- Как искать работу: пять самых популярных способов
- Знакомства
- Кадровое агентство
- Объявления в соцсетях
- Сайты по поиску работы
- Профессиональные сообщества
- Биржа труда
- Как искать работу на HeadHunter
- 1. Город
- 2. Тип занятости
- 3. Оклад
- 9 самых быстрых и действенных способов найти работу
- 1. Узнай о вакансиях у друзей
- 2. Отправляй резюме напрямую в компании
- 3. Предлагай бесплатный пробный день или неделю
- 4. Приходи прямо в офис компании
- 5. Выложи сразу несколько резюме на нескольких сайтах по поиску работы
- 6. Ищи работу в социальных сетях
- 7. Найди работу, чтобы искать другую работу
- 8. Адаптируй свою специальность
- 9. Обратись в центр занятости
- Работа не волк, часть 1. Поиск работы: 9 кругов HR-a
- Как мы ищем работу и работа ищет нас
- ▍На сайтах работы
- ▍Прямым контактом с компанией
- ▍По рекомендации (не по блату!)
- ▍Через конференцию, митап и т.д.
- ▍Случайным запросом от работодателя
- ▍Блат и кадровое агентство
- Резюме — рудимент или паспорт соискателя?
- ▍Какие элементы должно иметь резюме?
- ▍Чего в резюме быть не должно?
- ▍Должно ли резюме быть креативным?
- Как пройти HR-а и дойти до босса
- ▍Общаемся с HR
- ▍На что обратить внимание на собеседовании: чёрные метки, белые метки
- ▍Собеседуйте компанию — это вы им нужны!
Как искать работу: пять самых популярных способов
Знакомства
Интересную работу в своей сфере можно найти через коллег. Это надежный метод поиска, если вы постоянно развиваете сеть контактов и знакомств: руководителям проще принять на работу человека с рекомендацией, чем запускать сложный и долгий процесс поиска среди всей базы резюме.
Взаимные услуги укрепляют связь между людьми. Прежде чем ломать голову, как познакомиться с нужными людьми, попробуйте найти тех, кому вы сами можете быть полезны. Поддерживайте общение, напоминайте о себе: ходите на профессиональные мероприятия, общайтесь в чатах и на страницах соцсетей. И не стесняйтесь обращаться за помощью: новые контакты и связи сработают в ту минуту, когда вы решите ими воспользоваться.
Если вы получили предложение таким способом, расспросите коллег о компании. Узнайте, как строится работа, какие проекты сейчас ведет команда, общаются ли сотрудники вне офиса и какой стиль общения принят. С этим багажом вы придете на собеседование подготовленным и уверенным в себе.
Плюсы: много узнаете о команде до начала работы, оцените условия заранее.
Минусы: человеческий фактор. Критерии хорошей работы по мнению коллег могут отличаться от ваших, на новом месте может возникнуть предвзятое отношение.
Кадровое агентство
Кадровые агентства не ищут работу соискателям: к ним обращается работодатель и платит за подбор сотрудника. Все, что может сделать кандидат, — отправить в агентство свое резюме и надеяться, что ему когда-нибудь позвонят.
Поэтому к предложениям по подбору работы за деньги лучше относиться настороженно, внимательно проверять отзывы, документы и читать договор: платным «подбором работы» иногда занимаются мошенники. Но бывают исключения.
Например, существуют агентства по подбору домашнего персонала: для того чтобы попасть в их базу исполнителей, нужно заплатить деньги и пройти проверку. Аутстаффинговые агентства также рады новым резюме: они предоставляют временный персонал для компаний — предлагают замену на время отпуска сотрудника, декрета или для реализации краткосрочных проектов. Как правило, это временная занятость (по закону она не может длиться больше 9 месяцев), и договор заключается с агентством.
Подобрать работу обещают карьерные консультанты и компании, которые предоставляют консультационные услуги. Консультация может оказаться полезной, но не стоит надеяться на гарантию трудоустройства.
Изучите рынок агентств в своем городе, почитайте отзывы. Обратите внимание на то, сколько лет работают эти компании. Не обращайтесь в компании, о которых мало информации и нет живых отзывов.
Плюсы: не нужно искать самому.
Минусы: есть компании-мошенники, соискатель не может влиять на поиск.
Объявления в соцсетях
Вакансии в соцсетях публикуют и официальные страницы компаний-работодателей, и сами работники, а репосты быстро распространяют информацию по Сети. Чтобы вовремя узнавать о вакансиях, полезно подписаться на личные страницы менеджеров компаний, в которых вы хотите работать.
Если кто-то пишет, что уходит с интересной вам позиции, можно в личной переписке вежливо пожелать успехов на новом месте и попросить контакты кого-то из отдела кадров. Если вы сами публикуете пост о поиске новой работы — настройте профиль так, чтобы потенциальный начальник мог вам написать.
