Способы быстрого сложения чисел сложение путем округления

Округление при сложении

Сумма не изменится если к одному из слагаемых прибавить несколько единиц, а из другого слагаемого столько же единиц отнять.

Рассмотрим пример вычисления суммы чисел 29 + 18. Увеличив слагаемое 29 на 1 единицу, то есть округлив его до 30, получим выражение:

Но так как от увеличения одного из слагаемых на несколько единиц общая сумма меняется на столько же единиц, то для вычисления суммы чисел 29 и 18, надо из 18 вычесть 1 единицу:

Теперь у нас получилось выражение:

Все эти действия можно произвести в одном выражении или выполнить устно:

29 + 18 = (29 + 1) + (18 — 1) = 30 + 17 = 47

29 + 18 = (30 + 18) — 1 = 48 — 1 = 47.

Это же выражение можно решить иначе: округлить второе слагаемое, а из первого вычесть нужное количество единиц — результат от этого не изменится:

29 + 18 = (29 — 2) + (18 + 2) = 27 + 20 = 47

29 + 18 = (29 + 20) — 2 = 49 — 2 = 47.

Округление слагаемых

Приём округления при сложении чаще всего применяется при устных вычислениях, для упрощения нахождения суммы двух и более чисел.

Пример 1. Вычислить сумму 48 + 27.

Решение: Искомую сумму можно быстро найти, если первое слагаемое округлить до 50 (увеличив его на 2 единицы), а из второго слагаемого отнять 2 единицы — результат от этого не изменится:

(48 + 2) + (27 — 2) = 50 + 25 = 75

(50 + 27) — 2 = 77 — 2 = 75.

Пример 2. Найти значение выражения 36 + 17 + 28.

Решение: Округлим первые два слагаемых, а из третьего слагаемого вычтем столько единиц, сколько добавилось к первым двум:

36 + 17 + 28 = (40 + 20) + (28 — 7) = 60 + 21 = 81.

В этом выражении можно округлить и каждое слагаемое суммы. Чтобы дополнить 36 до 40, нужно добавить 4 единицы, чтобы дополнить 17 до 20, нужно добавить 3 единицы, а чтобы дополнить 28 до 30, нужно 2 единицы.

Чтобы сумма не изменилась, нужно из полученного результата 40 + 20 + 30 = 90 вычесть добавленные единицы. Их будет 4 + 3 + 2 = 9 единиц. В результате получим: 90 — 9 = 81.

36 + 17 + 28 = 40 + 20 + 30 — (4 + 3 + 2) = 90 — 9 = 81.

Источник

Научно-исследовательский проект «Приемы устных вычислений»

Научно-исследовательский проект
«Приемы устных вычислений»

Способность к умственному счёту полезна и в отношении практическом, и как средство для здоровой умственной гимнастики». Эти слова принадлежат известному педагогу просветителю Сергею Александровичу Рачинскому.

Приемы устных вычислений – это способ нахождения результата арифметического действия.
Человеку в повседневной его жизни приходится сталкиваться со счётом. Всевозможные вычислительные работы на уроках, в кружках, в повседневной жизни требуют от учащихся умения владеть быстрым устным счётом, развивают мышление учащихся и технику вычислений. Нередко нам приходится тратить много времени на вычислительную и весьма утомительную работу там, где, зная приёмы устных вычислений, можно затратить мало времени и испытать при этом определённое удовлетворение. Правда, приёмы устных вычислений, их совершенство, требуют повседневной практики, иначе многие из них быстро уходят из памяти из-за отсутствия навыков.
На одном уроке математики мы познакомились с приемами устного счета, и мне стала интересна эта тема. Я захотела узнать больше о приемах устных вычислений.
Вопрос о значимости формирования устных вычислительных навыков на сегодняшний день является весьма дискуссионным в методическом плане. Повсеместное использование калькуляторов ставит под сомнение необходимость «жесткой» отработки этих умений. На сегодняшний день никто не связывает хорошее владение арифметическими вычислениями с математическими способностями и математической одаренностью. Однако внимание к устным арифметическим вычислениям является традиционным для русской методической школы. В связи с этим более чес значительная часть всех существующих на сегодня учебников математики для начальных классов отведена формированию устных вычислительных умений и навыков.

Гипотеза: устные вычисления бывают разные, и их можно применять в практической жизни человека очень часто.

Объект исследования: устные вычисления.

Предмет исследования: использование устных вычислений в жизни человека.

Цель исследования: узнать больше о приемах устных вычислений.

Задачи исследования:

  • Узнать какие приемы устных вычислений существуют;
  • Как использовать эти приемы;
  • Научиться пользоваться этими способами, и научить других вычислять этими приемами.

