Специальные меры противодействия вымогательствам *
Купцова Кристина Олеговна, аспирант кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина.
В статье на основе проведенного криминологического анализа, включая социологические опросы, дается перечень конкретных специальных мер, направленных на предупреждение вымогательств. Рассматриваемые меры систематизированы и классифицированы. Их возможная реализация дается в привязке к потерпевшим именно от вымогательств, которых автор предлагает классифицировать на три вида: потерпевший — законопослушный гражданин, потерпевший — потенциальный правонарушитель и потерпевший — нарушитель закона.
Ключевые слова: вымогательство, профилактика, защищенность граждан.
On the basis of criminological analysis including sociological interviews the article gives a list of concrete special measures aimed at prevention of blackmails. The measures in question are systematized and classified; their possible realization is given as connected with victims of blackmail which the author proposes to classify into three types: victim — law-abiding citizen; victim — potential law-violator and victim — violator of law.
Key words: blackmail, prophylactics, safety of citizens.
Говоря о специальных мерах противодействия вымогательствам, необходимо отметить, что, как показывает изучение уголовных дел, большинство вымогательств совершается в группе. Именно противодействие групповым вымогательствам является сложнейшей задачей. Увеличение доли групповых вымогательств можно объяснить тем, что данный вид преступной деятельности является одним из факторов, благоприятствующих появлению и существованию организованной преступности.
В результате изучения деятельности групповых формирований вымогателей установлено, что их численность обычно включает в себя от 5 до 30 человек, а преступления совершаются, как правило, в том регионе, в котором проживают вымогатели. Они образуют цельную систему — единую преступную деятельность. Большинство преступных действий носит замаскированный, неочевидный характер. Лидер преступной группировки, а также его ближайшее окружение зачастую конспирируются по месту жительства под законопослушных граждан. Таким образом, низовое преступное сообщество организационно представляет собой простейший уровень в структуре организованной преступности. Вымогательство, совершенное в группе, а также вымогательство со стороны высокоорганизованных преступных групп и сообществ имеют повышенную латентность.
Специальное предупреждение предполагает разработку и реализацию комплекса специальных общеорганизационных, предупредительных и правоохранительных мер. Речь идет о специальных мерах, так как основной объект борьбы — сами организованные преступные формирования, не отдельные преступления, совершаемые ими, а их сложная и разветвленная преступная деятельность. При этом решается задача пресечения движения и легализации преступных капиталов.
Среди основных мер общей профилактики организованной преступности, связанной с вымогательством, можно выделить:
а) обеспечение надежной защиты частного сектора экономики от рэкета силами органов власти федерального и регионального уровня; осуществление надежного государственного финансового контроля за всеми субъектами экономической деятельности; установление административного и оперативного контроля над лидерами преступных группировок в целях изоляции их от молодежи и обычных правонарушителей;
б) ужесточение законодательного, финансового, оперативного и других видов контроля за межрегиональными, транснациональными связями организованной преступности, незаконным экспортом и импортом, противодействие вывозу капитала за границу (как известно, в 2011 г. поток финансового капитала, вывезенного из России, существенно возрос по сравнению с прошлыми годами);
в) регулярное освещение в прессе, на телевидении проблем борьбы с организованными формами вымогательства, самокритичное, открытое обсуждение в СМИ достижений и недостатков правоохранительных органов в этой борьбе и т.п.;
г) пресечение незаконного оборота оружия, установление более строгих ограничений для торговли спецсредствами, специальной и криминалистической техникой, специальным обмундированием, которое зачастую используют вымогатели, и т.п.;
д) укрепление сотрудничества правоохранительных органов с негосударственными организациями и их структурами (охранными и детективными службами) в целях предупреждения их сотрудничества с криминальными группировками, участия в «крышевании» (вымогательстве) предпринимательских структур;
е) инициирование через СМИ, социологические центры, иные общественные организации проведения опросов предпринимателей, иных граждан на предмет выявления фактов коррупции и вымогательства в экономической сфере и оценки степени защищенности населения от такого рода криминальных посягательств.
Индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика и предупреждение) включает деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых вступает в конфликт с правовыми нормами. В зависимости от стадий генезиса личности преступника индивидуальная профилактика преступлений бывает четырех видов.
Первый вид индивидуальной профилактики преступлений осуществляется в отношении объектов, находящихся на начальном этапе криминализации личности. В этот период они совершают различные правонарушения непреступного характера, образующие в целом своеобразный вид антиобщественной деятельности. Условно этот тип можно именовать ранней индивидуальной профилактикой преступлений.