Плюсы: репосты быстро доходят до нужных людей, прямой контакт с работодателем.
Минусы: информация «тонет» в ленте, вакансию могут быстро закрыть, а объявление еще «живет».
Сайты по поиску работы
На крупных сайтах много вакансий в самых разных городах и отраслях: даже если в нужной отрасли сейчас кризис, всегда можно найти альтернативные варианты. Как правило, вакансии модерируют, чтобы избежать дискриминации, а сервис постоянно развивают и улучшают, чтобы привлекать новых пользователей. Крупные работодатели обычно размещают все вакансии на одном сайте.
Некоторые компании не указывают свои прямые контакты, поэтому к ним можно обратиться только через форму сайта по поиску работы. Также сайт может требовать обязательную регистрацию для отклика: без создания резюме вряд ли получится привлечь внимание работодателя.
Плюсы: много вакансий, много инструментов для настройки поиска, надежные компании, много крупных работодателей.
Минусы: нужно регистрироваться, может не быть прямых контактов, поэтому придется ждать ответ работодателя.
Профессиональные сообщества
Тематические страницы в соцсетях и специальные сайты подойдут, если вы ищете место в конкретной сфере. Или просто мониторите рынок, чтобы однажды поменять работу. На сайтах публикуют вакансии, а в сообществах могут возникать и профессиональные дискуссии: можно рассчитывать на полезные советы от коллег по поиску работы или текущим вопросам.
Ищите профессиональные группы в Facebook и «Вконтакте», общайтесь в тематических чатах в мессенджерах: там можно встретить известных экспертов или заработать собственную репутацию, а после получить интересное предложение.
Плюсы: узкая сфера поиска, прямые контакты работодателей, советы коллег.
Минусы: некоторые профессиональные сообщества закрытые, иногда есть только прямой контакт менеджера и нет информации о компании.
Биржа труда
По закону все компании должны сообщать о вакантных местах в центры занятости населения. А те, кто остался без работы, могут встать на учет на бирже труда и получать небольшое пособие, если выполняют все условия: ищут работу, регулярно отмечаются на бирже и ходят на собеседования.
В общем зале центра занятости должен стоять компьютер с базой открытых вакансий. Соискатель сам просматривает предложения и выбирает подходящие. На бирже обычно много заявок по рабочим специальностям, а для специалистов с высшим образованием сложнее найти достойный вариант. Пропускать дни отметки или опаздывать нельзя — снимут с учета.
Плюсы: все официально, можно оформить пособие по безработице, есть бесплатное обучение простым специальностям.
Минусы: неравномерная выборка вакансий, явка на отчет строго в назначенные день и время.
Как искать работу на HeadHunter
Сайт HeadHunter — это большая база вакансий и резюме. Каждый день на сайте доступно больше 400 тысяч вакансий, а за неделю работодатели отправляют больше 900 тысяч приглашений.
Найти нужное предложение и откликнуться на него помогают фильтры. Чем точнее они настроены, тем более подходящие предложения окажутся в выдаче. Основных фильтров три:
1. Город
Можно выбрать только свой город, город и область или указать другие точки, куда хотите отправиться за работой. В резюме есть отметка «Готов к переезду»: она расскажет работодателю, что вы готовы сменить место жительства.
2. Тип занятости
Если вам интересна только работа с гибким графиком — отфильтруйте другие предложения. Руководители, которые ищут сотрудника на полный рабочий день, указывают этот параметр.
3. Оклад
Проверьте уровень зарплат для своего города и своей должности в «Сколькополучателе». Просмотрите вакансии по своему запросу: вы узнаете среднюю рыночную зарплату для специалистов вашего уровня. Если ищете предложение с зарплатой повыше — отфильтруйте вакансии по этому параметру.
Когда ваше резюме есть на сайте, система сама начинает предлагать варианты. В разделе «Мои резюме» есть кнопка «Подходящие вакансии»: это предложения, отобранные с помощью системы ранжирования и умного поиска. Чем лучше и точнее информация в резюме, тем более подходящие вакансии она выдает.
HeadHunter позволяет смотреть вакансии без регистрации на сайте. Но, чтобы откликнуться на хорошее предложение сразу, лучше создать резюме заранее. Можно поручить эту задачу специалистам: услуга «Готовое резюме» помогает грамотно собрать и оформить информацию о ваших опыте и образовании. А оформить резюме самому помогут наши советы: как подготовить правильное резюме, как искать вакансии, какие сервисы помогут найти работу быстрее.
