Способы декорирование фарфоровых изделий

Декорирование фарфоровых и фаянсовых изделий

Назначение декора — повысить эффект, производимый цветом и формой материала, так как материал, форма и декор при правильном сочетании определяют функциональные и эстетические свойства изделий.

Наиболее широкое распространение получили такие виды декорирования фарфоровых и фаянсовых изделий бытового назначения, как подглазурное и надглазурное, реже применяются рельефный декор, декорирование цветными глазурями, эмалями, ангобами.

Подглазурное декорирование (рис. 60, а) осуществляется или по высушенному материалу изделий (возможна и роспись по сырому материалу изделия), или по обожженному, но неглазурованному пористому материалу. После подглазурного декорирования изделия либо подвергают закрепительному обжигу, либо сразу глазуруют и затем обжигают при температуре расплавления глазури. Таким образом, декор получается под слоем глазури.

Возможна живопись по сырой (необожженной) глазури — межглазурное декорирование (рис. 60, б).

Надглазурное декорирование производится по глазурованной и обожженной поверхности изделий и также закрепляется обжигом (рис. 60, в).

Для подглазурного декорирования используют оксиды и растворы солей цветных металлов (краски-растворы), керамические пигменты, подглазурные краски, ангобы. Для надглазурного декорирования применяют надглазурные краски; препараты жидкого и порошкообразного золота, серебра; люстры; деколь.

Выпуклое украшение поверхности — это вид рельефного декора, включающий: отливку изделий в гипсовых формах с рельефным рисунком на их поверхности; нанесение декора путем лепки на поверхность изделий, находящихся в кожетвердом (подвяленном) состоянии; роспись ангобами из рожка по сырому полуфабрикату. После сушки изделия глазуруют и обжигают.

При заглубленном декорировании для получения изображения применяются: гравировка проволочной петлей; процарапывание поверхности подвяленного изделия острым инструментом; вдавливание изображения (инкрустация). Вырезанные линии рисунка заполняют цветными ангобами или керамическими красками, изделия сушат, покрывают прозрачной глазурью и обжигают. Иногда рисунок процарапывают (сграффито) сквозь слой нанесенной (сырой) глазури до обнажения цвета материала полуфабриката или подглазурного ангоба, зачищают края линий и обжигают.

Источник

Декорирование фарфора, его отличия, преимущества и особенности

Как красивая девушка, облекающаяся в различные яркие наряды, фарфоровая посуда тоже может выглядеть по-разному в зависимости от вида росписи и рельефа, нанесенного на её поверхность. За тысячи лет использования фарфора, человечеством придумано множество способов декорирования этого материала, которые делают его особенно красивым и изысканным. Давайте узнаем, какими бывают методы декорирования фарфоровой посуды? И какие существуют отличия и особенности фарфора украшенного разными видами декора?

Декорирование фарфора разделяют на две основные группы. Это красочный и рельефный декор.

Рельефный декор создается благодаря нанесению на стенки фарфоровой посуды различных рисунков или образов в виде, например, листьев, цветов, бабочек и других украшений. Главная особенность рельефа в том, что он углублен непосредственно в материал самого предмета. А сам процесс создания рельефного рисунка на стенках фарфора происходит двумя основными способами. Первый способ представляет собой непосредственное отливание фарфора уже вместе с рельефом. А второй способ подразумевает отдельное формирование декора и последующее его наклеивание на стенки фарфора.

Фарфоровая посуда, украшенная рельефным декором, особенно первым способом, прекрасно подойдет для активного и ежедневного использования, например, в ресторанах, отелях, кафе и других подобных местах. Ведь рельеф, как вид украшения фарфора, является одним из самых износоустойчивых в сравнении с разными видами росписи, потому что узоры не стираются и не теряют вид со временем. И, кроме того, цена на фарфор с рельефным декором гораздо ниже, чем на фарфор с росписью. Таким прекрасным ресторанным фарфором является, например, чешский фарфор Бернадотт (Bernadott), производимый фабрикой «Concordia Lesov», который Вы можете в широком ассортименте видеть на нашем сайте. Одно из его ценных преимуществ, при использовании в кафе, отелях и ресторанах заключается в том, что Вы всегда сможете заказать поштучно любой элемент сервиза. Например, если у Вас разобьется молочник или какой-либо другой редкий прибор, то специально докупить именно его, не составит ни каких проблем.

