Способы членения объемной формы

ОБЪЕМНАЯ ФОРМА. ЕЕ СТРУКТУРА И ФОРМООБРАЗОВАНИЕ

4.3.1 Объемная форма

По общему виду объем отличается от плоскостной формы относительно равным развитием в трех координатных направлениях: по горизонтали, вертикали и в глубину. Такое развитие предопределяет его скульптурный характер. При этом объемная форма как бы замыкается вокруг своего композиционного центра (или оси), отличаясь компактностью. В таком виде она лучше всего воспринимается с разных точек пространства. Поэтому использование объемной формы наиболее рационально в открытой пространственной среде, а не в условиях замкнутого пространства, например рядом с ограничивающей его плоскостью.

Важный композиционный признак объемной формы — ее геометрический вид. По этому признаку можно выделить (аналогично простым плоским геометрическим фигурам — квадрату, прямоугольнику, треугольнику, шару и т. д.) основные виды объемных форм. Это — куб, параллелепипед, конус, пирамида, шар и т. д. Каждый из этих видов имеет свой пластический характер, обусловленный пространственным соотношением образующих объемную форму плоскостей.

Свойства геометрического вида пластической формы представлены в таблице 10. Первый вертикальный ряд — закрытые формы; второй ряд — полуоткрытые формы; третий вертикальный ряд — открытые формы.

Таблица 10 – Свойства геометрического вида пластической формы

.

Сохраняя один геометрический вид, объемная форма может менять свой пластический характер в зависимости от степени открытости. Эта степень зависит от заполнения объемной формы пространством. В зависимости от нее объем разделяется на три основных вида: закрытый, полуоткрытый и открытый. Первый характеризуется отсутствием в нем пространства, замыканием формообразующих плоскостей и предельной плотностью массы. Второй — частичным ограничением формы и разным, в том числе и профильным, расположением в ней плоскостей относительно друг друга. Третий — формообразованием за счет использования исключительно линейно-пластических элементов. Каждый вид выделяется специфическим композиционно-пластическим характером. Закрытая форма монументальна, полуоткрытая — легкая, открытая — совсем воздушная, пронизанная пространством.

Рисунок 34 – Задание на пластическое решение

Объемных форм

Задание на пластическое решение объемных форм, отличающихся разной степенью открытости. Открытые шаровидные формы — левый вертикальный ряд, открытые структурно-решетчатые формы — правый вертикальный ряд (рис.34)..

Таким образом, строится развернутая система различных видов объемных форм, отличающихся геометрическим видом и открытостью. Наглядно она представлена в табл. 10. Этой системой выявляется большое разнообразие объемов при определенной схожести и различии их пластических свойств. На ее основе можно строить объемные композиции, подбирая в соответствии с решаемой задачей схожие или резко отличающиеся пластические элементы. Наиболее удачные примеры построений представлены в рис. 34.

К сказанному следует добавить, что композиционный характер объемной формы во многом проявляется в ее внутреннем строении — структуре. Выражается эта структура в количестве и относительном расположении основных ее элементов. Ее крайние состояния — моноструктура и полиструктура или форма, собранная из нескольких разнохарактерных по пластике элементов. Когда последние измельчены и их так много, что они теряются, «растворяются» в общей массе объемной формы, которая по своему структурному состоянию переходит в свою противоположность — в монообъем. Четкость и ясность внутреннего строения объемной формы предопределяет ее композиционную выразительность.

В монообъеме, или сплошном массиве, многое зависит от конфигурации и фактурно-рельефной обработки внешних поверхностей. Композиционный характер объемной полиструктуры определяет выразительное расположение в форме пластических элементов. Их случайное нагромождение, особенно в случае большого количества, ведет к нивелировке этого характера, образованию бесформенного объема. И наоборот, четкое выявление структурных частей, составляющих объемную композицию, обеспечивает ей необходимую художественную выразительность. Такое решение особенно значимо при включении в объем разных по пластическим свойствам элементов — линейных, плоскостных и, собственно, объемных.

Читайте также:  Эффективность использования трудовых ресурсов способом цепных подстановок

Следует учитывать, что композиционный характер закрытой объемной формы во многом проявляется в том, насколько отчетливо выделяются ее грани. В этом смысле закрытая кубическая форма более выразительна, нежели, скажем, цилиндрическая. Однако плавность переходов внешних плоскостей, формирующих объем, в иных случаях, например, при ее ярком боковом освещении, может «сыграть на руку» тому, кто строит объемную композицию. Это может придать изящество объемной форме.

Большое значение в выявлении пластического характера объемной формы имеет ее пластическая моделировка. Основные приемы такой моделировки показаны в таблица 10. Они чрезвычайно разнообразны и подчиняются решению разных композиционных задач. Например, выявлению характера формообразующих плоскостей, силуэта или конфигурации объема.