Источник
9 самых быстрых и действенных способов найти работу
1. Узнай о вакансиях у друзей
Если твои поиски работы не увенчались успехом — позвони друзьям или родственникам. Близкие люди всегда готовы протянуть руку помощи. Узнай у друзей, не ищут ли компании, в которых те работают, сотрудников близкой к твоей специализации. Так тебя могут направить к потенциальному работодателю, и ты обойдешь сразу несколько этапов отбора. К тому же близкие люди вряд ли закончат рассказ о твоей кандидатуре без перечисления твоих навыков и личностных качеств.
Конечно, для того чтобы устроиться на работу таким способом, тебе придется обзвонить с десяток родственников и друзей, но ведь было бы кощунственно не использовать этот шанс.
2. Отправляй резюме напрямую в компании
Запиши несколько компаний, в которых ты был бы не прочь работать, и, вместо того чтобы искать их вакансии на сторонних сайтах, отправь резюме напрямую их эйчару. Для этого просто зайди на сайт компании, скопируй электронный адрес и прикрепи к резюме сопроводительное письмо. В нём постарайся кратко изложить, почему ты выбрал именно эту компанию и почему компания должна выбрать именно тебя.
Твой потенциальный работодатель будет понимать, что ты действительно заинтересован в получении места в его фирме, и, если даже тебя не примут на работу, твои контакты как минимум сохранят на случай появления новой вакансии.
3. Предлагай бесплатный пробный день или неделю
Если ты уверен, что обладаешь необходимыми знаниями и навыками для получения желаемой должности, но у твоего потенциального работодателя возникают сомнения, предложи ему бесплатно поработать в течение нескольких дней. Так ты сможешь убедить его дать тебе возможность показать, на что ты способен. К тому же это повышает уровень доверия к тебе как к профессионалу: вряд ли человек, не уверенный в своих силах, предложит посмотреть на свою работу до официального оформления.
4. Приходи прямо в офис компании
Это еще один неплохой шанс заявить о себе и пройти собеседование прямо после знакомства с потенциальным работодателем. Если компания не отвечает на твое электронное письмо и не выкладывает вакансии на сайтах объявлений, попробуй навестить отдел кадров самостоятельно. Некоторые работодатели ценят в потенциальных сотрудниках настойчивость и нацеленность на получение рабочего места именно у них.
5. Выложи сразу несколько резюме на нескольких сайтах по поиску работы
Наверняка список твоих знаний и навыков может позволить тебе работать не в одной должности. К примеру, если ты фотограф, ты можешь снимать свадьбы, делать парные фотосессии, фотографировать товары для интернет-магазинов, делать фото для ленты в «Инстаграме» или устроиться профессиональным ретушером. И на этом список не заканчивается. Одно резюме со скромным заголовком «Фотограф» принесет тебе куда меньше откликов, чем несколько объявлений, в которых будут четко прописаны направления твоей деятельности. И вот еще: не ограничивайся одним сайтом по поиску работы — зарегистрируйся сразу на нескольких, чтобы расширить список потенциальных работодателей.
6. Ищи работу в социальных сетях
В социальных сетях также выкладывается множество вакансий. Они могут быть как в тематических сообществах, так и в аккаунтах самих компаний. Если ты в активном поиске работы, не стоит исключать столь широкий выбор вакансий, который могут предложить тебе социальные сети.
Еще один способ найти работу в соцсетях — просто поделиться с друзьями или фолловерами информацией о том, что ты умеешь. К примеру, ты можешь выложить несколько снимков со своих фотосессий, прописать цены за свою работу и написать пару слов о том, что сейчас ты находишься в поиске новых проектов.
7. Найди работу, чтобы искать другую работу
Пока ты находишься в поиске работы своей мечты, тебе как-то нужно содержать себя. Если ты живешь в небольшом городе и твоя профессия не пользуется спросом, вместо того чтобы ждать заветной вакансии, сидя дома, начни работать. Устройся официантом, бариста, продавцом, таксистом и так далее — это позволит тебе искать более престижную и высокооплачиваемую работу, не умирая при этом от голода.
8. Адаптируй свою специальность
Сейчас огромным спросом пользуются специалисты диджитал-профессий, поэтому есть смысл попробовать адаптировать свою специальность для работы в интернете. Ты можешь быть удаленным бухгалтером, дизайнером сайтов, корректором и редактором онлайн-курсов, ретушером фото, копирайтером, менеджером и так далее.
9. Обратись в центр занятости
На самом деле этот вариант далеко не худший, если тебе срочно нужна работа. В центре занятости ты можешь изучить предложенные вакансии, которые часто размещают на стендах. Кроме того, регулярно проводятся ярмарки вакансий, где есть возможность лично пообщаться с потенциальными работодателями.
А еще ты можешь зарегистрироваться как безработный и получать предложения о трудоустройстве. Если ты не подойдешь на три должности, которые тебе предложит центр занятости, то будешь получать пособие по безработице, продолжая при этом поиск работы.
