- Реабилитация девиантного поведения
- Методы профилактики девиантного поведения
- Готовые работы на аналогичную тему
- Иные методы борьбы с девиантным поведением
- Девиантное поведение детей и подростков
- Девиантное поведение детей
- Девиантное поведение подростков
- Профилактика девиантного поведения
- Примеры девиантного поведения и правильная реакция родителей
- Коррекция девиантного поведения
Реабилитация девиантного поведения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Методы профилактики девиантного поведения
Девиантное поведение – это достаточно распространенная форма отклоняющегося поведения. Его причина заключается в том, что человек обладает как явными, так и скрытными нарушениями личности. Он отрицает общепринятые нормы и ценности, мораль и нравственность. Также он посягает на права и свободы иных личностей, что может быть опасным для их здоровья и жизни.
Причинение вреда окружающим – это форма девиантного поведения, наиболее распространенная в наши дни. Чаще всего асоциальному поведению подвержены молодые люди: в силу своего юного возраста они стремятся к тому, чтобы выделиться среди остальных, тем самым делая так, что их поведение выходит за рамки допустимого. Они пропагандируют свободный от предрассудков образ жизни, который включает в себя употребление спиртных напитков, наркотиков и иных запрещенных препаратов. Основываясь на данном определении, следует отметить, что профилактика асоциального поведения должна в первую очередь направляться на просветительскую деятельность, а также на ведение разъяснительной работы среди особо трудных подростков, которые нередко встречаются в современном обществе.
К методам профилактики девиантного поведения следует отнести следующие:
- Воспитательные беседы;
- Предупреждение возможных зависимостей;
- Разработка индивидуальных образовательных программ;
- Психологические тренинги.
Воспитательные беседы относятся к одному из распространенных методов, который применяется для реабилитации девиантного поведения у людей. Беседы могут быть эффективны в выявлении причин девиантного поведения, поскольку исследователями давно доказано, что оно не возникает спонтанно, а имеет ряд факторов, его провоцирующих. К тому же, стоит отметить, что дети и подростки чаще всего подвержены влиянию асоциальных аспектов жизни, и поэтому они нуждаются в том, чтобы разговаривать о возникающих проблемах, а не испытывать давление и полноценное наказание, которое может лишь усугубить их состояние.
И родители, и педагоги обязаны способствовать формированию у детей правильного видения мира, и именно в этом состоит профилактика девиантного поведения. Есть одно важное условие: воспитательные беседы должны проводиться своевременно, иначе они будут неэффективны.
Готовые работы на аналогичную тему
Немаловажной является методика по предупреждению зависимостей, которые являются ключевыми факторами девиантного поведения людей. Именно такие люди в большей степени нуждаются в абсолютно любых профилактических мерах, которые позволят им не просто забыть о зависимости на время, а полностью избавиться от нее и ее опасных последствий. Любая аддикция приводит к тому, что личность начинает деградировать. Снижается уровень удовлетворения жизнью, человек находит удовольствие лишь в том, чтобы употребить наркотик или алкоголь. В этом случае профилактика девиантного поведения не обходится без предупреждения возможностей формирования зависимостей. В первую очередь, здесь профилактика должна начинаться с эффективной работой над самим собой, а также с устранения вредных привычек, убивающих личность.
Иные методы борьбы с девиантным поведением
Психологи подтверждают тот факт, что девиация является результатом дисгармонии в самом человеке, его неудовлетворенности в собственном теле, в своем уровне жизни, здоровье, а также в общении с близкими людьми. Весомое профилактическое воздействие против отклоняющегося, асоциального поведения могут оказывать и специальные образовательные программы, которые разрабатываются с учетом особенностей личности девианта и причин его отклоняющегося поведения. Образовательные программы действуют таким образом, что четко информируют молодых людей о всех возможных последствиях их необдуманных шагов и действий, которые они совершают в угоду удовлетворения личных потребностей, не учитывая особенности жизни окружающих.
