- ТЕМА IV. СПОСОБЫ И ФОРМЫ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ
- 1. Философская мысль о формах и способах бытия человека в мире. Идея деятельностной сущности человека. Структура, компоненты и формы деятельности. Над-деятельностное содержание в бытии человека и формы его реализации.
- 2. Практика — исток социальных новообразований. Формы порождения нового в общественной жизни. Социально-историческое и экзистенциальное в состояниях общественной жизни.
- 3. Праксиология к креатология как выражения производственно-технического и порождающе-созидательного характера человеческой жизнедеятельности
- КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
ТЕМА IV. СПОСОБЫ И ФОРМЫ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ
Занятие первое
1. Философская мысль о формах и способах бытия человека в мире. Идея деятельностной сущности человека. Структура, компоненты и формы деятельности. Над-деятельностное содержание в бытии человека и формы его реализации.
2. Практика — исток социальных новообразований. Формы порождения нового в общественной жизни. Социально-историческое и экзистенциальное в состояниях общественной жизни.
3. Праксиология к креатология как выражения производственно-технического и порождающе-созидательного характера человеческой жизнедеятельности
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ КОНСПЕКТИРОВАНИЯ
1. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 1 — 4.
2 .Маркс К. Капитал. Т. 1. Маркс К., Энгельс Ф .Соч. Т.23. — Гл. 5. С. 188
3. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме. В кн.: Время и бытие. М., 1993.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х частях. Ч. 2. Статьи:
Аристотель. Л.Фейербах. П.Тейяр де Шарден.
2. Бердяев .Н. Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы. М„ 1990.
3. Барулин B.C. Социальная философия. 4.2. М.: 1993. Гл. XI, ХП, ХШ.
4. философия: Учебник / Под ред. В. Д. Губина и др. М, 1996.4. 2, гл. 1, Ч.4,гл.1.
5. Фромм Э., Хирау Р. Предисловие к антологии «Природа человека» В кн.: Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.
Неоспоримым фактом является то, что человек — существо активно-Действующее. Способы же интерпретации этого факта и вытекающие из них следствия многообразны, поскольку в самой человеческой активности заложена неопределенность возможной её проявляемое. Проблематичным остается и вопрос о статусе этой активности в мирообразующих связях и отношениях.
Философская мысль концентрировалась вокруг главного вопроса о человеке и его месте в мире — вопроса о предрасположенности Человека к самому себе: от утверждения своей самодостаточности до полной тождественности «со всем иным». Поэтому вопрос о способах и формах бытия человека есть вопрос о том, в каком качестве он дан самому себе во всем многообразии своей активности — этой универсальной формы взаимодействия с самим собой, с миром и даже с «запредельной» ему реальностью.
Этот вопрос для человека всегда проблематичный. Ответ на него нельзя получить один раз и навсегда . Любая форма проявления активности ставит человека в ситуацию неопределенности, а, стало быть, и задавания вопроса. Если есть акт вопрошания, то есть и попытка ответить на вопрос, снимающий неопределенность. Осмысление этого комплекса проблем и рассмотрение существующих возможных вариантов их разрешения является главной задачей темы семинарских занятий.
В развитых формах западной философии рационалистического направления данный вопрос формулируется как вопрос о бытии человека в мире с подчеркнутой мыслью об отношении Человека к Миру, хотя возможные варианты взаимоотношения могут быть самыми разнообразными: взаимодействие человека и мира, бытие человека в мире, присутствие человека в мире, преобразование мира человеком и т. д. В осмыслении и экспликации различных вариантов данного взаимоотношения и состоит философская проблематика о способах и формах бытия человека в мире.
Па основе историко-философского анализа мировоззренческих, идеологических, научно-теоретических, культурологических, религиозно-мистических позиций по вопросу о способах и формах бытия человека в мире следует показать, что в любой из них имеют место:
а) поиск и утверждение универсалий человеческого бытия, фундаментальных экзистенциалов в жизни человека;
б) поиск и утверждение ценностных ориентиров человека;
в) утверждение способов реализации наличного, необходимого. возможного потенциала человека;
г) уяснение предпосылок, условий, содержания смыслообразующего характера жизнедеятельности человека.
