Способы борьбы с олигополией

Антимонопольная политика государства

Отношение общественности к различным формам несовершенной конкуренции в виде монополии и олигополии двойственно.

С одной стороны, в условиях олигополии и тем более монополии объективно существуют тенденции к ограничению выпуска продукции к росту цен.

С другой стороны, как правило, монополия связана с большими масштабами производств. Это обеспечивает снижение издержек на единицу продукции, т.е. ведёт к экономии ресурсов.

Как правило, больше масштаба производства обеспечивают проведение научно-исследовательских разработок → Научно – технический прогресс.

Как правило, монополии обеспечивают своих работников достаточно благоприятными условиями труда, что привлекает к работе в монополии высококвалифицированных кадров.

Учитывая плюсы и минусы монополий, каждое правительство строит свою антимонопольную политику так, чтобы с одной стороны, препятствовать любому анти конкурентному поведению, а с другой стороны не сдерживать развитие крупных предприятий.

Способы борьбы с монополиями и олигополиями.

Открытие внешнеторговых границ, чтобы создать сильную конкурентную базу.

В большинстве стран правительства принимают законы, которые защищают сговор и слияние компаний, если это может привести к ситуации монополии. Для оценки степени концентрации производства используется специальный показатель, который называется индекс Герфиндаля, который рассчитывается:

S – Процентов отрасли

Если H 1800, то они запрещаются.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

Способы борьбы с монополиями и олигополиями

1. Открытие внешнеторговых границ, чтобы создать сильную конкурентную базу.

2. В большинстве стран правительства принимают законы, которые защищают сговор и слияние компаний, если это может привести к ситуации монополии.

Правительство может разукрупнить фирму, разбить её на мелкие части.

Олигополия

Олигополия(с греч. мало/не много) — немногочисленность участников конкуренции, когда относительно мало (в пределах 10) число фирм господствует на рынке товаров и услуг, удовлетворяя спрос множества потребителей на этом рынке.

Большинство крупных корпораций действуют в системе олигополии: большая часть рынка захвачена супер продавцами, а оставшуюся часть могут делить между собой множество конкурентов.

На олигополистическом рынке продукция может быть дифференцированной (автомобили) и не дифференцированной (сталь, цемент, нефть). Особенностью олигополистических рынков является сложность входа в этот рынок других фирм.

1. Эффект масштаба — состоит в том что, чтобы добиться низких издержек производства на единицу выпускаемой продукции. Любые вновь входящие в отрасль фирмы должны быть очень крупными производителями (для этого нужны очень большие деньги);

2. Потенциальных конкурентов могут исключить патентованием и лицензированием технологий, а так же контроль над стратегическим для отрасли сырьём: электроника, хим. и алюминиевая промышленность.

3. Дополнительными финансовыми проблемами для вступления в олигополию могут быть очень большие расходы на рекламу.

Монополистическая конкуренция

Чистая монополия и совершенная конкуренция современной экономики, как правило, исключение.

Большинство реальных рыночных структур находятся между этими крайностями. Монополистическая конкуренция –особый вид рынка, который включает в себя: значительный объём конкуренции и небольшую долю монополистической власти.

Монополистическая конкуренция –это такая рыночная ситуация, при которой относительно большое (несколько десятков) небольших фирм предполагают похожие, но не идентичную продукцию.

Основные черты монополистической конкуренции:

1. Каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка и поэтому имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой.

2. Наличие большого числа фирм гарантирует отсутствие сговора, согласованное действие фирм с целью ограничить объёмы производства и искусственно повысить цену.

3. При многочисленности фирм в отрасли нет взаимозависимости между ними, каждая фирма определяет свою политику самостоятельно, не учитывая возможную реакцию других фирм.

Здесь имеет место конкуренция, которая не зависит от цены, а зависит от дифференциации продукта.

· Условия послепродажного обслуживания

· Гарантия замены некачественного товара

· Возможность получения консультаций

Положительные и отрицательные стороны монополистической конкуренции

Плюсы «+»: Минусы «-»:
Продукция дифференцирована Не совсем эффективное использование ресурсов
Относительно легко вступит в отрасль
Независимость конкурентов друг от друга
У покупателей есть возможность выбора

МАКРОЭКОНОМИКА

Тема 6. Понятие национальной экономики. Показатели национальной экономики

ООН утверждена система экономических показателей, которая отражает экономическое благосостояние нации и его граждан:

1) ВНП (Валовый национальный продукт)

2) ВВП (Валовый внутренний продукт)

3) ЧВП (Чистый внутренний продукт)

4) НД (Национальный доход)

5) ЛД (Личный доход)

6) РД (Располагаемый доход)

ВНП –это совокупная рыночная стоимость всего объёма конечного производства товаров и услуг, произведённых национальными фирмами внутри страны и за рубежом.