Например, пропаганда спорта и здорового образа жизни – это один из методов профилактики формирования всякого рода поведенческих отклонений. Девиантное поведение продиктовано неспособностью найти свое место в мире, а также теми неблагоприятными условиями, с которыми сталкивается человек. Иногда проблемы идут из семьи: неблагополучные семьи преподают своим детям пример, и они перенимают его, не до конца осознавая, что насилие, жестокость и грубое обращение – это те виды поведения, которые далеки от нормального. В таком случае образовательные программы нацелены на то, чтобы оказать специальное профилактическое влияние на сознание человека, в особенности на сознание подрастающего поколения. Профилактика девиантного поведения необходима также для того, чтобы формировать положительный образ «я», которые будет примером для окружающих, и не будет отклоняться от общепринятых норм и традиций, а также правил поведения и нравственности.
Время от времени в человеке накапливается негативная энергия, и справиться с ней можно лишь благодаря работе со специалистом. Хорошей профилактикой от нервного срыва и иных психических отклонений служат специальные тренинги, которые могут касаться различных тематик. Такие мероприятия направлены на то, чтобы минимизировать конфликтные ситуации, а также снизить эмоциональное напряжение индивида, которое чаще всего становится причиной опасного поведения и истощения, когда человек перестает контролировать самого себя и свои действия, чем может навредить окружающим. В качестве профилактики девиантного поведения тренинги подходят идеально. Психологические тренинги особенно необходимы, если человек сталкивается с тяжелой жизненной ситуацией и не видит выхода из нее.
Таким образом, мы можем отметить, что сегодня существует множество методов, которые позволяют корректировать девиантное поведение, а также проводить его профилактику. К каждому человеку можно найти индивидуальный подход и разработать уникальную программу с учетом личностных особенностей и тех причин, по которым человек начинает вести себя не совсем адекватно.
Источник
Девиантное поведение детей и подростков
Девиантным считается любое поведение, отклоняющееся от социальных норм. Ключевым моментом является то, что нормы устанавливаются относительно конкретного общества. Поэтому поведение, нормальное для одних людей, рассматривается как нежелательное в другой культуре.
Общепринятой классификации видов девиантного поведения нет. Ниже приведено несколько разных классификаций в зависимости от признаков, взятых за основу.
Согласно целей, которые преследует индивид, девиантное поведение бывает:
- корыстной ориентации – стремление получить корыстную материальную выгоду посредством нечестных действий или правонарушений (кражи, обманы, мошенничество, спекуляции);
- агрессивной ориентации – преступления против личности (изнасилования, убийства, избиения, оскорбления);
- социально-пассивной ориентации – уклонение от выполнения социальных нормативных обязанностей, избегание активного образа жизни и решения необходимых проблем (прогулы работы и учебы, различные виды зависимости, бродяжничество, суицидальные мысли).
С точки зрения результатов, отклонения от нормы бывают:
- позитивные – действия индивида направлены на преодоление устаревших стандартов, способствуют изменениям социальной системы в лучшую сторону;
- негативные – поступки человека направлены на разрушение социальной системы, приведение ее к дисфункции и дезорганизации.
Некоторые специалисты делят девиантное поведение на такие виды:
- антисоциальное (делинквентное) – поступки человека противоречат правовым, морально-этическим и культурным нормам;
- асоциальное – индивид совершает действия, которые не соответствуют социальным и правовым нормам общества, в котором он живет, а также обычаям и традициям;
- аутодеструктивное – такое поведение является угрожающим развитию и целостности самой личности.
Девиантное поведение в детском и подростковом возрасте может включать в себя сочетание нескольких видов или проявляться только одним. Подобные изменения могут проявиться очень рано из-за врожденных причин, возникнуть вследствие физических травм, повлиявших на мозговую деятельность и неврологическое состояние, или же быть сформированы в процессе воспитания или при влиянии неблагоприятных социальных и психотравмирующих факторов.
Оценка своих поступков у детей и подростков также может иметь разный характер. Одни чувствуют свою вину, из-за чего у них падает самооценка и появляются неврозы. Другие считают свое поведение нормальным, оправдывают его, пусть даже общество считает это отклонениями от нормы.
Девиантное поведение детей
Проблемы в воспитании, непослушание и агрессивные аспекты поведения заставляют родителей задуматься о психическом состоянии ребенка уже в раннем возрасте.
