31. Меры борьбы с шумом.
Для уменьшения уровней шума применяются технические, строительно-акустические и организационные мероприятия, а также средства индивидуальной защиты (ГОСТ 12. 4. 051-87 — Средства индивидуальной защиты органа слуха).
К этим мерам относятся :
1. Подавление шума в источниках
а)замена ударных взаимодействий деталей безударными;
б)замена возвратно-поступательных движений вращательными;
в)создание форм деталей, плавно обтекаемых воздухом;
г)замена подшипников качения подшипниками скольжения;
д)замена штамповки прессованием;
з)заменять прямозубые шестерни на косозубые, шевронные;
и)повышать класс точности обработки деталей, шестерен;
к)заменять зубчатые и цепные передачи клиноременными или зубчато-ременными;
л)применять принудительное смазывание трущихся поверхностей;
м)применение «малошумящих» материалов (капроновые, текстолитовые — менее шумные);
н)статическая и динамическая балансировка деталей;
о)применение глушителей шума, звукоизолирующих кожухов ( 32).
Рис. 32 Звукоизолирующий кожух.
2. Предупреждение распространения шума — звукоизоляция и звукопоглощение.
При звукоизоляции уменьшается уровень шума, который распространяется за счет колебания преграды. Для звукоизоляции применяются плотные, жесткие, массивные перегородки. При этом ослабление зависит от массы перегородки, а не от ее материала. Большее ослабление достигается при слоистых перегородках, с воздушными промежутками между слоями.
При звукопоглощении звук ослабляется за счет поглощения звуковой энергии в порах материала перегородки (войлок, вата, пемза). Наряду с пористыми материалами для звукопоглощения применяются специальные мастики, которыми покрываются перегородки и отдельные части машин.
3. Строительные и организационные меры :
а)увеличение расстояния от источника шума — концентрация цехов с большим уровнем шума и удаление их от других производственных помещений.
Так как интенсивность шума в помещениях зависит не только от прямого, но и от отраженного звука, который может быть уменьшен за счет увеличения площади звукопоглощения помещения, т. е. необходимо применять :
б)покрытие внутренних поверхностей помещения звукопоглощающими облицовками;
в)размещение в помещениях штучных звукопоглощателей ( 33) (объемные тела, заполненные звукопоглощающим материалом иподвешенные к потолку).
Рис. 33
г)закрытие машин звукоизоляционными кожухами;
д)устройство экранов (с покрытием их звукоизолирующими материалами) между машиной и рабочим местом;
е)устройство звукоизолированных машин;
ж)рациональный режим труда и отдыха;
з)сокращение времени нахождения в шумовых условиях;
и)контроль уровней шума на рабочих местах.
В качестве звукопоглощающего материала применяют ультратонкое стекловолокно, капроновое волокно, минеральную вату, древесноволокнистые и минераловатные плиты, пористый полтвинилхлорид и др. Толщина облицовок составляет 20-200 мм. В низких помещениях облицовывают только потолок, т. к. стены в них практически не влияют на отражение звука, а в высоких и вытянутых помещениях — облицовывают как стены, так и потолок. При некоторых производственных процессах, например, как клепка, обрубка, штамповка, зачистка трудно или невозможно эффективно снизить шум.
Источник
Способы борьбы с шумом обж
При проектировании новых предприятий, производственных помещений необходимо принимать меры, чтобы шум в помещениях не превышал допустимых значений. Разработке мероприятий по борьбе с шумом должен предшествовать акустический расчет. Его задачами являются:
— определение уровня звукового давления в расчетной точке (РТ), когда известен источник шума и его шумовые характеристики;
— расчет необходимого снижения шума.
В качестве методов борьбы с шумом используются следующие:
2.1 Уменьшение шума в источнике (т.е. «защита количеством»)
Борьба с шумом в источнике (посредством уменьшения уровня звуковой мощности Lp) является наиболее рациональной. Конкретные мероприятия здесь зависят от природы шума (механический, аэрогидродинамический, электромагнитный). Так уменьшение механического шума может быть достигнуто путем совершенствования технологических процессов и оборудования. Для уменьшения аэрогидродинамического шума следует стремиться к уменьшению скоростей обтекания тел потоком среды (газовой или жидкой), к улучшению аэродинамических качеств обтекаемых тел. Снижение электромагнитного шума достигается путем конструктивных изменений в электрических машинах. Например, в трансформаторах необходимо применять более плотную прессовку пакетов, использовать демпфирующие материалы.
