Способы борьбы с организованной преступностью
3.2. Противодействие организованной преступности
Основная цель этого направления правоохранительной деятельности заключается в подрыве экономической базы организованной преступности, создании действенных форм и методов борьбы с ней на основе комплексного объединения усилий правоохранительных органов и органов исполнительной власти, предприятий, организаций и учреждений, общественных объединений и граждан.
Приоритетными задачами борьбы с организованной преступностью являются:
совершенствование законодательного регулирования этой деятельности с учетом отечественного и зарубежного опыта;
дальнейшее развитие системы подразделений по борьбе с организованной преступностью по принципу федеральной вертикальной подчиненности, обеспечение скоординированности действий субъектов оперативно — разыскной деятельности, особенно в вопросах реализации оперативной информации об организованных преступных группах и сообществах, проведения комплексных межведомственных операций, создания условий, лишающих организованную преступность экономической основы и коррупционных связей;
разработка и внедрение эффективных, в том числе нетрадиционных, средств, форм и методов работы правоохранительных органов по выявлению и пресечению деятельности организованных преступных групп и сообществ.
В целях реализации задач по борьбе с организованной преступностью и коррупцией будет расширено международное сотрудничество.
Для обеспечения квалифицированной защиты свидетелей и членов преступных группировок, согласившихся сотрудничать с правоохранительными органами, будет разработана и реализована система соответствующих мер.
Источник
Способы борьбы с организованной преступностью
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Органы федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности Российской Федерации, и преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 153-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
На органы федеральной службы безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.
Деятельность органов федеральной службы безопасности в сфере борьбы с преступностью осуществляется в соответствии с законодательством об оперативно-розыскной деятельности, уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, а также настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 153-ФЗ)
Источник
Меры борьбы с организованной преступностью
Предупреждение организованной преступности осуществляется на основе всего комплекса мер общесоциальной и специально-криминологической профилактики. Решающее значение имеет подрыв экономических корней организованной преступности, разработка и последовательное осуществление организационно-управленческих, финансовых, налоговых и других мер, создающих невыносимые условия для преступного бизнеса и направленных на вытеснение из сферы производства и распределения криминальных способов регулирования экономических отношений, пресечение движения и легализации преступных капиталов.
Для общесоциального предупреждения организованной преступности и максимального ограничения возможностей ее функционирования и воспроизводства первоочередным является: повышение жизненного уровня большинства населения, сокращение разрыва между богатыми и бедными в уровне доходов, сокращение безработицы, равный доступ каждого к занятию предпринимательской деятельностью, существенная поддержка малого предпринимательства, подъем материального производства, усиление внимания к культуре, сохранение духовно-нравственных традиций, решение проблемы воспитания подрастающего поколения.
В данном русле перспективными представляются профилактические мероприятия, связанные с: 1) восстановлением с помощью служб социального обслуживания населения жизненной перспективы лиц, утративших ее в результате потери работы, демобилизации, ухода в отставку и т.д.; предоставление специалистам в отношении которых особо значим риск их вербовки организованными преступными структурами, альтернативы в профессиональной деятельности и ее оплаты; 2) введением деклараций для государственных (муниципальных) служащих и близких родственников о доходах и имуществе; декларирования источников средств на приобретение ценного имущества; обязанности банков сообщать правоохранительным органам о принятии или перемещении крупных вкладов, происхождение которых вызывает подозрения.
Борьбе с вербовкой новых членов организованной преступности будет способствовать восстановление деятельности правоохранительных органов по предотвращению формирования группировок с антиобщественной направленностью, вовлечения несовершеннолетних в преступления; реализация и расширение сохранившихся в трудовом законодательстве и законодательстве об образовании норм о трудоустройстве выпускников образовательных учреждений, а также детей-сирот или оставшихся без попечения родителей; восстановление системы социального контроля и помощи в отношении лиц, освободившихся из мест лишения свободы и закрытых воспитательных учреждений.