Методы исследования:
Изучение и обобщение.
Эксперимент.
Анализ.
Опрос и анкетирование.

Практическая значимость: Работа может использоваться при изучении курса математики 5 — 9 классах, и при ведении элективных курсов в старших классах.

Приёмы устного сложения
Поразрядное сложение чисел

К разрядам первого слагаемого прибавляют разряды второго слагаемого, начиная с высших (сотни, десятки и т.д.):
Пример: 18 + 49 + 38 + 97 = (10 + 40 + 30 + 90) + (8 + 9 + 8 + 7) = 170 + 32 = 202

Прибавление к одному числу отдельных разрядов другого числа, всегда начиная с высших.
К разрядам первого слагаемого прибавляют разряды другого слагаемого:
Пример: 89 + 67= (89 + 60) + 7 =149 + 7 = 156

Сложение путем округления
Если слагаемые близки к круглым числам, то их заменяют разностью или суммой между круглым числом и дополнением:
Пример: 2987 + 993 = (3000 + 1000) – (13 + 7) = 4000 – 20 = 3980
1955+975=(2000 + 1000) – (45 + 25)= 3000 – 70= 2930

Сложение с использованием свойства группировки слагаемых
Слагаемые разбивают на такие группы, которые в сумме дают круглые числа:
Пример: 18 + 56 + 32 = (18 + 32) + 56 = 50 + 56 = 106

Если одно слагаемое близко к круглому числу, то его заменяют разностью и дополнением между круглым числом:
Пример: 674 + 89 = 674 + (100 – 11) = 674 + 100 – 11 = 763

Если оба слагаемых близки к круглому числу, то они заменяются разностью между круглым числом и дополнением:
Пример: 613 + 598 = 600 + 13 + 600 – 2 = 1211

Способы быстрого вычитания чисел
Поразрядное вычитание
Пример: 689 – 476 = (600 – 400) + (80 – 70) + (9 – 6) = 200 + 10 + 3 = 213
Если число единиц какого-либо разряда вычитаемого больше числа единиц того же разряда уменьшаемого, то последнее число единиц увеличивается на 10 путем заимствования одной единицы следующего высшего разряда уменьшаемого:
Пример: 849 – 376 = (700 – 300) + (140 – 70) + (9 – 6) = 400 + 70 + 3 =470

Вычитание с использованием свойства группировки чисел
Пример: (957 + 867) – 657 = (957 – 657) + 867 = 300 + 867 = 1167
1093-(1494-907)=(1093+907)-1494=2000-1494=506.

Вычитание путем уравнивания числа единиц последних разрядов уменьшаемого
Пример: 67- 48=(67+1) – 48 — 1= (68 – 48) – 1 = 20 – 1 =19;
453 – 316 =453 – (313+3)=(453 – 313) – 3 = 140 – 3 =137.

Вычитание путем округления уменьшаемого или вычитаемого или одновременно обоих
Если уменьшаемое и/или вычитаемое близки к круглому числу, то их заменяют разностью или суммой между круглым числом и дополнением:
Пример: 824 – 396 =824 – (400 – 4) = (824 – 400)+4 = 424 + 4 = 428;
395 – 98 = (400 – 5) – (100 – 2 )= 400 – 100 – 5 + 2=297.

Способы быстрого умножения чисел
1.Умножение на 4, 8 и другие четные числа.
Чтобы число умножить на 4, 8, 16 его последовательно удваивают:
Пример: 213*8=(213*2)*4=(426*2)*2=852*2=1704.

2.Умножение на 5 и 50.
Чтобы умножить число на 5, нужно умножить его на 10 и разделить на 2:
Пример: 138*5=(138*10):2=1380:2=690.
Чтобы умножить число на 50, нужно умножить его на 100 и полученное произведение разделить на 2:

3. Умножение на 25.
Чтобы умножить число на 25, нужно умножить его на 100 и полученное произведение разделить на 4:
Пример: 348*25=348*100:4=8700.

4. Умножение на 125.
Чтобы умножить число на 125, нужно умножить его на 1000 и разделить на 8:
Пример: 32*125=32:8*1000=4000.

5.Умножение на 15
Чтобы умножить число на 15, нужно число умножить на 10 и прибавить половину полученного произведения:
Пример: 129*15=129*10+1290:2=1290+645=1935.

6.Умножение на 11
1 способ. Чтобы число умножить на 11 , к нему приписывают ноль и прибавляют исходное число:
241*11=2410+241=2651.

