Способы борьбы с вымогательством

Специальные меры противодействия вымогательствам *

Купцова Кристина Олеговна, аспирант кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина.

В статье на основе проведенного криминологического анализа, включая социологические опросы, дается перечень конкретных специальных мер, направленных на предупреждение вымогательств. Рассматриваемые меры систематизированы и классифицированы. Их возможная реализация дается в привязке к потерпевшим именно от вымогательств, которых автор предлагает классифицировать на три вида: потерпевший — законопослушный гражданин, потерпевший — потенциальный правонарушитель и потерпевший — нарушитель закона.

Ключевые слова: вымогательство, профилактика, защищенность граждан.

On the basis of criminological analysis including sociological interviews the article gives a list of concrete special measures aimed at prevention of blackmails. The measures in question are systematized and classified; their possible realization is given as connected with victims of blackmail which the author proposes to classify into three types: victim — law-abiding citizen; victim — potential law-violator and victim — violator of law.

Key words: blackmail, prophylactics, safety of citizens.

Говоря о специальных мерах противодействия вымогательствам, необходимо отметить, что, как показывает изучение уголовных дел, большинство вымогательств совершается в группе. Именно противодействие групповым вымогательствам является сложнейшей задачей. Увеличение доли групповых вымогательств можно объяснить тем, что данный вид преступной деятельности является одним из факторов, благоприятствующих появлению и существованию организованной преступности.

В результате изучения деятельности групповых формирований вымогателей установлено, что их численность обычно включает в себя от 5 до 30 человек, а преступления совершаются, как правило, в том регионе, в котором проживают вымогатели. Они образуют цельную систему — единую преступную деятельность. Большинство преступных действий носит замаскированный, неочевидный характер. Лидер преступной группировки, а также его ближайшее окружение зачастую конспирируются по месту жительства под законопослушных граждан. Таким образом, низовое преступное сообщество организационно представляет собой простейший уровень в структуре организованной преступности. Вымогательство, совершенное в группе, а также вымогательство со стороны высокоорганизованных преступных групп и сообществ имеют повышенную латентность.

Специальное предупреждение предполагает разработку и реализацию комплекса специальных общеорганизационных, предупредительных и правоохранительных мер. Речь идет о специальных мерах, так как основной объект борьбы — сами организованные преступные формирования, не отдельные преступления, совершаемые ими, а их сложная и разветвленная преступная деятельность. При этом решается задача пресечения движения и легализации преступных капиталов.

Среди основных мер общей профилактики организованной преступности, связанной с вымогательством, можно выделить:

а) обеспечение надежной защиты частного сектора экономики от рэкета силами органов власти федерального и регионального уровня; осуществление надежного государственного финансового контроля за всеми субъектами экономической деятельности; установление административного и оперативного контроля над лидерами преступных группировок в целях изоляции их от молодежи и обычных правонарушителей;

б) ужесточение законодательного, финансового, оперативного и других видов контроля за межрегиональными, транснациональными связями организованной преступности, незаконным экспортом и импортом, противодействие вывозу капитала за границу (как известно, в 2011 г. поток финансового капитала, вывезенного из России, существенно возрос по сравнению с прошлыми годами);

в) регулярное освещение в прессе, на телевидении проблем борьбы с организованными формами вымогательства, самокритичное, открытое обсуждение в СМИ достижений и недостатков правоохранительных органов в этой борьбе и т.п.;

г) пресечение незаконного оборота оружия, установление более строгих ограничений для торговли спецсредствами, специальной и криминалистической техникой, специальным обмундированием, которое зачастую используют вымогатели, и т.п.;

Читайте также:  Основные способы демографического прогнозирования

д) укрепление сотрудничества правоохранительных органов с негосударственными организациями и их структурами (охранными и детективными службами) в целях предупреждения их сотрудничества с криминальными группировками, участия в «крышевании» (вымогательстве) предпринимательских структур;

е) инициирование через СМИ, социологические центры, иные общественные организации проведения опросов предпринимателей, иных граждан на предмет выявления фактов коррупции и вымогательства в экономической сфере и оценки степени защищенности населения от такого рода криминальных посягательств.

Индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика и предупреждение) включает деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых вступает в конфликт с правовыми нормами. В зависимости от стадий генезиса личности преступника индивидуальная профилактика преступлений бывает четырех видов.

Первый вид индивидуальной профилактики преступлений осуществляется в отношении объектов, находящихся на начальном этапе криминализации личности. В этот период они совершают различные правонарушения непреступного характера, образующие в целом своеобразный вид антиобщественной деятельности. Условно этот тип можно именовать ранней индивидуальной профилактикой преступлений.