Причины девиантного поведения у детей довольно разнообразные:
- Биологические – включают в себя внутриутробные поражения (токсическое воздействие, асфиксия и пр.), наследственные заболевания, провоцирующие задержки физического и психического развития, повреждения нервной системы. Сюда же относятся нарушения соматического и психического характера, полученные ребенком в первые годы жизни (черепно-мозговые травмы, частые стрессы и пр.).
- Социальные – отражают различные уровни неблагополучия окружающих людей. Сюда относится алкоголизм родственников (например, молодая семья живет в одной квартире с пьющим дедом), излишняя конфликтность, насилие в семье. Все это провоцирует ребенка корректировать свое поведение в соответствии с асоциальными нормами. Также повлиять на девиантное поведение может неполная семья, поскольку у ребенка наблюдается дефицит ролевых и поведенческих реакций, которые должны быть заимствованы у соответствующего члена семьи.
- Педагогические – сюда относится злоупотребление запретами, отсутствие объяснений наказаний, что в свою очередь вызывает протестную реакцию со стороны ребенка. Также девиантное поведение развивается вследствие стандартизированного подхода к обращению с детьми в дошкольных и школьных учреждениях, где не учитываются индивидуальные особенности.
- Психологические – особенности воспитания в семье, неблагоприятно повлиявшие на эмоционально-волевую сферу ребенка, например, воспитание по типу «кумир семьи», гипер- или гипоопека, насилие в семье, алкоголизм родителей. Также к психологическим причинам относится нарушение привязанности ко взрослым.
Если существуют медицинские показания, то терапию необходимо проводить на максимально ранних сроках. В случае социальных и педагогических причин имеет смысл задуматься над сменой стратегии поведения взрослых.
Точно также и психологические причины требуют немедленной коррекции. Если отклоняющееся поведение игнорируется в детском возрасте, то потом оно закрепляется и становится более устойчивым, перетекая в подростковый.
Девиантное поведение подростков
Отклоняющееся поведение в подростковом возрасте несет большую опасность, чем в детском. Во-первых, потому что подросток может совершать более разрушительные действия. Во-вторых, потому что корректировка подобных явлений требует активных действий и длительного времени.
Причины возникновения девиантного поведения подростков могут начинаться еще с раннего детского возраста, а могут сформироваться уже позже под влиянием группы сверстников или из-за смены обстановки, дезадаптации (например, по причине распада семьи, утраты близкого человека и т.д.).
Наиболее распространенные формы девиантного поведения подростков:
- деструктивно-агрессивная — для нее характерны радикальные и даже бунтарские поступки индивида с целью установки новых порядков в среде, где он находится, это может быть семья или интернат, дет.дом, а также изменение деятельности социальной группы или своего места в ней (класс в школе, группа на кружке или в спортивной секции, бандитская группировка на улице и т.д.).
- деструктивно-компенсаторная — более мягкая форма девиантного поведения, при которой подросток пытается занять желаемое место в обществе или достичь определенных изменений своего социального статуса. В отличие от деструктивно-агрессивной формы поведения в данном случае человек чаще всего уступает своим принципам и убеждениям, попадая под влияние определенной социальной группы. Это может быть подчинение правилам неформальных группировок в обмен на их дружбу, защиту, признание или материальное обеспечение. Например, подросток, ранее не пробовавший сигареты или алкоголь или не использовавший нецензурные выражения, начинает их употреблять. Присоединяется к травле кого-то вне группы или же занимает пассивную позицию, не пытаясь защитить жертву от нападок сверстников.
- компенсаторно-иллюзорная — направлена на снятие психологического дискомфорта и неудовлетворенности текущим положением дел при помощи психоактивных веществ. Тут нет противостояния социуму, подросток выбирает изолировать себя от него или искусственно изменить существующее восприятие.
Коррекция последней формы девиантности обычно вызывает наибольшие трудности, поскольку кроме психологических особенностей необходимо решать и проблему зависимости.
Профилактика девиантного поведения
Профилактические мероприятия должны быть направлены на выявление детей группы риска, устранение факторов, способствующих развитию девиаций, а также на оказание своевременной помощи.
Для того, чтобы стабилизировать эмоциональную и поведенческую сферы у детей и подростков, необходимо:
- Формировать интерес к окружающему миру и людям, стремление изучать и понимать закономерности реагирования людей и функционирования общества. Делать это нужно не только в образовательных учреждениях, а прежде всего в семье.
