роспись на керамических изделиях различного назначения:

Есть два способа получения разноцветной керамики декорированой ангобами:

  1. Подобрать природную глину, которая приобретает различные оттенки при обжиге. Натуральные материалы имеют теплые приглушенные цвета, для получения нужного тона можно просто смешать ангобы между собой. Но найти такое разнообразие оттенков очень сложно, да и холодные оттенки полностью отсутствуют.
  2. Окрашивать белый материал в нужные оттенки различными солями металлов. Именно этот способ колорирования применяют все гончары.
Читайте также:  Камфорное масло для ресниц способ применения

Покрытие глазурью

Глазуируют только готовую керамику, подверженную утильному обжигу. Глазурь – это стеклообразный силикат, который расплавляется на гончарной посуде и прикрывает пористую глину, плотным, глянцевым слоем. Благодаря применению этой техники, изделия получают:

  • стойкость к механическим повреждениям;
  • прочность;
  • эстетичный внешний вид;
  • влагостойкость;
  • повышенную устойчивость к химическим воздействиям.

Кроме этого глазуирование позволяет надежно защитить рисунок, который нанесен под покрытие.

Кракелюр

Эффект состаренной поверхности глазури, с множеством мельчайших трещин называется кракелюр. Для достижения подобного результата гончарное изделие вынимают из печи еще горячим, от перепада температур покрытие дает множество трещин, которые покрывают специальной краской, а изделие повторно подвергают обжигу.

Надглазурное декорирование

Для работы по глазурованной поверхности применяют специальные красители или люстры:

  • составы, которые придают готовой продукции блеск металла;
  • керамическое золото;
  • мраморообразователи.

Суть метода состоит в применении трафарета, с которого переводят рисунок на изделие и покрывают выбранными красителями. Переводные картинки для декорирования керамической посуды, выполнены на гумированной бумаге с использованием термостойких красителей.

К рассмотренным выше техникам декорирования керамики можно добавить следующие приемы:

  • арабеска – орнамент, который выполняется по верхнему краю изделия вручную с применением тонкой кисти золотом или краской;
  • дорисовка – на основном рисунке кистью добавляются отдельные элементы;
  • разделка – от руки производится прорисовка контуров. При обведении уже готового рисунка;
  • рельеф золотом;
  • пестрение – когда отдельные детали рельефа покрываются контрастной краской, с целью обратить на них внимание.

Но, перечисленные в этом списке приемы редко применяются для декорирования простой гончарной посуды, они приемлемы для высокохудожественных изделий.

В заключение

Если есть желание создать необычную и привлекательную вещь из керамики, можно применить не одну технику декора, профессиональные керамисты часто гармонично смешивают несколько видов оформления, получая на выходе настоящие произведения искусств. А приобрести дизайнерские гончарные круги можно в магазине Колокол Мануфактура.

Источник

Поделка изделие Фоторепортаж Лепка Декорирование керамики Глина

Предлагаем вам познакомиться с видами и способами декорирования керамических изделий.
Материал подготовила художник-керамист, руководитель гончарной студии «Терракота» Александра Рандмаа. В данной работе описываются наиболее подходящие приемы декорирования изделий на занятиях в мастерской Дома ремесел.
Декорирование керамических изделий можно условно разделить на два способа: живописный (гладкое декорирование поверхности) и скульптурный (рельефное декорирование поверхности).

Фактура — это выразительная поверхность. Существует множество способов нанесения различных фактур на глину: оттиск ткани (текстильных материалов) с выраженной рельефной поверхностью, оттиски различными инструментами, налепом, фактурными валиками, штампами. В общем, всем чем угодно можно наносить фактуру на изделия из глины. Эффект достигается за счет светотени, но фактура горазда менее объемна, чем рельеф. Фактура не создает самостоятельных изображений и деталей, она скорее подчеркивает, обогащает основную форму, а не продолжает ее как рельеф.

Контррельеф — это углублённый в поверхность формы негатив барельефа. Выполняется процарапыванием острым стеком или гребенкой, рельефным валиком или наносится штампом.

Молочение. Керамисты пользуются молоком, чтобы задекорировать изделия и сделать его функциональным.