Читайте также:  Эффективный способ лечение при алкоголизме

Каким бывает красочный фарфор?

Красочный декор создается благодаря нанесению на поверхность фарфора с помощью красок различных украшений. Выделяют несколько основных способов росписи фарфора. Существует надглазурный и подглазурный вид росписи.

Подглазурная роспись. Как Вы знаете на фарфор, перед обжигом, наносится специальная глазурь. Метод подглазурной росписи подразумевает нанесение краски в виде рисунков на поверхность неглазированного фарфора ещё перед обжигом. Краску наносят кисточкой или аэрографом послойно. Используют необычную жароустойчивую краску, способную выдержать температуру до 1400°C. Стоит отметить, что не многие краски на это способны. Работа по нанесению подглазурной росписи сложна и происходит в несколько этапов. Краску наносят, начиная с наиболее темных тонов, а затем на участках, где краска под воздействием очень высокой температуры стирается, наносят краску другого более светлого цвета. После обжига краски, наносимые послойно кажутся прозрачными, что создает неповторимый оттенок нюансов и очарования свойственный фарфору, при использовании такого вида декора. Эта технология, а также виды специальных красок были впервые введены в массовое производство в Нимфенбурге в 1903 году.
Из двух видов росписи, подглазурный вид является наиболее износостойким, поэтому также хорошо подходит для регулярного использования в ресторанах, кафе, отелях и так далее.

Надглазурная роспись. Этот вид росписи наносится на предварительно обожженную и глазированную поверхность фарфора, после которой фарфор обжигается повторно. Данный процесс намного проще, чем подглазурный, но при этом обладает рядом своих уникальных особенностей. Прежде всего, фарфор, декорированный надглазурной росписью, имеет более богатую цветовую палитру, ведь обжиг глазированного фарфора происходит уже при значительно более низких температурах, а именно от 700-900°C. Краски, используемые для нанесения на поверхность фарфора, по чистоте и прозрачности напоминают акварельные. Так как краска наносится на глазированную поверхность, процесс вплавления краски, приводит к тому, что роспись пластически выделяется на поверхности глазури. Визуально это малозаметно, но вот при использовании моющих средств могут возникнуть повреждения, портящие внешний вид тарелок, чашек и прочих изделий с надглазурной росписью.

Поэтому фарфор, декорированный надглазурной росписью, является наименее износостойким и, следовательно, требует к себе наиболее бережного отношения. Кроме этого, фарфор с надглазурной роспись – это самый распространенный вид декорированной фарфоровой посуды и самый бюджетный.

Особенности ухода и методы нанесения рельефа на фарфоровую посуду

В целом, как Вы могли заметить, все виды декорирования фарфора представляют собой сложный процесс, в результате которого готовое фарфоровое изделие получается красивым, изящным, а также хрупким и нежным. Именно поэтому все фарфоровые изделия не рекомендуется мыть жесткими абразивными средствами, а также использовать для мытья посудомоечную машину. Для того чтобы декор фарфора оставался не поврежденным, изделия нужно мыть вручную и с помощью мягких моющих средств. Это простое правило позволит Вам долго любоваться красотой фарфорового изделия, не зависимо от того, какой вид его декорирования Вам больше всего по душе.

Читайте также:  Блочный способ разработки мерзлого грунта

Существует два основных метода нанесения декора на поверхность фарфора, при том не важно, рельефный это декор или красочный. Первый метод называется – штампованный и подразумевает массовое технологичное нанесение рельефа на фарфоровую посуду. Именно такой фарфор можно приобрести по приемлемой и доступной цене. А второй вид нанесения декора называется – ручной. Сервизы с ручной росписью очень дорогие и стоят порядка 1 000 000 рублей.

