Способы чтения для начальной школы

Содержание
  1. 10 приемов и упражнений для тренировки техники чтения. Рекомендации учителя начальных классов
  2. Лучшие упражнения для тренировки техники чтения
  3. Жужжащее чтение
  4. Работа с таблицами слогов
  5. Приемы для расширения угла зрения
  6. Таблицы Шульте
  7. Найди слово
  8. Пирамидки слов
  9. Первый — последний
  10. Рамка для чтения
  11. Прием «Молния»
  12. Прием «Буксир»
  13. Прием «Спрятанные буквы»
  14. Прием «Скороговорка»
  15. Прием «Повторное чтение»
  16. Прием «День — ночь»
  17. Прием «Губы»
  18. Подробнее об анализаторе техники чтения для 1-4 классов >>>
  19. Презентация «Виды и приёмы чтения в начальных классах»
  20. Описание презентации по отдельным слайдам:
  21. Дистанционное обучение как современный формат преподавания
  22. Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
  23. Скоростное чтение
  24. Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
  25. Краткое описание документа:
  26. Общая информация
  27. Похожие материалы
  28. Презентация «Формирующее оценивание в условиях реализации ФГОС»
  29. Презентация на тему «Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста в рамках внеурочной деятельности»
  30. Урока по математике в 3 классе на тему: «Закрепление пройденного»
  31. Разработка внеклассного материала «Доброта творит чудеса»
  32. Презентация по математике «Методы работы над задачей» 4 класс
  33. Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе «Какая бывает промышленность?»
  34. Презентация к уроку окружающий мир 1 класс Тема: «Когда мы станем взрослыми?»
  35. Сценарий выпускного вечера в 4 классе «До свидания, начальная школа!
  36. Вам будут интересны эти курсы:
  37. Оставьте свой комментарий
  38. Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
  39. Подарочные сертификаты

10 приемов и упражнений для тренировки техники чтения. Рекомендации учителя начальных классов

Скорость чтения — критерий, который оказывает влияние на уровень успеваемости школьника. Ведь чем медленнее читает ребенок, тем больше времени ему понадобится на изучение материала или выполнение задания. На практике доказано, что ученик средних классов с низкой техникой чтения не сможет достигнуть высоких результатов в обучении. Поэтому и учителям начальных классов, и родителям младших школьников необходимо уделять особое внимание тренировке техники чтения.

Лучшие упражнения для тренировки техники чтения

Оптимальная скорость чтения должна соответствовать темпу разговорной речи — 120 – 150 слов в минуту. Чтобы добиться таких результатов необходимо:

  • увеличить частоту чтения;
  • расширять угол периферического зрения;
  • повышать устойчивость внимания;
  • улучшать оперативную память;
  • совершенствовать артикуляционный аппарат.

В педагогике используются специальные методики и приемы для тренировки технической стороны чтения.

Жужжащее чтение

Чем чаще ребенок читает, тем лучше у него это будет получаться. Для тренировки техники чтения катастрофически мало занятий только на уроках. Чтобы достигнуть хорошего результата, рекомендуется проводить пятиминутки чтения на каждом уроке в течение всего школьного дня.

Такие пятиминутки организовываются в начале урока. У школьников на партах должны быть книги для дополнительного чтения. По сигналу учителя дети начинают читать в режиме «жужжащего» чтения. Данный прием подразумевает, что все дети читают одновременно. Причем делать это надо вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Каждый ребенок читает в своем темпе. Через 5 минут чтение прекращается и дальше идет обычный урок, например математики, рисования или природоведения.

Никакого контроля или обсуждения содержания прочитанного не проводится. Этот прием используется только с целью увеличения времени для ежедневного чтения. Таким образом, на тренировку затрачивается не менее 30 минут, тогда как в обычном режиме каждый школьник читает в общей сложности около 5 – 10 минут за весь учебный день.

