Способы борьбы с речевой агрессией

Способы преодоления речевой агрессии

Вряд ли можно говорить о полном устранении агрессии из речевого общения. Однако можно научиться успешно контролировать, сдерживать и преодолевать вербальную агрессию, не прибегая при этом к ответной грубости.

Самое серьезное препятствие на пути преодоления речевой агрессии – это беспечная лояльность современного человека в оценке агрессии слова. И если человек отказывается объективно признать собственную склонность к ее проявлению, стыдливо заменяя это понятие абстрактными «несдержанность», «резкость», «неуравновешенность» и утешая себя тем, что «сейчас все так говорят», он ничего не сможет изменить в своем общении с другими людьми. Поэтому наиболее общее направление предотвращения агрессии – самонаблюдение и самоконтроль человека над собственным речевым поведением, анализ своей речи с точки зрения вежливости, корректности, эффективности воздействия. Чтобы избежать резкости, часто достаточно просто попытаться встать на позицию оппонента, «быть выше ссоры».

Ю. В. Щербина выделяет приемы контроля над вербальной агрессией в конкретных речевых ситуациях:

1. Игнорирование речевой агрессии.

Не реагировать на бестактность в свой адрес, «не замечать» враждебности со стороны собеседника, не отвечать грубостью на грубость. Это может быть молчание в ответ на агрессивное высказывание; отказ от продолжения общения (отвернуться, уйти), а затем продолжение общения в спокойной, ровной тональности.
«Механизм метода достаточно прост: очень часто общение в конфликтной ситуации строится по принципу: «Он мне – слово, а я ему – десять». Так возникает словесная перебранка, каждый участник которой стремится оставить за собой «последнее слово». Игнорирование же представляет собой альтернативную коммуникативную стратегию, которая оказывает психологическое воздействие на «агрессора» (эффект неожиданности) и разрушает его «негативный сценарий». Это достаточно действенная мера против агрессии в том случае, если ситуация не приобретает острый раздражающий характер и не переходит в открыто обидное, неприемлемое для вас общение».

2. Переключение внимания.

Попытаться изменить враждебное настроение собеседника, отвлечь его от агрессивного намерения или изменить его отрицательное эмоциональное состояние, перевести разговор на другую тему. Основные способы переключения внимания – неожиданный вопрос («Неужели ты думаешь, что…?», «Сколько времени мы уже потратили на ссору?») или отвлекающее предложение («Поищем ответ на этот вопрос в…», «Давай попросим помощи у . » и т.п.).

3. Метод проецирования положительных личностных качеств и поведенческих реакций.

Зная «сильные» стороны и положительные качества собеседника, в определенной ситуации мы можем актуализировать (обозначить, напомнить) эти качества с помощью высказываний, которые подчеркивают неожиданность, случайность проступка. Например:

· Напоминание («Ты же взрослая, рассудительная женщина!»);

· Удивление («Неужели ты мог сказать такое?!»);

· Разочарование («А я-то думала, ты поступишь по-другому. »);

· «Тактическое сомнение» (или метод «подзадоривания») – частная разновидность метода проецирования, целенаправленная словесная «провокация». Например: «Ну и кто самый смелый – кто первым подойдет мириться?»; «Неужели ты не можешь обойтись без грубых слов?»; «Тебе, наверное, трудно проявить терпение и выдержку!».

4. Положительные оценочные высказывания, целенаправленная демонстрация одобрения и доброжелательного отношения к собеседнику, похвала, препятствуют речевой агрессии.

Очень важно, чтобы выражение одобрения было разнообразным по форме. Выражением позитивной оценки могут быть не только традиционные «молодец!» и «умница!», но и обращение к прошлым успехам («Вчера всё было сделано отлично, давайте сегодня сделаем еще лучше!»).

5. Открытое словесное порицание.