Фарфоровая посуда может быть и одновременно украшена двумя видами декора – рельефом и рисунками. В общем можно сказать, что разнообразие, красота и изящество фарфоровых сервизов, украшенных различными видами декора, не знает границ. Пожалуйста, убедитесь в этом лично, посмотрев фотографии красивой декорированной фарфоровой посуды, представленной в широчайшем разнообразии в нашем интернет магазине.

Если Вы мечтаете о фарфоровой посуде, то смело обращайтесь к нашим менеджерам по телефону +7 (495) 984-31-04.

Источник

Способы декорирования керамики ручной работы

Расписные керамические поделки и посуда радуют глаз, поднимают настроение своим многоцветьем. Наполняют дом красотой, добавляют неповторимость и уникальность жилью. Фарфоровая посуда может выглядеть удивительно красивой за счёт тонкой, изящной росписи или объемных лепных деталей. Декорирование керамики производится разными способами и ниже рассмотрим какие именно.

Рельефный декор

Рельефный (скульптурный): посуда отливается с готовыми деталями или они формируются отдельно и лепятся на стенки изделий, а также прорезаются линии, бороздки, ямки. Различаются несколько видов узоров на керамике:

Орнамент: волнистый, выемчатый, гребенчатый и т. д. Нанесение прямых, волнистых линий, выемок происходит на еще влажную заготовку с помощью острого или круглого предмета, гребня. Выемки заполняются белой глиной для создания интересных сочетаний и переходов тёмного к светлому оттенку и наоборот.

Граффити—на поверхности просто процарапываются надписи, различной формы фигурки.

Гравировка, практически такое же декорирование посуды, только прочерчиваются очень длинные линии на свежей заготовке, находящейся на гончарном круге.

Каннелюры или орнамент с широкими желобками.

Тиснение, выполняется на только что слепленных изделиях из глины, ещё не подвергнутых обжигу. Используются предметы разнообразных форм для получения причудливых углублений, потом керамика отправляется на обжиг.

Налепные узоры: раскатываются жгуты, катыши и другой формы детали руками на гладкой доске. Когда глина подсохнет до кожетвёрдого состояния, на её поверхность, смоченную водой или жидкой глиной, выкладываются узоры из этих деталей. Только потом следует обжиг в печи.

Гладкое или красочное декорирование

заключается в нанесении рисунка вручную или с помощью распыления. Ручная роспись изделий из керамики производится красками, эмалями с помощью кисти и ангобами, жидкими белыми или цветными глинами. Смешивание разных цветов природных глин приводит к созданию красивых и причудливых оттенков. Наносятся жидкие глины на заготовки с сырой поверхностью (до 20% влажности), иначе осыплются при дальнейшем обжиге.

Пастилаж или декорирование керамики ангобами происходит таким образом: набирается жидкая глина в пластмассовый флакон и проводятся тонкие или жирные линии в зависимости от нажима. Если текстура керамики пористая, поверхность нужно полностью покрыть ангобом, она станет матовой, а затем расписать её красками. Потом покрыть бесцветным лаком.

Техники и способы красочного декорирования керамики

  • Покрытие сплошное, керамическое изделие полностью покрывается краской.
  • Частичное покрытие—наносится только полоска краски от 20 мм и больше.
  • Покрытие с прочисткой: в сплошном слое счищается краска, образуются не прокрашенные пятна.

Художественная живопись

Наносится кистью или пером. При этом используются краски, жидкое золото, люстры (покрытие с металлическим отливом). Ручная роспись часто обрамляется тонкой полоской, не больше 1 мм—усиком или отводкой, шириной 3мм., лентой—до 10 мм и больше.

Читайте также:  Ацерумен капли способ применения

Глазурование

После обжига материала его покрывают плотным прозрачным слоем глазури, придающим блеск и гладкость изделию, также добавляя прочности, защищая яркие рисунки.

