- Деблокирование пострадавших
- Извлечение и перемещение пострадавшего
- Способы извлечения и перемещения пострадавшего
- Если пострадавший находится в сознании
- При извлечении пострадавшего, находящегося без сознания или с подозрением на травму шейного отдела позвоночника
- После извлечения
- Способы перемещения пострадавшего до транспорта или в безопасное место
- 1. Перемещение пострадавшего в одиночку с поддержкой
- 2. Перемещение пострадавшего в одиночку волоком
- 3. Переноска пострадавшего в одиночку на спине
- 4. Переноска пострадавшего на руках
- 5. Переноска пострадавшего в одиночку на плече
- 6. Переноска пострадавшего вдвоем на замке из четырех рук
- 7. Переноска пострадавшего вдвоем на замке из трех рук с поддержкой под спину
- 8. Переноска пострадавшего вдвоем за руки и ноги
- 9. Переноска пострадавшего с подозрением на травму позвоночника
- 3.4. Технология деблокирования людей из аварийных транспортных средств
- Технология деблокирования пострадавших из аварийного транспортного средства
Деблокирование пострадавших
Деблокирование проводится с целью обеспечение доступа к пострадавшим, их скорейшего извлечения из поврежденных транспортных средств и передачи бригадам скорой медицинской помощи. При деблокировании пострадавшего необходимо соблюдать следующие правила:
— никогда не перемещайте пострадавшего до тех пор, пока ему не будет оказана необходимая медицинская помощь. Отойти от этого правила можно только в том случае, когда возникла реальная угроза жизни пострадавшего (например пожар);
— необходимо разбирать транспортное средство вокруг пострадавшего а не пытаться вытащить пострадавшего через обломки транспортного средства.
Основной принцип аварийно-спасательных работ: пострадавший после извлечения
должен находиться в таком же или лучшем состоянии, чем то, в котором он находился до начала спасательных работ.
Типовое распределение обязанностей.
Командир оперативной группы оценивает обстановку, принимает решение, руководит работами по спасению людей и осуществляет взаимодействие со спасателями других групп отвечает за безопасность всех проводимых работ.
Спасатели других оперативных групп, прибывающих позже, поступают в распоряжение старшего первой группы.
Водитель управляет аварийно-спасательным автомобилем, ограждает место работы, обеспечивает работу гидравлической насосной станции, освещает место аварии, локализует и тушит очаги возгорания, убирает стекла, острые предметы.
Медик оказывает медицинскую помощь пострадавшим, помогает персоналу бригады скорой помощи, занимается эвакуацией пострадавших из поврежденного автомобиля.
Сотрудник стабилизирует аварийное транспортное средство, отключает АКБ а при необходимости и газовое оборудование, работает с аварийно-спасательным инструментом (АСИ), обеспечивает доступ к пострадавшему и извлекает его машины.
Чтобы наиболее эффективно проводить аварийно-спасательные работы спасатель должен обладать устойчивыми навыками работы с АСИ, уметь использовать их возможности в полной мере. Для этого необходимо знать тактико-технические характеристики инструмента методику работы с ним, способы устранения простейших неисправностей. Перечислить возможности и тактико-технические характеристики всех возможных инструментов применяемых при деблокации пострадавших в ДТП в рамках данного пособия не представляется возможным, поэтому ниже будет приведена только технология выполнения основных действий по извлечению пострадавших.
Удаление стекла. При столкновении транспортного средства стекла могут
оставаться целыми. Прежде чем удалять элементы кузова автомобиля необходимо
удалить стекла. Кроме того, лобовое стекло обычно трехслойное. Оно трескается, но
не рассыпается. При его удалении есть возможность травмирования
пострадавшего и спасателей мелкими осколками. Если спасатели защищены от
осколков прозрачными щитками касок и перчатками, то пострадавший лишен этой
защиты. Для его защиты необходимо использовать полиэтиленовую армированную
пленку или кевларовое покрывало.