2 способ. Следует “раздвинуть” цифры числа, умножаемого на 11, и в образовавшийся промежуток вписать сумму этих цифр, причем если эта сумма больше 9, то, как при обычном сложении, следует единицу перенести в старший разряд:
34*11=374, т.к. 3+4=7, семерку помещаем между тройкой и четверкой,
68*11=748, т.к. 6+8=14, четверку помещаем между семеркой (шестерка плюс перенесенная единица) и восьмеркой.

7.Умножение на 22, 33, …, 99
Чтобы двузначное число умножить на 22, 33, …, 99, надо этот множитель представить в виде произведения однозначного числа (от 2 до 9) на 11, то есть 33 = 3 * 11; 44 = 4 * 11 и т.д. Затем произведение первых чисел умножить на 11.
Примеры: 18 * 44 = 18 * 4 * 11 = 72 * 11 = 792;
42* 22 = 42 * 2 * 11 = 84 * 11 = 924;
13* 55 = 13 * 5 * 11 = 65 * 11 = 715;
24 * 99 = 24 * 9 * 11 = 216 * 11 = 2376.

8.Умножение двузначного числа на 101 и на 10101
Самое простое правило: «припишите ваше число к самому себе». При умножении на число 101, 1001, 10101, число надо повторить дважды/трижды:
Пример: 57*101=5757
57 * 1001 = 57057
89 * 10101=898989

9.Умножение на 9, 99 и 999
К первому множителю приписать столько нулей, сколько девяток во втором множителе, и из результата вычесть первый множитель:
Пример: 286 * 9=2860 – 286=2574
23 * 99=2300 – 23=2277
18 * 999=18000 – 18=17982

10.Умножение двузначных чисел 15, 25, 35, 45, 55, 65, 75, 85, 95 на самих себя.
Определить количество десятков в числе и число, идущее за ним в числовом ряду. Находим их произведение. К полученному результату приписываем 25:
Пример: 65 * 65 = 6 * 7 и приписать 25 = 4225

Способы быстрого деления чисел
1.Последовательное деление
Если делитель является составным числом, то разлагаем его на два или большее число множителей, а потом выполняем последовательное деление:
Пример: 720:45=(720:9):5=80:5=16
9324:36=(9324:3):12=3108:12=259

2.Деление на 5, 50 и 500
Чтобы число разделить на 5; 50 или 500, надо это число умножить на 2, и затем результат разделить на 10; 100 или 1000 соответственно.
Пример: 21600:50=21600*2 :100=432
42400:5=42400*2 :10=8480
214000:500=214000 *2 :1000=428

3.Деление на 25.
Чтобы число разделить на 25, надо это число умножить на 4 и разделить на 100:
Пример: 12100:25=12100 *4 :100=484

4.Деление на 125
Чтобы число разделить на 125 надо это число умножить на 8 и разделить на 1000:
Пример: 9000:125 =9000*8 :1000=72

Вывод
Я узнала больше о приемах устного счета, научилась ими пользоваться.
Больше всего мне понравились приемы:
Сложение с использованием свойства группировки слагаемых;
Поразрядное вычитание;
Умножение двузначного числа на 101 и на 10101;
Деление на 5, 50 и 500.
Я создала памятку для учеников нашей школы.

Источник

Хитрые приемы быстрого счета
творческая работа учащихся по алгебре (5 класс) по теме

В работе рассмотрены различные приемы быстрого счета.

Скачать:

(41.6 Kb) 12.10.2018, 09:49
Автор: Карчашкина Валентина, ученица 6 класса МКОУ «Новоперуновская СОШ» с. Новоперуново
Сергеева Елена Леонидовна
—> учитель математики —>МКОУ «Новоперуновская СОШ»
Вложение Размер
priemy_bystrogo_scheta_manukyan.docx 39.2 КБ
manukyan_hitrye_priemy.pptx 2.04 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия 1636 НИКА г. Москвы»

«Хитрые приемы быстрого счёта»

Выполнила : Манукян Милена

Обучающаяся 5 В класса

2.1. Приемы быстрого сложения и вычитания……………………………5

2.2. Приемы быстрого умножения………………………………………….7

2.3. Приемы быстрого деления………………………………………………9

Введение

В наш век, век новых технологий и развития компьютерной техники, разговор о быстром счете может показаться неуместным, однако и по сей день гибкость ума является предметом гордости людей, а способность, производить быстрые вычисления вызывает откровенное удивление.

Тема моей исследовательской работы – «Хитрые приемы быстрого счета». Я выбрала ее, так как считаю, что умение быстро считать повысит не только интерес к урокам математики, но и пригодится в жизни.

