Способы быть международной компанией
КЛИЕНТЫ И ПРИБЫЛЬ
9 МИН
Как выйти на международный рынок за 5 шагов
Пандемия перевела многие бизнес-процессы в онлайн и увеличила объёмы электронной торговли. Если в ваших планах — международная экспансия, самое время перейти к активным действиям. Рассказываем, как оценить зарубежный рынок, найти свою аудиторию и что делать с конкурентами.
Шаг 1
Оценка рынка
60 % экспортеров начинали с изучения рыночной статистики. Подумайте, где ваши товары будут пользоваться спросом, в каких странах ценится то, что транслирует ваш продукт: например, комфорт или экономия средств. Если вы составляли маркетинговую стратегию, загляните в раздел «Позиционирование компании».
Китай по-прежнему мировой лидер в сфере электронной коммерции, на него приходятся 57 % от общемирового объёма онлайн-продаж. В 2020 году розничная электронная торговля показала значительный рост в Латинской Америке, Аргентине и Сингапуре: 37 %, 79 % и 71 % соответственно.
«Для начала выберите рынок, схожий с тем, который вы хорошо знаете. Или попробуйте начать работу в стране, рынок которой близок по характеристикам (язык, культура и т.д.) вашим целям, но более доступен», — советуют эксперты. Так, перед выходом в США можно провести тестовый выход на рынок Австралии.
Ещё один подход — выйти сначала в соседние страны, чтобы сэкономить на доставке и отработать схемы логистики. Например, если вы работаете на Дальнем Востоке можно выходить в Азию, а из европейской части России — в Латвию или Эстонию.
Инструменты
Чтобы прощупать рынок и познакомиться с потенциальными клиентами, воспользуйтесь The Consumer Barometer, бесплатным инструментом, который создал Google вместе с аналитиками TNS и IAB Europe. Он поможет узнать, что пользователи ищут и покупают в интернете в той или иной стране, а также как они принимают решение о покупке.
Шаг 2
Поиск конкурентов
Ваша цель не столько стать лучше конкурентов, сколько отстроиться от них. Уникальность, за которую вас ценят «родные» клиенты, может не сработать на зарубежном рынке. Поэтому посмотрите на конкурентов, возьмите лучшие практики и обратите особое внимание на ошибки.
Как можно найти конкурентов:
- В интернете через поисковые системы: поставьте себя на место клиента и попытайтесь найти нужный товар или услугу.
- Опрос местных экспертов рынка: узнайте, кто самый сильный игрок и в чём его преимущества.
- Мониторинг мест продаж. Даже если продавать вы намерены в интернете, изучите, как ведёт себя публика в супермаркетах, локальных магазинах или там, где живёт бизнес, похожий на ваш.
- Отраслевые обзоры и аналитические статьи — ключевые игроки рынка, как правило, составляют отчёты о своей деятельности.
- Тематические выставки, конференции и семинары.
Помимо прямых конкурентов — тех, кто продаёт товары и услуги, аналогичные вашим — есть косвенные. Они предлагают другой продукт, но воюют с вами за один сегмент потребителей. Например, открывая онлайн-продажи косметики за рубежом, стоит искать не только похожие магазины, но и косметологические клиники.
Инструменты
Если вы знаете основного конкурента, можно найти тех, кто ещё проявляет активность на вашем рынке. Введите в поисковой строке Google «related» и через двоеточие сайт конкурента (вместе с доменом: .com или другим). Так вы найдёте ресурсы в сети со сходным содержанием. Также можно воспользоваться сервисами анализа конкурентов вроде Serpstat.
Шаг 3
Адаптация контента
52 % потребителей считает, что доступность продукта на родном языке — более важный критерий выбора, чем цена. И речь не только о переводе контента. В каждой стране — свой культурный код, его определяют особенности менталитета, доставшиеся от предков привычки, местные традиции поведения. Его нужно учитывать при локализации.