Этот метод издревле был распространен среди гончаров на Руси.

Молочение помимо того, что придает черепку водоотталкивающие свойства, создает очень интересный декоративный эффект — изделия приобретают красивый темно-коричневый оттенок, и к тому же они становятся более гладкими, приятными на ощупь.

Изделие, прошедшее первый обжиг, покрывается молоком и затем разогревается до температуры 250 — 350 градусов.

Это можно сделать в домашних условиях, в обычной духовке. Молоко можно использовать разное, даже прокисшее, от молока зависит цвет и яркость покрытия.

Читайте также:  Отделочные способы обработки плоских поверхностей

Для молочения используют не только молоко, но и сметану, кефир или даже овсяную кашу. Для придания различных оттенков к молоку можно добавлять сахар или соду. В общем, керамика предоставляет огромный простор для творчества!

В зависимости от температуры нагрева, а также длительности обжига, цвет от молочения может получиться разным — от охры и светло-коричневого до черного. Если обжигать до черноты, то молоко постепенно теряет свои водоотталкивающие свойства, и остается только декоративный эффект.

Следующий способ декорирования, который широко применялся еще в античной Греции — это роспись глиняных изделий ангобами.
Ангоб — это разведенная до жидкой консистенции глина (шликер), в которую добавляют различные цветные пигменты.

Античные вазы и амфоры с изображениями богов и целых мифологических историй расписаны именно в этой технике. Только в те времена использовали красную, белую и черную глины. Сейчас спектр цветов, конечно, намного шире. Ангобами расписывают еще сырое изделие или уже прошедшее первый обжиг, дают подсохнуть и снова обжигают. Преимущества этой техники в том, что с помощью ангобов можно добиться очень четких контуров рисунка.

Можно делать сложные орнаменты, поливать и наносить ангобы брызгами, полностью укрывать изделие контрастным цветом, а рисунок процарапывать по свежей глине, так чтобы был виден нижний слой.

Перед последним обжигом изделие, задекорированное ангобами, покрывают бесцветной глазурью и снова отправляют в печь. Или добавляют бесцветную глазурь в ангобы, в таком случае повторный обжиг не требуется.

Самый известный способ декорирования и самый распространенный в современной керамике – это глазурь. Глазурь, если сказать грубо, это мелко толченое стекло. Нанесенное тонким слоем на черепок, оно плавится в печи создавая очень прочное и невероятно красивое покрытие.

Глазуровать следует керамику, которая прошла первый (утельный) обжиг. Его делают на более низких температурах, при этом черепок становится прочным, но еще остается достаточно пористым, чтобы хорошо впитывать глазурь. Второй, глазурный, обжиг принято называть политым. Стоит отметить, что для каждой керамической массы подбираются свои глазури, подходящие по температуре и другим важным свойствам.

Глазури обладают своими особенностями. Например, после обжига они могут кардинально менять цвет, это необходимо всегда учитывать. Для того, чтобы облегчить работу с глазурями, вначале обжигают пробники. В дальнейшем они используются в качестве примера того, как будет выглядеть глазурь после обжига, и керамист может выбрать из такой палитры тот цвет, который ему нужен.

Глазури наносят разными способами: кистью, поливом, окунанием изделия в глазурь и напылением.

Каждый из этих способов имеет свои преимущества и недостатки, но об этом мы расскажем в следующий раз!

Надеемся, вам было интересно!

До новых встреч! Занимайтесь творчеством с удовольствием!

Источник

Поделка изделие Фоторепортаж Лепка Декорирование керамики Глина

Предлагаем вам познакомиться с видами и способами декорирования керамических изделий.
Материал подготовила художник-керамист, руководитель гончарной студии «Терракота» Александра Рандмаа. В данной работе описываются наиболее подходящие приемы декорирования изделий на занятиях в мастерской Дома ремесел.
Декорирование керамических изделий можно условно разделить на два способа: живописный (гладкое декорирование поверхности) и скульптурный (рельефное декорирование поверхности).