В философиях различных эпох, культур и народов была и остается тема бытия человека в мире, проблематизация которой предполагала ответы па вопрос: «Как, каким образом быть?» Этот вопрос является выражением фундаментального экзистенциала человеческого существования — вопрошания, который в свою очередь, проистекает из достоверного для каждого человека факта его существования как некой данности самому себе через «все иное» так или иначе соотносящееся с человеком. «Все иное» для человека это прежде всего подобное ему, то есть другой человек, другие люди. Вот это изначальное присутствие человека среди других людей становится фундаментальным и конституирующим обстоятельством факта его существования как существа общественного. Степень осмысленности, переживаемости и реализуемости данной изначально присущей человеческому существованию связи человека с человеком может быть различна, что может свидетельствовать о глубине философствования на тему: «Кто и как есть Человек?» Здесь важно обратить внимание на следующий момент: за признанием общественного характера данной связи должно следовать осмысление статуса социального. Бытие человека изначально социально в том смысле, что оно обобществлено в форме сопринадлежности человека другим людям. Сфера собственно человеческих отношений — это человеческий мир. Бытие человека в мире — это пребывание человека в человеческом мире, непосредственно данном ему в актах его переживания, в поступках и в действиях. В этом мире наличествуют свои экзистенциалы: общение, обобществление, обещания, активизация. Попытайтесь выделить, выявить важные с Вашей точки зрения и иные экзистенциалы человеческого существования.
Активность человека — предпосылка и способ выхода в иные миры: естественный и трансцендентный, которым соответствуют мыслимые человеком их предельные состояния как миры внешние: природный и божественный. Следует подумать над вопросом о том, что в активности человека позволяет ему признать эти миры и как они открываются ему.
При всем многообразии форм проявления активности человека доминирующей выступает деятельность, предпосылкой и существенным моментом которой оказывается целесообразность. Данная форма являет собой особый тип связей человека с миром физических процессов, в которые вписывается человек своей психофизической и духовной конституцией. Схемы мири физических процессов обретают характер матриц, по которым реализуется духовная жизнь человека. В результате этого духовный мир схематизируется, воспроизводя на своем «материале» черты схем физического мира: линейная пространственно-временная структуризация, формально-математическая геометризация, теоретико-методологическая систематизация, операционно-процедурная локализация. Эти черты структурированного таким образом сознания совершенно необходимы в целеполагающих и целереализующих видах деятельности. Однако кроме положительных моментов (например, их роль в повышении эффективности и результативности деятельности) содержат и негативные моменты, к которым следует отнести прежде всего расколотость сознания и утрату им целостности. Подумайте, каким образом связаны негативные моменты и кризис в сфере экологии.
Анализируя структуру деятельности, необходимо обратить внимание на то, что в деятельности человек дан себе как бы трижды: на этапе замысла деятельности, в её осуществлении и в её результатах; причем, в последних , в свою очередь, еще дважды: в продукте, который направлен на удовлетворение потребности, вызвавшей деятельность, и в так называемых побочных эффектах деятельности. Ни в одном из укачанных структурных элементов, взятых в отдельности, существо деятельности не выражено. Суть её — в исполнении, в осуществлении. Осуществить -значит воплотить (облечь плотью) сущность «идейного замысла» и тем самым перевести (сущность) из идеальной формы существования (проекта, воображаемого действия, ожидаемого результата и т.д.) в предметно-вещественную или знаково-символическую (воплощенную) форму существования. Пространственно-временная атрибутика деятельности здесь обретает вполне осязаемую форму: рядо-расположенности и последовательности структурных элементов деятельности и обеспечивающих её факторов. Они-то и предопределяют собой схематизм мировосприятия и мировидения. . Достигаемая тождественность между духовными состояниями, обеспечивающими деятельность (волевые усилия, интеллектуальная сосредоточенность, эмоциональный настрой) и осуществляющимся процессом деятельности превращает последнюю в весьма устойчивое образование, инварианты которого становятся основанием для разрабатываемых технологий, включая мыслительную «технику»: логику, методологию, теорию, понятийно-категориальный аппарат и т.д. Однако они не исчерпывают всех пространственно-временных форм осуществимости деятельности, поскольку она, во-первых, необходимым образом вписана в универсальную связь мироздания, а. во-вторых, в ней постоянно присутствует идеально-духовная реальность со своей пространственно-временной атрибутикой (См.: Тема V. Пространство и время сознания). Осуществимость деятельности означает необходимую «состыкованность» различных форм, типов, видов, родов Пространственно-Временных связей мироздания.
Общую схематику деятельностного процесса на примере процесса труда выразил К. Маркс в первом томе «Капитала» (См. указанную литературу). Если анализ труда в его простых элементах дает возможность выявить схемы собственно технологического содержания деятельностного бытия человека, то теоретико-методологическая проработка схем соотношения различных типов, видов, родов деятельности позволяет выяснить социокультурное, цивилизационное, социологическое, историческое, этнографическое и т.д. содержание различных форм организации жизнедеятельности люден, то есть формы и способы
человеческого общежития, о чем пойдет речь в следующих занятиях данной темы.