Что включает локализация бренда:
- Перевод текста, включая нейминг. Сервис доставки еды при выходе на рынок Азии использовал название Food Panda и образ панды в логотипе, так как это животное там символизирует удачу. В других странах сервис продвигался как Hello Food.
- Адаптацию образов и маркетинговых сообщений, которые используются в рекламе. Например, автомобиль Jeep Wrangler везде ассоциируется со свободой. Но в США это конь, образ ковбоя, уезжающего в закат, а во Франции — американский военный автомобиль в период Второй мировой войны.
- Выбор платёжных систем, распространённых в данной стране. Так, вместо популярных у нас Visa и MasterCard в Китае пользуются China UnionPay
Инструменты
Для маркетинговой локализации можно воспользоваться бесплатным сервисом Global Market Finder. Он переведёт описание товара или услуги более чем на 50 языков и на основании поисковых запросов пользователей определит страны, где они могут быть наиболее востребованы. Кроме того, сервис поможет рассчитать стоимость рекламы. А вот с культурным кодом не всё так просто. Он может зависеть от конкретного региона, например, штата в США. Поэтому лучше привлечь специалиста оттуда, куда вы запланировали экспансию.
Шаг 4
Каналы сбыта
Каналы сбыта зависят от вашего продукта, аудитории и других факторов. Кто-то открывает международный онлайн-магазин, а кто-то работает через местных дистрибьюторов. В последнее время всё более популярными становятся маркетплейсы — торговые площадки, которые продают товары и услуги разных продавцов через интернет.
Маркетплейсы — посредники между продавцами и покупателями, собственной продукции у них нет. Сейчас 58 % продаж в e-commerce совершается на маркетплейсах, к 2023 рост достигнет 75 %, что составит $4,9 триллионов.
Не путайте маркетплейсы с сайтами-агрегаторами. Последние ничего не продают, только информируют о товаре или услуге. А чтобы что-то купить, нужно переходить по ссылке в интернет-магазин.
- Ebay: 182 миллиона покупателей, 1,3 миллиарда размещённых товаров.
- Alibaba: более 40 категорий товаров и около 200 стран присутствия.
- Amazon: 245 стран и регионов, а также 34 категории товаров.
При очевидных плюсах у маркетплейсов есть и минусы: высокая конкуренция, дорогая логистика, зависимость от установленных площадкой правил, меньше возможностей для коммуникации с покупателем.
Инструменты
Для контрактов с ежемесячным расчётами можно воспользоваться сервисом Сбера «Грингейт». Он позволит получать и отправлять деньги таким маркетплейсам, как Booking.com, Apple, Google, Airbnb, Upwork. Таким образом, он подходит и тем, кто продаёт товары, и тем, кто оказывает услуги (IT, консалтинг, туризм).
Шаг 5
Валютный контроль
Если вы покупаете или продаёте товары, заказываете работу или оказываете услуги нерезидентам, вы становитесь участником внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Для проведения любых операций с зарубежным партнёром нужно предоставить подтверждающие документы, то есть пройти валютный контроль. Список документов зависит от типа и суммы валютной операции, а также от вида сделки. Кроме того, потребуется расчётный или валютный счёт.
«ВЭД без границ» — пакет услуг от Сбера для предпринимателей, которые постоянно работают с иностранными контрагентами или совершают небольшие платежи в валюте. Его главные плюсы: вся работа с операциями и документами ведётся онлайн, а оформлением занимается ваш личный менеджер.
В пакет «ВЭД без границ» входит:
- бесплатное открытие двух счетов — рублёвого и валютного (евро, доллары или юани);
- льготный валютный контроль с комиссией 0,1 % от суммы операций, при этом минимальная сумма операции — $10;
- валютный перевод с комиссией 0,1 % от суммы перевода. Минимальная сумма операции — $15, максимальная — $200;
- помощь персонального менеджера, который возьмёт на себя работу с документами, проконсультирует по вопросам ВЭД.