Источник
Работа не волк, часть 1. Поиск работы: 9 кругов HR-a
Поиск работы вызывает неприятные тревожно-азартные ощущения и у вчерашнего студента, и у профессионала с годами опыта за плечами. Это не признак неуверенности в себе, это проблема всей отрасли поиска персонала: мы идём на собеседование и понимаем, что не всё может зависеть от профессионализма, что кому-то не понравятся наши софт-скиллы или внешний вид, кто-то упрется в вопрос о причинах ухода с предыдущего места. На Хабре может выйти 200 статей-обращений к HR-службами IT-компаний, где сами соискатели будут с пеной у рта рассказывать, как с ними (нами!) нужно разговаривать, как оценивать, но на первой встрече с будущим работодателем вам всё равно подсунут психологический тест, зададут странные вопросы и посмотрят на вас, как будто вы уже что-то нарушили и идёте в компанию, чтобы порушить устои и корпоративную культуру. Поэтому мы не будем рассказывать компаниям, в чём они не правы — мы расскажем вам, как с этим жить.
Это первая часть нашего нового цикла «Работа не волк», который будет состоять из пяти частей, каждая из которых раскрывает важнейшие аспекты, связанные с трудоустройством. Как и в случае с циклом про образование, статьи будут субъективными, честными и основанными на обширной экспертизе. Вот что вас ждёт:
Как мы ищем работу и работа ищет нас
Вне зависимости от образования есть несколько способов найти новую работу, каждый из которых имеет свои преимущества и серьёзные подводные камни.
▍На сайтах работы
Вы составляете резюме, размещаете его на «Моём Круге» или Хедхантере, откликаетесь на вакансии или ожидаете, когда работодатель пригласит вас на собеседование. Когда-то эта форма казалась прогрессивной и передовой, сегодня она сохраняет позиции, но требует трансформации по ряду причин.
- Нередко соискатель просто рассылает резюме всем более-менее подходящим работодателям, а работодатель приглашает на собеседование, не глядя на специализацию будущего сотрудника. Это значительно тратит время обеих сторон, а иногда приводит и к откровенным ошибкам в найме, когда рабочие отношения складываются от безысходности («Нам нужен хороший программист Java, но мы не готовы ему платить, возьмём вот этого вчерашнего студента с курсовиком на PHP»).
- Рассылка резюме — довольно пассивный способ поиска работы, не требующий от соискателя особых усилий (максимум — написать сопроводительное письмо).
- Такой формат — по сути знакомство вслепую: по резюме о соискателе можно узнать минимум информации, а по описанию вакансии порой нельзя узнать ничего (за динамичным молодым коллективом единомышленников нередко скрывается стервозный коллектив рвачей и лентяев).
Если вы выбираете такой способ поиска работы, дам вам несколько рекомендаций:
- не пишите в резюме всю свою историю работы, указывайте с подробностями только те места и должности, которые касаются будущей работы (если вы сейчас миддл С++, всем пофиг, что вы работали в Макдональдс и книжном магазине)
- создайте несколько резюме с акцентом на различные направления поиска (например, менеджер по маркетингу, руководитель отдела маркетинга, руководитель группы внешних коммуникаций и т.д.) — хоть разница невелика, но правильно расставленные акценты решают
- размещайте в резюме исключительно деловое фото или не размещайте вовсе
- если указываете социальную сеть, проследите, чтобы аккаунт был открытым или частично открытым и наполненным (их проверяют не только HR, но и ваши потенциально будущие коллеги)
- не пишите в резюме банальности (я активный, обучаемый и т.д.) и не распространяйтесь о хобби («хобби: Формула 1», а не «хобби: Формула 1, был на Гран-При Монако 2017, России 2018, Японии 2016; болею за Феттеля; Ред Булл отстой»)
- всегда пишите хорошее, подробное сопроводительное письмо: почему выбрали именно эту компанию, что готовы ей дать
- избегайте любого панибратства, хамства, подхалимства («Хочу работать именно в вашей компании — потрясает её результативность в отрасли, восхищает коллектив и, конечно, безбажный, идеальный для рынка продукт»).
▍Прямым контактом с компанией
Отличный способ найти хорошую, подходящую работу — это напрямую обратиться в компанию и предложить рассмотреть ваше резюме: отправить по электронной почте, написать в социальных сетях. Таким образом вы не просто информируете о себе, но и демонстрируете вовлечённость. Такой подход требует не молчаливого «кидания резюме», а вдумчивого сопроводительного письма, в котором вы расскажете, почему вам интересна компания, что вы о ней знаете (при любом уровне знаний — излагайте только открытую информацию!), что готовы привнести в работу и продукт. Такие письма крайне редко остаются без внимания, но лучше всего спустя пару дней позвонить и уточнить, видели ли вашу информацию (это трудно ровно до первого «Алло», вы классный специалист, вы продаёте себя, не нужно стесняться).