ВВП –это совокупная рыночная стоимость всего объёма конечного производства товаров и услуг, произведённых внутри страны всеми фирмами независимо от их национальной принадлежности и формы собственности.

При расчёте ВВП не учитываются:

1. Государственные трансферты — это пенсии, пособия, стипендии, оплата больничных листов, дотации регионов

2. Частные трансферты (наследство, деньги от частных лиц).

3. Перепродажа поддержанных вещей.

ВВП имеет 2 стороны: расходную и доходную.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 441 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Рынок олигополии. Методы борьбы олигополий

Олигополия (от др.-греч. ὀλίγος — малочисленный, и πωλέω — продаю, торгую) — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ». Другим определением олигополистического рынка может являться значение индекса Герфиндаля, превышающее 2000. Олигополия с двумя участниками носит название дуополии.

Основные черты[править | править вики-текст]

Когда на рынке присутствует небольшое количество фирм, их называют олигополиями. В некоторых случаях олигополиями могут называть наиболее крупные фирмы в отрасли. Продукция, которую поставляет на рынок олигополия, идентична продукции конкурентов (например мобильная связь), либо имеет дифференциацию (например стиральные порошки). При этом, на олигопольных рынках очень редко проявляется ценовая конкуренция. Возможности получения прибыли фирмы видят в развитии неценовой конкуренции. Как правило, вход на олигопольный рынок новых фирм очень затруднён. В качестве барьеров выступают либо законодательные ограничения, либо необходимость в начальном капитале большого размера. Поэтому в качестве примера олигополии выступает крупный бизнес.

Особое значение функционирования олигополий имеет информированность их о рынке. С учётом возможностей конкурентов по расширению производства, каждая фирма опасается необдуманных действий, снижающих её долю на рынке. Поэтому информированность и входит в число обязательных условий существования. Поведение каждой фирмы на рынке имеет четко-обоснованную логику действий и поэтому называется стратегическим. С течением времени стратегии могут корректироваться, но такие изменения имеют среднесрочный, либо долгосрочный характер.

Типология моделей олигополии[править | править вики-текст]

Стратегии поведения олигополий делятся на 2 группы. Первая группа предусматривает согласование действий фирмами с конкурентами(кооперативная стратегия). Вторая-отсутствие согласованности (некооперативная стратегия).

Модель картеля[править | править вики-текст]

Наилучшей стратегией для олигополии является сговор с конкурентами по поводу цен производства, объёмов продукции. Сговор даёт возможность усилить власть каждой из фирм, и использовать возможности получения экономической прибыли в таком размере, в котором её получала бы монополия, если бы рынок был монопольным. Такой сговор в экономике называют картелем.

В антимонопольном законодательстве большинства стран сговор запрещён, поэтому на практике картели имеют либо международный (картель «ОПЕК»), либо тайный характер.

Особенностью существования картелей является их недолговечность: у членов картеля всегда есть соблазн получить более высокий доход в краткосрочном периоде, нарушив договоренность, и, когда это происходит, картель распадается.

Модель лидерства по ценам (объему)[править | править вики-текст]

Как правило, среди совокупности фирм выделяется одна, которая становится лидером на рынке. Это связано, например, с продолжительностью существования(авторитетом), наличие более профессионального персонала, наличие научных подразделений и новейших технологий, более высокая доля их на рынке. Лидер первым совершает изменения в отношении цены или объема производства. При этом остальные фирмы повторяют действия лидера. В результате наблюдается согласованность общих действий. Лидер должен быть наиболее информирован о динамике спроса на продукцию в отрасли, а также о возможностях конкурентов.

Модель Курно[править | править вики-текст]

Поведение фирм основано на сопоставлении самостоятельного прогноза об изменениях рынка. Каждая фирма просчитывает действия конкурентов и выбирает такой объем производства и цену, которая стабилизирует её положение на рынке. Если первоначальные расчеты ошибочны, фирма корректирует выбранные параметры. Через определенный промежуток времени доли каждой фирмы на рынке стабилизируются и в дальнейшем не изменяются.

Модель Бертрана (модель ценовой войны)[править | править вики-текст]

Предполагается, что каждая фирма желает стать ещё крупнее и в идеале захватить весь рынок. Чтобы вынудить уйти конкурентов, одна из фирм начинает снижать цену. Остальные фирмы, чтобы не потерять своей доли, вынуждены делать то же самое. Ценовая война продолжается, пока на рынке не остается одна фирма. Остальные закрываются.

Всеобщая взаимозависимость[править | править вики-текст]

Поскольку на рынке присутствует небольшое количество фирм, продавцам необходимо разрабатывать стратегии развития для своей фирмы, чтобы их не вытеснили с рынка конкуренты. Поскольку фирм на рынке немного, компании внимательно следят за действиями конкурентов, в том числе за их ценовой политикой, с кем они сотрудничают и т. п.