Работа с таблицами слогов

Чтобы повысить скорость чтения, важно тренировать ребенка воспринимать слог как единое целое, как основу прочтения слова. Для таких упражнений необходимы специальные таблицы слогов. Можно использовать дидактический материал для обучения чтению по методике Н. Зайцева или создать такие таблицы самостоятельно.

Детям предлагаются различные задания:

  • прочесть строчку или столбец с определенной буквой;
  • произвольное прочтение слогов;
  • найти в таблице указанный слог;
  • послогово показать слово в таблице.

Сначала используются таблицы с простыми слогами, а затем переходят к более сложным, состоящим из трех-четырех букв. Купить красочные таблицы можно в магазине учебной литературы как карточки, плакаты или книги-сборники. Например, Узорова, Нефедова: Самый быстрый способ научиться читать. Слоговые таблицы.

Приемы для расширения угла зрения

В процессе чтения имеет значение количество знаков, которые попадают в поле зрения ребенка. Для расширения угла периферического зрения рекомендуется предлагать детям следующие упражнения.

Таблицы Шульте

Таблицы Шульте содержат числа от 1 до 30, которые расположены в хаотичном порядке. Школьникам нужно за 30 секунд отыскать и указать по порядку каждое число. Через несколько дней следует предложить другой вариант таблицы.

Найди слово

Суть этого упражнения аналогична предыдущему. На листе бумаги нужно в произвольном порядке написать несколько разных, не очень длинных слов. Задание для школьников — как можно быстрее отыскивать на листе слова, которые поочередно будет называть учитель.

Пирамидки слов

Для таких упражнений слова записываются в столбик, начиная со слова с наименьшим количеством букв. Каждое слово делится на две части, которые записывают на некотором расстоянии друг от друга. На каждой последующей строчке это расстояние увеличивается.

Первый — последний

Для этого упражнения можно использовать любой текст. Детям нужно читать только первый и последний слог в каждой строчке.

Читайте также:  Для чего необходимо производить переоценку основных средств какие способы переоценки существуют

Рамка для чтения

Необходимо подготовить полоску картона с прорезью, высота которой чуть больше высоты букв в учебнике. Ширина должна быть небольшой, примерно на 3 – 4 буквы. В процессе чтения ребенок перемещает эту рамочку по тексту. Через определенное время ширину рамки нужно постепенно увеличивать.

Со временем дети запоминают многие слова, которые часто встречаются в текстах, и воспринимают их как единое целое. Они уже не читают такие слова, а называют сразу. Подобное умение заметно экономит время при чтении, поэтому данный навык нужно целенаправленно развивать.

Прием «Молния»

Использование приема «Молния» заключается в следующем. Детям на очень короткое время показывают слово, а они должны успеть его прочитать. Для этого упражнения можно подготовить карточки или создать презентацию, в которой слова появляются и сами исчезают через пару секунд.

Один и тот же набор слов надо использовать несколько дней подряд, пока ученики не запомнят их все. Затем предложить другую подборку слов. Для лучшего эффекта можно не просто давать школьникам прочитать слово, а и попросить написать его после того, как оно исчезнет.

Прием «Буксир»

Прием «Буксир» используется для увеличения темпа чтения. В качестве ведущего может выступать учитель или ученик с высокой техникой чтения. Он читает текст, а остальные должны стараться успевать читать за ним. Такое упражнение можно проводить для всего класса или в парах.

Чтобы контролировать процесс чтения всеми учениками можно делать внезапные остановки и просить ребят показать в тексте последнее прочитанное слово. Еще один способ — делать во время чтения ошибки. Те, кто читают «на буксире», должны их замечать и исправлять.