Лобовое стекло представляет собой систему из трех слоев склеенных между
собой. Наружные слои – стекло, внутренний слой – полимерная пленка. Если
стекло крепится на корпусе автомобиля резиновым уплотнителем, то для его удаления
необходимо срезать верхний слой уплотнителя ножом и руками извлечь стекло. Если
стекло приклеено, то его можно не удалять. При необходимости удаления крыши, её
можно откинуть вперед вместе с лобовым стеклом. Заднее стекло и стекла дверей, как
правило, разбиваются при аварии. В том случае если они остались целы и мешают
проведению работ, их необходимо удалить.
Вскрытие и удаление дверей. При дорожно-транспортном происшествии в результате деформации кузова, как правило, происходит заклинивание дверей. В том случае для их вскрытия удобнее всего использовать гидравлический инструмент. Вскрыть дверь можно двумя путями: со стороны замков или со стороны петель.
Вскрытие двери со стороны замка осуществляется расширитель-ножницами
(расширителем). Для этого необходимо полностью свести лезвия расширителя,
вставить их в зазор между дверью стойкой (в районе замка) под углом 45° к
плоскости двери и, включив расширитель на расширение, выдавить дверь наружу.
Если зазор между средней стойкой и дверью слишком маленький, то необходимо
развести лезвия расширителя, вставить одно лезвие в щель, свести лезвия, зажав край
двери и, выворачивая расширитель наружу, отогнуть край двери, тем самым увеличив
зазор, а затем открыть дверь способом описанным выше.
Для полного удаления двери необходимо, после ее открытия, перекусить петли.
Для вскрытия двери со стороны петель инструмент вводят в щель между передней частью двери (в районе петли) и стойкой, и включив расширитель на расширение отрывают петлю.
Удаление крыши. Позволяет значительно увеличить пространство вокруг пострадавшего, при этом проводить работы по оказанию ему медицинской помощи и дальнейшей деблокации будет гораздо проще. Возможно как полное удаление крыши, так и ее отгибание вперед или назад.
Для полного удаления крыши необходимо защитить пострадавшего от различных осколков, удалить стела, перекусить стойки и снять крышу. При перекусывании стоек необходимо страховать крышу от возможного ее падения на пострадавшего.
Для отгибания крыши вперед (назад) необходимо защитить пострадавшего, удалить стекла, перекусить средние и задние (передние) стойки, надрезать поверхность крыши с двух сторон и отогнуть крышу.
На фото: — перекусывание, надрезание стоек и отгибание крыши.
После удаления крыши необходимо защитить оставшиеся острые детали во избежание травмирования пострадавшего и спасателей (см. фото справа).
Отжатие рулевой колонки (торпедо). Довольно часто в результате дорожно-транспортного происшествия пострадавшие оказываются зажатыми рулевой колонкой или передней частью кузова (торпедо). В том случае можно использовать домкрат. Одну пятку домкрата упирают в основание средней стойки, а другую в переднюю стойку в районе сочленения ее с передним крылом. Для облегчения этой процедуры можно снизить жесткость кузова, перекусив пороги около передней стойки, предварительно подложив упор между порогом и дорогой во избежание складывания кузова и еще более сильного зажатия пострадавшего.
Отжать рулевую колонку можно и с использованием домкрата и комплекта цепей. Для этого цепи подсоединяют с двух сторон домкрата, а свободные крюки цепей цепляют за рулевую колонку и передний мост. А затем, включив домкрат на сжатие, отжимают рулевую колонку.
Удаление спинки переднего сиденья. Если в результате дорожно-транспортного происшествия пострадавший оказался зажат между рулевой колонкой и спинкой сиденья, первое что нужно попробовать — это опустить спинку штатными органами регулировки. Если они не работают, то спинку необходимо удалить. Это, как правило, удобно делать челюстными ножницами. Для удаления спинки переднего сиденья необходимо перекусить кронштейны соединяющие ее с сиденьем.
При проведении различных действий в районе сидений необходимо помнить, что рядом может находиться пиротехнический механизм привода натяжителей ремней безопасности. Он расположен либо непосредственно в конструкции сиденья (рядом с защелкой), либо в нижней части опоры ремня (в районе скручивающего механизма). В этих местах нельзя пилить, резать, сверлить!