В данной работе я рассмотрела некоторые способы быстрых вычислений, которые могут пригодиться на уроках математики в школе и не только. «Каждому ученику необходимы приемы быстрого счета, их знание значительно облегчит учебу. Быстрота счета возникнет в результате длительных упражнений» — уверена наша учительница математики. Поэтому, каждый урок начинается с устного счета.

Работа состоит из :

  1. Теоретической части, которая включает в себя основные приемы быстрого устного счета
  2. Практической части, которая демонстрирует эксперимент по изучению приемов устного счета
  3. Заключения
  4. Источников.

Найти методы быстрого счета и показать результативность их использования для повышения вычислительных навыков обучающихся 5 классов.

  1. Изучение хитрых приемов быстрого счета;
  2. Подбор материалов для тренинга;
  3. Проведение диагностики, изучение результатов исследования;
  4. Сделать выводы по использованию данных видов устных упражнений.

Объект исследования: учащиеся 5 «в» класса;

Предмет исследования: приемы быстрого счета.

Гипотеза исследования: может ли человек быстро выполнять вычисления без калькулятора?

4) Сравнительный анализ.

Навыки быстрого счета помогут человеку в учебе, в быту, в профессиональной деятельности. Кроме того, быстрый счет — настоящая гимнастика для ума, приучающая в самых сложных жизненных ситуациях находить в кратчайшее время хорошие и нестандартные решения.

Практическая значимость. Умение быстро считать в уме является неоспоримым преимуществом и достоинством того, кто таковым умением обладает. Человек, легко оперирующий цифрами, никогда не окажется обманутым при расчетах. Но самое главное, способности к вычислениям постоянно будут поддерживать в хорошей форме и развивать его умственные способности, что особенно важно в период обучения. Я считаю, что необходимо знать технику быстрых вычислений и уметь применять их в практической деятельности. В данной работе я описываю краткую историю искусства счета; разбираю нестандартные приемы вычислений. Приёмы быстрого счета развивают память. Это касается не только математики, но и других предметов, которые изучаются в школе. Приемы устного счета нужно повторять систематически. Нижеперечисленные способы быстрого устного счета рассчитаны на ум «обычного» человека и не требуют уникальных способностей. Главное — более или менее продолжительная тренировка. Производя математические вычисления в уме, человек пользуется теми же правилами, что и при письменных вычислениях. Несколько простых правил, а главное – постоянная тренировка в устном счете, помогут научиться хорошо, считать. Бывают люди, которые быстро множат и делят в уме четырех и пятизначные числа. Достичь такого искусства трудно, надо помнить много правил, очень долго и утомительно тренироваться. Наша задача – научиться работать с двузначными, а иногда и – с трехзначными числами. Этого для экономии времени достаточно.

Наши далекие предки постоянно сталкивались с необходимостью делить и обменивать вещи, продукты, делать запасы. Так человек постепенно учился считать. Для счета использовали пальцы рук, ног, камешки и другие предметы. Позже появились изображения чисел. Одним из первых способов «записи» чисел, сохранившемся и поныне, были зарубки на палке. В Древнем Вавилоне записывали числа, выдавливая значки палочкой на глиняной дощечке. Сейчас мы пользуемся арабскими цифрами, нам это привычно. Люди научились складывать и вычитать, умножать и делить, причем способы вычислений не всегда были удобны и понятны. В древней литературе упоминаются такие способы умножения, как «загибанием», «ладьей», «решеткой», «задом наперед», «ромбом», «треугольником» и многие другие.

Разработкой приемов быстрого счета занимались многие ученые: Яков Исидорович Перельман, Георгий Берман, Я. Трахтенберг и другие.

2.1 Приемы быстрого сложения и вычитания

Способы быстрого сложения чисел

Поразрядное сложение чисел

К разрядам первого слагаемого прибавляют разряды второго слагаемого, начиная с высших (сотни, десятки и т.д.):

Прибавление к одному числу отдельных разрядов другого числа, всегда начиная с высших

К разрядам первого слагаемого прибавляют разряды другого слагаемого:

Сложение путем округления

Если слагаемые близки к круглым числам, то их заменяют разностью или суммой между круглым числом и дополнением:

Сложение с использованием свойств действий с числами

Слагаемые разбивают на такие группы, которые в сумме дают круглые числа:

Если одно слагаемое близко к круглому числу, то его заменяют разностью и дополнением между круглым числом:

Если оба слагаемых близки к круглому числу, то они заменяются разностью между круглым числом и дополнением:

Способы быстрого вычитания чисел

Если число единиц какого-либо разряда вычитаемого больше числа единиц того же разряда уменьшаемого, то последнее число единиц увеличивается на 10 путем заимствования одной единицы следующего высшего разряда уменьшаемого:

Вычитание с использованием свойств действий с числами

Вычитание путем уравнивания числа единиц последних разрядов уменьшаемого

Вычитание путем округления уменьшаемого или вычитаемого или одновременно обоих

Если уменьшаемое и/или вычитаемое близки к круглому числу, то их заменяют разностью или суммой между круглым числом и дополнением:

2.2 Приемы быстрого умножения

Способы быстрого умножения чисел

Умножение на 4, 8,16 и т.д.