На первый взгляд осуждающее замечание – самый простой способ противостоять агрессии. Однако он часто неэффективен, поскольку упрек, запрет, требование могут иметь прямо противоположный результат – вызвать ответный отказ, возражение, протест. Поэтому порицание должно быть выражено непременно в корректной форме, с обязательным использованием необходимых формул вежливости. «Этот способ наиболее целесообразно использовать в ситуациях, когда надо особо акцентировать внимание на негативности проступка, например, подчеркнуть, что собеседник вел себя нетактично, поступил непорядочно, высказался несправедливо: «Пожалуйста, прекратите ругаться! Вы ведете себя очень некрасиво!».

6. Шутка, юмор и смех будут несовместимы с открытой агрессией.

Однако необходимо заметить, что шутки неприязненного и оскорбительного содержания – это уже не юмор, а сарказм (язвительная, злая, едкая насмешка). Такие шутки обижают и могут, напротив, провоцировать ответную речевую агрессию.

Существуют требования, нарушение которых делает убеждение неэффективным и может вызвать раздражение собеседника. Например, во избежание ответной агрессии не следует разъяснять вполне очевидное (например, почему нельзя оскорблять другого человека) – лучше корректно напомнить («На эти слова я могу обидеться»), не нужно повышать тон (говорить раздраженно или излишне пафосно). Начинать всегда лучше с описания достоинств собеседника, его достижений, успехов. Это позволяет снять эмоциональное напряжение, настроить на позитивное общение, снизить возможность протеста. В процессе убеждения эффективен прием смены ролей: моделирование ситуации, в которой «агрессор» оказывается на месте «жертвы», с целью добиться осознания неправильности поведения через эмпатию: «А тебе самому было бы приятно услышать то, что ты сказал мне?»; «Представь, что ты оказался в подобной ситуации. »; «Подумай, как бы ты поступил на его месте».

Читайте также:  Как можно похудеть простым способом

Очень часто наши ложные представления о достоинстве («Просить прощение унизительно») и эгоистическое желание считать себя во всем и всегда правыми («Все виноваты, кроме меня») приводят к тому, что извинение звучит в речи гораздо реже, чем это необходимо. Мы должны помнить о том, что извинение «меняет знак» конфликтной ситуации – с отрицательного на положительный, определяет общую установку общения: от разобщенности, отчуждения, враждебности к примирению, единению, достижению согласия.

9. Вежливое выражение протеста.

Зачастую несогласие с мнением собеседника выражается в резкой и категоричной форме («Какую ерунду ты говоришь!», «Ты мелешь чушь!»), что провоцирует справедливые возмущение, обиду, протест. Однако то же самое возражение может быть высказано в необидных для собеседника формах:

· Предположения («Возможно, это не совсем так»);

· Сомнения («Сомневаюсь, что это правильно»; «Неужели это так и есть?»);

· Неуверенности («Не уверен, что это вполне справедливо»);

· Опасения («Боюсь, ты не совсем точен»).

«Особое место в ряду средств устранения бестактности, агрессивности речи занимают эвфемизмы – более мягкие слова или выражения вместо грубых или бранных. Например:

· использование описательных оборотов речи, перефразирование («человек, который присвоил что-то» вместо «вор»);

· слова с приставкой не («неправда» вместо «вранье»);

· косвенное информирование – намеки, иносказания («ты поступил как непорядочный человек» вместо «ты негодяй»).

Заключение.

В заключение хотелось бы отметить, что в той или иной мере агрессия будет присутствовать всегда. И хотя полностью искоренить ее не представляется возможным, необходимо стремиться уменьшить ее объем. Решение подобной задачи — одна из главных задач современного общества и государства, которое так же играет большую роль в регулировании и контроле речевой агрессии[2].

Список использованной литературы.

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г.

2. И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г.

3. Петрова Н.Е., Рацибурская Л.Е. «Язык современных СМИ. Средства речевой агрессии», 2011 г.

4. Петрова Н.Е. «Формы проявления речевой агрессии в газетном тексте», 2006 г.

5. Щербинина Ю.В. «Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления», 2004 г.

6. Щербинина Ю.В. «Проблемы речевой агрессии в общении школьников», 2003 г.

7. Воронцова Т.А. «Речевая агрессия: Вторжение в коммуникативное пространство», 2006 г.

[1] Агитация — действие, преследующее задачу убедить кого-либо в чем-либо.