При резке элементов кузова необходимо помнить, что в деформированном металле могут сохраняться значительные внутренние напряжения. Поэтому перекусывая различные элементы необходимо соблюдать осторожность.
Необходимо проводить все операции по деблокированию, не причиняя пострадавшему дополнительных посттравматических повреждений.
Источник
Извлечение и перемещение пострадавшего
Способы извлечения и перемещения пострадавшего
Иногда может возникнуть ситуация, когда требуется извлечение пострадавшего. При этом следует помнить, что экстренное извлечение пострадавших из автомобиля или другого труднодоступного места выполняется только при наличии угрозы для его жизни и здоровья и невозможности оказания первой помощи в тех условиях, в которых находится пострадавший. Во всех остальных случаях лучше дождаться приезда скорой медицинской помощи и других служб, участвующих в ликвидации последствий происшествия.
Если пострадавший находится в сознании
Его экстренное извлечение производится так: руки участника оказания первой помощи проводятся под подмышками пострадавшего, фиксируют его предплечье, после чего пострадавший извлекается наружу.
При извлечении пострадавшего, находящегося без сознания или с подозрением на травму шейного отдела позвоночника
Необходимо фиксировать ему голову и шею. При этом одна из рук участника оказания первой помощи фиксирует за нижнюю челюсть голову пострадавшего, а вторая держит его противоположное предплечье.
После извлечения
После извлечения следует переместить пострадавшего на безопасное расстояние.
Способы перемещения пострадавшего до транспорта или в безопасное место
Перемещать пострадавшего до транспорта или в безопасное место можно различными способами, зависящими от характера травм и состояния пострадавшего, количества участников перемещения и их физических возможностей.
1. Перемещение пострадавшего в одиночку с поддержкой
Используется для перемещения легкопострадавших лиц, находящихся в сознании.
2. Перемещение пострадавшего в одиночку волоком
Применяется для перемещения на близкое расстояние пострадавших, имеющих значительный вес. Нежелательно использовать у пострадавших с травмами нижних конечностей.
3. Переноска пострадавшего в одиночку на спине
Может использоваться для переноски пострадавших, имеющих небольшой вес. Не применяется для переноски пострадавших, находящихся без сознания.
4. Переноска пострадавшего на руках
Используется лицами, имеющими достаточную для применения этого способа физическую силу. Этим способом возможна переноска пострадавших, находящихся без сознания. Нежелательно переносить так пострадавших с подозрением на травму позвоночника.
5. Переноска пострадавшего в одиночку на плече
При переноске таким способом следует придерживать пострадавшего за руку. Этот способ не применяется при переноске пострадавших с травмами груди, живота и позвоночника.
6. Переноска пострадавшего вдвоем на замке из четырех рук
Руки берутся таким образом, чтобы обхватить запястье другой руки и руки помощника. Фиксация кистей должна быть достаточно прочной, чтобы удержать пострадавшего.
7. Переноска пострадавшего вдвоем на замке из трех рук с поддержкой под спину
При использовании этого способа один из участников оказания первой помощи не берет руку в замок, а располагает ее на плече у другого. На эту руку пострадавший может опираться при переноске. Таким образом осуществляется переноска пострадавших, у которых есть риск потери сознания или пострадавших, которые не могут удержаться на замке из четырех рук.
8. Переноска пострадавшего вдвоем за руки и ноги
При переноске этим способом, один из участников оказания первой помощи держит пострадавшего за предплечье одной руки, просунув руки подмышки, а другой – под колени.
9. Переноска пострадавшего с подозрением на травму позвоночника
Для переноски пострадавшего с подозрением на травму позвоночника необходимо несколько человек, которые под руководством одного из участников оказания первой помощи поднимают и переносят пострадавшего. При переноске один из участников оказания первой помощи должен фиксировать голову и шею пострадавшего своими предплечьями. Более удобно и безопасно для пострадавшего с подозрением на травму позвоночника переносить его на твердой ровной поверхности (например, на щите).
