Способы борьбы с проблемой север юг

Проблема Север — Юг

Проблема Север — Юг — это термин, обозначающий проблемы экономических отношений и социальных различий между развитыми и развивающимися странами.

Суть глобальной проблемы севера и юга состоит в разнице доходов / уровня жизни между странами, которые подразделяются на страны северного и южного полушария (страны северного полушария считаются развитыми, а южного — развивающимися).

Название не очень точное с географической точки зрения, т. к. не очень ясна ситуация со странами Азии, с Австралией и Новой Зеландией (последние две страны принадлежат южному полушарию и считаются одними из самых развитых в мире).

Причины проблемы Север — Юг

У этой проблемы много возможных причин:

  • уровень здоровья и образования в стране;
  • природные ресурсы (наличие и управление);
  • свойства промышленности страны и её экономики;
  • доступ к рынкам и международная торговая политика;
  • способ управления правительством и международными отношениями (с другими странами);
  • наличие конфликта внутри страны и между странами;
  • трудность в преодолении стихийных бедствий и климатических изменений.

Пути решения проблемы Север — Юг

Существует несколько вариантов решения проблемы этого дисбаланса между развитыми и развивающимися странами.

Либеральный метод

Аграрные страны не могут преодолеть отсталость и занять достойное место на международном рынке т. к. их государства не способны создать современный рыночный механизм в локальных экономиках. Поэтому предлагаемое решение состоит во внедрении рыночной экономики и отказе от государственной собственности.

Антиглобалистский метод

Сторонники этого метода уверены, что мировую экономику контролируют международные монополии, что даёт возможность Северу угнетать Юг.

Антиглобалисты требуют пересмотра всей системы экономических отношений в мире в пользу Юга. Они считают, что развитые страны осознанно снижают цены на сырьё, а цены обработанных товаров сами же и завышают.

Структуралистский метод

По этой логике, для повышения конкурентоспособности и обеспечения отраслевой диверсификации Юга необходимо внести изменения в структуру самих аграрных государств. Необходимы реформы в существующей системе экономических отношений, но вносимые в неё изменения должны облегчать проведение реформ в развивающихся странах.

Какие страны считаются развитыми, а какие развивающимися?

Развивающиеся страны — страны с низким и средним уровнем дохода.

Развитые страны — страны с уровнем дохода выше среднего и высоким.

Для этого зачастую рассматривается валовой национальный доход (ВНД):

  • низкий доход: до 1025 долларов США;
  • доход ниже среднего: 1026 – 4035 долларов;
  • доход выше среднего: 4036 – 12 475 долларов;
  • высокий доход: 12 476 долларов или больше.

Наиболее развитыми регионами в основном являются:

  • Северная Америка;
  • Европа;
  • Австралия;
  • Новая Зеландия;
  • Япония.

Наименее развитыми регионами являются:

  • Африка;
  • Азия (кроме Японии);
  • Латинская Америка;
  • страны Карибского бассейна;
  • Меланезия;
  • Микронезия;
  • Полинезия.

Источник

Проблема Север-Юг.

Среди глобальных проблем человечества чаще всего называют экологические, несправедливо забывая про геополитические. Одной из таких острых проблем современности является конфликт «Север-Юг». Суть её заключается в экономическом неравенстве между развитыми и развивающимися странами, то есть в делении на бедных и богатых. Название этой проблемы таково, потому что большинство развитых стран расположено на севере глобуса (Европа, Северная Америка), а в южном полушарии больше развивающихся стран (Африканские страны, Южная Азия).

Читайте также:  Рисуем с детьми необычными способами

Также встречается такой феномен, как разрыв между Севером и Югом внутри одной страны. Типичные примеры Южные (Ошская, Баткенская) и северные (Чуйская) области в Кыргызстане, Южная Италия и Падания, Фландрия и Валлония, Новая Англия и юго-восточные штаты США, Север и Юг Казахстана.

Кроме того иногда выделяют такой же экономический разрыв между регионами стран по принципу Запад-Восток в пользу первого. В качестве примера можно рассмотреть даже Россию. Центральная (то есть западная часть) более развита и с экономической, и с промышленной точки зрения, население там больше, в то время как все территории по другую сторону Уральских гор малонаселены, заработные платы там ниже, высшее образование хуже. Также в качестве примеров приводят Германию, Белоруссию, СССР (та же ситуация, что и Россией).

Однако эта закономерность может быть оспорена, так как существует и обратное деление – в пользу Востока. Яркий пример – Украина, аграрная на Западе и промышленная на Востоке. К этой же закономерности относятся Китай, Парагвай, Бразилия, Австралия (Западная часть материка в принципе мало заселена, все крупные города находятся в Восточной части), Канада.