На данном уровне мерами воздействия могут быть:
- выявление признаков деморализации личности или группы и принятие мер исправления;
- выявление и устранение факторов (процессов, явлений, условий, механизмов), влияющих на формирование у отдельных людей или групп психологии корыстных преступников (неблагополучное положение в окружающей среде);
- формирование в общественной психологии гармоничного сочетания личных и групповых потребностей и интересов;
- формирование уважения к частной и государственной собственности;
- усиление роли семьи в предотвращении формирования потребительской, стяжательской психологии у детей и подростков.
При этом особое внимание следует уделять индивидуальной работе с несовершеннолетними, заключающейся в:
- создании условий для здорового развития и воспитания подростков и молодежи;
- участии в рейдах и операциях, проводимых полицией с целью пресечения совершения преступлений (в частности, в школах и иных учебных заведениях);
- выявлении подростков из неблагополучных семей (группа риска);
- ведении профилактических бесед на тему, как не стать жертвой преступления;
- организации свободного времени молодежи;
- обеспечении личной, имущественной и общественной безопасности в учебных заведениях, в клубах, на дискотеках, на улицах;
- проведение лекций, семинарских занятий о наиболее эффективных средствах самозащиты.
Попутно заметим, что действующее Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних датировано 3 июня 1967 г. Очевидно, что этот нормативный акт устарел и морально, и фактически. Работать в соответствии с требованиями этого документа в современных условиях, мягко говоря, чрезвычайно трудно .
Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1967. N 23. Ст. 536.
Второй вид индивидуальной профилактики преступлений проводится в отношении лиц, совершивших или совершающих преступление. Субъектами этого вида профилактики могут быть, например, следователи, оперативные и иные сотрудники органов внутренних дел, судьи. Предупредительная работа состоит в том, чтобы склонить лицо к отказу от совершения преступления, пресечь его на стадии приготовления, а в случае совершения преступления — способствовать формированию у лица чувства раскаяния от содеянного, желания способствовать раскрытию преступления. В отдельных случаях уголовный закон придает результатам этого вида профилактики весьма существенное юридическое значение (например, в соответствии со ст. ст. 75, 76 УК РФ).
Третий вид индивидуальной профилактики преступлений охватывает лиц, совершивших преступление и приговоренных к различным мерам уголовно-правового воздействия. Данный вид профилактики реализуется в уголовно-исполнительных учреждениях и заключается, во-первых, в перевоспитании осужденных. Во-вторых, он проводится в жизнь соответствующими государственными органами и общественными организациями, на которые возложены полномочия по осуществлению наказания (условное осуждение, принудительные меры воспитательного воздействия). Этот вид профилактики условно можно назвать пенитенциарным.
Четвертый вид индивидуальной профилактики преступлений охватывает лиц, отбывших уголовное наказание, но подлежащих надзору с целью предупреждения рецидива. Условно этот вид профилактики можно назвать постпенитенциарным.
Уровневый подход к предупреждению преступности отражается на построении структуры органов и организаций, осуществляющих эту деятельность. От правильного выбора уровня профилактики в конечном счете зависит ее эффективность.
Основные задачи в рассматриваемом плане — активизация всех средств воспитательно-профилактической работы, превращение принципов профилактики в решающие и повседневные нормы жизнедеятельности людей.
Обобщенно, в свете вышесказанного, можно выстроить следующую систему предупредительных мер:
- пропаганда законопослушного поведения (посредством СМИ, личных бесед);
- социальный контроль за лицами, склонными в силу прошлого и настоящего образа жизни совершить вымогательство;
- административный надзор за лицами, которым присущи корысть и некоторые склонности к насилию, отбывшими наказание в виде лишения свободы, связанный с периодической регистрацией этих лиц в полиции по месту жительства с целью не допустить вымогательства (Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы») ;
Собрание законодательства РФ. 2011. N 15. Ст. 2037.
- оперативно-розыскные мероприятия, направленные на недопущение вымогательства со стороны лиц, замышляющих совершить такое посягательство;
- непосредственная деятельность по предотвращению и пресечению приготавливаемых вымогательств;
- раскрытие вымогательств, розыск лиц, их совершивших, задержание, изобличение в процессе расследования, обеспечение неотвратимости наказания;
- специальные мероприятия, обеспечивающие невозможность совершения вымогательств лицами, отбывшими наказание в местах лишения свободы, постпенитенциарная профилактика;
- виктимологическая профилактика вымогательства .
См.: Шегабудинов Р.Х. Вымогательства и сопряженные с ним преступления (криминологический аспект): Дис. . канд. юрид. наук. М., 2001. С. 107 — 110.
Данные мероприятия должны быть организационно обеспечены. Имеется в виду реализация таких организационных принципов, как информационное обеспечение, взаимодействие, правовое регулирование и т.д. Основой же организации является компетентное решение задач предупреждения, связанное с конкретной профилактической деятельностью. Ею должны заниматься все правоохранительные органы.