Чтобы число умножить на 4, 8, 16 его последовательно удваивают:

Умножение на 5, 50, 0,5

Чтобы умножить число на 5, нужно умножить его на 10 и разделить на 2:

Чтобы умножить число на 50, нужно умножить его на 100 и полученное произведение разделить на 2:

Умножение на 25

Чтобы умножить число на 25, нужно умножить его на 100 и полученное произведение разделить на 4:

Умножение на 125

Чтобы умножить число на 125, нужно умножить его на 1000 и разделить на 8:

Умножение на 15

Чтобы умножить число на 15, нужно исходное число умножить на 10 и прибавить половину полученного произведения:

Умножение на 11

1 способ. Чтобы число умножить на 11 , к нему приписывают ноль и прибавляют исходное число:

2 способ . Следует “раздвинуть” цифры числа, умножаемого на 11, и в образовавшийся промежуток вписать сумму этих цифр, причем если эта сумма больше 9, то, как при обычном сложении, следует единицу перенести в старший разряд:

34*11=374, т.к. 3+4=7, семерку помещаем между тройкой и четверкой,

68*11=748, т.к. 6+8=14, четверку помещаем между семеркой (шестерка плюс перенесенная единица) и восьмеркой.

Умножение двузначного числа на 101 и на 10101

Самое простое правило: «припишите ваше число к самому себе». При умножении на число 101, 1001, 10101, число надо повторить дважды/трижды:

Умножение на 9, 99 и 999

К первому множителю приписать столько нулей, сколько девяток во втором множителе, и из результата вычесть первый множитель:

Применение распределительного закона умножения относительно сложения и вычитания ко множителям, один из которых представлен в виде суммы или разности

2.3 Приемы быстрого деления.

Если делитель является составным числом, то разлагаем его на два или большее число множителей, а потом выполняем последовательное деление:

Деление на 5, 50 и 500

Чтобы число разделить на 5; 50 или 500, надо это число разделить на 10;100; 1000 соответственно, и затем результат умножить на 2:

Чтобы число разделить на 25, надо это число разделить на 100 и умножить на 4:

Чтобы число разделить на 125, надо это число умножить на 8 и разделить на 1000

3. Практическая часть

Практическая часть включает в себя изучение динамики развития вычислительных навыков у обучающихся 5 В класса.

Была выдвинута следующая гипотеза: с помощью приемов быстрого счета можно улучшить вычислительные навыки.

Объекты исследования: учащиеся 5В класса.

1. Изучить известные способы быстрого устного счета;

2. Подобрать материал для проведения тренинга;

3. Провести диагностику;

4. Сделать анализ проведенных исследований.

Для диагностики был составлен ряд однотипных упражнений, на сложение, вычитание, деление и умножение, которые нужно было выполнить.

Диагностика проводилась в несколько этапов:

∙ Проверка имеющихся навыков счета;

∙ Изучение способов сложения и вычитания;

∙ Ознакомление с новыми приемами умножения;

∙ Изучение способов деления.

Обработка результатов показала: На 1 этапе решили: письменно решено –5 заданий, время-5мин 20сек.,

После изучения способов облегченных вычислений, на втором этапе решено 7 заданий, время-5мин 10сек.

После непродолжительной тренировки (неделя), в третьем контрольном замере : решено полностью все задания, время-4мин , От замера к замеру количество нерешенных заданий уменьшается, а решенных увеличивается, растет и число заданий, выполненных устно. На примере группы учеников 5«В» класса, уверенно прослеживается динамика развития вычислительных навыков приемов устного быстрого счета.

Значит, принимаем гипотезу о том, что приемы быстрого счета существуют и с их помощью можно улучшить вычислительные навыки. Многие не представляют свою жизнь без калькулятора. Очень зря, ученые доказали, что люди, регулярно считающие в уме, застрахованы от старческого маразма и раннего слабоумия. Так что вывод следует такой — практикуйтесь чаще. Способность считать быстро в уме надо развивать, независимо от его математических способностей, хотя бы, для того чтобы не стать жертвой обмана на рынке или в магазине.

Источник

Читайте также:  Паразитический способ питания это
Оцените статью
Разные способы