Но тем не менее из каждого правила есть исключения, поэтому не стоит оценивать экономическое положение государства только опираясь на географические данные. Например, Сингапур, южный архипелаг, является одним из развитых государств, хотя находится ближе к экватору, нежели, например, такие же успешные в плане экономики государства Скандинавского полуострова. Другой пример – Россия. Несмотря на то, что государство располагается очень близко к Северному Полюсу, экономика и уровень жизни населения всё-таки невозможно сопоставить с теми же показателями в развитых странах. В России самые богатые люди получают в 32 раза больше, чем самые бедные. Для сравнения, в США этот показатель равен 9, в Европе – 5-7, в Скандинавских странах – 3-5.

Причины.

В советской историографии главной причиной считался колониализм, поскольку в те времена, как нам известно, многие вопросы рассматривались с классовой точки зрения. К началу 20 века мировой рынок уже был достаточно хорошо сформирован, поскольку все страны так или иначе были связаны между собой торговыми связями. При этом мы хорошо помним, что в период великих географических открытий европейские государства, найдя новую землю, присваивали её себе и делали её зависимой. Иными словами, появились колонии. С развитием капитализма рынок разделился на два полюса: промышленные развитые государства и аграрные колонии – источники сырья. Ресурсы колоний покупались практически даром, при этом никакого развития в странах не было.

Современные же ученые выделяют ряд других, факторов, которые также могли затормозить развитие этих бывших колоний, однако точного консенсуса в этом вопросе пока нет.

  1. Выделяется так называемое стадиальное развитие. Страны третьего мира обладают своими собственными законами эволюции.
  2. Несовместимость традиционных обществ с рыночной системой. В некоторых уголках Земли всё ещё остались племена, а по теории Маркса перед капиталистическим этапом сначала должен наступить феодальный, до него – рабовладельческий, сменив первобытный. Кроме того, в некоторых религиях есть «божественная предопределённость», то есть человек не должен сам к чему-то стремиться, господь уже всё решил за него, что также замедляет популяризацию модели западного стремления к успеху доходу.
  3. Несоответствие темпов роста населения с производством продовольствия или иных жизненных удобств (жильё, транспорт).
  4. Ошибки лидеров государств в экономике, например, когда, стремясь к индустриализации, сельскохозяйственная сфера приходит в упадок.
  5. Конкуренция на мировом рынке. Товары из слаборазвитых стран менее качественные по причине слабого развития индустриальной сферы.
  6. Иерархичная зависимость экономик. Развитые государства предпочитают производить некоторые детали тяжёлой промышленности и значительную часть лёгкой в менее развитых странах, потому что это дешевле. Поэтому если в развитой державе начинается кризис или появляется даже небольшая экономическая нестабильность, в покровительствуемых ими государствах кризис имеет более серьёзные масштабы.
Читайте также:  Способы тепловой обработки для рыбных блюд

Начало решения проблемы.

После Второй Мировой войны начался процесс деколонизации – получения независимости развивающимися странами. К началу 60-ых в мировом сообществе активно процветали идеи о том, что слаборазвитые страны имеют право на более высокий уровень экономического развития, поэтому начались поставки гуманитарной помощи от развитых стран. Однако вскоре малоразвитые страны начали воспринимать провозглашённый тезис как обязанность развитых стран инвестировать, а чаще просто дарить, как можно больше капитала в экономику развивающихся государств.

На пике популярности этой проблемы была разработана концепция нового международного экономического порядка.

· Создание льгот в международных экономических отношениях для развивающихся стран.

· Оказание помощи развивающимся странам на перманентной основе.

· Списание или уменьшение некоторых долгов.

Добившись независимости, бывшие колонии продолжали поставку сырья по достаточно низким ценам, при этом стоимость экспортируемых товаров была в разы выше из-за добавочной наценки. Таким образом, доходы с экспорта не покрывали расходы на экспорт. Как следствие южные страны требовали адекватного эквивалентного обмена.

К середине 80-ых годов движение добилось некоторых успехов, и экономика развивающихся стран улучшилась, однако, несмотря на всё это, к началу 90-ых движение фактически перестало существовать.

Во-первых, сами развивающие страны начали делиться на категории. Например, индустриальные, поставщики ресурсов, аграрные.

Во-вторых, к началу 21 века многие развитые страны вступили уже в постиндустриальную эпоху, то есть в стадию потребления услуг, поэтому сырьё для производства было уже нужно в меньших объемах, поскольку само производство изменилось. Поэтому аргумент о том, что развивающиеся страны поставляют развитым сырьё, за что последние должны оказывать финансовую поддержку первым, стал менее убедительным.

Статистика.