Что нужно иметь ввиду?
- Ваше письмо может попасть в руки не тому человеку, поэтому всегда старайтесь найти а) адрес непосредственно вашего подразделения; б) адрес HR; в) общий адрес. Можете слать сразу на все три, это не зазорно — так увеличится вероятность, что в компании не проигнорируют письмо, а как минимум обсудят между собой.
- Не пишите личные сообщения в социальных сетях руководителям компании и её сотрудникам, если не знакомы с ними лично или хотя бы не представлены.
- Если вы получили отказ при такой форме подачи резюме, это более «железный» отказ, не стоит разбираться в причинах и пытаться пробить стену ещё раз.
- У компании может не быть вакансий и вы получите отказ. Если отказ вежливый и у вас есть контакт с ответившим, попросите включить ваше резюме в кадровый резерв компании и скажите, что если появятся вакансии, вы с радостью их рассмотрите (если компания вам действительно интересна).
▍По рекомендации (не по блату!)
У HR во всех сферах и особенно в IT, есть обширные сообщества и локальные группы и чаты, где они делятся резюме специалистов, размещают запросы на соискателей, рассказывают о сокращениях, обсуждают проблемы и проч. Так что если вы уходите из компании по-хорошему, заранее, с отработкой, вы можете попросить HR-менеджеров закинуть резюме в одно из таких коммьюнити — как правило, после этого IT-специалисту поступает по 5-10 звонков за два дня, а ваш HR своеобразно ручается за вас.
Также вас может порекомендовать бывший или настоящий коллега, знакомый и даже руководитель, если у вас объективные причины увольнения и у них есть такая возможность. Это выигрышный вариант трудоустройства, поскольку вы в компанию идёте уже как немножко знакомый с рекомендацией, а не человек с улицы (надеюсь, вы понимаете, что наниматель расспросит о вас того, кто порекомендовал?).
Что нужно иметь ввиду?
- Это психологически сложный способ трудоустройства: какое-то время в вас будет жить стремление не подвести человека, который вам помог найти новую работу, не ударить в грязь лицом. Нередко такие сотрудники терпят обиды и боятся постоять за себя, чтобы кого-то не подвести. Это неправильно: делайте работу как профессионал, общайтесь как человек и вы никого не подведёте. Однако если вас что-то не устраивает или вы нашли лучший вариант, не стесняйтесь изменить ситуацию.
- К вам будут предъявлены завышенные ожидания (нередко потому что рекомендатели приукрашивают ваши способности), поэтому будьте на собеседовании максимально честны и объективно подходите к свои навыкам.
- Человек, который вас порекомендовал, не обязан быть вашим ангелом-хранителем на новой работе. Ни претензий, ни вопросов по работе к нему быть не должно — у вас есть работодатель, к нему и идите.
▍Через конференцию, митап и т.д.
Неоднозначный способ в мире IT, но мы же сейчас не будем краснеть и говорить, что не знаем, зачем компании проводят митапы и открывают стенды на конференциях? Вы же знаете, зачем вы решаете задачки за призы и оставляете свой e-mail и телефон на листочке с решением или в анкетке? Это всё элементы HR-бренда — создания образа компании, в которой хочется работать. Ну а вам потом перезвонят — причём реально перезвонят, а не как в шутке. И это классно с точки зрения компании и соискателя: за счёт тестов и задачек считайте, что предварительный этап собеседования пройден и уже примерно понятно, каков ваш минимум (а иногда и больше).
Но, конечно, не всё так просто. И здесь тоже нужно учитывать несколько моментов.
- Решайте задачи без помощи Google и звонка другу — если вы покажете уровень выше реального, дальнейшее разочарование может стоить вам неприятностей в карьере.
- Не выдавайте коммерческие и технологические тайны своей текущей работы. Вы ещё никуда не трудоустроились, а неприятные провокации легко приведут вас к потере и работы, и репутации.
- Не придавайте особого значения всему, что с вами происходит на стендах, не ждите — пусть для вас это будет своеобразной лотереей.
- Общайтесь с представителями компаний, узнавайте подробности об условиях работы, слушайте доклады, из них можно сделать выводы об уровне задач в компании и главное, о том, насколько личное превалирует над командным или наоборот.
▍Случайным запросом от работодателя
Порой пути трудоустройства настолько удивительные, что начинаешь подозревать неладное 🙂 Например, пишете вы пост на Хабр или даёте грамотный комментарий, а через час у вас в личке приглашение пройти собеседование в компании, которой интересны ваши скиллы и ваш опыт; или, например, сидите в компании в кафе, по пьяной лавочке начинаете затирать, что вы провели эксперимент с ClickHouse и в итоге…, а в этот момент кто-то из сидящих за столом решает, что именно вас не хватает компании).