Подглазурная роспись

происходит с помощью кисти: наносится рисунок на поверхность керамики перед обжигом, краска при этом используется особая, устойчивая к высокой (до 1400 градусов) температуре. Сначала накладываются темные, затем более светлые тона. Затем изделие покрывается прозрачным слоем глазури и снова обжигается. В результате создается эффект прозрачности красок, нанесенных в несколько слоёв. Эта нежная роспись по керамике придаёт изделию очарование и неповторимость.

Надглазурная роспись

тоже наносится кистью, но уже после обжига и на поверхность покрытую глазурью. Способ проще, отличается многообразием расцветок, потому что второй обжиг происходит при меньших температурах. Немного страдает износостойкость, прочность красок ниже, чем у подглазурного способа украшения.

Травление

Сверху на изделие переводится картинка, нарисованная асфальтовым лаком. После погружения материала в кислоту, участки без рисунка делаются матовыми. Удаляется лак, керамическое изделие покрывается жидким золотом, обжигается. Получается разная цветовая гамма, интересное сочетание глянцевых и матовых участков.

Печать

В этом случае используется только один цвет краски, поэтому этот способ декора лучше сочетать с дополнительным раскрашиванием. Делится на два вида:

Прямая печать

Применяется на поверхности без сложных изгибов с помощью трафарета. Шаблон из фольги крепится к изделию, краска наносится вручную или распыляется. Можно использовать последовательно несколько трафаретов. У готового изделия получаются четко очерченные края, отсутствуют мелкие детали в рисунке.

Непрямая или трансферная печать

производится немного по-другому: сначала рисунок создается на бумаге, затем переносится на готовое изделие. Обычно это связано со сложной поверхностью исходного материала. Тоже подразделяется на виды:

Тампопечать—изображение находится на клише из силикона, который легко отдаёт краску керамике при соприкосновении. Благодаря своей эластичности, тампон переносит красочный рисунок на сложные (изогнутые) и труднодоступные места

Декалькомания, изображение передаётся по принципу переводных картинок. Специальными красками рисуется картинка, покрывается сверху лаком и погружается в воду. Лак отстает от бумаги, это пятно осторожно помещают на керамику и отправляют в печь. Краска запекается на поверхности, лаковый фон выгорает. Процесс переноса рисунка возможен только вручную, это влияет на себестоимость изделия, получается трудоемкая и дорогая работа. Зато декорировать можно посуду с самой сложной формой, изображения получаются надёжные, ярких и сочных цветов

Сублимационная, сверху материал покрывается полимерной пленкой, к которой плотно прижимается картинка, выполненная сублимационными чернилами. При нагревании они проникают в поверхность, прочно закрепляясь в ней. Рисунок оказывается надежно защищенным от любого механического воздействия

Шелкография

Трафаретами служат тканевые сетки из шёлка. Краска продавливается через сетку роликом. Толщина слоя краски зависит от толщины нити. Изображения получаются рельефными. Для получения многоцветного рисунка также нужно несколько трафаретов, каждый слой необходимо подсушивать или применять термопластичные краски, ускоряющие процесс сушки. Краски почти сразу застывают, соприкоснувшись с прохладной керамикой.

Для декорирования керамики созданы необычные текстуры:

  • Пестрение—использование контрастных красок в разных сочетаниях
  • Создание текстуры мрамора, дерева для керамики: если использовать скалку из плотного бука, то на сыром изделии хорошо отпечатываются все мелкие линии, возникнет еще один необычный рисунок
  • Золочение—роспись жидким золотом
  • Арабеска—повторение одного и тоже узора несколько раз

Для украшения посуды и другой керамики часто сочетаются разные способы, дополняющие друг друга, повышающие прочность и яркость рисунков, позволяющие создавать уникальные и повторяющиеся творения. А если хотите попробовать больше способов декорирования и лепки предлагаем посетить гончарную школу Колокол .

Источник

Оцените статью
Разные способы