Рассмотрим масштабы экономического разрыва между Севером и Югом на конкретных цифрах. Ещё в период с 1950 по 1960 годы доля малоразвитых стран в мировой торговле снизилась на 20%, в то время как доля индустриальных держав возросла на 6%. Общий объём мирового экспорта увеличился на 70%, при этом экспорт из Юго-Восточной Азии увеличился лишь на 25%, а экспорт из Латино-Американских стран менее, чем на 50%.

На сегодняшний день средние доходы в 20 богатейших странах мира превышают тот же показатель в 20 беднейших странах мира примерно в 37 раз. Аналитики Программы развития ООН провели исследование в начале 21 века. Совокупное богатство 225 богатейших людей планеты превышало 1 трлн долларов. Это примерно равняется ежегодному доходу 2,5 млрд бедняков, составляющих 47 % населения мира. Доходы 500 богатейших людей в мире из перечня журнала «Forbes» превышают общий доход 416 млн беднейших людей мира.

Также по оценкам этой программы доля самых богатых стран в мировом ВВП составляет 86 %, средних — 13 %, доля беднейших – 1 %.

При этом конфликт Севера с Югом постоянно прогрессирует. Например, в 60-е средний доход рядового латиноамериканца составлял 30% от дохода рядового жителя более развитого государства. Сей час тот же показатель уменьшился – 20%, то есть он меньше в 5 раз, чем в экономически успешных державах.

Читайте также:  Способ монтажа смесителя для ванны вертикальный

Последствия неравенства.

Ясно, что в диалоге Север-Юг последние являются угнетённой группой, а следовательно, все их проблемы налицо. Ухудшение и без того слабой экономики, а равно рост зависимости от более успешных в этом аспекте стран, рост государственного долга, падение уровня жизни, так называемая утечка мозгов, то есть ещё большее уменьшение шансов на достойное развитие, невозможность получения образования.

Однако этот феномен оказывает негативное влияние и на страны Севера. Например, вынужденная массовая миграция в экономически успешные страны. В Европе мигрантам выплачивают пособия, которые обеспечены налогами коренных жителей, а в новостях постоянно говорят про беспорядки, устраиваемые приезжими. В Россию едут с южных границ, правда, им приходится работать, но в тех же новостях часто можно услышать про криминальные занятия наших восточных товарищей.

Также велико распространение национализма. Граждане бедных стран обвиняют развитые державы в угнетении на протяжении веков, а значит, есть повод для открытого конфликта. Также есть точка зрения о том, что именно этот конфликт послужил причиной развития терроризма.

Немаловажным фактором также является распространение различных заболеваний и инфекций. Они могут «приходить» в цивилизацию как с теми же иммигрантами, так и с туристами, которые любят посещать экзотические страны.

Пути решения проблемы.

Либеральный подход.

Сторонники этой точки зрения в качестве причины бедности некоторых стран называют невозможность национальных экономик построиться под механизмы современной рыночной системы, которая ушла далеко вперёд от внутригосударственных хозяйств развивающихся стран. Решение заключается в упоре на макроэкономическую стабильность, либерализацию хозяйства и приватизацию. Этот подход действительно всё чаще упоминается на международных переговорах.

Антиглобалисткий подход.

Из названия можно понять, что в неравенстве виновата глобализация. Если точнее, то вся мировая экономика регулируется несколькими монополиями, что даёт Северу возможность сознательно угнетать Юг. Якобы северяне уменьшают цены на сырьё и повышают цены на обработанные товары. Исходя из всего этого, антиглобалисты требуют коренных изменений мирового хозяйства в пользу малоразвитых стран.

Структуралистский подход.

Разделяют антиглобалисткую теорию возникновения неравенства, но занимают более центристское положения между двумя вышеназванными методами. Международная экономика должна реформироваться, но при этом должны реформироваться и национальные хозяйства развивающихся стран. Развитые же державы должны максимально обеспечить рост экономических показателей на Юге, например, обеспечить конкурентоспособность. На данный момент именно этот способ решения проблемы Север-Юг считается наиболее перспективным.

На сегодняшний день огромную поддержку в решении вопроса оказывает ООН. В Декларации тысячелетия, принятой 8 сентября 2000 года, постулируется необходимость борьбы с нищетой, нехваткой воды и продовольствия, малой доступностью качественного образования и распространением болезней. Данный документ стал отправной точкой в решении этой проблемы.

Уже в 2002 году Мексикой был предложен проект «Oportunidades» (англ. «Opportunities»), суть которого заключается в предоставлении малоимущим семьям материальной помощи, чтобы их дети могли обучаться в школе, а не работать на полях или просить милостыню. Также предлагается организовывать регулярные медицинские обследования. Матери из нуждающихся семей получают всю необходимую информацию о здоровом питании и образе жизни, дабы создать все благоприятные условия для развития будущего поколения.

Источник

Оцените статью
Разные способы