- 5 класс. Материалы для проверки техники чтения учебно-методический материал по литературе (5 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Требования к чтению в 5-9 классах
- Нормы техники чтения в 5-9 классах
- Особенности проверки техники чтения в 5-9 классах
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Виды чтения на уроках литературы в 5 классе в условиях ФГОС. статья по литературе (5 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
5 класс. Материалы для проверки техники чтения
учебно-методический материал по литературе (5 класс) на тему
В 5 классе необходимо также, как и в начальной школе, вести контроль за техникой чтения. Однако проверка техники чтения перестает быть видом контроля, так как цели обучения теперь несколько меняются: важна не скорость, а осмысленность чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prov_tehniki_chteniya.docx | 15.57 КБ |
Карта проверки техники чтения учащихся | 61 КБ |
materialy.docx | 17.71 КБ |
teksty._tehnika_chteniya.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Техника чтения в 5-9 классах
Техника чтения является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на развитие личности, а также успехи ребенка в школе. На второй ступени обучения работа по формированию у детей техники чтения продолжается: но в 5-9 классах акцент делается не на правильности чтения, а на беглости чтения и выразительности.
В 5 классе необходимо также, как и в начальной школе, вести контроль за техникой чтения. Однако проверка техники чтения перестает быть видом контроля, так как цели обучения теперь несколько меняются: важна не скорость, а осмысленность чтения.
Требования к чтению в 5-9 классах
Выразительное чтение, с правильной постановкой логического ударения на самых важных словах. При чтении слова не искажаются, а мысли и чувства автора передаются правильно.
Нормы техники чтения в 5-9 классах
В каждом следующем классе к результату 4 класса добавляется 10 — 15 слов, в зависимости от уровня подготовки класса.
Особенности проверки техники чтения в 5-9 классах
Проверка проводится в привычной для детей обстановке (лучше в классе, где они учатся). Читающий ребенок находится рядом со своим учителем, который и проводит проверку.
Тексты, используемые для проверки техники чтения, должны отвечать определенным требованиям:
- иметь прозрачную сюжетную основу;
- состоять из предложений, имеющих несложную конструкцию;
- тексты не должны содержать диалогов, стихотворных строк, пространственных описаний;
- состоять из знакомых детям слов;
- быть по возможности более нейтральными в эмоциональном отношении.
При анализе техники чтения необходимо учитывать:
- способ чтения;
- темп чтения;
- грамотность чтения;
- осознанность;
- выразительность.
Предварительный просмотр:
ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ В 5 КЛАССЕ
20__-20__ учебный год
повтор, искажения, орфоэпические ошибки
слов в одну минуту
соблюдение знаков препинания, эмоциональность
- Оцениваем способ чтения (плавное слоговое или целыми словами).
- Отметить правильность чтения (ошибки на пропуски, замену, искажения, перестановку букв, слов, повторы слов, постановку ударения). Безошибочное чтение знаком «!», 1-2 искажения слов – знак «+», с 3 и более ошибками – знак «-», в анализе указать неправильно прочитанные слова.
- Указать количество прочитанных слов в минуту (беглость чтения).
- Осознанность чтения определяется по баллам.
5) Выразительность отметить знаками: отлично – «!», хорошо – «+», удовлетворительно «-», плохо – «0».
Предварительный просмотр:
В начальной школе почти в каждой четверти проверялась техника чтения учащихся, выявлялись проблемы, велась работа по коррекции навыков.
В 5 классе рекомендуется также вести наблюдения за домашним и классным чтением. Однако проверка техники чтения перестаёт быть видом контроля, потому что стоят другие цели обучения.
Надо признать, что и в 5 класс приходят ученики, отстающие в чтении. Они, к сожалению, читают невыразительно, невнятно, пропускают и искажают многие слова. Что делать! И такое тоже бывает.
Для учителя литературы предлагаем хотя бы дважды в год проводить проверку навыков чтения по данной схеме. Учитель работает со своим текстом, ученику предлагает тот же текст, но без специальных пометок и таблицы для заполнения. Ученик отвечает на вопросы к тексту устно, а не письменно.
Материал для контроля техники чтения в 1 полугодии
Предлагается отрывок из рассказа Е.И. Носова «Как ворона на крыше заблудилась».
На печную трубу опустилась обыкновенная ворона, такая же, как и все другие вороны в марте: с забрызганным грязью хвостом и взъерошенным загривком. Зима заставила её позабыть о чувстве собственного достоинства, о туалете, и она правдой и неправдой с трудом добывала хлеб свой насущный. 43
Кстати, сегодня ей повезло. В клюве она держала большой ломоть хлеба.
