- Распространение Реформации в Европе. Контрреформация
- Урок 13. Всеобщая история 7 класс ФГОС
- В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
- Получите невероятные возможности
- Конспект урока «Распространение Реформации в Европе. Контрреформация»
- Способы борьбы с реформацией история 7 класс кратко
Распространение Реформации в Европе. Контрреформация
Урок 13. Всеобщая история 7 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Распространение Реформации в Европе. Контрреформация»
Распространение Реформации в Европе. Контрреформация
Основные идеи кальвинизма
Вы уже знаете, что в XVI веке из Германии начали распространяться идеи Реформации, то есть преобразования церкви. Одним из первых реформаторов стал Мартин Лютер. Последователи его учения называли себя протестантами. Протестантизм быстро нашел поддержку в разных странах Европы.
На этом уроке вам предстоит познакомиться с еще одним реформатором – Жаном Кальвином и его вариантом изменений в церкви и обществе. Также вы узнаете о Контрреформации и ее главном орудии борьбы – ордене Иезуитов. По окончании урока подведем итоги Реформации в Европе. Но обо всем по порядку.
Родился 10 июля 1509 года во Франции, в городе Нуайо́н. Образование получил в Парижском университете. Кальвин готовился стать юристом. Однако один из преподавателей предложил ему заняться теоло́гией, и она навсегда увлекла будущего реформатора.
Уже в возрасте 23 лет он получает докторскую степень и начинает работу над книгами, где излагает свое видение веры и церкви. Из-за своих идей и проповедей Жан Кальвин был вынужден покинуть Францию. В Ба́зеле Кальвин в 1536 году издает свой труд «Наставление в христианской вере», в котором выражает идею самоуправления церковных общин в вопросе выбора веры. Жан Кальвин много путешествовал по Европе, жил в Италии. Однажды он заехал в Женеву. Там он познакомился с Гийо́мом Фаре́лем, реформатором. Именно Фарель и уговорил Кальвина задержаться в городе и помочь ему с устройством новой церкви. Однако в скором времени он уехал и из Женевы. Три года жил в Страсбурге, пока власти Женевы не пригласили вернуться обратно и помочь ввести в городе новый порядок.
Каковы были идеи Жана Кальвина, из-за которых он то подвергался гонениям, то вызывал всеобщий почет и уважение:
· реформатор был уверен, что все люди грешны;
· души людей предназначены либо к спасению, либо к погибели, и только Бог может покарать или помиловать;
· задачей человека было полное повиновение судьбе;
· Кальвин призывал людей не отчаиваться и ждать божественного знака, который подскажет, что душа будет спасена. Этим знаком должен был стать успех в делах.
Новая религия получила широкую поддержку городского населения. Ведь они были заинтересованы в постоянном накоплении капитала, а Кальвин на первое место ставил бережливость, неприхотливость в быту, скупость, которая могла помочь сохранить средства. А самым важным для человека он считал постоянный труд, называя лень самым главным из пороков. Таким образом, труд превратился в форму самовыражения человека.
Важным отличием от католической веры стало то, что, согласно Кальвину, не все души будут спасены, это придет только к избранным.
Женеву с появлением Жана Кальвина ждали большие перемены. Это зеленый город, расположенный в Альпах. Раньше здесь была очень бурная жизнь. В силу своего расположения на перекрестках европейских торговых путей Женева процветала. Люди постоянно были заняты трудом, среди женевских ремесленников было очень большое количество богатых людей. По характеру горожане были открытыми, гостеприимными, веселыми и остроумными, любящими удовольствия. Частыми в городе были шумные праздники, сопровождавшиеся театральными представлениями. Но существовала и оборотная сторона такой жизни. В Женеве было очень много любителей азартных игр. Это являлось настоящим наказанием, так как иногда целые семьи разорялись из-за пагубного пристрастия.
И вот в этом городе появился Жан Кальвин, который был готов изменить Женеву и ее жителей к лучшему.
Для управления были избраны церковные чины, в обязанности которых входило чтение проповедей, преподавание в школе, нравственный надзор, благотворительность. Изобретением Кальвина стала
Консистория – это суд, который сочетал в себе функции церковного и гражданского суда.