В рамках пакета предоставляется индивидуальный курс от $100 000 (чем больше объём конвертации валюты, тем меньше курс), накопительная система (учитываются все операции по обмену) и другие преимущества. Для новых клиентов банка на первые 3 месяца курс обмена валюты +20 копеек к рыночному.
Источник
Как попасть в международную компанию. 10 советов топ-менеджера Viber
Работа в крупной международной компании — призрачная мечта или достижимая реальность? Согласно исследованию HeadHunter, 41% молодых россиян, задумывающихся о работе по найму, хотели бы работать в российском подразделении международной компании, причем 88% из этих соискателей готовы перевестись в зарубежный офис этой компании. Энтузиазм молодых специалистов подпитывает пример россиян, уже успешно реализующих себя в глобальных корпорациях. Как же устроиться в международную компанию?
1) Первый совет достаточно банален, но это та база, без которой все остальное теряет смысл. Чтобы уверенно себя чувствовать в глобальной компании, нужен английский, причем на таком уровне, который позволит вам свободно выражать свои мысли в профессиональной области, а также шутить и общаться с коллегами на отвлеченные темы — политика, искусство, путешествия. Об этом стоит позаботиться заранее, и доступных способов здесь великое множество: курсы, занятия с носителем в онлайн-школе, общение с англоговорящими друзьями или новые знакомства на couchsurfing, просмотр фильмов в оригинале. Чем больше практики, тем лучше. Я начинала на курсах 20 лет назад, смотрела фильмы в оригинале и, конечно, практиковалась.
2) Один из самых надежных способов получить работу в международной корпорации — показать релевантный опыт в крупной российской компании. Известный и уважаемый работодатель в резюме станет ощутимым плюсом и продемонстрирует, что вы уже успели доказать свою компетентность. Как правило, в масштабных международных компаниях, таких как Apple, Google, Microsoft, скрининг резюме и первичные собеседования по телефону проводит HR-департамент, находящийся не в России и не всегда досконально знающий локальный рынок, поэтому известный бренд сыграет вам на руку.
3) Еще один важный шаг — поехать получать MBA или MA на Западе. Наличие западного образования, которое, кстати, почти не имеет значения в России, при рассмотрении вашего профиля в международной компании может также добавить баллов. Да, опция достаточно дорогостоящая, но она безусловно открывает новые горизонты. Помимо того, что у вас появится очень привлекательная строчка в резюме, во время учебы вы получите первый настоящий опыт работы за рубежом во время стажировки и возможность наладить связи, которые могут оказаться определяющими для дальнейшей карьеры. Лайфхак: в LinkedIn есть очень удобная функция, она показывает выпускников твоей бизнес-школы, которые работают в интересующей тебя компании, у тебя есть возможность написать им напрямую и попросить контакт HR компании или представить тебя нанимающему менеджеру на вакансию. Как правило, в 70% случаях эти незнакомые люди отвечают. Я сама закончила магистратуру по направлению «Цифровой маркетинг» в IE Business School — это известная европейская бизнес-школа, входит в топ-8 рейтинга Financial Times.
4) Если устроиться в международную компанию в России пока не получается, а получать степень MBA нет времени и ресурсов, можно начать поиск работы за границей стандартным способом, но подаваться прицельно на вакансии, где нужен русский язык. Вы можете удивиться, но в последнее время Россия стала значимым рынком для многих отраслей, особенно сферы ИТ и диджитал, и многие компании ищут специалистов с опытом работы в отрасли, знанием русского языка и связями на рынке России. Первый шаг здесь — составление резюме на английском языке. В целом правила общие: стоит сфокусироваться на ваших профессиональных качествах, опыте, обязанностях на предыдущем месте работы и достижениях. При этом нужно учитывать, что зарубежные работодатели предпочитают видеть реальные примеры с цифрами и количественными результатами вашей деятельности, а также список рекомендаций из известных компаний. Неплохим источником информации для составления резюме могут стать страницы специалистов вашей сферы на LinkedIn. Аналогично нужные вам вакансии размещены на LinkedIn, например, в Лондоне и Берлине достаточно часто попадаются вакансии, где нужны русские специалисты.