[2] Пример контроля речевой агрессии государством: ГК РФ ст. 152 «Защита чести, достоинства и деловой репутации».

Источник

Речевая агрессия и как её избежать!

Термины «речевая агрессия», «вербальная агрессия» (лат. invectiva (oratio) – бранная речь) широко используются как в российской, так и в зарубежной научной литературе последних десятилетий. Что же такое речевая агрессия? Как определить это понятие? И как избежать такого проявления негативных эмоций?

Речевую агрессию в самом общем виде можно определить следующим образом. Речевая (вербальная) агрессия – обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в оскорбительной, грубой, неприемлемой в данной речевой ситуации форме.

Речевая агрессия возникает под влиянием различных побуждений и приобретает разные способы выражения.

С одной стороны, вербальная агрессия служит выражением отрицательных эмоций (реакций на внешние и внутренние раздражители окружающей среды) и чувств. К эмоциям и чувствам, вызывающим речевую агрессию, можно отнести злость, раздражение, обиду, недовольство, отвращение, презрение и пр.

Такая агрессия возникает чаще всего как ответная реакция на внешний раздражитель. Например, человеку нагрубили в магазине, наступили на ногу в автобусе, отказали в какой-то просьбе, возразили в споре – ответом на этот физический или психологический дискомфорт часто может быть брань, ругань, словесные нападки на собеседника, основной функцией которых являются психологическая разрядка, снятие нервного напряжения, избавление от негативных эмоций.

С другой стороны, речевая агрессия может возникать и как особое намерение – целенаправленное желание говорящего нанести словесный урон адресату (унизить, оскорбить, высмеять и т. п.) или реализовать таким «запрещенным» способом какие-то свои потребности (самоутверждения, самозащиты, самореализации и др.).

Так, например, школьники могут преднамеренно высмеивать одноклассника, чтобы повысить собственную самооценку («мы лучше тебя»), продемонстрировать «власть», доминантную позицию («мы можем себе это позволить»), укрепить свой авторитет в детском коллективе («мы заставим тебя слушать даже то, что тебе неприятно»).

Читайте также:  Легкий способ аллен карр rtf

Агрессия «в чистом виде» наиболее опасна в коммуникативном отношении, поскольку она представляет собой продуманный, спланированный, подготовленный речевой акт, цель которого – нанесение коммуникативного вреда адресату, разрушение гармонии общения.

Речевая агрессия – сложное, многоаспектное явление, существует две основные точки зрения на природу человеческой агрессивности:

– биологический подход, определяющий агрессию как врожденное, генетически обусловленное качество человека (теория влечений, этологическая концепция);

– социальный подход, рассматривающий агрессию как приобретаемое в процессе социализации (бихевиоризм) или ситуативное (фрустрационная теория) поведение.

Будучи специфической человеческой деятельностью или формой поведения, вербальная агрессия должна контролироваться во всех ее проявлениях как в повседневном, бытовом общении, так и в профессиональной речи, и прежде всего – педагогическом общении.

Как же противостоять речевой агрессии, если в общении она уже проявилась?

Игнорирование – один из эффективных способов в таком случае, когда ситуация не переходит в открыто обидное, неприемлемое общение. «На гнилое слово держи ухо глухо» – гласит по этому поводу пословица. У обидчика игнорирование вызывает нарушение его сценария, запал пропадает, негатив медленно, но улетучивается.

Стараться избегать обидных высказываний в собственной речи и овладеть умением правильно реагировать на грубость собеседника, не провоцировать его на обидное общение – посильная задача для каждого цивилизованного человека, а для педагога, профессия которого предполагает повышенную ответственность за свои речевые действия, – особенно необходимая.

Изучение правил и норм речевого этикета – мощный защитный механизм против агрессии. Важность «хороших манер» заключается также и в том, что они способствуют объединению участников общения, достижению взаимопонимания и согласия.

Итак, необходимо помнить: наша речь должна быть образцовой не только с точки зрения норм русского литературного языка, но и необходимых правил речевого этикета. Следование правилам вежливости, учтивости позволяет избежать речевой агрессии в процессе общения!