Существовала система штрафов и наказаний. Так, например, если человек был замечен за азартными играми, его привязывали к позорному столбу и вешали на шею игральные карты. Очень строго следили за внешним обликом граждан. Под запретом были предметы роскоши, украшения, красивая одежда. Оговаривался фасон одежды, ткань из которой она шилась. Тюремному заключению могла быть подвергнута женщина, которая приходила в церковь с завитыми волосами. Эта же участь постигала и ее парикмахера. Дома постоянно обыскивались. Наказанию подлежали те, у кого в домах находили предметы, связанные с католической верой, – чётки, крестики, иконы. Ночные сторожа следили, чтобы после 9 часов вечера никто не выходил из дома. Люди уже должны были ложиться спать, чтобы с утра приняться за работу. В городе был введен запрет на танцы, театральные представления, громкий смех. За сквернословие следовало наказание. Так, был отправлен в тюрьму извозчик, который обругал свою лошадь. Кальвин выступал против всяких излишеств. Это касалось и еды. Три кожевенника сидели три дня в заключении за то, что за завтраком съели 36 пирожков.
Постепенно в городе стали появляться недовольные. Однако после судебного дела над Миге́лем Серве́том, который был давним противником Кальвина и выступил против его учения, за что был приговорен в 1553 году к сожжению, люди не рисковали публично выражать недовольство.
Кальвин всю оставшуюся жизнь прожил в Женеве. Он создал образ идеального Града Божьего с идеальными гражданами. Заслуга его была велика. Современного человека можно считать творением Кальвина. Ведь именно он сделал труд занятием, которое вызывает почтение, тем самым еще более развив капиталистические отношения. В это время происходило разложение традиционного общества, в котором богатство презиралось. Кальвин боролся с непомерной роскошью и бессмысленным существованием. В дальнейшем они стали одной из причин революций.
Кальвинистская церковь отличалась и от католической, и от лютеранской. Община сама выбирала своих предводителей — пропове́дников и пресви́теров. Так теперь называли старейшин. Вы можете также встретить другое название кальвинистской церкви – пресвитериа́нская.
Службу вели па́сторы. Отменены были все церковные праздники, кроме Пасхи. Из церкви были вынесены все внешние атрибуты веры, ничто не должно было отвлекать от молитвы.
Последователей Кальвина в Европе было достаточно много. Во Франции их называли гугено́тами, в Англии – пурита́нами.
В Европе с каждым годом увеличивалось количество протестантов.
Это не могло не вызвать волнение в католической церкви. Изначально католическое духовенство не чувствовало опасности и ограничивалось лишь порицанием новых учений. Однако с течением времени в Риме осознали, что новые религиозные течения могут нанести серьезный удар. Началась
Контрреформация – борьба католической церкви с протестантизмом.
Все протестанты были объявлены еретиками. С особой старательностью стали работать инквизиционные суды, которые сжигали протестантов. Постоянным явлением стали доносы. Была введена цензура. Издания, которые не проходили цензуру, заносились в «Индекс запрещенных книг» и уничтожались. Необходимо помнить, что все протестанты выступали против десятинного налога, а католическая церковь не хотела лишаться этого источника дохода.
Главным орудием католической церкви в борьбе с Реформацией стал орден иезуи́тов, основанный в 1540 году. Главой ордена стал Игна́тий Лойо́ла, дворянин из Испании.
Целью ордена стало подавление Реформации и защита католической церкви. Добивались они этого через обучение людей католичеству, развитие наук и образования, миссионерство.
Иезуиты отличались от обычных монахов. Им было разрешено носить светскую одежду, а не рясы. Церковь освобождала их от многих религиозных запретов.
Одним из главных средств борьбы стало создание иезуитских школ, в которых преподавание велось на лучшем уровне, чем в других школах. Здесь работали хорошие преподаватели, использовались новейшие методики. Иезуитские школы можно было назвать школами образцового порядка. В учениках воспитывали безусловное подчинение. Здесь было очень развито шпионство. Иезуиты поощряли доносы.
Вообще их мораль была выгодной, что также привлекало население. С одной стороны, иезуиты призывали людей отказаться от собственных суждений, от своего «я». В то же время грехом считалось только то, что совершил намеренно. Если же человек совершил плохой поступок и не думал в это время, что грешит, такой поступок оправдывался. Также разрешалось говорить неправду, если при этом правду держишь в уме или говоришь правду лишь частично. Любое преступление можно было оправдать высшей целью.