Задание на включение графики (линии и тона) в объемную композицию. Задачи — «сохранение» (вверху), «разрушение» графикой объема (внизу).

Рисунок 35 –- Задание на включение графики (линии и тона) в объемную композицию

В дополнение к ним выступают приемы графической моделировки объемной формы. Такая моделировка может быть направлена также на решение разных композиционных задач, например, подчеркивание верха или низа объема, выделение его граней и др. В принципе каждая композиционная задача требует поиска своего приема графическо-пластической моделировки объем­ной формы. В частности, пластическая разработка шрифтовых и знаковых форм подразумевает использование приема, сохраняющего хорошую читаемость букв и знаков (наиболее удачные ее примеры представлены в рис. 35). Своя моделировка требуется в решении простых объемных геометрических фигур, например кубов и параллелепипедов (табл. 11). Приемы представлены в порядке усложнения и перехода от простой объемной формы к пространственной.

Таблица 11 – Основные приемы пластической моделировки объемной формы

ВЫЯВЛЕНИЕ ТЕКСТУРЫ ФАКТУРНАЯ ОБРАБОТКА РЕЛЬЕФНАЯ ОБРАБОТКА СРЕЗ ВЕРШИНЫ ПОВЕРХНОСТИ
СРЕЗ РЕБРА СКРУГЛЕНИЕ ГРАНИ НАКЛОН СМЕЩЕНИЕ
«ВЫЕМКА» РАЗДЕЛЕНИЕ РАЗДЕЛЕНИЕ С «ВЫЕМКОЙ» «ВРЕЗКА»
ПРОНИЗЫВАНИЕ НАЛОЖЕНИЕ ВЫЯВЛЕНИЕ СТРУКТУРЫ РАССТАНОВКА С ВСТАВКОЙ В ПРОСТРАНСТВЕ

4.4 ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ФОРМА

Пространственную форму, или просто пространство, как и в целом пространственную композицию, отличает преимуще­ственное движение в глубину при наличии прочих координат­ных направлений развития. Строится такая композиция на основе сопоставления в пространстве разных пластических (линейных, плоскостных или объемных) форм Эти формы могут по-разному восприниматься зрителем. Восприятие может быть:

• с одного главного направления, при относительно статич­ном положении зрителя в пространстве,

• с разных точек при движении зрителя вокруг композиционно-пространственного центра или внутри него,

• при движении зрителя в глубь пространства.

В первом случае пространственная композиция восприни­мается зрителем фронтально по отношению к главной, фор­мирующей ее плоскости. В теории архитектурной компози­ции она получила название фронтальной. Во втором случае она носит концентрированный, объемно-пространственный характер, который и определяет ее название. В третьем — раскрываются черты глубинно-пространственной компози­ции. Рассмотрим эти виды пространственной композиции каждый в отдельности.

Источник

9. Членения формы/Композиционные связи частей формы

Рассматривая одежду, составляющую костюм человека, мы видим, что она не монолитна, а состоит из целого ряда частей. Эта расчлененность формы одежды вызывается следующими обстоятельствами:

  • зависимостью формы одежды от формы тела человека и ее конструкции;
  • зависимостью формы одежды от технологического процесса ее изготовления и качества материала, из которого она выполняется;
  • зависимостью формы одежды от ее назначения и требований художественной выразительности.
Читайте также:  Способ получения азота реакции

Чтобы одеть даже такие простые геометрические тела, как конус, цилиндр, шар приходится сделать сначала развертку их объемной поверхности на плоскости, разложить ее на составные части.

Развернутая на плоскости поверхность конуса состоит из двух частей. Цилиндрическая поверхность составит три части, а у шара будет минимум восемь частей. Развертки конуса, цилиндра, шара показаны на рис. 31.

Форма тела человека имеет сложную конфигурацию и одеть его значительно сложнее.

Развертка одежды, облегающей поверхности отдельных частей тела человека, на плоскости материала, из которого она будет выполнена, является задачей, которой занимается наука «Конструирование одежды». Конструирование занимается разработкой основ конструкций изделий различного покроя, определением величины баланса и степени объемности одежды.

Основы конструкции различной одежды определяются ее ассортиментом, принадлежностью к той или другой группе наименования. Например, в женской одежде различают группы: жакеты, пальто, платья, юбки, брюки, жилеты, блузки, сарафаны, фартуки и др.; в мужской одежде — группы: пиджаки, брюки, жилеты, куртки, блузы, рубашки, пальто, комбинезоны и др.

В каждой группе основы конструкции и баланс почти одинаковы и отличаются лишь величиной отдельных составных частей и степенью облегания одеждой тела человека по различным конструктивным поясам: плечевому, грудному, поясному, по линии талии и др.