Использованы материалы книги: Ю. В. Щербинина. Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления.

Материал подготовлен С.Ю. Гончарук, методистом ГМЦ ДОгМ

Источник

Способы борьбы с речевой агрессией

РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ И СПОСОБЫ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ В КОММУНИКАТИВНЫХ СИТУАЦИЯХ

SPEECH AGGRESSION AND WAYS OF ITS OVERCOMING IN COMMUNICATIVE SITUATIONS

В статье рассматривается термин «речевая агрессия» с точки зрения психолингвистики, психологии и права. А также обозначены способы преодоления речевой агрессии в конкретных коммуникативных ситуациях.

речевая агрессия, коммуникация, психолингвистика, психология, право, приемы, речевой этикет.

The article considers the term “speech aggression” from the point of view of psycholinguistics, psychology and law. It also outlines ways to overcome speech aggression in specific communicative situations.

speech aggression, communication, psycholinguistics, psychology, law, speech etiquette.

Коммуникативная деятельность является сложной системой взаимосвязи людей, главный источник которой речь. Лингвист Ахманова О. С., отмечает: «речь – деятельность говорящего, применяющего язык для взаимодействия с другими членами языкового коллектива» [1: 386]. Иногда результат речевого взаимодействия может иметь и конфликтный характер, – когда участники применяют такую модель общения, как вербальная агрессия.

Речевая или вербальная агрессия стала заметна в постперестроечный период русского литературного языка, когда в речи даже образованных людей стали нередко употребляться «сквернословие, срамословие, высказывания с установкой на прямое оскорбление адресата с нарочитым употреблением бранной лексики (инвективный стиль речевого взаимодействия» [2: 672]. Связано это с социальной средой, в которой не было способов сдерживания агрессии.

Под определением речевой агрессии в стилистическом словаре понимается использование средств для выражения неприязни, враждебности, манера речи, оскорбляющее чье-либо самолюбие, достоинство [5: 696 ].

Седов К.Ф. с точки зрения психолингвистики рассматривает речевую агрессию как «целенаправленное коммуникативное действие, ориентирование на то, чтобы вызывать негативное эмоциональнопсихологическое состояние у объекта речевого воздействия» [3: 32]. Социальный статус, культура, характер, темперамент и ситуация – это внеречевые источники, которые определяют выбор языковых единиц адресантом. Но реакция адресата на словесно-агрессивное действие адресанта может быть выражена в виде обиды, раздражительности или угрозы.

Психологический словарь рассматривает вербальную агрессию как форму поведения агрессивного, в которой используется отреагирование своих отрицательных эмоций как посредством соответственных интонаций и других невербальных компонентов речи, так и посредством угрожающего содержания высказываний [ 4: 254].

Немалую роль в проявлении речевой агрессии играют темперамент, возрастной и половой признак, национальная принадлежность, социальная среда, уровень образования и общая культура человека. В ряде общественных факторов могут быть выделены этнолингвокультурные нормы.

Читайте также:  Способы соединения деревянных конструкций между собой

Существуют способы противостояния речевой агрессии: игнорирование, переключение внимания, использование правил речевого этикета, юмор.

Суть игнорирования заключается в том, чтобы «не замечать» враждебного настроя со стороны собеседника и не отвечать грубостью на грубость. Это может быть молчание в ответ на агрессивное высказывание или отказ от продолжения общения. Такие приемы в большинстве случаев не способствуют развитию беседы в воинствующем ключе.

Переключение внимания – состоит в том, чтобы отвлечь собеседника от его агрессивного намерения или изменить его отрицательное эмоциональное состояние, переведя разговор на другую тему с помощью внезапного вопроса, уводящего в сторону предложения, обращению к предыдущему опыту.

Как отмечает Щербинина Ю.В., речевой этикет устанавливает правила речевого поведения в самых различных, в том числе конфликтных, ситуациях [6: 304].

Выделим следующие приемы речевого этикета, которые помогают преодолеть речевую агрессию.