2.2. Изменение направленности излучения шума
Этот способ следует применять при проектировании установок с направленным излучением шума, соответствующим образом ориентируя эти установки по отношению к рабочим местам или жилым массивам.
2.3. Рациональная планировка предприятий и цехов
При планировке наиболее шумные цехи должны быть сконцентрированы в одном-двух местах. Расстояние между шумными цехами и помещениями, где должен поддерживаться низкий уровень шума (конструкторское бюро и т.п.) должно быть достаточным для обеспечения необходимого снижения шума. Если предприятие расположено в черте города, шумные цехи должны находиться в глубине его территории.
2.4 Акустическая обработка помещений
Этот метод основан на том факте, что интенсивность шума в помещениях зависит не только от прямого, но и от отраженного звука. В случаях, когда нет возможности уменьшить прямой звук, для снижения шума можно уменьшить энергию отражаемых волн. Это достигается увеличением эквивалентной площади звукопоглощения путем размещения на его внутренних поверхностях звукопоглощающих облицовок, а также установки в помещениях штучных звукопоглотителей.
Процесс поглощения звука происходит за счет перехода энергии колеблющихся частиц воздуха в теплоту за счет потерь на трение в порах материала. Поэтому для эффективного звукопоглощения материал должен обладать пористой структурой, причем поры должны быть открыты со стороны падения звука и быть незамкнутыми, чтобы не препятствовать проникновению звуковой волны в толщу материала.
Свойствами звукопоглощения обладают все строительные материалы. Однако звукопоглощающими материалами и конструкциями принято называть только те, у которых коэффициент звукопоглощения a на средних частотах больше 0,2. Это прежде всего такие материалы как ультратонкое стекловолокно, минеральная вата, древесноволокнистые плиты, пористый поливинилхлорид, различные пористые жесткие плиты на цементной вяжущей основе и др.
Рис. Штучные звукопоглотители 1 — защитный перфорированный слой,
2 — защитная стеклоткань, 3 — звукопогло-
щающий материал, 4 — воздушный проме-
Рис. Звукопоглощающая облицовка
У таких материалов как кирпич, бетон коэффициент звукопоглощение маn (a = 0,01 ¸ 0,05).
Звукопоглощающие облицовки снижают шум на 6-8 дБ в зоне отраженного звука (вдали от источника) и на 2-3 дБ вблизи источника. Но на высоких частотах облицовки эффективнее (8-10 дБ), таким образом, они позволяют сделать шум более глухим и, следовательно, менее раздражающим.
2.5 Уменьшение шума на пути его распространения
Этот путь предусматривает применение звукоизолирующих ограждений (стены, перегородки, экраны, кожухи, кабины и т.п.). Сущность звукоизоляции ограждения состоит в том, что падающая на него звуковая энергия отражается в гораздо большей мере, чем проникает за ограждение. Звукоизолирующие свойства ограждения характеризуются коэффициентом звукопроницаемости t
Источник
Способы борьбы с шумом обж
Общие пути борьбы с шумом сводятся законодательным, строительно –планировочным, организационным, технико-технологическим, конструкторским и профилактическим миром.
Одним из направлений борьбы с шумом является разработка государственных стандартов на средства передвижения, инженерное оборудование, бытовые приборы, в основу которых положены гигиенические требования по обеспечению акустического комфорта.
В основу гигиенически допустимых уровней шума для населения положены фундаментальные физиологические исследования по определению действующих и пороговых уровней шума. В настоящее время шумы для условий городской застройки нормируют в соответствии с Санитарными нормами допустимого шума в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки (№ 3077-84) и Строительными нормами и правилами II 12-77 «Защита от шума».
Санитарные нормы обязательны для всех министерств, ведомств и организаций, проектирующих, строящих и эксплуатирующих жилье и общественные здания, разрабатывающих проекты планировки и застройки городов, микрорайонов, жилых домов, кварталов, коммуникаций и т.д., а также для организаций, проектирующих, изготавливающих и эксплуатирующих транспортные средства, технологическое и инженерное оборудование зданий и бытовые приборы. Эти организации обязаны предусматривать и осуществлять необходимые меры по снижению шума до уровней, установленных нормами.
ГОСТ 19358-85 «Внешний и внутренний шум автотранспортных средств. Допустимые уровни и методы измерений» устанавливает шумовые характеристики, методы их измерения и допустимые уровни шума автомобилей (мотоциклов) всех образцов, принятых на государственные, межведомственные, ведомственные и периодические контрольные испытания. В качестве основной характеристики внешнего шума принят уровень звука, который не должен превышать для легковых автомобилей и автобусов 85-92 дБ, мотоциклов – 80-86 дБ.