Здесь минусы и плюсы очень индивидуальны. Важно, что такое решение, как правило стихийное, и вы можете не успеть присмотреться к компании и к особенностям предстоящих задач. Совет один — возьмите небольшой таймаут и подумайте: вас хотят, а значит, несколько дней погоды не сделают. Но такие встречи чаще всего означают классное и интересное сотрудничество.
▍Блат и кадровое агентство
Есть ещё два способа: по блату и через кадровое агентство. Честно говоря, хочется пожелать всем избежать участи и работы с такими ребятами, и устройства таким образом. Однако оговорюсь о кадровых агентствах — старайтесь не попасться на их услуги, вы и без них способны устроиться. А вот работодателям я так скажу: господа, услугами кадровых агентств пользуются соискатели, которые в большинстве случаев «неликвид рынка труда» — и, нанимая их, вы мало берёте навязанного кота в мешке, так ещё и платите за это деньги. Лучше предложите премию за привлечение сотрудника — ваши же подчинённые найдут лучше. Впрочем, это субъективно — и если вы разубедите меня в комментариях, посыплю пеплом голову.
Расскажу вам историю. Мой коллега работал над системами компьютерного зрения, прекрасный специалист. Им стало интересоваться кадровое агентство «для своего клиента». Он, конечно, отказался, и тут же сотрудница агентства, которая 15 минут говорила ему, какой он уникальный и единственный, спрашивает: «Евгений, а у вас есть пара коллег, кого бы вы могли порекомендовать на эту должность? Мы за это вас будем всем подряд советовать.» Женька, конечно, её некультурно послал. Почитали про агентство, а оно топовое. Такие дела.
Вне зависимости от способа трудоустройства и степени вашей удачи, нужно не забывать главное: вас нанимают как профессионала, от вас ожидают качественной работы и быстрого старта в проектах. Если вы к этому будете стремиться, всё сложится, а в софт-скиллах сориентируетесь. Кстати, вот вам новейшая поговорка из мира HR для размышления: «Принимают за hard skills, увольняют из-за soft skills».
Резюме — рудимент или паспорт соискателя?
Печатное, в виде видео, в вид репозитория на GitHub или суперквеста, но резюме должно быть. Это важный файл, который презентует вас, даёт информацию об опыте и, что самое важное, является первой точкой соприкосновения работодателя и соискателя (в большинстве случаев). Поэтому над ним нужно поработать.
▍Какие элементы должно иметь резюме?
▍Чего в резюме быть не должно?
- Вранья. Любая недостоверная информация из резюме обязательно раскроется, и вы точно не сможете получить желаемую должность в компании, которая враньё раскроет. Просто не врите. Особенно это касается тех, кто пишет, что владеет JavaScript или Python, а на самом деле всего лишь прошёл платный курс в онлайн-школе и умеет написать Hello, World! со шпаргалкой (да, наболело!).
▍Должно ли резюме быть креативным?
Очень сложный вопрос. Да, можно написать развесёлый пост в Facebook и вирусно получить массу предложений о работе, можно прислать резюме в конверте с долларом или в виде оригами (реальные резюме, побывавшие в моих руках), можно сделать сайт и т.д. Но нужно понимать, что так делают сотни, а выстреливает у единиц. Если вы делаете так, это должно быть по-настоящему круто. Потому что если вы решите продемонстрировать свой юмор и креатив, они могут сыграть против вас и выдать в вас не ироничного профессионала, а выпендрёжника.
Ещё момент — ваш креатив, как и резюме должен открываться, работать и не раздражать. Протестируйте свою подачу на всех платформах, посмотрите на мобильном, отправьте паре друзей — всё должно работать безупречно. Вот вам пример одно из крутейших резюме, которые встречались за последнее время (осторожно, таймкиллер!). Это впечатляет и демонстрирует многие навыки соискателя в действии. Но мне страшно подумать, что будет, если его откроет HR, которая привыкла работать по схеме: оклик — распечатать — позвонить. Испугается и забьёт? Разозлится? Не поймёт, как смотреть и закроет? Решит, что вирус? Короче, берите в расчёт, кому в руки попадёт ваше резюме. И да, зависть ещё тоже никто не отменял 😉
Итак, мы с вами составили и разослали резюме. Идём дальше.
Как пройти HR-а и дойти до босса
Поиск работы в IT специфичен: не всегда HR имеет технический бэкграунд, не всегда вы выходите на HR (иногда сразу на руководителя или генерального). Это приводит к стрессовым собеседованиям, на которых может растеряться даже матёрый миддл. Но это преодолимо. Начнём с начала — с HR.