- Знакомить ребенка с соответствующими правилами поведения в различных жизненных ситуациях. Для малышей возможно закрепление необходимых навыков в игровой форме, для подростков подойдут тренинговые занятия.
- Развивать адекватное самовосприятие и самооценку, что впоследствии дает возможность ориентироваться в любых ситуациях и выбирать подходящее поведение из тех стратегий, которые были успешно усвоены ранее.
- Развивать навыки общения разных форм для любых ситуаций, а также с разными категориями людей. Чем больше человек получает соответствующей практики, тем выше вероятность подсознательного использования правильной стратегии в реальной ситуации.
- Родителям уделять внимание внутрисемейному взаимодействию и психоэмоциональной атмосфере в семье. Развивать взаимопонимание между собой и родительскую компетентность.
Для категорий детей и подростков, прошедших коррекционные программы, необходима профилактика возвращения к прежним формам взаимодействия. Тут ключевыми моментами будут отработка полученных навыков, соответствующая моральная и психологическая поддержка.
Примеры девиантного поведения и правильная реакция родителей
Один из частых примеров, с которым родители обращаются к психологу, это когда ребенок ведет себя агрессивно без видимых на то причин или устраивает скандалы.
Наиболее эффективной ответной реакцией со стороны взрослых, предотвращающей повторение подобных проявлений, будет ее полное отсутствие. Т.е. даже если ребенок падает на пол, захлебывается в истерике и кричит на всю улицу, родитель должен начать с ним разговаривать только после полного успокоения. Таким образом, тренируется самоконтроль и закрепляется поведение, при котором малыш понимает, что будет выслушан только при нормальном поведении.
Прогулы школы и систематическое невыполнение заданий не должны вызывать со стороны родителей избыточную реакцию, но игнорироваться также не могут. Такая форма может быть способом привлечения к себе внимания именно со стороны семьи или же возникнуть вследствие возникших психологических трудностей в школьном коллективе. Тут важно спокойно обсудить с ребенком причины такого поведения, не устраивая допроса и не намекая на наказание. Главное — дать ребенку понять, что вы заодно, то есть даже записку классному руководителю готовы написать, если банальный отдых исправит ситуацию.
В случае правонарушений и/или наличия фактов употребления наркотических веществ необходимы кардинальные меры по пресечению данного вида поведения вплоть до смены места жительства, если других возможностей изменить круг общения ребенка не представляется. Необходимо также тщательное исследование причин такого поведения и их устранение, поскольку без удаления «корня» проблемы ее повторение очень вероятно.
Коррекция девиантного поведения
Если родители замечают отклонения в поведении своего ребенка и не могут самостоятельного его отрегулировать, необходимо как можно раньше обратиться за консультацией к детскому или подростковому психологу, в зависимости от его возраста.
Ждать, пока такие тенденции пройдут самостоятельно, не имеет смысла, поскольку момент легкой корректировки может быть упущен, а ситуация будет продолжать ухудшаться. Словесная агрессия быстро превращается в физическую, прогулы занятий заканчиваются употреблением наркотиков, при этом дети обычно не осознают разрушительные последствия.
Часто дети, выбирающие асоциальное поведение, не видят в этом ничего предосудительного, поэтому могут отказываться идти на консультацию к специалисту. Не нужно силой затаскивать их в кабинет, а вот родителям прийти необходимо.
Разобравшись в индивидуальной ситуации, психологи центра «Эмбер» подскажут различные приемы и тактику действий самим родителям, чтобы скорректировать поведение ребенка.
У нас работают специалисты с большим опытом коррекции девиантного поведения у детей и подростков. Мы работаем как по классическим методикам, так и по инновационным и авторским.
Основная задача – подойти к вопросам и проблемам с детьми и подростками комплексно. Только в таком случае можно достичь положительного результата при общении с ними, достучаться до них и проработать их переживания, стрессы, травмы, чтобы скорректировать девиантное поведение.
Если вас беспокоит девиантное поведение вашего ребенка, позвоните нам по тел.: (812) 642-47-02 и запишитесь на прием к специалисту. Мы поможем исправить ситуацию!
Источник