Принципиально важным вопросом в выяснении форм вписанности человека в мироздание является вопрос о наддеятельностном содержании в бытии человека и формах существования этого содержания. Исходным моментом в осмыслении такого содержания может выступить отмеченный выше феномен под названием «побочный эффект деятельности», который (как сопутствующий деятельностному процессу фактор) образует своеобразный слой, инфраструктуру, контекст, совокупность обстоятельств к т.д. жизнедеятельности человека. В классической рационалистической традиции явления подобного рода получили название «третьей реальности.» Любая реальность, будучи рассеченной на две части, с необходимостью предполагает наличие некой координирующей (при выяснении соотношения между ними) эти части реальности, которая и получила название «третьей». В случае описания и представления общественной жизни, где в качестве соответствующих противоположностей выступает деятельность и её продукт такой «третьей реальностью» являются обстоятельства внешнего плана, к которым как раз и относятся побочные эффекты деятельности. Изменяемые деятельностью обстоятельства в их закономерном воздействии на ход осуществляемого в данный момент времени деятельностного процесса имеют статус наддеятелыюстного содержания в бытии человека.
Феноменолого-экзистенциалистско-герменевтическая мысль последнего столетия подошла к пониманию наддеятельностного содержания в бытии человека совсем с другой стороны. Апеллируя к экзистенциальным состояниям человека-индивида (чувственное созерцание — Л. Фейербах; человечески-чувственная деятельность — К-Маркс; состояния аффекта — Ф. Ницше; жизнено-творческий порыв — А. Бергсон; откровение вместо философского умозрения — Л. Шестов;
экстраординарные психические и психологические состояния — 3. Фрейд, К. Юнг; поток сознания — Э. Гуссерль; критические духовные состояния человека в так называемых пограничных ситуациях — К. Ясперс; состояния сознания под названием «озарение», «инсайт» и другие), мыслители этих направлений в философии, психологии, психоанализе и современной трансперсональной психологии предприняли попытку понять человека в актах его бытия в особом Пространственно-Временном континууме под названием «Здесь-и-Сейчас». В таких состояниях человека деятельность как процесс «вырождается» в один из моментов, сосуществующий наряду и вместе (в единстве) со всеми иными экзистенциалами человеческого существования. Единство всего сосуществующего в данный момент линейного времени и в данном месте есть состояние, являющее себя так, как оно есть. Оно не предзадано. Оно всегда едино. Единственно и уникально. Это особый род бытия человека. Именно эти состояния следует отнести ко всему тому, что возникает, образуется, рождается в отличие от того, что производится, проектируется, достигается в . соответствии с ранее поставленной целью.
Выделение состояний человека такого рода, обладающих самостоятельным статусом, но дополняющих деятельностно-процессуальные состояния , позволяют понять существование человека в двух измерениях: социально-историческом и экзистенциально-герменевтическом. Человек в этих двух измерениях выглядит одновременно и как деятельносто-производящий, и как созидательно-порождающий, а вместе с тем и сам порождающийся. Следует обратить внимание на то, что эти два рода состояний не редуцируемы, то есть не сводимы одно к другому. Они находятся во взаимодополнении, а характер их взаимодействия может быть выражен в неологизме «взаимоотношение» В актах состояния (возникновения, образования, рождения) присутствуют моменты деятельности, а в деятельностном процессе имеют место и время акты возникновения, образования и рождения. Благодаря наличию последних возможны качественные изменения. То есть имеют место новообразования, переходы одних качественных состояний в Другие понятые как акты, но не как процессы.
Представленное и выраженное таким образом взаимоотношение Двух рассматриваемых родов состояний позволяет уяснить и понять существо практики как универсальной формы бытия человека в мире. В качестве соотносящихся социальных реалий общественной жизни выступают: а) все виды целеполагающей и целереализующей Деятельности; б) обстоятельства, в которых и при которых осуществляется, протекает, реализуется деятельность. При анализе взаимодействия этих реалий следует рассмотреть такие виды: а) отдельно взятый вид деятельности реализуется как целостный процесс от начала и до конца, завершающийся получением запрограммированного результата; 6) какой-либо вид деятельности в силу воздействия обстоятельств (причем, самого различного рода, характера и содержания) может изменить ход своего осуществления или даже закончиться не завершившись, не достигнув своей конечной пели — результата: в) какой-либо вид деятельности «исчезает», то есть прекращает свое существования как реалия общественной жизни в силу стечения обстоятельств.