На данном уровне мерами воздействия могут быть:

  • выявление признаков деморализации личности или группы и принятие мер исправления;
  • выявление и устранение факторов (процессов, явлений, условий, механизмов), влияющих на формирование у отдельных людей или групп психологии корыстных преступников (неблагополучное положение в окружающей среде);
  • формирование в общественной психологии гармоничного сочетания личных и групповых потребностей и интересов;
  • формирование уважения к частной и государственной собственности;
  • усиление роли семьи в предотвращении формирования потребительской, стяжательской психологии у детей и подростков.

При этом особое внимание следует уделять индивидуальной работе с несовершеннолетними, заключающейся в:

  • создании условий для здорового развития и воспитания подростков и молодежи;
  • участии в рейдах и операциях, проводимых полицией с целью пресечения совершения преступлений (в частности, в школах и иных учебных заведениях);
  • выявлении подростков из неблагополучных семей (группа риска);
  • ведении профилактических бесед на тему, как не стать жертвой преступления;
  • организации свободного времени молодежи;
  • обеспечении личной, имущественной и общественной безопасности в учебных заведениях, в клубах, на дискотеках, на улицах;
  • проведение лекций, семинарских занятий о наиболее эффективных средствах самозащиты.

Попутно заметим, что действующее Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних датировано 3 июня 1967 г. Очевидно, что этот нормативный акт устарел и морально, и фактически. Работать в соответствии с требованиями этого документа в современных условиях, мягко говоря, чрезвычайно трудно .

Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1967. N 23. Ст. 536.

Второй вид индивидуальной профилактики преступлений проводится в отношении лиц, совершивших или совершающих преступление. Субъектами этого вида профилактики могут быть, например, следователи, оперативные и иные сотрудники органов внутренних дел, судьи. Предупредительная работа состоит в том, чтобы склонить лицо к отказу от совершения преступления, пресечь его на стадии приготовления, а в случае совершения преступления — способствовать формированию у лица чувства раскаяния от содеянного, желания способствовать раскрытию преступления. В отдельных случаях уголовный закон придает результатам этого вида профилактики весьма существенное юридическое значение (например, в соответствии со ст. ст. 75, 76 УК РФ).

Третий вид индивидуальной профилактики преступлений охватывает лиц, совершивших преступление и приговоренных к различным мерам уголовно-правового воздействия. Данный вид профилактики реализуется в уголовно-исполнительных учреждениях и заключается, во-первых, в перевоспитании осужденных. Во-вторых, он проводится в жизнь соответствующими государственными органами и общественными организациями, на которые возложены полномочия по осуществлению наказания (условное осуждение, принудительные меры воспитательного воздействия). Этот вид профилактики условно можно назвать пенитенциарным.

Читайте также:  Способы вязания реглана спицами сверху 5 способов с описанием

Четвертый вид индивидуальной профилактики преступлений охватывает лиц, отбывших уголовное наказание, но подлежащих надзору с целью предупреждения рецидива. Условно этот вид профилактики можно назвать постпенитенциарным.

Уровневый подход к предупреждению преступности отражается на построении структуры органов и организаций, осуществляющих эту деятельность. От правильного выбора уровня профилактики в конечном счете зависит ее эффективность.

Основные задачи в рассматриваемом плане — активизация всех средств воспитательно-профилактической работы, превращение принципов профилактики в решающие и повседневные нормы жизнедеятельности людей.

Обобщенно, в свете вышесказанного, можно выстроить следующую систему предупредительных мер:

  • пропаганда законопослушного поведения (посредством СМИ, личных бесед);
  • социальный контроль за лицами, склонными в силу прошлого и настоящего образа жизни совершить вымогательство;
  • административный надзор за лицами, которым присущи корысть и некоторые склонности к насилию, отбывшими наказание в виде лишения свободы, связанный с периодической регистрацией этих лиц в полиции по месту жительства с целью не допустить вымогательства (Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы») ;

Собрание законодательства РФ. 2011. N 15. Ст. 2037.

  • оперативно-розыскные мероприятия, направленные на недопущение вымогательства со стороны лиц, замышляющих совершить такое посягательство;
  • непосредственная деятельность по предотвращению и пресечению приготавливаемых вымогательств;
  • раскрытие вымогательств, розыск лиц, их совершивших, задержание, изобличение в процессе расследования, обеспечение неотвратимости наказания;
  • специальные мероприятия, обеспечивающие невозможность совершения вымогательств лицами, отбывшими наказание в местах лишения свободы, постпенитенциарная профилактика;
  • виктимологическая профилактика вымогательства .

См.: Шегабудинов Р.Х. Вымогательства и сопряженные с ним преступления (криминологический аспект): Дис. . канд. юрид. наук. М., 2001. С. 107 — 110.

Данные мероприятия должны быть организационно обеспечены. Имеется в виду реализация таких организационных принципов, как информационное обеспечение, взаимодействие, правовое регулирование и т.д. Основой же организации является компетентное решение задач предупреждения, связанное с конкретной профилактической деятельностью. Ею должны заниматься все правоохранительные органы.