Иезуитов можно было встретить везде: и в университетах, где они вступали в научные споры, и среди горожан, которые присутствовали на богослужении, проводившемся на родном им языке, и во дворцах правителей, где они находились, чтобы вовремя дать нужный совет.
С помощью монахов ордена католическая церковь постепенно возвращала себе влияние во многих сферах жизни.
Все это время не утихали споры между сторонниками реформ католической церкви, которые хотели приблизить церковь к верующим и частично ограничить власть пап. Эти идеи поддерживал и Карл V. Им противостояло католическое духовенство во главе с папой римским, которое не считало реформы необходимыми.
Эти разногласия должен был разрешить Триде́нтский собо́р, который проходил в итальянском городе Тре́нто и длился с перерывами в течение 18 лет, с 1545 по 1563 годы.
За это время многое изменилось. Если изначально на собор планировали пригласить протестантов, то после подписания А́угсбургского мира и признания в Германии равенства прав католиков и протестантов об этом не могло быть и речи. Папа Римский как мог укреплял свои позиции.
В результате на соборе были приняты следующие решения:
· признано верховенство пап над соборами;
· за церковью сохранилось право толкования Священного писания;
· все предписания папы были обязательными к исполнению;
· католические догматы оставались неприкосновенными и не подвергались обсуждению;
· была увеличена власть епископов;
Сторонники реформ добились только запрета на продажу индульгенций и открытия семинарий для обучения католических священников.
Таким образом, итогами Реформации в Европе стали:
· изменение отношения людей к труду. Теперь любой труд был в почете и в нем рассматривался некий религиозный смысл. Это привело к тому, что в протестантских странах капиталистические отношения развивались быстрее;
· в странах Европы происходило укрепление национальных церквей, которые теперь подчинялись не папе римскому, а правителю государства;
· это привело к укреплению светской власти;
· важным итогом стало увеличение количества школ. Образование становилось все более доступным;
· самым неприятным итогом стал религиозный раскол Европы. Это привело к тому, что в скором времени начали вспыхивать религиозные войны, самой крупной из которых стала Тридцатилетняя война.
Источник
Способы борьбы с реформацией история 7 класс кратко
Ключевые слова конспекта: Реформация, Контрреформация, Лютер, 95 тезисов, Мюнцер, крестьянская война, секуляризация, кружки гуманистов, протестанты, кальвинизм, Шмалькальденские войны, Тридентский собор.
Реформация – широкое религиозное и социально-политическое движение за коренное обновление церкви, развернувшееся в 16 веке в большинстве Европейских стран. Она положила начало новым религиозным течениям и сектам. Реформация вербовала своих сторонников во всех социальных слоях, и каждый из них истолковывал её задачи в соответствии со своими интересами. Отсюда разнообразие понимания Реформации: то узкое, ограниченное религиозными переменами, то доходящие до идей всеобщего переустройства существующих порядков. Основные причины Реформации были связаны с кризисом католической церкви и обострением комплекса общественных противоречий в эпоху начавшегося разложения феодального строя.
К началу XVI века в Центральной и Западной Европе возросли материальные и политические претензии католической церкви. В средние века она — идеологическая опора феодального строя и претендент на политическую гегемонию. Это вызывало недовольство феодалов, горожан (зарождающейся буржуазии).
В 15 — 16 века королевская власть в странах, вставших на путь государственной централизации, давала отпор притязаниям церкви. Но в раздробленной Германии папство не идёт на уступки. В Германии Реформация началась раньше, объединив широкие слои населения. Реформация в Германии – знамя широкой антифеодальной борьбы (как и в Нидерландах). Требования церковной реформы были в каждой программе политических реформ. Общественному подъёму способствовало гуманистическое движение. Буржуазные отношения создали условия для новой идеологии. Кружки гуманистов – пропагандировали научные мировоззрения, борьбу со схоластикой, о национальном языке немцев, о роли папского Рима и его агентуры в унижении Германии.