Необходимо создание системы борьбы с организованной преступностью основное направление которой – ликвидация организованных преступных формирований как таковых, их деятельности, а также экономической, организационной и другой основ их возрождения. В этих целях особое значение приобретают следующие меры: 1) разоблачение и привлечение к уголовной ответственности лидеров организованных преступных формирований; 2)перекрытие каналов движения и использования преступных доходов и капиталов, недопущение их легализации и приумножения; 3) дифференцированный подход к рядовым участникам организованных преступных формирований и поощрение добровольного сотрудничества их в деле разоблачения организованной преступной деятельности, оказание им необходимой социальной помощи в трудовом и бытовом устройстве, решение иных насущных вопросов; 4) обеспечение безопасности лиц, участвующих в разоблачении организованных преступных сообществ, свидетелей, иных участников уголовного процесса; 5) одновременное принятие действенных мер по борьбе с коррупцией; 6) противодействие установлению межрегиональных преступных связей; 7) дискредитация уголовных авторитетов; 8) нейтрализация влияния организованной преступности на малый и средний бизнес, промышленные предприятия, выпускающие высоколиквидную продукцию; 9)повышение качественного уровня агентурно-оперативной работы; 10) принятие эффективных мероприятий по обеспечению возмещения вреда жертвам преступлений организованных формирований.
Правовой основой в борьбе с организованной преступностью являлся принятый 3.06.97 г. Палатой Представителей Закон Республики Беларусь «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией» и одобренный Советом Республики 10.06.97 г.
Законодательство о борьбе с организованной преступностью и коррупцией основывается на Конституции Республики Беларусь и включает Закон «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией», Уголовный и Уголовно-процессуальный Кодексы республики Беларусь, другие акты законодательства РБ, а также международно-правовые договоры, участницей которых является Республика Беларусь.
Государственными органами, ведущими борьбу с организованной преступностью и коррупцией являются органы внутренних дел, государственной безопасности и прокуратуры, а коррупцией – органы Комитета государственного контроля, государственные налоговые органы, действующие в пределах своей компетенции.
Государственным координирующим органом по борьбе с организованной преступностью является межведомственная комиссия по борьбе с преступностью и наркоманией при Совете Безопасности РБ.
В органах внутренних дел, государственной безопасности и прокуратуры создаются специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью и коррупцией.
Порядок создания этих подразделений в органах внутренних дел и государственной безопасности определяется Президентом РБ, в органах прокуратуры – генеральным прокурором РБ.
Права и обязанности сотрудников специальных подразделений в зависимости от их ведомственной принадлежности определяется Законом РБ «О правоохранительных органах».
Значительная роль в решении проблемы борьбы с организованной преступностью принадлежит совершенствованию организации оперативно-розыскной деятельности специальных подразделений органов внутренних дел и государственной безопасности.
Специальные подразделения ОВД и КГБ по борьбе с организованной преступностью и коррупцией предусмотренные УГ РБ и Законом «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией» меры для выявления организованных групп и преступных организаций и пресечения их деятельности.
Среди практических мер направленных на борьбу с организованной преступностью можно выделить следующие.
1. Объединение усилий всех правоохранительных органов при наличии межведомственного координационного органа с тщательно разработанной программой на определенный промежуток времени.
2. Совершенствование в процессе кодификации законодательства, с тем чтобы создать прочную правовую основу для борьбы с преступными сообществами.
3. Специальная профессиональная подготовка лиц, включенных в борьбу с преступностью организованных сообществ, подобных зарубежной мафии.
4. Материально-техническое обеспечение специальных подразделений отвечающее характеру и серьезным последствиям организованной преступности.
5. Солидное пропагандистское обеспечение мер борьбы с организованной преступностью, имеющее целью раскрыть перед широкой общественностью преступные цели, планы и способы противоправной деятельности преступных сообществ, показ антигосударственной и антиобщественной направленности заправил преступных организаций, создать должную нравственную атмосферу в обществе, при которой у преступников «горела бы земля под ногами», а у каждого человека горела бы душа негодованием и стремлением внести свой посильный вклад в дело борьбы с опасными формами организованной преступности.