5) В иностранных компаниях популярна система рекомендательных писем. Во время учебы в университете, прохождения практики или работы в компании полезно установить профессиональные контакты с людьми, которые в будущем могли бы подтвердить ваш опыт. Нужно быть готовым к тому, что потенциальный работодатель захочет получить реальный отзыв о вашей профессиональной или академической деятельности и будет запрашивать рекомендации. Это могут быть не только ваши прошлые работодатели, но также клиенты или партнеры. Подумайте, кто из вашего бизнес-окружения, работающий в известной западной компании, мог бы дать вам рекомендации.
6) То же самое касается сопроводительных писем — правильная презентация вашей мотивации и лучших профессиональных навыков, которые будут полезны на определенной позиции, зачастую становится ключом к успеху. Ни в коем случае нельзя копировать шаблонные варианты, нужно уделить время каждому письму, сделав его персонализированным, четким и цепляющим. Постарайтесь наложить свой опыт на требования вакансии. Перед составлением письма внимательно прочитайте описание позиции, на которую вы подаетесь, а также информацию о компании, ее новых проектах. У HR-специалиста и нанимающего менеджера должно создаться впечатление, что вы просто созданы для этой роли. Объем документа не должен превышать более половины страницы.
7) Не стесняйтесь рассказывать о том, что вы ищите работу в соцсетях. В России бытует расхожее мнение, что делиться своими планами до того, как они будут реализованы, нельзя, но за границей позиция на этот счет противоположная. В США и Великобритании, например, очень приветствуется открытое обсуждение вопросов, связанных с карьерными ожиданиями. Поэтому отбросьте стереотипы, поделитесь своими планами в соцсетях, обновите профиль на LinkedIn — это отличный шанс познакомиться с нужными людьми. Случаи, когда люди попадали в компании мечты, благодаря тому, что их профиль замечали работодатели, действительно существуют.
8) Можно попробовать разместить резюме на зарубежных сайтах по поиску работы (таких как Glassdoor, например) или обратиться к западным рекрутерам — это относится прежде всего к работе в зарубежных подразделениях компаний. Везде есть свои сайты по трудоустройству, где вы можете оставлять свои резюме и находить открытые вакансии. И помните, чем больше откликов на вакансии вы оставите, тем лучше. Часто бывает, что вам не отвечают сразу, но ваше резюме попадает в базу агентства, которое может позвонить и через полгода, когда подходящая позиция окажется у них в работе.
9) В какой бы области вы ни работали, верный способ получить работу мечты в международной компании — быть заметным и успешным в своей сфере. Ваша задача — сделать так, чтобы рынок воспринимал вас как эксперта в индустрии, а это значит, что вы должны выступать на конференциях, давать комментарии для СМИ по профессиональным вопросам. Если к вам обращаются за рекомендациями в вашей сфере относительно людей или компаний — всегда отвечайте, если есть чем поделиться. Большинство международных компаний сотрудничает с рекрутинговыми агентствами, которые постоянно мониторят рынок труда, выявляя таланты — сотрудников, которые смогут усилить команду компании-клиента. На самом деле таких людей не так много, и спрос на них, как правило, есть независимо от направления бизнеса.
10) Стоит помнить, что наибольшее значение всегда имеет релевантный опыт и попадание в культуру компании. То, насколько кандидат подходит команде по своим персональным характеристикам (soft skills) — очень важный критерий, особенно в американских компаниях. В российских организациях пока еще важнее профессиональные показатели сотрудника, например в Тинькофф банке или «Билайне» руководство очень ориентировано на результат и выполнение KPI, в западной же компании большую роль играет умение выстраивать отношения, располагать к себе, преподносить правильно идеи, «продавать» их внутри. Так как цепочка принятия решений намного длиннее, это требует мастерства ведения внутрикорпоративных переговоров.
Источник