- ГДЗ история нового времени 7 класс Дмитриева Русское Слово Задание: § 10 Борьба за души и умы Реформация и Контрреформация в XVI в.
- № 6. Рассмотрите проблему. В ходе Реформации сложилось несколько течений протестантизма, имевших определённые различия в вопросах вероучения и организации жизни общин. Чем можно объяснить такое многообразие?
- Урок истории в 7-м классе «Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации»
ГДЗ история нового времени 7 класс Дмитриева Русское Слово Задание: § 10 Борьба за души и умы Реформация и Контрреформация в XVI в.
Стр. 96. Ключевые вопросы
№ 1. Как распространялось реформационное движение в Европе?
Протестантскими стали в основном княжества, расположенные на севере Германии. Протестантизм распространился во Франции, Нидерландах, Австрии, Венгрии, Скандинавских странах и Прибалтике. Идеи Лютера проникли и в Швейцарию, где была упразднена церковная иерархия.
№ 2. В чём заключались особенности организации протестантских общин?
Основу кальвинистской церкви составляла община верующих, которая из своей среды избирала пасторов из числа людей с образованием и даром убеждения, а также старшин-пресвитеров (по примеру ранних христиан).
№ 3. Как защищала свои позиции Католическая церковь?
Римские Папы и правители католических стран начали решительную борьбу с распространением протестантизма. Такая политика получила название Контрреформации. Одним из средств борьбы с протестантами стала инквизиция. Инквизиция поощряла доносительство на протестантов, следила за университетами, изданием книг. Короли католических стран издавали указы о преследовании еретиков.
Все права защищены. Правообладатель: ООО «Ксеноксс», рег. №40003805219, юр. адрес: Курземес пр. 106/45, LV-1069, Рига, Латвия. Для публикации на euroki.org
Стр. 98. Вопросы к рубрике «Изучаем источник»
Из УКАЗА ИМПЕРАТОРА КАРЛА V (1550)
№ 1. Используя информацию предыдущего параграфа, объясните, в какой период был принят указ. Позиции какой Церкви отстаивал император Карл V?
Данный указ был принят в период Контрреформации. Император Карл V отстаивал интересы Католической церкви.
№ 2. Что отнесено в указе к «проступкам» перед «святой Церковью»?
Печать, хранение, покупка и продажа сочинений Мартина Лютера, Жана Кальвина и других проповедников; организация собраний и присутствие на них.
№ 3. Чем вы объясните чрезвычайную жестокость наказаний, предусмотренных в указе?
Протестантизм приравнивался к мятежу, преступлению против общества и государства.
Стр. 99. Вопросы и задания внутри параграфа
О каких монашеских орденах вы узнали из курса истории Средних веков? Для чего они создавались?
В начале XIII века возникли ордены нищенствующих монахов-проповедников. Основателем одного из них был Франциск Ассизский, в честь которого Иннокентий III учредил орден францисканцев. В Испании возник орден доминиканцев, основателем которого был Доминик Гусман. Целью этого ордена была борьба с еретиками.
Для обороны и расширения владений крестоносцев были созданы духовно-рыцарские ордены: тамплиеров, госпитальеров и Тевтонский орден.
Стр. 100. Вопросы к рубрике «Изучаем источник»
ИЗ СОЧИНЕНИЯ И. ЛОЙОЛЫ «ДУХОВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ»
№ 1. В чём заключается главная идея этого текста?
Главная идея этого текста в том, что необходимо полностью повиноваться Папе как выразителю воли Бога.
№ 2. Что даёт приведённый отрывок для понимания основ, на которых строилась деятельность иезуитов, и причин их влияния в обществе?
Деятельность иезуитов строилась на укреплении в обществе власти Католической Церкви и подавлении свободомыслия. Истинный католик полностью подчиняется лишь воле Папы. В отличие от других монашеских орденов, иезуиты участвовали в политике. С целью привлечения верующих иезуиты основывали больницы, дома престарелых, сиротские приюты и школы для бедных с бесплатным обучением и высоким качеством образования.
Стр. 102. Вопросы и задания после параграфа
№ 1. Что способствовало распространению идей Реформации за пределами Германии? Расскажите о Ж. Кальвине и возникновении кальвинизма.
Жан Кальвин (1509-1564), француз по происхождению, закончил юридический факультет Парижского университета. Хорошо владел латынью, много времени уделял изучению Священного Писания. В 26 лет Кальвин написал трактат «Наставление в христианской вере», положив начало кальвинизму.
Углубление Реформации было связано с именем Жана Кальвина (1509—1564) — француза по происхождению, вынужденного из-за своих протестантских взглядов эмигрировать в Швейцарию.
В возрасте всего 26 лет Кальвин написал главный труд своей жизни — трактат «Наставление в христианской вере», положив начало новому направлению в протестантизме — кальвинизму.