Существенную роль в профилактике вымогательства играет виктимологический аспект. Поэтому представляется, что меры профилактики могут быть предложены применительно к типологии потерпевших от рассматриваемого вида преступления.
Например, если потерпевший — законопослушный гражданин. Как видится, в этом случае в профилактике вымогательства решающая роль должна принадлежать правовой пропаганде и информации в СМИ. Следует использовать наиболее удобные и эффективные способы ее доведения до сведения населения, в том числе посредством наиболее популярных телепередач или через самые распространенные газеты и посещаемые электронные издания, размещенные в Интернете.
Представители рассматриваемого типа потерпевших нуждаются прежде всего:
- в разъяснении прав, принадлежащих им;
- в доведении безопасных и одобряемых законом способов поведения в случаях столкновения с вымогателями;
- в объяснении, в случае столкновения с вымогателями, правил обращения в правоохранительные органы и доведении до них информации по поводу возможностей правоохранительных органов по разоблачению вымогателей.
В том случае, если потерпевший сам является потенциальным правонарушителем, нельзя преуменьшать положительное воздействие правовой пропаганды при преступных посягательствах в отношении него. Профилактическое воздействие на совершение вымогательства в отношении данного типа потерпевших может оказать эффективная деятельность правоохранительных органов. Неотвратимость правовой реакции на любое, даже малозначительное нарушение закона, создает определенный благоприятный фон в деле профилактики.
Если же потерпевший оказывается нарушителем закона, то эффективность профилактического воздействия на него, в случае совершения в его отношении вымогательства, зависит только от комплекса профилактических мероприятий, в которые, в свою очередь, должны быть включены:
- своевременное пресечение преступной деятельности самого потерпевшего;
- правовая пропаганда, в том числе в СМИ;
- эффективность деятельности правоохранительных органов;
- совершенствование законодательства, имеющее своей целью сделать невыгодными любые нарушения закона.
В предупреждении вымогательства, как представляется, важно акцентировать внимание на использование общественного мнения.
Безусловно, одного общественного мнения недостаточно для профессиональной оценки эффективности антикриминальной деятельности. Тем не менее оно весьма ярко свидетельствует о социальном спокойствии в обществе, которое при этом во многом зависит от состояния и уровня преступности.
Например, надежды возлагаются на реализацию принятого 30 декабря 2007 г. Приказа МВД России N 1246 «О повышении эффективности изучения общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности ОВД РФ на основе использования вневедомственных источников социологической информации». Это один из первых ведомственных актов, определяющих основные понятия и порядок организации работ по изучению общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел РФ. При этом изучение основывается не на статистических источниках, которые недостаточно и неполно отражают характеристики и состояние организованной преступности, а на основе использования вневедомственных источников социологической информации. Предусматривается, что аналитический отчет будет содержать:
- анализ состояния защищенности граждан от противоправных посягательств;
- анализ социальных рисков и опасений граждан;
- анализ уровня виктимности населения по различным видам преступлений;
- характеристику взаимоотношений органов внутренних дел РФ с потерпевшими и заявителями (оперативность реагирования на заявления, сообщения граждан о преступлениях и происшествиях);
- оценку эффективности работы органов внутренних дел РФ по обеспечению защищенности граждан от противоправных посягательств, исполнению государственных функций и оказанию государственных услуг;
- анализ воздействия средств массовой информации и личного опыта граждан на характер оценки качества работы органов внутренних дел РФ.
Представляется, что реализация вышеуказанного приказа позволит не только получить максимально полное мнение населения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел РФ, но и определить действительно приоритетные направления деятельности государства в целом и такого специализированного субъекта, как органы внутренних дел, в частности, в вопросах противодействия корыстной преступности в современных условиях.
Таким образом, одна из идей, реализация которой, на наш взгляд, может дать толчок к необходимому обновлению концептуальных подходов и практических решений в той сфере, о которой идет речь, состоит в принятии на вооружение в качестве теоретической модели и практического руководства понятия «виктимологическое обеспечение безопасности граждан». Безусловно, деятельность по обеспечению виктимологической безопасности не может быть замкнута только на тех государственных органах и структурах, которым непосредственно поручено заниматься борьбой с преступностью и предупреждением правонарушений, а также охраной прав человека. Необходимы усилия всего государства и общества. Вместе с тем основой данной деятельности должно стать комплексное использование правоохранительными органами возможностей виктимологической профилактики в совокупности с иными ситуационными предупредительными мерами, ориентированными в первую очередь на безопасность конкретной личности, что, несомненно, будет способствовать снижению уровня корыстной преступности, а следовательно, и обеспечению безопасности населения России.
Источник