Фактура — это выразительная поверхность. Существует множество способов нанесения различных фактур на глину: оттиск ткани (текстильных материалов) с выраженной рельефной поверхностью, оттиски различными инструментами, налепом, фактурными валиками, штампами. В общем, всем чем угодно можно наносить фактуру на изделия из глины. Эффект достигается за счет светотени, но фактура горазда менее объемна, чем рельеф. Фактура не создает самостоятельных изображений и деталей, она скорее подчеркивает, обогащает основную форму, а не продолжает ее как рельеф.

Читайте также:  Способы измерения социального неравенства

Контррельеф — это углублённый в поверхность формы негатив барельефа. Выполняется процарапыванием острым стеком или гребенкой, рельефным валиком или наносится штампом.

Молочение. Керамисты пользуются молоком, чтобы задекорировать изделия и сделать его функциональным.

Этот метод издревле был распространен среди гончаров на Руси.

Молочение помимо того, что придает черепку водоотталкивающие свойства, создает очень интересный декоративный эффект — изделия приобретают красивый темно-коричневый оттенок, и к тому же они становятся более гладкими, приятными на ощупь.

Изделие, прошедшее первый обжиг, покрывается молоком и затем разогревается до температуры 250 — 350 градусов.

Это можно сделать в домашних условиях, в обычной духовке. Молоко можно использовать разное, даже прокисшее, от молока зависит цвет и яркость покрытия.

Для молочения используют не только молоко, но и сметану, кефир или даже овсяную кашу. Для придания различных оттенков к молоку можно добавлять сахар или соду. В общем, керамика предоставляет огромный простор для творчества!

В зависимости от температуры нагрева, а также длительности обжига, цвет от молочения может получиться разным — от охры и светло-коричневого до черного. Если обжигать до черноты, то молоко постепенно теряет свои водоотталкивающие свойства, и остается только декоративный эффект.

Следующий способ декорирования, который широко применялся еще в античной Греции — это роспись глиняных изделий ангобами.
Ангоб — это разведенная до жидкой консистенции глина (шликер), в которую добавляют различные цветные пигменты.

Античные вазы и амфоры с изображениями богов и целых мифологических историй расписаны именно в этой технике. Только в те времена использовали красную, белую и черную глины. Сейчас спектр цветов, конечно, намного шире. Ангобами расписывают еще сырое изделие или уже прошедшее первый обжиг, дают подсохнуть и снова обжигают. Преимущества этой техники в том, что с помощью ангобов можно добиться очень четких контуров рисунка.

Можно делать сложные орнаменты, поливать и наносить ангобы брызгами, полностью укрывать изделие контрастным цветом, а рисунок процарапывать по свежей глине, так чтобы был виден нижний слой.

Перед последним обжигом изделие, задекорированное ангобами, покрывают бесцветной глазурью и снова отправляют в печь. Или добавляют бесцветную глазурь в ангобы, в таком случае повторный обжиг не требуется.

Самый известный способ декорирования и самый распространенный в современной керамике – это глазурь. Глазурь, если сказать грубо, это мелко толченое стекло. Нанесенное тонким слоем на черепок, оно плавится в печи создавая очень прочное и невероятно красивое покрытие.

Глазуровать следует керамику, которая прошла первый (утельный) обжиг. Его делают на более низких температурах, при этом черепок становится прочным, но еще остается достаточно пористым, чтобы хорошо впитывать глазурь. Второй, глазурный, обжиг принято называть политым. Стоит отметить, что для каждой керамической массы подбираются свои глазури, подходящие по температуре и другим важным свойствам.

Глазури обладают своими особенностями. Например, после обжига они могут кардинально менять цвет, это необходимо всегда учитывать. Для того, чтобы облегчить работу с глазурями, вначале обжигают пробники. В дальнейшем они используются в качестве примера того, как будет выглядеть глазурь после обжига, и керамист может выбрать из такой палитры тот цвет, который ему нужен.

Глазури наносят разными способами: кистью, поливом, окунанием изделия в глазурь и напылением.

Каждый из этих способов имеет свои преимущества и недостатки, но об этом мы расскажем в следующий раз!

Надеемся, вам было интересно!

До новых встреч! Занимайтесь творчеством с удовольствием!

Источник

Оцените статью
Разные способы