Прием «Спрятанные буквы»

Улучшению техники чтения способствует развитие умения предугадывать слова, а не прочитывать их побуквенно. Для этого можно предлагать такие задания:

  • слова с кляксами — на карточке написано слово, часть которого закрыта пятном;
  • слова с пропущенными буквами — на карточке слово, в котором несколько букв отсутствуют;
  • разрезанное слово — карточку с написанным словом разрезают вдоль и предлагают детям прочитать слово или по верхней, или по нижней его части (слово можно не разрезать на части, а закрыть его половину линейкой);
  • более сложный вариант этого упражнения — предугадать недостающее слово. Для него можно использовать крылатые выражения, фразеологизмы, известные фразы из сказок или стихотворений, загадки с рифмованной отгадкой.

Прием «Скороговорка»

Непосредственно для увеличения скорости чтения можно предлагать ребенку небольшой текст для прочтения его в темпе скороговорки. Читать текст надо несколько раз подряд, постепенно ускоряясь. Ученику необходимо объяснить, что при выполнении этого упражнения не требуется следить за выразительностью чтения, однако при обычном чтении такое правило не действует.

Прием «Повторное чтение»

Данный прием также предполагает многократное прочтение текста. Детям для чтения дается 1 минута. Затем нужно подсчитать количество слов, которые они успеют прочитать за отведенное время. После этого такое задание выполняется еще пару раз.

Результаты будут постепенно улучшаться, и это позволит ребенку поверить, что он может читать быстрее. Когда ученики будут читать текст последний раз, временное ограничение не устанавливается. Таким образом, они перейдут на чтение незнакомого текста и будут читать его в более быстром темпе.

Прием «День — ночь»

В процессе чтения необходимо сохранять концентрацию внимания и уметь хорошо ориентироваться в тексте. Для тренировки этих навыков школьникам предлагается читать с соблюдением команд. Как только учитель произносит: «День!» — дети приступают к чтению. Услышав команду «Ночь!» все закрывают глаза. Затем снова звучит слово «День!». После этого нужно найти глазами место в тексте, на котором остановились, и продолжить чтение.

Такое упражнение проводится в течение 5 минут. Следить по тексту пальцем нельзя.

Прием «Губы»

При внешнем проговаривании скорость чтения замедляется. Поэтому детей следует также учить читать молча, без внешних признаков проговаривания. В ходе чтения, когда учитель даст команду «Губы!», школьники должны начать читать «про себя». При этом им нужно прижать палец к сомкнутым губам, чтобы не давать им шевелиться. После команды «Вслух!» палец следует убрать и перейти к чтению вслух.

Работая над улучшением техники чтения важно учитывать, что количественный показатель зависит от типа темперамента ребенка, уровня развития его мыслительных процессов. Поэтому, конечно же, не удастся всех учеников «подтянуть» к нужным нормам, но улучшить результаты каждого несомненно получится. Кроме того, параллельно с увеличением скорости чтения обязательно нужно уделять внимание развитию выразительности и осознанности чтения, приучать детей читать правильно, без ошибок.

Об авторе-составителе: Гладко Марина Геннадьева, учитель начальных классов, стаж работы около 25 лет.

Подробнее об анализаторе техники чтения для 1-4 классов >>>

А какие упражнения используете вы? Пишите в комментариях.

Источник

Презентация «Виды и приёмы чтения в начальных классах»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

«Чтение и письмо открывают человеку новый мир, особенно в наше время, при нынешних успехах разума».
Н. М.Карамзин

Читайте также:  Способы контроля образовательного процесса
Описание слайда:

Выделяют следующие
виды чтения:

* просмотровое;
* ознакомительное;
* изучающее;
* рефлексивное.

Описание слайда:

Просмотровое чтение —
вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации или факта.

Описание слайда:

Ознакомительное чтение — вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация.

Описание слайда:

Изучающее — вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается.

Описание слайда:

Рефлексивное — самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.

Описание слайда:

Методы и приемы формирования смыслового чтения в начальной школе
1.