Модель ломаной кривой спроса: точка P(нет) — если фирма установит цену на товар выше данного уровня, то конкуренты не последуют за ней

Ценовая политика[править | править вики-текст]

Ценовая политика компании-олигополиста играет огромную роль в её жизни. Как правило, фирме не выгодно повышать цены на свои товары и услуги, поскольку велика вероятность того, что другие фирмы не последуют за первой, и потребители «перейдут» к компании-сопернику. Если же фирма понижает цены на свою продукцию, то, чтобы не потерять клиентов, конкуренты обычно следуют за понизившей цены компанией, также снижая цены на предлагаемые ими товары: происходит «гонка за лидером». Таким образом, между олигополистами нередко случаются так называемые ценовые войны, в которых фирмы устанавливают на свою продукцию цену, не большую чем у конкурента-лидера. Ценовые войны нередко бывают губительны для компаний, особенно для тех, которые соревнуются с более влиятельными и крупными фирмами.

Проблема устойчивости цен в условиях олигополии[править | править вики-текст]

Особенностью олигополии являются их высокие избыточные мощности, которые позволяют в случае необходимости значительно увеличить объем производства. Поэтому, прежде чем изменять цены и тарифы каждая фирма должна проводить анализ возможных действий конкурентов. На олигополистических рынках, чаще всего, наблюдается стабильность цен. Её можно объяснить с помощью модели ломаной кривой спроса. Предположим, что первоначальная цена Р1,количество Q1. Если фирма решит снизить цену и увеличить спрос на продукцию, то конкурирующая фирма сделает то же самое, чтобы не потерять свою долю рынка. Поэтому прирост спроса будет небольшим, а сам спрос будет характеризоваться низкой эластичностью. Если фирма начнет увеличивать цену, то конкуренты свою цену менять не будут, рассчитывая тем самым получить дополнительных покупателей. В результате при увеличении цены фирма столкнется с большим сокращением спроса. Это говорит о том, что он будет эластичным. Объединяя 2 графика спроса получаем единую его динамику (графикломаная кривая спроса).

Для того чтобы определить поведение фирмы при таком спросе необходимо сопоставить MR и MC фирмы. Единый график MR будет состоять из 2 частей с вертикальным разрывом между ними. Наличие данного разрыва позволяет прийти к выводу, что увеличение издержек с MC1 до MC2 не будет приводить к изменению объема производства и цены. Таким образом, олигополия — это структура, которая очень редко изменяет цену на свою продукцию и объём своего производства. Изменение происходит лишь в случае значительных шоков: резким ростом цен на ресурсы, значительным увеличением налогов.

Использование теории игр[править | править вики-текст]

Теория игр ― это теория поведения субъектов в условиях, когда решения одного из них влияют на решения всех остальных. Она используется для анализа действия как отдельных людей, так и фирм.

Проработанные в экономической литературе модели олигополии не всегда учитывают обстоятельства образования олигопольных рынков и влияния на них различных изменений. Универсальным инструментом для описаний поведения олигополии является теория игр. Ее суть заключается в выявлении вариантов действий, возможных последствий последовательности действий, а затем проведении анализа с поиском наилучшего варианта для каждой из сторон. Процесс такого анализа называют игрой.

Главным недостатком теории игр является большая зависимость получаемого результата от модели информированности субъектов, реальная информированность которых может оставаться неизвестной.

Рыночная власть: ее источники и показатели[править | править вики-текст]

Рыночная власть — возможность установления и регулирования цены на рынке. Источники рыночной власти:

· Источники со стороны спроса: эластичность рыночного спроса; доступность товаров-заменителей и величина перекрестной эластичности спроса на них; темпы роста и временные колебания спроса и т. д.

· Источники со стороны предложения: особенности технологии; юридические барьеры для вхождения в отрасль конкурентов; собственность на ресурсы, барьеры, создаваемые самими фирмами и т. д.

Для определения рыночной власти используется несколько показателей:

· Коэффициент концентрации: процентное соотношение продаж четырех или восьми крупнейших фирм к общему отраслевому объему продаж.

· Коэффициент Херфиндаля-Хиршмана рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей всех фирм отрасли и показывает степень ее концентрации.

· Коэффициент Лернера рассчитывается как отношение разности цены продукции и предельных издержек ее производства к цене продукции и показывает уровень монопольной власти фирмы.

Использование одного или нескольких коэффициентов позволяет сделать вывод о монополизации рынка, но точного ответа олигополия это или монополия не дает. Поэтому как, правило пользуются дополнительными сведениями.

Источник

Читайте также:  Домашние способы для роста ногтей
Оцените статью
Разные способы