Городской магистрат Женевы пригласил Кальвина занять должность проповедника. Это привело к разительным переменам в жизни богатого и некогда весёлого города. Новый порядок, введённый суровым духовным учителем, предписывал женевцам отказаться от суетных развлечений и праздников, каяться в грехах, проводить время в молитвах и благочестивом чтении.
Не всем горожанам это пришлось по вкусу. Во время очередных выборов Кальвина обвинили в чрезмерной жажде власти (за эти качества его прозвали женевским папой) и выдворили из города. Однако спустя некоторое время его сторонники в городском магистрате одержали верх, и Кальвин вернулся в Женеву триумфатором.
№ 2. В чём заключались особенности кальвинизма как одного из протестантских течений? Чем он отличался от лютеранства?
Особенностью кальвинизма была чрезмерная религиозная строгость: отказ от развлечений и праздников, регулярное покаяние, постоянные молитвы, скромность, ношение тёмной одежды, запрет украшений. Кальвин считал, что судьба каждого определена заранее и никто не в силах изменить это предначертание. Однако человек может узнать, к чему он предназначен. Для этого нужно добиться успеха в своей профессии.
Устройство Кальвинистской церкви заметно отличалось не только от Католической, но и от Лютеранской церкви. Её основу составляла община верующих, которые избирали из своей среды старшин-пресвитеров (по примеру первых христиан, также выбиравших своих наставников из мирян). Духовенства, возведённого в сан, у кальвинистов не было. Для совершения службы они избирали пасторов из людей образованных и наделённых даром убеждения.
№ 3. Проведите обсуждение на тему: «Личность и община в протестантизме». От чего протестантские учения освобождали верующих? Какое значение они придавали личной вере? Какую роль в жизни верующих играла община, Церковь?
Протестантские учения освобождали верующих от необходимости платить налоги Церкви, от службы на латинском языке, который не всем мог быть понятен.
Благодаря тому, что Папа как посредник между Богом и человеком больше не имел авторитета у протестантов, они получили возможность обращаться к Богу напрямую, что укрепило их веру.
Община выступила своего рода заменой Риму и Церкви.
№ 4. Расскажите, что такое Контрреформация. Дайте оценку результатам этой политики.
Контрреформация — борьба Католической Церкви и её сторонников с распространением протестантизма. Для этого была воссоздана инквизиция и учрежден орден иезуитов.
Важным событием Контрреформации стал Тридентский собор, на котором была подтверждена неизменность основных положений католической веры, провозглашено верховенство Папы, введена книжная цензура.
В то же время, католики признавали, что протестанты сделали Библию понятнее и доступнее для верующих, а уровень грамотности в протестантских землях оказывался выше, чем в католических.
№ 5. Используя карту (с. 94), объясните, чем завершились к концу XVI века религиозные войны между католиками и протестантами.
Борьба католиков и протестантов завершилась окончательным утверждением протестантизма в ряде стран и территорий Европы, преимущественно Северной.
Религиозные войны между католиками и протестантами привели к фактическому разделению Европы. В странах Северной Европы распространилось лютеранство, кальвинизм распространился в Швейцарии и Шотландии, англиканство стало государственной религией Англии. Католичество сохранилось в странах, активно противостоявших распространению Реформации — в Испании, итальянских государствах и Франции. Однако, Франция оказалась расколотой на католиков и кальвинистов (гугенотов). В германских землях, помимо лютеранства, распространился кальвинизм, в западных германских землях сохранилось католичество. В восточных землях Европы распространение получили различные конфессии (католицизм, протестантизм и православие).
№ 6. Рассмотрите проблему. В ходе Реформации сложилось несколько течений протестантизма, имевших определённые различия в вопросах вероучения и организации жизни общин. Чем можно объяснить такое многообразие?
С прекращением влияния Папы на протестантов начинаются попытки выстроить новую систему вероучения, которая бы отражала чаяния всех слоев общества. И таких систем было несколько, что в результате привело к возникновению нескольких ветвей протестантизма, отличающихся друг от друга лишь в некоторых вопросах.
Раздел V
ГОСУДАРСТВА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
В XVI—XVII вв.
Источник
Урок истории в 7-м классе «Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации»
Цель урока:
Оборудование: карта «Европа в 16-1пол.17в», ЦОР «Всеобщая история, 7класс, история нового времени», схема на доске, тесты.
Сообщение темы и целей.
Актуализация опорных знаний учащихся по данной теме.
Сегодня мы продолжим разговор о Реформации в Европе.
Объясните термин «Реформация»?
В каком из европейских государств Реформация началась раньше всего и почему?
Какие социальные группы приняли участие в Реформационном движении?
Какие цели преследовали участники Реформации в Германии?
Какой была позиция императорской власти в отношении Реформации и почему?