  1. Употребление обращений. Обращения создают и сохраняют контакт между собеседниками. Вежливое и уместное обращение – залог вежливого отношения к человеку.
  2. Вежливая просьба. Вежливую просьбу необходимо выражать, соблюдая спокойную, доброжелательную интонацию, а также использовать этикетные формулы (пожалуйста, извините и др.).
  3. Вежливый отказ. Слова отказа следует произносить спокойным, ровным, доброжелательным тоном. Интонация не должна содержать вызов, или пренебрежение к адресату. Во-вторых, соблюдая нормы русского речевого этикета, объяснить причину отказа(Я не готов этого сделать, потому что…; Не могу выполнить твою просьбу по причине…).В смягчении отказа помогут этикетные формулы: извинение (Извини, пожалуйста, но я никак не могу…); сожаление (К сожалению, не могу…; Мне очень жаль, но…; Сожалею, однако…); выражение личного суждения (Я бы с огромным удовольствием сделал это, но…; Был бы очень рад, однако…); обещание выполнить просьбу в другое время, в другой ситуации (Непременно сделаю это завтра!; С радостью смогу помочь, если…; Непременно выполню просьбу, когда…).

В повседневном общении часто возникают и обратные ситуации, требующие вежливо отказать в выполнении просьбы.

  1. Вежливое несогласие. Вполне очевидно, что неодобрение или несогласие можно выразить, используя этикетные высказывания.

Основные примеры таких выражений: предположение о наличии несовпадающего взгляда (Полагаю, что это, возможно, не совсем так; Данная позиция полемична; Об этом можно спорить); вежливое сомнение (Сомневаюсь в абсолютной истинности этого суждения; Неужели это так и есть?); выражение неуверенности (Не уверен, что это вполне справедливо); выражение опасения (Боюсь, это не совсем точно); выражение непонимания (Мне это сложно понять; Это выше моего понимания); предложение совместного действия (А не подумать ли нам о…?); отправка к источнику информации (По имеющимся у меня данным…; Насколько мне известно…); совет; сожаление.

Среди эффективных способов устранения речевой агрессии выделяют юмор. Так, Щербинина Ю.В. считает: «Улыбка обезоруживает и защищает. Это своеобразная маска, броня. Улыбка демонстрирует, что хамские выпады не принимаются всерьез, не вызывают смятения и растерянности» [6: 304].

Таким образом, можно сделать выводы, что вербальная агрессия рассматривается с точки зрения лингвистики, а также с точки зрения совокупности других сфер: психолингвистики, психологии и права. Для ее преодоления существуют различные приемы. Важно подчеркнуть, что данная модель общения существует у представителей разных наций и в каждой стране мира. Необходимо только выявить причины и не допустить подобную форму коммуникации.

  1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. — М.: 1966. — С. 386.
  2. Мещеряков Б.Г.,Зинченко В.П. Большой психологический словарь/ Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко . –– СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.
  3. Седов К.Ф. Речевая агрессия в повседневной коммуникации // Речевая агрессия в современной культуре: Сб. науч. трудов. Челябинск: Челяб. гос. ун-т. 2005. – 32 с.
  4. Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин.Харвест. Минск, 1998. – 254 с.
  5. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред.М.Н. Кожиной. М.: Флинта: Наука, 2006. – 696 с.
  6. Щербинина Ю.В. Речевая защита. Учимся управлять агрессией. М.: Неолит, 2017. – 304 с.
  1. Akhmanova O.S. Dictionary of linguistic terms. — M., 1966. — S. 386).
  2. Meshcheryakov B., Zinchenko V. Big psychological dictionary / Comp. and commonly. ed. B. Meshcheryakov, V. Zinchenko. –– St. Petersburg: Prime-EUROSNAK, 2004. — 672 p.
  3. Sedov K.F. Speech aggression in everyday communication // Speech aggression in modern culture: Sat. scientific labor. Chelyabinsk: Chelyab. state un-t 2005 .— 32 p.
  4. Dictionary of practical psychologist / comp. S.Yu. Golovin. Harvest. Minsk, 1998 .— 254 p.

journalmeridian@gmail.com

Профиль в elibrary

© Научный электронный журнал Меридиан, 2020

Источник

Оцените статью
Разные способы