Представляют особый интерес такие ситуации во взаимодействии осуществляемой деятельности с обстоятельствами, при которых одновременно изменяется и сама деятельность и обстоятельства её осуществления. Такие ситуации одновременного изменения той и другой социальной реалии К. Маркс определяет как практику. (См.: Тезисы о Фейербахе). При выяснении содержания и характера практики (как состояния, в котором имеет место совпадение изменения деятельности и обстоятельств) следует принять во внимание такие её параметры, как одно — временность (в одно и то же время) и со — вместимость, (в одном и том же месте». Одновременность и совместность исключает трактовку изменения в терминах и понятиях, содержащих и выражающих последовательность и разноместность. А это, в свою очередь, предполагает определенный язык (в том числе и понятийно-категориальный аппарат), в котором бы выражались состояния целостности, единства, слитности, нерасчлененности. В таком языке (подумайте, в каких ещё формах, помимо словесной, могут реализовываться состояния человека в любых ситуациях: от «щемящей сердце пустоты» до актов творческого экстаза), действительность и реальность существующего единства человека и мира (точнее сказать, всех миров, включая самый лучший из возможных миров) становится тотальностью (лат. totalis весь,, полный, целый), охватывающей «все я сразу». Такие формы бытия человека в мире сказываются, демонстрируются и тем самым «говорят» о человеке и мире несказанное ранее и несказываемое впредь. Обратите внимание на то, каким должно быть время в этих формах бытия. Уникальность состояний человека в мире интересна прежде всего тем, что она есть единственный род и акт исполняемости человека в мире я мира в человеке, когда они, будучи
взаимонесомыми, образуют смыслы миров, смыслы жизни, смыслы человеческого существования.
Будучи сферой философского осмысления состояния подобного рода составляют «предмет» особой отрасли знания под названием креатология (лат. creatio сотворение). Первоначальные исходные моменты этой «логии» присутствуют в мифологии (космогонические мифы), в религиозных учениях о сотворении мира и человека Богом (в частности, в теософии), в креационистских биологических концепциях, в некоторых современных концепциях творчества. В рамках традиционного рационалистического стиля мышления креатология может быть понята как способ теоретического представления предпосылок, условий и некоторых общих содержательных характеристик творчества и его результатов. В условиях современной техногенной цивилизации с целью повышения эффективности реализации творческого потенциала личности разрабатываются методики актуализации такого потенциала, например, современные обучающие технологии, интеллектуальные игры, новейшие формы коммуникаций, включая международные компьютерные сети, специализированная подготовка кадров (так называемые группы специального назначения). Какие ещё варианты Вы можете предложить?
Доминирующей формой активности человека в условиях техногенной цивилизации остается сфера производственно-технико-технологической деятельности с обеспечивающими её эффективность условиями. К последним относится разветвленная область научно-технического, экономико-экологического, социально-управленческого, политико-идеологического социально-психологического обеспечения этой сферы. Уровень философского осмысления и определения статуса данной области выявил обширное поле теоретической конструирующе-проекгирующей деятельности, курирующей всю сферу деятельностного бытия человека, получившей название праксиологии (гр. praktikos деятельный + logos учение). Первоначальным историческим вариантом праксиологии была аристотелевская прагматика (гр. pragma дело, действие) как учение о мастерстве человеческого делания, затем вылившаяся в целое течение — прагматизм, — в котором были предприняты серьезные попытки осмыслить условия повышения эффективности общественной деятельности и полезности её результатов. Современная праксиология представляет собой обширную область философско-социологических исследований, в которой разрабатывается методология организации и методика реализации различных видов деятельности и их совокупностей с точки зрения установления их эффективности, социальной значимости (ценности), а также выявляются возможные варианты последствий человеческих деяний. На примере Вашей будущей профессиональной деятельности постарайтесь выявить праксиологические элементы.
Креатология ч праксиология, взятые в форме взаимодополняющих областей осмысления, изучения и установления должного в общественной жизнедеятельности людей, дают соответствующую картину такой жизнедеятельности. Последняя в данной картине представляет собой единство социально-исторического и экзистенциального, а общественная жизнь, взятая в её временном срезе (историческое время) выступает как естественноисторический процесс.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Выделите экзистенциалы человеческого существования и попытайтесь организовать их в некоторую систему.
2. По каким критериям устанавливается собственное социальное бытие человека и в каких формах и способах оно конституируется?
3. Какие теоретические приемы и процедуры могут быть использованы для описания, выражения и объяснения экзистенциальных состояний человека, общества, эпохи.
4. В каком смысле человек — существо прагматическое, праксиологическое, практическое и экзистенциально-герменевтическое?
Источник