Источник
3.4. Технология деблокирования людей из аварийных транспортных средств
Деблокирование пострадавших из аварийных транспортных средств производятся проведением мероприятий по обеспечению доступа спасателей непосредственно к пострадавшим путем открытия дверей, расчистки оконных проемов или пробивки проема в кузове транспортного средства.
При проведении работ по обеспечению доступа непосредственно к пострадавшим запрещается применять способы и технологии, могущие нанести пострадавшим дополнительные травмы. При отсутствии непосредственной угрозы для жизни пострадавших, их извлекают из аварийного транспортного средства только после того, как будет оказана первая медицинская помощь при травмах и будет закончена расчистка конструкций, блокирующих пострадавших.
В случаях, если транспортное средство перевернуто, сброшено с дороги в кювет или под откос, работы по деблокированию следует начинать только после надежной стабилизации транспортного средства.
Принимать меры по предотвращению возникновения вторичных порождающих факторов, особенно возгораний при наличии течи горючее-смазочных материалов, соответственно запрещается применять отрезные машины, газо- и керосинорезы.
Технология деблокирования пострадавших из аварийного транспортного средства
Основные технологические операции
Исполнители и применяемые
Проведение рекогносцировки, уточнение положения, состояние пострадавших и транспортного средства, обстановка на месте его нахождения, наличия вторичного поражающего факторов
Постановка задачи подразделению, инструктаж по мерам безопасности
Расстановка людей и технических средств, ограждение места работ
Командир подразделения, л/состав
Расчистка (проход) к транспортному средству
Л/состав подразделения, аварийно-спасательный инструмент
Оценка состояния транспортного средства и пострадавших, принятия решения на деблокирование
Постановка задач личному составу
Расчистка мест работы у транспортного средства в радиусе 5м
Л/состав подразделения, аварийно-спасательный инструмент
Л/состав подразделения, огнетушители
Подготовка инструмента и средства спасения
Л/состав подразделения, инструмент
Стабилизация транспортного средства (при необходимости), отключение аккумуляторов и не сработавшей системы безопасности
Л/состав подразделения, аварийно-спасательный инструмент, подкладка, домкраты
Обеспечение доступа к пострадавшему для оказания первой медицинской помощи (защита пострадавшего от осколков, обломков при вскрытии кузова). Снятие остаточного напряжения деформации кузова
Л/состав подразделения, кусачки, расширители
Оказание пострадавшим первой медицинской помощи
Расширение прохода, зачистка общих деталей.
Личный состав подразделения, аварийно-спасательный инструмент
Резание деталей, препятствующих извлечению пострадавших.
Извлечение пострадавших из аварийного средства.
Оказание пострадавшим первой врачебной помощи.
Эвакуация пострадавших в медучреждение
Основными способами быстрого доступа непосредственно к пострадавшим, находящимся в заваленных транспортах, с учетом характера повреждения транспортного средства и состояние пострадавшего, являются:
— вскрытие крыши транспортного средства, которое может производиться: спереди – с откидыванием ее назад, сзади – с откидыванием ее вперед, сбоку – с откидыванием на другой бок;
— полное удаление крыши транспортного средства;
— вскрытие двери со стороны замка и вскрытие двери со стороны шарниров;
— полное удаление боковой стенки и вскрытие задней части транспортного средства.
При вскрытии кузова транспортного средства, с целью обеспечения доступа к пострадавшему, в первую очередь необходимо снять остаточное напряжение в деформации кузова, с таким расчетом, чтобы в результате этого была уменьшена зажатость пострадавших. Это достигается перекусыванием соответствующих стоек (силовых элементов кузова). Отключить аккумуляторы и не сработавшую систему безопасности, за исключением случаев, когда транспортное средство опрокинуто и пострадавшие висят на ремнях вниз головой. В этом случае, до отключения системы безопасности, пострадавших необходимо надежно стабилизировать подушками. Все работы выполняются с соблюдением противопожарных мер безопасности.
Параметры спасения пострадавших из аварийного автомобиля представлены в табл. 3.14.
Источник