Усевшись, она подозрительно осмотрелась: не видно ли поблизости ребятишек? Потом она оглядела ближайшие заборы, деревья, крыши: там могли оказаться другие вороны. 75
Но неприятностей, кажется, не предвиделось. Итак, можно закусить! 83
Ворона положила ломоть на край трубы, наступила на него обеими лапами и принялась долбить. И вот после очередного удара клювом из-под лап выскочил большой ком мякиша и покатился по скату крыши. Хлеб не упал на землю, ещё на полпути он зацепился у ребристого шва, какие соединяют кровельные листы. 130
Доклевав остатки, ворона решила съесть упавший кусок. Но это оказалось нелёгкой задачей. Крыша была довольно крута. Лапы заскользили по железу, она поехала вниз, тормозя растопыренным хвостом. 156
Путешествие таким способом ей не понравилось, она взлетела и села на жёлоб. Отсюда ворона попробовала снова достать хлеб. Помогая себе крыльями, она, наконец, добралась до середины ската. Но что такое? Хлеб исчез! Оглянулась назад, посмотрела вверх – крыша пуста! 196 слов
Вопросы и задания на выявление осознанности чтения:
1) Дать характеристику вороне.
2) Выбрать наиболее подходящий тексту заголовок:
«Обыкновенная ворона»;
«Как ворона хлебный мякиш потеряла»;
«Ворона на крыше»;
«Хлеб для вороны»;
«Хлеб исчез!»
3) Ответить на вопросы:
— Как жилось вороне зимой?
— Кого боялась ворона?
— Какие неприятности случились с вороной?
Материал для итогового контроля во 2 полугодии
Предлагается отрывок из рассказа М. Пришвина «Лесной доктор».
Мы бродили весной в лесу и наблюдали жизнь дупляных птиц: дятлов, сов. Вдруг в той стороне, где у нас раньше было намечено интересное дерево, мы услышали звук пилы. То была, как нам говорили, заготовка дров из сухостойного леса для стеклянного завода. 41
Мы побоялись за наше дерево, поспешили на звук пилы, но было уже поздно: наша осина лежала, и вокруг её пня было множество пустых еловых шишек. Это всё дятел отшелушил за долгую зиму, собирал, носил на эту осинку, закладывал между двумя суками своей мастерской и долбил. Около пня, на срезанной нашей осине, два паренька отдыхали. Эти два паренька только и занимались тем, что пилили лес. 105
– Эх вы, проказники! – сказали мы и указали им на срезанную осинку. – Вам велено резать сухостойные деревья, а вы что сделали? 125
– Дятел дырки наделал, – ответили ребята. – Мы поглядели и, конечно, спилили. Всё равно пропадёт. 138
Стали всем вместе осматривать дерево. Оно было совсем свежее, и только на небольшом пространстве, не более метра в длину, внутри ствола прошёл червяк. 161 Дятел, очевидно, выслушал осину, как доктор: выстукал её своим клювом, понял пустоту, оставляемую червём, и приступил к операции извлечения червя. 181 И второй раз, и третий, и четвёртый… 188 Нетолстый ствол осины походил на свирель с клапанами. 196 Семь дырок сделал «хирург» и только на восьмой захватил червяка, вытащил и спас осину. 210
Мы вырезали этот кусок как замечательный экспонат для музея. 219
– Видите, – сказали мы ребятам, – дятел – это лесной доктор, он спас осину, и она бы жила и жила, а вы её срезали. 230
Пареньки подивились. 232
Вопросы и задания на выявление осознанности чтения:
1) Что можно сказать о Пришвине по его рассказу? (Пришвин наблюдателен, любит природу и жалеет её, интересно рассказывает о своих наблюдениях).
2) Выбрать наиболее подходящий тексту заголовок:
Весной в лесу
Срубленное дерево
Лесной доктор (Потому что рассказ о дятле, который лечит деревья).
Экспонат для музея
3) Что означают выражения дупляные птицы (птицы, живущие в дуплах), сухостойный лес (в лесу стоят засохшие деревья), стеклянный завод (на заводе изготовляют стекло и изделия из него)?
Выполняя без помощи учителя 1 задание, ученик получает «5». При затруднении переходит во 2 заданию на четыре балла. Если не может выполнить его, отвечает на вопросы под цифрой 3 и за правильные ответы получает «3».
Оцениваем способ чтения (по слогам или целыми словами), правильность (ошибки на пропуски, замену, искажения, перестановку букв, слов, повторы слов, постановку ударения), темп чтения, осознанность.
Выразительность (монотонное чтение, соблюдение паузы, тон, логическое ударение) оценивается по подготовленному тексту (прозаическому и стихотворному).
Осознанность чтения. Выполняя без помощи учителя 1 задание, ученик получает «2» балла. Потом переходит ко 2 заданию на «1» балл. Далее даёт толкование выражений и за правильные ответы получает «3» балла. Итого «6» баллов – оценка «5». Если «5» баллов, то оценка «4», если «4» балла – оценка «3».
Выразительность (монотонное чтение, соблюдение паузы, тон, логическое ударение) оценивается по общему впечатлению. Если есть сомнения, можно попросить учащегося перечитать реплики персонажей, обращая внимание на передачу эмоционального тона, вопросительной и восклицательной интонаций, пауз, мелодики (повышения и понижения голоса). Оценки: отлично (3 балла), хорошо (2 балла), удовлетворительно (1 балл).