Основы конструкции какой-либо группы одежды состоят из наименьшего количества составных частей. Так, для женского пальто основа покроя состоит из частей: спинки, полочек, рукавов, воротника. В зависимости от вида рукава различают изделия с втачным рукавом (одношовным, двухшовным, трехшовным), с рукавом реглан и полуреглан (тоже с различным количеством швов) и с цельнокроеным рукавом. На рис. 32 показаны основные виды конструкций пальто.

Женское платье состоит из частей: лифа, юбки, рукава. Лиф- верхняя часть платья — состоит из спинки и переда, юбка — из передней и задней частей (полотнищ). В зависимости от вида рукава различают платья с втачным рукавом, с рукавом реглан, с цельнокроеным рукавом. Юбка может быть одношовной и многошовной, т. е. состоящей из нескольких частей.

На рис. 33 показаны основные виды конструкций платья.

То же самое можно сказать и о других видах одежды.

Членение одежды на составные части зависит также и от ширины материалов, из которых она выполняется. Материалы имеют самую различную ширину: от 45 до 155 см. При узких материалах возможность изготовления изделий некоторых форм ограничена и даже невозможна. Например, нельзя выкроить лиф платья с цельнокроеными длинными рукавами из материала шириной 50 — 60 см. Часто приходится при изготовлении изделий из узких материалов делать дополнительные расчленения одежды, тем самым усложняя общую форму одежды. Ограниченная площадь натуральной кожи заставляет делать большие детали — спинку или перед пальто — из двух-трех частей, расчленяя их по линии груди, талии или бедер. На рис. 34 показаны такие членения.

Читайте также:  Восковые мелки способы рисования

Но есть и другие виды членения формы одежды, вызываемые требованиями назначения одежды, ее художественной выразительности.

Одежда, отвечающая лишь утилитарно-практическим требованиям, не может никого удовлетворить. От одежды требуется, чтобы она была еще красива и украшала человека, делая его стройным, привлекательным и т. д.

Одежда может подчеркивать фигуру человека или же скрывать ее недостатки, выявлять естественные пропорции тела человека или их видоизменять.

Такого рода членения определяют положение линии груди, талии, бедер, колена, голени, предплечья, локтя, кисти руки и др. Длина одежды может зависеть как от ее назначения, так и от художественных качеств, придаваемых ей. Например, различна длина длинного вечернего платья, дневного повседневного платья и платья для фигурного катания на коньках (рис. 36). Мужские брюки различного назначения тоже имеют разную длину: от длинных обычных брюк, носимых навыпуск, до брюк типа гольф или бридж, носимых с чулками, гетрами или сапогами, и коротких выше колена различного вида шорт.

Длина жакета или пиджака в женском или мужском костюме может быть самой различной, в зависимости от членения костюма в целом. Жакет может быть очень .коротким, едва доходящим до линии талии, и может быть длинным, немного не закрывающим юбку (рис. 37).

Положение деталей костюма: пояса, хлястика, карманов, застежки и других также зависит от конструктивного и художественного членений одежды.

Какие же средства членения формы одежды в костюме существуют? Это в первую очередь конструктивные линии, т. е. низ переда и спинки, низ рукава, контуры воротника, линия втачивания рукава в пройму и т. д. Затем различного рода декоративные линии, декоративные швы, строчки, детали линейного характера, отделка, вышивка, пуговицы, пряжки и др.

Членения могут быть двух видов: полное, или сплошное членение, и неполное — иллюзорное или прерывистое членение. В первом случае членение имеет вид действительного разделения формы на части (рис. 38). Во втором случае членение является иллюзией разделения формы на части (рис. 39).

Членение формы одежды может быть по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Членение по горизонтали дает ясное представление об основных членениях фигуры человека, подчеркивает степень значимости той или иной формы. Членения по вертикали дают возможность установления равновесия, устойчивости формы. Членение по диагонали разрушает равновесие формы или подчеркивает асимметричность одежды, придает ей живость, подвижность.

Виды членения одежды: по горизонтали, вертикали и диагонали представлены на рис. 40.

КОМПОЗИЦИОННЫЕ СВЯЗИ ЧАСТЕЙ ФОРМЫ

Все свойства одежды, как объемной формы, конечно, изолированно друг от друга не существуют и лишь во всей своей совокупности могут ее характеризовать.

Этот разбор элементарных свойств одежды, как формы, лишь раскрывает возможности образования на основе закономерностей зрительного восприятия формы других более сложных свойств и качеств одежды, как объекта прикладного искусства. Одним из основных условий возникновения художественных качеств одежды является единство (связь) всех ее элементов формы, т. е. соразмерность, согласованность и соподчиненность их, создающих целостное восприятие формы. Такими средствами построения единства первичных элементов формы являются: различного вида отношения и пропорции, ритмические и метрические порядки и симметрия.

Источник

Оцените статью
Разные способы