▍Общаемся с HR
Как уже говорилось в начале, несмотря на сотни статей и наши с вами крики о просьбе что-то изменить, в 90% случаев вам предстоит очень стандартная процедура: HR — руководитель и специалист подразделения — большой босс. (Редкая удача случается в малом и среднем бизнесе, где с вами сразу разговаривает руководитель). Ваша задача — дойти до вашего потенциального непосредственного руководителя, чтобы показать ему профессиональный уровень. Придётся страдать.
Не проявляйте негативные эмоции к HR (пренебрежение, высокомерие), общайтесь так, как будто перед вами ваш хороший товарищ: искренне, с улыбкой, включённо, без сарказма. Пройдите предложенные тесты, смотрите в глаза, отвечайте на вопросы нейтрально.
Кем видите себя через 5 лет? — Я стараюсь постоянно профессионально развиваться, осваивать новые технологии и расти как специалист. Если политика вашей компании подразумевает вертикальный рост, то мне было бы интересно стать ведущим разработчиком или тимлидом, чтобы применять свой опыт для развития проекта, если рост горизонтальный, то мне бы хотелось попробовать себя в команде Х. // Так вы показываете знание компании и нейтрально отвечаете на противный вопрос.
Все в SpaceX, там вас точно поймут!
Ваши отрицательные качества? — Я трудоголик, поэтому иногда сталкиваюсь с прокрастинацией, мне нужно полчаса-час, чтобы переключиться на новую задачу. В это время я продумываю схему её решения и риски. Так что может показаться, что в это время я немного бездельник (и усмешка). // Чего же тут негативного, а как искренне звучит!
Как вы относитесь к переработкам? — Всегда готов! // А там разберётесь.
У вас двое детей, они явно болеют, вы часто ходите на больничные? — Мы закаливаемся и стараемся болеть меньше. Но надо сказать, что сегодня больничный — не помеха: удалённая работа не мешает течению процессов, я классно её организую. Так что не вижу проблем. //Твёрдый ответ и готовое решение проблемы.
Если в вакансии есть какие-то требования к английскому языку, есть вероятность, что HR явит свой инглиш-иняз-финиш и начнёт говорить на языке. Это немного сбивает с мыслей, поэтому, если ваш уровень языка не очень уверенный, подготовьте заранее ответы на стандартные вопросы (можно найти в интернете и на Хабре (раз, два, три, четыре) и где угодно).
Обговорите сроки выхода на работу, если вы ещё не уволились с текущей: как показывает опыт, это может занять больше нормативных двух недель. Уточните, готовы ли вас подождать и поясните, почему это для вас важно. Даже если вы хотите пару недель отдохнуть и набраться сил, обозначьте это, огласив период до предыдущего отпуска (лучше, если он больше полугода).
Перед тем, как идти на собеседование, обязательно изучите компанию, продукты, отзывы, блог, блог на Хабре — так вы поймёте ценности и легко ответите на вопросы типа «что вы знаете он нас?». Я вот ни разу не HR, но как же мне было приятно слышать от соискателей, что продукт XYZ уверенно выглядит на рынке и у него классно реализована логика работы с ****. «Это же мой отдел придумал, мой!» — хотелось кричать и брать без тестового задания.
Позаботьтесь об одежде и внешнем виде. Это очень болезненная и щепетильная тема, потому что на вкус и цвет товарищей нет и кому-то понравится эмансипированная девушка в брючном костюме в лучших традициях Сен-Лорана, а кто-то ждёт прогера в джинсах и майке, а не в деловом костюме. Обычно для IT-компаний (если они без дресс-кода узнайте заранее) достаточно нейтральных вещей приятного цвета и фактуры (примерно то, что называется смарт-кэжуал, погуглите, кароч). Волосы должны быть чистыми, ногти аккуратными, дыхание свежим, макияж ненавязчивым, обувь чистой — но разве не так вы выглядите каждый день?
В принципе, задача минимум — не вызвать негатив, максимум — вызвать симпатию. Обязательно поблагодарите и спросите, когда следующий контакт.
▍На что обратить внимание на собеседовании: чёрные метки, белые метки
Деньги — самый сложный вопрос на собеседовании: от вас требуют ответа, сколько вы хотите и оценивают адекватность оценки своего уровня, вы боитесь услышать маленькую сумму. Обратите внимание, как HR-менеджер говорит о вилке в оплате труда, что рассказывает о бонусах и соц. пакете. Уточните, вся ли зарплата белая, если для вас это важно, — это нормальный вопрос в наше время. На вопрос о ваших зарплатных ожиданиях называйте сумму чуть больше, чем средняя по рынка в вашем регионе для выбранной позиции (узнайте заранее). Если у вас есть выдающиеся качества и жёсткий мотив требовать большую сумму, твёрдо объясните это, аргументируя мнение.