Описание слайда:
Описание слайда:

Приём «Работа с вопросником»
ВОПРОСНИК
Л.Н. Толстой «Лев и собачка»
Назовите главных героев произведения.
Где происходят события?
Какие чувства испытывала собачка, оказавшись в клетке со львом. Подтвердите ответ словами из текста.
Как автор относится к собачке? Какими словами он пишет о ней?
Как лев относился к собачке? Найдите в тексте соответствующие глаголы.
Что однажды произошло?
Что случилось с собачкой через год?
Перечитайте описание поведения льва после смерти собачки. Подберите слова-ассоциации.
Чем заканчивается быль?
Вспомните начало рассказа и подумайте, кого противопоставляет автор? Ответ обоснуйте.
Каково ваше впечатление от рассказа?

Описание слайда:

Универсальный прием, способствующий
актуализации знаний учащихся и
активизации мыслительной деятельности.

Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу:
верно – «+», не верно – «-».
4.
Приём «Верные и неверные утверждения»

Описание слайда:

Упражнения с элементами творчества:
а) прочитайте текст, включите в данный текст недостающие слова
Орешник.
Средь резной листвы лещины много орехов. Спелые [ягоды, фрукты, орехи] – несравненное лакомство, срывай – и в кузов! Только помни: орехами лещины [дерутся, кормятся, кидаются] многие обитатели природы. Их прячут про запас сойки, поползни и [волки, лисы, белки]. На них пасутся барсуки и кабаны. [Летом, Зимой, Осенью] орехи спасут от бескормицы немало наших пушистых и пернатых друзей. Вот почему надо оберегать орешник, ведь они пополняют сокровенные кладовые леса.
5.

Описание слайда:

Упражнения с элементами творчества:
б) прочитайте текст, найдите в нем лишние слова

Описание слайда:

Рассказ по предложению.
Прочитай предложение, подумай и составь по нему небольшой рассказ. Принцип составления рассказа – разворачивание текстовой информации.

И тогда я почувствовал такую досаду и так рассердился, что бросил этот дневник за книжный шкаф, который стоял у нас в классе.
6.

Описание слайда:

Близилось родительское собрание. Мама сказала, что если с отметками у меня все хорошо, то в субботу пойдем в парк. А у меня была двойка по пению. Я очень не хотел, чтобы Мария Ивановна ставила эту двойку в дневник, потому что тогда прощай парк. И когда Мария Ивановна собирала дневники, я свой ей не отдал. На большой перемене мы с мальчишками побежали в спортзал смотреть новые тренажеры. Когда мы вернулись, то я увидел, что дневник мой лежит на парте и двойка в нем стоит как миленькая. Оказывается, Наташка, моя соседка по парте, увидела мой дневник, решила, что я нечаянно забыл отдать его на проверку, и отнесла дневник классной. И тогда я почувствовал такую досаду и так рассердился, что бросил этот дневник за книжный шкаф, который стоял у нас в классе.

Описание слайда:

7. Прием « Чтение с остановками»
После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета и проверяют правильность ранее выдвинутых предположений.

Описание слайда:

8. Прием « Мозговой штурм»
«Жили по соседству три старика, три брата.
Один старик хлеб сеял, другой был плотник, а третий – кузнец. Жили они плохо, несогласно: из-за всякого пустяка ссорились, а потом долго сердились друг на друга. Особенно часто старики ссорились из-за воды.
В жаркие дни вода в речке высыхала, даже курам напиться и то не оставалось.
За ночь вода набиралась в ямке. Кто успеет эту воду ковшом вычерпать – тот с водой, а остальным двум семьям воды не оставалось.»

Описание слайда:

*постановка проблемы*
-Предложите всевозможные варианты, как братья могут запастись водой и больше не ссориться?

*генерация идей*
Предложенные варианты: выкопать колодец, построить водокачку, привозить воду из соседней деревни, перегородить реку, провести водопровод, запасать воду в бочке и др..

*групповой отбор*
— А теперь давайте подумаем – какой вариант подойдет лучше всего. (размышления учащихся: в то время, скорее всего, не было водопровода – поэтому этот вариант не подойдет; в бочке много воды не запасешь и т.д.. В ходе группового отбора обучающиеся оставили два варианта – вырыть колодец и запрудить пруд).