XVI век – экономический, социальный подъём, в сочетании с политической раздробленностью, — причина широкого общественного характера Реформации, битвой против феодализма. Родиной Реформации стала Германия. Ее лидером является доктор богословия Мартин Лютер, который выступил со своими «95 тезисами» против продажи индульгенций (1517): человек спасается не через церковь, обряды, а через веру, даруемую Богом; духовенство не должно господствовать в мире, оно лишь должно разъяснять Библию и склонять к вере. Лютер призывал действовать оружием против сторонников папства. Он настаивал на сокращении расходов на церковь, что отвечает интересам бюргерства. Народ воспринимал Реформацию как требование церковных реформ и социального освобождения. Но Лютер постепенно отходит от борьбы (радикальные слои бюргеров — недовольны).
Радикальное направление реформации – Т. Мюнцер: единственный источник веры – это Библия, Бог есть везде. Он сторонник социального переворота (крестьянство + городская беднота), а священное писание лишь указывает необходимые действия: власть нужно отдать народу, уничтожить дворянские замки и монастыри. Реформация – это путь к революционному переустройству общества. На основе идей и деятельности реформаторов разгорелась крестьянская война. Подавление войны привело к усилению власти. Во многих городах Германии закрылись монастыри, вводится реформированное богослужение. На сторону Реформации переходят некоторые имперские князья, заинтересованные в секуляризации (изъятии чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению).
По итогам двух Шмалькальденских войн признавалось равноправие католиков и протестантов. Местные князья получили право определять религию своего княжества. В результате в Германии в XVI в. сложились 2 группы княжеств – католическая (наследственные земли Габсбургов) и протестантская (остальные княжества).
Возникает много направлений и течений в протестантской идеологии, крупнейшим из которых был кальвинизм, получивший свое название от имени французского юриста и богослова Жана Кальвина. Центром кальвинизма становится швейцарский город Женева. Кальвинистская церковь управлялась по демократическим принципам, она поощряла накопительство и торговлю, чем способствовала развитию капиталистических отношений.
В Англии, Дании, Швеции реформация — детище церковной политики королей, проводилась сверху. Например, английский король Генриха VIII «Актом о супрематии» провозгласил себя главой церкви (1534). В Швейцарии поборниками Реформации были исключительно горожане.
Всюду проводилась секуляризация церковных земель, что вело к укреплению светской власти, дворянства, бюргерства. В целом Реформация нанесла удар по римско-католической церкви как одному из устоев феодализма и сломала монополию католицизма в духовной жизни общества.
Эти события вызвали католическую Контрреформацию — церковно-политическое движение в Европе XVI-XVII вв. во главе с папством, направленное против Реформации. Происходит реорганизация инквизиции, безжалостно расправлявшейся с «еретиками» (1542). Составляется «Индекс запрещенных книг». Основывается Орден иезуитов Игнацием Лойолой (1540). Главной задачей ордена являлась защита и распространение католицизма в Европе и во всем мире. Деятельность иезуитов была самой разнообразной: от участия в политической жизни европейских дворов до создания школ, приютов, отправки своих миссионеров в Азию и Америку.
В католической церкви не было единства: наиболее дальновидные ее представители были готовы принять часть критики в адрес папства и духовенства. Однако на Тридентском соборе (1545-1563) победила консервативная линия развития церкви: католические догматы признавались неоспоримыми, подтверждалось главенство папы над всей «паствой», укреплялась инквизиция. В результате активные меры, предпринятые католической церковью, позволили сохранить ей доминирующее положение в Европе и затормозить наступление протестантизма.
Контрреформация — реакция церкви на новые явления в социально-политической, религиозной и культурной жизни общества. Папство вынуждено было создать новые инструменты — новые религиозные ордена, инквизицию, книжную цензуру. Оплот Контрреформации – Испания, Германия, Австрия – где были сильны позиции католицизма. Тридентский собор сохранил устои католической церкви; отверг попытки изменения догматов; протестантов — анафеме, папство укрепило все звенья церковной организации.
Зачастую религиозные вопросы были лишь прикрытием для решения иных проблем :
- национального освобождения (Нидерландское восстание 1560-1570-х);
- борьбы феодальных семей и группировок за власть (французские религиозные войны второй половины XVI в.);
- соперничество за европейскую гегемонию — Тридцатилетняя война (войны между Францией и Габсбургами XVI-XVII вв.).
Это конспект по теме «Реформация и Контрреформация в XVI веке». Выберите дальнейшие действия:
Источник