Спросите, сразу ли вы будете работать по трудовому договору. Если нет, семь раз подумайте, нужна ли вам эта работа.
Обговорите график, спросите, как организована отработка «сдвинутых» и «отгулочных» часов. Если за них берут деньги (aka штраф или депремирование), уходите, не оглядывайтесь — в этой компании ваше время и ваши потребности полный ноль. Обычно отработка запланирована в оверчасах на неделе или в выходные.
Обязательно спросите, кто будет вашим непосредственным руководителем, попросите показать кабинет или опенспейс. Если всё в порядке и в компании царит адекватная атмосфера, менеджер по найму сразу согласится или даже сам предложит вам небольшую экскурсию по офису.
Если дело пошло очень хорошо и HR-специалист к вам расположен, спросите, сколько он работает и нравится ли ему работа. По реакции вы сразу поймёте, насколько к вам искренне отнеслись и действительно ли всё так хорошо, как написано на сайте в разделе «Карьера» и «О нас».
Чёрные метки, которые вас должны насторожить:
- внезапное собеседование по Skype без предупреждения заранее;
- отсутствие трудового договора и обещания заключить его позже;
- плохое помещение для собеседования, шум в нём;
- нервные ответы менеджера на телефон и постоянные перерывы в общении;
- надменный тон менеджера;
- обращение на ты (на этапе общения с руководителями это уже допускается);
- вам не предложили воды (соискатель волнуется и горло сильно пересыхает);
- от вас требуют подлинник трудовой книжки;
- вам предлагают заплатить: за курсы, обучение, книги, новую трудовую и т.д.
Белые метки, которые обещают хорошую работу:
- заинтересованность и открытость менеджера;
- комфортное помещение для собеседования, вода или чай;
- милые сувениры типа ручки или блокнота (никогда не забуду, как мне в конце второго этапа собеседования работодатель сказал забрать фирменную ручку: «Ручку забери, послезавтра будешь ею заявление о приёме на работу писать»);
- свободное общение о деньгах и оформлении;
- задорный рассказ о соц. пакете, спорте и т.д.;
- небольшой рассказ HR о себе — как будто бы мини-беседа с новым другом;
- затронута тема корпоративной культуры (даже если вы интроверт и мысленно сожгли все корпоративы, это говорит о том, что сотрудники в компании не брошенные и работает внутренний HR PR).
▍Собеседуйте компанию — это вы им нужны!
Смена работы — важнейший шаг, который может определить ближайшие 5-10 лет вашей жизни. Поэтому отнеситесь к выбору с глубоким самоуважением, не бойтесь задавать вопросы. Составьте список заранее и тщательно их запомните (не читайте!). Часть вопросов мы уже обозначили выше, но повторю их здесь, чтобы вы могли скопировать их себе списком.
(Внимание! Эти вопросы являются рекомендацией, всегда нужно думать, в КАКУЮ компанию вы устраиваетесь, и возможно не все вопросы стоит озвучивать, часть их лучше разведать заранее или после общения с HR).
- Белая ли заработная плата? Предусмотрены ли премии?
- Есть ли KPI, что в них входит?
- Работа осуществляется по трудовому договору?
- Какой график работы, как происходят отработки?
- Как часто бывают переработки и оплачиваются ли они?
- Приветствуется ли инициатива и если нет, насколько она наказуема?
- Есть ли командировки, какие направления и как часто?
- Что входит в социальный пакет и когда он предоставляется?
- Если работа далеко от дома — как организован транспорт?
- Если работа удалённая или частично удалённая — какая техника предоставляется?
- Как организовано рабочее место, что в него входит? Опенспейс или кабинет?
- Есть ли наставничество или менторство в первое время работы в компании?
- Как осуществляется контроль за сотрудниками: есть ли тайм-трекеры, камеры и т.д.?
- Как предоставляется отпуск и больничный?
- Как в компании относятся к пет-проектам (если он у вас есть)?
Постарайтесь задать эти вопросы не пулемётной очередью, а постепенно в ходе разговора, к месту, как бы уточняя. В противном случае у работодателя однозначно возникнет настороженность, и последует череда неприятных вопросов типа «А почему вас это волнует?», «Вы что, левачить собрались?», «Вы должны быть всегда вовремя» и проч., задумайтесь, одна ли эта компания на рынке или у вас есть возможность найти своей голове лучшее место применения.
Если вы дошли до собеседование с техническими специалистами и/или руководителем, ваши шансы устроиться в компанию ощутимо возросли, и очень многое зависит от вас. Об этом, о муках выбора, об адаптации в компании и первых месяцах — в следующем выпуске. Постараемся не задерживать.
А пока домашнее задание: пересмотрите своё резюме, зарегистрируйтесь на «Моём Круге», проверьте социальные сети. И расскажите в комментариях, а как вы проходите HR?
Источник