Санитарные нормы допустимого шума обуславливают необходимость разработки технических, архитектурно-планировочных и административных мероприятий, направленных на создание отвечающего гигиеническим требованиям шумового режима, как в городской застройке, так и в зданиях различного назначения, позволяют сохранить здоровье и работоспособность населения.
Снижение городского шума может быть достигнуто в первую очередь за счет уменьшения шумности транспортных средств.
К градостроительным мероприятиям по защите населения от шума относятся: увеличение расстояния между источником шума и защищаемым объектом; применение акустически непрозрачных экранов (откосов, стен и зданий-экранов), специальных шумозащитных полос озеленения; использование различных приемов планировки, рационального размещения микрорайонов.
Кроме того, градостроительными мероприятиями являются рациональная застройка магистральных улиц, максимальное озеленение территории микрорайонов и разделительных полос, использование рельефа местности и др.
Существенный защитный эффект достигается в том случае, если жилая застройка размещена на расстоянии не менее 25-30 м от автомагистралей и зоны разрыва озеленены. При замкнутом типе застройки защищенными оказываются только внутриквартальные пространства, а внешние фасады домов попадают в неблагоприятные условия, поэтому подобная застройка автомагистралей нежелательна.
Наиболее целесообразна свободная застройка, защищенная от стороны улицы зелеными насаждениями и экранирующими зданиями временного пребывания людей (магазины, столовые, рестораны, ателье и т.п.). Расположение магистрали в выемке также снижает шум близ расположенной территории.
В случае если результаты акустических измерений сигнализируют о слишком высоких и превышающих допустимые пределы уровнях шума, необходимо принимать все соответствующие меры по их снижению. Хотя методы и средства борьбы с шумом часто сложны, ниже кратко описываются соответствующие основные мероприятия:
1. Уменьшение шума в его источнике, например, применением специальных технологических процессов, модификацией конструкции оборудования, дополнительной акустической обработкой деталей, узлов и поверхностей оборудования или применением нового и менее шумного оборудования.
2. Блокировка путей распространения звуковых волн. Этот метод,
основывающийся на применении дополнительных технических средств, заключается в снабжении оборудования звуконепроницаемым покрытием или акустическими экранами и его подвеске на амортизаторах вибраций. Шум на рабочих местах можно уменьшать покрытием стен, потолка и пола поглощающими звук и уменьшающими отражения звуковых волн материалами.
3. Применение средств индивидуальной защиты там, где другие методы по той или иной причине не эффективны. Однако применение этих средств нужно считать только временным решением проблемы.
4. Прекращение эксплуатации шумного оборудования является самым радикальным и последним методом, принимаемым в учет в специальных и серьезных случаях. На данном месте нужно подчеркнуть возможность сокращения времени эксплуатации шумного оборудования, перемещения шумного оборудования в другое место, выбора рационального режима труда и отдыха и сокращения времени нахождения в шумных условиях.
Результаты исследований
Среди обучающихся и педагогов школы было проведено анкетирование, с помощью которого мы попытались выявить влияние шума на организм человека. Для проведения социологического опроса была разработана анкету. (Приложение 7).
В анкетировании приняли участие обучающиеся 5-11 классов (347 чел.) и учителя (15 чел.).
Результаты анкетирования представлены в виде гистограммы. (Приложение 8, 9).
На вопросы анкеты обучающиеся дали следующие ответы:
1. Рядом с нашей школой проходит автодорога. Мешает ли тебе шум автотранспорта?
1) да, он меня отвлекает — 100 чел. – 29 %
2) нет, я к нему привык – 37 чел. – 11 %
3) не знаю, не обращаю внимания – 210 чел. – 60 %
2. Шум на уроках мешает тебе сосредоточиться?
1) да, очень – 201 чел. – 58 %
2) нет, у нас на уроках не шумно – 73 чел. – 21 %
3) не знаю, не обращаю внимания – 73 чел. – 21 %
3. Шум на переменах мешает тебе отдыхать?
1) да, он меня очень раздражает – 152 чел.- 44 %
2) нет, на переменах не так уж и шумно – 150 чел. – 43 %
3) не знаю, не обращаю внимания – 45 чел. – 17 %
4. Какое, на твой взгляд, оптимальное количество обучающихся в классе, при котором на уроках не будет шумно?
1) 10-15 человек – 19 чел. – 5,5 %
2) 15-20 человек – 151 чел.- 43,5 %
3) 20-25 человек — 38 чел. – 11 %
4) не знаю, это не влияет на уровень шума в классе.- 139 чел.- 40 %
На вопросы анкеты учителя дали, следующие ответы:
1. Рядом с нашей школой проходит автодорога.