Существенную роль в профилактике вымогательства играет виктимологический аспект. Поэтому представляется, что меры профилактики могут быть предложены применительно к типологии потерпевших от рассматриваемого вида преступления.

Например, если потерпевший — законопослушный гражданин. Как видится, в этом случае в профилактике вымогательства решающая роль должна принадлежать правовой пропаганде и информации в СМИ. Следует использовать наиболее удобные и эффективные способы ее доведения до сведения населения, в том числе посредством наиболее популярных телепередач или через самые распространенные газеты и посещаемые электронные издания, размещенные в Интернете.

Представители рассматриваемого типа потерпевших нуждаются прежде всего:

  • в разъяснении прав, принадлежащих им;
  • в доведении безопасных и одобряемых законом способов поведения в случаях столкновения с вымогателями;
  • в объяснении, в случае столкновения с вымогателями, правил обращения в правоохранительные органы и доведении до них информации по поводу возможностей правоохранительных органов по разоблачению вымогателей.

В том случае, если потерпевший сам является потенциальным правонарушителем, нельзя преуменьшать положительное воздействие правовой пропаганды при преступных посягательствах в отношении него. Профилактическое воздействие на совершение вымогательства в отношении данного типа потерпевших может оказать эффективная деятельность правоохранительных органов. Неотвратимость правовой реакции на любое, даже малозначительное нарушение закона, создает определенный благоприятный фон в деле профилактики.

Читайте также:  Травление как способ подделки документов

Если же потерпевший оказывается нарушителем закона, то эффективность профилактического воздействия на него, в случае совершения в его отношении вымогательства, зависит только от комплекса профилактических мероприятий, в которые, в свою очередь, должны быть включены:

  1. своевременное пресечение преступной деятельности самого потерпевшего;
  2. правовая пропаганда, в том числе в СМИ;
  3. эффективность деятельности правоохранительных органов;
  4. совершенствование законодательства, имеющее своей целью сделать невыгодными любые нарушения закона.

В предупреждении вымогательства, как представляется, важно акцентировать внимание на использование общественного мнения.

Безусловно, одного общественного мнения недостаточно для профессиональной оценки эффективности антикриминальной деятельности. Тем не менее оно весьма ярко свидетельствует о социальном спокойствии в обществе, которое при этом во многом зависит от состояния и уровня преступности.

Например, надежды возлагаются на реализацию принятого 30 декабря 2007 г. Приказа МВД России N 1246 «О повышении эффективности изучения общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности ОВД РФ на основе использования вневедомственных источников социологической информации». Это один из первых ведомственных актов, определяющих основные понятия и порядок организации работ по изучению общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел РФ. При этом изучение основывается не на статистических источниках, которые недостаточно и неполно отражают характеристики и состояние организованной преступности, а на основе использования вневедомственных источников социологической информации. Предусматривается, что аналитический отчет будет содержать:

  • анализ состояния защищенности граждан от противоправных посягательств;
  • анализ социальных рисков и опасений граждан;
  • анализ уровня виктимности населения по различным видам преступлений;
  • характеристику взаимоотношений органов внутренних дел РФ с потерпевшими и заявителями (оперативность реагирования на заявления, сообщения граждан о преступлениях и происшествиях);
  • оценку эффективности работы органов внутренних дел РФ по обеспечению защищенности граждан от противоправных посягательств, исполнению государственных функций и оказанию государственных услуг;
  • анализ воздействия средств массовой информации и личного опыта граждан на характер оценки качества работы органов внутренних дел РФ.

Представляется, что реализация вышеуказанного приказа позволит не только получить максимально полное мнение населения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел РФ, но и определить действительно приоритетные направления деятельности государства в целом и такого специализированного субъекта, как органы внутренних дел, в частности, в вопросах противодействия корыстной преступности в современных условиях.

Таким образом, одна из идей, реализация которой, на наш взгляд, может дать толчок к необходимому обновлению концептуальных подходов и практических решений в той сфере, о которой идет речь, состоит в принятии на вооружение в качестве теоретической модели и практического руководства понятия «виктимологическое обеспечение безопасности граждан». Безусловно, деятельность по обеспечению виктимологической безопасности не может быть замкнута только на тех государственных органах и структурах, которым непосредственно поручено заниматься борьбой с преступностью и предупреждением правонарушений, а также охраной прав человека. Необходимы усилия всего государства и общества. Вместе с тем основой данной деятельности должно стать комплексное использование правоохранительными органами возможностей виктимологической профилактики в совокупности с иными ситуационными предупредительными мерами, ориентированными в первую очередь на безопасность конкретной личности, что, несомненно, будет способствовать снижению уровня корыстной преступности, а следовательно, и обеспечению безопасности населения России.

Источник

Оцените статью
Разные способы