Диагностическая карта
ПРОВЕРКА ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ В 5 КЛАССЕ
20__-20__ учебный год
Класс________________Учитель_______________________________________
Заполнение таблицы:
1) Оцениваем способ чтения (плавное слоговое или целыми словами).
2) Отметить правильность чтения (ошибки на пропуски, замену, искажения, перестановку букв, слов, повторы слов, постановку ударения). Безошибочное чтение знаком «!», 1-2 искажения слов – знак «+», с 3 и более ошибками – знак «-», в анализе указать неправильно прочитанные слова.
3) Указать количество прочитанных слов в минуту (беглость чтения).
4) Осознанность чтения определяется по баллам.
5) Выразительность отметить знаками: отлично – «!», хорошо – «+», удовлетворительно «-», плохо – «0».
Источник
Виды чтения на уроках литературы в 5 классе в условиях ФГОС.
статья по литературе (5 класс) по теме
Виды чтения на уроках литературы в 5 классе в условиях ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_chteniya.docx | 16.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МО учителей русского языка и литературы.
Виды чтения на уроках литературы в 5 классе.
У меня в этом году два 5-х класса. Есть дети читающие, которые с удовольствием работают с читательскими дневниками, есть дети, которые не любят читать, и основная масса-это дети, которые читают только то, что задано к уроку, и потому что их заставляют читать. Трудности заключаются и в том, что дети перешли от литературного чтения в начальной школе к литературе. На первом уроке они спросили меня, чем отличается литературное чтение от литературы и зачем нужно заводить тетради и словари. Детям пока трудно понять, что литература учит не только читать, но и размышлять над прочитанным, анализировать, осмысливать, дает уроки жизни.
Большое значение на уроках уделяю изучению биографии писателя не только, чтобы детям легче было постигать текст, но и с целью положительного примера: чем занимался писатель, когда был ребенком? Чему можем поучиться? Начинаем изучение биографии с разбора эпиграфа с целью выделения главной мысли. Далее использую прием составления плана творческой биографии, для более глубокого осмысления текста. Применяю изучающее чтение. Это может быть и вопросный план или приём тезирования – формулирование основных тезисов абзаца, положений, выводов текста. После составления плана предлагаю работу в парах: самопроверка по вопросам плана или пересказ с опорой на конспект. Либо использую технологию чтение с пометами ( ИНСЕРТ), дети помечают то, что уже знают о писателе ( v), новое (+), непонятное или то, что хотят узнать больше по данному вопросу(?) и то, что противоречит тому, что знали или думали, что знали (-) .
После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу, состоящую из 4-х колонок. Причём, заполняется сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д.
Или использую ознакомительное чтение: предлагаю детям выписывать словосочетания с ключевыми словами при чтении абзаца, чтобы по ним при пересказе восстановить его содержание.
Во время работы с произведением использую прием ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ (это рефлексивное чтение), предлагаю обратить внимание на говорящие имена/фамилии, какие ассоциации возникают у детей при этом, какие ощущения и чувства возникли, предполагали ли такое развитие сюжета, или это стало неожиданным для них?? Или прием предположение: дети предлагают варианты того, что может произойти дальше и затем сопоставляют со своими предположениями.
5-класснику трудно воспринять теоретический материал. Изучая термины, предлагаю искать подсказку в самом названии –определении (если это возможно), например: закличка- от клич, кликать, т. е. звать, обращаться.
Завели справочник терминов, где рядом с определением дети помещают рисунок, или символ, или пример, чтобы легче запомнить. Например: к термину «эпитет»: дерево с желтыми листьями и запись: золотые листья; «метафора»: пожар и запись- горит восток зарею новой. Это помогает развивать понятийное мышление в соответствии с образным. Использую прием «верные и неверные утверждения».
В начале урока предлагаю ученикам выбрать «верные утверждения» из предложенных мною, опираясь либо на термин, либо на заголовок, либо на начало произведения. Дети описывают заданную тему (ситуацию, обстановку).
Затем прошу учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с термином, текстом мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученные на уроке знания.
Просмотровое чтение использую при анализе эпизодов: пейзажа, при описании внешности или характера персонажа — найти прилагательные или глаголы при описании действия.
Рефлексивное чтение-Методика Шести шляп Эдварда де Боно. Делю класс на 6 групп-шляп. Каждая группа выбирает заданную информацию:
Белая шляпа- факты,информация (выясни конкретные факты)
Синяя – целеполагание , выводы, оценки группам (переключись)
красная шляпа- что чувствуют герои (посочувствуй)
зеленая- как решают свои проблемы (проведи мозговой штурм и найди решения, измени ход повествования)
желтая- всё хорошее, позитивное (найди выходы в сложившейся ситуации)
черная- все плохое, трагичное (учти все риски)
Д/з предлагаю несколько вариантов. Например: 1) чтение текста- обязательно всем
2) пересказ сжатый, или
художественный (отрывка), или
развернутый ответ на вопросы;
3) иллюстрация к эпизоду или коллаж (по желанию). Чтобы детям можно было выбрать и оценить свои возможности.
Источник