Мы познакомились с 2 идеологами Реформационного движения в Германии: М.Лютер и Т.Мюнцер. Давайте, определим взгляды каждого из них; позицию в Крестьянской войне и спрогнозируем их дальнейшую судьбу?
Во многих землях Германии утвердилась лютеранская церковь. В Аугсбурге император вынужден был признать принцип «чья власть, того и вера». Какой смысл заложен в этой формуле?
Изучение новой темы.
Наряду с лютеранством в Европе распространялся и протестантизм другого толка — кальвинизм.
Обратимся к карте. В каких государствах утвердилась кальвинистская протестантская церковь?
Родиной кальвинизма считается Швейцария. Основателем этого протестантского вероучения был француз — Жан Кальвин. В Женеве, столице Швейцарии, Кальвин скрывался от преследований, которым подвергался у себя на Родине, во Франции.
В Швейцарии Кальвин создал и свой главный труд «Христианское установление», где изложил идею божественного предопределения.
(Объяснение первой записи схемы) Согласно его вероучению, бог предопределил одних людей к спасению, других — к погибели; одним уготовил — рай, другим — ад. Никто из верующих не знает об этом предопределении. При этом самым верным признаком избранности к спасению является успех человека в земных делах. Но если человеку не везёт, он не должен впадать в отчаяние и терять надежду на спасение; он должен приложить больше труда, возможно успех ещё придёт.
К какому образу жизни: активному или пассивному побуждают идеи Кальвина?
Однако, последователи Кальвина должны упорно трудиться не ради наживы, а для подтверждения, что они избраны богом, ведь иным путём знак спасения души получить было невозможно.
(Объяснение второй записи схемы) Важнейшим правилом земной жизни кальвинизм провозгласил уважение к собственности как Дару Божьему. Собственность следует приумножать бережливостью и трудолюбием. Те, кто этого не делает, по недоразумению или неумению, впадает в грех.
Как вы думаете, для какой социальной группы эти идеи окажутся привлекательными? (Объяснение третьей записи схемы) Для этого протестантского учения была характерна строгая регламентация частной жизни верующих: умеренность в трате денег на еду, одежду, убранство домов, почти полное отсутствие праздников и развлечений.
Новое учение стало быстро распространяться.
Почему, на ваш взгляд? (кальвинизм стал знаменем молодой буржуазии, которая приумножала капиталы не только за счёт эксплуатации, но и благодаря бережливости и трудолюбию)
Но это была не единственная причина, для утверждения нового образа жизни и новой морали порой использовалось и принуждение. ( Примеры из учебника Новая история. авт. Юдовская А.Я. любое изд. стр.100-101). (Объяснение последней записи схемы) Отличалась кальвинистская церковь от католической и по своему устройству. Она состояла из церковных общин, которые пользовались правом самоуправления. Для обсуждения общих дел, представители общин собирались вместе и принимали нужные решения. Община сама избирала и контролировала своих руководителей: пресвитеров (старейшин) из числа самых уважаемых людей и проповедников (пасторов) из числа наиболее грамотных прихожан, знающих священное писание. Их задача — наставлять в вере.
Таковы основные идеи нового учения. Там, где шло становление буржуазного общества, кальвинизм утвердился как протестантское учение.
На ваш взгляд, каким было отношение католической церкви к распространению протестантских учений в Европе?
В учебнике на стр.100- карикатура. На ней изображено столкновение глав католической и протестантской церквей. Естественно, что католическая церковь будет пытаться сохранить свою ведущую роль в обществе и начнёт борьбу с протестантами.
Какие методы использовала католическая церковь в борьбе с протестантами?
Предлагается два варианта работы для учителя:
1. Работа в группах.
1 группа — стр. 101 учебника — о создании Ордена иезуитов.
2 группа — стр. 103 учебника — об инквизиции.
3 группа — стр. 103 учебника — Филипп 2 против Реформации.
2. Использование учебного электронного пособия. Всеобщая история. История нового времени. 7 класс. Тема: Распространение Реформации в Европе. Раздел: Контрреформация (смотрим и запоминаем).
Используя самые жестокие методы борьбы, папе удалось в ряде стран подавить реформационное движение. Эти страны (Польша, Италия, Юг Германии) остались католическими и в них надолго были сохранены феодальные порядки. Там, где Реформация победила (Англия, северная и северо — восточная Германия, Голландия, Швейцария) там возникли национальные церкви, укрепилась светская власть королей и князей, создались благоприятные предпосылки для развития новых буржуазных отношений.
Закрепление изученного материала.
1. Развернувшееся в 16 веке движение за обновление церкви называлось:
а) церковным расколом
б) шестым крестовым походом
2. Лишним в ряду является название:
3. В эпоху Реформации сложилось учение, согласно которому верующий до конца дней не знает, какая участь уготована ему в ином мире; Тем не менее, он может судить о своей посмертной судьбе по некоторым признакам, в числе которых успех в делах и начинаниях. Это учение:
Источник