Мешает ли шум автомобилей учебному процессу?
Иногда мешает – 1 чел.- 7 %
Отвлекаются обучающиеся на шум машин – 3 чел.- 20 %
2. Влияет ли этот шум на Ваше самочувствие в течение дня? Если да, то как?
Иногда – 4 чел. – 27 %
3. Испытываете ли Вы во время перемен дискомфорт из-за шума детей?
4.Какова, на Ваш взгляд, оптимальная наполняемость класса, при которой на
уроках не будет шумно?
15 чел.- 9 чел.- 60 %
20 чел.- 5 чел. – 43 %
25 чел. – 1 чел. – 7 %
Проанализировав ответы обучающихся и учителей, были сделаны следующие выводы:
- проходящая рядом со школой дорога мешает учебному процессу, шум машин отвлекает и мешает сосредоточиться на уроках;
- шум на уроках оказывает вредное воздействие, считает половина обучающихся, хотя другой половине он не мешает;
- наполняемость класса — нередко главный фактор в формировании уровня шума на уроке, это отражено в ответах и учителей, и обучающихся/
Экспериментальное определение уровня шума возле дома
1.На территории своего квартала, где располагается Гимназия и где проживает большая часть участников исследовательской работы, были выбраны контрольные посты (точки наблюдения).
Номер точки | Местоположения точки |
1 | Перекресток напротив дома |
2 | Окно квартиры, выходящее на дорогу |
2. Было установлено конкретное время исследования шума (утро, день, вечер) и периодичность измерений (раз в неделю). Выбранное время наблюдения не изменялось, оно заносилось в журнал мониторинга для каждого конкретного поста.
Неделя | Утро (7:30 – 7:40) | Утро (7:30 – 7:40) | День (13:50 – 14:00) | День (13:50 – 14:00) | Вечер (17:00 – 17:10) | Вечер (17:00 – 17:10) |
Грузовые машины | Легковые машины | Грузовые машины | Легковые машины | Грузовые машины | Легковые машины | |
1 | 73 | 223 | 62 | 243 | 81 | 249 |
2 | 69 | 231 | 64 | 260 | 75 | 255 |
3 | 84 | 227 | 70 | 257 | 73 | 240 |
II этап. Анализ проделанной работы. Определение шумового загрязнения.
Закончив подсчет автомобилей на контрольных точках, определил их плотность на участке дороги, прилегающей к дому, длиной 150 метров.
1. Среднее количество автомобилей, проезжающих за 10 минут наблюдения утром, днем и вечером за 3 недели
2. Время наблюдения
t = 10 мин = 600 с
3. Так как на данном посту наблюдения находится светофор, то скорость движения автотранспорта будет не одинаковой. Можно предположить, что
V = 35 км/ч = 10 м/с
4. Находим время нахождения на данном участке пути одной машины:
t 1 маш. = 150 м/10 м/с = 15 с
5. Находим общее время, которое данное количество машин N находится на данном участке S:
t общ = 15с * 315 ед. = 4725 с
6. Находим время, за которое 1 автомобиль находится на данном участке:
t = 4725 с/600 с = 8 с
7. Находим количество автомобилей, движущихся на данном участке последовательно:
N 1 = 8 с * 315 ед. = 2520 ед.
8. Находим среднее количество автомобилей, находящихся на данном участке S во время наблюдения
N 2 = 2520 ед./600с = 4 ед.
Учитывая то, что 1 автомобиль создает шум равный 60-70 дБ, получается, что в целом шум на дороге примерно равен 250-280 дБ.
Контрольные посты находились на расстоянии 25 м от дороги. Следовательно, мы постоянно испытываем воздействие шумового загрязнения от проезжающих мимо машин.
Заключение
В связи с ростом шума можно представить состояние людей через 10 лет. Поэтому эта проблема даже быть обязательно рассмотрена, иначе последствия могут оказаться катастрофическими.
Мы почти не затронул проблемы воздействия шума на окружающую среду, а эта проблема так же сложна и многогранна, как и проблема воздействия шума на человека. Только защищая природу от вредных последствий своей деятельности, мы сможем сохранить и самих себя.
Планы на будущее:
- Иметь в пользовании Гимназии профессиональный шумомер для более углубленной работы над проектом;
- Проверить остроту слуха у обучающихся и учителей;
- Составить рекомендации для обучающихся по защите от вредного воздействия звуков и шума.
Источник