Описание слайда:

9. Приём «Уголки»
М. Зощенко «Золотые слова
«+» Лельки и Миньки
послушание исполнительность дисциплинированность ответственность

«-» Лельки и Миньки
неумение вести себя за столом, неуважение к взрослым в разговоре и поступках, необдуманное выполнение требований родителей.

Читайте также:  Сколько существует способов завязывать галстук
Описание слайда:
Описание слайда:

Особое внимание развитию смыслового чтения следует уделять и на уроках русского языка.
Следует использовать задания, направленные на развитие грамотной устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка.

Описание слайда:

11. Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.
Читая, ученик делает пометки в тексте:
V – уже знал;
+ – новое;
– – думал иначе;
? – не понял, есть вопросы

Читая, второй раз, заполняют таблицу,
систематизируя материал.

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

Работа с фразеологизмами
1. Замените в предложении
выделенные слова фразеологизмами.
Юля долго спорила с подругой, что подарить Вере на день рождения. Наконец, они договорились.
Ученые беспокоятся и предупреждают : земле угрожает экологическая катастрофа.
нашли общий язык
бьют тревогу
13.

Описание слайда:

Работа с фразеологизмами
2. Определите, какой фразеологизм подойдет к этому тексту.
Дача располагалась в живописной роще, в очень удобном месте: рядом ……….. протекала речка, и до станции было совсем недалеко …………
Ученые беспокоятся и предупреждают : земле угрожает экологическая катастрофа.
рукой подать
бьют тревогу
в двух шагах

Описание слайда:

Работа с фразеологизмами
3. Составьте диалог, используя фразеологизмы:
— Ты вчера долго решал задачу ?
— Да, очень долго. А ты сразу решил?
— Я долго ………… ,но без помощи старшей сестры ничего не смог сделать.

Описание слайда:

Приём «Верите ли вы…»
14.

Описание слайда:

Зеркальное чтение
(регулирует движения глаз и устраняет привычные штампы)
кот — ток, ров — вор
Придумай продолжение
(дана только одна часть слова, вторую придумать)
например: — лов (рыболов, птицелов),

Описание слайда:

Пропуск букв
д.рожка, д.р.жка.
Чтение строчек с прикрытой верхней основой слова

Работа по завершению предложений по догадке:
Ребята были в лесу. Вдруг слы : во ёлочки кто-то шур . Там ё ! Напала Жучка на . Да не тут ! Наколола она нос и .

Описание слайда:

Работа по исправлению предложений:

Ёж смотался в клубок.
Я уже ездил на самолёте.
Речка замёрзла льдом.
Меня пробудил мой папа.

Описание слайда:

«Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами»
( И.Г. Песталоцци).

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 801 человек из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 315 человек из 58 регионов

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

  • Сейчас обучается 618 человек из 79 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Презентация в помощь учителям. Рассказывается, какие приемы можно использовать для развития смыслового чтения учащимися в начальных классах

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Презентация «Формирующее оценивание в условиях реализации ФГОС»

Презентация на тему «Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста в рамках внеурочной деятельности»

Урока по математике в 3 классе на тему: «Закрепление пройденного»

Разработка внеклассного материала «Доброта творит чудеса»

Презентация по математике «Методы работы над задачей» 4 класс

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе «Какая бывает промышленность?»

Презентация к уроку окружающий мир 1 класс Тема: «Когда мы станем взрослыми?»

Сценарий выпускного вечера в 4 классе «До свидания, начальная школа!

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5310747 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Попова предложила изменить школьную программу по биологии

Время чтения: 1 минута

В МГУ разрабатывают школьные учебники с дополненной реальностью

Время чтения: 2 минуты

В Осетии студенты проведут уроки вместо учителей старше 60 лет

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью
Разные способы