В статье 6 Закона «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией» определен порядок взаимодействия органов внутренних дел, государственной безопасности и прокуратуры, иных государственных органов в борьбе с организованной преступностью и коррупцией.
В органах внутренних дел, государственной безопасности и прокуратуры определяются лица, в функциональные обязанности которых входит осуществление взаимодействия в борьбе с организованной преступностью и коррупцией. Координация деятельности специальных подразделений возлагается на Прокуратуру РБ.
Территориальные и другие органы дел государственной безопасности и прокуратуры обязаны передавать соответствующим специальным подразделениям оперативную информацию и другие материалы, связанные с организованной преступностью и коррупцией и оказывать содействие в выполнения поставленных перед специальными подразделениями задач.
Национальный банк РБ и иные государственные органы, действующие в пределах своей компетенции должны оказывать содействие органам внутренних дел, государственной безопасности и прокуратуры в выявлении фактов организованной преступности, в необходимых случаях участвовать в проведении проверок и ревизий.
В борьбе с организованной преступностью заметное место должно быть отведено средствам массовой информации и особенно тем, объектом воздействия которых является молодежная аудитория. Сейчас фильмов, публикаций, передач по радио, телевидению и т.д., посвященных разоблачению организованной преступности, немало. Однако в них следует усилить нравственный акцент, четче показать тот огромный ущерб, который наносится ею обществу и, что очень важно, личности, ее духовному развитию. Обязательная задача – вскрыть социальные корни этой преступности, в первую очередь те, которые лежат в повседневной жизни, психологии некоторых малых социальных групп. Нужно исключить даже малейший намек, позволяющий романтизировать преступные организации, образ жизни и поведение отдельных ее представителей, делать их привлекательными в глазах молодых людей.
Необходимо вносить коррективы в Уголовный кодекс по мере появления новых форм организованной преступной деятельности.
Комплекс мер борьбы с легализацией и приумножением преступных доходов должен включать наряду с уголовно-правовыми мерами меры финансового и иного контроля, носящие специально-предупредительный характер и одновременно он должен быть направлен на выявление, пресечение незаконных операций с преступными доходами.
Источник
Защита населения от организованной преступности и проявлений экстремизма
Эффективный заслон коррупции и экономической преступности
- Принятие мер по пресечению коррупционных преступлений, совершенных должностными лицами, осуществляющими контрольно-надзорные и разрешительные функции.
- Внедрение эффективных форм и методов оперативно-служебной деятельности по защите бюджетных средств, выделенных на крупные инвестиционные проекты с государственным участием.
- Осуществление комплекса мер по повышению эффективности работы по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений, совершаемых с использованием оффшорных компаний и фирм-однодневок.
Пресечение деятельности организованных преступных групп, сформированных по этническому принципу
Обеспечение наступательности при реализации мероприятий, направленных на пресечение преступной деятельности организованных групп, сформированных по этническому принципу.
- Создание (за счет перераспределения численности) в субъектах со сложной криминогенной обстановкой подразделений по борьбе с организованными преступными группами, сформированными по этническому принципу – Декабрь 2013 года.
- Проведение отчетов руководителей территориальных органов МВД России перед гражданами о результатах проделанной работы по пресечению экстремизма, а также преступной деятельности организованных групп, сформированных по этническому принципу – ежегодно.
Противодействие проявлениям национального и религиозного экстремизма
- Пресечение фактов распространения материалов, содержащих призывы к социальной, расовой, национальной и религиозной розни, а также экстремистской литературы.
- Осуществление последовательных действий по выявлению и применению установленных законом мер к лицам, причастным к экстремистской деятельности.
- Усиление информационного взаимодействия с правоохранительными органами зарубежных стран, направленного на пресечение деятельности ячеек международных экстремистских организаций, а также перекрытие каналов незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ, используемых при осуществлении экстремистской деятельности.
Источник